Научная статья на тему 'Концептуальные подходы к методике разработки содержания маршрута рекреационно-оздоровительного похода'

Концептуальные подходы к методике разработки содержания маршрута рекреационно-оздоровительного похода Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1122
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ ТУРИСТСКОГО ИНТЕРЕСА / ТУРИСТСКИЙ МАРШРУТ / ТУРИСТСКИЙ ПОХОД / РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СОДЕРЖАНИЕ ТУРИСТСКОГО МАРШРУТА / МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ / КОМФОРТНОСТЬ ТУРИЗМА / КРИТЕРИИ ВЫБОРА МАРШРУТА / ТУРИСТ / ПУТЕШЕСТВИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ / OBJECTS OF TOURIST INTEREST / TOURIST ROUTE / HIKING TRAILS / RECREATION HEALTH TOURISM / PHYSICAL ACTIVITY / TOURIST RESOURCES / HEALTHY LIFESTYLE / THE CONTENT OF THE TOURIST ROUTE / METHOD DEVELOPMENT / TOURISM / COMFORT / ROUTE SELECTION CRITERIA / TOURIST / TRAVEL / REGIONAL STUDIES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Инякин Юрий Степанович, Смирнов Д.В.

Определены этапы и критерии разработки конкретного маршрута туристского похода с рекреационно-оздоровительными целями. Обоснованы концептуальные подходы к методике разработки содержания маршрута рекреационно-оздоровительного похода. Охарактеризованы наиболее существенные критерии для выбора района проведения туристского похода с рекреационно-оздоровительными целями. Обозначены объективные и субъек тивные факторы выбора района проведения туристского похода с познавательными или образовательными целями. Предложена программа техническое (проектное) задание для разработки содержания виртуального рекреационно-оздоровительного маршрута туристского похода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Инякин Юрий Степанович, Смирнов Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual approaches to how to develop the content of the recreational recreation Hiking trails

The stages and criteria for the development of a particular route hiking trails with recreational wellness goals. The conceptual approaches to how to develop the content of the route recreation wellness campaign. We characterize the most important criterion for selecting the area of hiking trails with recreational wellness goals. Marked objective and subjective factors of the selection area of hiking trails with informative or educational purposes. A program technical (project) the task to develop the content of the virtual recreation recreational route tourist campaign.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы к методике разработки содержания маршрута рекреационно-оздоровительного похода»

ских выступлений - спектакли продолжаются в этих пространствах. Так же грамотно можно прочесть и использовать методами туризма в своей жизни реальную и виртуальную составляющие.

Кто это научит сделать ребенка, кроме нас?

В качестве «условий», которые базируются на природно-ин-дустриальном полигоне (парки, улицы, площади и т. д.), мы можем использовать «Положения» различных мероприятий - туристских слетов, соревнований, исследовательских работ и т. д. Главным остается найти достойный, осмысленный, красивый, ощущаемой всеми органами чувств вариант передачи информации для решения главной для тебя на «сейчас» задачи.

Это подтверждает и смысл «Черного квадрата» Малевича -все пространство занято объектами, смыслами, информацией - нет даже «свободного места», потому и черный квадрат. Все в работе, в действии, непрестанном и постоянно меняющимся в сторону Главной Мысли. Мы не можем почти ничего отменить, мы «заложники» этой и такой жизни, но мы можем и скажем свое слово, давайте это делать.

Примечания

1. Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли. М. : Наука, 1987 г.

2. Северный В. Я. Тройственный союз в туризме // Проблемы детско-юношеского туризма и краеведения Кузбасса. Кемерово, 2005.

УДК 379.852; 911.9; 796/799; 908; 613.12; 613.692

Ю. С. Инякин, Д. В. Смирнов

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К МЕТОДИКЕ РАЗРАБОТКИ СОДЕРЖАНИЯ МАРШРУТА РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПОХОДА

Определены этапы и критерии разработки конкретного маршрута туристского похода с рекреационно-оздоровительными целями. Обоснованы концептуальные подходы к методике разработки содержания маршрута рек-реационно-оздоровительного похода. Охарактеризованы наиболее существенные критерии для выбора района проведения туристского похода с рек-реационно-оздоровительными целями. Обозначены объективные и субъек-

тивные факторы выбора района проведения туристского похода с познавательными или образовательными целями. Предложена программа - техническое (проектное) задание для разработки содержания виртуального рекреа-ционно-оздоровительного маршрута туристского похода.

