Научная статья на тему 'Развитие сельских территорий: тенденции и перспективы предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг на селе'

Развитие сельских территорий: тенденции и перспективы предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг на селе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / ИНФРАСТРУКТУРА / КЛАСТЕР УСЛУГ / КОМФОРТНОЕ ПРОЖИВАНИЕ / КРАУДФАНДИНГОВАЯ ПЛОЩАДКА / МНЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ПРОЕКТ / СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ / СЕЛЬСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ / СФЕРА УСЛУГ / ТРЕНДОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / INVESTMENTS / INNOVATIONS / INFRASTRUCTURE / CLUSTER OF SERVICES / COMFORTABLE LIVING / CROWD-FUNDING PLATFORM / CONSUMER OPINION / PROJECT / RURAL SETTLEMENT / RURAL AREA / SERVICE SECTOR / TREND RESEARCH / MANAGEMENT COMPANY / STANDARD OF LIVING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сутягина Наталья Игоревна

Введение: в статье проанализирована динамика мнения жителей сельских поселений по вопросам повышения качества жилищно-коммунальных услуг. Актуальность исследования очевидна, так как оценка качества услуг основными потребителями позволяет установить особенности их предоставления на селе, что, в свою очередь, необходимо для разработки стратегий устойчивого развития сельских территорий. Материалы и методы: на основе трендового исследования мнения потребителей услуг с 2011 по 2019 годы, анализа статистических данных за вышеуказанный период установлены тенденции развития жилищно-коммунального хозяйства сельских территорий. Методами математической статистики определены законы распределения уровня удовлетворенных качеством обслуживания управляющими компаниями на территории сельских поселений Нижегородской области. Результаты: в результате был сделан вывод о том, что за последнее десятилетие качество оказываемых услуг сельскому населению не повысилось. Жилищно-коммунальное хозяйство на территории сельских поселений особенно остро нуждается в инвестициях, которые сложно привлечь в данную сферу. Кроме того, органам местного самоуправления необходимо активизировать свою работу по созданию комфортных условий проживания населения. Обсуждение: предложено создание кластеров услуг на территории сельских поселений. В рамках кластерного взаимодействия разработан механизм организации краудфандинговой площадки, которая позволит путем софинансирования продвигать инновации, внедрять стартапы и передовые проекты в сфере услуг сельских поселений. Заключение: сделан вывод о необходимости устранить различия по уровню жизни сельского и городского населения, обеспечения общедоступности качественных услуг. Крауд-технология может быть использована как инструмент повышения уровня комфортного проживания в сельских поселениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RURAL DEVELOPMENT: TRENDS AND PROSPECTS OF PROVIDING QUALITY HOUSING AND COMMUNAL SERVICES IN RURAL AREAS

Introduction: the article analyzes the dynamics of opinions of residents of rural settlements on improving the quality of housing and communal services. The relevance of the study is obvious, since the assessment of service quality is the main consumer set features unpredictable in the village, which, in its turn, for strategies for sustainable development of rural territories. Materials and methods: on the basis of trend research of opinions of consumers of services from 2011 to 2019, the analysis of statistical data for the above period the tendencies of development of housing and communal services of rural territories are established. The laws of distribution of the level of satisfied with the quality of service by management companies in the territory of rural settlements of the Nizhny Novgorod region are determined by the methods of mathematical statistics. Results: as a result, it was concluded that the quality of services provided to the rural population has not improved over the past decade. Housing and communal services in rural settlements are particularly in need of investment, which is difficult to attract in this area. In addition, local governments need to intensify their work to create comfortable living conditions for the population. Discussion: it is proposed to create clusters of services on the territory of rural settlements. Within the framework of cluster cooperation, a mechanism for organizing a crowd-funding platform has been developed, which will allow promoting innovations, introducing startups and advanced projects in the service sector of rural settlements through co-financing. Conclusion: it is concluded that it is necessary to eliminate the differences in the standard of living of rural and urban population, to ensure the availability of quality services. Crowd technology can be used as a tool to improve the level of comfortable living in rural settlements.

