ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ
_ 08.00.05 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ_
Научная статья УДК 331
Б01: 10.24412/2227-9407-2022-6-71 -80
Методика оценки ресурсообеспеченности сельской агломерации
Алексей Александрович КасимовНаталья Владимировна Проваленова2
1 Институт пищевых технологий и дизайна - филиал НГИЭУ, Нижний Новгород, Россия, kasimovalexei@bk.
2Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино, Россия, ргоуа1епоуа@И81.ги, https://orcid.org/QQQ0-QQQ2-3553-7209
Аннотация
Введение. Для эффективного функционирования сельская агломерация должна быть обеспечена необходимыми ресурсами, то есть теми факторами производства (труд, земля, капитал), которые необходимы для производства товаров и услуг, соответственно, качество и объем данных ресурсов определяют уровень жизни населения сельской агломерации. В связи с этим актуальной становится оценка ресурсного потенциала муниципальных образований, входящих в состав сельской агломерации, результаты которой будут способствовать более углубленному пониманию проблем и определению направлений развития межмуниципального сотрудничества в границах агломерации. При этом возможно определение экономической выгоды для муниципальных образований от территориальной концентрации производств и других экономических агентов, в том числе населения, от вхождения в состав сельской агломерации. В основном существующие методы оценки уровня обеспеченности ресурсами и развития агломерации основываются на показателях популяционно-расселенной системы и транспортной доступности для населения сателлитной зоны ядра агломерации. При этом исследователи отмечают, что основным недостатком таких методов является то, что ресурсообеспеченность оценивается в целом по агломерации, без учета свойств отдельных ее частей.
Материалы и методы. Материалами для исследования послужили данные Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, результаты исследований отечественных и зарубежных ученых агломерационных процессов. Обоснованность и достоверность полученных результатов подтверждается использованием абстрактно-логического метода, сравнительного сопоставления, анализа и синтеза и других методов.
Результаты. Разработана методика оценки ресурсообеспеченности сельской агломерации, которая апробирована на материалах потенциальной сельской агломерации Нижегородской области.
Обсуждение. Представленная методика позволяет оценить уровень обеспеченности сельской агломерации ресурсами, необходимыми для эффективного функционирования. При этом результаты оценки могут быть использованы при разработке стратегических документов и программ развития сельской агломерации. Заключение. Знание об уровне ресурсной обеспеченности муниципальных образований, входящих в состав сельской агломерации, позволяет более рационально использовать имеющиеся ресурсы и точно определять необходимые задачи при стратегическом планировании развития сельской агломерации.
Ключевые слова: агломерация, городская агломерация, интегральный коэффициент, коэффициент обеспеченности, методика оценки, оценка развития, ресурсная обеспеченность, сельская агломерация, сельские территории, социально-экономическое развитие, уровень развития
© Касимов А. А., Проваленова Н. В., 2022
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.
xxxxxxxxxxeconomics and national economymanagementxxxжxжxжжxш
Для цитирования: Касимов А. А., Проваленова Н. В. Методика оценки ресурсообеспеченности сельской агломерации // Вестник НГИЭИ. 2022. № 6 (133). С. 71-80. DOI: 10.24412/2227-9407-2022-6-71-80
Methodology for assessing the resource availability of rural agglomeration
Alexey A. KasimovNatalia V. Provalenova2
11nstitute of Food Technology and Design - branch of NGIEU, Nizhny Novgorod, Russia, [email protected] 2 Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3553-7209
Abstract
Introduction. For effective functioning, the rural agglomeration must be provided with the necessary resources, that is, those factors of production (labor, land, capital) that are necessary for the production of goods and services, respectively, the quality and volume of these resources determine the standard of living of the population of the rural agglomeration. In this regard, the assessment of the resource potential of municipalities that are part of the rural agglomeration becomes relevant, the results of which will contribute to a more in-depth understanding of the problems and the definition of directions for the development of inter-municipal cooperation within the boundaries of the agglomeration. At the same time, it is possible to determine the economic benefits for municipalities from the territorial concentration of industries and other economic agents, including the population, from becoming part of a rural agglomeration. Basically, the existing methods of assessing the level of resource availability and development of the agglomeration are based on indicators of the population-settled system and transport accessibility for the population of the satellite zone of the core of the agglomeration. At the same time, the researchers note that the main disadvantage of such methods is that resource availability is estimated as a whole by agglomeration, without taking into account the properties of its individual parts.
Materials and methods. The materials for the study were the data of the Territorial Body of the Federal State Statistics Service for the Nizhny Novgorod region, the results of research by domestic and foreign scientists of agglomeration processes. The validity and reliability of the results obtained is confirmed by the use of the abstract-logical method, comparative comparison, analysis and synthesis, and other methods.
Results. A methodology for assessing the resource availability of rural agglomeration has been developed, which has been tested on the materials of a potential rural agglomeration of the Nizhny Novgorod region.
Discussion. The presented methodology makes it possible to assess the level of provision of rural agglomeration with the resources necessary for effective functioning. At the same time, the results of the assessment can be used in the development of strategic documents and programs for the development of rural agglomeration.