The stages and criteria for the development of a particular route hiking trails with recreational wellness goals. The conceptual approaches to how to develop the content of the route recreation wellness campaign. We characterize the most important criterion for selecting the area of hiking trails with recreational wellness goals. Marked objective and subjective factors of the selection area of hiking trails with informative or educational purposes. A program - technical (project) the task to develop the content of the virtual recreation recreational route tourist campaign.

Ключевые слова: объекты туристского интереса, туристский маршрут, туристский поход, рекреационно-оздоровительный туризм, физические нагрузки, туристские ресурсы, здоровый образ жизни, содержание туристского маршрута, методика разработки, комфортность туризма, критерии выбора маршрута, турист, путешествие, краеведение.

Keywords: objects of tourist interest, tourist route, hiking trails, recreation health tourism, physical activity, tourist resources, a healthy lifestyle, the content of the tourist route, method development, tourism, comfort, route selection criteria, tourist, travel, Regional Studies.

Сегодня актуализирована проблема необходимости массового привлечения туристов в регионы России. Наиболее привлекательным в связи с этим являются регионы, обладающие уникальными особенностями территорий и объектами туристского интереса (показа), на них расположенными, а также благоприятными природно-климатическими ресурсами. Прежде всего, таковыми ресурсами сегодня выступают объекты и территории (акватории), являющиеся:

• историческим и культурным наследием, памятниками природы и архитектуры;

• неповторимой по живописности природно-географическим объектом или территорией;

• ресурсом для организации охоты, рыбалки, активных форм отдыха, реализации программ спортивного или приключенческого туризма;

• специфическими ресурсами в преломлении к потребностям (интересам и целям конкретных туристов).

Для реализации программ спортивного, приключенческого или оздоровительного туризма, при разработке маршрутов туристских походов следует активнее использовать дидактические средства образовательного социокультурного пространства туризма и ресурсные возможности краеведения. Разработчикам маршрутов туристских походов также необходимо активнее внедрять в образовательный туризм проекты виртуальных маршрутов туристских походов и виртуальных экскурсий с целями подготовки туристов к реальным путешествиям!

Для реализации этих концептуальных подходов нами определены этапы и критерии разработки конкретного маршрута туристского похода.

1. Выбор района (территории) похода проводится на основе анализа топографических карт, схем и иных информационных документов, содержащих сведения о туристских ресурсах, прежде всего об объектах туристского интереса и экскурсионных объектах в районе или на маршруте похода, природных памятниках, архитектурных ансамблях, усадьбах и прочих объектах, исторических местах и т. д.

При выборе района проведения любого туристского похода следует, прежде всего, учитывать и поставленные перед участниками цели и задачи путешествия.

Соответственно, для туристских походов с рекреационно-оз-доровительными целями необходимо выбирать район путешествия, незначительно пересеченный, но живописный, который позволит наилучшим образом выполнить задачи оздоровления и организации полноценного активного отдыха участников в природной среде, с максимально благоприятными природно-климати-ческими условиями. Такой маршрут рассчитывается с небольшой интенсивностью и напряженностью физических и психолого-эмоциональных нагрузок, продолжительными остановками, но насыщенными активными видами и формами деятельности участников.

При организации туристского похода с рекреационно-оздоро-вительными целями могут успешно сочетаться и решаться и познавательные задачи - расширение кругозора участников, пополнение их знаний по истории, географии и о природе родного края, культурно-историческом наследии и традициях предков, традиционном укладе жизни местного населения и его этносе, сказках и былинах

и т. д., т. е. все, что сегодня называют «краеведением», или в более узком контексте - «родиноведением», «отчизноведением» [1].

