Педагогика, Социология
УДК 37
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ ПЕДАГОГА В ДОШКОЛЬНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ Бичева Ирина Борисовна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
([email protected]) Казначеева Светлана Николаевна, к.п.н., доцент
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
([email protected]) Степаненкова Анна Владимировна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 160», г. Нижний Новгород ([email protected], 89877502897) Николаева Людмила Юрьевна, воспитатель, МБДОУ «Буревестников-ский детский сад», поселок Буревестник, Нижегородская область
В статье обоснована роль методического сопровождения в повышении профессиональной образованности педагогов в области дошкольного экономического образования. Профессиональная образованность рассматривается системообразующим компонентом профессиональной компетентности. В данном контексте профессиональная образованность педагога в области дошкольного экономического образования предполагает не просто владение знаниями и умениями в сфере экономической подготовки воспитанников, а развитие способности к размышлению, критическому осмыслению идей, явлений, событий экономического мира, ответственность и субъектное отношение к предмету профессионально-экономического познания и объективную оценку необходимой и значимой информации для экономического развития детей.
Ключевые слова: дошкольное экономическое образование, профессиональная компетентность, профессиональная образованность педагога, методическое сопровождение.
Анализ понятия «образованность» позволяет выделить основополагающие смыслы и характеристики образованной личности: развитие профессиональных компетенций, обеспечивающих необходимый уровень просвещенности и культуры, осознанность освоения и применения имеющегося опыта (материального, духовного), владение социальными нормами и духовными ценностями, выраженность стремления самосовершенствоваться, самопознавать, самореализовываться [7]. Как указывает Б. Петер,
образованный человек, относясь с уважением к чужой культуре, ориентируется в противоречивом мире, познавая его многообразие, взаимосвязи и взаимозависимости, способен выразить свои суждения и отношение к разным мнениям и конкретным ситуациям [8]. В исследованиях А.М. Новикова отмечаются такие характеристики образованности, как способность личности к коммуникабельности, самоорганизации, обучаемости, самостоятельности, динамичности, творчеству, умение ставить цели деятельности и выбирать оптимальные способы их достижения, успешно действовать в максимально неопределенной социально-экономической, технологической, производственной ситуации, работать в команде, устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности, принимать критические решения, работать с информационными потоками и др. [6]. Г.М. Коджаспировой подчеркивается положение, согласно которому критерием образованности личности является системность знаний и системность мышления «развившейся» личности. По мнению автора именно усвоенный опыт личности является способом ориентации, приспособления, сохранения и обогащения окружающей среды, а также непрерывного самосовершенствования в процессе приобретения новых знаний [5, с. 93-94].
Таким образом, образованность можно определить как избирательную и индивидуально мотивированную характеристику личности. Профессиональную образованность педагога дошкольного образования мы рассматривает как системообразующий компонент его профессиональной компетентности, уровень развития которого обуславливает сформированность нравственно-гуманистических позиций, ценностно-культурной ориентации, качеств, способностей на основе общечеловеческих и профессиональных норм развития.
В данном контексте профессиональная образованность педагога в области дошкольного экономического образования предполагает не просто владение знаниями и умениями в сфере экономической подготовки воспитанников, а развитие способности к размышлению, критическому осмыслению идей, явлений, событий экономического мира, ответственность и субъектное отношение к предмету профессионально-экономического познания и объективную оценку необходимой и значимой информации для экономического развития детей.
Актуальность формирования профессиональной образованности педагога в области дошкольного экономического образования детей обусловлена реализацией социального заказа на качественное решение задач ФГОС ДО.