Conclusion. Knowledge about the level of resource availability of municipalities that are part of a rural agglomeration allows for a more rational use of available resources and accurately determine the necessary tasks in the strategic planning of rural agglomeration development.
Keywords: agglomeration, rural agglomeration, urban agglomeration, level of development, assessment of development, rural areas, integral coefficient, socio-economic development, coefficient of security, resource security, assessment methodology
For citation: Kasimov A. A., Provalenova N. V. Methodology for assessing the resource availability of rural agglomeration // Bulletin NGIEI. 2022. № 6 (133). P. 71-80. (In Russ.). DOI: 10.24412/2227-9407-2022-6-71-80
Введение
Эффективное функционирование сельской агломерации зависит от ресурсного потенциала муниципальных образований, входящих в её состав, в связи с этим возникает необходимость в определении инструментария, способного дать объективную
и полную информацию об имеющихся в сельской агломерации ресурсах, которые могут быть использованы для повышения уровня и качества жизни населения.
В настоящее время недостаточно изученными остаются подходы к оценке уровня развития сель-
ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ
ских агломераций, что связано в первую очередь с отсутствием как таковых сельских агломераций, на материалах которых возможна была бы их апробация, а во-вторых, агломерационные процессы сельских территорий - это относительно новое явление для российской экономики. Необходимо отметить, что нераспространённость сельских агломераций связана со сложностью определения территориальных границ, проблемами разграничения полномочий между уровнями власти и обеспечения соответствующего финансирования. В результате в научной литературе в основном представлены исследования, посвященные городским агломерациям.
В то же время многие вопросы местного значения близлежащие сельские территории могут решать в рамках сельских агломераций на основе межмуниципального сотрудничества, что может дать заметный социально-экономический эффект в их развитии [1; 2; 3]. При этом действующим российским законодательством предусмотрены отдельные формы организации взаимодействия органов муниципальной власти (совет муниципальных образований) и возможность деятельности объединений, создаваемых как некоммерческие организации.
Важнейшим ресурсом на начальном этапе активизации этих процессов является политическая воля инициаторов агломерационных процессов, которая в большинстве случаев отсутствует.
Отсутствие единых подходов к определению сельских агломераций и принципам их формирования, а также к оценке их ресурсного потенциала как в отечественной, так и зарубежной научной литературе подтверждает актуальность данного исследования.
Материалы и методы
В научной литературе в основном представлены подходы к оценке ресурсной обеспеченности муниципальных образований, при этом уделяется внимание отдельным её аспектам. Так К. В. Швори-на и Л. М. Фалейчик анализируют обеспеченность муниципальных образований социальной инфраструктурой, выделяя пять блоков, каждый из которых оценивается соответствующими показателями: ЖКХ (обеспеченность жилым фондом, его благоустройство и состояние), образование (численность воспитанников и обучающихся и число организаций, оказывающих образовательные услуги), здравоохранение (обеспеченность врачами, медперсоналом и число организаций, предоставляющих лечебно-профилактические услуги и оказывающие фармацевтическую помощь), культура и спорт (число
организаций, оказывающих культурно-досуговые услуги, численность населения, занимающегося спортом), торговля и общественное питание (число объектов общественного питания, бытового обслуживания, магазинов и оборот розничной торговли). При этом для более корректного сопоставления муниципальных образований все показатели представлены относительными значениями на душу населения, на основе которых рассчитываются интегральные индексы для каждого блока. В результате производится расчет комплексного интегрального индекса территории, характеризующий уровень её обеспеченности социальной инфраструктурой [4].
В то же время ряд авторов оценивают обеспеченность территории конкретными объектами социальной инфраструктуры: культурно-досуговыми учреждениями на основе социальных нормативов и установленных государством норм обеспеченности населения данными учреждениями [5]; жильем путем сопоставления среднего уровня жилищной обеспеченности и его благоустроенности муниципального образования и в целом по региону [6]; образовательными учреждениями с учетом норм градостроительства [7].
Большое внимание уделено оценке бюджетной обеспеченности муниципальных образований [8; 9; 10]. П. Д. Косинский и А. Г. Чупрякова рассматривают бюджетную обеспеченность через призму доходности муниципалитетов. В первую очередь оценивается уровень дотационности бюджета путем определения процента безвозмездных поступлений в общем объеме доходов, затем рассчитывается обратный показатель - уровень бюджетной обеспеченности собственными доходами в целом по муниципальному образованию и на душу населения в частности [11].
В свою очередь А. И. Золотько предлагает оценивать финансовую обеспеченность территории исходя из структуры бюджета, выделяя непосредственно собственные доходы (налоговые доходы в части поступлений от местных налогов, поступления от единых налогов, неналоговые доходы), собственные доходы (непосредственно собственные доходы, отчисления от федеральных и региональных налогов, а также дотации) и располагаемые доходы (собственные доходы и субсидии). В дальнейшем определяется удельный вес данных доходов в структуре бюджета и рассчитывается коэффициент финансовой обеспеченности, свидетельствующий об уровне финансовой самостоятельности муниципального образования [12].
XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagement-ХЖХЖХЖХЖЖХ
Комплексная оценка ресурсной обеспеченности региона Е. А. Сорокиной основана на расчете интегральных индексов обеспеченности финансовыми, трудовыми, природными, инфраструктурными и информационными ресурсами [13]. Вместе с тем показатели, используемые в данной методике, не позволяют увидеть ресурсообеспеченность отдельной территории региона, что затрудняет формирование системы мероприятий по повышению эффективности функционирования региона в зависимости от уровня ресурсообеспеченности каждого муниципального образования.
Таким образом, большинство методик по обеспеченности территории ресурсами основываются на расчете интегральных коэффициентов или индексов. Согласимся с мнением отдельных авторов, что в современных условиях экономическая оценка должна основываться на комплексных, интегральных показателях, состоящих из совокупности наиболее значимых измеряемых показателей, интегрируемых в единое целое. Что позволяет получить сопоставимую информацию об экономической подсистеме, формирующую комплексное представление об объекте исследования [14].
Результаты На основе обобщения исследований отечественных ученых в области оценки обеспеченности муниципальных образований ресурсами, была разработана методика оценки ресурсообеспеченности сельских агломераций, основанная на расчете интегрального коэффициента, исчисляемого как среднее геометрическое значение коэффициентов каждой сельской территории, входящей в агломерацию:
/sa = V7W2~7n, (1)
где Isa - интегральный коэффициент ресурсообеспеченности сельской агломерации; In - интегральный коэффициент ресурсообеспеченности сельской территории; n - количество сельских территорий, включенных в состав сельской агломерации.
Интегральный коэффициент для отдельной сельской территории рассчитывается как среднее арифметическое коэффициентов, характеризующих обеспеченность сельской территории отдельными ресурсами
I = (Kd + Kz + Kg + Ks + Kb + Kr + + К sx + Kwp + Ki + Kb о + Ktr) / N, (2) где Kd - коэффициент обеспеченности дошкольными учреждениями; Kz - коэффициент обеспеченности учреждениями здравоохранения; Kg - коэффициент обеспеченности жилыми помещениями; Ks -коэффициент обеспеченности спортивными соору-
жениями; КЬ - коэффициент обеспеченности объектами бытового обслуживания; Кг - коэффициент обеспеченности объектами розничной торговли; Ksx - коэффициент обеспеченности сельскохозяйственными угодьями; Kvvp - коэффициент обеспеченности ВВП; Ю - коэффициент объема инвестиций в основной капитал; Kbo - коэффициент бюджетной обеспеченности; Юг - коэффициент транспортной обеспеченности; N - количество коэффициентов обеспеченности.
Необходимо отметить, что выбор показателей ограничивается отсутствием статистической информации.
В целях нормирования каждый коэффициент рассчитывается отношением показателей отдельной сельской территории к показателям в целом по сельской агломерации.
К<1 = (ОИ : Н ) : (ОЬа : Н а) , (3)
где ^ - коэффициент обеспеченности дошкольными учреждениями; Dh - число мест в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми; H - численность населения в муниципальном образовании; Dha -число мест в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми в агломерации; Ha - численность населения в сельской агломерации.
Несмотря на то, что общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных организациях закреплена законодательно в Конституции Российской Федерации, на сельских территориях отмечаются существенные проблемы обеспечения дошкольным образованием. Это связано в первую очередь с сокращением числа дошкольных организаций, которое было обусловлено, с одной стороны, низкой рождаемостью, с другой стороны, оптимизацией образовательной сети, осуществленной при переходе на систему подушевого финансирования отрасли [15, с. 8].
^ = ( Ь : Н ) : (Ьа : Н а) , (4)
где Кг - коэффициент обеспеченности учреждениями здравоохранения; Ь - число лечебно-профилактических организаций в муниципальном образовании; Ьа - число лечебно-профилактических организаций в сельской агломерации.
Анализ социально-экономических достижений ведущих развитых стран мира показывает, что рост национальных ВВП в последние десятилетия
ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ
века в значительной степени был обусловлен улучшением здоровья населения этих стран [16, с. 104]. Соответственно, здравоохранение является одним из ведущих секторов как национальной экономики в целом, так и отдельной территории, выполняя функцию сохранения и повышения уровня здоровья населения в целях обеспечения необходимого качества жизни.
К§ = (в : Н) : (ва : Н а) , (5)
где ^ - коэффициент обеспеченности жилыми помещениями; О - площадь жилых помещений в муниципальном образовании; Оа - площадь жилых помещений в сельской агломерации.
Жилищная обеспеченность, являющаяся важным показателем уровня качества жизни населения, выступает одним из ключевых показателей благосостояния. Решение вопросов, связанных с жилищными проблемами граждан, дает импульс росту других сфер экономики, обрабатывающей промышленности, энергетики, транспорта и других отраслей [17, с. 83-84], что обуславливает значимость данного показателя для оценки уровня развития сельской агломерации.
Кб = (Б : Н) : (Ба : Н а) , (6)
где К - коэффициент обеспеченности спортивными сооружениями; - число спортивных сооружений в муниципальном образовании; Ба - число спортивных сооружений в сельской агломерации.
