08.00.05 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
08.00.05 УДК 332.8
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
© 2016
Акифьева Лариса Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация и менеджмент» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия) Озина Альбина Михайловна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономическая теория» Нижегородский институт управления, Нижний Новгород (Россия)
Аннотация. Жилищно-коммунальное хозяйство - сфера, обеспечивающая доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей, создающая необходимые условия для проживания и жизнедеятельности человека. Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных сфер, определяющих качество жизни населения страны в целом и ее регионов. Именно в жилищно-коммунальной сфере наиболее остро отражаются главные социальные проблемы. Ситуация в жилищно-коммунальной сфере с каждым годом ухудшается, несмотря на постоянный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, при этом потребители отмечают ухудшение качества обслуживания своих домов. Проблема низкого качества предоставления жилищно-коммунальных услуг более существенна для большинства российских предприятий, оказывающих данные услуги, поэтому необходимо провести оценку качества предоставления жилищно-коммунальных услуг. В статье рассматриваются основные проблемы жилищно-коммунального хозяйства, представленные с позиции населения малых муниципальных образований Нижегородской области. Для выявления причин неудовлетворенности населения жилищно-коммунальными услугами, нами был проведено анкетирование жителей четырех муниципальных районов Нижегородской области, имеющих средний уровень удовлетворенности населения жилищно-коммунальными услугами. На основе результатов анкетирования основных потребителей жилищно-коммунальных услуг - населения, выделены ключевые проблемы предоставления качественных услуг: водоснабжение, уборка улиц и придворовых территорий, ремонт канализационной системы, вывоз бытовых отходов, благоустройство дворов и подъездов. Анализ деятельности государственной жилищной инспекции позволил систематизировать нарушения правил технической эксплуатации жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг. Представлена группировка районов Нижегородской области по уровню удовлетворенности населения жилищно-коммунальными услугами, выявлены направления по улучшению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.
Ключевые слова: оценка качества услуг, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищно-коммунальные услуги, качество услуг, удовлетворенность населения качеством услуг, государственный контроль качества, анкетирование, группировка, ключевые проблемы ЖКХ, Нижегородская область.
QUALITY EVALUATION OF PROVISION OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES
AT THE REGIONAL LEVEL
© 2016
Akif eva Larisa Vladimirovna, candidate of economic sciences, associate professor chair «Organization and management»
Nizhny Novgorod state engineering-economic University, Кпyaginino (Russia) Ozina AFbina Mihailovna, of economic sciences, professor chair «Economic theory» Nizhny Novgorod institute of management, Nizhny Novgorod (Russia)
Abstract. Housing and communal services - the sphere providing bringing housing and communal services to direct consumers, creating necessary conditions for accommodation and activity of the person. Housing and communal services are one of the main spheres determining quality of life of the population of the country in general and its regions. In the housing-and-municipal sphere, the main social problems most sharply are reflected. The situation in the housing-and-municipal sphere worsens every year, despite the fixed growth of rates for housing and communal services, at the same time consumers note quality degradation of servicing of the houses. The low-quality problem of provision of housing and communal services is more essential to most the Russian entities rendering these services therefore it is necessary to carry out a quality evaluation of provision of housing and communal services. In article, the main problems of housing and
communal services provided from a line item of the population of small municipalities of the Nizhny Novgorod Region are considered. For identification of the reasons of dissatisfaction of the population with housing and communal services, I was we questioning of residents of four municipal districts of the Nizhny Novgorod Region having the average level of satisfaction of the population with housing and communal services is carried out. Because of results of questioning of the main consumers of housing and communal services - the populations, key problems of provision of high-quality services are allocated: water supply, cleaning of streets and neighborhood territories, repair of sewer system, export of household waste, improvement of the yards and entrances. The analysis of activities of the state housing inspectorate allowed systematizing abuses of regulations of technical operation of a housing stock and provision of utilities. The group of areas of the Nizhny Novgorod Region on the level of satisfaction of the population with housing and communal services is provided, the directions on improvement of quality of provision of housing and communal services to the population are revealed.
Keywords: quality evaluation of services, housing and communal services, housing and communal services, service quality, satisfaction of the population with service quality, state quality control, questioning, group, key problems of housing and public utilities, Nizhny Novgorod Region.
Введение
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) -одна из ключевых сфер муниципальной экономики и основной элемент социальной инфраструктуры, формирующий комфортную среду проживания [1, с. 21].
Жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования представляет собой самостоятельную от-расль народного хозяйства, основной целью функционирования которой является удовлетворение потребностей населений и предприятий в услугах, обеспечивающих нормальные условия жизни и работы [2, с. 157].
В настоящее время ЖКХ муниципальных образований большинства регионов страны продолжает оставаться в кризисном состоянии и является одним из главных источников социальной напряженности. По мнению различных авторов [3-11], основными проблемами отрасли являются сохранение административных принципов управления отраслью, значительный износ основных фондов, недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса, несовершенство тарифного регулирования, устаревшие технологии и как итог - неудовлетворенность населения качеством жилищно-коммунальных услуг. Особенно остро данные проблемы проявляются в малых муниципальных образованиях, что обусловлено спецификой данных территориальных образований, оказывающей влияние на эффективность управления жилищно-коммунальным комплексом.
Указанные проблемы функционирования жилищно-коммунального хозяйства оказывают существенное влияние на качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, под которым понимается «бесперебойное предоставление жилищно-коммунальных услуг и обеспечение необходимых параметров их предоставления в нужном объеме, в соответствии с потребностями жильцов» [12].
Поэтому в настоящее время наиболее важной и
актуальной проблемой в жилищно-коммунальной сфере является повышение качества предоставления ЖКУ.
Создание качественных жилищных условий является приоритетной задачей социально-экономической политики государства. Поэтому особую роль в формировании современного рынка жилищно-коммунальных услуг отводится государству, которое принимает соответствующие законы, реализует концепции реформирования и федеральные целевые программы [13, с. 162]
В 2013 году государство ужесточило требования к деятельности организаций на рынке жилищных услуг, утвердив порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, установивший правила по управлению многоквартирным домом и соответствующие стандарты [14].
В это же время Правительство устанавливает минимальный перечень услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома». В соответствии с ним любой житель, даже не обладающий специальными познаниями в области эксплуатации жилого фонда, сможет оценить качество предлагаемых организациями ЖКХ услуг [15].
В то же время уровень качества услуг ЖКХ различен, и потребителю (покупателю) за неимением времени и опыта крайне трудно определить этот уровень в момент покупки. Кроме того, он не знает прдыстории предлагаемой ему услуги и обладает меньшей, чем продавец, информацией о качестве услуг [16, с. 65].
Критерии социальной оценки состояния жилищно-коммунального хозяйства зависят от степени удовлетворенности потребностей населения в услугах. Свыше 80 % россиян не удовлетворены жилищно-коммунальными услугами. Среди типичных проблем в сфере ЖКХ для российских городов выделяют неудовлетворительную работу в области тепло- и во-
доснабжения микрорайонов, плохое качество водопроводной воды, неблагоустроенные и не освещенные в вечернее время дворы и улицы [17].
Проведем оценку качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг с позиции населения ряда муниципальных образований Нижегородской области.
В Нижегородской области ситуация в жилищно-коммунальной сфере характеризуется теми же
Рисунок 1
В результате Государственной жилищной инспекцией региона было проведено 2 455 плановых и 5 581 внеплановых проверок в отношении, как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, выдано 1 469 предписаний по устранению данных нарушений [18]. Структура выявленных на-
тенденциями как и в целом по России. Так, в 2015 году в Госжилинспекцию от населения региона поступило 3 967 обращения, касающихся проблем предоставления качественных ЖКУ: неудовлетворительное состояние кровли, мест общего пользования, внутридомовых инженерных систем; нарушение температурного режима; нарушение режима и качества предоставления услуг по горячему и холодному водоснабжению, теплоснабжению.
рушений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, а также структура нарушений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам представлены на рисунках 1 и 2.
Наибольшее количество нарушений (22,6 %) связано с неудовлетворительным состоянием кровли,
Содержание придомовой территории Наружне стены Крыши
Лестницы, крыльца, тамбура ГВС
Внуридомовое электро-, радио-, и телеобородувание
ХВС и водоотведение Лифты
0
7,87 I 6,9 6,14
' 8,55 6,12
5,43
5,14
6,89
4,5
10,56
10
15
20
22,6
25
%
- Структура нарушений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, выявленных
Госжилинспекцией в 2015 г., %
ГВС
33 %
Водоснажение 7%
Электроснабжение 3%
Отопление 37 %
Газоснабжение 0%
ХВД
22%
Рисунок 2 - Структура нарушений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам,
выявленных инспекцией в 2015 г., %
5
на втором месте - состояние окон и дверей в подъездах жилых домов. В сфере предоставления коммунальных услуг наибольшее количество нарушений выявлено в отрасли теплоснабжения, они связаны с несоблюдением теплоснабжающими организациями теплового режима жилых помещений.
