Научная статья на тему 'Совершенствование процесса обучения иностранным языкам студентов энергетических специальностей'

Совершенствование процесса обучения иностранным языкам студентов энергетических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / FOREIGN LANGUAGE / DISTANCE EDUCATION / ICT / ENERGY SPECIALTY STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киян Ирина Владимировна, Дурманов Вячеслав Александрович

Статья посвящена особенностям применения информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку студентов энергетических специальностей в условиях функционирования информационной среды дистанционного обучения на платформе Moodle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the process of foreign language teaching of students of energy specialties based on learning management system Moodle

The article is dedicated to some peculiarities of ICT usage in the process of English language learning via LMS Moodle.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса обучения иностранным языкам студентов энергетических специальностей»

= 40 ^^ Энергобезопасность и энергосбережение ^^^^^^^^^^^^ Научно-методические проблемы и новые технологии образования

УДК 371.134

Совершенствование процесса обучения иностранным языкам студентов энергетических специальностей

И. В. Киян,

Московский институт энергобезопасности и энергосбережения, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат философских наук

В. А. Дурманов,

Московский институт энергобезопасности и энергосбережения,

старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, соискатель ИИО РАО

Статья посвящена особенностям применения информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку студентов энергетических специальностей в условиях функционирования информационной среды дистанционного обучения на платформе Moodle.

Ключевые слова: иностранный язык, дистанционное обучение, информационные и коммуникационные технологии, энергетические специальности.

Одним из основных направлений модернизации системы образования, включая высшую школу, является применение современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые в сочетании с новыми педагогическими технологиями способны решить главную задачу - предоставление качественного и доступного образования.

Интеграция новых ИКТ в образовательный процесс последовательно проходит несколько этапов. Дистанционное обучение рассматривается как переходный этап от очной (контактной) формы обучения к электронной (неконтактной), при которой роль ИКТ становится доминирующей. Оно требует тщательной разработки всех элементов, но главными здесь остаются вопросы содержания обучения, определённые целевым уровнем образования (высшее, профессиональная подготовка, дополнительное образование, повышение квалификации).

Развитие системы дистанционного обучения (СДО), как и развитие всей системы образования, определяется многими факторами, среди которых применительно к обучению иностранным языкам студентов-энергетиков определяющими являются методологический, технологический и методический. Специфика этого предмета, независимо от формы обучения, предполагает широкое применение аудиовизуальных средств обучения. Научно-технический уровень современных средств ИКТ позволяет их успешно использовать.

Специфической чертой процесса обучения иностранному языку является его сосредоточенность на выработке определённых речевых навыков, и эта специфика требует регулярной практики. Поэтому основной организационной формой в классическом обучении становятся практические задания, в кото-

рых реализуется обучение всем видам речевой деятельности - и активным, и пассивным. В дистанционном обучении достижение указанных результатов возможно с помощью современных средств ИКТ; обучение чтению и письму производится посредством сетевого курса, в котором присутствуют различные учебные материалы - от электронных вариантов печатных учебников, пособий и другой литературы до специально разработанных авторских курсов, где в качестве текстов используются аутентичные материалы, подобранные в соответствии с профилем учебного заведения или определённым направлением подготовки, а письменные задания сочетают в себе элементы интерактивности и соответствуют современным требованиям, предъявляемым к электронным учебным материалам (дидактическим, технологическим, эргономическим и др.).

Устные виды речевой деятельности (говорение и аудирование) требуют наличия высокотехнологичного современного оборудования, позволяющего максимально приблизить учебный процесс к классическому практическому занятию, на котором эти виды речевой деятельности отрабатываются и закрепляются посредством последовательно выполняемых упражнений. Использование системы управления обучением Moodle, имеющей в своем арсенале средства асинхронного взаимодействия - форумы, чаты и т. п., позволяет частично решить проблему эффективного обучения устным видам речевой деятельности, однако лишены главного - оперативного контроля над учебным процессом, особенно необходимого при осуществлении работы студентов с устными упражнениями и заданиями. Принцип оперативности обратной связи (immediacy) приобретает особое значение.

Научно-методические проблемы и новые технологии образования

41 ==

Наиболее эффективным обучением иностранным языкам энергетических специальностей представляется такое, в котором асинхронные способы взаимодействия по возможности максимально дополняются синхронными, реализуемыми с помощью новых информационных и коммуникационных технологий (скайп, вебинар, виртуальный класс, телеконференция и др.).

