Научная статья на тему 'Педагогические возможности активного туризма для развития социальной компетентности личности'

Педагогические возможности активного туризма для развития социальной компетентности личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Почебут Даниил Александрович

Статья посвящена изучению педагогических возможностей туризма, а именно его активных форм, к которым относятся туристические походы, для развития личности. Предлагается специальная обучающая программа для развития социальной компетентности в условиях туристического похода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Почебут Даниил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические возможности активного туризма для развития социальной компетентности личности»

УДК 651.01

ББК 4518.14.651.01 +4481.22

Почебут Даниил Александрович

аспирант г. Челябинск

Педагогические возможности активного туризма для развития социальной компетентности личности

Статья посвящена изучению педагогических возможностей туризма, а именно его активных форм, к которым относятся туристические походы, для развития личности. Предлагается специальная обучающая программа для развития социальной компетентности в условиях туристического похода.

Гуманистические идеи современного профессионального образования

предполагают новый подход к восприятию человека в профессии. Каждый человек - это не только носитель определённых функций и ресурс производственной эффективности предприятия, но, прежде всего, личность, самостоятельный член общества, обладающий правами и обязанностями, в том числе, правом реализовать себя в обществе через свою профессию. В современных социально-экономических условиях общество заинтересовано в подготовке высококвалифицированных специалистов во всех профессиональных сферах деятельности и формирования у них активной гражданской позиции, способности принимать ответственные решения, участвовать в деятельности общественных институтов, развитии творческой инициативы, самостоятельности, конкурентоспособности и мобильности.

Для этого современным выпускникам вузов необходимы качества, позволяющие грамотно общаться с окружающими, помогающие выстраивать социальные взаимоотношения и находить свое место в окружающем мире. Эти качества необходимы не только для представителей профессий в сфере «человек-человек», но и практически во всех областях деятельности, где работник, так или иначе, включается в информационный обмен и взаимодействует с людьми. Однако традиционная система высшего образования не ориентирована в должной степени на данные аспекты

профессиональной подготовки. В связи с этим в настоящее время особую актуальность приобретает проблема поиска новых педагогических средств воспитания и развития личности, а также разработки и апробация комплексных педагогических технологий, которые способствуют социальной активности и стимулируют развитие социальных качеств личности. Особый научный и практический интерес в этом смысле представляет использование возможностей комплекса естественно-развивающих и обучающе-воспитывающих средств активного туризма.

Целью данной статьи является исследование возможности применения туризма, в частности его активных форм (туристических походов) для педагогических целей. В качестве основного понятия нами используется понятие педагогической среды туризма, значительный педагогический потенциал которой в области развития определённых социально значимых качеств личности обуславливает актуальность данной темы.

Туризм является сложным и многогранным явлением современного мира, это и отрасль хозяйства, и самостоятельный вид экономической деятельности по обслуживанию туристов, и форма физического воспитания и оздоровления населения, и часть социокультурной деятельности человека. Традиционно туризм рассматривается как особый вид досуговой деятельности, под которым понимаются временные выезды человека за пределы места проживания с различными целями, преимущественно связанными с отдыхом, оздоровлением, общением, культурным и физическим развитием [8, С. 453]. Туристские путешествия совершаются, как правило, в свободное от работы время и являются формой проведения досуга. В связи с этим получила распространение точка зрения, сводящая туризм преимущественно к сфере отдыха и развлечений. Однако, по мнению ряда исследователей, туризм может служить не только отдыху, но и является мощным средством физического и духовного развития человека, способствуя повышению его культурного уровня [5,6].

Отправляясь в туристическое путешествие человек, попадает в особую среду. Эта среда образована природными и географическими условиями, в

которых проходит путешествие, а также всей окружающей социально-бытовой обстановкой. В неё, безусловно, входит совокупность людей, которые вместе участвуют в туристическом путешествии - туристическая группа.

