Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / дистанционное обучение / методы дистанционного обучения / дистанционные образовательные технологии / иностранный язык / английский язык / higher education / distance learning / distance learning methods / distance learning technologies / foreign language / English

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.В. Агальцова, А.З. Короткова

В статье отражена сущность дистанционного обучения и его ключевые аспекты. Определено, что дистанционное обучение с использованием электронных технологий широко применяется в сфере преподавания иностранных языков в вузе. Показаны потенциал дистанционного обучения в языковом образовании, роли преподавателя и студента в дистанционном обучении. Установлены факторы, оказывающие влияние на организацию дистанционного процесса преподавания иностранных языков в вузе. Приведены методологические особенности дистанционного обучения чтению, аудированию, говорению и письму. Определены методические аспекты преподавания английского языка в вузе в условиях дистанционного обучения, предоставлены рекомендации о поэтапном переходе на дистанционное обучение английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д.В. Агальцова, А.З. Короткова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF TEACHING ENGLISH IN A DISTANCE FORMAT

The article reflects the essence of distance learning and its key aspects. It is determined that distance learning using electronic technologies is widely used in the field of teaching foreign languages at a university. Potential of distance learning in language education, the roles of teachers and students in distance learning are shown. Factors influencing the organization of the remote process of teaching foreign languages at the university are established. Methodological features of distance learning in reading, listening, speaking and writing are given. Methodological aspects of teaching English at the university in the conditions of distance learning are determined, recommendations on the gradual transition to distance learning in English are provided.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ»

- практиковаться в принятии разного рода решений и не бояться брать на себя ответственность;

- наблюдать за действиями своих подчиненных с разных точек зрения, анализируя их деятельность;

- вникать в нужды и проблемы организации подчиненного подразделения;

- уважать и поддерживать военнослужащих в любом деле;

- уметь организовывать людей на достижение поставленных целей;

- реализовывать намеченный план за счет организации личного состава на определенную деятельность.

5. В случае необходимости координации решения стремиться быть хариз-матичным и уметь налаживать коммуникацию, а также повышать навыки ведения переговоров.

6. Выполнив задачу, следует сделать выводы из полученного опыта. Стремиться самостоятельно повышать уровень педагогических знаний.

7. Доложить старшему начальнику о выполнении задачи.

Командир взвода в своей служебной деятельности руководствуется статьями 152-153 устава внутренней службы Вооруженных сил РФ. Однако данные статьи устава не указывают на частную сторону педагогической и управленческой деятельности командира. Значение вышеуказанных правил не нарушает законы и статьи руководящих документов. Стремление соблюдать данный алгоритм поможет не только поднять личный авторитет, но и повысить эффективность работы командира путем укрепления воинской дисциплины и повышения исполнительности подразделения.

Для доказательства того, что данный алгоритм несет в себе практическую значимость, проведен эксперимент Исследование было проведено в ходе курсантской стажировки протяженностью в 26 суток с 04.09.2022 г по 30.09.2022 г в 74-й отдельной мотострелковой бригаде в г Юрга. Для проведения эксперимента были взяты два равных взвода у командира 1-й сводной роты гвардии капитана Рогова Е.И. Целью эксперимента было выявить и сравнить показатели управленческой деятельности командиров взводов под конец стажировки - на 24-26 сутки. Условия были таковыми, что командир 2-го взвода будет соблюдать предложенный алгоритм действий в процессе своей управленческой деятельности.

В ходе практического эксперимента два взвода между собой, как правило, не взаимодействовали. Командирами взводов были назначены курсанты 4-го курса, примерно с равной профессиональной подготовленностью. Анализ состояния дел в двух экспериментальных взводах производился путем тестирования личного состава, а также сравнения итоговых показателей взводов (табл. 1).

Практический эксперимент показал следующие результаты.

