Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
954
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / RURAL AREAS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / DIGITALIZATION / INFORMATION DEVELOPMENT / EDUCATIONAL ORGANIZATION / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касимова Жанна Владимировна, Касимов Алексей Александрович

Введение: в статье обозначена роль цифровизации в устойчивом развитии сельских территорий с целью решения задачи по повышению уровня и качества жизни сельского населения. Всепоглощающее влияние диджитализации сказывается на всех сферах жизни общества. С повсеместным использованием цифровых технологий сегодня связаны перспективы на будущее, ожидания роста экономики и решения проблем в сфере жизнедеятельности страны в целом и отдельно каждой территории. Уровень жизни населения сельских территорий, его благосостояние и работоспособность в первую очередь зависят от устойчивого развития этих территорий. Материалы и методы: в основу статьи легли научные материалы и труды российских исследователей в области устойчивого развития сельских территорий, в том числе в условиях цифровизации как экономики, так и страны в целом. Проведен анализ данных Федеральной службы государственной статистики, изучены и рассмотрены проекты, программы и предложения государственных органов власти по трансформации и цифровизации сельских территорий. Результаты: можно провести прямую параллель между устойчивым развитием сельских территорий и внедрением в них современных цифровых технологий. Для эффективного внедрения IT-технологий и стабильного развития сельских территорий правительством и органами государственной власти разработан и введен в действие ряд законопроектов, государственных и региональных программ, созданы центры компетенций по цифровой трансформации, внедрению роботизации и принятию платформенных решений. Несмотря на амбициозность целей, поставленных в государственных программах, мероприятий, направленных на цифровое преобразование сельских территорий, не достаточно. Обсуждение: в процессе цифровых преобразований на сельских территориях необходимо обратить внимание на неравномерное развитие на данных территориях информационной инфраструктуры. Ряд программ в качестве мер по повышению уровня жизни сельского населения предусматривает обеспечение широкополосного доступа к сети Интернет и внедрение единых информационных систем, хотя на сегодняшний день у большей части сельского населения отсутствуют цифровые навыки. Органы местного самоуправления большинства сельских территорий не готовы к информационному восприятию и переходу к цифровизации. В результате предложены мероприятия, направленные на совершенствование процесса подготовки кадров с учетом реализации образовательных программ по специальностям и профессиям нового формата. Представлен опыт работы Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет». Заключение: цифровизацию можно рассматривать как один из ключевых факторов стабильного развития сельских территорий. От того, как будут использоваться и внедряться IT-технологии в инфраструктуре сельских территорий, с какими инновационными компетенциями подготовят кадры вузы, будет зависеть цифровое будущее и устойчивое развитие сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Касимова Жанна Владимировна, Касимов Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF RURAL AREAS

Introduction: the article outlines the role of digitalization in the sustainable development of rural areas in order to solve the problem of improving the level and quality of life of the rural population. The overwhelming impact of digitalization affects all areas of society. The widespread use of digital technologies today is associated with prospects for the future, expectations for economic growth and solving problems in the life of the country as a whole and separately for each territory. The standard of living of the population of rural areas, its well-being and working capacity primarily depend on the sustainable development of these territories. Materials and methods: the article is based on scientific materials and works of Russian researchers in the field of sustainable development of rural areas, including in the context of digitalization of both the economy and the country as a whole. The analysis of the data of the Federal State Statistics Service was carried out, projects, programs and proposals of state authorities on the transformation and digitalization of rural areas were studied and considered. Results: a direct parallel can be drawn between sustainable development of rural areas and the introduction of modern digital technologies in them. For the effective implementation of IT technologies and the stable development of rural areas, the government and public authorities have developed and enacted a number of bills, state and regional programs, created competence centers for digital transformation, the introduction of robotization and platform decisions. Despite the ambitious goals set in state programs, activities aimed at the digital transformation of rural areas are not enough. Discussion: in the process of digital transformation in rural areas, it is necessary to pay attention to the uneven development of information infrastructure in these areas. A number of programs, as measures to improve the living standards of the rural population, provide for the provision of broadband access to the Internet and the introduction of unified information systems, although today most of the rural population lacks digital skills. Local governments in most rural areas are not ready for information perception and the transition to digitalization. As a result, the proposed measures aimed at improving the training process, taking into account the implementation of educational programs in specialties and professions of a new format. The experience of the State budgetary educational institution of higher education «Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University» is presented. Conclusion: digitalization can be considered as one of the key factors in the sustainable development of rural areas. The digital future and sustainable development of rural areas will depend on how IT technologies will be used and implemented in the infrastructure of rural areas, the personnel with what innovative competencies universities will prepare.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ»

08.00.05 УДК 332

Б01: 10.24411/2227-9407-2020-10079

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

© 2020

Жанна Владимировна Касимова, старший преподаватель кафедры «Организация и менеджмент» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия) Алексей Александрович Касимов, ассистент кафедры «Товароведение, сервис и управление качеством»

«Институт пищевых технологий и дизайна» - филиал ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет», Нижний Новгород (Россия)

Аннотация

Введение: в статье обозначена роль цифровизации в устойчивом развитии сельских территорий с целью решения задачи по повышению уровня и качества жизни сельского населения. Всепоглощающее влияние ди-джитализации сказывается на всех сферах жизни общества. С повсеместным использованием цифровых технологий сегодня связаны перспективы на будущее, ожидания роста экономики и решения проблем в сфере жизнедеятельности страны в целом и отдельно каждой территории. Уровень жизни населения сельских территорий, его благосостояние и работоспособность в первую очередь зависят от устойчивого развития этих территорий.