Текст научной работы на тему «Развитие сельских территорий: тенденции и перспективы предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг на селе»

08.00.05 УДК 338.4

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ НА СЕЛЕ

© 2019

Наталья Игоревна Сутягина, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Физико-математические науки» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация

Введение: в статье проанализирована динамика мнения жителей сельских поселений по вопросам повышения качества жилищно-коммунальных услуг. Актуальность исследования очевидна, так как оценка качества услуг основными потребителями позволяет установить особенности их предоставления на селе, что, в свою очередь, необходимо для разработки стратегий устойчивого развития сельских территорий.

Материалы и методы: на основе трендового исследования мнения потребителей услуг с 2011 по 2019 годы, анализа статистических данных за вышеуказанный период установлены тенденции развития жилищно-коммунального хозяйства сельских территорий. Методами математической статистики определены законы распределения уровня удовлетворенных качеством обслуживания управляющими компаниями на территории сельских поселений Нижегородской области.

Результаты: в результате был сделан вывод о том, что за последнее десятилетие качество оказываемых услуг сельскому населению не повысилось. Жилищно-коммунальное хозяйство на территории сельских поселений особенно остро нуждается в инвестициях, которые сложно привлечь в данную сферу. Кроме того, органам местного самоуправления необходимо активизировать свою работу по созданию комфортных условий проживания населения.

Обсуждение: предложено создание кластеров услуг на территории сельских поселений. В рамках кластерного взаимодействия разработан механизм организации краудфандинговой площадки, которая позволит путем со-финансирования продвигать инновации, внедрять стартапы и передовые проекты в сфере услуг сельских поселений.

Заключение: сделан вывод о необходимости устранить различия по уровню жизни сельского и городского населения, обеспечения общедоступности качественных услуг. Крауд-технология может быть использована как инструмент повышения уровня комфортного проживания в сельских поселениях.

Ключевые слова: жилищно-коммунальные услуги, инвестиции, инновации, инфраструктура, кластер услуг, комфортное проживание, краудфандинговая площадка, мнение потребителей, проект, сельское поселение, сельская территория, сфера услуг, трендовое исследование, управляющая компания, уровень жизни.

Для цитирования: Сутягина Н. И. Развитие сельских территорий: тенденции и перспективы предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг на селе // Вестник НГИЭИ. 2019. № 11 (102). С. 134-142.

RURAL DEVELOPMENT: TRENDS AND PROSPECTS OF PROVIDING

QUALITY HOUSING AND COMMUNAL SERVICES IN RURAL AREAS

© 2019

Nataliya Igorevna Sutyagina, Ph. D. (Economics), associate professor, the head of the chair «Physics and Mathematics»

Nizhniy Novgorod state engineering-economic university, Knyaginino (Russia)

Abstract

Introduction: the article analyzes the dynamics of opinions of residents of rural settlements on improving the quality of housing and communal services. The relevance of the study is obvious, since the assessment of service quality is the main consumer set features unpredictable in the village, which, in its turn, for strategies for sustainable development of rural territories.

Materials and methods: on the basis of trend research of opinions of consumers of services from 2011 to 2019, the analysis of statistical data for the above period the tendencies of development of housing and communal services of rural territories are established. The laws of distribution of the level of satisfied with the quality of service by man-

agement companies in the territory of rural settlements of the Nizhny Novgorod region are determined by the methods of mathematical statistics.

Results: as a result, it was concluded that the quality of services provided to the rural population has not improved over the past decade. Housing and communal services in rural settlements are particularly in need of investment, which is difficult to attract in this area. In addition, local governments need to intensify their work to create comfortable living conditions for the population.

Discussion: it is proposed to create clusters of services on the territory of rural settlements. Within the framework of cluster cooperation, a mechanism for organizing a crowd-funding platform has been developed, which will allow promoting innovations, introducing startups and advanced projects in the service sector of rural settlements through co-financing.

Conclusion: it is concluded that it is necessary to eliminate the differences in the standard of living of rural and urban population, to ensure the availability of quality services. Crowd technology can be used as a tool to improve the level of comfortable living in rural settlements.

Keywords: housing and communal services, investments, innovations, infrastructure, cluster of services, comfortable living, crowd-funding platform, consumer opinion, project, rural settlement, rural area, service sector, trend research, management company, standard of living.

