Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
дистанционное обучение / традиционное обучение / иностранные языки / тьютор / distance learning / traditional learning / foreign languages / tutor

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондрахина Наталья Геннадиевна, Южакова Нина Евгеньевна

В рамках данной статьи рассматривается проблематика теоретических и дидактических аспектов дистанционного обучения иностранным языкам. Обращается внимание на сущность дистанционного обучения и технологий дистанционного обучения, как феномена. Описывается специфика дистанционного обучения иностранным языкам. Рассматриваются отличия дистанционных и традиционных форм обучения иностранным языкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND DIDACTIC ASPECTS OF DISTANCE LEARNING IN FOREIGN LANGUAGES

This article deals with the problems of theoretical and didactic aspects of distance learning in foreign languages. Attention is drawn to the essence of distance learning and distance learning technologies as a phenomenon. The article describes the specifics of distance learning in foreign languages. The differences between distance and traditional forms of teaching foreign languages are considered.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ»

РСН 10.24411/2076-1503-2020-10957 КОНДРАХИНА Наталья Геннадиевна,

кандидат филологических наук, доцент, профессор Департамента английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации е-mail: [email protected]

ЮЖАКОВА Нина Евгеньевна,

старший преподаватель Департамента английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации е-mail: [email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Аннотация. В рамках данной статьи рассматривается проблематика теоретических и дидактических аспектов дистанционного обучения иностранным языкам. Обращается внимание на сущность дистанционного обучения и технологий дистанционного обучения, как феномена. Описывается специфика дистанционного обучения иностранным языкам. Рассматриваются отличия дистанционных и традиционных форм обучения иностранным языкам.

Ключевые слова: дистанционное обучение, традиционное обучение, иностранные языки, тьютор.

KONDRAKHINA Natalia Gennadevna,

PhD in Philology, associate Professor, Professor of the Department of English and professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation

YUZHAKOVA Nina Evgenevna,

senior lecturer, Department of English and professional communication, Financial University under the Government of the Russian Federation

THEORETICAL AND DIDACTIC ASPECTS OF DISTANCE LEARNING

IN FOREIGN LANGUAGES

Annotation. This article deals with the problems of theoretical and didactic aspects of distance learning in foreign languages. Attention is drawn to the essence of distance learning and distance learning technologies as a phenomenon. The article describes the specifics of distance learning in foreign languages. The differences between distance and traditional forms of teaching foreign languages are considered.

Key words: distance learning, traditional learning, foreign languages, tutor.

В современном мире многие работодатели и представители крупных всемирно известных компаний желают, чтобы в их штате были сотрудники, хорошо владеющие иностранным языком. По этой причине курсы обучения, реализуемые в дистанционной форме, представляют востребованный образовательный ресурс. Использование новых технологий в учебно-педагогическом процессе представ-

ляет иной этап в теории и практике педагогики и методики. Стремление специалистов удовлетворить возрастающие потребности общества в образовании путём использования возможностей компьютерных технологий приводит к появлению и новых форм обучения. Одной из таких форм является дистанционное обучение с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей. Рассмотрим, как в научно-педагогической

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

литературе трактуется понятие ДО. Рассмотрим также сущность понятия «дистанционное обучение» и дадим определения близким терминам.

Термин «дистанционное обучение» (далее - ДО) употребляется для обозначения таких форм обучения, при которых передача информации между обучаемым и обучающим происходит на расстоянии с помощью технических средств связи [1].

В педагогической литературе встречаются следующие термины, имеющие отношение к дистанционному обучению, например: «дистантное образование», «дистантное обучение», их считают синонимами в педагогической литературе [2]. Но, проводя анализ терминов «обучение» и «образование», можно прийти к выводу, что они вовсе не входят в синонимичный ряд, их лишь объединяет понятие «дистанционное». В своей работе «Дистанционное обучение: К вопросу об основных понятиях» Н.А. Панарина указывает, что «обучение - целенаправленный, организованный процесс взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся», в свою очередь, «термин "образование", как известно, ввел еще И.Г. Песталоцци. Понятие образование толковалось в широком смысле как результат всех педагогических влияний на "развитие души"» [3].