Уровень физического развития, физической подготовленности населения является важным компонентом здоровья. В то же время сельские территории в недостаточной степени обеспечены спортивными сооружениями, в связи с этим агломерационные процессы могут способствовать решению данной проблемы.
К б = ( В : Н ) : (В а : Н а) , (7)
где КЬ - коэффициент обеспеченности объектами бытового обслуживания; В - число объектов бытового обслуживания населения в муниципальном образовании; Ва - число объектов бытового обслуживания населения в сельской агломерации.
В последние годы роль сферы услуг в формировании и развитии рыночной экономики заметно возросла. Общемировые тенденции социально-экономического развития свидетельствуют об усилении ориентации общества на расширение масштабов производства различного рода услуг, направленных на удовлетворение потребностей людей, улучшение обслуживания во всех областях жизнедеятельности, что свидетельствует о повышении стандартов жизни населения [18, с. 45]. Соот-
ветственно, обеспеченность объектами бытового обслуживания непосредственно характеризует уровень развития сельской агломерации в целом и отдельной сельской территории в частности.
Kr = (R : Н) : (Ra : Н а) , (8)
где Кг - коэффициент обеспеченности объектами розничной торговли; R - количество объектов розничной торговли и общественного питания в муниципальном образовании; Ra - количество объектов розничной торговли и общественного питания в сельской агломерации.
Розничная торговля играет важную роль в экономике сельских территорий, поскольку затрагивает ключевые бизнес-процессы, связанные с продажей товаров и услуг и их доведения до конечного потребителя, а также выступает источником поступления денежных средств, являясь важной бюджетообразующей составляющей [19, с. 196].
Ksx = (SX : Н) : (SXa : Н а) , (9)
где Ksx - коэффициент обеспеченности сельскохозяйственными угодьями; SX - площадь обрабатываемых сельскохозяйственных угодий в муниципальном образовании; SXa - площадь обрабатываемых сельскохозяйственных угодий в сельской агломерации.
Для сельских территорий земельные ресурсы, безусловно, играют ключевую роль в возможности потенциального развития, при этом значительное место в них занимают сельскохозяйственные угодья. В современных условиях при тенденции сокращения площади сельскохозяйственных угодий и пахотных земель ценность земельных ресурсов растет.
KVvp = (WP : Н ) : (WPа : Н а) , (10) где Kvvp - коэффициент обеспеченности ВВП; VVP - валовый внутренний продукт муниципального образования; VVPa - валовый внутренний продукт сельской агломерации.
Уровень жизни населения в первую очередь определяется его доходами, которые служат основным источником удовлетворения жизненных потребностей населения. Как следствие, ВВП является важным показателем оценки уровня развития сельской агломерации.
K i = ( I П : Н ) : ( I П а : Н а) , (11)
где Ki - коэффициент объема инвестиций в основной капитал; In - инвестиции в основной капитал, осуществляемые организациями, находящимися на территории муниципального образования (без субъектов малого предпринимательства); Ina - инвестиции в основной капитал, осуществляемые организа-
XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagement-ХЖХЖХЖХЖЖХ
циями, находящимися на территории сельской агломерации (без субъектов малого предпринимательства).
Низкий уровень производительности труда в России выступает одним из факторов, препятствующих повышению конкурентоспособности экономики, ситуация на сельских территориях усугубляется недостаточными экономическими возможностями. Соответственно высокий уровень обеспеченности основными фондами позволит повысить объемы производства продукции и увеличит доходы местных бюджетов. В свою очередь, ключевую роль в решении проблемы высокого износа основных фондов играют инвестиции в основной капитал, поскольку они обеспечивают обновление и расширение основных фондов для производства товаров и услуг, а также повышение их конкурентоспособности.
К Ъ о = ( О Ь : Н ) : ( О Ь а : Н а) , (12)
где КЬо - коэффициент бюджетной обеспеченности; Db - доходы местного бюджета (муниципального образования), фактически исполненные; Dbа - доходы местного бюджета (сельской агломерации), фактически исполненные.
Местный бюджет является одним из главных каналов доведения конечных результатов производства до населения. Через местные бюджеты между отдельными группами населения распределяются общественные фонды. В первую очередь, из местного бюджета осуществляется финансирование непроизводственной сферы (образование, здравоохранение и пр.), а также отраслей производственной сферы. Местный бюджет - это один из важнейших инструментов воздействия на развитие экономики и социальной сферы, с помощью которого государство способно изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять преобразования в социальной сфере.
К Сг = (ТЯ : Н ) : (ТЯа : Н а) , (13)
где Юг - коэффициент транспортной обеспеченности; ТЯ - протяженность автодорог общего пользования местного значения (муниципального образования), на конец года, км; ТЯа - протяженность ав-
тодорог общего пользования местного значения (сельской агломерации), на конец года, км.