Анализируя итоги данных показателей, видим, что командир 2-го взвода, следуя в своей работе предложенному алгоритму, смог добиться наилучших показателей в управленческой деятельности, нежели командир 1-го взвода. Командир 2-го взвода не только добился высокой исполнительности и управляемости личного состава, но и повысил свой авторитет, улучшил отношения в воинском коллективе намного эффективнее, чем в 1-м взводе. Предложенный алгоритм действий показывает приоритетные направления развития в педагогической деятельности офицера, повышающие эффективность его управленческой деятельности.

Таким образом, проанализировав педагогическую деятельность командира-лидера в управленческой деятельности и его профессионализацию,

Таблица 1

Сравнение результатов исследования

Отношение подчиненных с командиром взвода на протяжении 4 недель исследования

Уровень исполнительности личного состава на протяжении 4 недель исследования

Легкость управления личным составом на протяжении 4 недель исследования

выявлена теоретическая значимость исследования в работе командира. Проделанные исследования позволили расширить знания о понятии командир-лидер в управлении подразделениями. Это дало возможность не только создать новый алгоритм для работы командира в рамках научного знания, но и дать основу для будущего изучения и совершенствования педагогических знаний в природе управления офицера. Предложив алгоритм действий, мы достигли цели исследования в полном объеме. Практическая значимость доказана проведенным экспериментом, где наглядно прослеживаются высокие показатели эффективности работы командира-лидера. Задачи данной работы были выполнены полностью, однако проведенные исследования составляют основу для продолжения изучения накопленного материала и доработки предложенного алгоритма. Полученные результаты могут быть применены в образовательной сфере, как в процессе индивидуальной подготовки офицера, так и служить дополнением к дисциплинам по военной педагогике и управлению военным персоналом.

Стоит отметить, что эффективность управленческой деятельности командира-лидера действительно увеличивается при соблюдении правил данного алгоритма. На сегодняшний день пути повышения эффективности управления остаются вопросом времени. Предложенный алгоритм показал необходимый результат. Была выявлена научная новизна и практическая значимость, что позволит в дальнейшем сделать уверенный шаг в повышении эффективности работы командира-лидера.

Библиографический список

1. Сенявская Е.С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. Москва: РОССПЭН, 1999.

2. Афонин Ю.А. Профессиональные качества современного лидера-управленца: социологический анализ. Азимут научных исследований: педагогика и психология. Самара: Самарский муниципальный институт управления, 2015; № 3 (12): 59-62.

3. Шарухин А.П. Военная педагогика: учебник. Санкт-Петербург: Питер, 2017.

4. Бермус А.Г. Практическая педагогика: учебное пособие. Москва: Юрайт, 2020.

5. Лепешинский И.Ю., Глебов В.В., Листков В.Б. Управление подразделениями в мирное время: учебное пособие. Москва: Инфра-М, 2019.

References

1. Senyavskaya E.S. Psihologiya vojny v XX veke: istoricheskij opyt Rossii. Moskva: ROSSP'EN, 1999.

2. Afonin Yu.A. Professional'nye kachestva sovremennogo lidera-upravlenca: sociologicheskij analiz. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. Samara: Samarskij municipal'nyj institut upravleniya, 2015; № 3 (12): 59-62.

3. Sharuhin A.P. Voennaya pedagogika: uchebnik. Sankt-Peterburg: Piter, 2017.

4. Bermus A.G. Prakticheskaya pedagogika: uchebnoe posobie. Moskva: Yurajt, 2020.

5. Lepeshinskij I.Yu., Glebov V.V., Listkov V.B. Upravlenie podrazdeleniyami v mirnoe vremya: uchebnoe posobie. Moskva: Infra-M, 2019.

Статья поступила в редакцию 12.02.23

УДК 372

Agaltsova D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: darya_agaltsova@mail.ru

Korotkova AZ., teaching assistant, Department of Foreign Languages and Culture, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: salimzyanova.alsu@yandex.ru

METHODOLOGICAL ASPECTS OF TEACHING ENGLISH IN A DISTANCE FORMAT. The article reflects the essence of distance learning and its key aspects. It is determined that distance learning using electronic technologies is widely used in the field of teaching foreign languages at a university. Potential of distance learning in language education, the roles of teachers and students in distance learning are shown. Factors influencing the organization of the remote process of teaching

foreign languages at the university are established. Methodological features of distance learning in reading, listening, speaking and writing are given. Methodological aspects of teaching English at the university in the conditions of distance learning are determined, recommendations on the gradual transition to distance learning in English are provided.