Материалы и методы: в основу статьи легли научные материалы и труды российских исследователей в области устойчивого развития сельских территорий, в том числе в условиях цифровизации как экономики, так и страны в целом. Проведен анализ данных Федеральной службы государственной статистики, изучены и рассмотрены проекты, программы и предложения государственных органов власти по трансформации и цифрови-зации сельских территорий.

Результаты: можно провести прямую параллель между устойчивым развитием сельских территорий и внедрением в них современных цифровых технологий. Для эффективного внедрения IT-технологий и стабильного развития сельских территорий правительством и органами государственной власти разработан и введен в действие ряд законопроектов, государственных и региональных программ, созданы центры компетенций по цифровой трансформации, внедрению роботизации и принятию платформенных решений. Несмотря на амбициозность целей, поставленных в государственных программах, мероприятий, направленных на цифровое преобразование сельских территорий, не достаточно.

Обсуждение: в процессе цифровых преобразований на сельских территориях необходимо обратить внимание на неравномерное развитие на данных территориях информационной инфраструктуры. Ряд программ в качестве мер по повышению уровня жизни сельского населения предусматривает обеспечение широкополосного доступа к сети Интернет и внедрение единых информационных систем, хотя на сегодняшний день у большей части сельского населения отсутствуют цифровые навыки. Органы местного самоуправления большинства сельских территорий не готовы к информационному восприятию и переходу к цифровизации. В результате предложены мероприятия, направленные на совершенствование процесса подготовки кадров с учетом реализации образовательных программ по специальностям и профессиям нового формата. Представлен опыт работы Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет».

Заключение: цифровизацию можно рассматривать как один из ключевых факторов стабильного развития сельских территорий. От того, как будут использоваться и внедряться IT-технологии в инфраструктуре сельских территорий, с какими инновационными компетенциями подготовят кадры вузы, будет зависеть цифровое будущее и устойчивое развитие сельских территорий.

Ключевые слова: информационное развитие, информационные технологии, образовательная организация, сельские территории, устойчивое развитие, цифровизация.

Для цитирования: Касимова Ж. В., Касимов А. А. Цифровая трансформация сельских территорий // Вестник НГИЭИ. 2020. № 8 (111). С. 117-126. DOI: 10.24411/2227-9407-2020-10079

DIGITAL TRANSFORMATION OF RURAL AREAS

© 2020

Zhanna Vladimirovna Kasimova, Senior Lecturer, Department of Organization and Management

Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino (Russia) Alexey Aleksandrovich Kasimov, Assistant, Department of Commodity Research, Service and Quality Management

«Institute of Food Technologies and Design» - a branch of the Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Nizhny Novgorod (Russia)

Abstract

Introduction: the article outlines the role of digitalization in the sustainable development of rural areas in order to solve the problem of improving the level and quality of life of the rural population. The overwhelming impact of digi-talization affects all areas of society. The widespread use of digital technologies today is associated with prospects for the future, expectations for economic growth and solving problems in the life of the country as a whole and separately for each territory. The standard of living of the population of rural areas, its well-being and working capacity primarily depend on the sustainable development of these territories.

Materials and methods: the article is based on scientific materials and works of Russian researchers in the field of sustainable development of rural areas, including in the context of digitalization of both the economy and the country as a whole. The analysis of the data of the Federal State Statistics Service was carried out, projects, programs and proposals of state authorities on the transformation and digitalization of rural areas were studied and considered. Results: a direct parallel can be drawn between sustainable development of rural areas and the introduction of modern digital technologies in them. For the effective implementation of IT technologies and the stable development of rural areas, the government and public authorities have developed and enacted a number of bills, state and regional programs, created competence centers for digital transformation, the introduction of robotization and platform decisions. Despite the ambitious goals set in state programs, activities aimed at the digital transformation of rural areas are not enough. Discussion: in the process of digital transformation in rural areas, it is necessary to pay attention to the uneven development of information infrastructure in these areas. A number of programs, as measures to improve the living standards of the rural population, provide for the provision of broadband access to the Internet and the introduction of unified information systems, although today most of the rural population lacks digital skills. Local governments in most rural areas are not ready for information perception and the transition to digitalization. As a result, the proposed measures aimed at improving the training process, taking into account the implementation of educational programs in specialties and professions of a new format. The experience of the State budgetary educational institution of higher education «Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University» is presented.

Conclusion: digitalization can be considered as one of the key factors in the sustainable development of rural areas. The digital future and sustainable development of rural areas will depend on how IT technologies will be used and implemented in the infrastructure of rural areas, the personnel with what innovative competencies universities will prepare. Keywords: rural areas, sustainable development, digitalization, information development, educational organization, information technology.