For citation: Sutyagina N. I. Rural development: trends and prospects of providing quality housing and communal services in rural areas // Bulletin NGIEI. 2019. № 11 (102). P. 134-142.

Введение

Повышение уровня жизни населения - первоочередная задача любого цивилизованного государства. Российская Федерация не является исключением. В настоящее время разница между качеством жизни сельского и городского населения в нашей стране, к сожалению, достаточно велика, поэтому внутренняя миграция жителей из сельской местности продолжается [1, с. 193; 2, с. 8]. Создание условий комфортного проживания сельского населения за счет развития сферы услуг позволит минимизировать миграционный отток из сельских поселений и будет способствовать устойчивому развитию сельских территорий [3].

Основной составляющей сферы услуг являются жилищно-коммунальные услуги - услуги жизненно необходимые как для сельского, так и городского населения. Несмотря на то, что жилищно-коммунальное хозяйство постоянно реформируется, предлагаются к внедрению и применяются новые управленческие решения и модели развития отрасли, значительных улучшений в данном секторе экономики не происходит [4, с. 52]. Существенный износ основных фондов, убыточность жилищно-коммунальных предприятий, отсутствие конкуренции характеризуют сферу на протяжении не одного десятилетия. Соответственно, качество оказываемых жилищно-коммунальных услуг остается на низком уровне.

Мнение основных потребителей жилищно-коммунальных услуг - населения является главным индикатором процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства, основная цель которого

комфортное и безопасное проживание населения как в городе, так и на селе. Таким образом, опрос населения в отношении развития жилищно-коммунального хозяйства с целью улучшения качества оказываемых услуг по-прежнему актуален. Исследованиями в этом направлении в той или иной степени занимались и продолжают заниматься многие авторы [5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14]. Несмотря на это, малоизученной, на наш взгляд, остается позиция жителей сельских поселений по вопросам повышения качества жилищно-коммунальных услуг. Более того, в целях оптимальной выработки стратегий развития сельских территорий особый интерес представляет трендовое исследование, т. е. динамика мнений потребителей услуг в течение ряда лет.

Материалы и методы

Исследования, проводимые с 2011 по 2019 годы среди населения сельских поселений по ряду схожих вопросов в сфере жилищно-коммунальных услуг, позволили установить следующее. Ежегодно на протяжении девяти лет более 45 % от принимающих участие в опросах указывали, что в целом проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве становится больше, и более 35 % отвечали, что в данном секторе экономики ничего не меняется. Несмотря на это, процент пользователей, удовлетворенных качеством жилищно-коммунальных услуг, увеличился. В 2019 году 40 % респондентов ответили, что оказываемые жилищно-коммунальные услуги имеют низкое качество, в 2011 году так считали более половины опрошенных.

В течение всего периода исследований более всего потребителей услуг беспокоил капитальный

ремонт, а также содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, точнее благоустройство придомовой территории. В сельских поселениях не просто проблема благоустройства придомовых территорий многоквартирного дома, но и сама процедура оформления таких земельных участков вызывает много вопросов как у населения, так и у органов местного самоуправления.

Оценка качества оказываемых услуг зависит от сбоев и аварий в системах водоснабжения, водо-отведения, отопления, которые тоже происходят довольно часто, и причина этого, по мнению 55 % от принимающих участие в опросе 2019 года, изношенная инфраструктура. Кроме того, 93 % респондентов считают, что качество услуг водоснабжения напрямую связано с качеством питьевой воды и 37 % опрошенных качество питьевой воды не устраивает. Вообще данный факт вполне объясним, так как 18 % источников и водопроводов Российской Федерации в настоящее время не отвечают санитарным нормам и правилам, в том числе 7 % - из-за отсутствия необходимого комплекса очистных сооружений [15]. Интересно, что в 2011 году качество питьевой воды интересовало всего лишь 9 % от принимающих участие в опросе. Связано это с тем, что в 2011 году население в первую очередь было озадачено безаварийной работой систем водоснабжения и бесперебойной подачей воды в жилые дома.

