Научная статья на тему 'Подходы к созданию программы профессиональной ориентации в сфере сервиса'

Подходы к созданию программы профессиональной ориентации в сфере сервиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
907
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА / ЦЕННОСТИ / ТИП ЛИЧНОСТИ / КАЧЕСТВА РАБОТНИКА СЕРВИСА / КОМПЛЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / МАТРИЦА РАБОТНИКА СФЕРЫ СЕРВИСА / ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ЭКСКУРСИЯ / АНИМАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / SERVICE INDUSTRY / HUMAN CAPITAL / PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL ORIENTATION TECHNOLOGIES / TYPE OF TEMPERAMENT / VALUES / TYPE OF THE PERSONALITY / QUALITY OF SERVICE WORKER / COMPLEX OF PROFESSIONAL BEHAVIOR / MATRIX OF THE WORKER OF SERVICE INDUSTRY / PROFESSIONAL ORIENTATION TRAINING / PROFESSIONAL ORIENTATION EXCURSION / ANIMATION OF THE SPECIALTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева Татьяна Леонидовна

По убеждению автора, качественная подготовка кадров для всех категорий предприятий сферы сервиса начинается с процесса привлечения в данную сферу именно тех людей, которые имеют способности к работе в данной индустрии, где человеческие отношения играют определяющую роль. В статье представлены не обсуждаемые ранее подходы к созданию профориентационной программы для старшеклассников, в которой задействован весь арсенал профориентационных технологий: тестирование, собеседование, экскурсия, тренинг, практика в организации, использование видеоматериалов и специальной литературы, а также анимационное представление специальности на Дне открытых дверей в университете. Актуальность реализации комплексного многоэтапного проекта, направленного на будущих специалистов сферы сервиса, продиктована высоким уровнем ответственности данной сферы, необходимостью предупреждающего принятия решения о поступлении на специальность, разъяснения некоторых нюансов и особенностей сервисной профессии, что даст молодым людям возможность сопоставить с определёнными требованиями свои способности. Задачи программы: 1) выявить доминирующие тип темперамента и мышления, виды способностей, затем определить, попадают ли претенденты в «матрицу работника сервиса»; 2) в ходе собеседования с попавшими в «матрицу» убедиться в их желании и психологической готовности трудиться в сфере сервиса; 3) в рамках деятельности профориентационной школы создать представление о доминирующих ценностях, без исповедования которых работать в сервисе не следует; 4) обозначить качества работника сервиса, являющиеся следствиями ценностных предпочтений; 5) описать ключевые требования, которые сфера сервиса предъявляет к состоянию физического и психического здоровья будущего работника; 6) выявить положительные и отрицательные стороны работы в сервисе; 7) обнаружить выгоды, которые приобретёт работник сервиса, реализуя себя в ней как личность; 8) снабдить рекомендациями по получению необходимых навыков и умений в рамках профориентационных тренингов, экскурсий, мастер-классов, совместных просмотров видеоматериалов. Практическая значимость работы определяется тем, что подобная программа может быть реализована на базе любого университета, осуществляющего подготовку по направлениям «Сервис» и «Туризм», где существует возможность провести первоначальный отбор школьников, а затем осуществить их подготовку в рамках специальной профориентационной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышева Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The approaches to creation of the professional orientation program in service

On belief of the author, high-quality training for all categories of service personnel begins with the process of attraction to this sphere of those people who have capabilities to work in this industry where the human relations play the determining role. In the article not discussed earlier approaches to creation of the professional orientation program for seniors have been provided. Whole arsenal of professional orientation technologies is involved in this original program: testing, an interview, a professional orientation excursion, a training, practice in the organizations, use of video records and special literature, and animation representation of specialty on the Open Day. The relevance in implementation of this complex multi-stage project, directed to future specialists of service, is dictated by high level of this sphere responsibility, the need of the explanation of some nuances and features of a service profession preventing decision making about revenues to specialty. It will give to young people the chance to compare the capabilities with certain requirements. The program tasks are following: 1) to reveal a temperament type, a thinking type, the types of capabilities of the applicants, after that to determine what applicants approach under “the matrix of service worker”; 2) to define the desire and psychological readiness to work in service during the interview with corresponding to “the matrix” young people; 3) to create an idea of the values required in service within activities of professional orientation school; 4) to designate the qualities of the service worker; 5) to describe key requirements which service imposes to a condition of future worker physical and mental health; 6) to reveal positive and negative sides of occupation in service; 7) to find benefits which will be obtained by service worker; 8) to supply with recommendations of necessary skills and abilities gaining within the professional orientation trainings, excursions, master classes, joint viewings of videos. The practical importance of work is determined by the fact that similar program can be realized on the basis of any university carrying out preparation in the «Service» and «Tourism» directions where there is an opportunity to make initial selection of school students, and then to perform their preparation within special professional orientation school.

Текст научной работы на тему «Подходы к созданию программы профессиональной ориентации в сфере сервиса»

УДК 379.8

DOI: 10.22412/1999-5644-11-1-7

подходы к созданию программы профессиональной ориентации в сфере сервиса

Чернышева Татьяна Леонидовна,

кандидат филологических наук, доцент, tablack@mail.ru,

Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск, Российская Федерация

По убеждению автора, качественная подготовка кадров для всех категорий предприятий сферы сервиса начинается с процесса привлечения в данную сферу именно тех людей, которые имеют способности к работе в данной индустрии, где человеческие отношения играют определяющую роль. В статье представлены не обсуждаемые ранее подходы к созданию профориентационной программы для старшеклассников, в которой задействован весь арсенал профориентационных технологий: тестирование, собеседование, экскурсия, тренинг, практика в организации, использование видеоматериалов и специальной литературы, а также анимационное представление специальности на Дне открытых дверей в университете. Актуальность реализации комплексного многоэтапного проекта, направленного на будущих специалистов сферы сервиса, продиктована высоким уровнем ответственности данной сферы, необходимостью предупреждающего принятия решения о поступлении на специальность, разъяснения некоторых нюансов и особенностей сервисной профессии, что даст молодым людям возможность сопоставить с определёнными требованиями свои способности. Задачи программы: 1) выявить доминирующие тип темперамента и мышления, виды способностей, затем определить, попадают ли претенденты в «матрицу работника сервиса»; 2) в ходе собеседования с попавшими в «матрицу» убедиться в их желании и психологической готовности трудиться в сфере сервиса; 3) в рамках деятельности профориентационной школы создать представление о доминирующих ценностях, без исповедования которых работать в сервисе не следует; 4) обозначить качества работника сервиса, являющиеся следствиями ценностных предпочтений; 5) описать ключевые требования, которые сфера сервиса предъявляет к состоянию физического и психического здоровья будущего работника; 6) выявить положительные и отрицательные стороны работы в сервисе; 7) обнаружить выгоды, которые приобретёт работник сервиса, реализуя себя в ней как личность; 8) снабдить рекомендациями по получению необходимых навыков и умений в рамках профориентационных тренингов, экскурсий, мастер-классов, совместных просмотров видеоматериалов. Практическая значимость работы определяется тем, что подобная программа может быть реализована на базе любого университета, осуществляющего подготовку по направлениям «Сервис» и «Туризм», где существует возможность провести первоначальный отбор школьников, а затем осуществить их подготовку в рамках специальной профориентационной школы.