Темпы роста экономики всей страны, как и муниципальных образований в частности, особенно зависят от развития и уровня обеспеченности транспортной доступностью, что в первую очередь связано с наличием магистральных и скоростных дорог, но в рамках сельской агломерации особую важность приобретает общая протяженность автомобильных дорог с твердым и усовершенствованным покрытием.
Обсуждение
Апробация результатов исследования проводилась на потенциальной сельской агломерации Нижегородской области, которая включает в себя сельские территории со схожими внутримуници-пальными характеристиками (таблица 2). Более подробно с подходами формирования данной сельской агломерации можно познакомиться в работе [20]. Интегральный коэффициент ресурсной обеспеченности сельской агломерации составил 1, что может служить ориентиром для сравнительной оценки ре-сурсообеспеченности отдельной сельской территории. Так, 4 территории из 16 со значением интегрального коэффициента меньше 1 характеризуются низкой ресурсообеспеченностью. При этом можно увидеть, каких ресурсов недостаточно. Например, в городском округе Воротынский существуют проблемы с обеспеченностью объектами бытового обслуживания и земельными ресурсами, а также наблюдается низкий уровень инвестирования в основной капитал и ВВП на душу населения. Соответственно, в ходе планирования развития сельской агломерации необходимо обратить внимание на мероприятия, которые будут способствовать повышению показателей, характеризующих недостаточность тех или иных ресурсов.
В свою очередь, представленная методика также позволяет отслеживать уровень обеспеченности ресурсами в динамике и своевременно реагировать на изменения внешней среды, при этом она является гибкой, что позволяет добавлять новые показатели в зависимости от целей стратегического развития сельской агломерации.
H
о л я я и
о о о
H р
W
и et
я
о р
W H
0
1
s «
р
о о
я о
W
s
s s s
о о и et
tl о
W
s
s
St
hd о
ft та
н о
? s
О 8
- I
Q
* ъ
о я
ïï та 3. ft
о Cd
г-t- О
w
пир
О о та
9л
и
о и
я о
№ л
£ "
3 »
сл
W И И tf R«
g g Р
й H и
К Я 2L
§ s #
s &
. ¡sj en
& » 5.
К' та о
a gc
s s «
own а й <2 ft яГ ft
о 2 «
B. »
St
» a ■g #
§' &та « S й
-ai
я ^
& S Si.
I я ^
^ I &
& та r"
£
^ Г ^
E Ë. ^ Я я о о
сл
It Q
S »
- та p
St
о s
Я я -
й » е
° й
« 2
H ^
& 1« а
S та ^ о
St
Шс & та
О сл Р
и a
^ S s
S ^
о S О
о
й ta
О»
та № о Я S St
та
PS St о s
В
о
S 8-,
сл
^ « % g
ça <-i
Чз. S в-
о
& та
3. о
р, St
En* та
а &
о о s
о s
О
El g
s
§
<
St
< CÛ
g. I
3 s s
о Я
s „ p. St en' та
En та a. S! Й g п о
g- St rt- M О о
^ « Ь Р, St Ы
tû m & ^
е
CÛ tri о о
сл* St
а ^ « &
г-t- St о s
К' »
а ц
s St 3
О О о о о о ^
ю "ю к» Ъо Ъо о 00 ОЧ о о о ОЧ ОЧ (Л U) 00 Чл чо ч*> ю Чо о
о о о о о о о о
Ъо к» Ъо о 00 V 00 чо Ъо (Л о (Л ОЧ ОЧ ОЧ ОЧ чо Чл U) ОЧ V Ъо (Л
о о !_, о !_, о о ю о !_, о о
"ю о о 00 Чо (л о Чо (Л о U) Ъо 00 Ъо к> о Ъо чо о U) Ъо чо Чо о U)
о о !_, о о о о !_, о о
U) Ъо ON о Ч*) о ОЧ U) ОЧ Чо о Ъо о Ч*) ОЧ V Ъо Ъо к> Чл Чо U)
О О к» о о о о о о о о
о к» U) ON ЧО Ч*) к» Чл Чо Ч*) чо Чо (Л ОЧ 00 ОЧ о Чо ОЧ 4^ Чо ОЧ Ч*) (Л ОЧ чо
о о О о о о о
Ъо Ъо (л Чо О U) U) чо Чо Чо U) Чо ОЧ Ъо U) Чо о ОЧ Чо о о 00 о
о о о о о о ю !_, о о !_,
"ю ЧО "чо о Чл ОЧ ОЧ Чо о Чо чо V Чл Ъо (Л Чо Чо ю Чо U) Ъо Чо ^
о О о о о ^ о ^ о о ^ о ю ^ ю
Ч*) ОЧ чо (л ОЧ (л Чо о U) Ч*) о Чо (л Ъо о Чо 00 Ч*) (л ю 00
к» о о о о ю о о о о о ^ о ю
к» к» к> Ч*) о Ч*) о Чо о Ъо 00 Чо чо Чо ю Чо чо Чл Чо V ю ОЧ ОЧ ОЧ чо V ОЧ
^ о ^ ^ ^ ^ о о ^ о о ^ ^ ^ ^
о ON ц; ОЧ ОЧ о о Ч*) к> Ъо ОЧ (л о Чо U) Чо о ОЧ ю Чо ОЧ
О о ^ о ю о о к> о ^ о о о
V ON о 00 Ъо Чл 00 о 00 (л о 4^ чо Ъо ОЧ Чо U) Чо о Чо 4^ ОЧ 4^ ОЧ 00 о
ь- о о ь- о о ь- ь- ь-
О О чо (л о Чо к> о 4^ Чо U) о Ч*) 4^ о U) о о Чо о 4^ о 4^ Ч*) U)
s
S s
В. В
о g
S
El g
3 St ft из ps ça St о s
Коэффициент обеспеченности дошкольными
учреждениями / Coefficient of provision _of preschool institutions_
Коэффициент обеспеченности учреждениями здравоохранения / The coefficient of provision of healthcare institutions