Key words: higher education, distance learning, distance learning methods, distance learning technologies, foreign language, English

Д.В. Агальцоеа, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва,

E-mail: darya_agaltsova@mail.ru

А.З. Короткова, асс., Российский государственный социальный университет, г. Москва, E-mail: salimzyanova.alsu@yandex.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ

В статье отражена сущность дистанционного обучения и его ключевые аспекты. Определено, что дистанционное обучение с использованием электронных технологий широко применяется в сфере преподавания иностранных языков в вузе. Показаны потенциал дистанционного обучения в языковом образовании, роли преподавателя и студента в дистанционном обучении. Установлены факторы, оказывающие влияние на организацию дистанционного процесса преподавания иностранных языков в вузе. Приведены методологические особенности дистанционного обучения чтению, аудированию, говорению и письму Определены методические аспекты преподавания английского языка в вузе в условиях дистанционного обучения, предоставлены рекомендации о поэтапном переходе на дистанционное обучение английскому языку.

Ключевые слова: высшее образование, дистанционное обучение, методы дистанционного обучения, дистанционные образовательные технологии, иностранный язык, английский язык

В эпоху постоянного технологического развития и растущей доступности цифровых инструментов современное языковое образование все чаще использует дистанционные методы и методики обучения. В условиях высшего образования их статус и сфера использования регулируются нормативными актами, согласно которым дистанционное обучение (далее - ДО) является не только альтернативой занятиям, проводимым в традиционных условиях, но и неотъемлемым элементом дидактического предложения российских учреждений высшего образования (далее - вуз).

Пандемия COVID-19 повлияла на все без исключения сферы общественной жизни. Сфера образования одной из первых почувствовала на себе влияние коронавирусной эпидемии и отреагировала на установленные ограничения переводом всей образовательной деятельности в дистанционный формат.

Переход высшего образования в условиях карантина на дистанционный формат обучения привел к созданию уникальной ситуации, в которой именно дистанционные технологии оказались единственно возможными средствами для осуществления образовательного процесса. Преподаватели были вынуждены организовывать обучение с помощью дистанционных технологий и доступных коммуникаций в электронной информационно-образовательной среде. Поэтому особую актуальность приобретает вопрос овладения новыми методами обучения, в том числе английскому языку (далее - АЯ), с использованием возможностей средств инновационных технологий и их сочетания с привычными традиционными средствами, формами и методами обучения.

Цель статьи - исследование методических аспектов обучения английскому языку в дистанционном формате.

Задачи исследования: на основании анализа научной литературы рассмотреть потенциал дистанционного обучения в языковом образовании; охарактеризовать основные методические аспекты дистанционного обучения английскому языку.

Методы исследования: Для решения поставленных задач были использованы общенаучные методы анализа и синтеза при изучении научных источников по проблеме методических аспектов обучения английскому языку в дистанционном формате.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении потенциала дистанционного (электронного) обучения в языковом образовании.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы при организации обучения АЯ в дистанционном формате.

Научная новизна полученных результатов заключается в предложении и теоретическом обосновании поэтапного внедрения обучения АЯ в дистанционном формате.

1. Потенциал дистанционного обучения в языковом образовании

Сегодня ДО все шире используется в образовательном процессе высшей школы. Это связано с тем, что ДО как образовательный процесс, осуществляемый с использованием инновационных информационно-компьютерных технологий (далее - ИКТ), предоставляет студентам возможность реализации личной образовательной траектории, направленной на профессиональное развитие.

