Научная статья на тему 'Проблемы дистанционного обучения иностранным языкам в вузе'

Проблемы дистанционного обучения иностранным языкам в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1275
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REMOTE EDUCATION / CASE TECHNOLOGY / TELECONFERENCE / E-MAIL / TYPES OF SPEECH ACTIVITY / CHATS / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕЛЕКОНФЕРЕНЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА / ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЧАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дигтяр О. Ю.

В данной статье рассматриваются проблемы дистанционного обучения иностранным языкам в вузе. В статье речь идет о детальном анализе проблем при обучении английскому языку современного студента в аудиторной группе. Приводится ряд проблем, решением которых является привлечение дистанционного обучения с использованием цифровых технологий. Особое внимание автор уделяет правильности организации самого процесса дистанционного обучения, отмечаются достоинства такового обучения, говорится о необходимости использования всех видов речевой деятельности. Значительное внимание при использовании дистанционного обучения автором отводится системе контроля и мониторинга знаний по всем видам речевой деятельности, а также использование электронных учебников, платформ, кейс-технологий, привлечение аудио и телеконференций, что сделает дистанционное обучение иностранным языкам конкурентной формой обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING EDUCATION WHILE TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT A NON-LINGUISTIC HIGHER SCHOOL

In the article problems of distance learning education while teaching foreign languages at the non-linguistic higher school are presented. The researcher conducts a detailed analysis of problems while teaching English to a modern student in a group. A number of problems are presented, the solution of which is the attraction of distance learning using digital technologies. The author pays special attention to the correctness of the organization of the distance learning process itself, notes the merits of such training. Considerable attention is paid to the system of controlling and monitoring knowledge for all types of speech activity, as well as the use of electronic textbooks, platforms, case technologies, audio and teleconferencing, which will make distance learning of foreign languages a competitive form of education.

Текст научной работы на тему «Проблемы дистанционного обучения иностранным языкам в вузе»

Выводы

Корпус создаёт серьёзную базу для лингвистических исследований, представляя языковой материал в различных ситуациях общения. Для того, чтобы анализировать отношение общества к какому-либо явлению действительности, целесообразно применить метод критического дискурс-анализа, который направлен на выявление лингвистических средств, описывающих данное явление. Исследования, совмещающие данные корпуса и метод критического дискурс-анализа, позволяют сделать срез данных по разным контекстам, в которых ис-

Библиографический список

пользуется анализируемая языковая единица. В данной работе представлены результаты такого слияния: эмпирического материала корпуса NoSketch Engine (Maius) и применённого к анализу языковой единицы selfie метода критического дискурс-анализа. Результатом проведённого исследования стала классификация способов оценки современного феномена selfie в англоязычном пространстве, и было выявлено, что основной коннотативный потенциал данного явления позитивный. В будущем планируется проанализировать слова-победители других годов в британской, американской и русской лингвокультурах.

1. Захаров В.П., Богданова С.Ю. Корпусная лингвистика: учебник для студентов гуманитарных вузов. Иркутск: ИГЛУ, 2011.

2. Bubenhofer N. Einführung in die Korpuslinguistik: Praktische Grundlagen und Werkzeuge. Available at: http://www.bubenhofer.com/korpuslinguistik/

3. Barbera M. Linguistica dei corpora e linguistica dei corpora italiana. Un'introduzione. Milano: Qu.A.S.A.R. s.r.l., 2013.

4. Тичер С., Мейер М., Водак Р, Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса. Харьков: «ПолиАРТ», 2009.

5. Durieux Ch. Texte, contexte, hypertexte. Cahier du CIEL. Université Paris VII. 1995: 214 - 228.

6. Cicourel A.V. The interpretation of communicative contexts: examples from medical encounters. Cambridge: Canbridge University Press: 291 - 307.

7. Казакова Т.А. Практические основы перевода. English <=> Russian. Серия: Изучаем иностранные языки. Санкт-Петербург: «Издательство Союз», 2001.

8. Йоргенсен М.В., Филлипс Л.Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод. Перевод с англ. 2-е изд., испр. Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2008.

9. Fairclough N., Wodak R. Critical discourse analysis. Discourse as a social interaction. Discourse studies: A multidisciplinary introduction. Vol. 2. Ed. by T.A. van Dijk. London: SAGE Publications, 2004: 258 - 284.

10. Meyer M. Between theory, method, and politics: positioning of the approaches to CDA. Methods of critical discourse analysis. Ed. by R. Wodak, M. Meyer. London: SAGE Publications Ltd, 2001: 14 - 81.

