Научная статья на тему 'Устойчивое развитие сельских территорий в региональной экономике страны'

Устойчивое развитие сельских территорий в региональной экономике страны Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
173
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджет / инструменты регионального развития / муниципальные образования / сельские территории / социальная политика / уровень регионального развития / устойчивое развитие / финансовая и налоговая политика / sustainable development / rural areas / municipalities / budget / instruments of regional development / financial and tax policy / social policy / level of regional development

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шамин Анатолий Евгеньевич, Зуева Светлана Владимировна

Введение. Возрастание роли сельских территорий в региональной экономике страны ставит задачу устойчивого их развития. Сельские территории занимают важную роль в структуре экономики любого региона. Создание условий для устойчивого развития сельских территорий является важной стратегической целью региональной политики государства. Материалы и методы. Теоретическая концепция статьи опирается на основополагающие теории регионального роста, неоклассическую и теорию кумулятивного роста. На основе этих теорий устойчивое развитие сельских территорий состоит в их стабильном социально-экономическом развитии, увеличении производства сельскохозяйственной продукции, а также повышении уровня благосостояния жизни сельского населения. Проведенные исследования нашли отражение в работах отечественных и зарубежных научных исследователей, трудах российских и зарубежных научно-практических конференций, сессий, заседаний. В работе были использованы методы научного исследования: аналитический, монографический, экспертный, диалектический, бюджетный и другие. Результаты. Достижение поставленных целей и задач устойчивого развития сельских территорий может осуществляться с помощью довольно большого числа самых разнообразных инструментов регионального регулирования. При этом важным является, дают ли предпринимаемые меры положительные результаты, достигаются ли заявленные цели и решаются ли поставленные задачи. Главным результатом региональной политики развития сельских территорий является сокращение диспропорций в условиях социально-экономического развития между городской и сельскими территориями. Обсуждение. Оценивая результаты развития сельских территорий, необходимо иметь в виду два момента. Первый – вмешательство государства не должно разрушить рыночные отношения. Второе – влияние различных факторов на развитие региональной экономики неоднозначно, поэтому сложно оценить вклад того или иного фактора на результаты развития региональной экономики. При оценке результатов экономического развития регионов необходимо сравнивать совокупность показателей их развития с разными уровнями регионального развития и анализом мер, предпринимаемых федеральными и региональными властями по реализации задач стабилизации развития регионов. Заключение. Для обеспечения устойчивого развития сельских территорий необходимо разработать стратегию развития этих территорий, на основе которых должна быть наработана и принята социально-экономическая программа развития сельских муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sustainable development of rural areas in the regional economy of the country

Introduction. The growing role of rural areas in the regional economy of the country sets the task of their sustainable development. Rural areas play an important role in the structure of the economy of any region. Creation of conditions for sustainable development of rural areas is an important strategic goal of the state's regional policy. Materials and methods. The theoretical concept of the article is based on the fundamental theories of regional growth, neoclassical and the theory of cumulative growth. On the basis of these theories, the sustainable development of rural areas consists in their stable socio-economic development, an increase in agricultural production, as well as an increase in the standard of living of the rural population. The research carried out is reflected in the works of domestic and foreign scientific researchers, the works of Russian and foreign scientific and practical conferences, sessions, meetings. Methods of scientific research were used in the work: analytical, mono-graphic, expert, dialectical, budgetary and others. Results. Achievement of the set goals and objectives of sustainable development of rural areas can be carried out using a fairly large number of various instruments of regional regulation. At the same time, it is important whether the measures taken give a positive result, whether the stated goals are being achieved and whether the tasks are being solved. The main result of the regional policy for the development of rural areas is the reduction of disparities in the conditions of social-economic development between urban and rural areas. Discussion. When assessing the results of the development of rural areas, it is necessary to keep in mind two points. First, government intervention should not destroy market relations. The second influence of various factors on the development of the regional economy is ambiguous, therefore it is difficult to assess the contribution of one factor or another to the results of the development of the regional economy. When assessing the results of the economic development of regions, it is necessary to compare the totality of their development indicators with different levels of regional development and analyze the measures taken by federal and regional authorities to implement the tasks of stabilizing the development of regions. Conclusion. To ensure sustainable development of rural areas, it is necessary to develop a strategy for the development of these territories, on the basis of which a socio-economic program for the development of rural municipalities should be developed and adopted.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие сельских территорий в региональной экономике страны»

ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

Научная статья УДК 331

Б01: 10.24412/2227-9407-2022-1-101-111

Устойчивое развитие сельских территорий в региональной экономике страны

Анатолий Евгеньевич Шамин1, Светлана Владимировна Зуева213

12Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино, Россия 'ngiei-126@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2382-274X 2limonovasvetlana@mail.ги3 https://orcid.org/0000-0002-8207-020Х

Аннотация

Введение. Возрастание роли сельских территорий в региональной экономике страны ставит задачу устойчивого их развития. Сельские территории занимают важную роль в структуре экономики любого региона. Создание условий для устойчивого развития сельских территорий является важной стратегической целью региональной политики государства.