В.А. Трайнев, В.Ф. Гуркин, О.В. Трайнев предлагают определить ДО как целенаправленно-организованное интерактивное взаимодействие преподавателей и студентов как между собой, так и с иновационными средствами обучения, независимое в отношении их пространственного расположения и реализуемое в специально созданной дидактической системе [1]. Е.С. Полат отмечает, что ДО -это образовательный процесс, целиком либо частично реализуемый посредством использования компьютерной техники и средств ИКТ [2]. ГВ. Курицына трактует ДО как учебный процесс, в ходе которого предоставляется существенная часть

учебного материала, и большая часть взаимодействия с преподавателем осуществляется с использованием современных ИКТ [3].

Анализ определений и основных характерных черт позволяет выделить четыре основных аспекта ДО:

1. Является процессом обучения, следовательно, его определяют такие существенные характеристики процесса обучения, как двусторонность (преподавание - обучение), совместная деятельность субъектов, планомерность организации.

2. Отдаленность ДО, т. е. обучение осуществляется на расстоянии.

3. Взаимодействие, предполагающее систематическую обратную связь между преподавателем и студентом.

4. Наличие дистанционных образовательных технологий.

В процессе ДО языковое образование представляет собой особую область использования ИКТ [4], которые в зависимости от выполняемой функции могут поддерживать самую разную деятельность преподавателя и студента, а также интеграцию всех видов этой деятельности, обеспечивая комплексное построение курсов обучения и многостороннее управление процессом обучения, происходящего частично или полностью дистанционно [5]. Благодаря возможности создания мультимедийных и интерактивных ресурсов современные ИТ-системы позволяют выполнять задачи языкового образования с учетом сложности и мно-гоаспектности процесса обучения и изучения АЯ [6].

С точки зрения технологической организации учебного процесса виртуальная среда может обеспечить все этапы процесса обучения АЯ - от представления учебных материалов до контроля и оценивания знаний студентов. Цифровые инструменты в совокупности с ИКТ-средой дают возможность создания учебных ресурсов, исполняющих те же функции, что и при традиционном обучении, как путем предоставления учебных пособий, так и посредством создания собственных учебных материалов, занятий и заданий, способствующих формированию и развитию любых языковых компетенций.

В зависимости от задач обучения учебные материалы в электронном формате могут быть использованы, к примеру, для представления контента, отработки конкретных лексико-грамматических структур или повышения уровня рецептивных и продуктивных навыков.

Необходимо подчеркнуть, что электронные учебные ресурсы вследствие мультимедийной природы осуществляют так называемое полисенсорное обучение, при котором вступают в действие разные каналы восприятия информации [7], стимулируя и делая более эффективным когнитивный процесс изучения ИЯ.

Часть цифровых инструментов, используемых для создания электронных учебных ресурсов, может одновременно использоваться как средство оценивания результатов обучения, что является важной составляющей дидактического процесса и влиятельным источником информации о действиях как студента, так и преподавателя [8].

Особое значение в данном аспекте принадлежит инструментам платформы электронного обучения, которые предоставляют возможность осуществлять педагогический контроль, диагностику и мониторинг учебного прогресса пользователей.

Важным аспектом ДО является предоставление изучающим АЯ необходимого материала для совершенствования своих иноязычных навыков. В ИКТ-сре-де эту функцию исполняют задания по созданию собственных высказываний на АЯ, которые могут быть организованы посредством генераторов заданий, а также с помощью средств онлайн-связи. Так, если в большинстве случае при ДО основной функцией средств коммуникации является обмен информацией, то при обучении АЯ с их помощью возникают возможности для создания аутентичных ситуаций общения и, как следствие, повышения уровня устного и письменного взаимодействия [8].

При этом особого внимания заслуживают возможности платформы ДО в развитии иноязычной компетенции. Также стоит напомнить об инструментах создания групповых заданий, которые способствуют активизации учебной деятельности студентов. Учебная деятельность в группе может быть направлена на совместное создание языкового контента или другие, более сложные проекты, реализуемые в соответствии с задачами обучения ИЯ [6].

Интересным направлением учебной работы в дополнение к групповым заданиям, разработанным с применением платформы электронного обучения, может стать использование внешних приложений для создания виртуальных интернет-сообществ. Развитие языковых навыков в этих условиях будет способствовать преодолению языковых и культурных барьеров, характерных для непосредственного общения.

