УДК 657:1
УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО НЕДОПОСТАВЛЕННЫМ УСЛУГАМ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Е.Г. Токмакова3, Э.В. Кашкароваь
11 Тюменский государственный университет (Тюмень, Россия) ь Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (Тюмень, Россия)
Информация о статье
Дата поступления 1 декабря 2016 г.
Дата принятия в печать 25 декабря 2016 г.
Ключевые слова
Бухгалтерский учет, жилищно-коммунальное хозяйство, недопоставленные услуги
Аннотация. Представлена методика отражения на счетах бухгалтерского учета субъектов жилищно-коммунального хозяйства расчетов с потребителями по недопоставленным услугам. Данная методика основана на введении в бухгалтерском учете организаций сферы ЖКХ: управляющих компаний, товариществ собственников жилья, коммунальных предприятий сельских поселений - специального синтетического счета 61 «Расчеты за коммунальные услуги». Это предложение позволит обособить расчеты за коммунальные услуги от дополнительных услуг, оказываемых организациями ЖКХ. Предложение ввести счет 61 «Расчеты за коммунальные услуги» основано на особенностях субъектов ЖКХ, выступающих как посредники между ресурсоснабжающими организациями и потребителями услуг, что требует четкой систематизации данных о состоянии расчетов за все услуги, с обязательным выделением расчетов за недопоставленные услуги. Такое обособление информации о состоянии расчетов за недопоставленные услуги даст возможность, во-первых, своевременно и без ошибок производить перерасчет стоимости оказанных услуг, во-вторых, усилить контроль за состоянием расчетов за услуги и, в-третьих, формировать информацию о фактах недопоставки услуг с целью их предотвращения в дальнейшем. Предложение применения в бухгалтерском учете специального синтетического счета для формирования информации о состоянии расчетов с потребителями жилищно-коммунальных услуг потребовало продумать порядок систематизации аналитических данных по этому объекту учета, что выразилось в предложении использования ряда субсчетов для счета 61 «Расчеты за коммунальные услуги».
ACCOUNTIG FOR UNDERPROVIDED HOUSING AND COMMUNAL SERVICES E.G. Tokmakovaa, E.V. Kashkarovab
a Tyumen State University (Tyumen, Russia) b Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography in Tyumen region (Tyumen, Russia)
Article info
Received December 1, 2016
Accepted
December 25, 2016
Keywords
Accounting, housing and communal services, underprovided services
Abstract. The article presents a technique of reflecting accounts for underprovided services in the accounting bills of housing and communal services agents. This technique is based on introducing into the accounting of organizations providing housing and communal services (such as management companies, property owners partnerships, countryside settlements enterprises) a specific synthetic account 61 "Housing and communal services payments". This suggestion will allow, first of all, separating payments for housing and communal services from additional services provided by such organizations. The suggestion to introduce account 61 "Housing and communal services payments" is based on the specific features of housing and communal services agents working as intermediaries between resource-providing companies and consumers which requires precise data systematization concerning payments for all the services including compulsory accounting for the underprovided ones. Such differentiation of the information about underprovided services bills status will allow, firstly, to re-calculate the cost of provided services correctly and in due time; secondly, intensify control of the services bills status; and, thirdly, accumulate the information about the cases of underprovided services in order to prevent them in the future. The suggestion of applying a specific synthetic account for accumulating the consumers' bills status data has required development of the ways to sys-temize the analytical data in this section of accounting which, in its turn, has lead to the suggestion of using some subaccounts for account 61 "Housing and communal services payments".
© Е.Г. Токмакова, Э.В. Кашкарова, 2017
Введение. Жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) является одним из важных секторов экономики России, поскольку включает в себя организации, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей населения в жилье и коммунальных услугах, а значит, на обеспечение нормальной жизнедеятельности.
Специфику ведения бухгалтерского учета в сфере жилищно-коммунальных услуг обусловливают особенности деятельности ЖКХ, условия договоров, заключенных между обслуживающими организациями и потребителями ресурсов, а также требования законодательства.