For citation: Kasimova Zh. V., Kasimov A. A. Digital transformation of rural areas // Bulletin NGIEI. 2020. № 8 (111). P. 117-126. DOI: 10.24411/2227-9407-2020-10079

Введение

Основными причинами критической ситуации в комплексном развитии сельских территорий являются недостаточный уровень комфортности проживания в сельской местности, не достигающее средней нормы материальное положение преобладающей части сельского населения, неприемлемые жилищные условия, а также отсутствие или крайне низкое состояние культурно-досуговой, социальной и информационной инфраструктуры.

Устойчивое развитие сельских территорий в первую очередь зависит от комплексного роста ин-

женерной, транспортной и производственной инфраструктуры, рабочих мест для населения данных территорий, а также от формирования благоприятной окружающей, культурной и социальной сферы. На сегодняшний день значимой детерминантой устойчивого развития сельских территорий справедливо можно назвать цифровизацию.

Цифровизация - один из приоритетов национального развития страны [1]. По мнению М. Баскаковой, цифровизация способствует развитию транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры малых, средних городов и посёлков, улучшает

их связанность и создает в них востребованные производства[2].

Сегодня в инновационных условиях развития современного мира именно цифровая трансформация и роботизация стали одним из приоритетных направлений деятельности во всех сферах жизни общества. По мнению ряда исследователей, на фоне современной парадигмы ключевым условием перехода к устойчивому развитию сельских территорий является цифровизация, представляющая собой глобальное переустройство всех ниш общественной жизни на основе цифровых информационных технологий [3; 4; 5; 6; 7].

Материалы и методы

Несомненно, предпосылкой к внедрению ди-джитализации в развитие сельских территорий стала полная цифровизация государства. Цифровые вызовы, проблемы информационного развития, цифровизация и роботизация страны в целом и сельских территорий в частности требуют нового, качественного, прозрачного и унифицированного законодательства. Для выхода из сложившейся ситуации государственными органами на уровне РФ и регионов было принято несколько законопроектов и государственных программ. Несмотря на положительный эффект от их реализации, программных мероприятий по цифровизации оказалось крайне недостаточно для полного и эффективного повышения информатизации и качества жизни сельского населения.

Одним из пунктов «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» является подключение населенных пунктов с населением от 250 до 500 человек к сети «Интернет», развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры и обеспечение прав граждан на доступ к информации [8].

Реализуемая в настоящее время национальная

программа «Цифровая экономика Российской Федерации» предусматривает создание сквозных цифровых технологий и безопасной цифровой среды в социальной сфере, сфере здравоохранения, образования, строительства, сельском хозяйстве и других отраслях народного хозяйства [10].

В свою очередь, параллельно с ней под руководством Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций реализуется государственная программа «Информационное общество». Целью данной программы является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий [11].

Рассмотрим на примере Нижегородской области готовность сельских территорий к цифровым преобразованиям.

По данным выборочного обследования домашних хозяйств, доля домохозяйств, имеющих доступ к сети Интернет с домашнего компьютера, в общем числе домашних хозяйств в Нижегородской области составляет 63 % (табл. 1). При этом в 2019 году наблюдается тенденция снижения доступности сети Интернет для домашних хозяйств. Причиной этого может быть низкий доход граждан, которые не могут позволить себе приобрести домашний компьютер с подключением к сети Интернет. Опять же население с низким уровнем дохода в основном сосредоточено в сельской местности. Необходимо отметить, что в настоящее время современного человека сложно представить без компьютера или телефона без выхода в Интернет, без мобильных приложений, поиска и обмена информацией, которую получают из «всемирной паутины».

Таблица 1. Удельный вес домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет с домашнего компьютера, в общем числе домашних хозяйств, %

Table 1. Proportion of households with Internet access from a home computer, in the total number of households, %

Наименование территории / 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Territory name

28,0 43,9 61,0 59,3 63,8 58,6 64,7 66,3 67,9 63,1

Нижегородская область / Nizhny Novgorod Region

Источник: составлено автором по официальным данным Федеральной службы государственной статистики: https://www.gks.ru/

Вместе с тем необходимо отметить слабое использование сельским населением информационных технологий и информационно-телекоммуникаци-

онных сетей. Так, доля населения сельских территорий Нижегородской области, имеющая персональные компьютеры, в 2019 году составила 42,4 % [9].

По данным Росстата, доля учреждений здравоохранения, образования и учреждений культуры Нижегородской области, использовавших в 2019 году сеть Интернет, составила в среднем 95 %. При этом информационные ресурсы в своей деятельности используют 74 % библиотек региона, из них только 66 % предоставляют доступ к сети Интернет своим пользователям [12].

