ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ
Научная статья УДК 331
Б01: 10.24412/2227-9407-2021-12-117-127
Сущность сельских территорий и их роль в региональной и национальной экономике
Анатолий Евгеньевич Шамин1, Светлана Владимировна Зуева 2 23
12Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино, Россия 1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2382-274X [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8207-020X
Аннотация
Введение. Возрастание роли сельских территорий в региональной и национальной экономике приводит к тому, что нужны новые подходы в развитии сельских территорий. Экономический рост, наблюдаемый в отечественном сельском хозяйстве, не привел к решению социально-экономических проблем в сельских территориях. В связи с чем в современных условиях необходимо уточнить сущность и роль сельских территорий в региональной и национальной экономике страны.
Материалы и методы. Теоретические аспекты посвящены вопросам роли и месту сельских территорий в отечественной экономике, а также мировом пространстве. Сельские территории рассматриваются как многофункциональная система отношений в региональной экономике государства. Эти исследования нашли отражения в трудах отечественных и зарубежных ученых, в трудах российских и международных научно-практических конференций. В данной работе были использованы различные методы и подходы научного исследования: монографический, системный, диалектический, ситуационный и другие.
Результаты. Уточнены современные особенности развития сельских территорий в региональной и национальной экономике страны, их местонахождение и роль в структуре муниципальных образований. Показана иерархия сельских территорий отечественных регионов в стране и мировой экономической системе, роль и место сельских территорий в региональной экономике России.
Обсуждение. Таким образом, сельские территории являются становым хребтом региональной структуры сельских муниципальных образований, их развитие неразрывно связано с комплексным, целостным, системным управлением в регионе с учетом природно-географических, экономических, национальных и других специфических особенностей сельских территорий.
Заключение. В современных условиях повысилась роль сельских территорий в региональной и национальной экономике страны. Они являются соединительной составляющей между макро- и микроэкономическими уровнями, решая задачи, направленные на удовлетворение социально-экономических интересов населения страны и укрепление его благосостояния.
Ключевые слова: внутригородские территории, городское поселение, городской округ, межселенные территории, муниципальные образования, муниципальный округ, национальная экономика, район, регион, сельские поселения, сельские территории
Для цитирования: Шамин А. Е., Зуева С. В. Сущность и роль сельских территорий в региональной и национальной экономике // Вестник НГИЭИ. 2021. № 12 (127). С. 117-127. БОТ: 10.24412/2227-9407-2021-12-117-127
© Шамин А. Е., Зуева С. В., 2021
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.
Вестник НГИЭИ. 2021. № 12 (127). C. 117-127. ISSN2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2021. № 12 (127). P. 117-127. ISSN2227-9407 (Print)
XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagement^XXXXXXXXX. The essence and role of rural areas in the regional and national economy
Anatoly E. Shamin1, Svetlana V. Zueva2B
12 Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino, Russia 1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2382-274X [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8207-020X
Introduction. The growing role of rural areas in the regional and national economy leads to the need for new approaches to the development of rural areas. The economic growth observed in domestic agriculture has not led to the solution of socio-economic problems in rural areas. In this connection, in modern conditions, it is necessary to clarify the essence and role of rural areas in the regional and national economy of the country.
Materials and Methods. Theoretical aspects are devoted to the role and place of rural areas in the domestic economy, as well as in the global space. Rural areas are considered as a multifunctional system of relations in the regional economy of the state. These studies were reflected in the works of domestic and foreign scientists, in the works of Russian and international scientific and practical conferences. In this work, various methods and approaches of scientific research were used: monographic, systemic, dialectical, situational and others.
Results. The modern features of the development of rural areas in the regional and national economy of the country, their location and role in the structure of municipalities have been clarified. Shows the hierarchy of rural areas of domestic regions in the country and the world economic system, the role and place of rural areas in the regional economy of Russia.
Discussion. Thus, rural areas are the backbone of the regional structure of rural municipalities, their development is inextricably linked with integrated, holistic, systemic management in the region, taking into account the natural-geographical, economic, national and other specific features of rural areas.
Conclusion. In modern conditions, the role of rural areas in the regional and national economy of the country has increased. They are a connecting component between the macro- and microeconomic levels, solving problems aimed at satisfying the socio-economic interests of the country's population and strengthening its welfare.