С этой точки зрения, по нашему мнению, наиболее оптимальными районами для проведения рекреационно-оздоровительного похода являются территории, имеющие наибольший рекреационный потенциал: Средняя полоса России, Средний и Южный Урал, Алтай, Северный Кавказ, Дальний Восток.

Туристским потенциалом какого-либо объекта (или территории) называется совокупность приуроченных к данному объекту (территории) естественных (природного происхождения) и рукотворных (антропогенных) тел и/или явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования туристского продукта и осуществления соответствующих программ, туров, экскурсий, путешествий [2].

Территории, обладающие выраженным рекреационным потенциалом, - это не загрязненные хозяйственной деятельностью человека территории, с расположенными на них значительными по площади лесными массивами (светлые сосновые боры, широколиственные леса); живописными ландшафтами, с хорошо выраженным рельефом и наличием обзорных точек, отдельных возвышенностей или сооружений; наличием гидрографических объектов (реки и озера или другие водоемы, пригодные для организации купания и реализации программ активного оздоровительного отдыха и досуга на водоемах). Собственно, это и есть совокупность рекреационных ресурсов и познавательных объектов, необходимая для формирования туристского продукта маршрута оздоровительного похода. Само физическое присутствие «потребителя» - туриста - в таких районах обеспечивает ему мощный заряд энергии, и, если туристский поход сопровождается (заранее запланированной по времени и содержательно подготовленной) экскурсией экологической, краеведческой (исторической, этнографической, ботанической или орнитологической и пр.) направленности, он, туристский поход, дает не только новые знания туристам о своем крае, Отчизне, но и обеспечивает их духовно-нравственное развитие, психоэмоциональное и физическое оздоровление.

Таким образом, мы можем сформулировать первый, наиболее существенный, критерий для выбора района проведения туристского похода с рекреационно-оздоровительными целями - наличие

в районе похода необходимых рекреационных ресурсов и интересных для туристов целевых познавательных объектов посещения.

Рекреационно-оздоровительный маршрут туристского похода непременно, по мнению ряда исследователей, должен предусматривать обязательные, но ограниченные по времени, интенсивности и напряженности, обязательно рассчитанные с учетом пола, возраста, тактико-технической подготовленности участников похода, состояния здоровья участников (туристов) физические и психоэмоциональные нагрузки [3]. Движение участников по туристскому маршруту не должно вести к их чрезмерному физическому, психическому утомлению и тем более переутомлению. Напротив, окончание «ходового» дня должно вызывать у них чувство легкой приятной усталости и удовлетворения от выполненной физической нагрузки, приподнятого настроения.

Следовательно, район рекреационно-оздоровительного маршрута туристского похода должен быть «комфортно-удобным» для достижения целей рекреации. К месту начала маршрута похода должны вести удобные пути подъезда, по его окончании пути отъезда туристской группы (железнодорожные, автомобильные, могут быть и гужевые - как вариант экзотики, на лошадях, оленях или собачьих упряжках). Маршрут похода должен содержать выбор удобных и не утомительных для движения пешком, на велосипеде, на лыжах в зимний период лесных или полевых дорог и троп, с незначительными естественными препятствиями, преодоление которых не требует специального снаряжения или высокой физической нагрузки. Эти маршруты специально оборудуют - маркируют, обозначая различные объекты, например экологические или ботанические и т. п.

Это, по нашему мнению, второе из условий, необходимых для формирования образовательного туристско-краеведческого продукта на маршруте рекреационно-оздоровительных походов.

Следующим критерием для приоритетного выбора района для прокладки маршрута туристского похода является обеспеченность удобными пунктами начала и окончания путешествия и достаточно разветвленная дорожно-тропиночная сеть, удобная для передвижения участников путешествия (пешком, на лыжах или на средствах передвижения - велосипедах, лошадях, собаках и т. п.). Эта сеть должна обеспечивать не только передвижение по лесным и полевым, проселочным дорогам, просекам и тропам, но гарантировать оптимальное достижение ключевых объектов туристского интереса

на маршруте, обязательное достижение намеченных мест организации туристских стоянок, ночлегов в живописных местах с обеспечением безопасности участников путешествия.