Материалы и методы. Теоретическая концепция статьи опирается на основополагающие теории регионального роста, неоклассическую и теорию кумулятивного роста. На основе этих теорий устойчивое развитие сельских территорий состоит в их стабильном социально-экономическом развитии, увеличении производства сельскохозяйственной продукции, а также повышении уровня благосостояния жизни сельского населения. Проведенные исследования нашли отражение в работах отечественных и зарубежных научных исследователей, трудах российских и зарубежных научно-практических конференций, сессий, заседаний. В работе были использованы методы научного исследования: аналитический, монографический, экспертный, диалектический, бюджетный и другие.

Результаты. Достижение поставленных целей и задач устойчивого развития сельских территорий может осуществляться с помощью довольно большого числа самых разнообразных инструментов регионального регулирования. При этом важным является, дают ли предпринимаемые меры положительные результаты, достигаются ли заявленные цели и решаются ли поставленные задачи. Главным результатом региональной политики развития сельских территорий является сокращение диспропорций в условиях социально-экономического развития между городской и сельскими территориями.

Обсуждение. Оценивая результаты развития сельских территорий, необходимо иметь в виду два момента. Первый - вмешательство государства не должно разрушить рыночные отношения. Второе - влияние различных факторов на развитие региональной экономики неоднозначно, поэтому сложно оценить вклад того или иного фактора на результаты развития региональной экономики. При оценке результатов экономического развития регионов необходимо сравнивать совокупность показателей их развития с разными уровнями регионального развития и анализом мер, предпринимаемых федеральными и региональными властями по реализации задач стабилизации развития регионов.

Заключение. Для обеспечения устойчивого развития сельских территорий необходимо разработать стратегию развития этих территорий, на основе которых должна быть наработана и принята социально-экономическая программа развития сельских муниципальных образований.

Ключевые слова: бюджет, инструменты регионального развития, муниципальные образования, сельские территории, социальная политика, уровень регионального развития, устойчивое развитие, финансовая и налоговая политика

© Шамин А. Е., Зуева С. В., 2022

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagement^XXXXXXXXX.

Для цитирования: Шамин А. Е., Зуева С. В. Устойчивое развитие сельских территорий в региональной экономике страны // Вестник НГИЭИ. 2022. № 1 (128). С. 101-111. DOI: 10.24412/2227-9407-2022-1-101-111

Sustainable development of rural areas in the regional economy of the country

Anatoly E. Shamin1, Svetlana V. Zueva2^

12 Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino, Russia 1 ngiei-126@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2382-274X 2limonovasvetlana@mail.ruBI, https://orcid.org/0000-0002-8207-020X

Introduction. The growing role of rural areas in the regional economy of the country sets the task of their sustainable development. Rural areas play an important role in the structure of the economy of any region. Creation of conditions for sustainable development of rural areas is an important strategic goal of the state's regional policy. Materials and methods. The theoretical concept of the article is based on the fundamental theories of regional growth, neoclassical and the theory of cumulative growth. On the basis of these theories, the sustainable development of rural areas consists in their stable socio-economic development, an increase in agricultural production, as well as an increase in the standard of living of the rural population. The research carried out is reflected in the works of domestic and foreign scientific researchers, the works of Russian and foreign scientific and practical conferences, sessions, meetings. Methods of scientific research were used in the work: analytical, mono-graphic, expert, dialectical, budgetary and others.

Results. Achievement of the set goals and objectives of sustainable development of rural areas can be carried out using a fairly large number of various instruments of regional regulation. At the same time, it is important whether the measures taken give a positive result, whether the stated goals are being achieved and whether the tasks are being solved. The main result of the regional policy for the development of rural areas is the reduction of disparities in the conditions of social-economic development between urban and rural areas.

Discussion. When assessing the results of the development of rural areas, it is necessary to keep in mind two points. First, government intervention should not destroy market relations. The second influence of various factors on the development of the regional economy is ambiguous, therefore it is difficult to assess the contribution of one factor or another to the results of the development of the regional economy. When assessing the results of the economic development of regions, it is necessary to compare the totality of their development indicators with different levels of regional development and analyze the measures taken by federal and regional authorities to implement the tasks of stabilizing the development of regions.

Conclusion. To ensure sustainable development of rural areas, it is necessary to develop a strategy for the development of these territories, on the basis of which a socio-economic program for the development of rural municipalities should be developed and adopted.