Ключевые слова: сфера услуг, человеческий капитал, профессиональная ориентация, профориентаци-онные технологии, тип темперамента, ценности, тип личности, качества работника сервиса, комплекс профессионального поведения, матрица работника сферы сервиса, профориентационный тренинг, профориентационная экскурсия, анимация специальности

Сфера услуг во всем мире является доминирующим вектором развития человеческого капитала — её роль в современной экономике выросла в геометрической прогрессии. В США на сферу услуг приходится 80% рабочих мест, 74% ВВП и сосредоточено 40% основных производственных фондов. В странах ЕС на долю услуг приходится около 63% ВВП и 62% занятых [1]. Туризм становится все более перспективной и прибыльной сферой бизнеса. На его долю приходится около 10% мирового валового дохода и 30—35% мировой торговли услугами [2].

Одна из причин бурного развития сферы услуг видится в усилении индивидуалистических настроений в современном обществе при том, что потребность в межличностном взаимодействии все равно присутствует, и такое взаимодействие может обеспечить процесс предоставления услуги, который так или иначе связан с установлением человеческого контакта, взаимопониманием и бесконфликтным общением, он предполагает комфортные, ни к чему не обязывающие добрые отношения.

Сфера сервиса ассоциируется с приятными условиями для отдыха и досуга; она обладает

большой личностной значимостью: непосредственно формируя качество жизни человека, она влияет на его духовное совершенствование, особенно посредством социально-культурных услуг [3]. Образование, туризм, оздоровительные и культурно-развлекательные услуги обладают особой значимостью для развития человека. Затраты на них рассматриваются как вложения в человеческий капитал.

В ведущих странах мира все больше внимания уделяется укреплению рекреационного комплекса, охватывающего сеть предприятий обслуживания (спортивных, культурно-развлекательных, туристических и т.д.), поскольку существует осознание того, что он способствует увеличению производительности труда, а, следовательно, увеличивает валовый национальный продукт. Поэтому предпочтение делается в пользу отдыха общеоздоровительного и спортивного направлений. Создаются все условия для развития всех видов активного времяпрепровождения людей.

Сфера услуг способствует росту человека как личности, семьянина и гражданина и поэтому оказывает очевидное влияние на духовное возрождение общества [4].

В связи с тем, какое огромное значение приобрела сегодня сфера сервиса во всем мире, и Россия не является исключением, становится очевидной актуальность качественной подготовки кадров для всех категорий предприятий сферы сервиса [5]. А качественная профессиональная подготовка начинается с процесса привлечения в данную сферу правильного контингента — именно тех людей, которые имеют способности к работе в этой индустрии, где человеческие отношения играют определяющую роль, и поэтому работать в ней может далеко не каждый. С другой стороны, к сожалению, большинство выпускников сегодня не владеют информацией о реальном спросе на специалистов на рынке индустрии сервиса и содержании сервисной профессии. Преобладает случайный выбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки: зачастую молодой человек теряет время и веру в свои силы.

Следовательно, первый этап — это грамотная профессиональная ориентация, осуществляемая представителями высшей школы и направленная на тех молодых людей, которые находятся в процессе выбора своего жизненного пути. Только таким образом будет сформирован персонал нового качества, который пополнит ряды представителей отечественной сервисной индустрии.

Одним из важных аспектов формирования нового уровня качества сотрудников является работа по созданию не только оригинальных профори-ентационных программ, но также по разработке методов улучшения качества трудовых процессов, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров.

Как известно, профессиональная ориентация (профориентация) — это система мер, призванных помочь молодому человеку выбрать профессию в соответствии с его интересами, способностями, мотивацией1.

Абсолютное большинство авторов, имеющих представление о степени важности профориентации для молодежи, сходятся во мнении, что в современной России нет единой государственной системы профориентации [6, 7, 8, 9], и в том числе ее нет в области профессиональной сервисной деятельности. Существующие службы занятости не считают школьников объектом приложения усилий, и они, как правило, предоставлены в выборе профессии самим себе. Профориентацией молодого человека, заканчивающего школу, как правило, занимаются отдельные энтузиасты (например, учителя психологии в школе, социальные педагоги и т.д.). Признанные классики социальной психологии, такие как Берн, Фрейд, Фромм и другие, говоря об огромной важности выбора профессии, отмечали, что то, чем занимается человек в своей трудовой деятельности, в равной степени может сделать его как безмерно счастливым, так и абсолютно несчастным. Тот, для кого работа в радость, и работает более продуктивно, и постоянно самосовершенствуется. И как неразрывно связанное с его успешной работой следует продвижение по службе и уважительное отношение со стороны коллег [10, 11, 12].

Для развития отечественной индустрии гостеприимства считаем очень важным, чтобы школьники обратили внимание именно на сервисный вектор профессиональных направлений, о реестре которых и месте, где существуют возможности ими овладеть, следует информировать в первую очередь. Для профориентации в области социально-культурного сервиса и туризма необходимо использовать специальные

1 Профессиональная ориентация//Википедия Большая Энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 02.01.2017); Время выбирать профессию: Как выбирать профессию. [Электронный ресурс]. URL: http://proftime.edu.ru/ index.php?id_catalog=1&id_position=1 (дата обращения: 10.01.2017).

профориентационные технологии, то есть совокупность разработанных методов, процессов и материалов в помощь выпускнику для ознакомления с основными постулатами профессии в индустрии сервиса и соотнесения их с собственными интересами, способностями, мотивацией для осуществления последующего самоопределения.

Психолог Л. Столяренко выделяет следующие функции профориентации:

а) социальную — усвоение определенной системы знаний, норм, ценностей, связанных с профессиональной деятельностью;

б) экономическую — улучшение качественного состава будущих работников, повышение их профессиональной активности и квалификации;

в) психолого-педагогическую — выявление индивидуальных особенностей каждого выбирающего профессию;

г) медико-физиологическую — учет требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения определённой профессиональной деятельности [13].

