Научная статья на тему 'Методика оценки уровня развития социальной инфраструктуры сельских территорий на основе расчета коэффициента жилищно-коммунальной обустроенности'

Методика оценки уровня развития социальной инфраструктуры сельских территорий на основе расчета коэффициента жилищно-коммунальной обустроенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ ОБУСТРОЕННОСТЬ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ СФЕРА / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / СИСТЕМА ИНДИКАТОРОВ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЭКСПЕРТНО-ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД / INTEGRAL COEFFICIENT / HOUSING AND COMMUNAL INFRASTRUCTURE / HOUSING AND COMMUNAL FACILITIES / HOUSING AND COMMUNAL SPHERE / ASSESSMENT METHODOLOGY / NIZHNY NOVGOROD REGION / DEVELOPMENT PROGRAM / SYSTEM OF INDICATORS / RURAL AREAS / SOCIAL INFRASTRUCTURE / EXPERT PARAMETRIC METHOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Проваленова Наталья Владимировна

Введение: статья посвящена методике оценки уровня развития жилищно-коммунальной сферы в социальной инфраструктуре сельских территорий, основанной на расчете интегрального коэффициента жилищно-коммунальной обустроенности, что особенно актуально в связи с реализацией государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий», направленной на сохранение сельского населения через создание комфортных условий проживания на сельских территориях. Материалы и методы: апробация методики проведена на основе данных, характеризующих жилищно-коммунальную сферу сельских территорий Нижегородской области, в ходе исследования применялись следующие методы: абстрактно-логический, анализа и синтеза, экспертных оценок и другие, позволившие обеспечить достоверность и обоснованность полученных результатов. Результаты: определена система индикаторов уровня жилищно-коммунальной обустроенности сельских территорий, позволяющая изучить современное состояние жилищно-коммунальной сферы сельских территорий, выявить негативные тенденции её развития и сформировать предложения по их устранению. Обсуждение: обосновывается необходимость оценки уровня жилищно-коммунальной обустроенности сельских территорий для определения стратегических целей региональных программ, направленных на повышение благоустройства жилого фонда на сельских территориях в рамках государственной программы комплексного развития сельских территорий. Заключение: предлагаемая методика оценки интегрального показателя жилищно-коммунальной обустроенности сельских территорий на основе разработанной системы индикаторов направлена на поддержку процессов принятия решений по выбору оптимальной стратегии развития жилищно-коммунальной сферы в социальной инфраструктуре сельских территорий, что позволяет не только осуществить их типологизацию, но и предложить соответствующие инструменты повышения благоустроенности жилого фонда, которые необходимо взять за основу при разработке системы мероприятий в рамках комплексных программ развития сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Проваленова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF ESTIMATING LEVEL OF SOCIAL INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES ON THE BASIS OF THE CALCULATION OF HOUSING AND COMMUNAL FACILITIES

Introduction: the article is devoted to methods of evaluating the level of development of housing and communal services, social infrastructure of rural territories, based on the calculation of the integral coefficient of the housing and utilities facilities, which is especially important in connection with the implementation of the RF state program «Integrated development of rural areas», aimed at the preservation of the rural population through the creation of comfortable living conditions in rural areas. Materials and methods: the testing conducted on the basis of data characterizing the housing and utilities sector and rural territories of the Nizhniy Novgorod region, the study applied the following methods: abstract-logical, analysis and synthesis, expert assessments and other, thereby guaranteeing the reliability and validity of the results. Results: a system of indicators of the level of housing and communal facilities in rural areas is determined, which allows to study the current state of housing and communal services in rural areas, identify negative trends in its development and form proposals for their elimination. Discussion: the author substantiates the need to assess the level of housing and communal facilities in rural areas in order to determine the strategic goals of regional programs aimed at improving the improvement of housing stock in rural areas within the framework of the state program of integrated development of rural areas. Conclusion: the proposed method of evaluation of the integral index housing and communal facilities in rural areas on the basis of the developed system of indicators aimed at supporting the decision-making processes on the choice of optimal strategy of development of housing and communal services and social infrastructure in rural areas, which allows not only to carry out their typology, but also to propose tools for increasing the livability housing, which should be taken as a basis for the development of a system of activities in the framework of integrated rural development programs.

Текст научной работы на тему «Методика оценки уровня развития социальной инфраструктуры сельских территорий на основе расчета коэффициента жилищно-коммунальной обустроенности»

08.00.05 УДК 334

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА ОСНОВЕ РАСЧЕТА КОЭФФИЦИЕНТА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ ОБУСТРОЕННОСТИ

© 2019

Наталья Владимировна Проваленова, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация и менеджмент» ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет», Княгинино (Россия)

Аннотация

Введение: статья посвящена методике оценки уровня развития жилищно-коммунальной сферы в социальной инфраструктуре сельских территорий, основанной на расчете интегрального коэффициента жилищно-коммунальной обустроенности, что особенно актуально в связи с реализацией государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий», направленной на сохранение сельского населения через создание комфортных условий проживания на сельских территориях.