Key words: rural areas, region, national economy, municipalities, district, rural settlements, urban settlement, urban district, municipal district, inner-city territories, inter-settlement territories
For citation: Shamin A. E., Zueva S. V. The essence and role of rural areas in the regional and national economy // Bulletin NGIEI. 2021. № 12 (127). P. 117-127 (In Russ.). DOI: 10.24412/2227-9407-2021-12-117-127
Abstract
Введение
склонность к предпринимательству с национальном принадлежностью [3, с. 21].
Роль сельских территорий в региональной и национальной экономике страны безгранична. Они неразрывно связаны с организацией сельскохозяйственных процессов, отношениями между людьми в процессе производства, обмена и потребления.
Общепринятое понятие экономика - это ведение хозяйства, включающее в себя общность хозяйственных процессов, проводимых человеком с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей существования его в современном мире, применяя при этом достижения научно-технологического процесса в организации производства, обмена и потребления. Конечной целью экономической деятельности человека является повышение его благосостояния [4].
В XIX веке было введено понятие «национальная экономика». Впервые на «экономическую психологию» народов обратил внимание Густав Шмоллер. «В экономической политике не может быть универсальных правил и решений, пригодных для всех стран и времен» [1, с. 5]. Русский философ С. Булгаков считал, что «национализм - форма человеческого единства, которая не только соединяет, но и разъединяет, и национальное мессианство слишком легко переходит в национальную исключительность» [2, с. 27]. Вернер Зомбарт соединяет
С национальной экономикой отождествляют народное хозяйство страны. Так, по мнению А. И. Гаврилова, «национальная экономика - это сфера, в которой организуются процессы производства, распределения, перераспределения, обмена и
экономика и управление народным хозяйством]
потребления в рамках национального государства, т. е. сфера, ограниченная рамками государственности, где организуются воспроизводственные процессы» [5, с. 8].
Таким образом национальная экономика является становым хребтом государства и не может существовать вне его. Сельские территории являются составной частью любого региона и входят в состав национальной экономики, поэтому научные
исследования данного вопроса в настоящее время являются весьма актуальными.
Материалы и методы
Важно определить в первую очередь понятие «регион» и «район». Понятие «регион» довольно универсально. Причем первоначально и по настоящее время понятия «регион» и «район» рассматривают как синонимы.
Таблица 1. Основные сходства и отличия понятий район и регион
Table 1. The main similarities and differences between the concepts of district and region
Район/ District
Регион/ Region
Имеют иностранное происхождение / Are of foreign origin
Первоначальная отечественная трактовка/ Initial domestic interpretation
Каждый из терминов приобрел свою специфику/ Each of the terms has acquired its own specifics
На французском языке имеет 8 значений, переводится
как луч, радиус. В Швейцарии данным термином име- Англоязычный термин. Перево-нуют почтовые округа, участок, за который отвечает дится как пространство, терри-определенное лицо / In French it has 8 meanings, it is тория, область, зона / English translated as ray, radius. In Switzerland, this term refers to term. Translated as space, territory, postal districts, the area for which a certain person is re- region, zone sponsible
Оба перевода ассоциируются с понятием территория / Both translations are associated with the concept of territory
Термин определялся достаточно «жестко» и ассоциировался с административной сеткой / The term was defined quite «rigidly» and associated with the administrative grid
Диапазон значений понятия широк - от выражения «европейский район» до «районная овощная база», «районная поликлиника» и т. д. Атрибутом его значений является привязка к политико-административному делению России / The range of meanings of the concept is wide - from the expression «European region» to «regional vegetable base», «regional polyclinic», etc. The attribute of its meanings is the link to the political and administrative division of Russia
Термин «регион» был более эластичным / The term «region» was more flexible
Характеризуется масштабом. Используется для обозначения крупных физико- и экономико-географических, геополитических и др. территориальных таксонов / Characterized by scale. It is used to designate large physical, economic-geographical, geopolitical and other territorial taxa
Источник: составлено автором на основании данных [7; 8; 12; 16]
Со временем понятие «район» подменяется термином «регион», при этом не рассматривая конкретную сущность территории, ее размер, местоположение.
В отражении понятия региона можно выделить несколько направлений: первое, регион отождествляется с понятием «район», принимая при этом территорию, рассматриваемую по совокупности определенных признаков или явлений, в большинстве своем совокупность природных, исторических, национальных, экономико-географических и иных отличающихся одну территорию от другой.