Значительный педагогический потенциал туристской среды обусловлен рядом особенностей. Прежде всего, она (в отличие от среды традиционных образовательных учреждений) является внеинституционально-окказиальной. Субъект туристской деятельности воспринимает себя как часть этой среды, не противопоставляет себя ей, не рассматривает её воздействие как внешнее, искусственное, навязанное, несвободное, вызванное необходимостью. Человек в туристическом путешествии не разделяет свой статус личности и статус субъекта туристической деятельности, а воспринимает их в нерасчленённом единстве. В современных институциональных учреждениях, наоборот, человек проводит разграничение своих ролей как свободной личности и как носителя определённых функций, например, функций работника или студента. В связи с этим туристская среда воспринимается как свободная и жизненная, она более естественна для человека, чем институциональная среда образовательных учреждений. В любое путешествие люди едут не для того, чтобы учиться, вырабатывать различные навыки, а, прежде всего, отдыхать, узнавать что-то новое. Поэтому большинство событий в походе воспринимается эмоционально позитивно, как естественная часть отдыха. В этом смысле большое значение имеет сильное мотивирующее воздействие, которое оказывает на человека любое туристское путешествие и даже его ожидание.

Как показывает педагогическая практика, обучающее воздействие становится эффективным, определённые качества и формы поведения могут быть сформированы только в том случае, когда они принимаются и усваиваются человеком, когда воздействие на личность не противоречит ее стремлениям, внешние стимулы и воздействия превращаются во внутренние стимулы поведения [7, С. 356]. Как отмечает Ю.М. Лагусев, в этом плане туристская среда может способствовать успешной социализации личности, помочь нормальному ходу социальной адаптации. Через туристскую

деятельность возможно более глубокое понимание личностью различных процессов, происходящих в обществе. Она же может считаться одним из источников формирования культуры человека, приобщением к ней [7, С. 363].

В то же время, туристская среда отличается от пространства, образуемого другими видами досуговой деятельности. Она требует от субъекта туристской деятельности активности и самостоятельности, участия в совместно-разделенной деятельности, умения ладить с людьми, объединенными одними интересами, а также с группой таких людей в целом. Это люди могут значительно отличаться по своим демографическим, психологическим, социальным особенностям. Группа людей в данном случае является также частью туристской среды для конкретной личности и способна оказывать на него существенное воздействие, в результате которого возникают определенные изменения в её сознании и поведении.

Следует отметить, что туристы, выезжая в туристическое путешествие, как правило, хотят провести время отдыха наиболее продуктивно, стремясь как можно больше увидеть и попробовать за короткий период отпуска, получить максимум ощущений. Конечно, разные туристы выбирают различные виды отдыха, начиная от безмятежного отдыха на морском побережье, до экстремального покорения горных вершин. Все зависит от индивидуальных предпочтений, однако эта добровольная активность, энтузиазм, положительный эмоциональный настрой, присущие большинству туристических путешествий, могут стать залогом успешности педагогического воздействия. С педагогической точки зрения, максимальные возможности «таят в себе» активные виды туризма, предусматривающие самостоятельную активность участников.

Одним из распространенных видов туризма, органично сочетающим в себе физическую, нравственную и социальную составляющую, являются туристические походы. Целью похода, как правило, является прохождение определенного маршрута, пролегающего в естественных природных условиях в заданные сроки. Активная составляющая туристического похода состоит в

преодолении туристами собственными силами различных естественно-природных препятствий на маршруте, а также трудностей и лишений походной жизни. Это преодоление должно быть заранее рассчитанным, посильным и обязательно успешным, оно совершается лично каждым участником, но в условиях коллективного взаимодействия. Именно поэтому в походе наиболее полно раскрываются преимущества туристского пространства. Для того, чтобы кроме целей отдыха и оздоровления он мог решать педагогические задачи, в него надо включать педагогическую составляющую.

Нами была сделана попытка реализовать педагогические возможности туристического похода для развития личности. Для этого была разработана и апробирована специальная обучающая программа, направленная на развитие социальной компетентности участников в ходе туристического похода (понятием «социальная компетентность» здесь объединяется совокупность социальных качеств личности). Социальная компетентность в общем виде отражает соответствие действий человека нормам общения данной группы и контексту ситуации в целом.