С целью решения задачи по повышению уровня и качества жизни населения, устойчивому развитию сельских территорий была осуществлена реализация Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», которая продлена до 2030 года [13]. В качестве мер повышения уровня жизни населения в сельской местности данная программа предусматривает обеспечение доступа к мобильной связи и широкополосному доступу к сети Интернет. По данным Минкомсвязи России [14], на начало 2019 года из 14 тысяч населенных пунктов с числом жителей от 250 до 500 человек подключение к широкополосному доступу к сети Интернет имеют 8 тысяч населенных пунктов.

Серьезной проблемой в области цифровизации представлена слабая работа на уровне органов местного самоуправления в части применения информационно-телекоммуникационных технологий [15; 16; 17; 18; 19]. Сегодня можно наблюдать, что готовность органов государственной власти и местного самоуправления к использованию роботизации, информационных технологий или новых программ или для осуществления управленческих функций и предоставления государственных услуг населению сельской местности очень низкая либо отсутствует вовсе. Доля социально значимых объектов инфраструктуры, имеющих возможность подключения и использовавших из них сеть Интернет, в том числе широкополосный доступ, в 2019 году составила по Нижегородской области от 85 до 98 % в зависимости от организаций и оказываемых ими услуг.

Доля населения региона, взаимодействовавшего с органами государственной власти и местного самоуправления через сеть Интернет в 2019 году, является самой высокой по Приволжскому федеральному округу и составляет более 90 %, из них 84 % приходится на население сельских территорий [9].

Таблица 2. Доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, по видам действий, по Нижегородской области, %

Table 2. The share of the population using the Internet to obtain state and municipal services, by type of action, in the Nizhny Novgorod region, %

Вид услуги / Type of service

Доля населения / Share of population, %

Получения информации через официальные веб-сайты и порталы государственных и муниципальных услуг / Obtaining information through official websites and portals of state and municipal services

Скачивания типовых форм для заполнения / Download standard forms to fill out Отправки заполненных форм заявлений и других необходимых документов в электронном виде / Sending completed electronic application forms and other necessary documents Получения результатов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде (например, через личный кабинет на портале государственных и муниципальных услуг) / Receiving the results of the provision of state and municipal services in electronic form (for example, through a personal account on the portal of state and municipal services) Осуществления обязательных платежей (уплата пошлин, налогов, штрафов) в режиме онлайн / Making obligatory payments (payment of duties, taxes, fines) online Записи на прием через сеть Интернет / Appoint ments via the Internet Получения уведомлений с порталов услуг на электронную почту и SMS-сообщения / Receiving notifications from service portals by e-mail and SMS messages

64,8

31,6 28,5

28,2

54 80,3 26,1

Источник: составлено автором по официальным данным Федеральной службы государственной статистики: https://www.gks.ru/

Вместе с тем в экономике сельских территорий формируются устойчивые тренды, связанные с переводом многих операций в цифру и онлайн-среду. На

наш взгляд, это должно повысить экономическую эффективность сельских территорий и обеспечить их конкурентоспособность [20; 21; 22; 23; 24].

Еще одной причиной низкого использования информационных технологий в сельской местности является отсутствие или недостаток навыков работы с компьютером, в том числе в сети Интернет. В большинстве своем на сельских территориях проживают люди преклонного возраста, у которых

отсутствует опыт работы с информационными технологиями. В то же время молодое поколение, проживающее в сельской местности, из-за отсутствия соответствующей информационной инфраструктуры не может получить необходимые навыки работы.

80,1

6,2

11,6

30,6

1

7,3

2,1

0,1

По Нет Высокие Недостаток Отсутствие Другие

соображениям необходимости затраты на навыков для технической причины

безопасности (нежелание подключение к работы в сети возможности

пользоваться, сети Интернет Интернет подключения к

нет интереса) сети Интернет

Рис. 1. Доля населения Нижегородской области, не использовавшего сеть Интернет, по причинам неиспользования, % Fig. 1. The share of the population of the Nizhny Novgorod region who did not use the Internet, for reasons of non-use, % Источник: составлено автором по официальным данным Федеральной службы государственной статистики: https://www.gks.ru/

Затруднились ответить

Результаты

В условиях цифровизации сельских территорий большое значение будет отведено цифровой грамотности, которая включает в себя цифровую безопасность, компьютерное потребление, информационную компетентность. Цифровое образование станет залогом популяризации и распространения умений и навыков цифровых инструментов, которые будут востребованы в профессиях нового поколения. Для решения перспективных задач уже сейчас есть потребность в кадрах новой генерации, обладающих мультидисциплинарными знаниями, широким спектром компетенций, способностью и готовностью работать в условиях динамично меняющейся ситуации в экономике и стране. Значительную часть задач по обеспечению этих условий вполне могли бы взять на себя вузы.

Вместе с тем цифровизация становится неотъемлемым элементом развития и самой системы образования. Сегодня мы можем говорить о том, что цифровые технологии - это уникальный механизм для разностороннего развития современного выс-

шего учебного заведения. Создана возможность для быстрого обмена опытом и знаниями, адаптации онлайн-обучения, развития цифровых библиотек и цифровых кампусов, расширяется круг субъектов, получающих уникальную информацию, которая раньше была доступна только для узкого круга экспертов и ученых. Благодаря цифровым технологиям можно утверждать о глобализации научного мира и активном развитии академической мобильности. Безусловно, в условиях беспрецедентной модернизации современный университет обязан адаптироваться для сохранения своих уникальных качеств и конкурентных преимуществ, грамотно выстроить стратегию своего развития.