Только в жилищной сфере в ходе проверок и инспекционных обследований в муниципальных образованиях области было выявлено 25 632 нарушения, большая часть которых связана с нарушением правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (рис. 3).
Нарушение правил и Нарушение правил Нарушение правил Нарушения -
норм технической предоставления пользования жилыми невыполнение
эксплуатации жилищного коммунальных услуг помещениями предписаний
фонда государственного
контроля (надзора), муниципального контроля
Рисунок 3 - Структура нарушений в жилищной сфере за 2015 г.
Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок и административных расследований, составило 1 663. Общая сумма наложенных административных штрафов, в том числе по субъектам административной ответственности, составила 21 468 тыс. руб. [18].
Материалы и методы Проведем группировку районов Нижегородской области по удовлетворенности населения качеством ЖКУ (табл.1).
Определим число групп по формуле Стерджес-са [19]:
п = 1 + 3,332^N,
(1)
где п - число групп; N - число единиц совокупности. п = 1 + 3,332^ N = 1 + 3,332^52 = 1 + 3,332-1.716003343(3 = 6,7
Таким образом, группировка будет состоять из 7 групп, т. к. п = 6,7.
Далее определяем интервалы по формуле 2:
г = ■
(2)
где i - величина интервала; Хтах - максимальное значение признака в совокупности; Xmix - мини-
мальное значение признака в совокупности; п - число групп.
65,8 -10,5 7
= 7,9 .
Результаты
Важно отметить, что для более точной оценки конкурентоспособности следует использовать показатели, имеющие одно направление - либо увеличение, либо снижение. Поэтому использование таких показателей, как рентабельность и прибыль, недопустимо, т. к. они, в случае другой направленности, трансформируются в убыток и убыточность. Решить проблему можно используя такой показатель, как валовый сбор зерна на 1 000 руб. денежно-материальных затрат.
Как видно из таблицы 1, в Нижегородской области сложился достаточно низкий уровень удовлетворенности качеством предоставления ЖКУ населению. Наибольшая доля населения из числа опрошенных, удовлетворенных качеством ЖКУ, проживает в г. Сарове (65,8 %). Самый низкий показатель наблюдается в Пильнинском районе (10,5 %).
Обсуждение
Для выявления причин неудовлетворенности населения жилищно-коммунальными услугами нами было проведено анкетирование 1 960 человек старше 18 лет из четырех муниципальных районов Нижего-
г — ¡Г •
^тах Лшт
П
X — Т •^тах ^тт
П
родской области: Большемурашкинского, Спасского, вень удовлетворенности населения ЖКУ и вошедших Княгининского, Сергачского, имеющих средний уро- в пятую группу.
Таблица 1 - Группировка районов Нижегородской области по удовлетворенности населения качеством ЖКУ в 2015 г.
№ группы Интервал, % от числа опрошенных Кол-во районов Район, город
1 10,5-18,4 4 Пильнинский, Дивеевский, Краснооктябрьский, Воротынский,
2 18,4-26,3 2 Тоншаевский, Сеченовский
3 26,3-34,2 4 Лысковский, Сокольский, г. Арзамас, Кстовский
4 34,2-42,1 11 Ардатовский, Навашинский, Большеболдинский, Богородский, Починковский, Варнавинский, Вачский, Володарский, Сосновский, г. Дзержинск, Гагинский
5 42,1-50 13 Лукояновский, Большемурашкинский, Первомайский, г. Бор, Вадский, Сергачский, Ветлужский, Вознесенский, Тонкинский, г. Выкса, Княгининский, г. Нижний Новгород, Спасский
6 50-57,9 12 Арзамасский, Кулебакский, Балахнинский, Павловский, Перевозский, Бутурлинский, Уренский, г. Шахунья, Ковернинский, Краснобаковский, Шаранговский, Дальнеконстантиновский
7 57,9-65,8 6 Шатковский, г. Саров, Городецкий, Чкаловский, Воскресенский, г. о. Семеновский
Результаты анкетирования показали, что работу ЖКХ 46 % респондентов оценивают «неудовлетворительно», 30 % - «плохо», 19 % - «удовлетворительно» и 5 % - «хорошо» (рис. 4). Максимально высокие оценки работе предприятий ЖКХ поставили жители Княгининского (72 %) и Сергачского (60 %)
В то же время, несмотря на существующие проблемы, 20 % опрошенных верят в улучшение сложившейся в ЖКХ ситуации, 49 % высказали сомнения, 18 % уверены, что в ближайшее время ничего не изменится (рис. 6).