Обучающая программа похода реализуется в ходе 6-7-дневного туристического похода, включающего в себя пешую часть (три дня) и стационарную 3-4 дня. Общий план всего «обучающего» похода можно представить следующим образом. Пешеходная часть маршрута проходит в первые два дня, в это время происходит погружение группы в походную жизнь, адаптация к ней. В этот период интенсивно идут групповые процессы, связанные с формированием и коррекцией социальной структуры группы. В этот период необходимо подготовить группу к активной групповой работе. Далее с третьего по 5-6 день проходит стационарный продуктивный этап работы группы, здесь происходит тренинговое целенаправленное влияние на элементы социальной компетентности участников. Последний день является завершающим, группа возвращается в город. В этот этап происходит закрепление знаний, полученных в походе, а также обсуждение и осмысление всего похода, и постепенное возвращения к обычной жизни.

Основное обучающее воздействие проводилось с помощью активных форм обучения, таких как ролевые и деловые игры [3], также в программу похода были также включены элементы социально-психологического тренинга: тренинговые упражнения и психологические игры, направленные на развитие социальной компетентности участников [2, 4]. Педагогическая эффективность данной методики базируется на сочетании специфического воздействия походной среды на участников похода и применения элементов социально-психологического тренинга.

Методологической основой построения данной программы послужил широко распространённый в современной педагогике и социальной психологии деятельностный подход. В соответствии с ним развитие социальных качеств личности происходит в ходе процесса социализации личности: 1) в реальных социальных группах; 2) в условиях совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними по поводу этой деятельности; 3) в конкретных ситуациях общения. [1, С. 125]. Эти педагогические условия, необходимые для развития социальной компетентности личности, получают свое преломление в среде туристического похода. Педагогическое влияние «обучающего» похода выражается в вовлечении студентов в специфическую походную совместную деятельность в условиях замкнутой группы, в необычной для участников среде (на природе, в лесу, в палатке), в конкретных ситуациях общения.

Рассмотрим, как раскрываются данные педагогические условия в среде «обучающее-развивающего» туристического похода.

Первым системообразующим фактором развития социальных качеств становится наличие определенной общности людей, конкретной группы, представляющей для каждого участника определенную социальную среду, часть социума. Туристическая группа в условиях похода является замкнутой, она складывается случайным образом, в нее попадают малознакомые (или незнакомые) люди, в связи с чем присутствует эффект новизны, и привычные стереотипы общения не оказывают сильного влияния. Объединяет участников

общая для всех цель - успешное прохождение маршрута, её достижение является гарантией хорошего отдыха. Достижение цели похода, в первую очередь, мотивирует участников на преодоление трудностей общения и жизни в походе. Таким образом, члены группы становятся субъектами социального взаимодействия: в процессе общения и совместной деятельности они испытывают воздействия со стороны других участников группы и со стороны руководителя, и сами, в свою очередь, могут оказывать воздействие.

Вторым условием развития личности в туристическом походе выступает специфическая совместно-разделенная деятельность участников по организации бытовых условий жизни коллектива и преодолению естественных препятствий на маршруте. Эта деятельность является личностно значимой для каждого участника, но их индивидуальные цели соединяются в общей цели успешного прохождения маршрута в заданные сроки.

Совместная деятельность способствует объединению участников группы в единый коллектив, инициирует и интенсифицирует процессы группового взаимодействия. Объединению группы способствуют не только совместное преодоление препятствий в процессе особой туристской деятельности, но также положительные эмоции: ожидание похода, возможность смены привычной обстановки, приобщения к природе, удовлетворение потребностей в активном отдыхе, романтика путешествия - всё то, что привлекает в походной жизни. В ходе совместного решения задач у участников группы меняется отношение к окружающим, вырабатываются навыки общения и совместной деятельности, приобретается социальный опыт.

Социальные качества развиваются в процессе совместного решения задач в конкретных ситуациях общения, где наиболее ярко проявляются, а нередко сталкиваются, мнения, интересы и потребности участников группы, проявляются особенности этого взаимодействия. Это может быть выбор и/или корректировка маршрута, споры о типе и последовательности переправы через реки, преодолении опасных участков, выбор меню и т. д. В этих ситуациях проявляются черты личности, умение взаимодействовать с окружающими.

