Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕДИКОВ'

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕДИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / медицинский вуз / иностранный язык в неязыковом вузе / иностранный язык в медицинском вузе / совершенствование методики преподавания иностранного языка / higher education / medical university / foreign language in non-linguistic university / foreign language in medical university / improving methodology of teaching foreign language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р О. Абдулхалимова, М Ш. Рамазанова, В М. Рагимова

Рассматриваются некоторые пути модернизации преподавания иностранного языка в медицинском вузе как важное условие повышения эффективности формирования профессиональной компетентности его выпускников. Для этого в первую очередь определяются направления дальнейшего совершенствования процесса развития профессиональных компетенций студентов-медиков. Затем выявляется роль, которую изучение иностранного языка играет в ходе профессиональной подготовки будущего врача, конкурентоспособного в условиях перехода общества на постиндустриальную ступень развития. Изучаются наиболее существенные возможности для оптимизации процесса преподавания академической дисциплины «Иностранный язык», могущие без особых затруднений быть реализованными на современной стадии развития высшего медицинского образования на территории Российской Федерации. При этом наибольшее внимание уделяется внедрению в образовательный процесс ролевых и деловых игр, а равно метода проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IS AN IMPORTANT CONDITION FOR IMPROVING EFFECTIVENESS IN FORMING PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE DOCTORS

Some teaching a foreign language in a medical university modernisation ways are considered as an important condition for improving the effectiveness of its graduates professional competence formation. For this purpose, first of all, directions to improve the process of development of professional competencies in medical students are determined. The role that the foreign language study plays in the professional training course of a future doctor who is competitive in the transition of society to a post-industrial development stage conditions is revealed. The most significant opportunities for optimizing the process of teaching the academic discipline “Foreign Language” are being studied, which can be implemented without much difficulty at the higher medical education in the territory of the Russian Federation current development stage. At the same time, the greatest attention is paid to the introduction of role-playing and business games into the educational process, as well as the project method.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕДИКОВ»

сики, развитии навыков чтения, аудирования и письма. К примеру, на ней целесообразно размещение дополнительных языковых упражнений в целях более эффективного усвоения учебного материала, грамматических и лексических тестов, тестов на аудирование, чтение и письмо [6]. Компьютерное тестирование позитивно воспринимается студентами, так как проверка результатов тестирования осуществляется автоматически, т. е. с исключением человеческого фактора. Помимо того, компьютерное тестирование способствует лучшему усвоению учебного материала, т. к. в будущем студенты легко воспроизводят тестовые примеры. Получение оценки тотчас по завершении тестирования также приводит к лучшему восприятию процесса оценивания результатов обучения на эмоциональном уровне. Перечисленные элементы ДО облегчают процедуру контроля, так как дают возможность оценить результаты и качество выполнения каждого учащегося отдельно, а автоматическая проверка экономит время преподавателя.

С целью дальнейшего распространения ДО на занятиях по АЯ в вузе предлагаем проведение таких мероприятий:

1) целевая разработка электронных учебников по АЯ и электронных учебных систем;

2) информирование студентов о наличии качественных дистанционных курсов АЯ;

3) подготовка преподавателей к использованию ИКТ;

4) подбор дидактических методик, наиболее эффективных при дистанционном общении на занятиях по АЯ.

Для России развитие ДО имеет важное значение, связанное с необходимостью предоставления образовательных услуг на большой территории страны с

Библиографический список

крайне неравномерной инфраструктурой и высоким спросом населения на образование. Стоит отметить, что в условиях ДО меняется вид коммуникаций: происходит замена традиционных коммуникационных связей на телекоммуникационные средства, которые обеспечивают интерактивное взаимодействие студентов и преподавателей в учебном процессе и осуществляют доступ к основному объему изучаемого материала. Развитие ДО позволило превратить использование технических средств в образовательном процессе в специфический методический подход, а далее - в специфическую систему организации учебного процесса. Дистанционное обучение, несомненно, обладает значительным потенциалом для развития у студентов навыков в области языковых компетенций. Проведенное исследование не позволяет принимать однозначные решения относительно методических аспектов ДО иностранным языкам, однако дает интересную информацию об использовании электронного обучения в дидактическом процессе.