На наш взгляд, все перечисленные функции будут актуальны в процессе профориентации в области сервисной деятельности. Определяющей считаем именно социальную функцию: необходимо создать у ребят представление о доминирующих ценностях, без исповедования которых в области сервиса работать эффективно практически невозможно. Как преподавателю ряда дисциплин для студентов направлений «Сервис» и «Туризм» автору статьи постоянно приходится сталкиваться с проблемой неподготовленности сознания студентов к деятельности в сфере сервиса и, как следствие, отсутствия необходимых социально значимых качеств [14]. Только благодаря целенаправленному формированию и развитию у студентов отношения к человеку как к цели, а не средству, установлению таких ценностных доминант, как здоровье, комфорт, позитивный настрой, красота, эстетичная окружающая обстановка и безопасность человека, позволят сформировать следующие ценностные ориентиры и зависящие от них качества: открытость, доброжелательность, любезность, внимательность, жизнерадостность, уважительность, надёжность, гибкость, участливость, трудолюбие, ответственность, готовность к преодолению трудностей, толерантность, неприятие насилия, которые в огромной степени повысят шансы на успех в данной профессии.

Пока во главе стратегии образования не находится приоритет выработки ценностного отношения к определённым жизненным реалиям, все знания, которые получают будущие специалисты сервисной сферы, остаются разрозненными; не имея единого ценностного стержня, они так и остаются в сознании молодёжи рядом ничем не связанных учебных дисциплин [15].

Этим единым ценностным стержнем для работников сервиса, на наш взгляд, должна стать система национальных ценностей. Например, туризм — это специфическая досуговая деятельность, которая позволяет гражданам узнать и оценить свою страну, и специалисты, которые обслуживают туристов во время путешествия — экскурсоводы, сотрудники музеев, культурных центров, аниматоры и т.д. — обладают возможностью сделать процесс познания своей страны более содержательным, наполненным особым смыслом. Это говорит о том, что необходимо способствовать формированию у будущих специалистов приверженности к идентичности своей страны, поскольку они станут трансляторами социально-значимых ценностей всем, кто обратится к ним за организацией отдыха [16].

Из системы ценностей человека по Альфреду Адлеру, который делит ценности на три типа — физические, эмоциональные и интеллектуальные, для формирования будущих специалистов сферы сервиса считаем наиболее продуктивными следующие: из физических — это, безусловно, здоровье, путешествие, комфорт; из эмоциональных ценностей — безопасность, дружелюбие, помощь и ответственность; из интеллектуальных ценностей — общение, точность, принятие решений [17].

Согласно М. Рокичу, выделяются два вида ценностей 1) терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться (ценности — цели); 2) инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации (цели — средства) [18].

Из ценностей терминальных прежде всего следует сосредоточиться на формировании стремления к полноте и эмоциональной насыщенности жизни; сохранению физического и психического здоровья; к переживанию прекрасного в природе и искусстве; возможности расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуального развития, постоянному физическому и духовному

совершенствованию; обеспечению счастья людей, развитию и совершенствованию других людей, всего народа, человечества в целом; занятию творчеством; укреплению уверенности в себе (внутренней гармонии, свободы от внутренних противоречий, сомнений).

Из инструментальных ценностей на первый план должны быть поставлены: приверженность гигиене, аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; воспитанность (хорошие манеры); жизнерадостность (чувство юмора); исполнительность (дисциплинированность); самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); терпимость (к взглядам и мнениям других, умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); честность; трудолюбие; чуткость (заботливость); ответственность (чувство долга, умение держать слово); рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения).

Ш. Шварц считал ценностями «познанные» потребности, которые зависят от культуры, среды, менталитета конкретного общества, и выделял десять таковых, подразделяя на социальные и индивидуальные. Среди социальных ценностей особое внимание следует уделить формированию у будущих специалистов сферы сервиса внутренней гармонии, жизни, полной впечатлений, миру во всем мире, уважению традиций, единству с природой, миру красоты. Из индивидуальных ценностей «профиля личности», по Шварцу, будущий специалист сферы сервиса должен быть сориентирован к развитию сдержанности (избеганию крайностей в чувствах и действиях), открытости к чужим мнениям (терпимости к различным идеям и верованиям, скромности, любознательности, ответственности, чистоплотности, честности, личной эффективности и полезности для общества; к защите экосистем (здоровья и окружающей среды) и, что очень важно, к умению наслаждаться жизнью, поскольку человек, который не владеет этим навыком сам, не сможет заинтересовать в услугах, направленных на рекреацию, своих клиентов [19, 20].

Доброжелательность и радушие, обходительность, любезность, — это те качества работника сервиса, на которые указывали многие исследователи, они являются следствиями описанных выше ценностных предпочтений. Любезность проявляется в готовности работника сделать больше, чем он обязан в соответствии с должностными инструкциями. Сдержанность — это

умение контролировать свое настроение и чувства. Специалист в области гостеприимства всегда должен демонстрировать жизнерадостность, улыбаться клиентам. Значение улыбки состоит в том, что она вносит в деловые отношения личностный смысл. Это символ высокой профессиональной культуры поведения работника. Тактичность — это мера уважения и к другим людям, и к себе. Профессиональное мастерство позволяет работнику сферы сервиса подходить к труду творчески, быть не просто исполнителем, а виртуозом своего дела, который сразу поймет, чего хочет клиент, даже если тот не совсем ясно и точно излагает свои пожелания. Это возможно только при наличии профессиональных знаний, а также широты кругозора.

Очевидно, что все эти тесно связанные между собой качества образуют комплекс профессионального поведения, который является важнейшим залогом успешной деятельности работника социально-культурной сферы [21].

С реализацией социальной функции профориентации будут идти параллельно экономическая и психолого-педагогическая функции, поскольку в процессе общения со школьниками будет происходить выявление индивидуальных особенностей каждого выбирающего профессию, сопоставление с теми, которые востребуют-ся профессией, что будет предотвращать попадание в нее случайных людей, а, следовательно, улучшать качественный состав будущих работников. К сожалению, у нас в стране досуг — это феномен, важность которого ещё не оценена, до конца не осознана. В обществе пока нет понимания того, что досуг является целью и смыслом трудовой жизни человека, возможностью реализовать свои личностные качества, и поэтому качество организации досуга напрямую влияет на качество жизни и субъективное ощущение удовлетворённости от нее. Досуг является важнейшей составляющей качества жизни как часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных, интеллектуальных ее потребностей. Идеи о том, что в этой сфере существует место только для профессионалов высокого уровня, должны быть транслированы молодым людям в рамках пропагандирующей специальность программы.

В обществе необходимо ускорить процесс осознания того, что человеческий капитал напрямую влияет на состояние экономики страны, при этом следует всемерно подчёркивать, что

человек должен восприниматься как цель экономического роста, а не его ресурс.