На рис. 1 показаны некоторые из наиболее распространённых тематических разделов, средств и методов, применяемых при обучении иностранному языку дистанционно.

|ПРЕПОДАВАТЕЛЬ/ТЬЮТОР - ОБУЧАЕМЫЙ|

-1 ДИАЛОГ (УСТНАЯ РЕЧЬ) |

-1 ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ |

_| ПРОЕКТИРОВАНИЕ (творческая деятельность)"]

-1 ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ (посредством 1Т) |

-\ НАГЛЯДНОСТЬ (мультимедийное сопровождение)

-1 АББРЕВИАЦИЯ (сокращение) |

| ФРАЗЕОЛОГИЯ | -1 ЧТЕНИЕ I

Рис. 1. Некоторые формы и средства коммуникации, применяемые при дистанционном обучении иностранному языку

Многочисленные аудио- и видеоматериалы на иностранном языке расширяют возможности изучения, а многократное прослушивание и произнесение готовых речевых оборотов способствуют закреплению их на уровне мышления и эмоционального восприятия, что при изучении иностранного языка играет существенную роль.

В Московском институте энергобезопасности и энергосбережения (МИЭЭ) для СДО разработан и эффективно применяется учебный курс «Английский язык». Остановимся на важных закономерностях в подходе к изучению иностранного языка и целях, которые закладываются в первый год обучения и реализуются на протяжении всего срока учебы.

В разработке занятий для I семестра первого курса был задействован как педагогический, так и технический персонал вуза. Предусмотрено, что по мере проведения занятий курс может по усмотрению преподавателя расширяться путём введения новых тематических текстов, терминов и сопровождаться ИТ и средствами обучения, которых может не быть на момент разработки курса. То есть совершенствование теоретического и практического материала может осуществляться по мере проведения занятий. При разработке и реализации курса авторы используют опыт и пожелания преподавателей, занимающихся непосредственно теми учебными дисциплинами, на которых специализируется данный вуз, включая профессиональные технические тексты и задания по изучению общего английского языка. Во главе этой системной работы стоит руководитель проекта, который взаимодействует со всеми участниками его проведения, в том числе с ответственным исполнителем, администратором системы, программистами и аниматорами, рецензентами.

В общей программе курса английского языка в СДО МИЭЭ цели и задачи дисциплины сформированы с учётом того, что обучение иностранному языку является обязательным компонентом профессиональной подготовки специалиста любого профиля. Языковой материал иностранного и родного языков рассматривается как средство реализации речевого общения, при его отборе осуществляется функционально-коммуникативный подход. Помимо этого, наряду с практической целью обучения общению и переводу курс иностранного языка в неязыковом вузе ставит перед собой образовательные и воспитательные цели. Достижение образовательных целей осуществляется в аспекте гуманизации технического образования и означает расширение кругозора студентов, повышение уровня общей культуры и образования, а также мышления, общения и речи. Реализация воспитательного потенциала иностранного языка проявляется в готовности специалистов содействовать налаживанию межкультурных и научных связей, представлять свою страну на международных конференциях и симпозиумах, относиться с уважением к духовным ценностям других стран и народов.

В соответствии с обозначенными целями и задачами определены требования к уровню освоения содержания дисциплины, то есть те знания и умения, которые обучаемый по СДО имеет возможность при надлежащем отношении к учебе приобрести в процессе занятий.

Студент должен знать:

- основные способы сочетаемости лексических единиц и основные словообразовательные модели;

- формы деловой переписки, иметь представление о форме договоров, контрактов;

- формы официально-деловой письменной речи, международные и национальные стандарты видов и разновидностей служебных документов;

- характерные способы и приёмы отбора языкового материала в соответствии с различными видами речевого общения и перевода;

- основную иноязычную терминологию специальности, русские эквиваленты основных слов и выражений профессиональной речи.

Студент должен уметь:

- выполнять устный, письменный и машинный переводы текстов;

- переводить и редактировать текст, ориентированный на ту или иную форму речевого общения;

- работать с оригинальной литературой по специальности.