Углубление изучения методических аспектов, основанное на возможностях, предлагаемых ИКТ в области стратегии обучения АЯ, могло бы способствовать более эффективному внедрению ДО в языковом образовании. Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что существует необходимость продолжения исследований по использованию ДО в дидактическом процессе в рамках разных языковых навыков и на разных уровнях владения АЯ. Безусловно, организация процесса ДО требует соответствующей деятельности, направленной на индивидуализацию обучения и адаптацию занятий, проводимых в дистанционной модели, к конкретным образовательным потребностям студентов, что может привести к более осознанному и эффективному использованию методического потенциала ДО в языковом образовании.

1. Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение (Обобщение методологии и практики использования). Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.

2. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2020.

3. Курицына ГВ. Сущностно-содержательные характеристики дистанционного обучения в вузе. Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016; № 2: 34-48.

4. Котляренко Ю.Ю., Симонова О.Б. Электронное обучение или дистанционное обучение (эмпирическое исследование на примере иностранного языка). Казанский педагогический журнал. 2020; № 3 (140): 75-83.

5. Черкашина О.А. Использование информационных технологий в обучении иностранному языку. Ярославский педагогический вестник. 2009; № 3: 29-32.

6. Азарова В.Н. Возможности электронной образовательной среды Moodle в организации дистанционного обучения студентов. Вопросы журналистики. 2020; № 7: 101-119.

7. Владимирова Л.П. Дистанционное обучение иностранным языкам: специфика и перспективы. Иностранные языки в высшей школе. 2014; № 2 (29): 68-72.

8. Пашина А.В. Достоинства и недостатки дистанционного обучения английскому языку в техническом вузе. Электронный научный журнал. 2020; № 5 (34): 103-105.

9. Кисарин А.С. Дистанционное обучение иностранному языку: плюсы и минусы. Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2014; Ч. 2, № 7 (37): 95-98.

10. Танцура Т.А. Проблема мотивации студентов к изучению иностранного языка в период перехода на дистанционный формат обучения. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 281-282.

References

1. Trajnev V.A., Gurkin V.F., Trajnev O.V. Distancionnoe obuchenie (Obobschenie metodologiiipraktiki ispol'zovaniya). Moskva: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i Ko», 2006.

2. Polat E.S. Teoriya i praktika distancionnogo obucheniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2020.

3. Kuricyna G.V. Suschnostno-soderzhatel'nye harakteristiki distancionnogo obucheniya v vuze. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie. Lichnost'. Obschestvo. 2016; № 2: 34-48.

4. Kotlyarenko Yu.Yu., Simonova O.B. 'Elektronnoe obuchenie ili distancionnoe obuchenie ('empiricheskoe issledovanie na primere inostrannogo yazyka). Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2020; № 3 (140): 75-83.

5. Cherkashina O.A. Ispol'zovanie informacionnyh tehnologij v obuchenii inostrannomu yazyku. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2009; № 3: 29-32.

6. Azarova V.N. Vozmozhnosti elektronnoj obrazovatel'noj sredy Moodle v organizacii distancionnogo obucheniya studentov. Voprosy zhurnalistiki. 2020; № 7: 101-119.

7. Vladimirova L.P. Distancionnoe obuchenie inostrannym yazykam: specifika i perspektivy. Inostrannye yazyki v vysshej shkole. 2014; № 2 (29): 68-72.

8. Pashina A.V. Dostoinstva i nedostatki distancionnogo obucheniya anglijskomu yazyku v tehnicheskom vuze. 'Elektronnyj nauchnyjzhurnal. 2020; № 5 (34): 103-105.

9. Kisarin A.S. Distancionnoe obuchenie inostrannomu yazyku: plyusy i minusy. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i prakíiki. Tambov: Gramota. 2014; Ch. 2, № 7 (37): 95-98.

10. Tancura T.A. Problema motivacii studentov k izucheniyu inostrannogo yazyka v period perehoda na distancionnyj format obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 281-282.

Статья поступила в редакцию 15.02.23

УДК 378

Abdulkhalimova R.O., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Head of Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Ramazanova M.Sh., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Ragimova V.M., Cand. of Sciences (Philology), teaching assistant, Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

MODERNIZATION OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IS AN IMPORTANT CONDITION FOR IMPROVING EFFECTIVENESS IN FORMING PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE DOCTORS. Some teaching a foreign language in a medical university modernisation ways are considered as an important condition for improving the effectiveness of its graduates professional competence formation. For this purpose, first of all, directions to improve the process of development of professional competencies in medical students are determined. The role that the foreign language study plays in the professional training course of a future doctor who is competitive in the transition of society to a post-industrial development stage conditions is revealed. The most significant opportunities for optimizing the process of teaching the academic discipline "Foreign Language" are being studied, which can be implemented without much difficulty at the higher medical education in the territory of the Russian Federation current development stage. At the same time, the greatest attention is paid to the introduction of role-playing and business games into the educational process, as well as the project method.