Принимая во внимание изложенные аспекты ДО, можно сделать вывод, что обучение, поддерживаемое виртуальными ИТ-системами, создает потенциал для реализации различных языковых образовательных мероприятий.

2. Анализ методических аспектов дистанционного обучения иностранному языку

В настоящее время, исходя из многофункциональности, ДО с использованием электронных технологий широко применяется в сфере преподавания иностранных языков в вузе. При этом, как утверждает А.С. Кисарин, повышение эффективности преподавания АЯ средствами ИКТ окажется успешным при точном и конкретном обозначении их роли и места в учебном процессе, разработанных и внедренных методических и технологических аспектах учебных программ АЯ через определенные модели и учебно-методические комплексы ДО, способствующие повышению качества образовательного процесса [9].

Практика ДО показывает, что для успешного учебного процесса и качественного изучения АЯ высокоэффективным является проведение онлайн-заня-тий. Основные виды деятельности, используемые для проведения такого типа занятий, сходны с видами деятельности на обычных занятиях. К ним относятся дискуссии, обсуждения, беседы, ролевые игры с решением учебной проблемы, проектная деятельность, интерактивные формы и методы обучения и тому подобное.

Все эти виды деятельности побуждают студентов к размышлению и выражению мнений, а развитие самостоятельной деятельности способствует возникновению заинтересованности, познавательного мышления, творчества, настойчивости и инициативы в решении учебных проблем.

По мнению О.А. Черкашиной, особенность преподавания АЯ заключается в том, что целью является не только овладение студентами языковой компетенцией, но и коммуникативной. Как следствие, использование ДО для отработки грамматических и лексических навыков, развития практики перевода, обучения разным типам чтения и навыкам аудирования необходимо организовать таким образом, чтобы студенты автономно, но в сопровождении преподавателя выполняли все возможные виды деятельности [5].

Считаем, что при ДО каждый студент должен обучаться чтению самостоятельно, причем в случае, когда целью обучения является изучение правил чтения, в содержание электронного учебника необходимо включить правила чтения отдельных букв и их сочетаний, соответствующие упражнения по использованию данных правил при чтении отдельных слов и предложений. В связи с этим отметим, что сегодня существуют программные продукты, способные «на слух» определять правильность чтения [6-10].

При обучении аудированию одновременно с использованием аудиозаписей возможно применение видеоконтента. Положительное влияет на обучение АЯ возможность остановки и повторного прослушивания или просмотра учебного материала, что дает возможность студентам лучше его воспринимать.

При ДО такие виды учебной деятельности, как говорение и письменная речь, осуществляются посредством общения студента (группы студентов) с преподавателем. Так, обучения письму возможно посредством использования электронной почты, чатов, синхронной коммуникации, а говорению - только посредством телеконференций. При реализации коммуникации студенты практикуют все виды учебной деятельности: понимание текстов и навыки письма на АЯ (при общении посредством письменной речи); навыки аудирования и говорения (при общении посредством устной речи).

Учитывая вышесказанное, перечислим наиболее важные, на наш взгляд, методические аспекты преподавания АЯ в вузе в условиях ДО:

- изучение лексики происходит в сопровождении преподавателя-тьютора с использованием электронных учебных пособий и приложений к ним, содержащих упражнения и задания для самоконтроля и контроля преподавателя; целесообразно применение кейс-технологий и сетевых технологий;

- изучение грамматики должно происходить с предоставлением обучающимся доступа к словарям, грамматическим справочникам, постоянно пополняемым источникам речевой информации; целесообразно применение кейс-технологий и сетевых технологий, а также использование средств коммуникации при обсуждении грамматических основ АЯ;

- обучение практической фонетике в дистанционном формате осуществляется в ходе непосредственной коммуникации студента с преподавателем при наличии обратной связи, обеспечивающей возможность услышать произношение студента и исправить его недостатки; возможно с использованием теле- и аудиоконференций.