Материалы и методы: апробация методики проведена на основе данных, характеризующих жилищно-коммунальную сферу сельских территорий Нижегородской области, в ходе исследования применялись следующие методы: абстрактно-логический, анализа и синтеза, экспертных оценок и другие, позволившие обеспечить достоверность и обоснованность полученных результатов.

Результаты: определена система индикаторов уровня жилищно-коммунальной обустроенности сельских территорий, позволяющая изучить современное состояние жилищно-коммунальной сферы сельских территорий, выявить негативные тенденции её развития и сформировать предложения по их устранению. Обсуждение: обосновывается необходимость оценки уровня жилищно-коммунальной обустроенности сельских территорий для определения стратегических целей региональных программ, направленных на повышение благоустройства жилого фонда на сельских территориях в рамках государственной программы комплексного развития сельских территорий.

Заключение: предлагаемая методика оценки интегрального показателя жилищно-коммунальной обустроенности сельских территорий на основе разработанной системы индикаторов направлена на поддержку процессов принятия решений по выбору оптимальной стратегии развития жилищно-коммунальной сферы в социальной инфраструктуре сельских территорий, что позволяет не только осуществить их типологизацию, но и предложить соответствующие инструменты повышения благоустроенности жилого фонда, которые необходимо взять за основу при разработке системы мероприятий в рамках комплексных программ развития сельских территорий.

Ключевые слова: жилищно-коммунальная инфраструктура, жилищно-коммунальная обустроенность, жилищно-коммунальная сфера, интегральный коэффициент, методика оценки, Нижегородская область, программа развития, система индикаторов, сельские территории, социальная инфраструктура, экспертно-параметрический метод.

Для цитирования: Проваленова Н. В. Методика оценки уровня развития социальной инфраструктуры сельских территорий на основе расчета коэффициента жилищно-коммунальной обустроенности // Вестник НГИЭИ. 2019. № 12 (103). С. 75-83.

METHOD OF ESTIMATING LEVEL OF SOCIAL INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES ON THE BASIS OF THE CALCULATION OF HOUSING AND COMMUNAL FACILITIES

© 2019

Natalia Vladimirovna Provalenova, Ph. D. (Economy), associate professor of the chair «Organization and management» Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino (Russia)

Abstract

Introduction: the article is devoted to methods of evaluating the level of development of housing and communal services, social infrastructure of rural territories, based on the calculation of the integral coefficient of the housing and utilities facilities, which is especially important in connection with the implementation of the RF state program «Inte-

75

grated development of rural areas», aimed at the preservation of the rural population through the creation of comfortable living conditions in rural areas.

Materials and methods: the testing conducted on the basis of data characterizing the housing and utilities sector and rural territories of the Nizhniy Novgorod region, the study applied the following methods: abstract-logical, analysis and synthesis, expert assessments and other, thereby guaranteeing the reliability and validity of the results. Results: a system of indicators of the level of housing and communal facilities in rural areas is determined, which allows to study the current state of housing and communal services in rural areas, identify negative trends in its development and form proposals for their elimination.

Discussion: the author substantiates the need to assess the level of housing and communal facilities in rural areas in order to determine the strategic goals of regional programs aimed at improving the improvement of housing stock in rural areas within the framework of the state program of integrated development of rural areas.

Conclusion: the proposed method of evaluation of the integral index housing and communal facilities in rural areas on the basis of the developed system of indicators aimed at supporting the decision-making processes on the choice of optimal strategy of development of housing and communal services and social infrastructure in rural areas, which allows not only to carry out their typology, but also to propose tools for increasing the livability housing, which should be taken as a basis for the development of a system of activities in the framework of integrated rural development programs. Keywords: integral coefficient, housing and communal infrastructure, housing and communal facilities, housing and communal sphere, assessment methodology, Nizhny Novgorod region, development program, system of indicators, rural areas, social infrastructure, expert parametric method.

For citation: Provalenova N. V. Method of estimating level of social infrastructure development of rural territories on the basis of the calculation of housing and communal facilities // Bulletin NGIEI. 2019. № 10 (103). P. 75-83.