Проанализируем некоторые показатели сферы жилищно-коммунальных услуг сельских территорий за последние годы. Жилищно-коммунальные услуги по-прежнему занимают наибольший удельный вес в объеме платных услуг. В целом по Нижегородской области, а население преимущественно этого региона участвовало в опросах, в 2019 году этот показатель составил 38,5 %, что на 2,8 % больше по сравнению с 2011 годом [16]. По сельским населенным пунктам этот показатель еще выше, так как перечень платных услуг на селе минимален. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одного сельского жителя региона, также увеличилась на 11,5 % за данный период времени и составила 34,4 кв. м [17]. Улучшились и показатели благоустроенности жилья. Удельный вес общей площади, оборудованной водопроводом, канализацией, отоплением, увеличился соответственно на 4, 4 и 3 % [17]. Чуть более 52 процентов сельского жилищного фонда Нижегородской области оборудовано централизованным водопроводом, 72 % -отоплением, 81,3 % - газом, 51,3 % - водоотведени-ем, 37,1 % - горячим водоснабжением [17]. По-

прежнему сохраняется существенное различие в благоустройстве городского и сельского жилья. Так, уровень благоустройства сельского жилищного фонда ниже городского: водопроводом - на 40,9 %, водоотведением - на 38,9 %, горячим водоснабжением - на 44,9 %, отоплением - на 23,3 % [17].

Таким образом, с 2011 года ситуация в сфере жилищно-коммунальных услуг несколько улучшилась, но кардинальных изменений в лучшую сторону, особенно по сельским поселениям, пока не произошло. Кроме того, сохраняется негативная тенденция увеличения износа многоквартирных домов. Число многоквартирных домов в сельских населенных пунктах с процентом износа от 31 до 65 за последний год возросло и составило 18,5 %, с процентом износа от 66 до 70 - 4,3 % [17]. Это связано с тем, что население проживает преимущественно в домах постройки 70-90-х годов XX века.

По способам управления многоквартирными домами также существенных перемен нет. Так, по данным государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, лидирующие позиции в Нижегородской области продолжают занимать управляющие организации - 64,6 % от количества домов, данные по которым представлены в системе, ТСЖ, ЖСК, ЖК, иной кооператив - 6,7 %, непосредственное управление - 25,9 %, не выбран способ управления - 2,8 % [15].

Интересна позиция опрашиваемых в сельских поселениях по поводу способа управления многоквартирным домом. Конечно, в 2019 году по сравнению с 2011 годом вопрос о способах управления многоквартирным домом перестал приводить в замешательство население. Подавляющее большинство из принимающих участие в опросе (87 %) смогли ответить на данный вопрос. Кроме того, 27 % респондентов не просто знают, что их дом обслуживается управляющей компанией, но и смогли назвать ее организационно-правовую форму. Информированность населения в вопросах управления многоквартирным домом напрямую связана с работой средств массовой информации. Наиболее подходящей в управлении жильем население по-прежнему считает управляющую организацию, ТСЖ так же как и в 2011 году не пользуется популярностью у собственников жилья. Препятствует внедрению данной формы управления жильем, по мнению опрошенных, отсутствие информации о создании и работе ТСЖ (24 %), отсутствие инициативы со стороны собственников жилья (16 %), а также плохая работа органов местного самоуправления в этом направлении (16 %). Таким образом,

дефицит популяризации положительного опыта по работе ТСЖ в сельских поселениях регионов наряду с пассивностью населения, бездействием муниципальных органов власти, нехваткой квалифицированных кадров в данной сфере, а также отсутствием программ развития ТСЖ, несовершенством федерального и регионального законодательства являются факторами, препятствующими использованию такой формы управления многоквартирными домами как ТСЖ.