Эффективным приемом усовершенствования АЯ при организации обучения в дистанционном формате можно считать тематические презентации. В ходе выступления студент может использовать ключевые слова, схемы, таблицы, картинки, что дает возможность уверенно и выразительно построить последовательное и развернутое высказывание. Использование тематических презентаций считается целесообразным при обучении как общему, так и профессионально ориентированному АЯ.

Следует отметить, что тематические презентации могут быть успешно использованы на любом этапе процесса ДО: введение и закрепление лексического и грамматического материала, контроль изученного материала и т. п. Разработка презентаций способствует повышению информационной культуры, мотивации и самооценки студентов. Опыт показывает высокий уровень эффективности использования презентаций при дистанционном изучении АЯ.

Актуальной и результативной считается такая форма работы, как веб-квест. Для дистанционного изучения АЯ целесообразно использовать веб-квесты таких разновидностей, как создание интерактивной истории, в ходе которого студенты останавливаются на определенном варианте продолжения исследования, выбирая два-три возможных направления; анализ любой созданной проблемы и отражение результатов в документе; проведение интервью с виртуальным образом в режиме реального времени и т. п.

Существует большое количество заданий для веб-квестов: расследование, аналитическое или творческое задание, научное исследование, планирование, проектирование и многие другие. Обычно темы квестов могут быть разнообразными, а проблемные задачи характеризоваться разным уровнем сложности. Представление результатов выполнения условий веб-квеста происходит с помощью устного отчета, создания презентации, веб-страницы, написания эссе и тому подобное. Такая интерактивная форма ДО позволяет студентам расширить и усовершенствовать знания по АЯ, анализировать и синтезировать информацию, полученную из сети Интернет, и реальные знания.

Анализируя методические аспекты дистанционного обучения АЯ, стоит упомянуть ряд сложностей. Так, например, ДО ограничивает возможность проведения группового диктанта для проверки правописания новых лексических единиц. Несмотря на формальное наличие технической возможности (например, в чате), контроль за списыванием (как из тетради, так и из других источников) является практически невозможным. В результате для контроля усвоения лексики используется устный опрос. Что касается других видов письменных работ, таких как сочинение, практика показывает списывание (буквально копирование) текста слово в слово многими студентами. Относительно перевода текста контроль за самостоятельностью его выполнения также усложняется из-за активного использования студентами возможностей интернет-перевода. Говоря об устном аспекте, отметим, что разделение студентов на малые группы для практики диалогов технически возможно (например, в платформе Zoom), однако такие диалоги получаются менее правдоподобными вследствие отсутствия живой коммуникации (как при очных занятиях). Все это препятствует достижению основной цели преподавания АЯ - развитию коммуникативной компетенции.

Слабым местом является также неготовность преподавателей к переходу в новое качество - тьюторов, сопровождающих образовательный процесс. Роль преподавателя-тьютора не сводится к тому, чтобы подсказать студенту готовые пути решения проблемы. Тьютор выполняет функцию консультанта и наставника, помогает двигаться в правильном направлении.

К проблемам внедрения ДО на занятиях АЯ стоит отнести и отсутствие нормативной базы, регламентирующей разработку электронных образовательных ресурсов, и распределение нагрузки преподавательского состава, что вызывает опасения педагогов, и нежелание работать в электронной среде. Таким образом, одним из основных уязвимых мест по-прежнему остается степень готовности преподавателей к работе в цифровой среде (в том числе методической).

При этом переход к ДО должен происходить поэтапно и продуманно. В частности, Т. А. Танцура рекомендует начать внедрение ДО с комбинированных вариантов [10], поскольку, во-первых, это обеспечит постепенное привыкание к новому формату обучения как преподавателей, так и студентов, во-вторых, отдельные элементы ДО могут с успехом использоваться в подготовке студентов, и, в-третьих, предоставит преподавателям достаточно времени для создания дистанционных курсов АЯ, что будет способствовать повышению их качества и поможет избежать технических проблем.