В настоящее время одним из инструментов развития социальной инфраструктуры сельских территорий является государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», которая направлена на сохранение доли сельского населения в общей численности населения РФ, достижение сопоставимых среднемесячных располагаемых ресурсов сельских и городских домохозяйств и повышение доли благоустроенного жилого фонда [1]. Вместе с тем региональным органам власти рекомендовано разработать свои программы, которые будут способствовать достижению целей, заявленных в общероссийской программе, что, в свою очередь, влечет необходимость в ранжировании сельских территорий, которые в первую очередь требуют создания условий, необходимых для повышения уровня их привлекательности для проживания, а следовательно, для сохранения и привлечения на данные территории экономически активного населения.

Введение

она обеспечивает условия для воспроизводства населения [3, с. 316]. При этом Кузьмич Н. П. рассматривает вложения в развитие социальной инфраструктуры сельских территорий как выгодные инвестиции, направленные на улучшение качества и уровня жизни населения [4, с. 395].

Особое влияние на все сферы жизнедеятельности любой территории оказывает жилищно-коммунальная сфера, функционирующая для реализации основной цели - удовлетворение социально-бытовых нужд населения, что определяет её как важнейший элемент социальной инфраструктуры [5].

При этом, по мнению ряда ученых, жилищно-коммунальная сфера, обеспечивая комфортное проживание сельского населения, выступает как фактор охраны и улучшения условий труда, сохранения здоровья и работоспособности сельского населения [6, с.19].

На протяжении достаточно долгого периода развитие сельских территорий строилось на узкоотраслевом аграрном подходе, что привело к неравномерному их развитию, неразвитости социально-бытовой инфраструктуры и другим проблемам [2, с. 92]. Ряд авторов, рассматривая социальную инфраструктуру как сложный, многофункциональный комплекс, состоящий из различных сфер деятельности (жилищно-коммунальной, транспортной, информационно-коммуникационной) отмечают, что

Вместе с тем жилищно-коммунальная сфера сельских территорий существенно отличается от городской как по технологии производственных процессов, так и по структуре и объему затрат на производство жилищно-коммунальных услуг [7, с. 2]. А следовательно, необходимо учитывать данное обстоятельство, используя те или иные инструменты развития жилищно-коммунальной сферы в социальной инфраструктуре сельских территорий.

Материалы и методы

Как показало наше исследование, в Нижегородской области наблюдается сильная дифференциация между сельскими территориями по уровню

жилищно-коммунальной обустроенности, которая характеризует наличие необходимых условий, обеспечивающих комфортное и безопасное проживание населения. В связи с этим региональные программы комплексного развития сельских территорий должны учитывать сложившийся на конкретной территории уровень жилищно-коммунальной обустроенности с целью разработки комплекса мероприятий, направленных на его повышение.

С учётом вышеизложенного, нами разработана следующая система индикаторов уровня жилищно-коммунальной обустроенности сельских территорий, которая способствует не только изучению современного состояния условий проживания сельского населения, но и выявлению негативных тенденций по снижению уровня комфортности и безопасности проживания на сельских территориях, а также формированию предложений по их устранению (рис. 1).

Результаты

Разработанная система индикаторов способствует принятию решений, направленных на повы-

шение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг населению и развитие жилищно-коммунальной сферы в социальной инфраструктуре сельских территорий. В систему включены индикаторы, объективно оценивающие состояние данной социальной инфраструктуры, позволяющие увидеть необходимые масштабы её восстановления и модернизации, а следовательно, и объем требующихся инвестиций.

Индикаторы условно были разделены на три группы: условия проживания населения, надежность коммунальной инфраструктуры, потенциал жилищно-коммунальной сферы.

Значения индикаторов были определены на основе изучения и обобщения имеющейся отечественной практики их установления, а также действующих в отрасли нормативов, мнения отдельных специалистов, работающих в жилищно-коммунальной сфере. Ряд индикаторов определен исходя из сложившихся значений в регионе-лидере Приволжского федерального округа по развитию социальной инфраструктуры сельских территорий Республике Татарстан.

Индикаторы жилищно-коммунальной обустроенности территории

Условия проживания населения

Уровень обеспеченности жильем

Доля ветхого и аварийного жилого фонда

Доля капитально отремонтированных жилых домов

Уровень благоустройства жилого фонда

Надежность коммунальной инфраструктуры

Обеспеченность приборами учета

Удельный вес сетей, нуждающихся в замене

Количество аварий и повреждений в сетях

Доля потерь в системах тепло- и водоснабжения

Потенциал ЖКС

Темпы строительства жилья

Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности

Эффективность использования производственной мощности

Уровень собираемости платежей

Рис. 1 Система индикаторов жилищно-коммунальной обустроенности Fig. 1. System of indicators of housing and communal facilities

Условия проживания населения. Данная го фонда, комфортность и безопасность проживания группа индикаторов характеризует состояние жило- в нем.