Вторая группа понятий включает в себя кроме территориальных еще и хозяйственное устройство.
Например, Н. Н. Некрасов под регионом понимает «крупную территорию страны с более или менее однородными природными условиями, а главным образом - характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной социальной инфраструктурой».
Третьего направления придерживаются группы исследователей, которые в понятие региона включают такие признаки, как политическое административно-управленческое устройство. Например, А. И. Гаврилов понимает «регион, как территорию в административных границах субъекта федерации,
XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagement^XXXXXXXXX
характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т. е. наличием политико-административных органов управления» [5, с. 18]. Такой постановке вопроса придерживаются Г. Черкашин [6], Л. Коган и другие [9; 10; 13].
В то же время кроме вышеперечисленных подходов к понятию «регион» имеются еще и другие точки зрения по пониманию сущности этого термина. Если рассматривать его с философского взгляда, то регион рассматривается как определение территории с проживанием людей по определенному укладу, сложившимся традициям, своеобразным миропониманием и мироощущением, имеющих свое видение и свою точку зрения на происходящие вокруг них явления или события, до формального организационно-административного понимания чисто с законодательной точки зрения как административно-территориальной субнациональной единицы. Из чего следует, что для формулирования понятия «регион» используются следующие подходы:
• природно-географические (включает в себя нахождение региона в определенной части страны, с определенными климатическими условиями, размер и природные особенности территории, численный и национальный состав населения);
• хозяйственные (специфика и виды производственной направленности);
• архитектурно-строительные (характер градостроительной застройки территории объектов производственной, непроизводственной и жилищной инфраструктуры);
• социально-экономический (демография, уровень благосостояния, культуры).
На основании вышеизложенного, по нашему мнению, понятие регион следует уточнить и сформулировать следующим образом: регион - это часть территории государства, имеющая административно-территориальные границы, законодательные и исполнительные органы её управления, обладающая определенной экономической и политической самостоятельностью.
В современных теориях регион рассматривается как многофункциональная система, в этой связи получил распространение ряд понятий:
- регион, как обособленная подсистема государства и национальной экономики, получил название регион - квазигосударство или квазирегион;
- крупный субъект собственности, самостоятельно взаимодействующий с национальными и транснациональными корпорациями, получивший от центра наибольший режим экономического благоприятствования, трактуется как регион-корпорация или регион - квазикорпорация;
- в рамках региона сформировались и функционируют региональные рынки различных товаров, услуг, труда, информации и т. д. В этой связи территория региона получила свой рыночный ареал и подразумевается понятием «регион-рынок»;
- территория региона выступает как сообщество людей, имеющих определенное сходство интересов в социальной сфере, в которой на первый план выдвигается повышение уровня жизни населения всех социальных групп. Поэтому возникают условия определенного социума и формулируется новое понятие «регион-социум».
По существующему законодательству вся «территория субъекта Российской Федерации, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями». В настоящее время определены несколько видов муниципальных образований (рис. 1).
Муниципальным районом считается административно-территориальная единица, включающая в себя городские, сельские поселения и межселен-ные территории, имеющие одну общую территорию, на которой осуществляется местное самоуправление для решения местных и межселенче-ских вопросов через органы управления, при этом органы местного самоуправления могут осуществлять и государственные полномочия, переданные субъектам РФ на основе федеральных и региональных законов.
В 2019 году в закон «О местном самоуправлении» был введён новый вид муниципального образования: «муниципальный округ - несколько объединённых общей территорией населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Феде-рации»1.
ЖЖЖЖХЖЖХХэкономика и управление народным хозяйствомХХХЖХЖХХХ
Виды муниципальных образований/ Types of municipal educations Один сельский населенный пункт / One rural settlement
—> Сельское поселение / Rural settlement <
Несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов / Several, united by a common territory, rural settlements
/
Один город / One city
Городское поселение / Urban settlement Л Один поселок с прилежащей территорией / One village with adjacent territory
-w \
Один город или поселок с прилежащей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальным образованием / One city or village with an adjacent territory, as well as rural settlements that are not a municipality
Муниципальный район / Municipal district Несколько поселений, объединенных общей территорией / Several settlements united by a common territory
-► \ N
Несколько городских, сельских поселений и, возможно, межселенных территорий, объединенных общей территорией / Several urban, rural settlements and, possibly, inter-settlement territories, united by a common territory
Городской округ / Urban district
Городское поселение, не входящее в состав муниципального района / Urban Settlement Not Part of a Municipal District
Внутригородская территория города федерального значения / Intra-city territory of a city of federal significance
Часть территории города федерального значения / Part of the territory of a city of federal significance
Рис. 1. Виды муниципальных образований Fig. 1. Types of municipalities Источник: составлено автором на основании данных 2
Муниципальные районы и округа, расположенные в сельской местности, отражены в Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года и включены в государственную программу Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», где сельские территории описываются как «территории сельских поселений и соответствующие межселенные территории (территории, находящиеся вне границ поселений)»4.
