УДК 371.134
Проблемы и перспективы применения информационных и коммуникационных технологий в процессе иноязычного обучения студентов неязыковых специальностей
В. А. Дурманов,
Московский институт энергобезопасности и энергосбережения, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин,
соискатель ИИО РАО
В статье рассматриваются вопросы применения новых информационных и коммуникационных технологий, используемых в дистанционном обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей вузов.
Ключевые слова: дистанционное обучение, иностранный язык, информационные и коммуникационные технологии.
Информатизация образования, являясь неотъемлемой составной частью информатизации общества, призвана решить целый комплекс задач, направленных на обеспечение обучаемых качественным и доступным образованием, учитывающим и общественные потребности, и индивидуальные приоритеты.
Анализ современных исследований проблемы модернизации отечественной системы образования показывает, что информатизация данной сферы на основе внедрения новых информационных и коммуникационных технологий и их интеграции с современными педагогическими технологиями - это один из ключевых факторов, способствующих модернизации на всех уровнях [1]. С позиции педагогики высшей школы [2] проблема реформы высшего профессионального образования не может рассматривается только как модернизация организационно-управленческого и содержательного характера, без учёта философии образования, наук о человеке и «теории практики». Подчеркивается, что модернизация системы высшего образования тесно связана с процессом её информатизации, от которой во многом зависит качество подготовки специалистов.
С позиции методики преподавания иностранных языков [3] предлагается рассматривать образовательную политику в области иностранных языков как совокупность целенаправленных и взаимоувязанных принципов, среди которых главными являются социокультурная и личностно-ориентированная направленность, гибкость, целостность, демократичность и вариативность, адаптивность к реальным условиям и интегратив-ность, непрерывность, перспективность и открытость. Последняя составляющая подразумевает необходимость создания образовательной среды, ориентирующей учащихся на самостоятельную работу и сочетающей традиционные способы и
средства с новыми информационными технологиями обучения.
Однако этим роль новых технологий не ограничивается. Рассматривая средства информационных технологий с позиции дидактики, можно увидеть, что поскольку конечными целями реформы являются улучшение качества, повышение доступности и обеспечение потребностей гармоничного развития личности, необходимо принять меры, позволяющие разрешить ряд противоречий, которые невозможно решить в рамках существующей системы [4].
К таким противоречиям относятся:
- рост информации, влияющей на содержание образования, и определённые ограничения во времени обучения;
- сохранение традиций научного наследия и положение о том, что вузы должны находиться на переднем крае науки и использовать в обучении её новейшие достижения;
- соблюдение общих требований госстандартов при подготовке специалистов и требование обеспечения учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей и возможностей студентов.
Предполагается, что именно широкое использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) будет способствовать преодолению этих противоречий.
Мировой опыт свидетельствует, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится обучение будущих учителей и преподавателей, включающее не только фундаментальные знания в избранной области, в педагогике и психологии, но и общую культуру, в том числе информационную. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии,
которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития обучаемых.
Кардинальных перемен, позволяющих осуществить прорыв в решении проблем информатизации образования, до сих пор не произошло. Причина кроется в нехватке специалистов в области ИКТ и информатизации образования. Можно выделить следующие принципиальные направления подготовки:
- подготовка преподавателя к активному использованию ИКТ на всех видах занятий;
- подготовка методиста-организатора процессов информатизации образования на всех ступенях образования;
- подготовка менеджера информатизации образования.
Содержание педагогического образования, обо-гащённое применением информационных и коммуникационных технологий, с которыми связывают получение таких ключевых компетенций, как социальная, коммуникативная, информационная, когнитивная и специальная, станет намного глубже и осмысленней при выполнении следующих условий:
- создание реальных условий для подготовки педагогических кадров, способных принять активное участие в реализации федеральных и региональных программ информатизации образования;
- значительное повышение уровня взаимодействия педагогов и обучаемых посредством возможности выполнения совместных проектов, в том числе и телекоммуникационных;
- появление качественно новых условий для реализации творческого потенциала студентов за счет расширения возможностей традиционных библиотек и лабораторий вуза (доступа к электронным библиотекам и виртуальным лабораториям, научным, учебным и другим культурно и социально значимым ресурсам сети Интернет);
- повышение эффективности самостоятельной работы студентов с традиционными и электронными ресурсами благодаря развитым системам для самоконтроля и поддержки обратной связи с преподавателем;
- реализация непрерывного открытого образования, когда студенты смогут принимать активное участие в организации процесса обучения, выбирая курсы, доступные в любое время благодаря телекоммуникациям.