Студент должен иметь навыки:

- работы со словарем (читать транскрипцию, различать прямое и переносное значение слов, находить перевод фразеологических единиц);

- реферирования и аннотирования литературы, опираясь на результаты машинного перевода текстов;

- подготовки текстовых документов в управленческой деятельности;

- самостоятельного порождения стилистически мотивированного текста способами установления

ШТОВИИД!

= 42

Энергобезопасность и энергосбережение

лингвистических связей между языками на родном и иностранном языках;

- речевой деятельности применительно к сфере бытовой и профессиональной коммуникации, основам публичной речи.

Объём дисциплины и виды учебной работы по изучению иностранного языка в МИЭЭ включают согласно учебной программе аудиторные занятия в системе СДО. Под этим подразумеваются групповые или индивидуальные занятия с преподавателем/тьютором посредством скайп-конферен-ций, вебинаров, телеконференций и т. п. Теоретические материалы в форме лекций по всем разделам курса обучаемые получают на странице сайта и дополнительно на аудио- и видеоносителях, кроме того, им предоставляются адреса сайтов в Интернете, которые могут способствовать лучшему усвоению материала и расширению возможностей для самостоятельной работы. Практические занятия занимают треть часов, отведённых на обучение в I семестре первого курса, в их числе семинары и/или другие виды аудиторных занятий, благодаря которым обучаемый непосредственно включается в активный процесс по отработке речевых навыков, произношения, получает консультационную помощь, творческое самовыражение.

Самостоятельная работа при изучении иностранного языка в СДО занимает основное место и время в общей программе обучения и требует от обучаемого ответственного подхода, систематических занятий, работы над усвоением и запоминанием необходимого словарного запаса, теоретической базы, основ специфики культурно-общественной среды изучаемого языка и т. п. На неё отведено самое большое количество часов - 204. Отчёт о самостоятельной работе проходит в интерактивном режиме и находится в центре внимания преподавателя/тьютора при промежуточном и итоговом контроле знаний.

Помимо этого в программу входят контрольные работы, реферат по теме, выбранной самим обучаемым или же предоставленной преподавателем/тьютором. Итоговый контроль осуществляется в форме одного или нескольких зачётов по пройденным темам и экзамена.

Содержание курса включает в себя раздел дисциплины и виды занятий; наполнение разделов; артикуляционную базу языка, которая предусматривает донесение до сознания обучаемых важности понимания специфики артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке, а также основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации. Сюда же входит обучение чтению транскрипции.

Лексический минимум в объёме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера входит в раздел по изучению лексико-фразеологической системы языка, где даётся понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Кроме того, обучаемые

осваивают понятия о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах, характерных для современной английской речи.

Следующим разделом, который включён в программу для обязательного изучения, является словообразование и коммуникативная грамматика языка, где студенты получают понятие об основных способах словообразования, а также приобретают грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; их вниманию представлены и основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

Не менее важным этапом изучения курса является раздел, посвящённый стилистике языка и речевому этикету. Здесь даётся понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы, освещаются основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета также включены в программу учебного семестра.

Важнейшим этапом изучения языка является процесс говорения, который в системе СДО реализуется, как и весь процесс обучения, - виртуально (с использованием современных ИТ), при этом внимание уделяется развитию навыков диалогической и монологической речи с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Дополнительно внимание уделяется изучению основ публичной речи посредством подготовки обучаемым устного сообщения по определённой теме и доклада на английском языке. Всё происходит в формате вебинара или телеконференции (при групповом занятии), или же посредством скайпа (и других электронных средств общения) при индивидуальной работе с преподавателем/тьютором.

Эффективным инструментом при изучении иностранного языка является аудирование, благодаря которому обучаемый имеет возможность многократного прослушивания и повторения учебного материала, что способствует развитию и укреплению навыков понимания диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. С этой целью установлен модуль «Мапс^о^», предназначенный для записи и прослушивания информации. Отличительной особенностью данного модуля является его многофункциональность, которая позволяет использовать его как отдельный элемент курса, так и в составе HTML-редактора. Это даёт возможность применять его в других элементах: лекциях, заданиях, тестах и т. д., и в различных целях - от слухового сопровождения текста до условно-речевых и речевых упражнений. Модуль, дополненный видеороликом, служит хорошим средством развития, проверки и контроля речевых компетенций учащихся. На базе данного модуля разработаны комплексы упражнений и заданий, помогающие студентам повторять и закреплять изученный материал.