Обсуждение В 2018 году совместно с Учредителем вуза -Правительством Нижегородской области, в лице которого выступило Министерство образования, науки и молодежной политики, была принята стратегия развития Княгининского университета до 2030 года, одним из основных направлений которой стала цифровизация сельских территорий.

Особенностью университета является его кластерная структура. Он расположен на четырех удаленных площадках и ориентирован на удовлетворение потребностей в образовательных услугах жителей сельских территорий Нижегородской области.

Ещё при становлении университета сложилась его структура и образовательные платформы, позволяющие решать задачи на стыке отраслей знания. Так одной из перспективных программ Инженерного института и Института информационных технологий и систем связи является совместно разработанная программа «Агроинформатика». Ее основной целью является цифровая трансформация традиционных сельскохозяйственных подходов, воспитание квалифицированных кадров, способных не только внедрять цифровые технологии, но и создавать новые «архитектурные модели» сельскохозяйственного производства. Выпускники данного направления смогут внедрять новые цифровые технологии и инновационные технологические решения для оптимизации сельскохозяйственного производства.

Разрабатываемые университетом программы способны поспособствовать формированию компетенции по владению сбором и управлением массивами данных о потреблении ресурсов, принятию управленческих решений на основе анализа данных, полученных из социальных приложений и меди, и применению технологий цифрового моделирования.

На базе университета функционирует Высокотехнологичный ресурсный центр подготовки кадров в области инфокоммуникационных технологий и систем связи, концентрирующий материально-технические, организационные, кадровые ресурсы в части подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников ведущих операторов связи, телекоммуникационных и ^-компаний в Нижегородской области

Уже сегодня университет может оказывать содействие фермерам для оказания мер поддержки при создании и развитии субъектов малого и среднего предпринимательства на принципах цифрового сельского хозяйства.

Путём взаимодействия с ведущими организациями области ведется поддержка студенческих проектов от идеи до выпуска продукции: организация «бережливой фермы» и «умного поля», объективный контроль за техникой, животными, растениями и их системами; оптимизация расходов в процессе ведения деятельности; содействие в реализации продукции, организация платформ электронной коммерции органической продукции, онлайн-площадок, взаимодействие с сетями; разработка гастрономического тура на ферму, создание франши-

зы здорового питания fast-food, содействие в разработке упаковки и другое.

Не менее важным направлением является развитие цифровых компетенций детей школьного возраста. В рамках национального проекта «Образование» на базе университета создан IT-куб. Его первоочередной целью является воспитание нового «цифрового» поколения, способного жить и развиваться в цифровом мире. В общей совокупности до 2024 года запланировано открытие еще 5 IT-кубов по Нижегородской области, что позволит создать саморазвивающуюся сеть дополнительного образования детей, способной в том числе стать площадкой формирования цифровых компетенций у сельского населения.

Заключение

Таким образом, Княгининский университет, имея молодой и квалифицированный коллектив, современное материально-техническое обеспечение, научно-методическую базу, получает уникальную возможность стать драйвером инфраструктурных изменений в сельских территориях, формировать открытое научно-образовательное пространство и создавать условия для опережающего развития муниципальных образований, в том числе -цифровой трансформации сельских территорий Нижегородской области.

Продуктами цифровизации и достижениями в области информационных технологий должны владеть не только высококвалифицированные специалисты и педагоги, но и ординарные сельские жители. Задача специалистов и вузов заключается не только во владении цифровыми знаниями, но и в передаче их. Жителям сельских территорий необходимо иметь навыки работы с цифровой информацией. Для того чтобы цифровизация сельских территорий достигла положительного эффекта, недостаточно единичных и точечных мероприятий. Необходимо масштабно и планомерно внедрять и распространять облачные технологии, единые информационные платформы и инфокоммуникации в сельские территории.

Конечно, одному Княгининскому университету масштабные и мультифункциональные проекты реализовать довольно сложно. Нужна интеграция, объединение усилий образовательных организаций, что обеспечит не просто сумму интеллектуальных, научных, методических, организационных и иных ресурсов, а будет иметь синергетический эффект.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что цифровизация станет одним из ключевых факторов повышения качества жизни сельского населения, а также устойчивого развития сельских территорий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. X Гайдаровский форум от 15 января 2019 года / Сайт Правительства РФ в сети Интернет [Электронный ресурс]. URL: http://govemmentm/news/35366/#35366=10:21:Dae,10:38:ivj (дата обращения 10.02.2020).

2. Парламентская газета [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pnp.ru/economics/razvitiyu-rossiyskikh-syol-pomozhet-cifrovizaciya-schitaet-ekspert.html

3. Горлов К. Н., Ильичева М. В. Цифровизация как основа устойчивого развития региона: социально-политический и экономический аспекты // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-kak-osnova-ustoychivogo-razvitiya-regiona-sotsialno-politicheskiy-i-ekonomicheskiy-aspekty (дата обращения: 13.02.2020).