районов. Максимально низкие оценки респондентов получили предприятия ЖКХ Большемурашкинского и Спасского районов. Наиболее проблемными сферами ЖКХ, по мнению опрошенных, являются уборка и освещение улиц, а также благоустройство подъездов и вывоз мусора (рис. 5).
Более половины опрошенных оценили качество предоставляемых ЖКУ как «удовлетворительное», 32 % как «хорошо», 1 % полностью удовлетворен качеством услуг (рис. 7).
Рисунок 4 - Оценка удовлетворенности потребителей работой ЖКХ
Теплоснабжение Ремонт системы канализации Освещение улиц Благоустройсво подъездов Вывоз мусора Благоустройство дворов Ремонт системы водообеспечения Уборка улиц
] 53
10 20 30 40
50 60
Рисунок 5 - Наиболее существенные проблемы в сфере ЖКХ, требующие неотложного решения
Затрудняюсь в
1 8 о/" ответе
18/о 13%
Да 20 %
Есть сомнения 49 %
Рисунок 6 - Оптимистические ожидания потребителей по улучшению работы ЖКХ
плохо 9 %
отлично 1 %
удовлетворительно 58 %
хорошо 32 %
Рисунок 7 - Оценка качества услуг
Оценивая меры, принимаемые руководством города, поселка, большая часть опрошенных (8 %) отметили их как «эффективные» (рис. 8). Почти пятая часть опрошенного населения, или 36 % респондентов, считает их неэффективными.
Самой актуальной проблемой в вопросах улучшения качества жизни людей является водоснабжение. Эксплуатационное состояние системы водоснабжения большая часть респондентов оценила «удовлетворительно» (рис. 9).
0
45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
8%
I
I
Эффективны Скорее эффективны Не эффективны
Скорее не эффективны
Затрудняюсь ответить
Рисунок 8 - Оценка мер, принимаемых руководством города, поселка по его благоустройству
60% 50%
51 %
40%
30% 20% 10% 0%
23 %
23 %
Удовлетворительно Не удовлетворительно
3%
Критическое
Затрудняюсь с ответом
Рисунок 9 - Состояние водоснабжения города, райцентра
Из-за ветхости водопроводной сети очень частые перебои с водообеспечением возникают у жителей Княгининского и Большемурашкинского районов области.
В Нижегородской области, по-прежнему, наболевшими являются вопросы водопроведения, что связано с аварийным состоянием водопроводных и канализационных труб. Данную ситуацию респонденты объяснили недостаточным финансированием данной сферы (42 %), 11 % уверены, что часть выделяемых средств используется не по назначению, 30 % указали на низкий профессиональный уровень работников предприятий ЖКХ, а 17 % отметили незаинтересованность работников жилищно-коммунальных служб в качественном ремонте инженерных сетей.
Дефицит профессионально подготовленных руководителей и специалистов и общая кадровая необеспеченность являются одной из причин низкого качества предоставления жилищно-коммунальных
услуг и медленного, не всегда последовательного хода модернизации и реформирования ЖКХ [20].
В сфере теплоснабжения отмечается положительная тенденция: 71 % опрошенных удовлетворен в полной мере организацией теплоснабжения, что в большей степени объясняется наличием у большинства респондентов индивидуального отопления. 10 % не довольны качеством услуг по теплоснабжению.
В свою очередь необходимо отметить, что 63 % опрошенных производят перерасчет оплаты в случае непредставления в полном объеме ЖКУ.
Результаты
Таким образом, основными проблемными сферами ЖКХ Нижегородской области, по мнению потребителей жилищно-коммунальных услуг, являются: водоснабжение, уборка улиц и придворовых территорий, ремонт канализационной системы, регулярный вывоз бытовых отходов, благоустройство дворов и подъездов. Меры, принимаемые органами
местного управления по благоустройству муниципальных образований, являются не достаточными и требуют существенного финансового обеспечения.