Научно-методические проблемы и новые технологии образования

43 =

Указанный модуль особенно необходим в дистанционном обучении, где возможность «вживую» услышать речь студента, не прибегая к программам вне Moodle, очень важна.

Наряду с указанными в курсе английского языка нашли применение и модули, позволяющие студентам получать сведения об успеваемости и аттестации. Всё это даёт им возможность гибко планировать график изучения дисциплины, внося в него необходимые коррективы.

Модули и блоки поддержки учащихся включают следующие элементы:

- модуль и блок Individual Learning Plan (индивидуальный план обучения);

- блок Progress (прогресс);

- блок Dictionary (словарь).

Модуль ILP представляет собой пакет приложений, разработанный в компьютерном центре Лондонского университета с целью предоставления учащимся возможности осуществлять обучение по индивидуальному плану. Применение данного приложения позволяет:

- намечать цели обучения и определять сроки, которые могут быть скорректированы с учётом способностей и возможностей учащегося;

- прослеживать прогресс, достигнутый учащимся в процессе обучения. Учёт индивидуальных особенностей учащихся сочетается с возможностью открытого обсуждения плана обучения;

- осуществлять взаимодействие с другими источниками и базами данных.

Блок Dictionary (словарь) позволяет учащимся проводить быстрый поиск незнакомых слов. При этом формируются необходимые навыки работы со справочной литературой.

Блок Progress (прогресс) отображает продвижение студента по курсу.

Наглядность достигнутого студентом прогресса в обучении языку способствует повышению его мотивации и помогает ему приобрести навыки самостоятельной работы с учебным материалом, подготавливая его таким образом к возможности в дальнейшем заниматься самообразованием.

Не менее значимым этапом обучения является чтение на иностранном языке. В список предлагаемой для чтения литературы входят разнообразные виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Закономерным продолжением работы по изучению иностранного языка выступает письмо, в процессе которого вырабатываются навыки письменной речи, изучаются различные виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщение, частное письмо, деловое письмо, биография.

Программа курса по изучению иностранного языка предусматривает обязательную работу над переводом, поскольку навыки перевода требуются как при изучении материалов из интернет-источников, так и в дальнейшей профессиональной деятельности, где выпускники могут столкнуться с необходимостью перевода технической документации и т. п. В ходе I семестра на первом курсе обучаемые полу-

чают знания по общим вопросам перевода и представление о значимости эквивалентности перевода первоисточнику. Здесь же даётся понятие о функциональной и функционально-содержательной эквивалентности перевода, а также о назначении текста и его единиц. Обучаемые осваивают способы достижения эквивалентности перевода, специальные приёмы достижения эквивалентности, в которые входят адекватная замена, конкретизация понятий, компенсация стилистических средств, антонимический перевод, введение и опускание слов при переводе, замена одной части речи другой. В программу также включена тема, связанная с лексическими проблемами перевода, которая требует изучения таких аспектов языка, как раскрытие значения слова, выбор слова, понятия о синонимах и антонимах в переводе, значение иностранных слов в переводе и особенностях передачи в нём имён собственных, реалий и фразеологических единиц.

Лабораторный практикум в рассматриваемый период обучения иностранному языку на первом курсе не предусмотрен.

Учебно-методическая основа дисциплины заключается в обеспечении учебно-методическими пособиями, аудио- и видеоматериалами, постоянно налаженной консультативной помощью обучаемым со стороны преподавателя/тьютора.

В МИЭЭ материально-техническое обеспечение изучения иностранного языка для обучаемых по СДО представлено компьютерными классами, лабораторией аудиовизуальных средств обучения, кабинетами иностранных языков.

Как показал опыт, вышеприведённый подход к изучению английского языка в СДО даёт возможность обучаемому при условии ответственного отношения к выполнению заданий и программы курса получить необходимые навыки и знания, позволяющие продолжать изучение предмета на следующих этапах обучения. Выпускник вуза, как правило, обладает современными знаниями иностранного языка, позволяющими ему реализовы-вать специализированные задачи и открывающими возможности для дальнейшего профессионального роста.