Основными индикаторами данной группы являются:

- уровень обеспеченности жильем, т. е. количество квадратных метров площади жилья, приходящихся на одного человека. Индикатор дает представление о потребности в жилых помещениях на конкретной территории. В соответствии с рекомендациями ООН и ЮНЕСКО уровень обеспеченности жильем должен составлять не менее 30 кв. м на человека [8], данное значение будем рассматривать в качестве минимального значения индикатора жилищно-коммунальной обустроенности;

- доля капитально отремонтированного и реконструированного жилищного фонда. В соответствии со строительными нормами минимальная продолжительность эффективной эксплуатации жилых зданий составляет 20 лет, при благоприятных условиях эксплуатации - 25 лет [9]. Исходя из этого, в целях полного и своевременного воспроизводства жилого фонда ежегодная доля капитально отремонтированного жилого фонда должна составлять 4-5 %, что обеспечит безопасные условия проживания. Данное значение и будем рассматривать в качестве минимального критерия индикатора жилищно-коммунальной обустроенности;

- доля ветхого и аварийного жилого фонда указывает на объемы жилого фонда, непригодного для проживания. Сокращение доли ветхого и аварийного жилищного фонда свидетельствует о повышении уровня жилищно-коммунальной обустроенности территории и наоборот увеличение - о его снижении. Значение данного показателя в 2018 году в Республике Татарстан составило 0,8 % [10], его и примем в качестве максимального значения;

- уровень обеспеченности населения коммунальными услугами (уровень благоустройства жилого фонда) характеризует комфортность проживания, следовательно, чем выше значение данного показателя, тем выше уровень жилищно-коммунальной обустроенности. Точкой отсчета благоустроенности жилого фонда в разрезе видов благоустройства будем считать значения, сложившиеся на сельских территориях Республики Татарстан: водопроводом - 98 %; водоотведением - 91 %; отоплением - 99 %; газом - 98 % [10].

Надежность коммунальной инфраструктуры. Индикаторы данной группы позволяют непосредственно оценить, с одной стороны, состояние объектов коммунальной инфраструктуры, а с другой - меры, которые направлены на повышение качества обслуживания населения:

- обеспеченность приборами учета используемых энергетических ресурсов. Приборы учета ре-

сурсов позволяют производителю услуг оценить реальный спрос на коммунальные ресурсы, а следовательно, эффективно корректировать свою производственную программу и планировать производственные мощности для бесперебойного обслуживания потребителей коммунальными услугами. Точкой отсчета будем считать 100 %;

- удельный вес протяженности водопроводных, канализационных и тепловых сетей, нуждающихся в замене, дает представление о состоянии данных объектов и характеризует надежность их работы. Соответственно, чем меньше значение данного индикатора, тем меньше вероятность возникновения аварий, а, следовательно, выше возможность бесперебойного обеспечения потребителей коммунальными услугами. Среднее значение данного индикатора в Республике Татарстан составило 30 % [11]. Соответственно превышение данного значения будет свидетельствовать о снижении уровня жилищно-коммунальной обустроенности сельской территории;

- доля потерь в системах водо- и теплоснабжения характеризует состояние коммунальных инженерных сетей, а соответственно, и возможность возникновения аварий. В Республике Татарстан доля потерь в системе водоснабжения и теплоснабжения на сельских территориях составила 10 % [12]. Данное значение будем считать как максимальную границу для относительно высокого уровня жилищно-коммунальной обустроенности;

- количество аварий и повреждений на водопроводных, канализационных и тепловых сетях. Данный индикатор характеризует состояние коммунальной инфраструктуры, которое трудно определить из-за того, что большая часть инженерных сетей находится под землей, поэтому, чем чаще возникают на них аварии, тем в худшем состоянии находятся сети, следовательно, от данного показателя зависит бесперебойность предоставления коммунальных услуг. По мнению отдельных специалистов, количество аварий на один километр сетей в год не должно превышать 0,8 [13, с. 29];

Потенциал жилищно-коммунальной сферы характеризует совокупность всех имеющихся возможностей, которые повышают уровень жилищно-коммунальной обустроенности сельской территории.

- темпы строительства жилья характеризуют ввод в действие жилых домов и обновление жилищного фонда, что повышает комфортность и безопасность проживания сельского населения. В Республике Татарстан на сельских территориях ежегодно вводится в действие 10 % жилого фонда.