В целях реализации данных мероприятий в последнее время на государственном уровне большое внимание посвящено вопросам развития сельских территорий, но в законодательстве отсутствует его понятие. Совокупность сельских поселений и межселенных территорий учитывается при формировании понятия сельских территорий. Соответственно, под сельской территорией понимается «один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и
других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, а также территория муниципального района, находящаяся вне границ поселений» [11, с. 7].
Содержание трактовки понятия «сельская территория» изменяется, исходя из преследуемых программных целей. Свое авторское понятие дают в монографии Проваленова Н. В. и Шамин А. Е., что «в современных условиях под сельскими территориями следует понимать не только отдельную совокупность сельских населенных пунктов, но и городские поселения, удовлетворяющие определенным критериям» [11, с. 9].
Следует отметить, что в Законе о местном самоуправлении № 131, «поселение - это термин, определяющий характеристики и условия наделения одного или нескольких городских или сельских населенных пунктов статусом муниципального об-разования»2. Именно на поселения разграничивает-
ieconomics and national economy management
ся территория Российской Федерации, а не на муниципальные районы и городские округа.
В 2021 году в РФ, по данным Росстата, насчитывалось 17938 городских и сельских поселений в 20303 муниципальных образованиях (рис. 2).
Таким образом, любая территория (за исключением мира в целом) входит в состав иерархиче-
ской системы территорий (рис. 3), являясь её составным элементом, низшим звеном. Первым элементом данной системы являются поселения сельские и городские, последующими предельно малыми элементами являются муниципальные городские округа и районы, которые входят в состав субъекта РФ (регионы).
сельские поселения/ rural settlements
городские поселения /urban settlements
муниципальные районы/municipal areas
муниципальный округ/municipal district
городской округ/urban district
Рис. 2. Муниципальные образования РФ за 2021 год Fig. 2. Municipalities of the Russian Federation for 2021 Источник: составлено автором на основании данных
«Каждый регион в качестве звена региональной экономики является субъектом федерации, то есть обладает такими государственными полномочиями в экономической, финансовой, правовой сферах, которыми не располагают звенья более низкого уровня системы территориального деления -городской округ, муниципальный район, сельское поселение» [14, с. 15]. Сельские поселения напрямую осуществляют социально-экономическую политику государства, через регионы оно реализовы-вает руководство всей страной, в поселениях реализуется политика страны [15, с. 129].
На рисунке 3 показана иерархия сельских территорий отечественных регионов и России в мировой системе.
В международной системе регион может представлять «группы близлежащих территорий, имеющих определенное сходство, представляющих собой отдельный экономико-географический или
близкий по национальному составу и культуре, или однотипную по общественно-политическому строю часть территории мира» [7, с. 27].
В рамках уровневого подхода региональная экономика выступает как мезоуровень, являясь средним связующим звеном между государством и муниципальными образованиями, выступающими в роли микроуровня и макроуровня [14, с. 25]. «В связи с чем становится неправомерно возводить в абсолют экономическую самостоятельность регионов. В этих условиях она имеет вполне определенные границы и в большей степени связана с природно-климатическими факторами - наличием полезных ископаемых, других природных ресурсов, благоприятных условий географической среды, что обусловливает более сильную зависимость уровня развития региона от природных факторов и состояния окружающей среды» [15, с. 19].