Заключение Для улучшения качества предоставления ЖКУ в регионе необходимо реализовать следующие основные мероприятия, направленные на улучшение сложившейся в ЖКХ ситуации: повышение инвестиционной привлекательности предприятий ЖКХ; создание общественных организаций, направленных на обеспечение контроля за качеством предоставления ЖКУ; обучение, повышение уровня образования кадров ЖКХ; модернизация, реконструкция жилищно-коммунальной инфраструктуры; внедрение новых технологий. Реализация данных мероприятий позволит обеспечить качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг населению и повысить эффективность деятельности организаций ЖКХ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кожевников Н. С. Особенности и проблемы управления жилищно-коммунальным хозяйством сельских территорий региона // Известия высших учебных заведений. Серия: экономика, финансы и управление производством. № 3. 2015. С. 21-29.
2. Кузнецов И. А., Колмаков А. Н. Некоторые основы муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством // Вестник тамбовского университета. Гуманитарные науки. № 1 (45). 2007. С.157-162.
3. Столяр И. В. К вопросу о совершенствовании системы управления жилищно-коммунальным хозяйством города // Экономический вестник Ростовского государственного университета. № 3. 2007. т. 5. ч. 3. С.290-293.
4. Ковалева О. В. Актуальные вопросы эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. № 7. 2011. С. 353-358.
5. Вдовин И. А. Развитие проектов государственно-частного партнерства в России // Государственно-частное партнерство: пути совершенствования законодательной базы / Под общ. ред. А. А. Зверева. Москва : ООО «Фирма А-ФОРТ-ЮГ», 2009. 244 с.
6. Иванов А. Р. Жилищно-коммунальное хозяйство как отраслевой комплекс // Вестник тамбовского университета. № 7. 2012. С. 86-89.
7. Разнобарский И. И. Государственное регулирование жилищно-коммунального хозяйства для целей формирования инновационного развития жилищно-коммунального хозяйства в Иркутской области // Актуальные проблемы права, экономики и управления. № 11. 2015. С. 58-59.
8. Павленков М. Н., Кемайкин Н. К. Современное состояние и проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства города // Российское предпринимательство. № 19 (241). 2013. С. 32-45.
9. Шкирская В. Задачи по повышению удовлетворенности потребителей качеством жилищно-коммунальных услуг в России / Информационные технологии и системы: управление, экономика, транспорт, право. № 2-2 (11). 2013. С. 135-137.
10. Симонов М. В. К вопросу о повышении эффективности предоставления жилищно-коммунальных услуг // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. № 2. 2014. С. 319-322.
11. Захарова Е. В. Жилищно-коммунальная услуга как экономическое благо // Актуальные вопросы экономических наук. № 13. 2010. С. 28-32.
12. Чернышов Л. Н. Ценовая и тарифная политика в жилищно-коммунальном хозяйстве. М. : Книжный мир, 2005. 248 с.
13. Чайкина А. Н. Рынок жилищно-коммунальных услуг: особенности формирования и развития // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. № 25. 2016. С. 162-167.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами».
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».
16. Першин В. Ю. Современные вопросы управления качеством услуг жилищно-коммунального хозяйства // Фундаментальные исследования. № 11. 2007.С. 65.
17. Николаева Е. А. Основные проблемы ЖКХ и пути их решения // Вестник Самарского государственного экономического университета. № 4. 2013. С. 108-111.
18. Сайт Государственной жилищной инспекции Нижегородской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gzhinn.ru (дата обращения: 10.09.2016).
19. Минашкин В. Г., Шмойлова Р. А., Садовни-кова Н. А., Моисейкина Л. Г., Рыбакова Е. С. Теория статистики : Учебно-методический комплекс. М. : Изд. центр ЕАОИ. 2008. 296 с.
20. Савин К. Н., Сыщиков В. А. Повышение качества услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства через формирование системы подготовки кадров
// Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. № 2 (51). 2014. С.190-194.
REFERENCES
1. Kozhevnikov N. S. Osobennosti i problemy upravlenija zhilishhno-kommunal'nym hozjajstvom sel'skih territory regiona (Features and problems of management of housing and communal services of rural territories of the region), Izvestija vysshih uchebnyh zavede-nij. Serija: jekonomika, finansy i upravlenie proiz-vodstvom. No 3. 2015. pp. 21-29.