Однако разница все же выражена в смысловом объёме слов «образование» и «обучение». Например, обратимся к определению А.А. Андреева, которое отражает сущность дистанционного обучения: «Дистанционное обучение - это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающего и обучающихся между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе» [2]. Данное определение полноценно отражает проблемное поле и направляет наше внимание на исследование таких важных характеристик ДО, как интерактивность, пространственную и временную организацию, а также определение специфики конкретной дидактической системы, реализующей данную форму дистанционного обучения.

Добавляя к вышеприведенным понятиям еще одно, уточним: под дистанционным образованием в концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в Российской Федерации понимается «комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.)» [4].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

Если рассматривать словосочетания со словом «обучение», то проведённый нами анализ показал, что в современном мире используется большое количество трактовок понятия «дистанционное обучение». С одной стороны, этот термин в целом может быть использован для любого типа удаленного обучения, но он должен быть непосредственно связан с преподаванием с помощью всемирной сети Интернет или других технологий связи. В эту концепцию вписывается определение, данное У. Перратоном. По мнению учёного, дистанционное обучение можно определить как «учебный процесс, при котором значительная часть времени обучения проводится кем-то удаленным в пространстве и / или времени от ученика» [5].

Определение, заимствованное из Толкового словаря терминов понятийного аппарата информатизации образования, делает упор на процессе передачи знаний и формирования умений как интеракции:

«Дистанционное обучение - процесс передачи знаний, формирования умений и навыков при интерактивном взаимодействии как между обучающим и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемый в условиях реализации средств ИКТ» [6].

Похожее определение давала Е.С. Полат в своем учебнике «Педагогические технологии дистанционного обучения»: «Дистанционное обучение - это система обучения, основанная на взаимодействии учителя и учащихся, учащихся между собой на расстоянии, отражающая все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами ИКТ и Интернет-технологий» [7]. В этом определении акцент делается на субъектах учебного процесса - обучающемся и обучающем, как важных субъектах деятельности посредством дистанционных форм обучения.

В Приказе Министерства образования и науки РФ используется понятие «дистанционные технологии», в котором основное внимание делается на способах деятельности. «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [8].

Кроме того, сравнительно недавно в оборот вошёл ещё один термин, заменяющий сло-

восочетание «дистанционное обучение» с прямым независимым использованием Интернет-технологий в образовательном процессе. Этот термин последнее время часто встречается не только на сайтах различных онлайн курсов, но и в политических, экономических и социально-культурных статьях. Это - E-learning или электронное обучение. Термин пришел из английского языка и предполагает любое обучение с использованием компьютера или ноутбука. По такой же аналогии существуют подобные термины: M-learning, предполагающий использование мобильного телефона в обучении, U-learning или ubiquitous learning (повсеместное обучение), Ubiq (BeOne Ubiq) представляет собой многофункциональное мобильное приложение, направленное на улучшение навыков по конкретным темам; предполагает выполнение заданий, обучение, выявление результатов, обеспечивая четкое понимание выполнения задач.

Современная форма обучения иностранным языкам, названная термином «смешанное обучение» (blended learning), предполагает оптимальное сочетание дистанционных форм обучения в самостоятельном режиме и занятий под руководством преподавателя в аудитории. К достоинствам данного типа обучения можно отнести то, что процесс обучения становится разнообразным и интересным; обучающийся становится активным участником данного процесса, а преподаватель имеет возможность корректировать учебный процесс, наблюдая обучающегося во время аудиторных занятий.

Таким образом, под дистанционным обучением мы будем понимать «целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающего и обучающихся между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе», следуя определению А.А. Андреева [2].