Key words: sustainable development, rural areas, municipalities, budget, instruments of regional development, financial and tax policy, social policy, level of regional development

For citation: Shamin A. E., Zueva S. V. Sustainable development of rural areas in the regional economy of the country // Bulletin NGIEI. 2022. № 1 (128). P. 101-111. (In Russ.). DOI: 10.24412/2227-9407-2022-1-101-111

Abstract

Введение

сожалению, в настоящее время зарплата в сельском хозяйстве составляет всего лишь 60 % к уровню средней зарплаты по экономике страны. Происходит неконтролируемая миграция сельского населения в город, особенно сельской молодежи, что приводит к опустыниванию сельских территорий и перенаселению крупных городов. Из чего следует, что устойчивое развитие сельских муниципальных об-

Стабильное развитие сельских территорий в Российской Федерации в настоящее время невозможно без поступательного социально-экономического развития сельскохозяйственного производства с повышением его эффективности и на этой основе улучшения жизни сельского населения, повышения его благосостояния. К большому

ЖЖЖЖХЖЖХХэкономика и управление народным хозяйствомХХХЖХЖХХХ

разований является важной государственной задачей органов законодательной и исполнительной власти.

«Устойчивое развитие» как экономическое понятие было озвучено на конференции «Всемирная стратегия охраны природы» в 1980 году. Где под устойчивым развитием предложили считать «модификацию биосферы и использование человеческих, финансовых, возобновляемых и невозоб-новляемых природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей населения в улучшении качества его жизни». Суть этого определения состоит в желании сохранить взаимный баланс между экономическим развитием и сохранности территории окружающей среды [1, с. 9].

Комиссией Брундгланда дано наиболее распространенное понятие «устойчивое развитие - это развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Из этого следует, что современное поколение не должно решать свои насущные проблемы за счет благосостояния будущих поколений.

Под устойчивым развитием Бакулина И. А. понимает тенденцию мирового экономического роста, которая обеспечивает удовлетворение текущих потребностей людей в настоящее время за счет современных достижений научно-технического прогресса без вреда окружающей среде и не ставящей будущее поколение под угрозу невозможности обеспечивать себе качественный рост их благосостояния [2, с. 4].

В настоящее время важнейшей стратегической целью государственной политики является устойчивое развитие сельских территорий с применением современной системы организационно-правовых, социально-экономических и финансовых мер, направленных на повышение социально-экономической эффективности развития хозяйственного комплекса сельских территорий, благосостояние сельских жителей и уровня их жизни [3, с. 6].

На основе сформированной главной стратегической цели государства по устойчивому развитию сельских территорий вырабатывается целевая государственная политика в этой области, состоящая из определенных целей в зависимости от направлений деятельности (рис. 1).

Рис. 1. Основные цели и задачи государственной политики в направлениях устойчивого развития сельских территорий Fig. 1. The main goals and objectives of state policy in the direction of sustainable development of rural areas Источник: составлено автором на основании данных [4; 5]

XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagement^XXXXXXXXX

Материалы и методы

Развитие любого региона может опираться на две основополагающие теории регионального роста - это неоклассическую и кумулятивную модели роста, являющиеся синтезом неокейнсианских, инсти-туционалистских и экономико-географических моделей [6, ^ 21].

Неоклассическая модель, основанная на производственной функции, создалась на основе эволюции моделей регионального роста, в которых подразумеваются тенденции к выравниванию межрегиональных различий методом перемещения капитала из высокоразвитых районов в менее развитые. Трудовые ресурсы наоборот перемещаются в высокоразвитые районы, способные удерживать достаточно высокий жизненный уровень и уровень заработной платы.

Следует отметить, что межрегиональная мобильность факторов роста в неоклассических теориях является наиболее спорным вопросом. Природно-климатические особенности региона являются одним из непреодолимых фактов немобильности территории. Относительно миграции трудовых ресурсов, на практике эти тенденции имеют, как правило, негативные последствия для сельских территорий, так как из них уезжают молодые и более образованные люди, в связи с чем происходит обез-людивание сельских территорий.

В альтернативном подходе модели кумулятивного роста предполагается с помощью эффекта масштаба и принципов специализации, рассмотрев и взяв на вооружение преимущество рассматриваемых территорий, привести их к росту и приумножению, получить в результате ускорение их развития. Одним из привлекательных факторов сельских территорий, установившихся в последнее время, может стать относительно недорогая по сравнению с городскими агломерациями стоимость производственных ресурсов (труд, земля и капитал), на которых можно получить экономию производственных издержек, чем поднять конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Кроме того, интересным дополнением неоклассических подходов является отказ от признания ведущей роли за процессами накопления капитала, в муниципальном и региональном развитии огромная роль отводится в новой теории регионального роста совершенствованию трудовых ресурсов.