References

1. Zaharov V.P., Bogdanova S.Yu. Korpusnaya lingvistika: uchebnik dlya studentov gumanitarnyh vuzov. Irkutsk: IGLU, 2011.

2. Bubenhofer N. Einführung in die Korpuslinguistik: Praktische Grundlagen und Werkzeuge. Available at: http://www.bubenhofer.com/korpuslinguistik/

3. Barbera M. Linguistica dei corpora e linguistica dei corpora italiana. Un'introduzione. Milano: Qu.A.S.A.R. s.r.l., 2013.

4. Ticher S., Mejer M., Vodak R., Vetter E. Metody analiza teksta i diskursa. Har'kov: "PoliART", 2009.

5. Durieux Ch. Texte, contexte, hypertexte. Cahier du CIEL. Université Paris VII. 1995: 214 - 228.

6. Cicourel A.V. The interpretation of communicative contexts: examples from medical encounters. Cambridge: Canbridge University Press: 291 - 307.

7. Kazakova T.A. Prakticheskie osnovy perevoda. English <=> Russian. Seriya: Izuchaem inostrannye yazyki. Sankt-Peterburg: «Izdatel'stvo Soyuz», 2001.

8. Jorgensen M.V., Fillips L.Dzh. Diskurs-analiz. Teoriya imetod. Perevod s angl. 2-e izd., ispr. Har'kov: Izd-vo «Gumanitarnyj centr», 2008.

9. Fairclough N., Wodak R. Critical discourse analysis. Discourse as a social interaction. Discourse studies: A multidisciplinary introduction. Vol. 2. Ed. by T.A. van Dijk. London: SAGE Publications, 2004: 258 - 284.

10. Meyer M. Between theory, method, and politics: positioning of the approaches to CDA. Methods of critical discourse analysis. Ed. by R. Wodak, M. Meyer. London: SAGE Publications Ltd, 2001: 14 - 81.

Статья поступила в редакцию 28.12.18

УДК 811

Digtyar O.Yu, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: Digtyar@inbox.ru

THE PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING EDUCATION WHILE TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT A NON-LINGUISTIC HIGHER SCHOOL. In the

article problems of distance learning education while teaching foreign languages at the non-linguistic higher school are presented. The researcher conducts a detailed analysis of problems while teaching English to a modern student in a group. A number of problems are presented, the solution of which is the attraction of distance learning using digital technologies. The author pays special attention to the correctness of the organization of the distance learning process itself, notes the merits of such training. Considerable attention is paid to the system of controlling and monitoring knowledge for all types of speech activity, as well as the use of electronic textbooks, platforms, case technologies, audio and teleconferencing, which will make distance learning of foreign languages a competitive form of education.

Key words: remote education, case technology, teleconference, e-mail, types of speech activity, chats.

О.Ю. Дигтяр, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: Digtyar@inbox.ru

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВУЗЕ

В данной статье рассматриваются проблемы дистанционного обучения иностранным языкам в вузе. В статье речь идет о детальном анализе проблем при обучении английскому языку современного студента в аудиторной группе. Приводится ряд проблем, решением которых является привлечение дистанционного обучения с использованием цифровых технологий. Особое внимание автор уделяет правильности организации самого процесса дистанционного обучения, отмечаются достоинства такового обучения, говорится о необходимости использования всех видов речевой деятельности. Значительное внимание при использовании дистанционного обучения автором отводится системе контроля и мониторинга знаний по всем видам речевой деятельности, а также использование электронных учебников, платформ, кейс-технологий, привлечение аудио и телеконференций, что сделает дистанционное обучение иностранным языкам конкурентной формой обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, кейс-технология, телеконференция, электронная почта, виды речевой деятельности, чаты.

Глобальное развитие технологического уровня и знаний различных сфер деятельности оказало непосредственное влияние на формирование современной образовательной сферы. При помощи традиционно сложившихся форм образовательной среды невозможно удовлетворение текущих потребностей современных студентов в знаниях.

У многих работающих и обучающихся одновременно студентов нет достаточного количества времени для качественного изучения необходимых материалов, нет возможности посещать лекции и семинары, читать дополнительную литературу и своевременно готовиться к экзаменам.

Также одной из серьёзных проблем при обучении студентов в группе (что характерно для всех вузов) выступает неспособность отдельных студентов при

освоении новых учебных материалов при наличии посторонних людей. В качестве причин можно привести ряд психологических и личностных качеств, стеснения и страха показаться неспособным, либо показаться глупым, неразвитые способности к восприятию материала в быстрых темпах. Такие студенты прикладывают огромные усилия к восприятию и усвоению материала, в особенности на занятиях [1].