Основным объектом бухгалтерского учета экономических субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность в сфере ЖКХ, как посредников между потребителями и ресурсо-снабжающими организациями (теплоснабжение, водоснабжение и др.) являются расчеты с поставщиками услуг и их потребителями. При этом в хозяйственной жизни субъектов системы ЖКХ - управляющих компаний (далее -УК), товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) - могут иметь место недопоставленные услуги. Бухгалтерский учет как система, позволяющая сформировать полную и достоверную информацию о разных объектах, в том числе и характеризующую расчеты с поставщиками и потребителями как основном объекте учета в ЖКХ, должен быть организован таким образом, чтобы четко показывать состояние расчетов, в частности по так называемым недопоставленным услугам. Данная проблема также актуальна для организаций сферы ЖКХ, которые непосредственно оказывают услуги своим потребителям, при этом систему водоснабжения и водо-отведения они обслуживают самостоятельно, без сторонних организаций-подрядчиков, выступая тем самым исполнителем услуг и ресур-соснабжающей организацией одновременно, как это часто практикуется в сельских поселениях.
В настоящее время говорить о наличии методики учета, состоящей в адекватной систематизации данных на счетах бухгалтерского учета, нацеленной на получение достоверной информации о недопоставленных услугах в организациях ЖКХ, не приходится.
При возникновении факта недооказания услуг следует данные о нем отражать в системе бухгалтерского учета, чтобы эта информация позволяла ее пользователям - аппарату управления экономического субъекта, а также внеш-
ним пользователям, в частности контролирующим жилищно-коммунальную сферу органам, -иметь представление об общей стоимости недоказанных услуг и, таким образом, во-первых, производить перерасчет платы потребителей услуг и, во-вторых, принимать меры для предотвращения подобных ситуаций.
По нашему мнению, пересчитывать оплату и предотвращать подобные ситуации чрезвычайно важно с точки зрения социального значения ЖКХ. Недовольство населения - потребителя услуг их несправедливой (завышенной) оплатой, притом что, по сути, они не были предоставлены, может привести к массовым жалобам в государственные органы, призванные контролировать сферу ЖКХ.
Таким образом, требуется разработать методику систематизации данных в бухгалтерском учете о расчетах по недооказаным услугам в ЖКХ, которая позволит получить достоверную полную информацию о таких услугах и произвести впоследствии перерасчет их оплаты, а также проанализировать факты недопоставки услуг с целью разработки мероприятий, позволяющих их минимизировать или при возможности полностью ликвидировать.
Обзор литературы. Бухгалтерский учет в системе ЖКХ регламентируется общими нормативными документами, утвержденными Министерством финансов РФ и применяемыми и в других отраслях экономики, в частности планом счетов и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н. План счетов не предусматривает общеустановленной методики отражения на счетах фактов хозяйственной жизни, связанной с недопоставленными услугами, тем не менее, указывая на возможность отражать на счетах претензии по недопоставкам и, как частный случай, по недопоставленным (не-дооказанным) услугам, с поставщиками и подрядчиками на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям». Однако методики отражения на счетах фактов хозяйственной жизни при не-дооказании услуг при расчетах с заказчиками не предусмотрено, тем более в ситуации, когда один экономический субъект выступает как посредник между ресурсоснабжающими организациями и потребителями услуг, как это имеет место в ЖКХ.
Наличие в ЖКХ проблем, связанных с расчетами за предоставленные услуги, широко
обсуждается в специальных периодических изданиях. В частности, об этом пишут С.А. Астафьев [1], В.А. Шеина [2], Е.В. Шестаков [3].
Исключительный характер данной ситуации определяется особым статусом экономического субъекта, выступающего по одному и тому же виду услуг, с одной стороны, как покупатель, а с другой - как поставщик. Это требует особого подхода к методике отражения на счетах бухгалтерского учета факта недоока-зания услуг.