Несмотря на то, что наиболее приемлемой в управлении многоквартирным домом население признает управляющую компанию, процент удовлетворенных качеством ее работы не высок. Исследования, проводимые в течение девяти лет, позволили определить наиболее вероятный характер распределения уровня удовлетворенных качеством обслуживания управляющей компании. Это бета-распределение, распределение Кумарасвами, распределение Перта. Так, к примеру, по данным распределениям в среднем 38,2 % сельского населения Нижегородской области признают работу управляющей компании удовлетворительной, отклонение от этого значения лежит в диапазоне от 3,78 до 3,81 процентных пунктов. За последние три года количество положительно оценивающих работу организации заметно снизилось. Население объясняет это тем, что организация не оправдывает их ожидания, использует в своей работе устаревшие методы. Вообще в качестве управляющей компании в сельских поселениях чаще всего работают муниципальные унитарные предприятия, коммерческим организациям услуги на селе не интересны. Поэтому вполне объяснимо отсутствие в работе управляющих компаний передовых технологий. Нехватка инновационных внедрений в объекты жилищно-коммунального хозяйства, а также аварийное состояние инфраструктуры, по мнению 31 % опрошенных, препятствуют развитию отрасли и негативно влияют на качество услуг. За последние восемь лет число согласившихся с данными утверждениями возросло на 7 %.

Дополнительные услуги в 2019 году население интересуют не меньше, чем в 2011. В них нуждается 81 % сельского населения. К таким услугам опрашиваемые отнесли: ремонт и строительство жилья и других построек, а также коммунальной инфраструктуры, строительство зон отдыха и детских площадок, услуги бань и т. д. Любопытно, что основная часть респондентов, а именно 72 %, не смогли безошибочно назвать перечень жилищно-коммунальных услуг, а 69 % отождествляют многие

бытовые услуги с жилищно-коммунальными услугами.

В целом развитие системы жилищно-коммунального обслуживания 35 % респондентов связывают с усилением надзора за данным сектором экономики, т. е. ужесточением контроля со стороны органов местного самоуправления и государственных органов, привлечением к ответственности за некачественное оказание услуг, с одной стороны, и за неоплату услуг - с другой. Кроме того, информирование о правах и обязанностях жилищно-коммунальных служб и жильцов - важнейшее условие повышения качества услуг с точки зрения населения. С этим утверждением согласны 22 % опрошенных. Такая тенденция сохранялась на протяжении всего периода исследований.

Результаты

Таким образом, трендовое исследование мнений потребителей жилищно-коммунальных услуг в сельских поселениях позволяет убедиться в том, что в целом за последнее десятилетие жилищно-бытовые условия сельского населения не улучшились. Жители сельских поселений продолжают остро нуждаться в качественных услугах, причем это не только услуги сферы жилищно-коммунального хозяйства, но и бытовые услуги, услуги связи и т. д. Износ коммунальной инфраструктуры приводит к частым сбоям и авариям в системе водоснабжения, теплоснабжения. Централизованная система водо-отведения во многих сельских поселениях вообще отсутствует. Управляющие компании, преимущественно территориально расположенные в районном центре и получившие многоквартирные дома «в нагрузку», частично или полностью не справляются со своими обязанностями, а органы местного самоуправления недостаточно активны в работе по созданию благоприятных условий развития сельских территорий.

Обсуждение

Понятно, что на сегодняшний день жилищно-коммунальное хозяйство сельских территорий испытывает большую потребность в инвестициях, но частный бизнес не готов вкладываться в инфраструктуру поселений по причине низкой рентабельности проектов. Привлечь денежные средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в каждое сельское поселение также не возможно. В данной ситуации представляется целесообразным использование иных механизмов привлечения инвестиций. Это могут быть кластеры, несмотря на то, что в России они еще не так популярны, как за рубежом [18].

Рис. 1. Механизм работы краудфандинговой площадки / Fig. 1. The mechanism of the crowdfunding platform

Созданные кластеры услуг на территории сельских поселений позволят развивать горизонтальные, в том числе и муниципальные связи, в полной мере использовать инструменты развития сельских территорий - федеральные, региональные и муниципальные программы. Кроме того, становление цифровой экономики и Интернет-технологий в рамках кластерного взаимодействия даст возможность организовать специальные крауд-площадки [19, с. 190; 20, с. 100]. Крауд-технологию предлагается использовать как платформу для государственно-частного партнерства, инструмент взаимодействия с населением и средство продвижения инноваций в сфере услуг.

В Нижегородской области в качестве организатора краудфандинговой площадки рекомендуется малое инновационное предприятие (далее - организатор), учрежденное Нижегородским государственным инженерно-экономическим университетом (рис. 1).