Решением данной ситуации является реализация индивидуального подхода, то есть, данным студентам необходимо отводить некоторую часть времени на уроках иностранных языков, чтобы преподаватель работал со студентами в отдельности. При этом необходимо учитывать, что реализация индивидуальной работы не может быть осуществлена в ущерб остальных студентов, осваиваю-

щих материалы стремительнее. Для решения данного ряда проблем в современной педагогике используют возможности информационных технологий, а именно дистанционное обучение. Суть дистанционного обучения заключается в возможности осуществления обучения на расстоянии, в условиях, когда преподаватели и студенты разделяются пространством.

Однако актуальной проблемой является правильность организации самого процесса дистанционного обучения. Так как дистанционное обучение носит характер сравнительно нового метода в большинстве российских вузов, то процесс организации и построения учебного процесса представляет собой настоящее испытание уровню знаний и компетенции преподавателей при обучении иностранным языкам. Сложности возникают, поскольку нужно не только корректно подать материал по иностранным языкам, но и убедиться, насколько глубоко студенты усваивают материал [2, с. 31]. К достоинствам дистанционного вида обучения относятся:

• возможности студентов самостоятельного выбора времени для изучения материалов;

• стимул к развитию самостоятельности и самодисциплины;

• высокий уровень удобства в обучении студентов, обременённых семьей и работой;

• условием «мобильности» процесса обучения, поскольку материалы доступны в любом месте на любых электронных устройствах.

В системе дистанционного обучения можно выделить ряд основных способов передачи информации при помощи:

• мультимедийных учебников, учебных пособий;

• компьютера и Интернета;

• радио и телевидения;

• общения преподавателя и студента [3].

В качестве ведущего компонента при обучении иностранным языкам в вузе выступают не основы наук, а виды деятельности, такие как говорение, аудирование, чтение, письмо. В ходе дистанционного обучения иностранным языкам работа студентов должна быть организована таким образом, чтобы они автономно при курировании тьютора выполняли все возможные виды деятельности.

В ходе дистанционного обучения чтению каждый студент должен читать и упражняться в этом виде деятельности самостоятельно. В случае, когда цель обучения заключается в изучении правил чтения, в содержание учебного справочника (печатного либо электронного вида) должны включаться правила чтения букв и буквосочетаний, упражнения по применению данных правил при чтении отдельных слов, предложений. На сегодняшний день существует ряд программ, способных на слух определять правильность читаемых слов [3].

Когда цель обучения заключается в обучении навыкам понимания при чтении иноязычной литературы, необходимо продумывать различные варианты по контролю уровня понимания. В качестве средств контроля возможно использование тестирования, вопросов, пересказа и многих других заданий. В ходе дистанционного обучения чтению студенты должны выполнять требования руководства, заранее разработанного преподавателями, вести дневники, в которых будет отражаться выполненная работа по текстам, записаны вопросы для преподавателя, ответы на вопросы руководства, выполнение контрольных заданий [4, с. 10].

Реализуя дистанционное обучение иностранным языкам, можно использовать кейс-технологию и сетевую технологию, телеконференции для организации связи с преподавателем, либо для обеспечения процесса общения студентов между собой, также может быть использована электронная почта, различные чаты либо электронная доска объявлений.

Библиографический список

При обучении аудированию вместе с использованием аудиосредств используют также видеозаписи, содержащие ряд экстралингвистических и контекстных ключей к пониманию, а также показывающих некоторые важные для понимания визуальные элементы. Положительное влияние оказывает возможность останавливать и повторно прослушивать либо просматривать материал, что позволяет студентам обрабатывать звуки и изображения, лучше понимать аудиоматериалы. Компьютеры в мультимедийной комплектации играют большую роль при обучении пониманию иностранных языков на слух при дистанционном обучении.

При дистанционном обучении обучение говорению и письменной речи осуществляется при помощи реализации общения студента, группы и преподавателя. Реализация обучения письму осуществляется посредством электронной почты, чатов, синхронной коммуникации. Обучение говорению при дистанционном обучении возможно только путём телеконференций [4, с. 82]. Осуществляя коммуникационные процессы, студенты используют все виды деятельности:

• понимание иностранных текстов и навыки письма (общаются путём письменной речи);

• аудирование и навыки говорения (общаются путём говорения).