В то же время регионы не могут быть одинаковыми в уровне развития из-за неодинаковых скоростей накопления основного капитала и человеческого капитала, а также уровня знаний. Однако возможно в ряде случаев некоторое выравнивание уровней развития в основном из-за процесса диффузии инноваций. По нашему мнению, это происходит благодаря распространению инновационных процессов в социально-экономическую среду других регионов, что приводит к выравниванию уровней развития и концентрации в слабых регионах крепких инновационных точек роста, которые со временем могут становиться драйвером экономического развития. Такие подходы в большей степени могут вытаскивать на более высокие уровни развития сельские территории.

Следует отметить, что выводы неоклассической и кумулятивной теорий регионального роста, как правило, противоположны, в связи с чем сторонники и противники этих теорий делают совершенно разные выводы о способах и путях развития региональных экономик. Основной вывод неоклассической теории - это выравнивание уровня экономического развития регионов, нецелесообразность централизованного вмешательства в экономику регионов в то же время не отрицает необходимость выделения слабым регионам финансовой помощи для решения острых социальных трудностей и проблем. Приверженцы теорий кумулятивного роста считают, что для сокращения диспропорций в уровнях экономического развития регионов необходимо проводить активную региональную экономическую политику в оказании помощи и через это стимулирование экономического развития наиболее отсталых регионов [7, а 15].

Органы государственной власти стремятся достичь состояния равновесия уровней в развитии региональной экономики политики, когда развитие отдельных регионов идет не в ущерб экономической эффективности в стране в целом.

Устойчивое развитие сельских территорий -это необходимая реальность сохранения самобытности страны, и как постоянно действующий фактор она не может быть прекращена [8, а 138]. В связи с чем необходимо определить основные цели развития, которые достигаются, прежде всего, за счет стабильного характера воспроизводства и постоянного приумножения потенциала сельских территорий (рис. 2).

экономика и управление народным хозяйством]

- Цели бюджетно-финансовой

политики / Fiscal Policy Objectives

III

г

Г

Разграничения

полномочий между уровнями публичной власти / Delimiting powers between levels of public authority

V

У v_

Приоритетное развитие сельских территорий, имеющих особо

важное стратегическое значение / Priority development of rural areas of particular strategic importance

Выравнивание условий социально-экономического и финансового развития сельских территорий / Equalization of conditions for socio-economic and financial development of rural areas

Г

Обеспечение минимальных социальных стандартов и равной социальной

защиты в сельских территориях / Ensuring minimum social standards and equal social protection in rural areas

Закрепленное обеспечение финансовых гарантий на исполнение полномочий местного самоуправления / Fixed provision

of financial guarantees for the

execution of powers of local self-government

Рис. 2. Цели региональной бюджетно-финансовой политики в направлении устойчивого развития сельских территорий Fig. 2. Objectives of the regional fiscal policy towards sustainable development of rural areas Источник: составлено автором на основании данных [9; 10]

Важной функцией устойчивого развития сельских территорий является оптимальная бюджетная политика. Существующая законодательная база регулирования межбюджетных отношений не полностью отвечает современным требованиям развития сельских территорий. В ней существуют серьезные противоречия в экономической структуре налоговой и кредитной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях с учетом интересов местного самоуправления.

Следует отметить, что сами регионы, а также сельские территории внутри этих регионов неоднозначны и неоднородны по экономическому потенциалу, одни являются самодостаточными и выступают в роли доноров, другие слабые, имеющие дотационный характер [11, с. 23].

Важным инструментом управления сельскими территориями является принцип выравнивания, т. е. перераспределения доходов с одной территории в другую в целях поддержания слабых регионов.

С позиций федеральных отношений региональной политики и вопросов местного самоуправления постановка целей долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного периодов является важной задачей органов государственной власти и местного самоуправления. В дереве целей должны быть отмечены позиции повышения устойчивости национальной системы расселения с сохранением

поселенческого каркаса страны, которое заключается в совершенствовании системы расселения и размещения производительных сил, не ущемляя интересов развития сельских территорий, с учетом повышения уровня благосостояния жителей сельской местности, развития социальной и коммунальной инфраструктуры, расширения дорожной сети на селе, водо-, газо- и электроснабжения, повышения информационно-коммуникационной доступности, внедрения эффективных механизмов сотрудничества местных сообществ, сохранения природного и культурного наследия [12, с. 11].

Главной целью бюджетной политики является обеспечение развития материального производства и на их основе стимулирование экономического роста в сельских территориях по сравнению с городскими поселениями.