Уже около 10 лет дистанционная форма обучения в приоритете у многих ведущих университетов мира, т.к. становятся возможными решения стратегических проблем образования. Именно поэтому на данную систему делается большая ставка, некоторые вложения, продвижение во всевозможных сферах, PR и реклама. На сегодняшний день прогресс сконцентрирован в информационной сфере, нежели в технологической. Наступила эра информатики. Именно этот этап её развития, переживаемый в обществе, характеризуется как телекоммуникационный. Это этап глобального общения, передачи информации и знаний. Профессиональные знания теряют свою полезность очень быстро. Поэтому необходимо их постоянное совершенствование. Для

этой цели сделан решительный шаг - рождение эпохи открытого дистанционного образования. На сегодняшний день всемирная телекоммуникационная инфраструктура позволяет создавать системы массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от времени и пространства.

Дистанционная форма обучения английскому языку облегчает для многих людей задачу овладеть иностранным языком в комфортных для себя условиях. Занятия могут проходить в любое время, которое удобно человеку, вне зависимости от внешних обстоятельств.

Имеются многочисленные обучающие сайты и мобильные приложения, которые позволяют каждому освоить иностранный язык и совершенствовать свою коммуникативную компетенцию на этом языке. Эти ресурсы обладают возможностями установления исходного уровня иноязычной коммуникативной компетенции обучающегося и прослеживать динамику роста её показателей по различным параметрам: фонетика, лексика, грамматика, а также по видам речевой деятельности. Более того, можно поддерживать прямую связь с тьютором при помощи программ видеосвязи. Таким образом, обучение становится эффективным.

Однако следует отметить, что в системе ДО основная задача в достижении целей обучения ложится на плечи обучающегося. От него требуется высокая степень самоорганизации, ответственности и самодисциплины. Поэтому дистанционное обучение создано для тех, кто знает, чего хочет добиться, у кого есть чётко обозначенная цель и кто умеет трудиться самостоятельно. Так же кардинально меняется не только роль преподавателя, который становится тьютором, но и роль ученика. Последний, в свою очередь, становится автономным обучающимся.

В связи с внедрением дистанционного обучения в практику высшего образования немного позже появилась необходимость ввести в российскую практику термин «тьютор» (от англ. tutor), чьи функции зависят от конкретной модели обучения. Однако общая задача тьютора заключается в стимулировании интереса и повышении мотивации студентов к освоению иностранного языка [9].

Тьюторами могут выступать как преподаватели вузов, так и лица иных специальностей и профессий, участвующие в образовательном процессе в качестве наставников. Так или иначе, функции тьютора охватывают: • управление самостоятельной работой студентов в режиме онлайн и выполнения ими определенных поставленных целей обучения;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

• передача знаний и опыта;

• организация взаимодействия между студентами курса;

• контроль процесса обучения. Интернет-связь между тьютором и студентом может осуществляться с помощью современных телекоммуникаций, видеозвонков, видеочатов, многопрофильных видеоконференций или благодаря мобильному телефону, различным его приложениям и доступным для каждого девайсам.

Особыми характеристиками такой системы взаимодействия, на наш взгляд, являются:

• отдаленность обучающегося от тьютора в пространстве и во времени;

• возможность осуществлять диалог между преподавателем и студентами с помощью средств связи;

• обучение студентов, проживающих в регионах без доступных возможностей профессиональной подготовки или получения качественного образования (отсутствие вузов, профильных школ, курсов или преподавателей);

• преодоление барьеров в получении обучения при наличии трудности передвижения, инвалидности, травмы. Представляется важным подчеркнуть, что

ДО развилось благодаря прорыву в технологической сфере коммуникационных средств, которые, в свою очередь, позволяют не только поддерживать связь на расстоянии, но и способствовать появлению новых методов обучения на индивидуальной и групповой основе. Выбор онлайн курса соответствует уровню подготовленности студента и предполагает вариативность направленностей курсов по различным тематикам, востребованным в данный момент в различных сферах деятельности.

Многие научные психолингвистические эксперименты позволили убедиться в качестве организации структуры онлайн курсов, понять, что дистанционное обучение зачастую превосходит традиционное.

Современные технологии способны заинтересовывать и вовлекать их пользователей в новый процесс обучения различными способами интеграции: движение, звук, образ. Именно такая подача информации мотивирует на поддержание диалога и обратной связи. Все это создает новую среду для обучения. Более того, ДО даёт возможность управлять процессом, что, несомненно, отличает этот метод от традиционной среды. Ведь с помощью современных компьютерных технологий и программ можно гораздо эффективнее обеспечивать слушателей курсов разнообразной учебной информацией и создавать условия для приобретения опыта

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

самими обучающимися непосредственно в общении.