Коэффициент обеспеченности жилыми помещениями / Coefficient of provision _of residential premises_
Коэффициент обеспеченности спортивными сооружениями / Coefficient of provision of residential premises
Коэффициент обеспеченности объектами
бытового обслуживания / Coefficient of provision of consumer service facilities
Коэффициент развития торгового обслуживания / Coefficient of development of commercial services
Коэффициент обеспеченности земельными ресурсами / Coefficient of provision of land resources
Коэффициент обеспеченности ВВП / Coefficient of provision of GDP
Коэффициент объема инвестиций в основной капитал / Coefficient of investment in fixed assets
Коэффициент бюджетной обеспеченности / Coefficient of budgetary provision
Коэффициент транспортной обеспеченности / Coefficient of transport security
Интегральный коэффициент / Integral coefficient
H
HI ft*
to
H sr
л
ЙГ
<1
V! О
SS
его era.
о
3
сь
Л
Z Н"
ЕГ S
V!
Z о <1 его о ■ч о О. ■ч Л
его
о H
о\ p
и Ol
» '-J
п s
H a
s p
Ю
"O
о
D3
n
s
er
r>
о
G
s
»
и
cr
s
о
z
о
s
о
s
s
л
n
rs
z
о
Se
о
o\
n
rs
a
n
л
n
s
s
о
rs
H
s
r>
n
и
cr
rs
z
о
Se
»
-1
и
о
s,
n
»
G
s
s
X
s
N
n
-1
о
"О
о
to
rs
z
о
Se
§ g
¡5
I
I
I
"в
1 I
I I
S
I
СП §
I с а;
I
3
UJ S
Nj Nj
Р P
Nj Nj
Nj Nj
■о ю
Oï Oï
Oj Oj
Oj Oj
ГО r>
^ N
I I
00 00
P P
P5 P5
Ln Lo
S S
Nj Nj
Nj Nj
Nj Nj
41 41
Г Г
•fc. -fc.
О О
41 41
XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagement-ХЖХЖХЖХЖЖХ
Заключение
Таким образом, представленная методика позволяет оценить уровень обеспеченности сельской агломерации ресурсами, при этом формирует полное представление об уровне ресурсной обеспеченности муниципальных образований, входящих в её состав.
Знание об уровне ресурсной обеспеченности муниципальных образований, входящих в состав сельской агломерации, позволяет более рационально использовать имеющиеся ресурсы и точно определять необходимые задачи при стратегическом планировании развития сельской агломерации.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Катанандов С. Л., Межевич Н. М., Солодилов В. В. «Сельские агломерации» и «сельские ассоциации населенных пунктов» - возможные направления развития местного самоуправления на северо-западе России // Управленческое консультирование. 2021. № 9 (153). С. 9-17.
2. Дорофеева Л. В., Рослякова Н. А., Рослякова Е. В. Повышение эффективности управления территорией агломераций // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 11-2 (81). С. 81-85.
3. Муравьева М. В. Сельская агломерация в контексте комплексного развития сельских территорий // Наука и бизнес: пути развития. 2021. № 11 (125). С. 171-173.
4. Шворина К. В., Фалейчик Л. М. Оценка социально-инфраструктурного обеспечения развития районов Забайкальского края // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения РАН. 2018. № 4 (32). С. 142-151.
5. Бадмаева Е. А., Чимитова А. Б. Анализ обеспеченности муниципальных образований Республики Бурятии услугами культурно-досуговых учреждений // Интерактивная наука. 2017. № 4 (14). С. 22-24.
6. Мамлеева Э. Р., Сазыкина М. Ю., Трофимова Н. В. Оценка степени дифференциации муниципальных образований Республики Башкортостан по уровню жилищной обеспеченности населения // Жилищные стратегии. 2019. № 6 (4). С. 403-416.
7. Буток О. В. Сравнительный анализ обеспеченности образовательными учреждениями пяти муниципальных районов Белгородской агломерации // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. 2017. № 2. С. 129-134.
8. Барбашова Н. Е. Использование единой методики при выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. № 1 (47). С. 44-55.
9. Холодова К. С., Сыроижко В. В. Возможности повышения уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 70-3. С. 131-134.
10. Полонская В. А. Бюджетная обеспеченность - индикатор социально-экономического состояния региона (на примере Приморского края) // Карельский научный журнал. 2018. № 2 (23). С. 117-120.