4. Ахметов В. Я., Галикеев Р. Н. Перспективы социально-экономического развития сельских территорий в условиях цифровизации экономики // Вестник евразийской науки. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-selskih-territoriy-v-usloviyah-tsifrovizatsii-ekonomiki (дата обращения: 02.07.2020).

5. Варич М. И., Давлетшин Р. Р. Цифровизация сельского хозяйства в рамках проекта развития сельского хозяйства в Российской Федерации до 2025 года // Молодой ученый. 2020. № 2 (292). С. 354-357.

6. Полухина М. Г. Ключевые элементы устойчивого развития сельских территорий: теоретический обзор // Вестник сельского развития и социальной политики. 2018. № 2 (18) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-elementy-ustoychivogo-razvitiya-selskih-territoriy-teoreticheskiy-obzor (дата обращения: 02.07.2020).

7. Беланова Н. Н. Приоритетные направления развития цифровой экономики // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ prioritetnye-napravleniya-razvitiya-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 01.06.2020).

8. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705100002

9. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru/(дата обращения: 15.06.2020).

10. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/614/events/ (дата обращения: 02.07.2020).

11. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество»/ Сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/1/ (дата обращения 03.02.2020).

12. Нижегородская Государственная Областная Универсальная Научная Библиотека им. В. И. Ленина [Электронный ресурс]. Режим доступа- http://www.nounb.sci-nnov.ru/regLibNet/om20_1.php (Дата обращения 01.07.2020).

13. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» / Сайт Правительства РФ в сети Интернет [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/3313/ (дата обращения 31.01.2020).

14. Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/ (дата обращения 01.07.2020).

15. Иванченко А. В. Влияние процесса внедрения цифровых технологий в деятельность государственных и муниципальных учреждений (организаций) на региональную и муниципальную экономику // Россия: тенденции и перспективы развития. 2018. № 13-2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-protsessa-vnedreniya-tsifrovyh-tehnologiy-v-deyatelnost-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-uchrezhdeniy-organizatsiy-na (дата обращения: 01.07.2020).

16. Есипов С. В., Сергейчук А. В. Оптимизация деятельности органов местного самоуправления по предоставлению муниципальных услуг в условиях цифровизации // Петербургский экономический журнал. 2019. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-deyatelnosti-organov-mestnogo-samoupravleniya-po-predostavleniyu-munitsipalnyh-uslug-v-usloviyah-tsifrovizatsii (дата обращения: 12.05.2020).

17. Салабутин А. В. Вопросы цифровизации муниципального управления: тенденции и проблемы // Наука без границ. 2020. № 5 (45) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-tsifrovizatsii-munitsipalnogo-upravleniya-tendentsii-i-problemy (дата обращения: 02.07.2020).

18. Савина Т. Н. Цифровая экономика как новая парадигма развития: вызовы, возможности и перспективы // Финансы и кредит. 2018. № 3 (771) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-ekonomika-kak-novaya-paradigma-razvitiya-vyzovy-vozmozhnosti-i-perspektivy (дата обращения: 29.05.2020).

19. Зайцева М. В., Логинова А. А. Роль муниципальных служащих в развитии территории // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 1-2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-munitsipalnyh-sluzhaschih-v-razvitii-territorii (дата обращения: 21.06.2020).

20. Полушкина Т. М. Повышение конкурентоспособности сельских территорий через развитие органических методов хозяйствования // УЭкС. 2016. № 9 (91) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-konkurentosposobnosti-selskih-territoriy-cherez-razvitie-organicheskih-metodov-hozyaystvovaniya (дата обращения: 09.04.2020).

21. Тарасов А. С. Формирование экономического механизма устойчивого развития сельских территорий // Экономика и экология территориальных образований. 2018. № 3 (6). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekonomicheskogo-mehanizma-ustoychivogo-razvitiya-selskih-territoriy (дата обращения: 30.03.2020).

22. Адарина Р. Т., Сарбашев Э. Б. Диверсификация сельской экономики как фактор развития сельских территорий // МНКО. 2013. № 4 (41). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ diversifikatsiya-selskoy-ekonomiki-kak-faktor-razvitiya-selskih-territoriy (дата обращения: 01.04.2020).

23. Айтпаева А. А. Цифровизация сельского хозяйства в контексте повышения конкурентоспособности отечественного АПК // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2019. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-selskogo-hozyaystva-v-kontekste-povysheniya-konkurentosposobnosti-otechestvennogo-apk (дата обращения: 22.05.2020).

24. Едренкина Н. М. Приоритетные направления устойчивого развития сельских территорий в условиях ВТО // Вестник АГАУ. 2014. № 2 (112) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritetnye-napravleniya-ustoychivogo-razvitiya-selskih-territoriy-v-usloviyah-vto (дата обращения: 16.03.2020).

Дата поступления статьи в редакцию 24.05.2020, принята к публикации 17.06.2020.