Население сельских территорий самостоятельно или через уполномоченных лиц смогут вносить необходимые денежные средства и, что самое главное, контролировать их сбор.

С использованием платформы многие социально значимые проекты заработают на селе благодаря совместному финансированию (краудфандин-гу). Инновационные продукты, новые стартапы в сфере услуг можно будет внедрить в сельских поселениях, тем самым получить уникальную возможность коммерциализировать свой проект и повысить уровень жизни сельского населения.

Заключение Развитие сельских территорий не возможно без создания комфортных условий проживания человека на селе. В цивилизованном государстве не может быть различий по уровню жизни сельского и городского населения, услуги должны быть общедоступны [21]. В настоящее время необходимо особое внимание уделять предоставлению качественных услуг в сельской местности. Кластер услуг на территории сельских поселений позволит задействовать все современные механизмы внедрения инновационных разработок и стартапов в сферу услуг. Таким образом, предлагаемая к созданию в рамках кластерного взаимодействия краудфандин-говая площадка может быть использована как инструмент повышения уровня комфортного и безопасного проживания в сельских поселениях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Устинова К. А. Человеческий потенциал сельских территорий России : проблемы оценки и интерпретации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 2. С. 192 - 211.

2. Родинова Н. П., Остроухов В. М., Березняковский В. С. Эффективная мотивация персонала // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-2 (85). С. 671-673.

3. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 02 февраля 2015 г. № 151-р : в ред. постановления Правительства Рос. Федерации от 13 января 2017 г. № 8-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174933/ (дата обращения 10.11.2019 г.).

4. Белозёров С. А., Ващук А. Э. Модернизация сферы услуг как фактор повышения уровня жизни населения России // Уровень жизни населения регионов России. 2013. № 12 (190). С. 47-57.

5. Банников С. А., Сигова М. В. Актуальные проблемы формирования критериев качества образовательных программ высшего образования с учетом национальных и отраслевых трендов // Университетский научный журнал. 2014. № 7. С. 143-149.

6. Злотковский В. И. Сфера ЖКХ: состояние и проблемы (по результатам социологического исследования в городе Красноярске) // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2014. № 2 (16). С.96-103.

7. Гагарина Г. Ю., Седова Н. В. Принципиальная схема проведения анализа ресурсного потенциала региона // Финансовый менеджмент. 2018. № 5. С. 40-51.

8. Клиценко М. В. Качество предоставления услуг ЖКХ как главный фактор социального самочувствия населения на примере г. Хабаровска // Ученые заметки ТОГУ. 2014. Т. 5. № 4. С. 807-810.

9. Назарова Д. В. Инновации в системе жилищно-коммунального хозяйства в оценках населения (по материалам социологических исследований 2012-2013 гг.) // Социология. 2013. № 4. С. 122-133.

10. Нестеров А. Н. Мониторинг условий проживания в г. Вологде // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. 2008. № 4 (44). С. 94-102.

11. Поздняков С. А. Измерение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в регионах Российской Федерации по результатам опроса // Теория и практика измерения и мониторинга компетенций и других латентных переменных в образовании. Материалы XIX и XX всероссийских (с международным участием) научно-практических конференций. Филиал кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани, Лаборатория объективных измерений. 2013. С. 127-146.

12. Секушина И. А., Кожевников С. А. Проблемы повышения комфортности проживания населения крупного города (на материалах г. Вологды и г. Череповца) // Проблемы развития территории. 2018. № 6 (98). С.42-63.

13. Ускова Т. В., Кожевников С. А. Мониторинг условий проживания населения областного центра // Проблемы развития территории. 2012. № 6 (62). С. 31-44.

14. Ховрин А. Ю., Новикова С. С. Сфера жилищно-коммунального хозяйства столицы в оценках москвичей // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 3. С. 229-240.

15. Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dom.gosuslugi.ru/#!/main (дата обращения 12.10.2019 г.).

16. Регионы России. Социально-экономические показатели: статистический сборник // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/210/ document/13204 (дата обращения 12.10.2019 г.).