Данное значение будем считать как минимальную границу, характеризующую уровень жилищно-коммунальной обустроенности сельской территории;

- соотношение дебиторской и кредиторской задолженности позволяет оценить финансовую устойчивость организации. По мнению многих экономистов, размеры дебиторской и кредиторской задолженности должны быть сопоставимы, т. е. их соотношение должно быть приблизительно равным единице. Соответственно, чем ближе значение данного индикатора к 1, тем больше у организаций жилищно-коммунальной сферы финансовых возможностей на обновление коммунальной инженерной инфраструктуры, что повышает надежность предоставления услуг;

- уровень собираемости платежей характеризует платежеспособность населения и эффективность тарифной политики органов местного самоуправления, а соответственно, финансовые возможности организаций жилищно-коммунальной сферы по обновлению инженерной инфраструктуры. При рациональной организации системы начисления и сбора платежей значение данного индикатора, по мнению некоторых специалистов, должно составлять не менее 95 % [13, с. 30];

- эффективность использования производственной мощности объектов коммунальной инфраструктуры характеризует возможности увеличения объема оказываемых услуг организациями ЖКС или необходимость строительства новых объектов инфраструктуры. Уровень использования производственной мощности характеризует коэффициент использования производственной мощности, рассчитываемый как отношение фактического объема оказанных услуг к среднегодовой производственной мощности. Значение данного коэффициента, равное 1, свидетельствует о полной загрузке мощностей, а следовательно, о необходимости строительства дополнительной инфраструктуры для обеспечения потребителей требуемым объемом коммунальных ресурсов.

Обсуждение

Основываясь на предложенной системе индикаторов, с помощью экспертно-параметрического метода проведем оценку уровня жилищно-коммунальной обустроенности одной из сельских территорий Нижегородской области. Каждый индикатор имеет численное значение и свой вектор направленности, т. е. благоприятно воздействующий на жилищно-коммунальную обустроенность (положительный) и снижающий её (отрицательный). Таким образом, показатель жилищно-

коммунальной обустроенности будет тем выше, чем будут больше положительные и меньше отрицательные параметры и наоборот. Следовательно, интегральный показатель жилищно-коммунальной обустроенности (1КЁко) можно определить отношением индексов положительных параметров (Кр) к отрицательным (Ко).

В общем виде зависимость, характеризующую жилищно-коммунальную обустроенность территории, можно записать в следующем виде:

(1)

Хо

т.

где

И ■'р и И ^ ° - соответственно положительный и

отрицательный параметрический индекс; п и m -число анализируемых положительных и отрицательных параметров соответственно.

Параметрический индекс рассчитывается по следующей формуле:

в противном случае параметрический индекс рассчитывается по формуле:

где Zf и Zb - фактическое и заданное значение индикатора соответственно.

В группе отрицательных параметров при условии, если увеличение значения индикатора влечет уменьшение уровня жилищно-коммунальной обустроенности, параметрический индекс рассчитывается по формуле:

Хг

(4)

(5)

в противном случае параметрический индекс рассчитывается по формуле:

Если показатель 1КЁко в результате расчетов составит более 1, то можно говорить о достаточно высоком уровне жилищно-коммунальной обустроенности территории, если равен 1 - средний уровень, а если меньше 1 - низкий уровень. Повышения уровня жилищно-коммунальной обустроенности можно добиться целенаправленно воздействуя на увеличение и уменьшение

На основе данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области [14; 15; 16; 17; 18; 19; 20] рассчитаем уровень жилищно-коммунальной обустроенности на примере Спасского муниципального района Нижегородской области (табл. 1).

Таблица 1. Система индикаторов жилищно-коммунальной обустроенности Спасского муниципального района Нижегородской области

Table. 1. System of indicators of housing and communal facilities of Spassky municipal district of Nizhny Novgorod region

Заданное Фактическое Парамет-

значение значение рический

Наименование индикатора / The name of the indicator индикатора/ индикатора/ индекс/

Given value The actual value Parametric

of the indicator of the indicator index

Положительно влияющие на жилищно-коммунальную обустроенность / Positively affecting the housing and communal facilities

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень обеспеченности жильем/ The level of housing provision 30 кв. м 37,9 0,8

Количество аварий и повреждений на водопроводных,

канализационных и тепловых сетях/ Number of accidents 0,8 / км 0,2 1,1

and damages on water supply, Sewerage and heat networks

Доля потерь в системах водо- и теплоснабжения/ 10 % 1,5 1,2

Share of losses in water and heat supply systems

Уровень обеспеченности населения коммунальными услугами/

The level of provision of public utilities:

- отопления / heatings 99 % 100,0 0,8

- газом/ gas 98 % 99,8 0,8

Доля ветхого и аварийного жилого фонда/ Share of dilapidated and dilapidated housing stock 0,8 0,1 1,2

Доля капитально отремонтированного и реконструированного

жилищного фонда/ Share of overhauled and reconstructed housing 5 % 7,3 0,9

stock

Отрицательно влияющие на жилищно-коммунальную обустроенность / Negatively affecting housing and communal facilities