Желательно, при планировании маршрута туристского похода, чтобы район его проведения предоставлял и иные потенциальные возможности для организации наилучшего активного и полезного отдыха участников похода, проведения с ними анимационных мероприятий [4]. Для этого с точки зрения охраны окружающей среды и максимального комфорта участников рекреационно-оздоровительно-го похода преимуществом обладает такой туристский район похода, который содержит уже оборудованные места для ночлега и отдыха туристов, маркированные тропы или маршруты, Например, туристские маршруты проложенные во времена СССР и называвшиеся Всесоюзными, а сегодня восстанавливаемые в Горном Крыму, на Северном Кавказе, на Урале и в ряде регионов Сибири. Тем более что оборудованные туристские биваки (лагеря или стоянки) устраивают, как правило, в наиболее живописных и безопасных ландшафтах, массовых маршрутах отдыха, пригодных для целей рекреации, в местах с наличием источников чистой (родниковой или ледниковой), пригодной для питья воды. Таким образом, определился и следующий, третий, критерий выбора района маршрута туристского похода - наличие в районе специально оборудованных или пригодных для оборудования силами группы туристов мест для организации ночлега и активного отдыха и досуга. Наличие источника чистой воды, прежде всего для организации питания.

Также, при выборе района рекреационно-оздоровительного туристского путешествия немаловажным фактором является объем свободного времени, которым будут располагать его участники, и затрачиваемые потенциальные материальные (финансовые) ресурсы участников похода на его проведение (участие в нем).

Оздоровительные маршруты туристских походов - это чаще всего походы на 1-2 дня, в обиходе называемые походами выходного дня (действенное средство здорового образа жизнедеятельности, и относительно недорогой (бюджетный, как принято сегодня говорить) ресурс для восстановления физических и психоэмоциональных сил после трудовой недели) [5]. Двухдневные походы организуются с ночевкой, как правило, в полевых условиях, в межсезонье или в условиях зимы на туристских базах, зимовьях охотников и т. п. Поэтому район для организации маршрута такого похода стараются выбрать поближе

к месту постоянного жительства его участников, сокращая время (максимум 2-3 часа туда и обратно) и материальные затраты на оплату проезда - это очередное условие для подготовки и реализации маршрута туристского похода с рекреационно-оздоровительными целями.

Итак, последний, из выделяемых нами критериев выбора района похода - близость района к месту постоянного проживания участников, при минимуме финансовых вложений для его совершения. Все эти критерии есть объективные факторы.

Критерии выбора района маршрута туристского похода обосновываются, в том числе, и мотивами, и пожеланиями, и потребностями туристов (субъективный фактор). Следовательно, субъективных факторов может быть гораздо больше, чем вышеупомянутых нами объективных факторов. Мы изложили наиболее существенные, с нашей точки зрения, объективные факторы выбора. Для лучшего визуального восприятия представляем совокупность критериев выбора района маршрута туристского похода (рис. 1).

Рис. 1. Критерии выбора района проведения туристского похода образовательного образовательного образовательного рекреационного похода

Следует отметить, что указанным выше критериям для выбора района проведения рекреационно-оздоровительных туристских походов лучше всего соответствуют природные территории не только и не столько с ограниченной хозяйственной деятельностью человека, но с возможностью проведения туристских массовых мероприятий (национальные парки). Ряд исследователей отмечают, что именно на данных территориях развитие туристской деятельности является такой же важной задачей, как и сохранение природных рекреационных ресурсов.

Сегодня в России и ряде стран мира на территориях национальных парков проложены маркированные маршруты для рекреа-ционно-оздоровительных походов или прогулок туристов, где имеются объекты туристского интереса, прежде всего познавательные объекты, и где обеспечена возможность проведения экскурсий квалифицированными специалистами, оборудованы туристские биваки и места организации обеденных привалов, площадки для организации активного досуга и игр, отдыха и т. д.

После выбора района похода по имеющемуся картографическому материалу и иной информации туристы разрабатывают конкретный маршрут похода (нитку маршрута).