11. Косинский П. Д., Чупрякова А. Г. К вопросу бюджетной обеспеченности муниципальных образований сельских поселений // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2014. № 4 (40). С. 45-57.
12. Золотько А. И. Обеспеченности муниципальных образований субъекта Российской Федерации (на примере Московской области) // Экономическая политика. 2014. № 12. С. 15-21.
13. Сорокина Е. А. Методы оценки ресурсной обеспеченности регионов // Финансовая жизнь. 2020. № 1. С.19-22.
14. Клюшникова Е. В., Шитова Е. М. Методические подходы к расчету интегрального показателя, методы ранжирования // Инноцентр. 2016. № 1 (10). С. 4-18.
15. Леонидова Г. В. Дошкольное образование в России: обеспеченность и доступность // Проблемы развития территории. 2015. № 5 (79). С. 7-17.
16. Каткова И. П., Катков В. И. Здравоохранение - важнейший ресурс социального и экономического развития страны // Народонаселение. 2014. № 4. С. 104-114.
17. Коломейцева М. А. Жилищная обеспеченность как один из основных факторов улучшения качества жизни населения // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 6 (022). С. 83-86.
18. Воронцова Т. В. Бытовое обслуживание в городе: состояние и перспективы развития // Проблемы развития территории. 2012. № 6 (62). С. 45-53.
ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ
19. Камоева Т. К. О роли розничной торговли в экономике России // Проблемы современной экономики. 2010. № 3 (35). С. 196-198.
20. Касимов А. А., Проваленова Н. В. Сельская агломерация и подходы к ее формированию // Конку-ренспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2022. № 5. С. 192-200.
Дата поступления статьи в редакцию 22.03.2022, одобрена после рецензирования 25.04.2022;
принята к публикации 27.04.2022.
Информация об авторах: А. А. Касимов - преподаватель кафедры «Товароведение, сервис и управление качеством», Spin-код: 2883-5263; Н. В. Проваленова - д.э.н, доцент, профессор кафедры «Организация и менеджмент», Spin-код: 6111-7685.
Заявленный вклад авторов: Касимов А. А. - сбор и обработка материалов, подготовка первоначального варианта текста статьи. Проваленова Н. В. - научное руководство, формулирование основной концепции исследования.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
REFERENCES
1. Katanandov S. L., Mezhevich N. M., Solodilov V. V. «Sel'skie aglomeracii» i «sel'skie associacii nas e-lennyx punktov» - vozmozhny'e napravleniya razvitiya mestnogo samoupravleniya na severo-zapade Rossii [«Rural agglomerations» and «rural associations of settlements» - possible directions of development of local self-government in the north-west of Russia], Upravlencheskoe konsuVtirovanie [Management consulting], 2021, No. 9 (153), pp. 9-17.
2. Dorofeeva L. V., Roslyakova N. A., Roslyakova E. V. Povy'shenie e'ffektivnosti upravleniya territoriej aglomeracij [Improving the efficiency of management of the territory of agglomerations], E'konomika i biznes: teoriya i praktika [Economics and Business: theory and practice], 2021, No. 11-2 (81), pp. 81-85.
3. Murav'eva M. V. Sel'skaya aglomeraciya v kontekste kompleksnogo razvitiya sel'skix territorij [Rural agglomeration in the context of integrated rural development], Nauka i biznes: puti razvitiya [Science and business: ways of development], 2021, No. 11 (125), pp. 171-173.
4. Shvorina K. V., Falejchik L. M. Ocenka social'no-infrastrukturnogo obespecheniya razvitiya rajonov Za-bajkal'skogo karya [Assessment of social and infrastructural support for the development of districts of the TransBaikal Territory], Vestnik Buryatskogo nauchnogo centra Sibirskogo otdeleniya RAN [Bulletin of the Buryat Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences], 2018, No. 4 (32), pp. 142-151.
5. Badmaeva E. A., Chimitova A. B. Analiz obespechennosti municipal'ny'x obrazovanij respubliki Buryatii uslugami kul'turno-dosugovy'x uchrezhdenij [Analysis of the provision of the municipalities of the Republic of Bury-atia with the services of cultural and leisure institutions], Interaktivnaya nauka [Interactive science], 2017, No. 4 (14), pp.22-24.
6. Mamleeva E'. R., Sazy'kina M. Yu., Trofimova N. V. Ocenka stepeni differenciacii municipal'ny'x obra-zovanij respubliki Bashkortostan po urovnyu zhilishhnoj obespechennosti naseleniya [Assessment of the degree of differentiation of municipalities of the Republic of Bashkortostan by the level of housing provision of the population], Zhilishhny'e strategii [Housing strategies], 2019, No. 6 (4), pp. 403-416.
7. Butok O. V. Sravnitel'ny'j analiz obespechennosti obrazovatel'ny'mi uchrezhdeniyami pyati municipal'ny'x rajonov Belgorodskoj aglomeracii [Comparative analysis of the provision of educational institutions in five municipal districts of the Belgorod agglomeration], Vestnik Belgorodskogo gosudarstvennogo texnologicheskogo universiteta im. V. G. Shuxova [Bulletin of the Belgorod State Technological University named after V. G. Shukhov], 2017, No. 2, pp.129-134.