Key words: higher education, medical university, foreign language in non-linguistic university, foreign language in medical university, improving methodology of teaching foreign language

Р.О. Абдулхалимова, канд. филол. наук, доц., зав. каф. иностранных и латинского языков ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

М.Ш. Рамазанова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

В.М. Рагимова, канд. филол. наук, асс, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕДИКОВ

Рассматриваются некоторые пути модернизации преподавания иностранного языка в медицинском вузе как важное условие повышения эффективности формирования профессиональной компетентности его выпускников. Для этого в первую очередь определяются направления дальнейшего совершенствования процесса развития профессиональных компетенций студентов-медиков. Затем выявляется роль, которую изучение иностранного языка играет в ходе профессиональной подготовки будущего врача, конкурентоспособного в условиях перехода общества на постиндустриальную ступень развития. Изучаются наиболее существенные возможности для оптимизации процесса преподавания академической дисциплины «Иностранный язык», могущие без особых затруднений быть реализованными на современной стадии развития высшего медицинского образования на территории Российской Федерации. При этом наибольшее внимание уделяется внедрению в образовательный процесс ролевых и деловых игр, а равно метода проектов.

Ключевые слова: высшее образование, медицинский вуз, иностранный язык в неязыковом вузе, иностранный язык в медицинском вузе, совершенствование методики преподавания иностранного языка

Актуальность темы, поднимаемой в рамках нашей статьи, обосновывается, во-первых, фактом интенсификации международных связей во всех областях человеческой деятельности, включая медицину (Т.П. Айсувакова, Э.М. Ахмедо-ва, Н.В. Горбунова, Л.Н. Давыдова, А.В. Лебедев). Необходимым требованием к врачам, конкурентоспособным в подобных условиях, является более высокий, чем на предыдущих этапах развития общества, уровень владения иностранным языком, в особенности английским как средством международного общения [1, с. 43-44]. Вышесказанное естественным образом способствует обострению проблем, связанных с модернизацией его преподавания в медицинских вузах.

С другой стороны, актуализации темы настоящего исследования во многом способствует непредсказуемый характер динамики социальной, экономической и культурной жизни социума (М.И. Абидова, О.А. Гаврилюк, М.Б. Ковалёва, И.Ю. Марковина, К.А. Митрофанова, Е.С. Потехина, Е.Е. Руденко) [2, с. 220]. Такие особенности функционирования общества подразумевают, что успешное осуществление будущим медиком профессиональной и иных видов деятельности невозможно без достаточного уровня развития надпрофессиональных компетенций. В частности, врач должен демонстрировать осознанное стремление к постоянному повышению собственной квалификации [3, с. 95]. Последнее, в свою очередь, представляется в полной мере возможным лишь при условии достаточного овладения им системой иноязычных компетенций (П.В. Сысоев, И.Ю. Марковина, М.В. Ширинян) [4, с. 29]. Следовательно, и в этом случае необходимо решение вопросов, связанных с модернизацией процесса их формирования, о чём говорили многие исследователи данного вопроса [5-12].

Цель статьи - рассмотрение некоторых путей модернизации преподавания иностранного языка в медицинском вузе как важного условия повышения эффективности формирования профессиональной компетентности его выпускников.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:

- определить пути дальнейшего совершенствования процесса развития профессиональных компетенций студентов-медиков;

- выявить роль, которую изучение иностранного языка играет в обучении будущего врача, конкурентоспособного в условиях перехода общества на постиндустриальную ступень развития;

- изучить возможности, существующие для оптимизации процесса преподавания ИЯ, могущие без особых проблем быть реализованными на современной стадии развития высшего медицинского образования в РФ.

При подготовке статьи авторами использовались следующие методы исследования:

- анализ специальной литературы;

- рефлексия собственного педагогического опыта.

Научная новизна статьи заключается в том, что были продемонстрированы некоторые возможности для дальнейшего совершенствования процесса развития профессиональных компетенций студентов-медиков, в том числе путём оптимизации преподавания иностранного языка.