Нитка маршрута представляет собой разработанную по топографической карте района похода последовательность ориентиров: пункт старта (место выхода на активный маршрут), опорные ориентиры дневных переходов (места привалов, места туристских обеденных биваков, поляны для организации ночлега группы) и пункт финиша (место завершения активного маршрута и отправки группы домой).

В случае наличия на местности маркированных маршрутов (например, маршрутов экологических походов, экскурсионных экологических троп) нитка маршрута не только, как правило, нанесена на карту, но так или иначе обозначена (маркирована) на местности условными знаками (маркировкой).

Тщательнейшим образом определяется оптимально необходимая протяженность маршрута и продолжительность похода, с учетом половозрастного состава группы, их физической подготовленностью и функциональными (походно-маршевыми) возможностями) для достижения намеченных целей похода.

Выбираются конкретные целевые рекреационные объекты (родники, горячие источники, тропы здоровья и т. п.) и познавательные объекты посещения.

Определяются конкретные, удобные для достижения намеченных рекреационно-познавательных объектов посещения пункты приезда (пункты начала маршрута) и пункты отъезда группы с маршрута.

Определяются места организации биваков и больших привалов, которые должны в максимальной степени удовлетворять задачам безопасности, отдыха и оздоровления участников, а также выполнению экскурсионно-познавательных задач.

Определяется тактическая схема маршрута (линейная, кольцевая, с участками радиального движения), тактико-технические схемы и способы преодоления естественных препятствий с учетом соблюдения техники безопасности.

Маршрут вследствие вышеуказанных действий разбивается на отдельные, посильные для участников, дневные переходы определенной протяженности.

На дневных переходах намечаются опорные ориентиры для точного движения по маршруту (точечные, линейные, площадные).

Кратко поясним указанные выше действия.

районе похода, пользуясь картой (навигационным устройством) и иными источниками информации, участникам похода необходимо определить один или несколько целевых рекреационных или познавательных объектов. Так как эти объекты маршрута наиболее интересны туристам для посещения и удовлетворяют их познавательные запросы, они и будут способствовать полноценной рекреации туристов в природных условиях («изюминки» будущего маршрута).

Такими объектами могут являться: локальные участки района с живописными ландшафтами, озера или группы озер, маркированные экологические экскурсионные тропы, сельские или школьные музеи народного творчества, ремесел, культовые сооружения, архитектурные постройки, в т. ч. деревянного зодчества, фермерские усадьбы, памятники природы и т. д.

Какова оптимальная протяженность наиболее массовых видов оздоровительных пешеходных или лыжных маршрутов (дневных переходов)?

На маршруте похода намечаются наиболее удобные и подходящие пункты для обеденных привалов и организации полевых лагерей для ночлегов (биваков). Определив в районе похода пункты биваков, вы автоматически разобьете нитку маршрута на ряд дневных переходов. При этом необходимо учитывать, что протяженность и продолжительность таких переходов устанавливается конкретным составом участников похода (их возрастом, состоянием здоровья и функциональными возможностями, как уже было указано выше). Мы уже отмечали, что дневные переходы должны быть посильными для участников и не должны вызывать у них чрезмерного физического и психического утомления. Объем и интенсивность проделанной участниками работы на маршруте должны соответствовать нормам физической рекреации [6]. Дневные переходы должны планироваться с учетом постепенного возрастания физических и эмоциональных нагрузок на участников. Наиболее характерные для оздоровительных походов параметры протяженности туристского маршрута указаны в таблице.

Количественные параметры рекреационно-оздоровительных пеших и лыжных туристских походов

Вид туристского путешествия (похода) Продолжительность (дней) Общая протяженность (км) Интенсивность и напряженность физических нагрузок

Туристская прогулка До одного дня До 15-18 км Умеренная

Поход выходного дня До 3 дней 30-50 км Умеренно-щадящая

Многодневный оздоровительный поход Не менее 21 дня* Дневной переход до 18-20 км Умеренно-щадящая

* Через каждые 2-3 ходовых дня обязательно делается дневка - день отдыха.