Ситуации межличностного взаимодействия эффективно используются для приобретения участниками необходимого социального опыта. Причём они возникают как спонтанно в ходе совместной деятельности, так и инициируются целенаправленно руководителем посредством внедрения специальных тренинговых упражнений и игр.

Педагогические эффекты применения туристических походов для целей развития социальных качеств личности и ее социальной компетентности неоднократно проверялись в ходе нескольких туристических походов, проведенных на территории Челябинской области, в этих «обучающе-развивающих» походах принимали участие студенты вузов г. Челябинска.

В целом, к положительным эффектам таких походов можно отнести следующие. В ходе «обучающе-развивающего» похода отчетливо проявились групподинамические феномены, что подтверждается данными включенного наблюдения. Эти феномены выразились в оптимизации основных коммуникативных установок у членов туристических групп и в улучшении качества контактов в группе. Как правило, повышалась сплоченность группы, обозначилась направленность на партнерство, улучшился социально-психологический климат в коллективе. Ярко проявлялся интерес друг к другу, возникало «принятие» других членов группы, повышалась их значимость в глазах других участников, заинтересованность и искренность в общении. За несколько дней похода многие студенты успевали узнать друг друга даже лучше, чем за годы совместного обучения.

Нами обращено внимание на стабильно высокий уровень субъективной доброжелательности среди участников туристического похода, которая появляется в ходе эмоциональных взаимоотношений в большинстве туристических групп. Одним из источников доброжелательности является благоприятная обстановка в группах, а также совместное преодоление «трудностей» походной жизни, «работающее» на сплочение коллектива.

Также наблюдалась развитие коммуникативных качеств, обозначилась более адекватная оценка процесса общения, понимание социальной структуры

группы n своего привычного положения в ней. Студенты стали более открытыми и активными в социальных контактах, им стало проще налаживать взаимоотношения с окружающими людьми. Все эти изменения, безусловно, переносятся студентами в реальную жизнь, позитивно отражаясь на взаимоотношениях в студенческой группе.

Следует отметить некоторые недостатки применения туристических походов для указанных целей. Они связаны, прежде всего, с необычностью и некоторой «экстремальностью» условий похода. Для участников, не имеющих туристического опыта, адаптация к условиям жизни в походе занимает больше времени, чем предполагается. Также много времени отнимает решение бытовых вопросов: приготовления пищи, заготовки дров, укладки рюкзака, сборов по утрам и проч. Все это отвлекает участников от тренинговой работы и процесса обучения, однако этот момент компенсируется большой эмоциональной насыщенностью событий и глубоким погружением в «реальность» похода, что дает несравнимо больший педагогический эффект, чем обычные лекции и семинары.

Таким образом, апробация обучающей программы, направленной на развитие социальной компетентности участников показала её эффективность, что подтверждает справедливость теоретических предположений о наличии большого педагогического потенциала активных видов туризма. Данная программа может с успехом применяться для подготовки в таких современных направлениях как team building, командообразование и проч., для улучшения взаимоотношений, повышения сплоченности и работоспособности, как в новых, так и в уже сложившихся коллективах.

Библиографический список

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 365 с.

2. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга [Текст] / О.В. Евтихов. - СПб: Изд-во «Речь», 2005. - 256 с.

3. Емельянов, Ю.Н. Активное социально психологическое обучение [Текст] /Ю.Н. Емельянов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - 167 с.

4. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю.М. Жуков, JI.A. Петровская, П.В. Растряников. - Киров: ЭННОМ, 1991.-95 с.

5. Зорин, И.В. Феномен туризма: избр. соч.: [Текст] / И.В. Зорин; РМАТ. -М.: Наука, 2005.-552 с.

6. Квартальнов, A.B. Социально-педагогические основы развития спортивно-оздоровительного туризма: дис. ...д-ра пед. наук [Текст] / A.B. Квартальнов. - М.: Изд-во РМАТ, 2006. - 445 с.

7. Лагу сев, Ю.М. Теория и методика воспитательной деятельности в туризме: дис. ...д-ра пед. наук [Текст] / Ю.М. Лагу сев. - М.: РМАТ, 2002. - 385 с.

8. Тамм, Е.И. Энциклопедия туриста [Текст] / Е.И. Тамм. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.