Её теоретическая значимость состоит в выявлении той роли, которую изучение иностранного языка играет в обучении будущего врача, конкурентоспособного в условиях постиндустриального общества.

Практическая значимость - в демонстрации возможностей, существующих для оптимизации процесса преподавания иностранного языка студентам-медикам, могущих без особых проблем быть реализованными на современной стадии развития отечественной системы высшего медицинского образования.

Сегодня перспективным направлением дальнейшего поступательного развития отечественной системы высшего медицинского образования представляется углубление и расширение интеграции компетентностного подхода

(Ю.А. Лупиногина, И.В. Зарочинцева, Н.Г Михайлова, С.К. Фоломкина) [5, с. 136]. Как следует из наименования, первостепенное значение в русле этого подхода принадлежит формированию ключевых компетенций обучающихся [6, с. 24-25]. Таким образом, реализация образовательных программ в современных медицинских вузах должна быть направлена на достижение таких результатов, которые можно оценивать с точки зрения степени сформированности определённых компетенций.

Более широкое внедрение рассматриваемого методологического подхода будет способствовать формированию у будущих медиков такого значимого на сегодняшний день качества, как социально ответственный профессионализм [2, с. 220]. Его структура в качестве важного элемента включает профессионально значимые качества (ПЗК). Современные педагоги, как правило, используют приведённый термин для обозначения личных качеств, применяемых в ходе осуществления профессиональной деятельности. (Ж.К. Адильбекова, М.Е. Алим-баев, А.В. Лебедев, А. Набока, Н.К. Омаров, Б.Т. Тасполатов). На современной стадии изучения данного феномена представляется возможным выделение некоторых качеств, являющихся необходимыми к формированию у студентов-медиков (табл. 1).

Таблица 1

Значимые ПЗК современного медика

№ п/п Наименование

1. Эмоциональная устойчивость

2. Высокий интеллект

3. Эмпатия

4. Способность к постоянному самообразованию

5. Ответственность

6. Коммуникабельность

7. Коммуникативная компетентность

8. Креативность [3, с. 98]

Судя по данным социологических исследований, большинство будущих врачей важным для собственной профессиональной деятельности считают такую профессионально значимую компетенцию, как коммуникативная способность [2, с. 220-221]. Как видим, факт значимости данной черты их будущего профессионального портрета хорошо осознаётся самими студентами-медиками.

При этом в ходе формирования этой ПЗК одну из ключевых ролей играет изучение дисциплины «Иностранный язык» [4, с. 33]. Являясь обязательной для освоения в образовательном пространстве российских медицинских вузов, она представляет собой мощное средство развития системы общекультурных компетенций. Действительно, практика общения на изучаемом языке связана с интенсивным формированием коммуникативных навыков обучающихся. В первую очередь сказанное относится к развитию следующих компетенций:

- ориентирование в социальном и культурном контексте своей эпохи в соответствии с объективными потребностями будущей профессиональной деятельности [5, с. 136];

- понимание мыслей и чувств, фактов и мнений;

- их интерпретация в устной и письменной формах.

Учебная иноязычная деятельность, организованная с учётом современных тенденций развития педагогики высшей школы, с большой вероятностью будет способствовать достижению ряда положительных результатов, непосредственно связанных с профессиональными коммуникациями выпускников. Перечислим их:

- осознание объективных проблем, существующих во взаимоотношениях между врачом и пациентом;

- способность кэмпатии;

- позитивное отношение к субъектам процесса коммуникации;

- навыки адекватной оценки участников профессионального общения в различных его ситуациях [7, с. 35-36].

Выявив роль, которую освоение иностранного языка играет в процессе профессиональной подготовки будущего медика, характеризующегося высокой конкурентоспособностью в условиях постиндустриального общества, перейдём к разговору о прогрессивных методах обучения соответствующей дисциплине.

Так, сегодня приемлемым представляется использование ролевых и деловых игр как эффективного средства развития рассмотренных выше компетенций студентов-медиков на занятиях по соответствующей академической дисциплине. Реализация подобных методик позволяет генерировать педагогические условия, максимально приближённые к тем, в которых позднее будет осуществляться профессиональное общение будущих врачей [8, с. 109-110]. Правильные организация и проведение таких игр будут способствовать развитию у студентов-медиков некоторых ПЗК, связанных с коммуникативной активностью [9, с. 8].