Региональная бюджетно-финансовая политика во многом зависит от системы территориального разделения труда и производственной специализации хозяйства региона и на этой основе сформировавшихся производственных отношений.

Совершенствование бюджетно-налоговой системы должно быть направлено на корректирование бюджетно-налоговых механизмов, при которых органы местного самоуправления будут мотивированы на развитие собственной налогооблагаемой базы, а также создание на местном уровне механизмов стратегического развития.

XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagement^XXXXXXXXX

Мы поддерживаем мнение ученых и практиков о законодательном введении в муниципальном образовании «фонда (бюджета) развития», с установлением нормативных принципов его формирования и использования [13; 14]. Для повышения финансовой самостоятельности местного управления на законодательном уровне необходимо рассмотреть изменения в налогово-бюджетную систему России: для укрепления собственной налогооблагаемой базы муниципалитетов, особенно сельских, зачисление НДФЛ по месту жительства налогоплательщика, установление нормативов на федеральном уровне, отчислений в местный бюджет от налогов на имущество и прибыль организаций, а также от налога в

рамках режима УСН, признать в качестве местного налога - транспортный налог физических лиц с зачислением его в муниципальные дорожные фонды, передать в местные бюджеты поступления от налога на добычу местных полезных ископаемых (песок, глина, гравий, торф и др.), что позволит не только укрепить местные бюджеты, но и усилить контроль со стороны органов местного самоуправления за рациональным и эффективным использованием местных природных ископаемых, установить новые виды местных сборов за размещение объектов мусоропе-реработки и полигонов на территориях муниципальных районов, за использование местной символики, размещение наружной рекламы.

разработка программ социального развития сельских территорий / development of programs for social development of rural areas

Рис. 3. Социально-экономическая политика развития сельских территорий Fig. 3. Socio-economic policy for the development of rural areas Источник: составлено автором на основании данных [16]

ЖЖЖЖХЖЖХХэкономика и управление народным хозяйствомХХХЖХЖХХХ

Кроме того, для эффективности соблюдения законов в сферах, попадающих под действие муниципального контроля, предоставить должностным лицам органов местного самоуправления право составлять протоколы об административных правонарушениях с зачислением средств в бюджет муниципального образования, предоставить право контроля за развитием налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу органам местного самоуправления с расширением полномочий по контролю за использованием земельных участков [15, а 20].

Следует отметить, что на федеральном уровне до сих пор не завершена инвентаризация полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных федеральным законодательством, не определен механизм возмещения муниципальным бюджетам выпадающих доходов от предоставления льгот, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Совершенствование бюджетных и налоговых отношений между федеральным и региональными органами местного самоуправления направлено на повышение уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

В решении социально-экономических проблем, требующих участия федеральных бюджетных средств, важную роль играет региональная финансовая политика.

Цели и задачи регионального развития реализуются с помощью разнообразных инструментов. Но ни один из этих инструментов не идеален, они имеют как достоинства, так и недостатки, что скрывает определенные опасности. Отчего на практике при реализации социально-экономического развития сельских территорий употребляются всевозможные различные сочетания этих инструментов (рис. 3).

Таким образом, решение вопросов социально-экономического развития сельских территорий (экономического, социального, экологического либо иного характера) невозможно без преломления через призму федеративных взаимоотношений, региональной политики и местного самоуправления, но с учетом особенностей улучшения сельских территорий в Российской Федерации.

Обсуждение

При оценке результатов развития сельских территорий необходимо иметь в виду два момента. Во-первых, если политика осуществляется в условиях рыночной экономики, и поэтому вмешатель-

ство государства может происходить только до тех пор, пока оно не ломает рыночные отношения. Исходя из этого, с самого начала вполне логично предположить, что далеко не все поставленные государственными органами власти цели могут быть достигнуты. Во-вторых, оценка результатов экономического развития сельских территорий всегда в значительной мере субъективна, поскольку никогда нельзя до конца отделить друг от друга влияние разных факторов на развитие сельской экономики, изменений в размещении отдельных производств под влиянием научно-технического прогресса, меняющегося спроса на разные виды продукции и т. д. [17, а 103].

Достижение целей государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий осуществляется путем решения следующих приоритетных задач [18, ^ 59]:

- стимулирование демографического роста и создание условий для переселения в сельскую местность;

- диверсификация сельской экономики и расширение источников формирования доходов сельского населения;

- улучшение жилищных условий сельского населения; создание современной социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в сельской местности.