Места организации биваков и пунктов для больших обеденных привалов необходимо намечать в местах, где обеспечивается безопасность участников и при наличии чистой, пригодной для приготовления пищи воды. Рекомендуется планировать организацию привалов и биваков в лесной зоне, на полянах, берегах озер и

рек, где возможны приготовление пищи на костре и организация вечернего отдыха у костра [7]. Огонь костра, как известно, также оказывает мощное энергетическое и психолого-эмоциональное рекреационное воздействие на туриста. При этом надо постараться выбрать места биваков не просто пригодные, но и потенциально наиболее подходящие для полноценного отдыха. Это может быть озеро с возможностью организации рыбалки и купания летом; живописный берег реки (водоема), место, пригодное для проведения анимационных мероприятий, и пр.

Удобно планировать на маршруте туристского похода места организации обеденных привалов (биваков) и отдыха от физических нагрузок в непосредственной близости (шаговой доступности) с запланированными для посещения экскурсионными или рекреационными объектами. Однако если маршрут туристского похода проходит по особо охраняемой территории, или национальному парку, или иным рекреационным территориям, пункты отдыха туристов необходимо планировать только в специально оборудованных и обозначенных на туристской карте местах, так же как и посещение историко-культурных или природных памятников или мест туристского интереса с исследовательскими или экскурсионными целями.

Исходя из расположения в выбранном районе целевых рекреационных объектов и удобных пунктов старта и финиша похода, организаторы туристских маршрутов (руководители групп) определяют оптимальную тактическую схему построения маршрута: линейную, кольцевую, комбинированную (с включением кольцевых участков и участков радиального движения). Здесь, как правило, проявляется творчество организатора - руководителя похода. Главное, чтобы выбранная тактическая схема наиболее удовлетворяла решению поставленных рекреационно-оздоровительных задач на маршруте. Понятно, что линейный маршрут (линейная тактическая схема) не предполагает приложения прямой линии движения на карте, а кольцевой - приложения линии движения по окружности в их геометрическом смысле, но общий смысл, полагаем, что понятен. Линейный маршрут не замкнут, он имеет различные, удаленные друг от друга, пункты старта и финиша. В случае кольцевого (замкнутого) маршрута - предполагается единый пункт старта и финиша.

В рекреационно-оздоровительных походах, насыщенных познавательными туристскими объектами, часто используется комбинированная схема построения маршрута с включением кольцевых участков на линейном в целом маршруте или участков радиального движения. Радиальные выходы осуществляются от мест организации бивака или привала к целевым объектам с последующим возвращением в исходный пункт по тому же пути. Как правило, лишнее снаряжение (груз) остается в базовом лагере группы (при безусловном обеспечении его сохранности, например оставление дежурных, которые, кстати, могут и приготовить за это время обед или ужин для группы), что существенно снижает физическую нагрузку в путешествии и повышает эмоциональную удовлетворенность от прогулки «налегке».

На основе анализа картографической и иной информации намечаются конкретные пути движения к экскурсионным, рекреационным объектам и местам биваков. По карте намечаются лесные, полевые (но ни в коем случае не шоссейные, автомобильные!) дороги, идущие в нужных направлениях, иные линейные ориентиры для движения (просеки, берега рек и т. д.). В пешеходном (лыжном) походе предпочтение следует отдать отмеченным на топографической карте, удобным для движения туристов лесным или полевым дорогам, тропам (если они известны руководителю или описаны в специальных материалах - отчетах о походах, в т. ч. размещенных на сайтах туристских клубов, Центров (станций) юных туристов или имеющиеся в их библиотеках). Напротив, следует ограничить протяженность переходов по просекам и бездорожью. Преодоление препятствий не цель оздоровительного похода. Впрочем, в данном случае у нас нет «жестких» рекомендаций: многое зависит от состава конкретной группы и пожеланий участников. Например, для некоторых категорий «белых воротничков», групп учащихся экстрим в разумных соответственно пределах тоже своего рода оздоровительная эмоциональная рекреация.