Современные педагоги-исследователи и практики склонны трактовать термин «учебная деловая игра» как специфическую форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности студентов (В.В. Ерёмин, И.В. Зарочинцева, Н.Г. Михайлова, А.В. Лебедев, Н.К. Омаров). Применение данной формы организации образовательного процесса позволяет максимально близко к реальности смоделировать разнообразные аспекты будущих ситуаций профессионального общения [1, с. 45-46]. Посредством проведения таких игр можно создавать педагогические ситуации, в которых необходимым является комплексное использование знаний, умений и навыков, полученных студентами в ходе усвоения как иностранного языка, так и иных дисциплин [4, с. 34].

В связи с раскрытием темы статьи нельзя обойти вниманием метод учебных проектов. Ключевой с точки зрения данного метода термин «проект» может быть истолкован как самостоятельно планируемая и реализуемая будущими медиками работа (А.Э. Азиханова, П.М. Рамазанова, З.М. Саламова). Деятельность, совершаемая над учебными проектами, способствует объединению следующих аспектов учебной, а в дальнейшем - и профессиональной деятельности студентов:

- речевое общение;

- интеллектуально-эмоциональный контекст других форм активности [10, с. 14].

Особенно эффективна подготовка учебных проектов на заключительных этапах становления системы знаний, умений и навыков будущих медиков, связанных с иноязычной речевой деятельностью (И.А. Бекшаев, Т. В. Дьячкова, И.В. Ку-ламихина, З.М. Саламова).

При этом перечень тем учебных проектов, предлагаемых студентам, весьма разнообразен [2, с. 221]. Важное условие - поиск и обработка материала, необходимого для их успешного выполнения, - должно выполняться путём анализа ресурсов, содержащих информацию не только на русском, но и на изучаемом языке [10, с. 16].

Итогом такой проектной деятельности будущих медиков должна стать презентация, полностью выполненная на иностранном языке. Завершение работы над ней с высокой вероятностью будет способствовать формированию у будущих медиков совокупности компетенций, связанных с осуществлением ими профилактической работы среди населения, в том числе с обращением к позитивному зарубежному опыту такого рода деятельности [11, с. 93].

Правильная организация проектной деятельности лиц, обучающихся в современном медицинском вузе, на занятиях по иностранному языку предполагает учёт ряда положений (табл. 2).

Библиографический список

Таблица 2

Положения, необходимые к учёту при организации проектной деятельности студентов-медиков на занятиях по иностранному языку

№ п/п Наименование

1. Деятельность, связанная с выполнением и защитой учебных проектов должна способствовать установлению и развитию связей между иностранным языком и прочими академическими дисциплинами

2. Проекты с необходимостью должны иметь социальную направленность [12, с. 9]

3. Деятельность студентов-медиков, связанная с выполнением учебных проектов, должна характеризоваться профессиональной и практической направленностью, так повысится вероятность успешной реализации связей вида «язык - ситуация» или «язык - практика» [11, с. 97]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. По ходу работы над учебными проектами крайне желательным представляется широкое использование устной и письменной иноязычной речи [12, с. 10]

На основе вышеизложенного мы можем заключить, что в настоящее время перспективным направлением дальнейшего поступательного развития отечественной системы высшего медицинского образования представляется углубление и расширение интеграции компетентностного подхода.

Последнее с определённой вероятностью будет способствовать формированию у будущих медиков такого значимого на сегодняшний день качества, как социально ответственный профессионализм. Важным элементом его структуры являются профессионально значимые качества (ПЗК).

Судя по данным социологических исследований, большинство будущих врачей важным для собственной профессиональной деятельности считают такую ПЗК, как коммуникативная способность.

В ходе её формирования одну из ключевых ролей играет освоение дисциплины «Иностранный язык». Являясь обязательной для освоения в образовательном пространстве российских медицинских вузов, она представляет собой мощное средство развития системы общекультурных компетенций. Учебная деятельность по соответствующей дисциплине, организованная с учётом современных тенденций развития педагогики высшей школы, с большой вероятностью будет способствовать достижению ряда положительных результатов, непосредственно связанных с профессиональными коммуникациями выпускников.

Современное состояние разработки интересующей нас проблематики позволяет с определённой долей уверенности говорить об эффективности некоторых методов обучения ИЯ студентов-медиков.