Таким образом, оценивая результаты экономического развития сельских территорий, можно, прежде всего, сравнить динамику социально -экономических показателей их развития в других регионах, которым оказывается специальная финансовая поддержка, с динамикой показателей в среднем по стране и в других регионах, которые не попадают в число поддерживаемых государством [19, ^ 36]. Уровень социально-экономического развития сельских территорий можно считать абсолютно успешным, если темпы роста показателей по поддерживаемым регионам выше средних по стране (а для таких показателей, как безработица - ниже среднего). В таком случае при сохранении такого превышения проблемные сельские территории через какое-то время догонят передовые, и территориальные диспропорции исчезают. Если темпы развития проблемных сельских территорий ниже средних и их ускоренное социально-экономическое развитие не достигается (или достигается в неполной мере), то диспропорции в уровне социально-экономического развития сельских территорий со временем не сократятся, и

XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagement^XXXXXXXXX

в связи с чем основная цель региональной экономической политики не будет достигнута [20, с. 50]. В подобной ситуации, оценивая результаты развития сельских территорий, имеет смысл говорить о том, какие изменения происходили бы в экономике поддерживаемых проблемных территорий, если бы предпринятые меры не осуществлялись. При этом следует отметить те случаи, когда благодаря реализации мер, предпринимаемых федеральными и региональными властями, удается хотя бы замедлить отставание в экономическом развитии проблемных сельских территорий, то можно говорить об ограниченной результативности государственной поддержки тех или иных территорий.

Заключение

Для обеспечения устойчивого развития сельских территорий в субъектах Российской Федерации должны быть разработаны региональные и муниципальные программы развития сельских территорий. Основой разработки таких программ должны стать стратегии социально-экономического развития сельских муниципальных образований, которые определяют потенциал сельских муниципальных образований и перспективы их социально-экономического развития. Стратегии социально-экономического развития сельских поселений должны содержать меры по повышению их ресурсного потенциала и развитию их социально-экономического положения и улучшения благосостояния населения в сельской местности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Коваленко Е. Г., Полушкина Т. М., Якимова О. Ю. и др. Модернизация механизма устойчивого развития сельских территорий : Монография. Под общей редакцией Е. Г. Коваленко. Москва : Академия Естествознания, 2014. 166 с.

2. Бакулина И. А. Устойчивое развитие сельских территорий на основе формирования инфраструктуры и методов поддержки малого и среднего предпринимательства : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Воронежский государственный технический университет. Воронеж, 2007. 19 с.

3. Коваленко Е. Г. Формирование политики устойчивого развития сельских территорий России // Вестник Марийского государственного технического университета. Серия: Экономика и управление. 2011. № 1 (11). С. 55-65.

4. Айдарбекова А. Т. Цели и задачи государственной политики в области обеспечения устойчивого развития сельских территорий // Инновационная наука. 2015. № 12-1. С. 33-35.

5. Тимофеева Н. С. Государственная политика в области устойчивого развития сельских территорий // Международный научный сельскохозяйственный журнал. 2018. Т. 1. № 2. С. 7-16.

6. Прудский В. Г. Региональный менеджмент как прикладная теория научного управления территориальными социально-экономическими системами // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2010. № 2 (5). С. 15-27.

7. Гаджиев Ю. А. Неоклассические и кумулятивные теории регионального экономического роста и развития // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2008. № 1. С. 6-23.

8. Гостев Р. Г., Гостева С. Р. Угрозы, вызовы, риски продовольственной безопасности Российской Федерации (статья 2) // Право и государство: теория и практика. 2012. № 5 (89). С. 138-144.

9. Степанов М. В. Инициативное бюджетирование как фактор развития территорий и повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 10. С. 46-50.

10. Шугрина Е. С. Местные бюджеты как финансовая основа для осуществления полномочий органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 11. С. 67-74.

11. Бандурин А. В., Чуб Б. А. Стратегический менеджмент организации : учебник по стратегическому менеджменту. Москва, 2001. 286 с.

12. Проваленова Н. В., Шамин А. Е. Развитие социальной инфраструктуры сельских территорий: жилищно-коммунальный аспект. Монография. Княгинино : НГИЭУ, 2021. 206 с.

ЖЖЖЖХЖЖХХэкономика и управление народным хозяйствомХХХЖХЖХХХ

13. Есипов С. В., Сергейчук А. В. Оптимизация деятельности органов местного самоуправления по предоставлению муниципальных услуг в условиях цифровизации // Петербургский экономический журнал. 2019. № 2. С. 71-82.

14. Коростелева М. В. Инициативное бюджетирование как форма участия населения в процессе принятия бюджетных решений на муниципальном уровне: особенности правового регулирования // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 6. С. 46-49.

15. Узун В. Я. Главные факторы устойчивого сельского развития: бюджетные субсидии или сельская экономика? // Никоновские чтения. 2019. С. 15-20.