Обеспеченность приборами учета используемых энергетических

100 % 15,2 1,2

ресурсов/ Provision of metering devices for energy resources used

Уровень обеспеченности населения коммунальными услугами/

The level of provision of public utilities:

- водоснабжения / water supply 98 % 79,0 0,8

- водоотведения / water disposal 91 % 62,0 0,9

Удельный вес протяженности водопроводных, канализационных и тепловых сетей, нуждающихся в замене/ Proportion of 30 У 42 1 0 9 length of water supply, Sewerage and heating networks in need of replacement

Темпы строительства жилья/ The pace of housing construction Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности/ Ratio of accounts receivable and accounts payable

IKgko

110 % 1

52 2,1

1,0

1,0

0, 7,0 6, 1,0

Путем сравнения фактических значений индикаторов с заданными значениями распределим их на две группы, положительно и отрицательно влияющие на жилищно-коммунальную обустроенность, следовательно, для конкретной сельской территории количество индикаторов в каждой группе будет зависеть от результатов данного сравнения.

В результате расчетов интегральный показатель жилищно-коммунальной обустроенности Спасского муниципального района составил 1, что говорит о среднем уровне жилищно-коммунальной обустроенности. Результаты расчета интегрального показателя жилищно-коммунальной обустроенности показали, что основными параметрами, влияющими

на снижение жилищно-коммунальной обустроенности, являются низкие темпы жилищного строительства, существенное превышение дебиторской задолженности над кредиторской, низкая обеспеченность жилого фонда индивидуальными приборами учета, а также системами водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, для повышения жилищно-коммунальной обустроенности необходимо повышение уровня обеспеченности населения коммунальными услугами с возможностью учета энергетических ресурсов, целенаправленная работа с задолженностью за предоставленные жилищно-коммунальные услуги. Следовательно, администрация Спасского муниципального района может целенаправленно воздействовать на те или иные индикаторы, разрабатывая соответствующие мероприятия, способствующие повышению уровня жилищно-коммунальной обустроенности территории.

Заключение

В конечном счете, предлагаемая методика оценки интегрального показателя жилищно-коммунальной обустроенности сельских территорий на основе разработанной системы индикаторов направлена на поддержку процессов принятия решений по выбору оптимальной стратегии развития жилищно-коммунальной сферы в социальной инфраструктуре сельских территорий.

Такой подход позволяет не только осуществить типологизацию сельских территорий региона по уровню жилищно-коммунальной обустроенности, но и предложить соответствующие инструменты для ее регулирования, которые необходимо взять за основу при разработке системы мероприятий в рамках комплексных программ развития сельских территорий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Постановление Правительства РФ от 31.05.2019 г. № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «Консуль-тантПлюс» (дата обращения 14.11.2019).

2. Забелина Н. В. Социальная инфраструктура сельских территорий: возможности интегральной оценки // Аграрный вестник Верхневолжья. 2019. № 1 (26). С.91-96.

3. Рябухина Т. М., Рябухина Д. Л. Влияние социально-экономических факторов на развитие сельских территорий // Сельские территории в пространственном развитии страны: потенциал, проблемы, перспективы. М. : ВИАПИ имени А. А. Никонова, 2019. С. 315-318.

4. Кузьмич Н. П. Развитие социальной инфраструктуры сельских территорий региона в целях улучшения качества жизни населения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 4 А. С. 392-399.

5. Гришкова Н. С. Особенности функционирования ЖКХ как элемента социальной инфраструктуры региона // Вестник АГУ. 2015. № 2. С. 179-185.

6. Кузнецов А. Л., Кузнецова Л. А. Инженерная инфраструктура сельских поселений // Вестник сельского развития и социальной политики. 2016. №1 (9). С. 19-23.

7. Кирилюк М. А. Направления современного развития систем коммунального обеспечения сельских поселений // Механизация строительства. 2011. №9 (807). С. 2-4.

8. Квадратный метр на одну зарплату [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/ business/2015/10/22/7837295.shtml (дата обращения 12.11.2019).

9. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 25.09.2019).

10. Статистический сборник. Жилищное хозяйство Республики Татарстан за 2018 год. Казань : Татар-станстат, 2019. 59 с.

11. Статистический сборник. Коммунальное хозяйство Республики Татарстан за 2018 год. Казань : Та-тарстанстат, 2019. 80 с.

12. База данных показателей муниципальных образований Республики Татарстан. Коммунальная сфера. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gks.rU/dbscripts/munst/munst92/DBInet.cgi#1 (дата обращения 12.11.2019).