Особенности бухгалтерского учета в сфере ЖКХ раскрываются, в частности, в работах О.И. Соснаускене [4], Н.А. Баловой [5], Т.Х. Усмановой [6], Д.И. Хайруллиной [7], В.В. Потапова [8]. Указанные авторы рассматривают широкий круг вопросов, характеризующих общую систему бухгалтерского учета в ЖКХ, ее особенности. Однако, порядок учета расчетов по недопоставленным услугам данные авторы не затрагивают. По нашему мнению, чрезвычайно важно, отражая в учете факты хозяйственной жизни по недопоставленным услугам, формировать полную, достоверную и прозрачную информацию о состоянии расчетов с контрагентами в данной ситуации, как для осуществления управления хозяйствующим субъектом, так и для информирования основных конечных потребителей услуг ЖКХ - физических лиц.
Гипотезы и методы исследования. Предпосылкой исследования является возможность изменения действующего плана счетов, позволяющего совершенствовать методику систематизации данных в процессе синтетического учета. Данное исследование основано на предложении разработать методику отражения на счетах бухгалтерского учета фактов хозяйственной жизни, связанных с расчетами за недопоставленные коммунальные услуги в организациях сферы ЖКХ, которая позволила бы систематизировать информацию по этим фактам и представить сформированные показатели, в полной мере характеризующие их.
При проведении исследования применялся метод анализа нормативно-правовой документации, регламентирующей бухгалтерский учет, а также деятельность экономических субъектов, задействованных в системе ЖКХ. Для иллюстрации теоретических аспектов исследования применялся метод наблюдения и обобщения практических данных по осуществлению расчетов с поставщиками (ресурсоснаб-
жающими организациями) и потребителями услуг в сфере ЖКХ. В основу исследования в общетеоретическом смысле положен абстрактно-логический метод. Указанные методы исследования позволили, на наш взгляд, обеспечить достоверность и обоснованность выводов и рекомендаций, предложенных в данной статье.
Результаты исследования. Прежде всего при разработке методики учета расчетов за недопоставленные коммунальные услуги актуальным представляется определиться с синтетическими счетами, которые применяются для учета расчетов с поставщиками (ресурсоснаб-жающими организациями) и потребителями услуг. Согласно действующему Плану счетов, это счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» соответственно. По расчетам с поставщиками - ресурсоснабжающими организациями и другими подрядчиками, например строительной организацией, выполняющей работы по ремонту, следует использовать счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Однако, по нашему мнению, для формирования информации по расчетам с потребителями жилищно-коммунальных услуг в учете экономических субъектов ЖКХ следует применять самостоятельный новый синтетический счет 61 «Расчеты за жилищно-коммунальные услуги».
Организации сферы ЖКХ: УК, ТСЖ, муниципальные коммунальные предприятия (далее - КП) - помимо непосредственно жилищно-коммунальных услуг, связанных с содержанием многоквартирных домов и нежилых помещений, оказываемых физическим и юридическим лицам, в виде осуществления водо-, электро-, теплоснабжения и т. д. с привлечением ресурсоснабжающих организаций или своими силами, могут еще оказывать и другие услуги, предусмотренные уставом данных организаций. Всего выделяют шесть видов коммунальных услуг:
- горячее водоснабжение;
- холодное водоснабжение;
- водоотведение;
- электроснабжение;
- газоснабжение;
- отопление.
За поставку коммунального ресурса до границы многоквартирного дома всегда отвечает ресурсоснабжающая организация. В рамках многоквартирного дома ответственность
за предоставление коммунальной услуги несет ее исполнитель. Это может быть УК или ТСЖ при наличии у них заключенного с ресурсо-снабжающей организацией договора поставки коммунального ресурса. А в сельских поселениях, как это было отмечено выше, КП может выступать и как ресурсоснабжающая организация, и как исполнитель услуги одновременно.
Помимо указанных выше коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений предоставляются и иные жилищно-коммунальные услуги, а именно содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (осмотры общего имущества, выявление повреждений и нарушений), в том числе санитарное содержание общего имущества (услуги дворника, услуги по уборке подъездов, их дезинсекции и дератизации, услуги по прочистке мусоропроводов и др.), а также услуги по управлению общим имуществом и общими денежными средствами (прием, хранение и передача технической документации, ведение электронного паспорта многоквартирного дома и т. д.).