Увеличение затрат на развитие человека в России приведёт к бурному развитию социально-культурных услуг. Ведь именно институт социально-культурного сервиса обеспечивает уровень развития человеческого капитала, является фактором генерации и реализации человеческих потребностей. В процессе получения социально-культурных услуг человек познает культуру собственной страны и всего мира, он воспринимает действительность сквозь призму общечеловеческих ценностей, что не может не созидать в нем гуманиста [15, 22]. Поэтому социально-культурный сервис также именуется гуманитарным сервисом: в него входит широкий спектр услуг в области удовлетворения интеллектуальных, биопсихофизиологических, рекреационных потребностей человека (это развлечения, туризм, кинематограф, музеи, театры, образовательные услуги, культурные, оздоровительные). Очевидно, что процесс предоставления подобного рода услуг требует междисциплинарного подхода [23], что накладывает на работника сферы сервиса обязательства по овладению знаниями множества гуманитарных дисциплин.

Уникальность профориентационной деятельности заключается в том, что она также представляет собой социально-культурную услугу, состоящую из нескольких уровней взаимодействия с людьми, которые совершают едва ли не самый важный в своей жизни выбор. Она также невозможна без междисциплинарности.

Это отчетливо прослеживается в разнообразии методов, которые должны использоваться при продвижении специальности.

Исследователь вопросов профориентационной деятельности Н. Захаров выделяет следующие три группы форм и методов профориентации, дополняющих друг друга.

1. Основные, ознакомительные: встречи со специалистами, просмотр и обсуждение телевизионных передач, выставки передового опыта, экскурсии на предприятия и в учебные заведения, информационные уроки для школьников (теоретические и практические вопросы подготовки к будущей профессии с использованием методов беседы, рассказа, объяснения, диспута, игры, сочинения, отчета о мероприятии и другие), уроки в условиях будущего рабочего места с сообщением определенных сведений профори-ентационного характера, демонстрация практических умений.

2. Активизирующие деятельность: индивидуальные задания для углубления знаний с учетом интересов, конкурсы для выявления склонностей, недели искусства, клуб будущих специалистов, кружки творчества, молодежные объединения, школьные трудовые объединения.

3. Методы изучения личности: беседа (целенаправленная, индивидуальный подход, педагогический такт, ознакомление с профессиями, выявление мотивов и причин, затрудняющих выбор), анкетирование, наблюдение, анализ результатов деятельности (дневник, школьный журнал успеваемости, сочинение, тетрадь с высказываниями, личное дело, медицинское обследование), метод экспертов (обобщение высказываний друзей, учителей, родителей), метод обобщения независимых характеристик (рекомендации родителей, знакомых по выбору), педагогический эксперимент [24].

Таким образом, основными методами профориентации можно назвать информационно-справочные и профессионально-психодиагностирующие.

Все эти методы могут быть так или иначе задействованы в ходе профориентационной работы с будущими абитуриентами сервисных специальностей. В рамках профессионально-диагностирующих, на наш взгляд, особенно результативно тестирование и педагогический эксперимент, среди информационно-справочных следует выделить ключевые сведения о содержании сервисной деятельности, условиях материальной и социальной среды, оплате, основных моделях режима труда и отдыха, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалификационного роста. Особое внимание во время реализации профориентационной программы рекомендуется уделить освещению основных требований, которые предъявляет сфера сервиса к состоянию физического и психического здоровья будущего работника, его личностным качествам, интеллектуальному уровню. Здесь необходима быстрота реакции, способность к распределению и переключению внимания, хорошая память, в том числе на имена и лица, точность координации движений и т.д. Физическая выносливость, резистентность к стрессу, способность поддержать беседу с клиентом будут востребованы сервисной сферой в полном объеме.

Необходимо описание положительных и отрицательных сторон работы в сервисе, что позволит уменьшить риск последующего разочарования в профессии и ухода из нее.

Рассматривая, например, преимущества и отрицательные стороны работы менеджером по туризму, нельзя не обратить внимание на неоднозначность восприятия их целевой аудиторией. У многих абитуриентов существует стереотип, что работа в туризме связана преимущественно с путешествиями и работой вне офиса, в то время как на самом деле, как правило, это работа в офисе. Действительно, менеджеры по туризму имеют шанс бесплатно путешествовать. Реальную возможность такого бесплатного путешествия предоставляют инфотуры. Однако это происходит далеко не так часто — раз в год в какое-то новое направление. И следует учитывать, что инфотуры — это очень напряжённые образовательные поездки, во время которых менеджеры должны осмотреть десятки отелей и запомнить всю информацию о каждом, а также об экскурсиях, трансферах и массу других важных фактов.

Другой существующий стереотип — о больших заработках. Профессия менеджера по туризму считается высокооплачиваемой за счет того, что практически все менеджеры работают на проценты от продаж. Действительно, менеджер по туризму — это в первую очередь менеджер по продажам. Однако туризм — это сезонная активность в нашей стране. Летом туры продаются лучше всего, зимой наблюдается затишье, поэтому зарплата менеджера по туризму никогда не бывает стабильной.

То, что действительно трудно подвергнуть сомнению — это достаточно высокий имидж туризма как сферы деятельности [25].

Само название профессии звучит престижно, она связана с большим объемом страноведческих знаний. Необходимо знать много стран и курортов, сотни отелей и особенностей отдыха, правила провоза багажа и прохождения таможенного контроля, особенности ведения бухгалтерии и многое-многое другое. Профессия подразумевает очень высокий уровень ответственности, поскольку это работа с людьми, у которых свои потребности, взгляды и мнения, свой сложный характер. Самая главная задача менеджера турагентства, требующая психологических знаний и навыков, — выявить скрытые желания клиента. Далеко не всегда клиенты, решившие отправиться в путешествие за границу, имеют чёткое представление о предпочтительной дестинации. Необходимо правильно оценить финансовые возможности клиента без озвучивания результатов этой оценки. Описывая преимущества того или иного тура, важно

доносить до потенциального путешественника правдивую информацию, не приукрашивая детали поездки, потому что клиент может быть разочарован и не решится на новое путешествие. Представитель турфирмы, организуя поездку, отвечает не только за качество самой организации, но и за безопасность доверившихся ему людей. Если отдыхом, организованным менеджером, клиент останется недовольным, то возможны конфликты, включая судебные разбирательства.

Описание положительных и отрицательных сторон в рамках профориентационной программы важно сопровождать показом возможности удовлетворения личных интересов работника в данной профессии, обнаружением того, какие выгоды он получит, реализуя себя в ней как личность. Здесь следует поставить акцент на колоссальных возможностях для расширения кругозора, духовном самосовершенствовании, нахождении «в потоке» новых увлекательных знаний за счёт самообразования и встреч с интересными людьми. Профессия ценна перспективой обучения в течение всей жизни (long — life education) — концепции, которая стала популярной за последние годы и в нашей стране [26]. В рамках профориентационной программы важно не только дать представление о необходимых навыках и знаниях, но и снабдить рекомендациями по их получению, развитию полезных личностных характеристик, вплоть до сообщения ценных литературных источников и фильмов, которые стоит посмотреть.