Еще одним первым шагом по внедрению элементов ДО может стать консультирование студентов с помощью электронной почты или через Скайп вместо или в дополнение к традиционной очной консультации в стенах вуза.

Целесообразной является организация самостоятельной работы студентов с использованием элементов ДО. Так, выполненные задания студенты могут присылать на электронную почту, что, во-первых, удобно и, во-вторых, позволяет избежать дополнительных расходов, связанных с распечаткой выполненного задания. Преподаватель проверяет задания дома, также избегая необходимости носить груды бумаг с работы.

Примером внедрения элементов ДО в изучении АЯ может стать применение платформы Moodle, позволяющей преподавателям создание собственных языковых онлайн-курсов. К тому же Moodle предлагает различные способы предоставления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости. Студентами эта платформа может быть использована при изучении новой лек-

сики, развитии навыков чтения, аудирования и письма. К примеру, на ней целесообразно размещение дополнительных языковых упражнений в целях более эффективного усвоения учебного материала, грамматических и лексических тестов, тестов на аудирование, чтение и письмо [6]. Компьютерное тестирование позитивно воспринимается студентами, так как проверка результатов тестирования осуществляется автоматически, т. е. с исключением человеческого фактора. Помимо того, компьютерное тестирование способствует лучшему усвоению учебного материала, т. к. в будущем студенты легко воспроизводят тестовые примеры. Получение оценки тотчас по завершении тестирования также приводит к лучшему восприятию процесса оценивания результатов обучения на эмоциональном уровне. Перечисленные элементы ДО облегчают процедуру контроля, так как дают возможность оценить результаты и качество выполнения каждого учащегося отдельно, а автоматическая проверка экономит время преподавателя.

С целью дальнейшего распространения ДО на занятиях по АЯ в вузе предлагаем проведение таких мероприятий:

1) целевая разработка электронных учебников по АЯ и электронных учебных систем;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) информирование студентов о наличии качественных дистанционных курсов АЯ;

3) подготовка преподавателей к использованию ИКТ;

4) подбор дидактических методик, наиболее эффективных при дистанционном общении на занятиях по АЯ.

Для России развитие ДО имеет важное значение, связанное с необходимостью предоставления образовательных услуг на большой территории страны с

Библиографический список

крайне неравномерной инфраструктурой и высоким спросом населения на образование. Стоит отметить, что в условиях ДО меняется вид коммуникаций: происходит замена традиционных коммуникационных связей на телекоммуникационные средства, которые обеспечивают интерактивное взаимодействие студентов и преподавателей в учебном процессе и осуществляют доступ к основному объему изучаемого материала. Развитие ДО позволило превратить использование технических средств в образовательном процессе в специфический методический подход, а далее - в специфическую систему организации учебного процесса. Дистанционное обучение, несомненно, обладает значительным потенциалом для развития у студентов навыков в области языковых компетенций. Проведенное исследование не позволяет принимать однозначные решения относительно методических аспектов ДО иностранным языкам, однако дает интересную информацию об использовании электронного обучения в дидактическом процессе.

Углубление изучения методических аспектов, основанное на возможностях, предлагаемых ИКТ в области стратегии обучения АЯ, могло бы способствовать более эффективному внедрению ДО в языковом образовании. Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что существует необходимость продолжения исследований по использованию ДО в дидактическом процессе в рамках разных языковых навыков и на разных уровнях владения АЯ. Безусловно, организация процесса ДО требует соответствующей деятельности, направленной на индивидуализацию обучения и адаптацию занятий, проводимых в дистанционной модели, к конкретным образовательным потребностям студентов, что может привести к более осознанному и эффективному использованию методического потенциала ДО в языковом образовании.

1. Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение (Обобщение методологии и практики использования). Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.

2. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2020.

3. Курицына ГВ. Сущностно-содержательные характеристики дистанционного обучения в вузе. Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016; № 2: 34-48.

4. Котляренко Ю.Ю., Симонова О.Б. Электронное обучение или дистанционное обучение (эмпирическое исследование на примере иностранного языка). Казанский педагогический журнал. 2020; № 3 (140): 75-83.