Перечисленные выше услуги относятся к услугам общего характера. Однако, следует отметить, что субъекты ЖКХ: УК, ТСЖ, КП сельских поселений - могут оказывать собственникам жилых и нежилых помещений индивидуальные услуги, например услуги сантехника по ремонту непосредственно в квартирах и нежилых помещениях, а КП в сельских поселениях еще и услуги бани, заготовки дров, вывоза жидких бытовых отходов и др. Такие услуги можно назвать дополнительными.
Анализ существующей практики применения учета расчетов с потребителями услуг субъектов ЖКХ показал излишнюю загруженность счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». На этом счете отражаются данные о расчетах и за жилищно-коммунальные, и за дополнительные услуги. Логичным следствием такой загруженности информацией счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» является потеря прозрачности данных бухгалтерского учета, вызванная, в частности, различиями в порядке расчетов за услуги с собственниками нежилых помещений и с населением, а также особенностями разных видов услуг.
Данное утверждение, по нашему мнению, в полной мере справедливо и по отношению к организациям ЖКХ, которые предоставляют услуги исключительно по содержанию много-
квартирных домов, при этом расчеты с ресур-соснабжающими организациями потребители осуществляют самостоятельно. Такие организации ЖКХ, помимо общеустановленных услуг по содержанию домов согласно договору (уборка и очистка общего имущества: подъездов, чердаков, подвалов, придомовых территорий и др.), могут оказывать потребителям услуги по индивидуальным разовым договорам, например за услуги электрика по работам, производимым непосредственно в квартирах или нежилых помещениях, принадлежащих конкретным собственникам. Таким образом, на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отражают данные о расчетах как за коммунальные услуги согласно стандартному договору, так и о расчетах по индивидуальным разовым договорам. При использовании предлагаемого нами счета 61 «Расчеты за коммунальные услуги» информация о расчетах за услуги по содержанию многоквартирных домов по стандартным договорам и за индивидуальные услуги по разовым договорам будет формироваться раздельно, а именно на счете 61 «Расчеты за коммунальные услуги» - о расчетах по услугам, связанным с содержанием многоквартирного дома, а на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», соответственно, о расчетах по договорам за индивидуальные услуги.
В обоснование необходимости введения нового синтетического счета можно привести аргумент, следующий из содержания Жилищного кодекса РФ, согласно которому плата за жилое помещение и коммунальные услуги не является авансовым платежом или оплатой оказанных услуг (выполненных работ) по договору, но в зависимости от ситуации может обладать признаками и того и другого. Плата в свою очередь - это самостоятельная категория, существующая в контексте конкретных правоотношений, таким образом, ее отражение в данном случае на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», возможно, не совсем приемлемо.
Кроме того, жилищно-коммунальное хозяйство является весьма специфичной сферой деятельности, так же как и деятельность страховых компаний, для которых Приказом Министерства финансов РФ от 4 сентября 2001 г. № 69н «Об особенностях применения страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его при-
менению» введен счет 22 «Выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования», предназначенный для обобщения информации о страховых выплатах за отчетный период. В связи с этим введение счета 61 «Расчеты за коммунальные услуги» является рациональным с точки зрения формирования данных в бухгалтерском учете о расчетах организации в сфере ЖКХ.
Таким образом, применение экономическим субъектом ЖКХ в бухгалтерском учете счета 61 «Расчеты за коммунальные услуги» позволит разгрузить используемый в настоящее время для учета расчетов счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и разграничить информацию по расчетам за оказанные жилищно-коммунальные и дополнительные услуги. Данное обособление расчетов с потре-
Все остальные услуги, оказываемые экономическими субъектами ЖКХ, в том числе и так называемые дополнительные услуги, квалифицировать как расчеты с покупателями и заказчиками в классическом понимании, следующем из инструкции по применению плана счетов, и отражать информацию о данных расчетах на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Использование счета 61 «Расчеты за коммунальные услуги» с предлагаемой структурой предусматривает расщепление платы не только по группам потребителей, но и по видам оказываемых услуг, что позволяет сделать учет расчетов с потребителями более прозрачным и снижает возможность нецелевого использования поступающих средств при дальнейшем учете.