Самая широкая классификация сервиса разделяет данную сферу на деятельность по удовлетворению материальных потребностей людей и деятельность по удовлетворению их духовных потребностей. Оба вида требуют эмоциональных вложений в процесс обслуживания, однако второй взыскивает неизмеримо больших. Дело в том, что в «материальном» сервисе между клиентом и сервисодателем находится какой-либо материальный предмет, который и становится основным объектом приложения усилий, в то время как в сервисе по удовлетворению духовных потребностей в центре находится сам человек. Его сознание, его внутренний мир и становятся объектом сервиса, что накладывает на сервисодателя особые обязательства. Его задача усложняется необходимостью того, чтобы акт приведения в соответствие зачастую глубоко скрытых, не очевидных желаний клиента с имеющимся у сервисодателя предложением вызвал у клиента положительные эмоции. Необходимо

предупредить потенциальных абитуриентов о том, что, работая в сервисе, нужно быть готовым к тому, чтобы уметь воплотить в жизнь весьма изощренные запросы клиента, которые необходимо правильно интерпретировать. Доминанта работы в сервисе — это наличие искреннего желания разрешить проблему человека, помочь реализовать его мечту.

Люди, работающие в сфере социально-культурного сервиса, должны осознавать, что они являются частью продукции, которую представляют на рынке. Разница очень часто определяется такими вещами, как ответ по телефону, приветствие, решение первоначально кажущихся незначительными проблем гостей. Каждый сотрудник такого предприятия должен действовать на всех этапах общения, в том числе заключения сделки и подписания договора, всегда поддерживать контакт с клиентом. У сервисодателя должно быть желание вникать в нюансы потребностей своих клиентов, поэтому молодым людям важно предоставить возможность оценить, насколько подходит такая работа тем, кто не имеет обозначенных качеств [27].

Рассказ о профессии должен строиться по определенному плану с учетом различных её сторон и особенностей; план должен обладать системностью и определённой логикой, что говорит о необходимости разработки для абитуриентов комплексной программы по профессиональной ориентации в сфере сервиса. Она может быть реализована на базе университета, осуществляющего подготовку по направлениям «Туризм» и «Сервис». Очевидно, что во время одного или двух организуемых университетом в течение года Дней открытых дверей невозможно узнать многое о своей будущей специальности. День открытых дверей скорее существует для финального прояснения вопросов, возникших у абитуриентов в процессе самоопределения. Профориентационная программа должна быть ориентирована на значительный срок времени, в течение которого будущие абитуриенты приобретут практические знания о профессиях в сфере сервиса.

В соответствии с программой сотрудники выпускающей кафедры в течение трёх месяцев посещают школы города, в котором расположен университет, с целью тестирования школьников и последующего собеседования по результатам тестирования. Так проводится первоначальный отбор школьников, которые могут стать абитуриентами сервисных направлений. Они

включаются в состав участников профориентационной программы «Будущее сервиса».

Тестирование состоит из трёх этапов: выявление типов темперамента, личности, мышления, а также выявление способностей личности. Именно с помощью данных характеристик возможно создать так называемую «матрицу специалиста», работающего в сфере сервиса.

Темперамент считается врожденным свойством человека, связанным с особенностями его нервной системы, поэтому скорректировать свой темперамент достаточно сложно — гораздо правильнее учитывать индивидуальные способности, в том числе при выборе профессии и в процессе обучения. Существует четыре типа темперамента — холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. Для работы в сфере сервиса рекомендуем типы холерик и сангвиник: представителям этих типов легче всего работать с людьми, они довольно общительны, как правило, обладают активной жизненной позицией, они доброжелательны и эмоциональны2.

Холерик чувствует азарт, встречаясь с трудностями. Он любит риск и активное времяпрепровождение, он энергичен, хотя не всегда способен довести дело до конца. У холерика очень широкий круг общения, в компаниях холерик часто играет роль лидера или заводилы. Речь холерика подкрепляется яркой жестикуляцией и мимикой. Холерик стремится к новому, легко включается в новую для себя деятельность, быстро приспосабливается к переменам, быстро принимает решения, однако может пересмотреть свою позицию. Холерики добиваются больших успехов в тех профессиях, где значим человеческий фактор, где важно уметь устанавливать контакты и располагать к себе. Для поддержания работоспособности на высоком уровне ему требуется постоянное эмоциональное подкрепление, поддержание интереса к работе, новые идеи. Высокая устойчивость к стрессам позволяет холерикам быть хорошими руководителями.

Сангвиник воспринимается в коллективе как активный, жизнерадостный и доброжелательный человек. Он отличается уравновешенностью; беспокоен внешне, но спокоен внутри. Его характеризует высокая работоспособность, умение долго сосредоточиваться на задаче и легкая

2 Персональный сайт «Выбери себя сам»: Темперамент

и будущая профессия. [Электронный ресурс]. URL:

http://vyberisebya.narod.ru/index/0-12 (дата обращения: 12.01.2017).

переключаемость с одной задачи на другую. В общении сангвиник открыт, его речь выразительна, он хорошо сдерживает эмоции, настроен обычно добродушно и оптимистично. Сангвиник общителен, у него обычно широкий круг контактов и несколько близких друзей, он легко устанавливает новые контакты. Для сангвиника характерна стабильная самооценка, которая может быть адекватной или слегка завышенной. Сангвиники обычно обладают хорошими организаторскими способностями.

Следующая характеристика личности, задействованная в тестировании, — это тип мышления. Различают пять типов мышления: идеалистический, иррациональный, рациональный, аналитический, синтезирующий. «Чистых» типов мало, обычно в человеке комбинируется два типа из вышеперечисленных3.

Типы, которые рекомендованы для работы в сфере духовного сервиса, — рациональный и аналитический.

Рациональному типу мышления свойственна ориентация в реалиях окружающей действительности, склонность к целесообразности и подчиненности смыслу. Любое действие, любая мысль может быть иллюстрирована им картиной из реального быта. Мечты быстро переводит в планы, не склонен преувеличивать значение и возможности как своих, так и других людей. Ко всему подходит конструктивно, без сожаления избавляется от того, что не может применить на практике. Рациональному типу мышления необходимо сразу демонстрировать перспективные выгоды. Его заинтересованность надо вызывать четкой аргументацией и демонстрацией конечной пользы4.

Аналитический тип имеет сходство с рациональным типом мышления. Однако если представитель рационального типа склонен решить проблему и тут же забыть о ней, то представитель аналитического типа погрузится вглубь и будет рассматривать мотивы, посылы и обобщать полученный опыт. Аналитик выстраивает из фрагментов картинку и владеет обзорным видением ситуации как в сторону истоков, так и в сторону прогнозов. Редко ошибается, потому что наблюдательные способности у аналитического типа

3 Психологический навигатор: Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.psynavigator.ru/ (дата обращения: 20.01.2017).