экономика и управление народным хозяйством]
Мир / Peace
Группы стран, имеющих определенное сходство / Groups of countries with certain similarities
Российская Федерация / the Russian Federation
Макроэкономическая зона / Macroeconomic zone
Экономический район / Economic region
Федеральный округ / Federal district
Субъекты РФ (область, край, республика, города среднего значения) / Subjects of the Russian Federation
Городские и муниципальные округа, районы / Urban and municipal districts
Городские поселения / Urban settlements
Сельские поселения / Rural settlements
Рис. 3. Сельские территории в уровнях российской и мировой системы Fig. 3. Rural areas at the levels of the Russian and world systems Источник: составлено автором
Абсолютизировать самостоятельность регионов, выпячивая их права как отдельного экономического субъекта, неправомерно. Каждый регион в государстве, с одной стороны, является самостоятельным субъектом национальной экономики, с другой стороны, должен играть по тем правилам, которые устанавливает государство. Кроме того, регионы должны между собой выстраивать экономико-интеграционные взаимоотношения, получая при этом от тесного взаимодействия синергетиче-ский эффект, когда 1+1=3, где единицы эффекта являются результатом совместного взаимодействия. Практически в каждом регионе, кроме городов федерального значения, имеются сельские территории, управление хозяйственным комплексом которых отдают на откуп хозяйственным субъектам разных видов и уровней собственности. На сельских территориях должна быть самодостаточная структура хозяйства, в которой сочетаются различные виды собственности и разнообразные формы хозяйствования, необходимые для всестороннего развития сельской местности. На сельской территории кроме организаций агропромышленного комплекса должны функционировать предприятия местной промышленности, строительного комплекса, социаль-
но-бытового обслуживания, торговли, общественного питания, жилищно-коммунального, культурно-рекреационной направленности и другие сервисные организации. В основе социальной сферы образования, здравоохранения, культуры должна лежать государственная или муниципальная собственность, и финансироваться они должны за счет местного и регионального бюджета. Другие отрасли хозяйства сельских территорий должны действовать на коммерческой или комбинированной основе при тесном взаимодействии с органами местного самоуправления. В настоящее время приходит переосмысление такого явления, что сельская территория является сейчас не только местом производства продукции сельского хозяйства и места жизни крестьян и рабочих сельскохозяйственного производства, но и место с иным укладом жизни, территорией опережающего развития разных видов бизнеса, позволяющие применять широкий спектр различных инструментов стимулирования и поддержки из развития. Для проживания людей должны быть созданы благоприятные условия жизни, при которых бы жители не покидали свои родные места, а также чтобы начался приток трудоспособного населения из городской местности или процесс деурбанизации.
XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagement^XXXXXXXXX
«Переход к пониманию, что сельская территория - это не место жизни сельскохозяйственных рабочих и иных лиц на недоурбанизированных территориях, а место с иным укладом жизни и место ведения разных видов бизнеса позволяет применять более широкий спектр инструментов поддержки и стимулировать развитие без необходимости ее жителей покидать свои поселки и села. Упор на сельскую экономику, а не только на сельское хозяйство дает дополнительные возможности развития» [16, с. 20].
Обсуждение
Таким образом, управление страной исполняется через регионы, в их сути находит олицетворение государственная стратегия. Региональное управление является проводником интересов страны и на сельских территориях с учетом особенностей региона. Это не исключает специальных нюансов управления. На сельских территориях, напротив, учет особенностей дает возможность исключить бюрократизации хозяйственной жизни и централизации. Результативность управления больше, если субъект хозяйствования может свободно распоряжаться своими ресурсами в рамках единого экономического механизма.
Иначе говоря, строгая система управления меньше эффективна, так как ограничивает независимость низовых органов управления, не соблюдает закон обратной связи и приводит к нарушению саморегуляции. Это ощутимо и в управлении сельскими территориями, из чего вытекает, что региональное управление вызвано ликвидировать несовершенства жесткой централизации.
На роль региона в национальной экономике страны, стиль и методы регионального управления оказывает влияние тип государственного устройства: федеративное или унитарное. В федеративных государствах система управления децентрализована, регионы активно привлекаются к реализации государственной политики в регионе за счет софи-нансирования тех или иных мероприятий, а также совместному с федеральными органами принятию решений по вопросам жизнедеятельности территорий. В унитарном устройстве государства степень централизации решения вопросов регионального значения очень высока [17, с. 20].
Основными направлениями регионального управления следует считать:
- взаимодействие между разными уровнями государственной (федеральной, региональной) и муниципальной власти, развитие межбюджетных отношений, позволяющие комплексно развиваться
регионам, как единому хозяйственному субъекту, включая особенности специфического развития сельских территорий.