Говоря о контроле знаний обучаемых в процессе всего цикла занятий, целесообразно отметить, что одной из самых распространённых и эффективных форм контроля при обучении иностранному языку является тестирование. Посредством разнообразных видов тестовых заданий осуществляется не только текущий (промежуточный) и итоговый контроль знаний, но и проводится необходимое для закрепления и расширения словарного запаса повторение пройденного материала. Программы тестирования, разработанные в МИЭЭ, содержат разнообразные виды тестовых заданий, позволяющие определять уровень знаний на разных этапах обучения. Количество попыток при ответах на тестовые задания позволяет преподавателю/тьютору при необходимости вносить коррективы как в процесс самостоятельной работы обучаемых, так и отрабатывать наиболее сложные для обучаемых темы и разделы в ходе групповой

№ИВВИИИ1

= 44

Энергобезопасность и энергосбережение

работы в формате телеконференций, вебинаров, практических занятий.

Контрольные мероприятия в форме тестирования, предложенные в рассмотренном выше курсе английского языка в МИЭЭ, содержат разнообразные тестовые задания в соответствии с изученной темой. Например:

- вставьте определённый (the), неопределённый (a) или нулевой (-) артикли;

- вставьте притяжательные местоимения в абсолютной или относительной форме (my, mine etc.) или определённый артикль;

- вставьте в предложения «it + to be» или «there + to be» в соответствующей форме;

- определите, какой частью речи (прилагательным или наречием) являются выделенные слова в предложении;

- поставьте глагол в соответствующей временной форме и т. д.

Ответы по каждой отдельной теме оцениваются в зависимости от сложности изучаемого раздела по разным балльным шкалам.

Широкий диапазон тестовых заданий и способ оценки знаний в совокупности с другими формами контроля (контрольные работы, зачёты, экзамены и т. п.) направлены на оптимальный охват тематики раздела курса и максимальную приближённость к достоверности результатов для объективного оценивания приобретаемых обучаемыми знаний, умений и навыков, что чрезвычайно важно для повышения

эффективности управления качеством педагогических технологий.

Таким образом, уже на стадии проектирования занятий по иностранному языку преподавателю необходимо сформировать оптимальные условия для того, чтобы в процессе дистанционного обучения студент овладел навыками работы с речевыми образцами, текстом на иностранном языке, достаточно широким диапазоном профессиональной лексики, умел ориентироваться в особенностях экспрессивности речи, работать с аудиотекстом и всеми основными ИТ, которые широко используются при изучении иностранных языков; овладел навыками фонетической стороны устной речи и чтения, навыками письма на иностранном языке и умением общаться на профессиональные темы, связанные с основной специализацией учебного учреждения. С учётом сказанного, при разработке и реализации курса по изучению иностранного языка необходимо включать в его структуру и содержание ряд обязательных компонентов: организационный, методический, информационно-обучающий, справочный, межкультурный и др. Их совокупность способна обеспечить изучение иностранного языка в дистанционной форме на востребованном обществом уровне. Использование современных методик преподавания и инноваций в области ИТ и педагогических технологий при этом целесообразно рассматривать как единую систему, направленную на достижение главной цели -расширение для обучаемого возможностей роста в дальнейшей профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Примерная программа дисциплины обучения иностранным языкам (в вузах неязыковых специальностей). - М.: Информика, 2000.

2. Андреев А. А. Введение в интернет-образование. - М.: Логос, 2003.

3. Полат Е. С. Дистанционное обучение. - М.: Владос, 1998.

4. Система дистанционного обучения МИЭЭ. Электронный ресурс. [Код доступа]: http://edu.mieen.ru/moodle/course/view.php?id=186.

5. Роберт И. В. Современные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М., 1994.

6. Козлов О. А., Мартынов А. А. Методика использования информационных технологий для построения модели готовности выпускника технического вуза к операторской деятельности. Информатизация образования и науки. - М., 2009.

Improving the process of foreign language teaching of students of energy specialties based on learning management system Moodle

I. V. Kiyan,

Moscow Institute of energy-safety and energy-economy, Head of the Department of Humanitarian, social and economic disciplines, Ph.D.

V. A. Durmanov,

Moscow Institute of energy-safety and energy-economy, Senior lecturer

The article is dedicated to some peculiarities of ICT usage in the process of English language learning via LMS Moodle. Keywords: foreign language, distance education, ICT, energy specialty students.

B1H1M

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.