Также важными аспектами обучения являются:

• Изучение лексики, которое осуществляется при помощи электронных учебников, приложений к ним, разработанных упражнений и заданий для самоконтроля и контроля. Все процессы курируются тьютором. Данный аспект обучения иностранным языкам целесообразно реализовывать с использованием кейс-технологий и сетевых технологий.

• Обучение грамматике должно осуществляться с предоставлением студентам доступа к разным словарям, учебникам, грамматическим справочникам, а также к постоянно дополняющимся источникам дидактической языковой информации. В данном аспекте также уместно использование кейс-технологий и сетевых технологий. При обсуждении грамматических явлений иностранных языков возможно использование всех средств коммуникации в общении студентов и преподавателей.

• Обучение фонетике осуществляется поэтапно. На стадии освоения теоретического этапа усваиваются краткие теоретические сведения. На практическом этапе отрабатывают произношение, интонацию, скорость речи. На сегодняшний день разработаны технологии, позволяющие осуществлять обучение фонетике в дистанционном образовании. Однако, максимально плодотворное обучение практической фонетике осуществляется в ходе непосредственной коммуникации студента с преподавателем, при наличии обратной связи, обеспечивающей возможность слышать произношение студента, и поправить её. Данный процесс возможен на теле- и аудиоконференциях on-line [5, с. 36].

В заключении хотелось бы отметить, что грамотная разработка дидактической и технической стороны дистанционного обучения иностранным языкам в вузах, регулярное и профессиональное сопровождение студентов, их высокая мотивация и наличие необходимого ряда технических средств обучения, а также электронных образовательных ресурсов, сделает дистанционное обучение иностранным языкам конкурентной формой обучения. Поскольку дистанционное обучение имеет все возможности обучать студентов всем видам речевой деятельности, а также формировать коммуникативную компетентность, что является главной целью обучения иностранным языкам.

Очевидно, что рациональное использование современных информационных технологий действительно открывает совершенно новые возможности в сфере высшего образования.

1. Калинин Д.А. Трудности, испытываемые преподавателями в условиях дистанционного обучения. Интернет-журнал «Науковедение». Москва: Науковедение, 2015; Том 7; № 3. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/30PVN315.pdf

2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. 3-е изд., испр. и доп. Москва: Академия, 2008.

3. Каменева Н.А. Дистанционное обучение иностранным языкам. Интернет-журнал «Мир науки». 2015; 3. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/36PDMN315.pdf

4. Дигтяр О.Ю., Танцура Т. А. Использование мультимедийных средств (podcasts) в обучении студентов на занятиях английского языка в неязыковом вузе. Теория и практика обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: традиции, инновации, перспективы: сборник научных трудов. Ответственный редактор: М.В. Мельничук. Москва, 2014: 79 - 84.

5. Жидяева Ю.В., Германович Т.В. Аудиовизуальный метод в обучении профессионально-ориентированному общению на иностранном языке в системе дистанционного образования в строительном ВУЗе. Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. LII междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2017; 13(47): 33 - 43.

References

1. Kalinin D.A. Trudnosti, ispytyvaemye prepodavatelyami v usloviyah distancionnogo obucheniya. Internet-zhurnal «Naukovedenie». Moskva: Naukovedenie, 2015; Tom 7; № 3. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/30PVN315.pdf

2. Polat E.S. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya. E.S. Polat, M.Yu. Buharkina, M.V. Moiseeva, A.E. Petrov. 3-e izd., ispr. i dop. Moskva: Akademiya, 2008.

3. Kameneva N.A. Distancionnoe obuchenie inostrannym yazykam. Internet-zhurnal «Mir nauki». 2015; 3. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/36PDMN315.pdf

4. Digtyar O.Yu., Tancura T.A. Ispol'zovanie mul'timedijnyh sredstv (podcasts) v obuchenii studentov na zanyatiyah anglijskogo yazyka v neyazykovom vuze. Teoriya i praktika obucheniya inostrannym yazykam v neyazykovom vuze: tradicii, innovacii, perspektivy: sbornik nauchnyh trudov. Otvetstvennyj redaktor: M.V. Mel'nichuk. Moskva, 2014: 79 - 84.

5. Zhidyaeva Yu.V., Germanovich T.V. Audiovizual'nyj metod v obuchenii professional'no-orientirovannomu obscheniyu na inostrannom yazyke v sisteme distancionnogo obrazovaniya v stroitel'nom VUZe. Nauka vchera, segodnya, zavtra: sb. st. po mater. LII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Novosibirsk: SibAK, 2017; 13(47): 33 - 43.

Статья поступила в редакцию 14.01.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.