2. Kuznecov I. A., Kolmakov A. N. Nekotorye os-novy municipal'nogo upravlenija zhilishhno-kommunal'nym hozjajstvom (Some bases of municipal management of housing and communal services), Vestnik tambovskogo universiteta. Gumanitarnye nauki. No 1 (45). 2007. pp. 157-162.
3. Stoljar I. V. K voprosu o sovershenstvovanii sis-temy upravlenija zhilishhno-kommunal'nym hozjajstvom goroda (To a question of improvement of a control system of housing and communal services of the city), Jeko-nomicheskij vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta. № 3. 2007. t. 5. ch. 3. pp. 290-293.
4. Kovaleva O. V. Aktual'nye voprosy jeffektivno-go upravlenija zhilishhno-kommunal'nym hozjajstvom (Topical issues of effective management of housing and communal services), Sovremennye tendencii v jekono-mike i upravlenii: novyj vzgljad. No 7. 2011. pp. 353358.
5. Vdovin I. A. Razvitie proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossii, Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: puti sovershenstvovanija zakonodatel'noj baz, Pod obshh. red. A. A. Zvereva. Moskva : OOO «Firma A-FORT-JuG», 2009. 244 pp.
6. Ivanov A. R. Zhilishhno-kommunal'noe hoz-jajstvo kak otraslevoj kompleks (Housing and communal services as branch complex), Vestnik tambovskogo universiteta. No 7. 2012. pp. 86-89.
7. Raznobarskij I. I. Gosudarstvennoe regulirova-nie zhilishhno-kommunal'nogo hozjajstva dlja celej for-mirovanija innovacionnogo razvitija zhilishhno-kommunal'nogo hozjajstva v Irkutskoj oblasti (State regulation of housing and communal services for formation of innovative development of housing and communal services in the Irkutsk region), Aktual'nye problemy prava, jekonomiki i upravlenija. No 11. 2015. pp. 58-59.
8. Pavlenkov M. N., Kemajkin N. K. Sovremennoe sostojanie i problemy v sfere zhilishhno-kommunal'nogo hozjajstva goroda (The current state and problems in the sphere of housing and communal services of the city), Rossijskoe predprinimatel'stvo. No 19 (241). 2013. pp.32-45.
9. Shkirskaja V. Zadachi po povysheniju udovlet-
vorennosti potrebitelej kachestvom zhilishhno-kommunal'nyh uslug v Rossii (Tasks of increase in satisfaction of consumers with quality of housing and communal services in Russia), Informacionnye tehnologii i sistemy: upravlenie, jekonomika, transport, pravo. No 2-2 (11). 2013. pp. 135-137.
10. Simonov M. V. K voprosu o povyshenii jeffek-tivnosti predostavlenija zhilishhno-kommunal'nyh uslug (To a question of increase in efficiency of granting housing and communal services), Nauchno-tehnicheskoe i jekonomicheskoe sotrudnichestvo stran ATR v XXI veke. No 2. 2014. pp. 319-322.
11. Zaharova E. V. Zhilishhno-kommunal'naja us-luga kak jekonomicheskoe blago (Housing-and-municipal service as economic good), Aktual'nye voprosy jekonomicheskih nauk. No 13. 2010. pp. 28-32.
12. Chernyshov L. N. Cenovaja i tarifnaja politika v zhilishhno-kommunal'nom hozjajstve (Price and tariff policy in housing and communal services). M. : Knizhnyj mir, 2005. 248 pp.
13. Chajkina A. N. Rynok zhilishhno-kommunal'nyh uslug: osobennosti formirovanija i razviti-ja (Market of housing and communal services: features of formation and development), Jekonomika i upravlenie: analiz tendencij i perspektiv razvitija. No 25. 2016. pp. 162-167.
14. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federa-cii ot 15.05.2013 No 416 «O porjadke osushhestvlenija dejatel'nosti po upravleniju mnogokvartirnymi domami».
15. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federa-cii ot 03.04.2013 No 290 «O minimal'nom perechne uslug i rabot, neobhodimyh dlja obespechenija nadlezhash-hego soderzhanija obshhego imushhestva v mnogokvar-tirnom dome, i porjadke ih okazanija i vypolnenija».
16. Pershin V. Ju. Sovremennye voprosy upravlenija kachestvom uslug zhilishhno-kommunal'nogo hozjajstva (Modern questions of quality management of services of housing and communal services), Fundamen-tal'nye issledovanija. No 11. 2007. pp. 65.