Основополагающим механизмом распределения сфер деятельности должны быть нормативно-правовая база, позволяющая делегирование полномочий на низшие уровни государственного и муниципального управления с применением различных форм и методов несложной, денежно-кредитной, бюджетной политики. Однако при этом необходимо сохранить оправдавшие себя в различных исторических периодах развития государства традиционные методы централизованного управления, сделав их более гибкими разбюрократизированными, позволяющими стимулировать сложные отрасли региональной экономики, в том числе развитие сельских территорий.
Важным вопросом регионального развития является модернизация управления народнохозяйственным комплексом региона совместно с реформированием местного самоуправления, ведущего к поиску наилучших форм и способов взаимодействия хозяйствующих субъектов, региональных и муниципальных органов власти, особенно на сельских территориях, которые играют стратегически важную роль в современной России, что подтверждается многообразием функций, выполняемых сельскими территориями. «Сельские территории играют стратегически важную роль в современной России, что подтверждается многообразием функций, выполняемых селом: жизнеобеспечивающая, политическая, производственная, социально-демографическая, экологическая и другие» [18, с. 59]. Они являются становым хребтом региональной структуры сельских муниципальных образований. Согласно федеральному законодательству регионам принадлежат ключевые функции регулирования рыночных отношений на территории региона, в том числе и сельских территорий, бюджетно-финансовой политики, а также управления региональным хозяйством [19, с. 88].
Заключение
На сегодняшний день центр тяжести в реализации социально-экономической политики перемещается в муниципальные образования (районы, округа), в которых решаются основные вопросы жизнеобеспечения населения, где органы местного самоуправления отвечают непосредственно перед населением за состояние социально-экономического развития в сельских территориях, что является основным принципом децентрализации управления -
ЖЖЖЖХЖЖХХэкономика и управление народным хозяйствомХХХЖХЖХХХ
«передать значительную часть прав и соответствующую долю ответственности на места, что идет в русле объективных тенденций развития самоуправления и вместе с тем предъявляет новые требования к региональной и муниципальной политике» [20, с. 51]. Интересам сельских территорий должно удовлетворять осуществление реформ регионального характера.
В интересах формирования сельских территорий определяются цели и задачи их развития, которые могут быть в русле общегосударственной политики, однако и не соответствовать региональным
интересами, поэтому правительству необходимо гарантировать их принципиальное соответствие.
Таким образом, сельские территории являются основной и неотъемлемой частью региональной и национальной экономики страны, занимают важный экономический уровень, являясь соединительной составляющей в государстве между макроэкономическим уровнем, где ставятся и разрабатываются главные стратегические задачи и направления, ме-зоуровнем и микроуровнем, где эти задачи и направления должны удовлетворять интересам населения страны и укреплять его благосостояние.
Примечания:
1 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 27.11.2021).
2 Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-Ф3 «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3 Федеральный закон от 1 мая 2019 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"».
4 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года № 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года».
5 Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2021 года.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Автономов В. С., Автономов Ю. В. Общая теория «споров о методах» в экономической науке // Общественные науки и современность. 2016. № 4. С. 5-20.
2. Гараджа Н. В. С. Н. Булгаков: этические корни «русского марксизма» // Творческое наследие Карла Маркса - философа, экономиста, писателя и журналиста. Ред. колл.: С. А. Юрикова, А. А. Поздняков, С. Ф. Юриков. 2018. С. 26-30.
3. Попова А. В. Вернер Зомбарт о предпринимательстве как факторе развития капитализма // Державин-ский форум. 2018. Т. 2. № 7. С. 18-22.
4. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., испр. М. : ИНФРА-М. 2006. 494 с.
5. Гаврилов А. И., Крапивин В. А. Региональная экономика и управление : учеб. пособие. В 2 ч. Н. Новгород : изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2005. 26 с.
6. Неверова Г. В., Черкашин Г. М. Роль государства в обеспечении бескризисного развития экономики // Проблемы менеджмента и рынка. 2004. С. 176-180.
7. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Регионоведение. Москва : Издательство Юрайт, 2019. 360 с.
8. Выходцев Е. А., Годин В. В., Гребенников В. Г. и др. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. Москва : Издательство «Экономика», 2002. 702 с.
9. Лапаева М. Г., Лапаев С. П. Регион как пространственная социально-экономическая система государства // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 8 (144). С. 133-143.
10. Лапаева М. Г., Лапаев С. П. Национальная экономика России. Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2019. 190 с.