4 Центр тестирования и развития: Профориентация: Кем стать? [Электронный ресурс]. URL: http://www. proforientator.ru/index.php?option=com_content&view=art icle&id=872:2011-11-08-08 (дата обращения: 20.01.2017).

мышления развиты очень сильно. Аналитик — сильный логик5.

Следующая характеристика — это тип личности. У каждого человека имеются черты как экстравертированного, так и интровертирован-ного типа. Различие между людьми состоит в соотношении этих черт: у экстраверта преобладают одни, а у интроверта — другие. Деление людей на типы экстравертов и интровертов осуществляется с учетом таких качеств, как коммуникабельность, разговорчивость, честолюбие, напористость, активность и ряд других. Экстраверт — это тип личности, который обращен в своих эмоциональных проявлениях на окружающих. Такой человек стремится к активному общению с людьми, ораторству и любому участию в публичных выступлениях, к усиленному вниманию со стороны6.

Именно экстраверт рекомендован для работы в сфере духовного сервиса.

Следующий этап тестирования — это выявление способностей молодого человека — индивидуально-психологических особенностей человека, проявляющихся в деятельности и являющихся условием успешности ее выполнения [8]. Они делятся на общие и специальные. В рамках проф-ориентационной деятельности выявляются учебные и творческие; умственные и специальные; математические; конструктивно-технические; музыкальные; литературные; художественно-изобразительные; физические способности [9].

В сфере сервиса по удовлетворению духовных потребностей приветствуются творческие, коммуникативные, целеустремленные, неординарные специалисты, имеющие литературные, музыкальные, художественно-изобразительные и, безусловно, организаторские способности.

Подведём итог в виде матрицы специалиста социально-культурного сервиса (рис. 1).

После тестирования, которое определит молодых людей, в наибольшей мере соответствующих данной матрице, преподаватели проведут с ними собеседование, в процессе которого будут выявлены их видения своего будущего, их личные желания и возможности.

Будущий специалист сферы социально-культурного сервиса в ходе собеседования должен будет ответить на следующие вопросы, ответы на

5 Школа Даля: Типы мышления человека. [Электронный ресурс]. URL: http://www.olegdal.ru/tems/psi/tipy_ myshlenija_cheloveka (дата обращения: 18.01.2017).

6 Центр дистанционного образования: Личностные особенности экстравертов и интровертов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.elitarium.ru/2011/11/09/ekstravert_ introvert.html (дата обращения: 17.01.2017)

Рис. 1. Идеальный образ сервисодателя

которые обнаружат степень его готовности к деятельности по данной специальности.

1. Желаете ли вы работать каждый день с людьми и помогать им?

2. Как вы поведёте себя в ситуации, если вам нагрубит человек?

3. Сфера сервиса очень активна, каждый день будет насыщен разными событиями, готовы ли вы к этому?

4. Сфера сервиса — это сфера эмоций, и нельзя одному клиенту улыбаться, а со вторым разговаривать «сквозь зубы», даже если вы очень устали. Нужно дарить положительные эмоции в равной мере каждому клиенту, готовы ли вы к этому?

5. Готовы ли вы проводить в жизнь организационные и управленческие решения вашего руководства, зависящие от повестки каждого конкретного дня?

После собеседования определится группа заинтересованных и способных к движению по пути получения образования в области социально-культурного сервиса школьников, их и следует пригласить на мероприятия, организуемые уже на территории университета, а также предприятий города сервисной направленности.

Мероприятия будут включать в себя тренинги, семинары, практические занятия, экскурсии на предприятия, рекомендации по видеофильмам и специальной литературе. Приглашать школьников планируется в течение полугода два раза в месяц по субботам (таблица 1).

Подготовленные согласно данной программе школьники, на наш взгляд, с гораздо большей долей вероятности придут поступать на соответствующий факультет университета, к которому за время встреч привыкнут.

В предложенной программе «Будущее сервиса» использованы следующие виды профориен-тационных технологий:

1) тестирование;

2) собеседование со специалистом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) профориентационная экскурсия;

4) тренинг;

5) практика в организации;

6) использование видеоряда;

7) анимация направления «Сервис» и «Туризм» на «Дне открытых дверей».

Таким образом, «Будущее сервиса» — это комплексный многоэтапный проект, направленный на будущих специалистов сферы сервиса,

Таблица 1

Календарный план школы «Будущее сервиса»

Первое занятие в месяце Второе занятие в месяце

1 месяц Экскурсия в гостиницу известной и крупной гостиничной цепи, где будут показаны основные функции работников на различных позициях в гостиничном предприятии, освещено их штатное расписание, обнаружены преимущества работы в гостинице. «Гостиничный бизнес» - занятие в университете. Преподаватели университета проведут круглый стол, где пройдёт обсуждение полученной на экскурсии в гостиницу информации, молодые люди поделятся впечатлениями от увиденного. Затем состоится небольшой семинар, где преподаватели расскажут об истории создания и организационной культуре таких известных гостиничных цепей, как Marriott International, Intercontinental Hotels Group (IHG), Hilton Worldwide, Wyndham Hotel Group, о возможностях карьерного роста в гостиницах.

2 месяц Экскурсия в известную турфирму города, с которой сотрудничает университет, где будут освещены основные этапы работы с клиентом в процессе предоставления ему туристских услуг. Произойдёт краткое знакомство с рабочим местом менеджера по туризму. «Мир путешествий» - занятие в университете, которое состоится после посещения туристской фирмы и будет включать в себя тренинг «Диалог с клиентом», а также игру «Всё обо всём» на знание стран, их столиц, интересных фактов о континентах. Будут обозначены возможности карьерного роста в туризме.

3 месяц Экскурсия в детский досуговый центр «Мир профессий», где молодые люди станут свидетелями работы специалистов-аниматоров с детьми, в рамках реализации сценария будут освещены основные этапы работы в предоставлении туристских услуг. Знакомство с рабочим местом менеджера по туризму. «Центр дополнительного образования детей, учреждение детского досуга» - занятие в университете после посещения детского образовательно-развлекательного центра включит в себя тренинг «Технологии работы с детьми», где ребята сформируют некоторые навыки взаимодействия с детьми в рамках развлекательной программы.

4 месяц Экскурсия в крупный сетевой ресторан города, где ребята познакомятся с особенностями предоставления услуг предприятием питания, узнают о правилах поведения с гостями ресторана, о специфике развлекательной составляющей этого бизнеса. «Сытый гость - довольный гость» - занятие в кампусе. Преподаватели расскажут о кейтеринг-услугах на различных мероприятиях и проведут мастер-класс по сервировке стола.

5 месяц Экскурсия в event-агентство города, где будет рассказано о различных мероприятиях, которые организует агентство по заказам клиентов. «Сделай жизнь ярче» - занятие в кампусе. Конкурс «Лучший event-менеджер», направленный на выявление у участников проекта «Будущее сервиса» способностей к организации event-мероприятий.