Таким образом, схема бухгалтерского учета расчетов за жилищно-коммунальные услуги можно представить в следующем виде:
1. Для расчетов с физическими лицами (населением):
бителями услуг организаций ЖКХ позволит обеспечить контроль правильности начисления платы потребителям услуг, расчета и предоставления льгот.
При этом необходимо организовать аналитический учет расчетов. Для этого к вводимому счету 61 «Расчеты за коммунальные услуги» целесообразно открыть субсчета 1-го порядка:
- 61.1 «Расчеты за коммунальные услуги с населением (физическими лицами)»;
- 61.2 «Расчеты за коммунальные услуги с организациями (юридическими лицами) и ИП».
Кроме того, для отражения поступления платы по каждому виду услуг следует открыть субсчета 2-го порядка по видам коммунальных услуг, представленные в табл. 1.
• Дебет 61.1.1, 61.1.2, ..., 61.1.6 «Расчеты за коммунальные услуги с населением» / Кредит 90.01 «Выручка» - отражена задолженность физических лиц (населения) с разбивкой по жилищно-коммунальным услугам;
• Дебет 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» / Кредит 61.1 «Расчеты за коммунальные услуги с населением» - оплачены услуги физическими лицами.
2. Для расчетов с организациями и ИП:
• Дебет 61.2.1, 61.2.2, ..., 61.2.6 «Расчеты за коммунальные услуги с организациями» / Кредит 90.01 «Выручка» - выставлен счет за оказанные услуги с разбивкой по жилищно-коммунальным услугам;
• Дебет 51 «Расчетные счета» / Кредит 61.2 «Расчеты за жилищно-коммунальные услуги с организациями» - поступила плата от организаций за оказанные жилищно-коммунальные услуги.
Введение обособленного синтетического счета для учета расчетов с потребителями за коммунальные услуги, которые поставляются
Таблица 1
Предлагаемая структура счета 61 «Расчеты за коммунальные услуги»
Субсчет 1-го порядка Субсчет 2-го порядка
1. Население (физические лица); 2. Организации (юридические лица) 1. Теплоснабжение
2. Горячее водоснабжение
3. Холодное водоснабжение
4. Электроснабжение
5. Водоотведение
6. Газоснабжение
ресурсоснабжающими организациями, позволит без дополнительных учетных процедур сформировать информацию об общей их стоимости и контролировать состояние расчетов, в частности по так называемым недопоставленным услугам.
В системе информационного обеспечения управления данными о коммунальных услугах, оказанных потребителям - как населению, так и юридическим лицам и ИП, - важно сформировать данные о недопоставленных, можно также сказать недооказаннных услугах. В данном случае речь идет о ситуациях, когда потребителям оказываются услуги по теплоснабжению, водоснабжению и другие коммунальные услуги. Потребители оплачивают данные услуги по показаниям счетчиков потребленной воды (горячей и холодной). Однако не всегда температура горячей воды, подаваемой потребителю для водоснабжения, и температура в квартирах и нежилых помещениях соответствует установленным нормам. Таким образом, в случае отклонения от нормативных показателей имеет место недооказание услуг. Данные факты необходимо отражать в бухгалтерском учете с целью получения показателя, характеризующего их, а именно стоимости недооказанных услуг. В данном случае важно четко определить понятие недооказанной услуги. Если формулировать обобщенно, то это оказание услуги, не в полной мере соответствующей условиям договора, но для квалификации факта несоответствия условиям договора для каждого вида услуг требуется уточнение в связи с их разнообразием (недостаточное теплоснабжение, несвоевременный вывоз мусора, нерегулярная уборка подъезда). Безусловно, подобные факты должны фиксироваться актами, которые являются в данном случае первичным документом, констатирующим недооказание услуг.
Для формирования данной информации составление первичных документов, актов -лишь первая стадия формирования данных в системе бухгалтерского учета, а следующая стадия - это систематизация данных на счетах бухгалтерского учета с целью формирования определенных показателей, характеризующих недо-оказанные услуги. Расчеты за недопоставленные услуги можно определить как самостоятельный объект учета в системе ЖКХ, требующий формирования информации об этом объекте.