11. Проваленова Н. В., Шамин А. Е. Развитие социальной инфраструктуры сельских территорий: жилищно-коммунальный аспект. Монография. Княгинино : НГИЭУ, 2021. 206 с.
12. Селезнев Г. Н., Христенко В. Б., Залиханов М. Ч. и др. Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации // Безопасность Евразии. 2001. № 4 (6). С. 497-638.
XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagementXXXXXXXXXX.
13. Дорогое Н. И. О новой модели управления хозяйством региона как самостоятельным субъектом рыночной экономики // Экономика и управление собственностью. 2013. № 3. С. 14-19.
14. Преображенский Б. Г. Государственные программы - инструмент управления социально-экономическим развитием на мезоуровне: анализ и оценка практики реализации // Региональная экономика: теория и практика. 2021. Т. 19. № 1 (484). С. 23-54.
15. Бандурин А. В., Чуб Б. А. Стратегический менеджмент организации : учебник по стратегическому менеджменту. Москва, 2001. 286 с.
16. Узун В. Я. Главные факторы устойчивого сельского развития: бюджетные субсидии или сельская экономика? // Никоновские чтения. 2019. С. 15-20.
17. Леонов С. Н. Региональная экономическая политика в переходной экономике. Владивосток : Даль-наука, 1998. 205 с.
18. Арзуманян М. С. Устойчивое развитие сельских территорий // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 57-60.
19. Симкин Д. Г. Некоторые особенности развития организационно-экономического механизма управления регионом // Вестник Оренбургского государственного университета. 2009. № 8 (102). С. 88-92.
20. Музыкаев Б. А. Особенности региональной социально-экономической политики // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2014. № 2. С. 50-53.
Статья поступила в редакцию 28.09.2021; одобрена после рецензирования 25.10.2021;
принята к публикации 27.10.2021.
Информация об авторах: А. Е. Шамин - д.э.н., профессор, Spin-код: 4772-3987;
С. В. Зуева - преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии», Spin-код: 4772-3987.
Заявленный вклад авторов: Шамин А. Е. - общее руководство проектом, анализ и дополнение текста статьи. Зуева С. В. - сбор и обработка материалов, подготовка первоначального варианта текста.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
REFERENCES
1. Avtonomov V. S., Avtonomov Yu. V. Obshchaya teoriya «sporov o metodah» v ekonomicheskoj nauke [General theory of «method disputes» in economic science], Obshche-stvennye nauki i sovremennost' [Social sciences and modernity], 2016, No. 4, pp. 5-20.
2. Garadzha N. V. S. N. Bulgakov: eticheskie korni «russkogo marksizma» [S. N. Bulgakov: ethical roots of «Russian Marxism»], Tvorcheskoe nasledie Karla Marksa - filosofa, ekonomista, pisatelya i zhurnalista [Creative heritage of Karl Marx - philosopher, economist, writer and journalist], In S. A. Yurikova, A. A. Pozdnyakov, S. F. Yurikov (eds.), 2018, pp. 26-30.
3. Popova A. V. Verner Zombart o predprinimatel'stve kak faktore razvitiya kapitalizma [Werner Sombart on entrepreneurship as a factor in the development of capitalism], Derzhavinskij forum [Derzhavin Forum], 2018, Vol. 2, No. 7, pp. 18-22.
4. Rajzberg B. A., Lozovskij L. Sh., Starodubceva E. B. Sovremennyj ekonomicheskij slovar' [Modern economic vocabulary], Moscow: INFRA-M. 2006, 494 p.
5. Gavrilov A. I., Krapivin V. A. Regional'naya ekonomika i upravlenie [Regional economics and management], Textbook, In 2 vol. N. Novgorod : Volgo-Vyatskaya akademiya gosudarstvennoj sluzhby, 2005, 26 p.
6. Neverova G. V., Cherkashin G. M. Rol' gosudarstva v obespechenii beskrizisnogo razvitiya ekonomiki [The role of the state in ensuring crisis-free development of the economy], Problemy menedzhmenta i rynka [Problems of management and market], 2004, pp. 176-180.