13. Беседина С. В. Система индикаторов для оценки состояния и перспектив развития ЖКХ // ЖКХ -журнал руководителя и главного бухгалтера. 2012. № 5. С. 25-33.

14. Статистический бюллетень. Жилье в Нижегородской области по состоянию на 01.01.2019 года. Нижний Новгород : Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, 2019. 157 с.

15. Статистический бюллетень. Жилищно-коммунальная сфера Нижегородской области в январе-декабре 2018 года. Нижний Новгород: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, 2019. 120 с.

16. Статистический бюллетень. Работа водопроводно-канализационного хозяйства Нижегородской области в 2018 году. Нижний Новгород : Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, 2019. 29 с.

17. Статистический бюллетень. Приборы учета потребления коммунальных ресурсов по Нижегородской области в 2018 году. Нижний Новгород: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, 2019. 18 с.

18. Статистический сборник. Жилищное хозяйство Нижегородской области в 2014-2018 гг. Нижний Новгород: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, 2019. 36 с.

19. База данных показателей муниципальных образований Нижегородской области. Коммунальная сфера [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst22/DBInet.cgi (дата обращения 12.11.2019).

20. База данных показателей муниципальных образований Нижегородской области. Строительство жилья [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst22/DBInet.cgi#1(дата обращения 12.11.2019).

Дата поступления статьи в редакцию 10.10.2019, принята к публикации 11.11.2019.

Информация об авторе:

Проваленова Наталья Владимировна, к.э.н, доцент, доцент кафедры «Организация и менеджмент» Адрес: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 606340, Российская Федерация, Нижегородская обл., г. Княгинино, ул. Октябрьская, д. 22а E-mail: provalenova@list.ru Spin-код: 6111-7685

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 31.05.2019 g. No. 696 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy' Rossijskoj Federacii «Kompleksnoe razvitie sel'skix territorij» i o vnesenii izmenenij v nekotory'e akty' Pravitelstva Rossijskoj Federacii» [Resolution Of the government of the Russian Federation of 31.05.2019 No. 696 «On approval of the state program of the Russian Federation «Integrated development of rural areas» and on amendments to some acts of the Government of the Russian Federation»], [Jelektronnyj resurs]. Available at: SPS «Konsul'tantPlyus» (Accessed 14.11.2019).

2. Zabelina N. V. Social'naya infrastruktura sel'skix territorij: vozmozhnosti integral'noj ocenki [Social infrastructure of rural areas: possibilities of integrated assessment], Agrarnyj vestnik Verxnevolzh'ya [Agrarian Bulletin of the upper Volga region], 2019. No. 1 (26). pp. 91-96.

3. Ryabuxina T. M., Ryabuxina D. L. Vliyanie social'no-e'konomicheskix faktorov na razvitie sel'skix territorij [The influence of socio-economic factors on the development of rural areas], SeFskie territorii v prostranstven-nom razvitii strany\ potencial, problemy \ perspektivy [Rural areas in the spatial development of the country: potential, problems, prospects], Moscow: VIAPI imeni A. A. Nikonova, 2019. pp. 315-318.

4. Kuz'mich N. P. Razvitie social'noj infrastruktury' sel'skix territorij regiona v celyax uluchsheniya kachestva zhizni naseleniya [Development of social infrastructure of rural areas of the region in order to improve the quality of life of the population], E'konomika: vchera, segodnya, zavtra [Economy: yesterday, today, tomorrow], 2019. Vol. 9. No. 4 A. pp. 392-399.

5. Grishkova N. S. Osobennosti funkcionirovaniya ZhKX kak e'lementa social'noj infrastruktury' regiona [Features of functioning of housing and communal services as an element of social infrastructure of the region], Vest-nik AGU [Vestnik ASU], 2015, No. 2, pp. 179-185.

6. Kuzneczov A. L., Kuzneczova L. A. Inzhenernaya infrastruktura sel'skix poselenij [Engineering infrastructure of rural settlements], Vestnik seFskogo razvitiya i social'noj politiki [Bulletin of rural development and social policy], 2016, No. 1 (9), pp. 19-23.

7. Kirilyuk M. A. Napravleniya sovremennogo razvitiya sistem kommunal'nogo obespecheniya sel'skix pose-lenij [Directions of modern development of systems of municipal maintenance of rural settlements], Mexanizaciya stroiteVstva [Mechanization of construction], 2011. No. 9 (807). pp. 2-4.

8. Kvadratny'j metr na odnu zarplatu [Square meter per salary] [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://www.gazeta.ru/business/2015/10/22/7837295.shtml (Accessed 12.11.2019).