Итак, систематизировать информацию по данному объекту учета позволит реализация высказанного предложения о применении в бухгалтерском учете субъектов ЖКХ синтетического счета 61 «Расчеты за коммунальные услуги», а именно открыв к нему специальный субсчет «Расчеты за недопоставленные услуги», который можно квалифицировать как субсчет 3-го порядка или аналитический счет, с учетом нумерации субсчетов, предложенной в табл. 1.
Это предложение позволит достигнуть указанной выше цели - формирования в системе бухгалтерского учета данных о недоока-занных услугах. Выделение данного субсчета потребует модификации регистров учета расчетов с потребителями. В регистре учета расчетов за услуги, в котором, естественно, для каждого вида услуг отводится отдельная графа: «Горячее водоснабжение», «Холодное водоснабжение» и др., - следует выделить помимо этого подграфы «Недооказанные услуги». Это позволит сформировать данную информацию наглядно в учетном регистре по расчетам с потребителями, без дополнительных вычислительных процедур.
Сформировать данные о недопоставленных жилищно-коммунальных услугах в системе бухгалтерских счетов позволят учетные записи по фактам хозяйственной жизни с указанием первичной документации, представленные в табл. 2, где рассмотрен пример отражения на счетах расчетов за недопоставленные услуги с потребителями коммунальных услуг: физическими (61.1) и юридическими (61.2) лицами - за теплоснабжение, о чем свидетельствует субсчет 2-го порядка - третья позиция в нумерации (61.1.1 и 61.2.1). При наличии факта недооказания услуг, т. е. если подача тепла в квартиры или нежилые помещения не соответствовала норме, к счету 61 «Расчеты за коммунальные услуги» открывают субсчет 3-го порядка (аналитический счет) - четвертая позиция в нумерации (61.1.1.1, 61.2.1.1). Таким образом, счет 61.1.1.1 предназначен для формирования информации о недопоставленных услугах по теплоснабжению физическим лицам, счет 61.2.1.1 - соответственно, по недопоставленным услугам по теплоснабжению юридическим лицам.
Таблица 2
Бухгалтерские записи УК и ТСЖ по учету расчетов за недопоставленные жилищно-коммунальные услуги
Бухгалтерская запись Первичный документ Содержание факта хозяйственной жизни
Д 61.1.1, 61.2.1, ... К 90 Акты оказанных услуг Отражена задолженность потребителей за коммунальные услуги согласно актам ресурсоснабжающей организации в учете УК
Д 61.1.1, 61.2.1, ... К 86 Акты оказанных услуг Отражена задолженность потребителей за коммунальные услуги согласно актам ресурсоснабжающей организации в учете ТСЖ
Д 50, 51 К 61.1.1, 61.2.1, ... Отчет кассира или выписка банка с р/с В кассу или на расчетный счет поступила оплата от потребителей
Д 61.1.1.1, 61.2.1.1, ... К 61.1.1, 61.2.1, ... Акт недооказания услуг Отражена стоимость недооказанных услуг
Д 76 К 61.1.1.1, 61.2.1.1, ... Претензионное письмо Предъявлена претензия поставщику - ресурсоснабжающей организации и на стоимость недопоставленных услуг
Д 51 К 76 Выписка банка с р/с На расчетный счет поступила оплата претензии в связи с недопоставкой услуг
Д 61.1.1, 61.2.1, ... К 50, 51 Отчет кассира или выписка банка с р/с Возвращена потребителям стоимость недоказанных услуг
Если в табл. 2 были рассмотрены учетные записи с позиции УК и ТСЖ, т. е. посредника при расчетах с потребителями и ресурсоснаб-жающими организациями, то КП сельских поселений являются организациями, непосредственно оказывающими услуги по водо- и теплоснабжению своим клиентам. В учете таких экономических субъектов записи на счетах при
отражении стоимости недооказанных услуг будут отличаться от бухгалтерских проводок, представленных в табл. 2. Записи на счетах бухгалтерского учета фактов хозяйственной жизни по недопоставленным услугам субъекта ЖКХ, выступающего одновременно ресур-соснабжающей организацией и поставщиком услуг, представлено в табл. 3.