А.Л. Назаренко, профессор МГУ, в своем учебнике «Информационно-коммуникационные технологии в лингводидактике: дистанционное обучение» пишет: «Благодаря дистанционному обучению не учащийся идет за образованием, а образование само находит его; кроме того, обучение на расстоянии может во многом поспорить с традиционным, очным, обучением» [10].

Проведя анализ ряда работ, посвящённых дистанционным формам обучения иностранному языку [11], мы установили следующие особенности ДО в иноязычном образовании:

• создание виртуальной среды для обучения языку, симулирующей естественную языковую среду обитания изучаемого языка;

• возможности визуального и перцептивного погружения обучающихся в учебный материал;

• аутентичность материалов и заданий к ним;

• технологичность (обучение с использованием современных программных и технических средств);

• динамичность или возможность изменения контента ДО по мере надобности [12];

• неограниченное количество субъектов коммуникации, включая носителей изучаемого языка и этнокультуры.

Далее рассмотрим некоторые характерио стики курсов ДО.

Первым аспектом (1) курсов дистанционного обучения является учёт направленности обучения. Нам известны следующие спецификации курсов при обучении иностранным языкам:

1. Общий курс (General English). Наиболее содержательный и универсальный курс английского языка. В большинстве случаев общая программа рассчитана на применение традиционных или авторских способов преподавания иностранного языка. Их цель - непосредственное изучение всех аспектов языка в комплексе: фонетика, грамматика, лексика.

2. Курсы разговорного английского языка. Их особенность - усиленный социальный аспект коммуникации. По отзывам обучающихся, оставляемым на сайте курса, мы можем сделать заключение, что такие курсы пользуются наибольшей популярностью уже не один десяток лет. На таких курсах как правило, грамматика изучается поверхностно и составляет лишь базу иностранного языка. Наибольший упор и углубление делается на лексику и изучение общеупотребительных фраз. Обучающиеся учатся вести разговор на самые различные темы:

знакомство, общие интересы, путешествия, поход в магазин, кафе или кинотеатр, выход из сложных ситуаций и др.

3. Курсы делового английского или же английский для деловых людей, бизнес-английский. Не сложно догадаться, что бизнес-тематика - основное направление курсов. То есть в процессе обучения слушатели курса знакомятся с особенной терминологией на иностранном языке, характеризующей данную сферу общения, учатся грамматически правильно строить и вести деловую беседу, переписку, презентации компаний и организаций на английском и заниматься другой деловой активностью.

4. Профессиональные курсы, где особое внимание уделяется специальной, профессиональной терминологии (производство, юриспруденция, медицина, журналистика и масс-медиа, торговля и др.). Выделяется определенное количество часов на изучение технического английского языка. Этот курс способствует успешному общению с представителями иностранных компаний, развитию умения чтения специализированных материалов, большинство из которых даются на английском языке без перевода на родной, а также готовит обучающихся к участию в международных форумах и конференциях.

5. Курсы подготовки к экзаменам (CAE, TOEFL, IELTS и др.). Такие специализированные курсы сосредоточены на старательном и скрупулезном изучении грамматики и лексики. Несомненно, необходимо принимать во внимание специфику конкретного экзамена. Отрабатываются конкретные формы экзамена, такие как тест, сочинение, письмо и пр. Важно отметить, что курсы предусматривают оказание помощи в нестандартных вопросах и постоянно обновляют материалы для закрепления и проверки.

Актуальными и часто запрашиваемыми сегодня выступают курсы для подготовки к сдаче ЕГЭ или вступительных экзаменов по английскому языку в университеты РФ. Характерная особенность - изучение экзаменационных материалов за прошлые годы. Это отличный шанс тренировки при сдаче экзамена в реальных условиях.