На карте маршрута определяется конкретная линия движения для каждого дневного перехода. Важно, чтобы эта линия пролегала по территориям, содержащим рекреационные ресурсы района. В пределах каждого дневного перехода следует наметить ряд опорных ориентиров для движения. Данные ориентиры понадобятся в целях уверенного ориентирования на местности и соблюдения направления движения по намеченной нитке маршрута.

Если на маршруте вы, как разработчик, встречаете ряд известных, ожидаемых вами опорных ориентиров, то, соответственно, вы уверены в том, что вы не сбились с намеченной линии движения. В качестве опорных ориентиров маршрута служат различные ориентиры местности: точечные (перекрестки дорог, отдельные здания, мосты и пр.); линейные (дороги и просеки, используемые для движения или пересекаемые во время движения, берега рек, границы между лесными массивами и полями и т. д.); площадные (населенные пункты, озера, небольшие лесные массивы).

В заключение проделанной «черновой» работы следует оценить намеченный маршрут в целом:

• пригодность пункта приезда к началу маршрута и пункта отъезда,

• привлекательность выбранных рекреационных и познавательных объектов,

• удобство и надежность выбранных путей движения к ним,

• логичность выбранной тактической схемы маршрута,

• наличие и удобство мест организации биваков и т. д.

Исходя из масштаба карты, необходимо еще раз тщательно

(строго по линии предполагаемого движения) измерить протяженность всех намеченных дневных переходов; определить общую протяженность маршрута и сравнить ее с намеченными параметрами для конкретной группы туристов.

При необходимости в намеченный маршрут вносятся необходимые коррективы, и окончательная линия маршрута наносится на карту с указанием условным знаком (А) пунктов старта, финиша и мест всех полевых ночлегов (биваков) (рис. 2).

Для любого туристского похода важнейшим элементом его организации является разработка плана. Собственно, планирование необходимо в любом виде деятельности, если мы хотим достигнуть цели и добиться нужного результата. Не исключение и туристская деятельность в целом и организация похода в частности. Грамотно, целесообразно, составленный план туристского похода - залог эффективного достижения походных целей и решения поставленных задач, при строгом соблюдении безопасности жизнедеятельности туристов [8]. Следовательно, мы можем утверждать, что составление плана похода является важным элементом походной тактики, реализуемым в подготовительный период рекреационно-оздорови-тельного маршрута туристского похода.

Рис. 2. Алгоритм действия по разработке маршрута рекреационно-оздоровительного похода

Фактически план похода - это документ, призванный ответить на следующие вопросы: что, как и когда надо сделать, чтобы выполнить поставленные перед походом цели и задачи? В рекреа-ционно-оздоровительном туристском походе следует решить задачи по эффективному оздоровлению, отдыху его участников и познавательные (образовательные) задачи. Следовательно, план похода должен ясно указать способ выполнения данных задач средствами туризма и краеведения.

План похода - это понятие комплексное; он обычно включает в себя следующие разделы: график движения по маршруту, план-график экскурсионно-познавательных и рекреационно-оздо-ровительных мероприятий, например закаливающих процедур, на маршруте (эти два графика объединяются понятием плана-графика

похода), режим движения и организация питания на маршруте, план распределения весовых нагрузок на участников похода, план анимационных мероприятий.

Таким образом, сформулированные нами концептуальные подходы к методике разработки содержания маршрута рекреаци-онно-оздоровительного похода, позволяют нам предложить, как вариант, программу - техническое (проектное) задание для разработки содержания виртуального рекреационно-оздоровительного маршрута туристского похода:

1. Название туристского маршрута.

2. Цель и задачи маршрута.

3. Туристский регион на интерактивной карте (маршрут).

4. Туристский маршрут на интерактивной карте (нитка маршрута).

5. Точки активизации информации об объектах туристского интереса (рекреационные, оздоровительные, познавательные или образовательные) на интерактивной карте.

6. Места размещения (биваки, привалы).

7. Краеведческая мультимедийная информация об объектах активизации.

8. Природные и культурно-исторические достопримечательности на маршруте.

9. Информация о мерах обеспечения безопасности на туристском маршруте

10. Видео.