17. Nikolaeva E. A. Osnovnye problemy ZhKH i puti ih reshenija (Main problems of housing and public utilities and way of their decision), Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo jekonomicheskogo universiteta. № 4. 2013.pp. 108-111.
18. Sajt Gosudarstvennoj zhilishhnoj inspekcii Nizhegorodskoj oblasti [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www.gzhinn.ru (data obrashhenija: 10.09.2016).
19. Minashkin V. G., Shmojlova R. A., Sadovni-kova N. A., Moisejkina L. G., Rybakova E. S. Teorija statistiki: Uchebno-metodicheskij kompleks (Theory of statistics: Educational and methodical complex). M. : Izd. centr EAOI. 2008. 296 pp.
20. Savin K. N., Syshhikov V. A. Povyshenie ka-chestva uslug v sfere zhilishhno-kommunal'nogo hoz-
jajstva cherez formirovanie sistemy podgotovki kadrov (Improvement of quality of services in the sphere of housing and communal services through formation of system of training), Voprosy sovremennoj nauki i prakti-
ki. Universitet im. V. I. Vernadskogo. No 2 (51). 2014. pp.190-194.
Дата поступления статьи в редакцию 10.07.2016.
08.00.05 УДК 331
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ В МОЛОЧНОПРОДУКТОВОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ
© 2016
Валявин Александр Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерского учёта, анализа и аудита» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)
Аннотация. Статья посвящена изучению отечественного и зарубежного опыта работы в молочнопродук-товом подкомплексе, что, безусловно, актуально в сложившихся экономических условиях. Оценены перспективы развития подкомплекса в России посредством изучения отечественных и международных направлений в рабо-те. В данной статье использовались монографический и абстрактно-логический методы анализа. В работе рассматриваются различные пути повышения эффективности молочного производства, в том числе сформулированные российскими и зарубежными учеными, анализируются показатели, характеризующие эффективность работы в молочнопродуктовом подкомплексе. Выделены основные направления повышения экономической эффективности работы подкомплекса, поставлены основные задачи, стоящие перед отраслью молочного скотоводства.
Особое место в работе уделено роли государства в координации действий всех участников рынка, обеспечении их эффективного взаимодействия, а также в оказании помощи производителям молока. Для выполнения задач по увеличению объемов животноводческой продукции и снижения зависимости от поставок генетического материала из-за рубежа, в России необходимо сформировать устойчивый генофонд сельскохозяйственных животных. Именно поэтому в статье детально разобран вопрос пленной работы как основного фактора роста объёмов производства продукции. По нашему мнению, одна из целей госпрограммы поддержки племенного животноводства - это не только обеспечение страны достаточным количеством качественного племенного поголовья для нужд развития животноводческих ферм, а также создание рынка племенных животных, который сегодня практически отсутствует. Государственная поддержка развития племенного животноводства позволит обеспечить им-портозамещение по племенному материалу, создать условия для разведения высокопродуктивных племенных животных, что благоприятно скажется на конкурентоспособности отрасли на российском и мировом рынках. Мы считаем, что все рассмотренные неиспользованные резервы повышения эффективности производства молока и молочной продукции окажут непосредственное влияние на повышение эффективности производственного процесса.
Ключевые слова: анализ, дефицит, инвестиционная привлекательность, методы, молоко, молочные продукты, молочнопродуктовый подкомплекс, отрасль, племенного скота, поголовье, предприятия, продовольственная безопасность, экономика, экономическая эффективность.
DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE IN THE DAIRY SUBCOMPLEX
© 2016
Valavin Alexander Vladimirovich, candidate of economical science, associate professor of the chair «Accounting, analysis and audit »
Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino (Russia)
Abstract. Introduction. The article is devoted to the study of domestic and foreign experience in the milk-noproduction subcomplex that is certainly true in the current economic conditions. The prospects for the development of the sector in Russia through the study of domestic and international directions in the work. Materials and methods. In this article were used monographic and abstract-logical methods of analysis. The paper discusses different ways of increasing the efficiency of dairy production, including those contained Russian and foreign scientists, analyses of the show-teli characterizing the efficiency of mrocznebractwo subcomplex. The basic directions of increase of economic efficiency of the sub, set the main tasks of the dairy cattle breeding industry.