6. Английский для детей. Этот курс предполагает занятия в игровой форме, поэтому он отделен от общего курса. Подходит для детей дошкольного возраста и учеников начальной школы. Занятия позволяют устранить пробелы в знаниях, разобраться со сложностями, помощь в школьной прол

грамме, а также развить общий кругозор ребенка (что является несомненным плюсом) и выявить интерес к иностранным языкам, предопределить направленность в будущем.

- Другим аспектом (2) ДО является возможя ность реализовывать обучение для различных целевых групп обучающихся (направленность обучения на определенную аудиторию, разграниченную по возрасту, национальности, образованию, степени занятости и т.д.).

Возможности реализовать права человека на образование и получение информации сегодня преподносит шанс дистанционное обучение для школьников, студентов, пенсионеров, специалистов, безработных.

- Следующим аспектом (3) является возможность предоставления обучения без учёта территориальных и национальных границ в любых уголках страны и за рубежом.

В настоящее время форма дистанционе ного обучения рассматривается как всё более эффективная и плодотворная форма обучения иностранным языкам, направленная на формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции.

- Особенностью ДО является также то, что реальная коммуникативная ситуация является базой дистанционного обучения. Благодаря технологическому письменному

и устному интерактивному взаимодействию коммуникантов, выявлено главное свойство дистанционного обучения - обеспечение реального процесса общения в устной или письменной формах. Как подтверждение, в своих работах на это указывают Е.С. Полат, Л.М. Сухарева, А.А. Андреев и др.

При этом исследователями подчёркивается, что плохое знание студентом любого другого предмета - это явление нормальное, в то время как ответственность за неудовлетворительное владение им иностранным языком ложится на преподавателя иностранного языка и расценивается как результат неправильной методики, применяемой в обучении к иностранному языку [13].

Изучение иностранного языка непременно отличается многими параметрами от изучения любой другой дисциплины, на что следует всегда обращать внимание. Главная цель преподавателя при обучении иностранному языку - это создать оптимальные условия для того, чтобы учащийся смог выработать у себя языковые навыки и речевые умения, а не только накопить знания, что происходит при обучении другим наукам. Выполнение данной цели удаётся лишь при

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

наличии определенных условий, как, например, психологическая настроенность и качество обучающихся.

Обучающиеся формируют и совершенствуют то, что называется «коммуникативной компетенцией», но до сих пор никому не удавалось искусственно привить «чувство языка» или развить эту компетенцию, предполагающую умение правильно применять полученные теоретические знания в процессе коммуникации, пользуясь таким же языковым инструментарием, которым бы пользовался в данный ситуации носитель языка [13]. Для реализации этой сложной цели обучения необходимы особые условия, обильная практика и аутентичность ситуации общения, - что становится возможным в рамках ДО.

Обязанность преподавателя, реализующего дистанционную форму обучения, помимо владения языковыми лингвистическими знаниями, способностью понимать и ориентироваться в специфике механизмов речевой иноязычной деятельности и процесса обучения, включает знание контента ДО курсов, а также владение спосо-

бами обучения посредством компьютера и сетевой коммуникации.

В данный момент многие преподаватели иностранных языков пришли к выводу, что традиционная форма преподавания английского языка малоэффективна, не достаточна для применения полученных знаний на практике, однообразна. К тому же новое поколение - это сетевое поколение. Они познают мир посредством новейших компьютерных технических устройств, легко владеют компьютерными навыками [14]. Даже с использованием классических отечественных и зарубежных методик и некоторых элементов технических средств такая система экстенсивна, «растянута» на длительный срок и не плодотворна в своих главных чертах.

Но при дистанционном обучении - полностью эта система заменяется более интенсивными методиками, логически выстроенными и точно организованными в сочетании с современными передовыми технологиями в образовании.