Таблица 3
Бухгалтерские записи ресурсоснабжающей организации - поставщика услуг ЖКХ по учету расчетов за недопоставленные жилищно-коммунальные услуги
Бухгалтерская запись Первичный документ Содержание факта хозяйственной жизни
Д 61.1.1, 61.2.1, ... К 90 Акты оказанных услуг Отражена задолженность потребителей за коммунальные услуги согласно актам оказанных услуг (выручка по оказанным услугам)
Д 50, 51 К 61.1.1, 61.2.1, ... Отчет кассира или выписка банка с р/с В кассу или на расчетный счет поступила оплата от потребителей
Д 61.1.1.1, 61.2.1.1, ... К 61.1.2, 61.2.1, ... Акт о недопоставленных услугах Отражена стоимость недооказанных услуг
Д 61.1.1.1, 61.2.1.1, ... К 90 СТОРНО Справка бухгалтерии Уменьшается выручка по недооказанным услугам, с уменьшением задолженности потребителей
Д 61.1.1, 61.2.1 К 50, 51 Отчет кассира или выписка банка с р/с Выданы из кассы или перечислены потребителям стоимость недооказанных услуг
Последние записи, представленные в табл. 2 и 3, указаны для понимания общей логики счетных записей, однако на практике стоимость недооказанных услуг, скорее всего, будет
не возвращаться потребителям, а засчитываться в счет будущих платежей. Тем не менее у потребителя, по нашему мнению, должна быть возможность получить стоимость недооказанных
услуг, и его выбор, как поступить - оставить переплаченную сумму в счет будущих платежей или получить эту сумму.
Реализация высказанного предложения открыть специальный субсчет по недопоставленным услугам к счету 61 «Расчеты за коммунальные услуги» позволит формировать в системе бухгалтерского учета информацию о не-дооказанных услугах: обороты по данному субсчету - имевшие место недооказанные услуги и погашение заложенности по ним; сальдо -наличие недопоставленных услуг, по которым расчеты еще не завершены.
Заключение. Необходимость выделения расчетов за недооказанные услуги как самостоятельного объекта бухгалтерского учета в организациях сферы ЖКХ вызвана особенностями данной отрасли, состоящих в специфических отношениях и расчетах ресурсоснаб-жающих организаций и потребителей услуг, посредником в которых выступают УК, ТСЖ, КП сельских поселений. Весомым аргументом в необходимости обособленно формировать данные о недопоставленных услугах в организациях ЖКХ (УК, ТСЖ, КП сельских поселений) является возможность благодаря такому обособлению четко выделить факты недопо-
ставленных услуг в стоимостном выражении и, следовательно, адекватно произвести перерасчет оказанных услуг потребителям.
Введение и использование синтетического счета 61 «Расчеты за коммунальные услуги» позволит выделить информацию о состоянии расчетов за коммунальные услуги с потребителями отдельно от расчетов за дополнительные услуги, оказываемые субъектами хозяйствования в сфере ЖКХ. Применение к указанному счету субсчетов по видам услуг позволит и потребителям систематизировать данные о расчетах в указанных направлениях. Для получения информации о недопоставленных услугах ключевым предложением является выделение отдельного субсчета «Расчеты за недоока-занные услуги» к счету 61 «Расчеты за коммунальные услуги», в развитии аналитики по видам коммунальных услуг.
Предложение детализации для потенциально вводимого синтетического счета, безусловно, потребует модификации регистров учета расчетов с потребителями услуг, а именно выделения отдельных позиций в нем для указания данных, во-первых, об услугах по видам, во-вторых, с выделением информации о недопоставленных услугах, при наличии последних.
Литература
1. Астафьев С. А. Жилищная сфера: проблемы и направления развития в Российской Федерации // ЖКХ : Журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2016. - № 9. - С. 4-9.
2. Шеина В. А. Нововведения для ресурсоснабжающих организаций в сфере ЖКХ // ЖКХ : Журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2015. - № 9, Ч. 1. - С. 3-5.
3. Шестаков Е. В. Судебные споры в части оплаты жилищно-коммунальных услуг // ЖКХ : Журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2015. - № 1, Ч. I. - С. 40-46.