Одним из направлений подготовки детей дошкольного возраста признается социальное воспитание и развитие, содержание которого охватывает широкий спектр знаний и умений в области познавательной деятельности. Создание условий для развития социокультурного отношения ребенка к окружающей действительности предполагает формирование ответственности, в том числе, в сфере экономического образования. Обучение детей первоначальным экономическим представлениям, освоение основных фи-
нансовых категорий, принципов и методов разумного ведения хозяйства, формирование экономических умений и навыков целесообразно начинать на этапе старшего дошкольного возраста как наиболее сенситивного (В.Г. Афанасьева, О.В. Вощенкова, Л.Н. Галкина, Н.Г. Гордиенко, В.С. Дудик, М.И. Ермоленко, Л.М. Кларина, Е.А. Курак, Н.А. Крючкова, Н.В. Лебедева, И.С. Липсиц, А.С. Нисимчук, В. А. Райзберг, А. А. Саламатова, А. А. Смоленцева, А.Д. Шатова и др.). В дошкольной педагогике успешно реализуются программы по экономическому воспитанию и образованию детей (Л.М. Клариной, А.Ю. Селезневой, А.Д. Шатовой, Е.А. Курак, др.) посредством интеграции экономических представлений в математическую, трудовую, экологическую, познавательную, творческую и другие виды детской деятельности, а также во взаимодействии с родителями и в преемственности с начальной школой. Например, в программе А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» решение задач экономического образования и воспитания детей дошкольного возраста основывается на положениях комплексного подхода и интеграционных возможностях нравственного, трудового и экономического образования [11].
В целом проблема экономического образования и воспитания детей дошкольного возраста исследуется во взаимосвязи с разными сторонами воспитания посредством интеграции экономических представлений в математическую, трудовую, экологическую, познавательную, творческую и другие виды детской деятельности. Вышеизложенное свидетельствует, что дошкольное экономическое образование, включенное в единый воспитательно-образовательный процесс, обеспечивает экономическую социализацию детей. Социализация ребенка в области экономики осуществляется в процессе освоения экономической реальности, индивидуального этического наполнения экономических категорий, организации экономического пространства жизнедеятельности. В результате у ребенка формируются необходимые представления о том, кого можно назвать экономным, скупым, какой поступок отражает бережливое отношение, а какой - расточительное, др.
В то же время, исследования свидетельствуют о противоречии между потребностью общества в экономически-грамотном подрастающем поколении и недостаточной методической разработанностью процесса экономического образования детей в условиях дошкольной образовательной организации (Л.Н. Галкина, О.А. Гладкова, Л.М. Кларина, Н.А. Крючкова, Е.А. Курак, Р.С. Лукьянова, А.Ю. Селезнева, Е.А. Сидякина, А.А. Смоленцева, Н.А. Струнилина, Т.Г. Ханова, А.Д. Шатова и др.). Среди основных проблем развития профессиональной образованности педагогов в области дошкольного экономического образования следует выделить низкую мотивацию к решению задач экономического образования воспитанников, трудности в формировании у детей таких понятий, как «цена», «выгода», «аванс», «банк», «аукцион», «бюджет», «валюта», «товар», «энергосбережение», «реклама». Это приводит к несформированности у детей интереса
к знаниям экономического содержания, опыта экономических отношений, способов участия в экономической жизни общества [2, 3, 9, 10].
Результаты исследования, в котором участвовало 47 педагогов МБДОУ «Детский сад № 160» г. Нижний Новгород и МБДОУ «Буревестниковский детский сад» поселка Буревестник Нижегородской области показали, что более половины из них не имеют достаточных знаний по методике формирования у детей экономических представлений, четвертая часть педагогов не рассматривают экономическое воспитание и развитие ребенка как необходимое и считают данное направление работы «заботой» родителей.
Следует отметить, что специфика формирования элементарных экономических представлений у дошкольников связана с их эмоциональной отзывчивостью, любознательностью, наглядно-действенным мышлением. Поэтому недооценка педагогами важности осуществления экономического образования ребенка в совместной деятельности с семьей приводит к тому, что у детей имеются недостаточные представления о потребностях семьи, о труде семьи, о деньгах, о товаре и товарообмене, они редко используют в разговоре словосочетания, относящиеся к финансовой грамотности, принимают участие в выполнении заданий и решении проблемных ситуаций и играх, не проявляют выраженного стремления к достижению поставленной цели в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Кроме того, имеющиеся знания экономического содержания носят бессистемный характер.