17. Жилищное хозяйство Нижегородской области в 2014-2018 гг. : статистический сборник [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru/

18. Laing C., Lewis A. Exploring clustering as a destination development strategy for rural communities: The case of La Brea, Trinidad // Journal of Destination Marketing & Management (2016), http://dx.doi.org/10.1016/jjdmm.2016.03.006i

19. Хотинская Г. И., Путинцева И. К. Краудфандинг как инструмент альтернативного финансирования в Европе // Финансовая жизнь. 2017. № 4. С. 99-103.

20. Чугреев В. Л. Краудфандинг - социальная технология коллективного финансирования: зарубежный опыт использования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 4 (28). С. 190-196.

21. Ximing Yin, Jin Chen and Jizhen Li, Journal of Rural Studies, https://doi.org/10.1016/jjrurstud.2019.10.014

Дата поступления статьи в редакцию 3.09.2019, принята к публикации 7.10.2019.

Информация об авторе: Сутягина Наталья Игоревна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Физико-математические науки»

Адрес: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 606340, Россия, Княгинино,

ул. Октябрьская, 22а

E-mail: sutyagina_2012@mail.ru

Spin-код: 4164-9500

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Ustinova K. A. Chelovecheskij potencial sel'skih territorij Rossii : problemy ocenki i interpretacii [Human potential of rural territories of Russia: problems of assessment and interpretation, Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast]], 2018. Vol. 11. No. 2. pp. 192-211.

2. Rodinova N. P., Ostrouhov V. M., Bereznyakovskij V. S. Effektivnaya motivaciya personala [Effective motivation of personnel], Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and entrepreneurship], 2017. No. 8-2 (85). pp.671-673.

3. Strategiya ustojchivogo razvitiya sel'skih territorij Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda [Strategy for sustainable development of rural areas of the Russian Federation for the period up to 2030] utv. rasporyazheniem Pravitel'stva Ros. Federacii ot 02 fevralya 2015 g. No. 151-r : v red. postanovleniya Pravitel'stva Ros. Federacii ot 13 yanvarya 2017 g. No. 8-r [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_174933/ (Accessed 10.11.2019 g.).

4. Belozyorov S. A., Vashchuk A. E. Modernizaciya sfery uslug kak faktor povysheniya urovnya zhizni nasele-niya Rossii [Modernization of the service sector as a factor in improving the standard of living of the population of Russia], Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii [Standard of living of the population of Russian regions], 2013, No. 12 (190), pp. 47-57.

5. Bannikov S. A., Sigova M. V. Aktual'nye problemy formirovaniya kriteriev kachestva obrazovatel'nyh programm vysshego obrazovaniya s uchetom nacional'nyh i otraslevyh trendov [Actual problems of formation of criteria of quality of educational programs of higher education taking into account national and branch trends], Universitetskij nauchnyj zhurnal [University scientific journal], 2014. No. 7. pp. 143-149.

6. Zlotkovskij V. I. Sfera ZhKKh: sostoyanie i problemy (po rezul'tatam sociologicheskogo issledovaniya v gorode Krasnoyarske) [Sphere of housing and communal services: state and problems (according to the results of sociological research in Krasnoyarsk)], Problemy social'no-ekonomicheskogo razvitiya Sibiri [Problems of social and economic development of Siberia], 2014, No. 2 (16), pp. 96-103.

7. Gagarina G. Yu., Sedova N. V. Principial'naya skhema provedeniya analiza resursnogo potenciala regiona [Schematic diagram of the analysis of the resource potential of the region], Finansovyj menedzhment [Financial management], 2018. No. 5. pp. 40-51.

8. Klicenko M. V. Kachestvo predostavleniya uslug ZHKKH kak glavnyj faktor social'nogo samochuvstviya naseleniya na primere g. Habarovska [The quality of housing and communal services as the main factor of social well-being of the population on the example of Khabarovsk], Uchenye zametki TOGU [Scientists notes TOGU], 2014, Vol. 5, No. 4, pp. 807-810.

9. Nazarova D. V. Innovacii v sisteme zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva v ocenkah naseleniya (po mate-rialam sociologicheskih issledovanij 2012-2013 gg.) [Innovations in the system of housing and communal services in population estimates (based on sociological research 2012-2013)], Sociologiya [Sociology], 2013, No. 4, pp. 122-133.