Приемлемым, например, представляется использование ролевых и деловых игр как эффективного средства развития рассмотренных выше компетенций студентов-медиков на занятиях по соответствующей академической дисциплине. Реализация подобных методик позволяет генерировать педагогические условия, максимально приближённые к тем, в которых позднее будет осуществляться профессиональное общение будущих врачей. Правильные организация и проведение таких игр будут способствовать развитию у студентов-медиков некоторых ПЗК, связанных с коммуникативной активностью.

Определённая эффективность присуща также методу учебных проектов. Работа над ними способствует объединению следующих аспектов учебной, а в дальнейшем - и профессиональной деятельности студентов: речевое общение; интеллектуально-эмоциональный контекст других форм активности.

При этом особенно эффективны подготовка и защита учебных проектов на заключительных этапах становления системы знаний, умений и навыков будущих медиков, связанных с иноязычной речевой деятельностью.

1. Ситникова А.А. Специфика преподавания иностранного языка в медицинских университетах согласно обновлённым требованиям стандарта. Современное педагогическое образование. 2022; № 9: 43-47.

2. Баширова Х.А., Магомедова М.А., Рагимова В.М. Роль иностранного языка в формировании профессиональной компетентности студентов-медиков. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 219-222.

3. Пятяева И.В., Михайлова Е.Б. Проектирование курса иностранных языков в неязыковом вузе в соответствии с ФГОС ВО 3++. Гуманизация образования. 2018; № 5: 94-102.

4. Потапова В.Ю. Отбор предметно-тематического содержания обучения иностранному языку для профессионального общения в медицинском вузе в рамках предметно-интегрированного обучения. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021; Т. 26, № 193: 29-37.

5. Карцева Е.Ю., Бабинцева Е.А., Формирование профессионально ориентированной англоязычной читательской компетентности будущих специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 135-138.

6. Байлеписова А. Компетентностный подход к образованию. Norwegian Journal of development of the International Science. 2022; № 86: 23-25.

7. Михеева C.B. Препятствия на пути конструктивного общения и способы их преодоления. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 5 (96): 35-37.

8. Соболева О.С., Казарян О.В. Методики, имитирующие естественную профессиональную коммуникацию, при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Педагогика и психология образования. 2019; № 3: 109-116.

9. Балданова Е.А., Дондокова Н.Б. Методы формирования ключевых компетенций у студентов посредством иностранного языка. Мир науки. Педагогика и психология. 2020; № 1: 1-10.

10. Закиева РР, Рыжиков С.Н., Сулейманов РА. Реальный проект: взаимодействие профессионального образования с рынком труда. Инновационные проекты и программы в образовании. 2020; № 1: 13-18.

11. Родионова В.Н., Туровец О.Г, Шотыло Д.М. Применение проектного метода обучения в создании магистерского курса по организации высокотехнологичных производств. Организатор производства. 2019; Т. 27, № 1: 90-102.

12. Балтина А.М. Проектное обучение в магистратуре как метод создания инноваций. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017, № 2: 8-11.

References

1. Sitnikova A.A. Specifika prepodavaniya inostrannogo yazyka v medicinskih universitetah soglasno obnovlennym trebovaniyam standarta. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2022; № 9: 43-47.

2. Bashirova H.A., Magomedova M.A., Ragimova V.M. Rol' inostrannogo yazyka v formirovanii professional'noj kompetentnosti studentov-medikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 219-222.

3. Pyatyaeva I.V., Mihajlova E.B. Proektirovanie kursa inostrannyh yazykov v neyazykovom vuze v sootvetstvii s FGOS VO 3++. Gumanizaciya obrazovaniya. 2018; № 5: 94-102.

4. Potapova V.Yu. Otbor predmetno-tematicheskogo soderzhaniya obucheniya inostrannomu yazyku dlya professional'nogo obscheniya v medicinskom vuze v ramkah predmetno-integrirovannogo obucheniya. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2021; T. 26, № 193: 29-37.

5. Karceva E.Yu., Babinceva E.A., Formirovanie professional'no orientirovannoj angloyazychnoj chitatel'skoj kompetentnosti buduschih specialistov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 135-138.

6. Bajlepisova A. Kompetentnostnyj podhod k obrazovaniyu. Norwegian Journal of development of the International Science. 2022; № 86: 23-25.

7. Miheeva C.V. Prepyatstviya na puti konstruktivnogo obscheniya i sposoby ih preodoleniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96): 35-37.

8. Soboleva O.S., Kazaryan O.V. Metodiki, imitiruyuschie estestvennuyu professional'nuyu kommunikaciyu, pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2019; № 3: 109-116.