Поэтому повышение уровня профессиональной образованности педагога в области дошкольного экономического образования детей становится, во-первых, важным условием развития экономического мировоззрения педагога, осознания себя через общечеловеческие культурные нормы и мир экономических отношений [4]. Во-вторых - значимым способом экономической социализации ребенка, планомерного, последовательного введения детей в мир экономики, обеспечения необходимого уровня системных знаний, опыта положительного поведения, осознанного отношения к явлениям экономической действительности [2].
Целью публикации является обоснование методического сопровождения повышения уровня профессиональной образованности педагога в области дошкольного экономического образования.
Поскольку образование человека осуществляется в конкретном социокультурном пространстве и в определенных экономических отношениях, функции методического сопровождения развития профессиональной образованности педагога в области дошкольного экономического образования определяются как:
- экономическая социализация педагога к окружающим явлениям, событиям профессионального мира;
- становление педагога как субъекта деятельности и приобщение к профессиональной действительности наиболее оптимальными способами;
- развитие ценностно-культурных смыслов профессиональной деятельности в меняющихся социально-экономических отношениях;
- создание условий для накопления, сохранения, обогащения и передачи личностно-профессионального опыта в условиях трансформации информации, развития и сохранения традиций системы дошкольного экономического образования.
Целевая направленность методического сопровождения повышения уровня профессиональной образованности педагога в области дошкольного экономического образования предполагает развитие способности мыслить, познавать, творить, устанавливать причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий. Задачи методического сопровождения повышения уровня профессиональной образованности педагога в области дошкольного экономического образования предполагают:
- мотивацию педагогов на непрерывность развития профессиональной образованности как компонента профессиональной компетентности;
- построение доброжелательных, уважительных отношений между педагогами;
- использование инновационных педагогических технологий, обеспечивающих развитие самостоятельности, активности, инициативы, стимулирование творчества каждого педагога в области дошкольного экономического образования.
Реализация данных задач предполагает организацию методического сопровождения в едином профессиональном творческо-познавательном пространстве в процессе активного взаимодействия педагогов по овладению необходимыми знаниями, умениями, способами профессиональной деятельности в области дошкольного экономического образования. Это позволит обеспечить целостный характер профессиональной деятельности и развитие ее аналитических, проектировочных, организационных, диагностических, коммуникативных, результативных компонентов на принципах аксиологического и системно-деятельностного подходов (последовательности и непрерывности, диагностичности и контролируемости, инноваци-онности и динамичности, активности и самостоятельности, сотрудничества и др.). Учет данных принципов придает процессу методического сопровождения необходимую культурную организацию, гибкость, оперативность, системность, мотивированность, познавательно-творческий и развивающий характер, что оказывает существенное влияние на индивидуальное саморазвитие педагога и выбор индивидуально-личностной программы развития [1].
Содержание методического сопровождения должно охватывать изучение педагогами методологических, методических и дидактических аспектов дошкольного экономического образования, а также повышение уровня информационной культуры в процессе самообразования. Наиболее эффективными формами работы с педагогами в рассматриваемом контексте мы считаем мастер-классы, аналитико-проектировочные и практико-
ориентированные задания, решение кейс-задач, анализ и обсуждение проблем, использование интерактивных средств обучения, др. Например, на семинаре-практикуме педагоги разрабатывали перспективный план по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста по 4 направлениям: «Потребности», «Труд и профессии», «Товар, товарообмен», «Деньги и бюджет семьи». В рамках каждого направления формулировались задачи: образовательные (овладение детьми первоначальными финансовыми представлениями, финансовыми категориями, принципами и методами разумного ведения хозяйства, формирование экономических умений и навыков, др.), развивающие (развитие умения проявлять разумные экономические потребности, соизмеряя их с реальными возможностями удовлетворения, др.) и воспитательные (воспитание нравственно-экономических качеств: бережливости, организованности, честности, справедливости, деловитости, предприимчивости, др.). Для обеспечения комплексного изучения финансовых вопросов в единстве экономических, этических и нравственных категорий педагогам предлагалось подобрать интерактивные игры и упражнения (экономического) финансового содержания, различные формы и методы работы в процессе организованной и самостоятельной деятельности детей.