Мы проиллюстрируем эти отличия с помощью табл. 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика систем обучения: дистанционная и традиционная форма

Классификационные признаки Традиционное обучение Дистанционное обучение

Цель обучения Передача знаний, навыков, умений Профессиональная ориентация, поиск места личности в социуме

Роль преподавателя Коммуникатор, передатчик готовой информации и знаний, главное действующее лицо Организатор деятельности обучающихся, управляющий процессом обучения, консультант, помощник технического плана, тьютор

Роль студента Обучаемый (обучается второстепенным лицом, в пользу преподавателя, не для себя), объект педагогического воздействия, потребитель готового знания, субъект иноязычной деятельности в синхронном формате Обучающийся (тот, кто обучается самостоятельно, в свою пользу), главное действующее лицо, субъект процесса обучения, потребитель опыта, субъект иноязычной речевой деятельности в асинхронном формате

Формы взаимодействия студента и преподавателя Опосредованные коммуникацией face-to-face Опосредованные виртуальной средой и сетевой коммуникацией

Мотив Отсутствует или появляется систематично Целенаправлен, результативен

Стимул Оценка, признание Знания, удовлетворение познавательной потребности

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

Основной метод обучения Информационный Поисковый, исследовательский, доступно использование технологий

Форма занятий Групповая, фронтальная Индивидуальная, ориентированная на личность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вид деятельности студента Посещение, прослушивание, участие, заучивание, алгоритмичная работа Анализ и поиск информации, творческий подход к курсу, активное обсуждение

Время самостоятельной работы Небольшое При наличии интереса, сравнительно большее

Содержание образовательного материала Определено учебными материалами (государственной программой, учебниками, пособиями и другими средствами) Появляется в процессе занятия согласно интересу и ориентирам обучающегося, использование дополнительных 1Т- средств

Как показал проведённый нами анализ, онлайн-образование хотя и относительно молодо по соотношению к другим формам обучения, но оно вносит значительные изменения в образовательную деятельность, усложняя его структуру, но таким же образом, упрощая обучение и вбирая в себя различные вариации направлений.

Таким образом, мы выяснили, что именно система дистанционного обучения может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности современного информационного общества. Эта форма обучения соответствует логике развития системы образования и общества в целом, где во главу угла ставятся потребности каждого отдельного человека и возможности информационного общества.

Список литературы:

[1] Гречушкина Н.В. Современные образовательные технологии к вопросу о типологии массовых открытых онлайн курсов / Жокина Н.А. - М.: Наука, 2003. - С. 30-34.

[2] Андреев А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / В.И. Солдат-кин. - М.: Изд-во МЭСИ, 1999. - 196 с.

[3] Назаренко А.Л. Дистанционное образование и преподавание иностранных языков (опыт факультета иностранных языков МГУ) / К. Роу-сон-Джонс, Ж. Г. Аношкина. // Вестник Московского ун-та. - Сер. 19: лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2004. - №. 1. - С. 205-210.

[4] Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. URL: http://www.e-joe.ru/sod/97/1_97/st064.html

[5] Полухина Н.С. Преимущества и способы использования массовых открытых онлайн-курсов при самостоятельном изучении английского языка // Журнал Курского гос. ун-та. - 2014. - 7 с.

[6] Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / сост. И.В. Роберт, Т.А. Лавина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 69 с.

[7] Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Моисеева М.В., Петров А.Е.; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издатцентр «Академия», 2006. - 400 с.

[8] Законодательное обеспечение реализации образовательных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3.

[9] Новосёлова П.Н. Электронное обучение иностранному языку в современном вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 4. - С. 131-135.

[10] Назаренко А.Л. Информационно-коммуникационные технологии в лингводидактике: дистанционное обучение // Междунар. журнал экспериментального образования. - 2014. - № 11. - С. 91-91.

[11] Панарина Н.А. Дистанционное обучение: к вопросу об основных понятиях // Социологические исследования. - 2004. - № 4. - С. 116120; Назаренко А.Л. Дистанционное образование и преподавание иностранных языков (опыт факультета иностранных языков МГУ) / К. Роу-сон-Джонс, Ж.Г. Аношкина // Вестник Московского

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

ун-та. - Сер. 19: лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2004. - №. 1. - С. 205-210.

[12] Данилов О.Е. Особенности дистанционного обучения // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014.- С. 34-37.

[13] Борщева В.В. Модернизация практического курса «Иностранный язык» для студентов-бакалавров неязыковых факультетов средствами современных технологий // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения: сб. науч. тр. - 2015. - Вып. 3. - С. 6-9.