8. Barbashova N. E. Ispol'zovanie edinoj metodiki pri vy'ravnivanii byudzhetnoj obespechennosti municipal'ny'x obrazovanij [The use of a unified methodology for equalizing the budgetary provision of municipalities],
Nauchno-issledovatel'skij finansovy'j institut. Finansovyj zhurnal [Research Financial Institute. Financial Journal], 2019, No. 1 (47), pp. 44-55.
XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagementXXXЖXЖXЖЖXш
9. Xolodova K. S., Sy'roizhko V. V. Vozmozhnosti povy'sheniya urovnya byudzhetnoj obespechennosti municipal'ny'x obrazovanij [Possibilities of increasing the level of budgetary provision of municipalities], Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya [Trends in the development of science and education], 2021, No. 70-3, pp. 131-134.
10. Polonskaya V. A. Byudzhetnaya obespechennost' - indikator social'no-e'konomicheskogo sostoyaniya re-giona (na primere Primorskogo kraya) [Budget security - an indicator of the socio-economic state of the region (on the example of Primorsky Krai)], Karel'skij nauchnyj zhurnal [Karelian Scientific Journal], 2018, No. 2 (23), pp. 117-120.
11. Kosinskij P. D., Chupryakova A. G. K voprosu byudzhetnoj obespechennosti municipal'ny'x obrazovanij sel'skix poselenij [On the issue of budgetary provision of municipalities of rural settlements], RegionaVnaya e konomika i upravlenie: e 'lektronny j nauchny j zhurnal [Regional Economics and Management: electronic scientific journal], 2014, No. 4 (40), pp. 45-57.
12. Zolot'ko A. I. Obespechennosti municipal'ny'x obrazovanij sub' ekta Rossijskoj Federacii (na primere Moskovskoj oblasti) [Security of municipalities of the subject of the Russian Federation (on the example of the Moscow region)], E'konomicheskayapolitika [Economicpolicy], 2014, No. 12, pp. 15-21.
13. Sorokina E. A. Metody' ocenki resursnoj obespechennosti regionov [Methods of assessing the resource availability of regions], Finansovaya zhizri [Financial life], 2020, No. 1, pp. 19-22.
14. Klyushnikova E. V., Shitova E. M. Metodicheskie podxody' k raschetu integral'nogo pokazatelya, metody' ranzhirovaniya [Methodological approaches to the calculation of the integral indicator, ranking methods], Innocentr, 2016, No. 1 (10), pp. 4-18.
15. Leonidova G. V. Doshkol'noe obrazovanie v Rossii: obespechennost' i dostupnost' [Preschool education in Russia: security and accessibility], Problemy' razvitiya territorii [Problems of territory development], 2015, No. 5 (79), pp. 7-17.
16. Katkova I. P., Katkov V. I. Zdravooxranenie - vazhnejshij resurs social'nogo i e'konomicheskogo razvitiya strany' [Healthcare is the most important resource of social and economic development of the country], Narodo-naselenie [Population], 2014, No. 4, pp. 104-114.
17. Kolomejceva M. A. Zhilishhnaya obespechennost' kak odin iz osnovny'x faktorov uluchsheniya kachestva zhizni naseleniya [Housing security as one of the main factors of improving the quality of life of the population], So-ciaFno-e'konomicheskie yavleniya i processy [Socio-economic phenomena and processes], 2010, No. 6 (022), pp. 83-86.
18. Voronczova T. V. By'tovoe obsluzhivanie v gorode: sostoyanie i perspektivy' razvitiya [Consumer services in the city: state and prospects of development], Problemy' razvitiya territorii [Problems of territory development], 2012, No. 6 (62), pp. 45-53.
19. Kamoeva T. K. O roli roznichnoj torgovli v e'konomike Rossii [On the role of retail trade in the Russian economy], Problemy' sovremennoj e'konomiki [Problems of modern Economics], 2010, No. 3 (35), pp. 196-198.
20. Kasimov A. A., Provalenova N. V. Sel'skaya aglomeraciya i podxody' k ee formirovaniyu [Rural agglomeration and approaches to its formation], Konkurensposobnost' v globaFnom mire: e'konomika, nauka, texnologii [Competitiveness in the global world: economics, science, technology], 2022. No. 5, pp. 192-200.
The article was submitted 22.03.2022; approved after reviewing 25.04.2022; accepted for publication 27.04.2022.
Information about the authors: A. A. Kasimov - lecturer of the Department «Commodity Science, Service and Quality Management», Spin-code: 2883-5263;
N. V. Provalenova - Dr. Sci. (Economy), associate professor, professor of the Department «Organization and Management», Spin-code: 6111-7685.
Contribution of the authors: Kasimov A. A. - collection and processing of materials, preparation of the initial version of the text. Provalenova N. V. - research supervision, developed the theoretical framework.
The authors declare no conflicts of interests.