16. Терентъев С. Е., Воробьева Е. С., Ахадова Я. И. Социальная политика на селе - залог развития сельских территорий // Современные цифровые технологии в агропромышленном комплексе. Смоленск : Смоленская государственная сельскохозяйственная академия. 2020. С. 253-256.

17. Козлов А. А. Общие подходы к выработке региональной социально-экономической политики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 3 (59). С. 102-106.

18. Арзуманян М. С. Устойчивое развитие сельских территорий // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 57-60.

19. Преображенский Б. Г. Государственные программы - инструмент управления социально-экономическим развитием на мезоуровне: анализ и оценка практики реализации // Региональная экономика: теория и практика. 2021. Т. 19. № 1 (484). С. 23-54.

20. Кузнецова О. В. Федеральная региональная политика: об идеологии и институтах // Российский экономический журнал. 2013. № 1. С. 32-51.

Статья поступила в редакцию 19.10.2021; одобрена после рецензирования 22.11.2021;

принята к публикации 24.11.2021.

Информация об авторах: А. Е. Шамин - д.э.н., профессор, Spin-код: 4772-3987;

С. В. Зуева - преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии», Spin-код: 4772-3987.

Заявленный вклад авторов: Шамин А. Е. - общее руководство проектом, анализ и дополнение текста статьи. Зуева С. В. - сбор и обработка материалов, подготовка первоначального варианта текста.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

REFERENCES

1. Kovalenko E. G., Polushkina T. M., Jakimova O. Ju. i dr. Modernizacija mehanizma ustojchivogo razvitija sel'skih territorij [Modernization of the Mechanism of sustainable development of rural areas], Monografija, In E. G. Kovalenko (ed.), Moscow: Akademija Estestvoznanija, 2014, 166 p.

2. Bakulina I. A. Ustojchivoe razvitie sel'skih territorij na osnove formirovanija infra-struktury i metodov pod-derzhki malogo i srednego predprinimatel'stva [Sustainable development of rural areas based on the formation of infrastructure and methods of support for small and medium-sized businesses. Ph. D. (Economy) Thesis], Voronezh, 2007, 19 p.

3. Kovalenko E. G. Formirovanie politiki ustojchivogo razvitija sel'skih territorij Rossii [Formation of the policy of sustainable development of rural territories of Russia], Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Serija: Jekonomika i upravlenie [Bulletin of the Mari State Technical University. Series: Economics and Management], 2011, No. 1 (11), pp. 55-65.

4. Ajdarbekova A. T. Celi i zadachi gosudarstvennoj politiki v oblasti obespechenija ustojchi-vogo razvitija sel'skih territorij [Goals and objectives of state policy in the field of ensuring sustainable development of rural areas], Innovacionnaja nauka [Innovative science], 2015, No. 12-1, pp. 33-35.

XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagementXXXXXXXXXX.

5. Timofeeva N. S. Gosudarstvennaja politika v oblasti ustojchivogo razvitija sel'skih territory [State policy in the field of sustainable development of rural areas], Mezhdunarodnyj nauchnyj sel'skohozjajstvennyj zhurnal [International scientific agricultural journal], 2018, Vol. 1, No. 2, pp. 7-16.

6. Prudskij V. G. Regional'nyj menedzhment kak prikladnaja teorija nauchnogo upravlenija ter-ritorial'nymi so-cial'no-jekonomicheskimi sistemami [Regional management as an applied theory of scientific management of territorial socio-economic systems], Vestnik Permskogo universiteta. Serija: Jekonomika [Bulletin of Perm University. Series: Economics], 2010, No. 2 (5), pp. 15-27.

7. Gadzhiev Ju. A. Neoklassicheskie i kumuljativnye teorii regional'nogo jekonomicheskogo rosta i razvitija [Neoclassical and cumulative theories of regional economic growth and development], Korporativnoe upravlenie i innovacionnoe razvitie jekonomiki Severa: Vestnik Nauchno-issledovatel'skogo centra korporativnogo prava, upravlenija i venchurnogo investi-rovanija Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta [Corporate governance and innovative development of the economy of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University], 2008, No. 1, pp. 6-23.

8. Gostev R. G., Gostev S. R. Ugrozy, vyzovy, riski prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii (stat'ja 2) [Threats, challenges, risks of food security of the Russian Federation (article 2)], Pravo i gosudarstvo: teorija i praktika [Law and state: theory and practice], 2012, No. 5 (89), pp. 138-144.