Информация об авторах: Касимова Жанна Владимировна, старший преподаватель кафедры «Организация и менеджмент» Адрес: ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет», 606340, Россия, г. Княгинино, ул. Октябрьская, д. 22а E-mail: kasimovaganna@mail.ru Spin-код: 5169-6521

Касимов Алексей Александрович, ассистент кафедры «Товароведение, сервис и управление качеством» Адрес: Институт пищевых технологий и дизайна - филиал ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет», Россия, Нижний Новгород, ул. Горная, 13 E-mail: kasimovalexei@bk.ru

Заявленный вклад авторов:

Касимова Жанна Владимировна: формулирование основной концепции исследования, анализ полученных результатов.

Касимов Алексей Александрович: подготовка первоначального варианта текста.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

REFERENCES

1. X Gajdarovskij forum [X Gaidar Forum] January 15, 2019 / The website of the Government of the Russian Federation on the Internet [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://government.ru/news/35366/ #35366=10:21:Dae,10:38:ivj (Accessed 02.10.2020).

2. Parlamentskaya gazeta [Parliamentary newspaper] [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://www.pnp.ru/economics/razvitiyu-rossiyskikh-syol-pomozhet-cifrovizaciya-schitaet-ekspert.html

3. Gorlov K. N., Il'icheva M. V. Cifrovizaciya kak osnova ustojchivogo razvitiya regiona: social'no-politicheskij i ekonomicheskij aspekty [Digitalization as the basis for sustainable development of the region: sociopolitical and economic aspects], Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki [Bulletin of the TSU. Humanitarian sciences],

BecmHUK НГHЭH. 2020. № 8 (111)

2018, No. 4 [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-kak-osnova-ustoychivogo-razvitiya-regiona-sotsialno-politicheskiy-i-ekonomicheskiy-aspekty (Accessed 02.13.2020).

4. Ahmetov V. Ya., Galikeev R. N. Perspektivy social'no-ekonomicheskogo razvitiya sel'skih territorij v usloviyah cifrovizacii ekonomiki [Prospects for socio-economic development of rural territories under conditions of digitalization of economy], Vestnik evrazijskoj nauki [Bulletin of Eurasian science], 2019, No. 6 [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-selskih-territoriy-v-usloviyah-tsifrovizatsii-ekonomiki (Accessed 02.07.2020).

5. Varich M. I. Cifrovizaciya sel'skogo hozyajstva v ramkah proekta razvitiya sel'skogo hozyajstva v Rossijskoj Federacii do 2025 goda [Digitalization of agriculture in the framework of the project for the development of agriculture in the Russian Federation until 2025], Molodoj uchenyj [Young scientist], 2020, No. 2 (292), pp. 354-357.

6. Polukhina M. G. Klyuchevye elementy ustojchivogo razvitiya sel'skih territorij: teoreticheskij obzor [Key Elements of Sustainable Development of Rural Areas: A Theoretical Review], Vestnik sel'skogo razvitiya i social'noj politiki [Bulletin of Rural Development and Social Policy], 2018. No. 2 (18) [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-elementy-ustoychivogo-razvitiya-selskih-territoriy-teoreticheskiy-obzor (Accessed 02.07.2020).

7. Belanova N. N. Prioritetnye napravleniya razvitiya cifrovoj ekonomiki [Priority directions of development of the digital economy], Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie [Bulletin of Samara University. Economics and Management], 2018. No. 1. [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritetnye-napravleniya-razvitiya-tsifrovoy-ekonomiki (Accessed 06/01/2020).

8. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.05.2017 № 203 «O Strategii razvitiya informacionnogo ob-shchestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody» [Decree of the President of the Russian Federation dated 09.05.2017 № 203 «On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030»] [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705100002

9. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Federal State Statistics Service] [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://www.gks.ru/ (Accessed 06/15/2020).

10. Nacional'naya programma «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii» [National program «Digital Economy of the Russian Federation»] [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://government.ru/rugovclassifier/614/events/ (Accessed 02.07.2020).

11. State program of the Russian Federation «Information Society» / Website of the Ministry of Digital Development, Telecommunications and Mass Communications of the Russian Federation [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/1/ (Accessed 03.02.2020).

12. Nizhny Novgorod State Regional Universal Scientific Library named after V. I. Lenin [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://www.nounb.sci-nnov.ru/regLibNet/om20_1.php (Accessed 01.07.2020).

13. The federal target program «Sustainable development of rural territories for 2014-2017 and for the period until 2020» / Website of the Government of the Russian Federation on the Internet. [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://government.ru/docs/3313/ (Accessed 01.31.2020).

14. Official website of the Ministry of Digital Development, Telecommunications and Mass Media of the Russian Federation [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://digital.gov.ru/ru/ (Accessed 01.07.2020).