[14] Ярославцева Е.И. Сеть свободы человека. Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке. - М., 2006. - С. 168-193.

Spisok literatury:

[1] Grechushkina N.V. Sovremennye obrazova-tel'nye tekhnologii k voprosu o tipologii massovyh otkrytyh onlajn kursov / Zhokina N.A. - M.: Nauka,

2003. - S.30-34.

[2] Andreev A.A. Distancionnoe obuchenie: sushchnost', tekhnologiya, organizaciya / V.I. Soldat-kin. - M.: Izd-vo MESI, 1999. - 196 s.

[3] Nazarenko A.L. Distancionnoe obrazovanie i prepodavanie inostrannyh yazykov (opyt fakul'teta inostrannyh yazykov MGU) / K. Rouson-Dzhons, Zh. G. Anoshkina. // Vestnik Moskovskogo un-ta. - Ser. 19: lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. -

2004.- №. 1. - S.205-210.

[4] Koncepciya sozdaniya i razvitiya edinoj sis-temy distancionnogo obrazovaniya v Rossii. URL: http://www.e-joe.ru/sod/97/1_97/st064.html

[5] Poluhina N.S. Preimushchestva i sposoby ispol'zovaniya massovyh otkrytyh onlajn-kursov pri samostoyatel'nom izuchenii anglijskogo yazyka // Zhurnal Kurskogo gos. un-ta. - 2014. - 7 s.

[6] Tolkovyj slovar' terminov ponyatijnogo appa-rata informatizacii obrazovaniya / sost. I.V. Robert, T.A. Lavina. - M.: BINOM. Laboratoriya znanij, 2012. - 69 s.

[7] Polat E.S. Pedagogicheskie tekhnologii distancionnogo obucheniya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij / Moiseeva M.V., Petrov A.E.; pod red. E.S. Polat. - M.: Izdatcentr «Akademiya», 2006. - 400 s.

[8] Zakonodatel'noe obespechenie realizacii obrazovatel'nyh programm s ispol'zovaniem elek-tronnogo obucheniya, distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v sootvetstvii s Federal'nym zakonom \"Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii\" ot 29.12.2012 g. № 273-FZ.

[9] Novosyolova P.N. Elektronnoe obuchenie inostrannomu yazyku v sovremennom vuze // Nauch-no-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept». -2013. - T. 4. - S. 131-135.

[10] Nazarenko A.L. Informacionno-kommu-nikacionnye tekhnologii v lingvodidaktike: distancionnoe obuchenie // Mezhdunar. zhurnal eksperimen-tal'nogo obrazovaniya. - 2014. - № 11. - S. 91-91.

[11] Panarina N.A. Distancionnoe obuchenie: k voprosu ob osnovnyh ponyatiyah // Sociologicheskie issledovaniya. - 2004. - № 4. - S. 116-120; Nazarenko A.L. Distancionnoe obrazovanie i prepodavanie inostrannyh yazykov (opyt fakul'teta inostrannyh yazykov MGU) / K. Rouson-Dzhons, Zh.G. Anoshkina // Vestnik Moskovskogo un-ta. - Ser. 19: lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. - 2004. - №. 1. - S.205-210.

[12] Danilov O.E. Osobennosti distancionnogo obucheniya // Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy V Mezhdunar. nauch. konf. (g. Perm', mart 2014 g.). — Perm': Merkurij, 2014. - S. 34-37.

[13] Borshcheva V.V. Modernizaciya praktich-eskogo kursa «Inostrannyj yazyk» dlya studen-tov-bakalavrov neyazykovyh fakul'tetov sredstvami sovremennyh tekhnologij // Sovremennoe yazykovoe obrazovanie: innovacii, problemy, resheniya: sb. nauch. tr. - 2015. - Vyp. 3. - S. 6-9.

[14] Yaroslavceva E.I. Set' svobody cheloveka. Mnogomernyj obraz cheloveka: na puti k sozdaniyu edinoj nauki o cheloveke. - M., 2006. - S. 168-193.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.