Результат сформированности профессиональной образованности педагога в области дошкольного экономического образования выражается в том, что педагоги:
- правильно понимают особенности профессиональной деятельности в области дошкольного экономического образования, объективно ее оценивают и регулируют в конкретных воспитательно-образовательных ситуациях;
- демонстрируют нравственную зрелость, личностно-профессиональную позицию на непрерывность профессионального развития как способа вхождения в мир науки, культуры и профессии, ответственность и целеустремленность в собственном профессиональном продвижении;
- владеют необходимыми научными, психолого-педагогическими и методическими знаниями, технологиями в области дошкольного экономического образования, способами их приобретения, применения, преобразования и тиражирования в профессиональной среде и др.
Список литературы
1. Бичева И.Б., Мелентович А.В. Индивидуальная траектория профессионального развития педагога дошкольной образовательной организации // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 4 (28). С. 267-279.
2. Бичева И.Б., Николаева Л.Ю., Степаненкова А.В. Особенности формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-4. С. 24-27.
3. Бичева И.Б., Степаненкова А.В. Формирование элементарных экономических представлений у детей дошкольного возраста как научно-методическая проблема // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования. Сборник
статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах. Мининский университет. 2019. С. 26-29.
4. Бичева И.Б., Филатова О.М. Перспективы профессиональной подготовки педагогов: аксиологический подход // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 3. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-3
5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 176 с.
6. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. Изд. 2-е. М.: Эгвес, 2011.
7. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.
8. Петер Б. Что значит быть образованным человеком? // Отечественные записки. 2008. № 1 (40).
9. Прокофьева Н.М., Ханова Т.Г. Необходимость экономического воспитания детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. 2018. № 2 (92). С. 34-40.
10. Ханова Т.Г., Прокофьева Н.М. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте // Государственный советник. 2018. № 1 (21). С. 25-31.
11. Шатова А.Д. Формирование элементарных экономических представлений дошкольников. М., 2005. 254 с.
Bicheva Irina Borisovna, PhD, AssociateProfessor (e-mail:[email protected])
NizhnyNovgorodPedagogicalUniversity named after K. Minin, Nizhny Novgorod, Russia
KaznacheevaSvetlanaNikolaevna, PhD, AssociateProfessor (e-mail: [email protected])
NizhnyNovgorodPedagogicalUniversity named after K. Minin, Nizhny Novgorod, Russia
Stepanenkova Anna Vladimirovna, kindergartner, MBDOU Kindergarten № 160, (e-mail: [email protected]) Nizhny Novgorod, Russia
Nikolaeva Ljudmila Jur'evna, kindergartner, MBDOUBurvestnikov Kindergarten (e-mail: [email protected]) Burvesnik village, Nizhny Novgorod region, Russia
METHODOLOGICAL SUPPORT FOR PROFESSIONAL EDUCATION OF TEACHERS IN ECONOMIC EDUCATION OF PRE-SCHOOL CHILDREN
Annotation: The article justifies the role of methodological support in increasing the professional education of teachers in the field of pre-school economic education. Professional education is seen as a systemic component of professional competence. In this context, the teacher 's professional education in the field of pre-school economic education implies not just knowledge and skills in the field of economic training of pupils, but the development of the ability to reflect, critically think about ideas, phenomena, events of the economic world, responsibility and subject attitude to the subject of vocational and economic knowledge and objective assessment of necessary and meaningful information for the economic development of children.
Key words: pre-school economic education, professional competence, professional education of the teacher, methodological support.