Научно-методические проблемы и новые технологии образования
49 =
УДК 371.134
Применение средств информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку студентов энергетических специальностей
В. А. Дурманов,
преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин НОУ ВПО МИЭЭ, соискатель ИИО РАО
В данной статье рассматриваются некоторые аспекты методологического характера, связанные с применением средств информационных и коммуникационных технологий в процессе создания курса английского языка для студентов заочной (дистанционной) формы обучения по специальности «Электроснабжение».
Ключевые слова: информационные технологии, коммуникационные технологии, процесс обучения, курс иностранного языка.
Одним из главных показателей развития современного общества является степень его информатизации. Информатизация образования, являясь составной частью программы информатизации общества, одновременно рассматривается и как одно из главных направлений реформы отечественного образования.
Процесс реформирования системы отечественного образования - сложная и многоаспектная проблема, решение которой позволит обеспечить широкий доступ к образовательным услугам.
Большинство исследователей и практиков признают, что информатизация сферы образования на основе внедрения новых информационных и коммуникационных технологий является одним из ключевых факторов, способствующих модернизации системы образования на всех уровнях.
Применение средств информационных и коммуникационных технологий даёт возможность индивидуализировать процесс обучения, сделать его гибким и эффективным [1]. В этой связи приобретают особую актуальность вопросы применения этих технологий.
В данной статье рассматриваются некоторые аспекты методологического характера, связанные с применением средств информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения курсу английского языка, разработанного для студентов заочной (дистанционной) формы обучения по специальности «Электроснабжение».
Дисциплина «Иностранный язык» в системе высшего профессионального образования занимает особое место, так как владение одним или несколькими иностранными языками является одним из условий, обеспечивающих профессиональную мобильность специалиста в сочетании с владением новыми информационными технологиями, повышающими его профессиональную компетенцию, увеличивающими возможность его самореализации в профессиональной деятельности [2].
В настоящее время цель обучения иностранному языку в неязыковых вузах в целом и, в частности, в вузах, обучающих студентов энергетических специальностей, - развитие у студентов коммуникативной компетенции, способности к межкультурной коммуникации и к использованию языка как средства этой коммуникации.
На достижение этой цели направлены современные педагогические технологии, реализующие идеи личностно-ориентированного и коммуникативного подходов к обучению [3]. Однако успешное осуществление этих идей во многом зависит от того, насколько хорошо та или иная педагогическая технология поддерживается соответствующими средствами информационных и коммуникационных технологий. Особую важность этот фактор приобретает в информационной среде дистанционного обучения.
Применяемая в НОУ ВПО МИЭЭ система управления обучением МссШе в качестве информационно-коммуникационной среды обучения позволяет решать многие вопросы, связанные с предоставлением обучающимся качественного образовательного контента.
Вместе с тем необходимо учитывать, что специфика дисциплины «Иностранный язык», независимо от формы обучения, предполагает широкое применение аудиовизуальных средств обучения [4].
Система управления обучением МссШе в своем базовом варианте предлагает различные формы и способы подачи учебного материала. Однако в основном они предназначены для проверки уровня усвоения материала в письменной форме и не могут быть применены к устным видам речевой деятельности.
Таким образом, для проверки и корректировки коммуникативных умений и навыков необходимо использовать новые средства информационных и коммуникационных технологий, позволяющих в итоге сформировать информационно-коммуникационную среду, отвечающую современным требованиям.
ШШМВШ
= 50
Энергобезопасность и энергосбережение
С этой целью автором была проведена работа по поиску возможностей использования новых информационных и коммуникационных технологий для развития и совершенствования умений и навыков устных видов речевой деятельности.
В результате этого поиска для стандартной платформы Moodle были отобраны несколько модулей, позволяющих решить указанные проблемы.
Модуль «Nanogong» предназначен для записи и прослушивания информации. Отличительной особенностью данного модуля является его многофункциональность, которая позволяет использовать его и как отдельный элемент курса, и в составе HTML-редактора. Это даёт возможность применять его в других элементах курса: лекциях, заданиях, тестах и т. д., и в различных целях - от слухового сопровождения текста до условно-речевых и речевых упражнений. Модуль, дополненный видеороликом, служит хорошим средством развития, проверки и контроля речевых компетенций учащихся. На базе данного модуля разработаны комплексы упражнений и заданий, помогающих студентам повторять и закреплять изученный материал (рис. 1).
Указанный модуль особенно необходим в дистанционном обучении, где возможность «вживую» услышать речь студента, не прибегая к программам вне Moodle, очень важна.
Кроме того, в уроках и заданиях появилась возможность дополнить текстовый материал видеосюжетами. Модули поддержки видео включают следующие элементы: модуль «Flash Video», модуль «FLV Player».
В модуле «Flash Video» помимо возможности загружать различные видеосюжеты существует возможность для преподавателей и учащихся делать необходимые заметки и добавлять другую информацию в виде прикрепленных файлов. Он также позволяет студентам сохранять все замечания и пояснения, данные преподавателем в отношении какого-либо видеосюжета.