4. Соснаускене О. И. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства: Особенности бухгалтерского учета и налогообложения. - М. : ГроссМедиаФерлаг, 2008. - 216 с.
5. Балова Н. А. Организация бухгалтерского учета на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства региона в период реформирования отрасли // Проблемы современной экономики. -2010. - № 2. - С. 385-388.
6. Усманова Т. Х. Методология, методика и организация учетного процесса и аудита в системе ЖКХ : автореф. дис. ... д-ра. экон. наук. - М., 2009. - 40 с.
7. Хайруллина Д. И. Особенности бухгалтерского учета расчетов за жилищно-коммунальные услуги : дис. ... канд. экон. наук. - Н. Новгород, 2014. - 209 с.
8. Потапов В. В. Учетно-информационное обеспечение в системе управления ЖКХ : дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2004. - 206 с.
References
1. Astafev S.A. Zhilishchnaya sfera: problemy i napravleniya razvitiya v Rossiiskoi Federatsii [Housing sector: problems and directions of development in the Russian Federation]. ZhKKh, 2016, no. 9, pp. 4-9.
2. Sheina V.A Novovvedeniya dlya resursosnabzhayushchikh organizatsii v sfere ZhKKh [Innovations for energy supply organizations in the housing sector]. ZhKKh, 2015, no. 9, pt. 1, pp. 3-5.
3. Shestakov E.V. Sudebnye spory v chasti oplaty zhilishchno-kommunal'nykh uslug [Judicial disputes regarding payment of housing and communal services]. ZhKKh, 2015, no. 1, pt. I, pp. 40-46.
4. Sosnauskene O.I. Predpriyatiya zhilishchno-kommunal'nogo khozyaistva: Osobennosti bukhgal-terskogo ucheta i nalogooblozheniya [Enterprises of housing and communal services: Peculiarities of accounting and taxation], Moscow, GrossMediaFerlag publ., 2008, 216 p.
5. Balova N.A. Organization of accounting at enterprises of the regional housing municipal economy in the period of the branch reforming. Problems of Modern Economics, 2010, no. 2, pp. 385-388. (in Russian).
6. Usmanova T.Kh. Metodologiya, metodika i organizatsiya uchetnogo protsessa i audita v sisteme ZhKKh [Methodology, methods and organization of accounting and audit in system utilities], Author's abstract, Moscow, 2009, 40 p.
7. Khairullina D.I. Osobennosti bukhgalterskogo ucheta raschetov za zhilishchno-kommunal'nye us-lugi [Features of accounting of payments for housing and communal services], Dissertation, Nizhny Novgorod, 2014, 209 p.
8. Potapov V.V. Uchetno-informatsionnoe obespechenie v sisteme upravleniya ZhKKh [Accounting and information support in the housing control system], Dissertation, St. Petersburg, 2004, 206 p.
Сведения об авторах
Токмакова Елена Геннадьевна - канд. экон. наук, доцент кафедры экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Адрес для корреспонденции: 625003, Россия, Тюмень, ул. Володарского, 6 E-mail: tokmake@mail.ru
Кашкарова Эвелина Валерьевна - старший специалист 1-го разряда отдела материально-технического обеспечения
Адрес для корреспонденции: 625001, Россия, Тюмень,
ул. Луначарского, 42
E-mail: linabukhner@rambler.ru
About the authors
Tokmakova Elena Gennadievna - Candidate of Economics sciences, Associate Professor of the Department of Economic Safety, Accounting, Analysis and Audit Postal address: 6, Volodarskogo ul., Tyumen, 625003, Russia
E-mail: tokmake@mail.ru
Kashkarova Evelina Valerievna - senior specialist of 1st category of the Department of Logistics Postal address: 42, Lunacharskogo ul., Tyumen, 625001, Russia
E-mail: linabukhner@rambler.ru
Для цитирования
Токмакова Е. Г., Кашкарова Э. В. Учет расчетов по недопоставленным услугам в жилищно-коммунальном хозяйстве // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». 2017. № 1 (57). С. 45-53.
For citations
Tokmakova E.G., Kashkarova E.V. Accountig for under-provided housing and communal services. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2017, no. 1 (57), pp. 45-53. (in Russian).