15. Ivanchenko A. V. Vliyanie processa vnedreniya cifrovyh tekhnologij v deyatel'nost' gosudarstvennyh i mu-nicipal'nyh uchrezhdenij (organizacij) na regional'nuyu i municipal'nuyu ekonomiku [Influence of the process of implementing digital technologies in the activities of state and municipal institutions (organizations) on the regional and municipal economy], Rossiya: tendencii i perspektivy razvitiya [Russia: trends and development prospects], 2018, No. 13-2. [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-protsessa-vnedreniya-tsifrovyh-tehnologiy-v-deyatelnost-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-uchrezhdeniy-organizatsiy-na (Accessed 01.07.2020).

16. Esipov S. V., Sergejchuk A. V. Optimizaciya deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya po pre-dostavleniyu municipal'nyh uslug v usloviyah cifrovizacii [Optimization of the activity of local authorities in the provision of municipal services in digitalization], Peterburgskij ekonomicheskij zhurnal [Petersburg Economic Journal], 2019, No. 2. [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-deyatelnosti-organov-mestnogo-samoupravleniya-po-predostavleniyu-munitsipalnyh-uslug-v-usloviyah-tsifrovizatsii (Accessed 12.05.2020).

17. Salabutin A. V. Voprosy cifrovizacii municipal'nogo upravleniya: tendencii i problemy [Issues of digitalization of municipal management: trends and problems], Nauka bez granic [Science without Borders], 2020, No. 5 (45). [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-tsifrovizatsii-munitsipalnogo-upravleniya-tendentsii-i-problemy (Accessed 02.07.2020).

18. Savina T. N. Cifrovaya ekonomika kak novaya paradigma razvitiya: vyzovy, vozmozhnosti i perspektivy [Digital economy as a new development paradigm: challenges, opportunities and prospects], Finansy i kredit [Finance and Credit], 2018, No. 3 (771). [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-ekonomika-kak-novaya-paradigma-razvitiya-vyzovy-vozmozhnosti-i-perspektivy (Accessed 05.29.2020).

19. Zajceva M. V., Loginova A. A. Rol' municipal'nyh sluzhashchih v razvitii territorii [The role of municipal employees in the development of the territory], Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences], 2019, No. 1-2. [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-munitsipalnyh-sluzhaschih-v-razvitii-territorii (Accessed 06.21.2020).

20. Polushkina T. M. Povyshenie konkurentosposobnosti sel'skih territorij cherez razvitie organicheskih metodov hozyajstvovaniya [Improving the competitiveness of rural areas through the development of organic management methods], UEkS [UEkS], 2016, No. 9 (91), [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-konkurentosposobnosti-selskih-territoriy-cherez-razvitie-organicheskih-metodov-hozyaystvovaniya (Accessed 04.04.2020).

21. Tarasov A. S. Formirovanie ekonomicheskogo mekhanizma ustojchivogo razvitiya sel'skih territorij [Formation of the economic mechanism of sustainable development of rural territories], Ekonomika i ekologiya territori-al'nyh obrazovanij [Economics and ecology of territorial entities], 2018. No. 3 (6). [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekonomicheskogo-mehanizma-ustoychivogo-razvitiya-selskih-territoriy (Accessed 03.03.2020).

22. Adarina R. T., Sarbashev E. B. Diversifikaciya sel'skoj ekonomiki kak faktor razvitiya sel'skih territorij [Diversification of the rural economy as a factor in the development of rural territories], MNKO [MNKO], 2013. No. 4 (41). [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/diversifikatsiya-selskoy-ekonomiki-kak-faktor-razvitiya-selskih-territoriy (Accessed 04/01/2020).

23. Ajtpaeva A. A. Cifrovizaciya sel'skogo hozyajstva v kontekste povysheniya konkurento-sposobnosti otech-estvennogo APK [Digitalization of agriculture in the context of increasing the competitiveness of domestic agribusiness], Vestnik AGTU. Seriya: Ekonomika [Bulletin ASTU. Series: Economics], 2019, No. 3 [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-selskogo-hozyaystva-v-kontekste-povysheniya-konkurentosposobnosti-otechestvennogo-apk (Accessed 05.22.2020).

24. Edrenkina N. M. Prioritetnye napravleniya ustojchivogo razvitiya sel'skih territorij v usloviyah VTO [Priority areas for sustainable development of rural territories in the WTO], Vestnik AGAU [Bulletin AGAU], 2014, No. 2 (112) [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritetnye-napravleniya-ustoychivogo-razvitiya-selskih-territoriy-v-usloviyah-vto (Accessed 03.16.2020).

Submitted 27.05.2020; revised 29.06.2020.

About the authors:

Zhanna V. Kasimova, Senior Lecturer, Department of Organization and Management

Address: Nizhny Novgorod state engineering and economy University, 606340, Russia, Knyaginino,

Oktyabrskaya Str., 22a

E-mail: kasimovaganna@mail.ru

Spin-code: 5169-6521

Alexey A. Kasimov, Assistant, Department of Commodity Research, Service and Quality Management Address: «Institute of Food Technologies and Design» - a branch of the Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Russia, Nizhny Novgorod, Gornaya str., 13 E-mail: kasimovalexei@bk.ru

Contribution of the authors: Zhanna V. Kasimova: developed the theoretical framework, analysed data. Alexey A. Kasimov: preparation of the initial version of the text.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.