Модуль «FLV Player» предоставляет возможность преподавателю размещать видеосюжеты из различных источников, не прибегая к посторонней помощи. Модуль воспроизводит наиболее распространенные форматы: flv, mov, mp3 и др. К преимуществам данного модуля следует также отнести возможность включения остановки и паузы в воспроизведении, а также возможность регулировки громкости звучания.
Применение указанных средств информационных и коммуникационных технологий позволяет использовать учебно-дидактический материал, основанный на аутентичных источниках. Это даёт возможность предоставить студентам информацию, непосредственно связанную со сферой их будущей профессиональной деятельности.
Следует, однако, иметь в виду, что применение указанных средств необходимо осуществлять с учётом психолого-педагогических требований, учитывающих воздействие аудиовизуальной информации как на различные категории учащихся, так и на их индивидуальные особенности [5].
Необходимо также отметить, что созданная на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин система оценивания позволяет преподавателям оперативно проверять и оценивать выполненные задания, поскольку дополнительно установленный модуль «Ungraded Assignments» постоянно отслеживает поступающую информацию и незамедлительно предоставляет преподавателю данные о непроверенных заданиях, тем самым значительно сокращая временной интервал между выполнением задания и его оценкой преподавателем.
Использование указанного модуля не только положительно влияет на динамику учебного процесса, но и позволяет частично решить проблемы, связанные с так называемым эффектом социального присутствия (social presence). Под социальным присутствием понимается степень восприятия личности как реальной в опосредованной коммуникации [6] и рассматривается как фактор, непосредственно влияющий на развитие общности интересов обучаемых и сотрудничества.
Известно, что учащиеся, выбравшие заочную (дистанционную) форму обучения, как правило, имеют более высокий уровень самомотивации. Несмотря на то, что таких учащихся принято относить к «самостоятельным», они в той или иной степени должны ощущать эффект присутствия и иметь возможность чувствовать себя членами учебного сообщества.
Такое мнение подтверждается опросом, проведённым зарубежными исследователями, который показал, что большая часть учащихся при дистанционном обучении хотела бы сохранять возможность непосредственного общения со студентами и преподавателями [7].
Наряду с указанными модулями в курсе английского языка нашли применение модули, позволяющие студентам получать сведения об успеваемости и достигнутом прогрессе. Все это даёт возможность гибко планировать график обучения, внося необходимые изменения в процессе обучения.
Наглядность достигнутого студентом прогресса положительно влияет на повышение мотивации к обучению, помогает приобрести необходимые навыки самостоятельной работы с учебным материалом, подготавливает учащихся к возможности в дальнейшем заниматься самообразованием.
Применение перечисленных средств имеет ещё один немаловажный аспект.
В настоящее время существует немало программных средств учебного назначения, применение которых теоретически может решить задачи развития и совершенствования слухопроизносительных навыков.
Однако выбор того или иного средства должен производиться с учётом таких технических данных, которые позволяют интегрировать его в среду обучения при минимальных требованиях к программному обеспечению базовых информационных и коммуникационных технологий. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность их использования сту-
неивиивии
Научно-методические проблемы и новые технологии образования
51 =
дентами в условиях ограниченного или нестабильного доступа к сети Интернет [8].
Указанные условия отбора средств информационных и коммуникационных технологий являются определяющими критериями и способствуют оптимизации их поиска.
Применение новых информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку студентов энергетических специальностей позволяет повысить степень усвоения содержания учебного материала и таким образом улучшить качество обучения.
Рис. 1. Пример устных заданий, выполненных с применением модуля «Nanogong»
Литература
1. Роберт И. В. Современные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М., 1994.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003.
3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2001.
4. Голубева Т. И., Репина С. О. Применение информационных технологий в обучении иностранному языку. -Оренбург, 2004.
5. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты). - М.: ИИО РАО, 2007.
6. Gunawardena C., Zittle F. (1997). Social presence as a predictor of satisfaction within a computer mediated mediated conferencing environment. // American Journal of Distance Education. - 11(3). - Р. 8-26.
7. Martinez M. (2003). High attrition rates in e-learning: challenges, predictors, and solutions. // The E-Learning Developer's Journal.
8. Козлов О. А., Мартынов А. А. Методика использования информационных технологий для построения модели готовности выпускника технического вуза к операторской деятельности. Информатизация образования и науки. - М., 2009.
Use of information and communication technology tools in foreign language teaching of students
of power engineering department
V. A. Durmanov,
lecturer in department of humanities, social and economic disciplines MIEE, applicant of Institute of Education
Informatization of the Russian Academy of Education
This article deals with some methodological aspects of information and communication technology use in an English language course designed for distance students who are specialized in power supply.
Keywords: information technology, communication technology, learning, foreign language course.
MBBf