6 месяц Посещение городского музея, показ работы экскурсовода. «Мир муз» - занятие в кампусе, на котором преподаватели покажут видеофильмы об Эрмитаже, Лувре, Метрополитене, сопроводив их комментариями о своей работе гидов-экскурсоводов, а также тех сотрудников музея, которые готовят экспозиции.

7 месяц Мероприятие «День открытых дверей», где абитуриенты зададут организационные вопросы. Будет представлена анимация специальности «Профессия для Золушки», где с помощью сказочного сюжета демонстрируются основные характеристики специальности. Финальная встреча с ребятами в университете, на которой участники проекта «Будущее сервиса» обменяются впечатлениями, поделятся планами и зададут интересующие их вопросы. Будут подведены итоги проекта «Будущее сервиса».

цель которого — обозначить ключевые особенности профессии, развить определённые навыки. Абитуриенты пройдут «теоретическую», «практическую» и «организационную» части программы, что поможет им создать целостное представление о будущей профессии и оценить по силам ли им она.

Именно так будет достигнута цель вовлечения заинтересованных молодых людей в профессию, поскольку именно таковые будут с удовольствием и осознанием ценности получаемых знаний проводить время в университете, после чего пойдут работать согласно полученной специальности. Такой подход позволит подготовить квалифицированных специалистов, которые будут иметь дело с самым важным объектом приложения усилий — личностью человека.

Как уже было сказано выше, сама деятельность по профориентации — это социально-культурная сервисная деятельность, направленная на

Литература

удовлетворение важнейшей духовной потребности молодых людей в самоопределении. Профориентация имеет все признаки социально-культурной услуги, поскольку включает в себя такие этапы, как вступление в контакт с клиентом, выявление скрытых потребностей, уровня притязаний, жизненных стратегий, способностей; определение спектра сфер деятельности, где эти способности, в потенциале, могут получить своё наиболее яркое воплощение. Кроме того, это проработка вместе с клиентом индивидуальных программ действий по формированию навыков первого уровня, необходимых для успеха на выбранном поприще, алгоритм реальных шагов к первичному ориентированию себя в профессии. Это сложный и длительный процесс, координировать который должны ведущие преподаватели университета, заинтересованные в высоком уровне своих будущих студентов, и, соответственно, в прогрессе отрасли.

1. Варавва М.Ю., Лазарева О.С. Развитие сферы услуг как условие формирования сервисной экономики России // Международный научный журнал «Символ науки», 2016. № 4. С. 35—39.

2. Черноусова Н.Ю. Основные направления внедрения инновационных технологий в сфере гостеприимства // Сервис в России и за рубежом. Научный сетевой журнал. 2012. № 2 (29). C. 32—39.

3. Bosma R. Real-world lessons from the hospitality expert//Research in Hospitality Management, 2016. V. 6. Issue 2. P. 171-176.

4. Casey D., Sieber S. Employees, sustainability and motivation: Increasing employee engagement by addressing sustainability and corporate social responsibility//Research in Hospitality Management, 2016. V. 6. Issue 1. P. 69-76.

5. Федулин А.А., Ананьева Т.Н. Совершенствование подготовки кадров высшего профессионального образования для сферы сервиса с учетом потребностей рынка труда (Коллективная монография) М.: Изд-во РГУТИС, 2009. 188 с.

6. ГрецовА. Выбираем профессию. Советы практического психолога. М.: Питер, 2007. 224 с.

7. Степанов В.Г. Профориентация. М.: Академический Проект, 2008. 448 с.

8. Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». М.: Речь, 2007. 168 с.

9. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика. М.: Академия, 2008. 320 с.

10. Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. М.: Изд-во «Эксмо». 2016. 400 с.

11. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». СПб.: Азбука, 2015, 192 с.

12. Фромм Э. Человек для себя. М.: АСТ, Neoclassic. 2016. 320 c.

13. СтоляренкоЛ.Д. Детская психодиагностика и профориентация. Учебное пособие. М.: Проспект, 2017. 336 с.

14. Чернышева Т.Л. Система наставничества как принцип формирования психического здоровья студентов направления «Туризм» и старшеклассников// Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса, 2016. Вып.4. С. 27-34.

15. Ананьева Т.Н., Илюхина Г.И., Кобелева О.В. Процессы профессиональной адаптации выпускников вузов на рынке труда в сфере обслуживания// Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса, 2015. Вып.1. С. 69-76.

16. Чернышева Т.Л. Роль образовательных технологий в воспитании патриотизма у будущих специалистов сферы гостеприимства // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 10. 2016. № 2. С. 19-27.

17. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Академический проект, Гаудеамус, 2015. 240 с.

18. ЛеонтьевД.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992. С. 6-12.

19. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. М.: Речь, 2004. 72 с.

20. Митина О.В., Сорокина В.В. Ценности старшеклассников: разработка компьютерного диагностического инструментария // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2015. № 1. С. 42.

21. ИлюхинаГ.И. Подготовка кадров для сферы услуг// Сервис плюс, 2010. Вып.3. С. 117—124.

22. Калугин А.Ю., Волочков А.А. Ценностная направленность личности студентов-гуманитариев // Вопросы психологии. 2016. № 4. С. 28.

23. Асанова Э.С., Крынина О.Ю. Социально-культурный сервис современной России: генезис и тенденции развития // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. № 3. C. 100—108.

24. Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1989. 192 с.

25. Илькевич С.В., Стрёмберг П., Сахарчук Е.С. Взгляд на российское образование в области туризма через призму парадигмы устойчивого туризма (подведение концептуальных итогов международного научно-практического семинара российско-норвежского проекта РГУТИС «Образование в области развития устойчивого туризма в России) // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 10. 2016. Вып. 4. С. 15—27.

26. Tuchrov A. Professionalisation and life-long éducation system divergence // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2007. Вып. 5. С. 252—254.

27. VorobievaM.V., ChurilovaI.G., SokolovaE.Y. Forming Students' Tourist University Professional Motivation // World Applied Sciences Journal (Management, Economies, Technology and Tourism). 2014. P. 89—90.