9. Baldanova E.A., Dondokova N.B. Metody formirovaniya klyuchevyh kompetencij u studentov posredstvom inostrannogo yazyka. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2020; № 1: 1-10.

10. Zakieva R.R., Ryzhikov S.N., Sulejmanov R.A. Real'nyj proekt: vzaimodejstvie professional'nogo obrazovaniya s rynkom truda. Innovacionnye proekiy i programmy v obrazovanii. 2020; № 1: 13-18.

11. Rodionova V.N., Turovec O.G., Shotylo D.M. Primenenie proektnogo metoda obucheniya v sozdanii magisterskogo kursa po organizacii vysokotehnologichnyh proizvodstv. Organizator proizvodstva. 2019; T. 27, № 1: 90-102.

12. Baltina A.M. Proektnoe obuchenie v magistrature kak metod sozdaniya innovacij. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo social'no-'ekonomicheskogo universiteta. 2017, № 2: 8-11.

Статья поступила в редакцию 16.02.23

УДК 378

Isaeva M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Geometry and Methods of Teaching Mathematics, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

Mamalova Kh.E, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Chechen Philology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

Korkmazov A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Organization of Law Enforcement Activities, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

INTRODUCING BLENDED LEARNING INTO THE WORK OF A MODERN UNIVERSITY. The article provides a theoretical analysis of the concept of blended learning, defines its features, reveals factors of the development of blended learning, reflects on problems of implementing blended learning in a university. It is concluded that blended learning is one of the priority and promising areas in education. By blended learning the authors mean integration of a classroom traditional form of education and distance learning using information and communication technologies. Blended education retains the traditional principles of education, but with the inclusion of elements of Internet resources. Correlating these two forms of education, the higher school is ready for such a construction of the educational process, but at the same time the university must provide technical support. The authors conclude that to date, there is no clear definition of the concept of blended learning. In this regard, by mixed learning the researchers understand the integration of classroom traditional form of training and distance learning using ICT. Key words: distance learning, blended learning university, student, ICT technologies, Internet technologies

М.А. Исаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: [email protected] Х.Э. Мамалова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: [email protected]

А.В. Коркмазов, канд. пед. наук, ст. преп., Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Грозный, E-mail: [email protected]

ВНЕДРЕНИЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАБОТУ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

В статье проведен теоретический анализ понятия феномена смешанного обучения, определены его признаки, раскрыты особенности и факторы развития смешанного обучения, а также отражены проблемы реализации смешанного обучения в вузе. Сделан вывод о том, что смешанное обучение является одним из приоритетных и перспективных направлений в образовании. Под смешанным обучением понимаем интеграцию аудиторной традиционной формы обучения и дистанционного с использованием информационно-коммуникационных технологий. Смешанное образование сохраняет традиционные принципы обучения, но с включением элементов интернет-ресурсов. Соотнеся эти две формы обучения, высшая школа готова к такому построению учебного процесса, но при этом вуз должен обеспечить техническую поддержку. Авторы пришли к выводу о том, что на сегодняшний день нет чёткого определения понятия «смешанное обучение». В связи с этим под смешанным обучением понимаем интеграцию аудиторной традиционной формы обучения и дистанционного с использованием ИКТ

Ключевые слова: дистанционное обучение, смешанное обучение вуз, студент, ИКТ-технологии, интернет-технологии

Актуальность научного исследования вызвана необходимостью непрерывного формирования профессиональной и общекультурной компетенции специалистов. При этом применяется весь материал, который доступен для использования учащимися и позволяет совершенствовать профессиональную и общекультурную грамотность. В настоящее время в высших учебных заведениях активно используются такие виды обучения, как дистанционные и смешанные формы. Данные виды обучения получили широкое распространение по всей России. Это связано, прежде всего, с тем, что весь мир, в том числе и Россия, столкнулся с эпидемией. Одним из наиболее мобильных, гибких и незатратных

методов обучения становится дистанционное обучение. Смешанное обучение -это инновационная форма, которая в настоящее время является объектом многочисленных научных исследований.

Цель данной статьи состоит в изучении процесса внедрения смешанного обучения в работу современного вуза.

Основные задачи статьи видятся в следующем: изучить сущность понятия «смешанное обучение»; определить признаки смешанного обучения, раскрыть особенности и факторы развития смешанного обучения, а также выявить проблемы реализации смешанного обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.