10. Nesterov A. N. Monitoring uslovij prozhivaniya v g. Vologde [Monitoring of living conditions in Vologda], Ekonomicheskie i social'nye peremeny v regione: fakty, tendencii, prognoz [Economic and social changes in the region: facts, trends, forecast], 2008, No. 4 (44), pp. 94-102.

11. Pozdnyakov S. A. Izmerenie kachestva predostavlyaemyh zhilishchno-kommunal'nyh uslug v regionah Ros-sijskoj Federacii po rezul'tatam oprosa [Measuring the quality of housing and communal services in the regions of the Russian Federation according to the results of the survey], Teoriya i praktika izmereniya i monitoringa kompetencij i drugih latentnyh peremennyh v obrazovanii. Materialy XIX i XX vserossijskih (s mezhdunarodnym uchastiem) nauch-no-prakticheskih konferencij [Theory and practice of measuring and monitoring competencies and other latent variables in education. Materials of XIX and XX all-Russian (with international participation) scientific and practical conferences], Filial kubanskogo gosudarstvennogo universiteta v g. Slavyanske-na-Kubani, Laboratoriya ob"ektivnyh iz-merenij, 2013, pp. 127-146.

12. Sekushina I. A., Kozhevnikov S. A. Problemy povysheniya komfortnosti prozhivaniya naseleniya krupnogo goroda (na materialah g. Vologdy i g. Cherepovca) [Problems of increasing the comfort of living of the population of a large city (based on the materials of Vologda and Cherepovets)], Problemy razvitiya territorii [Problems of territory development], 2018, No. 6 (98), pp. 42-63.

13. Uskova T. V., Kozhevnikov S. A. Monitoring uslovij prozhivaniya naseleniya oblastnogo centra [Monitoring of living conditions of the population of the regional center], Problemy razvitiya territorii [Problems of territory development], 2012, No. 6 (62), pp. 31-44.

14. Hovrin A. Yu., Novikova S. S. Sfera zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva stolicy v ocenkah moskvichej [Sphere of housing and communal services of the capital in the assessment of Muscovites], Social'no-gumanitarnye znaniya [Social and humanitarian knowledge], 2016, No. 3, pp. 229-240.

15. Gosudarstvennaya informacionnaya sistema zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva [State information system of housing and communal services] [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://dom.gosuslugi.ru/#!/main (Accessed 12.10.2019 g.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskie pokazateli: statisticheskij sbornik [Region of Russia. Socioeconomic indicators], Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://www.gks.ru/folder/210/document/13204 (Accessed 12.10.2019 g.).

17. Zhilishchnoe hozyajstvo Nizhegorodskoj oblasti v 2014-2018 gg. [Housing in Nizhny Novgorod region in 2014-2018: statistical collection], statisticheskij sbornik [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://www.gks.ru/

18. Laing C., Lewis A. Exploring clustering as a destination development strategy for rural communities: The case of La Brea, Trinidad, Journal of Destination Marketing & Management, 2016, http://dx.doi.org/10.1016/jjdmm.2016.03.006i

19. Hotinskaya G. I., Putinceva I. K. Kraudfanding kak instrument al'ternativnogo finansirovaniya v Evrope [Crowdfunding as an instrument of alternative financing in Europe], Finansovaya zhizn' [Financial life], 2017, No. 4, pp.99-103.

20. Chugreev V. L. Kraudfanding - social'naya tekhnologiya kollektivnogo finansirovaniya: zarubezhnyj opyt ispol'zovaniya [Crowdfunding-social technology of collective financing: foreign experience of using], Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast], 2013, No. 4 (28), pp. 190-196.

21. Ximing Yin, Jin Chen and Jizhen Li, Journal of Rural Studies, https://doi.org/10.1016/jjrurstud.2019.10.014

Submitted 3.09.2019; revised 7.10.2019.

About the author:

Natalia I. Sutyagina, Ph. D. (Economics), associate professor, the head of the chair «Physics and mathematics»

Address: Nizhniy Novgorod state engineering-economic university, 606340, Russia, Knyaginino,

Oktyabrskaya Str., 22a

E-mail: sutyagina_2012@mail.ru

Spin-code: 4164-9500

Author have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.