11. Музыкальные фрагменты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Презентационный ролик.

Примечания

1. Смирнов Д. В. Реализация социальных функций краеведения в образовательных учреждениях общего среднего и дополнительного образования детей / И. А. Дрогов, Д. В. Смирнов, В. Е. Туманов // Интеграционные подходы к организации краеведческой работы в образовательных учреждениях : материалы Междунар. науч.-метод. конф., посв. 160-летию со дня рождения И. П. Павлова (г. Рязань, 12-13 марта 2009 г.) / Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. Рязань : Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2009. С. 99-110.

2. Смирнов Д. В. Социально-педагогические аспекты и тенденции организации рекреации и оздоровления детей и подростков в Российской Федерации / И. А. Дрогов, Д. В. Смирнов, С. В. Усков // Рекреация и туризм: сб. докл. и тез. сообщ. Всерос. науч.-практ. конф. под эгидой Ц№Е8КО : в 2 т.

Т. 1 (г. Сходня, Моск. обл., 28-30 ноября 2001 г.) / РАЕН, Рос. междунар. акад. туризма. Сходня, 2001. С. 150-156.

3. Смирнов Д. В. Услуги отдыха и оздоровления детей в РФ: разработка нормативно-правовой базы, социальных минимальных стандартов / И. А. Дрогов, Д. В. Смирнов, А. И. Козлов, В. М. Кожеваткин // Рекреация и туризм : сб. докл. и тез. сообщ. Всерос. науч.-практ. конф. под эгидой UNESKO : в 2 т. Т. 2 (г. Сходня, Моск. обл., 28-30 ноября 2001 г.) / РАЕН, Рос. междунар. акад. туризма. Сходня, 2001. С. 65-72; Смирнов Д. В. Исследование особенностей психолого-педагогического сопровождения самореализации детей средствами оздоровительного туризма // Проблемы детско-юношеского туризма и краеведения. 2005. № 6-7(58-59). С. 17-24; Смирнов Д. В. Оздоровительное воздействие активных форм туризма на организм подрастающего поколения: планета здоровья // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2010. № 3(98). С. 124-132.

4. Смирнов Д. В. Содержание программы по оздоровительно-познавательному туризму для младших школьников // Профессиональное туристское образование в целях мира и развития народов : сб. докл. и тез. выступл. и рекоменд. (проекты). Междунар. науч. конф. под эгидой UNESCO (Ереван, 18-21 окт. 2002 г.). М. : РМАТ ; Ереван : Армянский ин-т туризма - филиал РМАТ, 2002. С. 158-162.

5. Смирнов Д. В., Горбатенко С. А. Спортивный туризм: навыки здорового образа жизни в походных условиях // Карелия: эпическая туристская программа «Калевала» : сб. докл. и тез. сообщ. Междунар. науч.-практ. конф. под эгидой UNESCO (г. Петрозаводск, Республ. Карелия, 20-21 ноября 2002 г.) / Правит. Республ. Карелия; Рос. междунар. акад. туризма; Карел. Науч. центр РАН; ун-т г. Оулу (Финляндия). М. : РМАТ ; Петрозаводск, 2002. С. 133-135.

6. Нагорный А. Г. Экспериментальное исследование ходьбы с грузом и норм нагрузки в туристских походах старших школьников : дис. ... канд. пед. наук. М., 1970. 244 с.; Петросян С. А. Экспериментальное обоснование норм физических нагрузок в туристских пеших походах школьников V-VIII классов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1978. 22 с.; Годик М. А. Педагогические основы нормирования и контроля соревновательных и тренировочных нагрузок : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1982. 48 с.

7. Сборник нормативно-правовых документов и методических рекомендаций по организации отдыха и оздоровления детей Свердловской области / сост.: Региональный центр координации деятельности по организации отдыха и оздоровления детей Свердловской области. Екатеринбург: Мин-во общего и проф. образования Свердл. обл.: ГБУ Центр «Юность Урала», 2016. 499 с.

8. Банковский Ю. В. Педагогическая система обеспечения безопасности человека в экстремальных условиях горной среды : автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 2011. 50 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.