7. Gladkij Yu. N., Chistobaev A. I. Regionovedenie [Regional studies], Moscow: Publ. Yurajt, 2019, 360 p.
ЖЖЖЖХЖЖХХэкономика и управление народным хозяйствомХХХЖХЖХХХ
8. Vyhodcev E. A., Godin V. V., Grebennikov V. G. i dr. Upravlenie social'no-ekonomicheskim razvitiem Ros-sii: koncepcii, celi, mekhanizmy [Management of social and economic development of Russia: concepts, goals, mechanisms], Moscow: Publ. «Ekonomika», 2002, 702 p.
9. Lapaeva M. G., Lapaev S. P. Region kak prostranstvennaya social'no-ekonomicheskaya sistema gosudarstva [Region as a spatial socio-economic system of the state], Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Orenburg State University], 2012, No. 8 (144), pp. 133-143.
10. Lapaeva M. G., Lapaev S. P. Nacional'naya ekonomika Rossii [National economy of Russia], Orenburg : Orenburgskij gosudarstvennyj universitet, 2019. 190 s.
11. Provalenova N. V., Shamin A. E. Razvitie social'noj infrastruktury sel'skih territorij: zhilishchno-kommunal'nyj aspekt [Development of social infrastructure in rural areas: housing and communal aspects], Monograph, Knyaginino: NGIEU, 2021, 206 p.
12. Seleznev G. N., Hristenko V. B., Zalihanov M. Ch. i dr. Nauchnaya osnova strategii ustojchivogo razvitiya Rossijskoj Federacii [Scientific basis of the strategy of sustainable development of the Russian Federation], Bezopas-nost'Evrazii [Security of Eurasia], 2001, No. 4 (6), pp. 497-638.
13. Dorogov N. I. O novoj modeli upravleniya hozyajstvom regiona kak samostoyatel'nym sub"ektom rynochnoj ekonomiki [On a new model of economic management in the region as an independent subject of a market economy], Ekonomika i upravlenie sobstvennost'yu [Economics and property management], 2013, No. 3, pp. 14-19.
14. Preobrazhenskij B. G. Gosudarstvennye programmy - instrument upravleniya social'no-ekonomicheskim razvitiem na mezourovne: analiz i ocenka praktiki realizacii [State programs as a tool for managing socio-economic development at the meso-level: analysis and assessment of implementation practice], Regional'naya ekonomika: teori-ya i praktika [Regional economy: theory and practice], 2021, Vol. 19, No. 1 (484), pp. 23-54.
15. Bandurin A. V., Chub B. A. Strategicheskij menedzhment organizacii [Strategic management of the organization: a textbook on strategic management], Moscow, 2001, 286 p.
16. Uzun V. Ya. Glavnye faktory ustojchivogo sel'skogo razvitiya: byudzhetnye subsidii ili sel'skaya ekonomika? [Key factors for sustainable rural development: budget subsidies or the rural economy?], Nikonovskie chteniya [Nikon Readings], 2019, pp. 15-20.
17. Leonov S. N. Regional'naya ekonomicheskaya politika v perekhodnoj ekonomike [Regional economic policy in a transitional economy], Vladivostok : Dal'-nauka, 1998, 205 p.
18. Arzumanyan M. S. Ustojchivoe razvitie sel'skih territorij [Sustainable development of rural areas], Azimut nauchnyh issledovanij: ekonomika i upravlenie [Azimuth of scientific research: economics and management], 2019, Vol. 8, No. 4 (29), pp. 57-60.
19. Simkin D. G. Nekotorye osobennosti razvitiya organizacionno ekonomicheskogo mekhanizma upravle-niya regionom [Some features of the development of the organizational and economic mechanism of regional management], Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Orenburg State University], 2009, No. 8 (102), pp. 88-92.
20. Muzykaev B. A. Osobennosti regional'noj social'no-ekonomicheskoj politiki [Features of regional socioeconomic policy], Vestnik Akademii ekonomicheskoj bezopasnosti MVD Rossii [Bulletin of the Academy of Economic Security of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2014, No. 2, pp. 50-53.
The article was submitted 28.09.2021; approved after reviewing 25.10.2021; accepted for publication 27.10.2021.
Information about the authors: A. E. Shamin - Dr. Sci. (Economy), Professor, Spin-code: 4772-3987;
S. V. Zueva - Lecturer of the Department of Information Systems and Technologies, Spin-code: 4772-3987.
Contribution of the authors: Shamin A. E. - general project management, analysis and addition of the text of the article. Zueva S. V. - collection and processing of materials, preparation of the initial version of the text.
The authors declare no conflicts of interest.