9. Stepanov M. V. Iniciativnoe bjudzhetirovanie kak faktor razvitija territorij i povyshenija finansovoj sa-mostojatel'nosti municipal'nyh obrazovanij [Initiative budgeting as a factor in the development of territories and increasing the financial independence of municipalities], Gosudarstvennaja vlast' i mestnoe samoupravlenie [State power and local self-government], 2019, No. 10, pp. 46-50.

10. Shugrina E. S. Mestnye bjudzhety kak finansovaja osnova dlja osushhestvlenija polnomochij organov mestnogo samoupravlenija [Local budgets as a financial basis for the exercise of the powers of local self-government bodies], Konstitucionnoe i municipal'noepravo [Constitutional and municipal law], 2018, No. 11, pp. 67-74.

11. Bandurin A. V., Chub B. A. Strategicheskij menedzhment organizacii: uchebnik po strategicheskomu menedzhmentu [Strategic management of the organization: textbook on strategic management], Moscow, 2001. 286 p.

12. Provalenova N. V., Shamin A. E. Razvitie social'noj infrastruktury sel'skih territorij: zhilishhno-kommunal'nyj aspekt [Development of the social infrastructure of rural areas: housing and communal aspects], mono-grafija, Knjaginino: NGIEU, 2021, 206 p.

13. Esipov S. V., Sergejchuk A. V. Optimizacija dejatel'nosti organov mestnogo samoupravlenija po pre-dostavleniju municipal'nyh uslug v uslovijah cifrovizacii [Optimization of the activities of local self-government bodies in the provision of municipal services in the context of digitalization], Peterburgskij jekonomicheskij zhurnal [St. Petersburg Economic Journal], 2019, No. 2, pp. 71-82.

14. Korosteleva M. V. Iniciativnoe bjudzhetirovanie kak forma uchastija naselenija v processe prinjatija bju-dzhetnyh reshenij na municipal'nom urovne: osobennosti pravovogo regulirovanija [Initiative budgeting as a form of public participation in the process of making budget decisions at the municipal level: features of legal regulation], Gosudarstvennaja vlast' i mestnoe samoupravlenie [State power and local self-government], 2019, No. 6, pp. 46-49.

15. Uzun V. Ja. Glavnye faktory ustojchivogo sel'skogo razvitija: bjudzhetnye subsidii ili sel'skaja jekonomika? [The main factors of sustainable rural development: budget subsidies or the rural economy?], Nikonovskie chtenija [Nikon's readings], 2019, pp. 15-20.

16. Terent'ev S. E., Vorob'eva E. S., Ahadova Ja. I. Social'naja politika na sele - zalog razvitija sel'skih territorij [Social policy in the countryside is the guarantee of the development of rural areas], Sovremennye cifrovye tehnologii v agropromyshlennom komplekse [Modern digital technologies in the agro-industrial complex], Smolensk: Smo-lenskaja gosudarstvennaja sel'skohozjajstvennaja akademija, 2020, pp. 253-256.

17. Kozlov A. A. Obshhie podhody k vyrabotke regional'noj social'no-jekonomicheskoj politiki [General approaches to the development of regional socio-economic policy], Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumani-tarnye nauki [Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities], 2008, No. 3 (59), pp. 102-106.

18. Arzumanjan M. S. Ustojchivoe razvitie sel'skih territorij [Sustainable development of rural areas], Azimut nauchnyh issledovanij: jekonomika i upravlenie [Azimuth of scientific research: economics and management], 2019, Vol. 8, No. 4 (29), pp. 57-60.

ЖЖЖЖХЖЖХХэкономика и управление народным хозяйствомХХХЖХЖХХХ

19. Preobrazhenskij B. G. Gosudarstvennye programmy - instrument upravlenija social'no-jekonomicheskim razvitiem na mezourovne: analiz i ocenka praktiki realizacii [State programs - a tool for managing socio-economic development at the meso-level: analysis and assessment of implementation practice], Regional'naja jekonomika: te-orija i praktika [Regional economy: theory and practice], 2021, T. 19, No. 1 (484), pp. 23-54.

20. Kuznecova O. V. Federal'naja regional'naja politika: ob ideologii i institutah [Federal regional policy: about ideology and institutions], Rossijskij jekonomicheskij zhurnal [Russian economic journal], 2013, No. 1, pp. 32-51.

The article was submitted 19.10.2021; approved after reviewing 22.11.2021; accepted for publication 24.11.2021.

Information about the authors: A. E. Shamin - Dr. Sci. (Economy), Professor, Spin-code: 4772-3987;

S. V. Zueva - Lecturer of the Department of Information Systems and Technologies, Spin-code: 4772-3987.

Contribution of the authors: Shamin A. E. - general project management, analysis and addition of the text of the article. Zueva S. V. - collection and processing of materials, preparation of the initial version of the text.

The authors declare no conflicts of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.