9. Postanovlenie Gosstroya RF ot 27.09.2003 No. 170 «Ob utverzhdenii Pravil i norm texnicheskoj e'kspluatacii zhilishhnogo fonda» [Resolution of Gosstroy of the Russian Federation of 27.09.2003 No. 170 «On approval of Rules and norms of technical operation of housing stock»] [Elektronnyj resurs]. Available at: SPS «Kon-sultantPlyus» (Accessed 25.09.2019).

10. Statisticheskij sbornik. Zhilishhnoe xozyajstvo Respubliki Tatarstan za 2018 god [Statistical compendium. Housing sector of the Republic of Tatarstan for 2018], Kazan': Tatarstanstat, 2019. 59 p.

11. Statisticheskij sbornik. Kommunal'noe xozyajstvo Respubliki Tatarstan za 2018 god [Statistical compendium. Municipal services of the Republic of Tatarstan for 2018], Kazan': Tatarstanstat, 2019. 80 p.

12. Baza danny'x pokazatelej municipal'ny'x obrazovanij Respubliki Tatarstan. Kommunal'naya sfera [Database of indicators of municipalities of the Republic of Tatarstan. Municipal sphere], [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://gks.ru/dbscripts/munst/munst92/DBInet.cgi#1 (Accessed 12.11.2019).

13. Besedina S. V. Sistema indikatorov dlya ocenki sostoyaniya i perspektiv razvitiya ZhKX [System of indicators to assess the status and prospects of housing and communal services], ZhKX - zhurnal rukovoditelya i glavnogo buxgaltera [Housing and communal services-journal of the head and chief accountan], 2012, No. 5, pp. 25-33.

14. Statisticheskij byulleten'. Zhil'e v Nizhegorodskoj oblasti po sostoyaniyu na 01.01.2019 goda [Statistical bulletin. Housing in the Nizhny Novgorod region as of 01.01.2019], Nizhnij Novgorod: Territorial'ny'j organ Federal'noj sluzhby' gosudarstvennoj statistiki po Nizhegorodskoj oblasti, 2019. 157 p.

15. Statisticheskij byulleten'. Zhilishhno-kommunal'naya sfera Nizhegorodskoj oblasti v yanvare-dekabre 2018 goda [Statistical bulletin. Housing and communal services in Nizhny Novgorod region in January-December 2018], Nizhnij Novgorod: Territorial'ny'j organ Federal'noj sluzhby' gosudarstvennoj statistiki po Nizhegorodskoj oblasti, 2019. 120 p.

16. Statisticheskij byulleten'. Rabota vodoprovodno-kanalizacionnogo xozyajstva Nizhegorodskoj oblasti v 2018 godu [Statistical bulletin. Work of water supply and Sewerage system of Nizhny Novgorod region in 2018], Nizhnij Novgorod: Territorial'ny'j organ Federal'noj sluzhby' gosudarstvennoj statistiki po Nizhegorodskoj oblasti, 2019. 29 p.

17. Statisticheskij byulleten'. Pribory' ucheta potrebleniya kommunal'ny'x resursov po Nizhegorodskoj oblasti v 2018 godu [Statistical bulletin. Metering devices of consumption of municipal resources in the Nizhny Novgorod region in 2018], Nizhnij Novgorod: Territorial'ny'j organ Federal'noj sluzhby' gosudarstvennoj statistiki po Nizhegorodskoj oblasti, 2019. 18 p.

18. Statisticheskij sbornik. Zhilishhnoe xozyajstvo Nizhegorodskoj oblasti v 2014-2018 gg [Statistical compendium. Housing in the Nizhny Novgorod region in 2014-2018], Nizhnij Novgorod: Territorial'ny'j organ Federal'noj sluzhby' gosudarstvennoj statistiki po Nizhegorodskoj oblasti, 2019. 36 p.

19. Baza danny'x pokazatelej municipal'ny'x obrazovanij Nizhegorodskoj oblasti. Kommunal'naya sfera [Database of indicators of municipalities of Nizhny Novgorod region. Municipal spher], [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst22/DBInet.cgi (Accessed 12.11.2019).

20. Baza danny'x pokazatelej municipal'ny'x obrazovanij Nizhegorodskoj oblasti. Stroitel'stvo zhil'ya [Database of indicators of municipalities of Nizhny Novgorod region] [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst22/DBInet.cgi#1(Accessed 12.11.2019).

Submitted 10.10.2019; revised 11.11.2019.

Author information: Natalia V. Provalenova, Ph. D., associate Professor, associate Professor of the Department of «Organization and management»

Address: Nizhny Novgorod state University of engineering and Economics. 606340, Russian Federation, Nizhny Novgorod region, Knyaginino, Oktyabrskaya str., 22a E-mail: provalenova@list.ru Spin-code: 6111-7685

Author have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.