THE APPROACHES TO CREATiON OF THE PROFESSiONAL ORiENTATiON PROGRAM iN SERViCE

Tatiana L. Chernysheva,

PhD (Cand. Sc.) in philology, Associate professor

Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russian Federation. E-mail: tablack@mail.ru Abstract

On belief of the author, high-quality training for all categories of service personnel begins with the process of attraction to this sphere of those people who have capabilities to work in this industry where the human relations play the determining role. In the article not discussed earlier approaches to creation of the professional orientation program for seniors have been provided. Whole arsenal of professional orientation technologies is involved in this original program: testing, an interview, a professional orientation excursion, a training, practice in the organizations, use of video records and special literature, and animation representation of specialty on the Open Day. The relevance in implementation of this complex multi-stage project, directed to future specialists of service, is dictated by high level of this sphere responsibility, the need of the explanation of some nuances and features of a service profession preventing decision making about revenues to specialty. It will give to young people the chance to compare the capabilities with certain requirements. The program tasks are following: 1) to reveal a temperament type, a thinking type, the types of capabilities of the applicants, after that to determine what applicants approach under "the matrix of service worker"; 2) to define the desire and psychological readiness to work in service during the interview with corresponding to "the matrix" young people; 3) to create an idea of the values required in service within activities of professional orientation school; 4) to designate the qualities of the service worker; 5) to describe key requirements which service imposes to a condition of future worker physical and mental health; 6) to reveal positive and negative sides of occupation in service; 7) to find benefits which will be obtained by service worker; 8) to supply with recommendations of necessary skills and abilities gaining within the professional orientation trainings, excursions, master classes, joint viewings of videos. The practical importance of work is determined by the fact that similar program can be realized on the basis of any university carrying out preparation in the «Service» and «Tourism» directions where there is an opportunity to make initial selection of school students, and then to perform their preparation within special professional orientation school.

Keywords: service industry, human capital, professional orientation, professional orientation technologies, type of temperament, values, type of the personality, quality of service worker, complex of professional behavior, matrix of the worker of service industry, professional orientation training, professional orientation excursion, animation of the specialty

References

1. Varavva M. Ju., Lazareva O.S., Development of the service sector as the condition for the formation of the service economy in Russia. Mezhdunarodnyi nauchnyi zhurnal «Simvol nauki», no. 4, 2016, pp. 35—39. (In Russ).

2. Chernousova N. Ju., The main directions of introduction of innovative technologies in the field of hospitality. Servis v Ros-sii I za rubezhom, no. 2 (29), pp. 32—39. (In Russ).

3. Bosma R., Real-world lessons from the hospitality expert. Research in Hospitality Management, vol. 6, issue 2, 2016, pp. 171-176.

4. Casey D., Sieber S., Employees, sustainability and motivation: Increasing employee engagement by addressing sustainability and corporate social responsibility. Research in Hospitality Management,, vol. 6, issue 2, 2016, pp. 69-76.

5. Fedulin A.A., Ananieva T.N., Improving the training of higher professional education for the sphere of services, tailored to the needs of the labour market (Collective monograph). Moscow: Izdat-vo RGUTIS, 2009, 188 p. (In Russ).

6. GrevtsovA., We choose a profession. Councils of the practical psychologist. Moscow: Piter, 2007. 224 p. (In Russ).

7. Stepanov V.G., Professional orientation. Moscow: Akademicheskii Proiekt, 2008, 448 p. (In Russ).

8. Shevchenko M. Ph., Training «Career guidance for seniors». Moscow: Rech, 2007, 168 p. (In Russ).

9. PriazhnikovN.S., Professional self-determination. Theory and practice. Moscow: Akademiia, 2008, 320 p. (In Russ).

10. Bern E., Leader and group. About structure and dynamics of organizations and groups. Moscow: Izdat-vo «Eksmo», 2016, 400 p. (In Russ).

11. FreudZ., Psychology of masses and analysis of human «I». St. Petersburg: Azbuka, 2015, 192 p. (In Russ).

12. Phromm E., The person for himself, Moscow: AST, Neoklassic, 2016, 320p. (In Russ).

13. Stoliarenko L.D., Children's psychodiagnostics and career guidance. Manual. Moscow: Prospekt, 2017, 336 p. (In Russ).

14. Chernysheva T.L. Mentoring system as a principle of psychical health forming of the program of the tourism students and teenagers. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa, no. 4, 2016, pp. 27-34. (In Russ).

15. Ananieva T.N., Iliukhina G.I., Kobeleva O.V., Protsessy prophessionalnoi adaptatsii vypusknikov vuzov na rynke truda v sphere obsluzhivaniia. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa, no. 1, 2015, pp. 69-76. (In Russ).

16. Chernysheva T.L., The role of educational methods in patriotism upbringing. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa, vol. 10, no. 2, 2016, pp. 19-27. (In Russ).

17. Adler A., Practice and theory of individual psychology. Moscow: Akademicheskii proiekt, Gaudeamus, 2015, 240 p. (In Russ).

18. LeontievD.A., Technique of values orientations studying. Moscow: Smysl, 1992, pp. 6-12. (In Russ).

19. Karandashev V.N., Shwartz's technique for values of personality studying: the concept and methological management. Moscow: Rech, 2004, 72 p. (In Russ).

20. Mitina O.V., Sorokhina V.V., Values of seniors: development of computer diagnostic tools. Vestnik Moskovskogo Univer-siteta, Seriia 14, Psykhologiia, no. 1, 2015, p. 42. (In Russ).

21. Iliukhina G.I., Training for a service sector personnel. Servis plius, no. 3, 2010, pp. 117-124. (In Russ).

22. Kalugin A. Ju., Volochkov A.A., Values orientation of identity of the students - humanists. Voprosy psykhologii, no. 4, 2016, p. 28. (In Russ).

23. Asanova E.S., Krynina O. Ju., Socio-cultural service of modern Russia: genesis and tendencies of development. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta, Seriia 1: Regionovedeniie: filosophiia, istoriia, sotsiologiia, iurisprudentsiia, politologiia, kulturologiia, no. 3, 2010, pp. 100-108. (In Russ).

24. ZakharovN.N., Simonenko V.D., Profession orientation of school students. Moscow: Prosvesheniie, 1989, 192 p. (In Russ).

25. Il'kevich S.V., StrembergP., SakharchukE.S., Look at the Russian education in the field of tourism through the paradigm prism of sustainable tourism (Summarizing the conceptual results of international scientific-practical seminar of the Russian-Norwegian project of RSUTS " Education in the field of sustainable tourism development in Russia"). Vestnik Asotsiatsii vuzov turizma i servisa, vol. 10, no. 4, 2016, pp. 15-27. (In Russ).

26. TuchrovA., Professionalisation and life-long education system divergence. Obrazovaniie cherez vsiu zhizn: nepreryvnoiie obrazovaniie v intersakh ustoichivogo razvitiia, vol. 5, 2007, pp. 252-254. (In Russ).

27. VorobievaM.V., ChurilovaI.G., SokolovaE.Y., Forming Students' Tourist University Professional Motivation. World Applied Sciences Journal (Management, Economics, Technology and Tourism), 2014, pp. 89-90.

Чернышева Т.Л. Подходы к созданию программы профессиональной ориентации в сфере сервиса // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 11. 2017. № 1. С. 21—33. DOI: 10.22412/1999-5644-11-1-7. Дата поступления статьи: 28.01.2017.

Chernysheva T.L., The approaches to creation of the professional orientation program in service. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa, 2017, vol. 11, no. 1, pp. 21—33 (In Russ). DOI: 10.22412/1999-5644-11-1-7. Received 28 January 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.