5. Черкашина О.А. Использование информационных технологий в обучении иностранному языку. Ярославский педагогический вестник. 2009; № 3: 29-32.

6. Азарова В.Н. Возможности электронной образовательной среды Moodle в организации дистанционного обучения студентов. Вопросы журналистики. 2020; № 7: 101-119.

7. Владимирова Л.П. Дистанционное обучение иностранным языкам: специфика и перспективы. Иностранные языки в высшей школе. 2014; № 2 (29): 68-72.

8. Пашина А.В. Достоинства и недостатки дистанционного обучения английскому языку в техническом вузе. Электронный научный журнал. 2020; № 5 (34): 103-105.

9. Кисарин А.С. Дистанционное обучение иностранному языку: плюсы и минусы. Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2014; Ч. 2, № 7 (37): 95-98.

10. Танцура Т.А. Проблема мотивации студентов к изучению иностранного языка в период перехода на дистанционный формат обучения. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 281-282.

References

1. Trajnev V.A., Gurkin V.F., Trajnev O.V. Distancionnoe obuchenie (Obobschenie metodologiiipraktiki ispol'zovaniya). Moskva: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i Ko», 2006.

2. Polat E.S. Teoriya i praktika distancionnogo obucheniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2020.

3. Kuricyna G.V. Suschnostno-soderzhatel'nye harakteristiki distancionnogo obucheniya v vuze. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie. Lichnost'. Obschestvo. 2016; № 2: 34-48.

4. Kotlyarenko Yu.Yu., Simonova O.B. 'Elektronnoe obuchenie ili distancionnoe obuchenie ('empiricheskoe issledovanie na primere inostrannogo yazyka). Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2020; № 3 (140): 75-83.

5. Cherkashina O.A. Ispol'zovanie informacionnyh tehnologij v obuchenii inostrannomu yazyku. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2009; № 3: 29-32.

6. Azarova V.N. Vozmozhnosti elektronnoj obrazovatel'noj sredy Moodle v organizacii distancionnogo obucheniya studentov. Voprosy zhurnalistiki. 2020; № 7: 101-119.

7. Vladimirova L.P. Distancionnoe obuchenie inostrannym yazykam: specifika i perspektivy. Inostrannye yazyki v vysshej shkole. 2014; № 2 (29): 68-72.

8. Pashina A.V. Dostoinstva i nedostatki distancionnogo obucheniya anglijskomu yazyku v tehnicheskom vuze. 'Elektronnyj nauchnyjzhurnal. 2020; № 5 (34): 103-105.

9. Kisarin A.S. Distancionnoe obuchenie inostrannomu yazyku: plyusy i minusy. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i prakíiki. Tambov: Gramota. 2014; Ch. 2, № 7 (37): 95-98.

10. Tancura T.A. Problema motivacii studentov k izucheniyu inostrannogo yazyka v period perehoda na distancionnyj format obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 281-282.

Статья поступила в редакцию 15.02.23

УДК 378

Abdulkhalimova R.O., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Head of Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

Ramazanova M.Sh., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

Ragimova V.M., Cand. of Sciences (Philology), teaching assistant, Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

MODERNIZATION OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IS AN IMPORTANT CONDITION FOR IMPROVING EFFECTIVENESS IN FORMING PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE DOCTORS. Some teaching a foreign language in a medical university modernisation ways are considered as an important condition for improving the effectiveness of its graduates professional competence formation. For this purpose, first of all, directions to improve the process of development of professional competencies in medical students are determined. The role that the foreign language study plays in the professional training course of a future doctor who is competitive in the transition of society to a post-industrial development stage conditions is revealed. The most significant opportunities for optimizing the process of teaching the academic discipline "Foreign Language" are being studied, which can be implemented without much difficulty at the higher medical education in the territory of the Russian Federation current development stage. At the same time, the greatest attention is paid to the introduction of role-playing and business games into the educational process, as well as the project method.

Key words: higher education, medical university, foreign language in non-linguistic university, foreign language in medical university, improving methodology of teaching foreign language

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.