Выполнение этих условий будет способствовать достижению основных целей модернизации образования - улучшению качества обучения, большей доступности образования, обеспечению потребностей гармоничного развития отдельной личности и информационного общества в целом.
При определении роли и места новых ИКТ в системе образования уделяется внимание одному принципиальному противоречию - между качеством и доступностью образования [4]. Оно заключается в том, что главная цель педагога - обеспе-
чить качество образования, в то время как на административном уровне существует ещё одна цель - организация максимально широкого доступа к имеющимся ресурсам. В этом случае выбор часто делается в пользу доступности.
Это противоречие проявляется в двух подходах к использованию ИКТ: первый подход состоит в использовании возможностей ИКТ с целью увеличения доступности образования за счёт расширения контингента обучаемых. Данная позиция подвергается критике, основанной на том, что дистанционное обучение в таком виде не может быть качественным из-за отсутствия у студентов доступа к образовательным ресурсам, невозможности общения с преподавателем и т. д. Второй подход предполагает использование ИКТ для повышения качества обучения в рамках очной формы. В этом случае использование новых технологий положительно скажется на наиболее активных и способных студентах, не повлияв на уровень остальных. Речь в данном случае идёт о том, что использование ИКТ приводит либо к увеличению количества обучаемых без учёта качественной составляющей, либо улучшает качество обучения для наиболее подготовленных студентов.
Обеспечение качества доступного образования можно обеспечить при соблюдении следующих требований:
- расширение контингента обучаемых должно оправдывать вложенные средства;
- должна быть создана интернет-библиотека со структурированным материалом;
- учебно-методическая работа должна выйти на новый уровень за счёт создания учебных материалов нового поколения;
- обучаемые должны иметь ясное представление о требованиях, предъявляемых к ним;
- для преподавателей должны быть выработаны обоснованные критерии оценки знаний.
Обеспечение доступности качественного образования может быть обеспечено при реализации следующих принципов использования ИКТ:
- предоставление студенту выбора формы обучения;
- предоставление информации об учебных ресурсах для всех обучаемых;
- использование новых современных технологий, позволяющих повысить доступность образования посредством снижения затрат.
Реализация предложенных принципов внедрения ИКТ позволяет улучшить качество образования и расширить доступ к нему. Но для выполнения основной задачи - обеспечения непрерывного образования - требуется разработка новых концепций, обеспечивающих изменение на уровне парадигм. Реализация этих мер на практике будет свидетельствовать о подлинной модернизации образования [4].
Отечественной системе высшего профессионального образования принадлежит особая роль в создании и применении ИКТ, поскольку именно в этой области сконцентрированы высококва-
лифицированные кадры и существует мощная база фундаментальных и прикладных научных исследований. Система ВПО является одним из основных производителей информационных технологий, одновременно выступая в качестве основного потребителя новых технологий, ведущих к созданию инновационной образовательной модели.
Разработку и применение ИКТ в практике образовательных учреждений можно разделить на несколько исторических этапов. Первый этап относится к 60-м годам ХХ века, когда осуществлялись разработка и внедрение автоматизированных обучающих систем (АОС) для создания учебных курсов. Второй этап датируется 70-ми годами. В этот период идеи и методы представления знаний, основанные на разработках в области искусственного интеллекта, получили свою реализацию. Третий этап - 80-е годы - отмечен развитием инструментальных средств АОС, появлением технологий формирования моделей предметной области, стратегий обучения и оценки знаний. Четвертый этап начался в 90-е годы и продолжается в настоящее время. Именно на этом этапе произошел резкий качественный рост информационных технологий: мультимедиа, гипермедиа, сетевых, геоинформационных, виртуальной реальности.
Классификация, в основу которой положена эффективность информационных образовательных технологий, позволяет разделить их на несколько групп:
- по способам передачи и получения знаний;
- по целям обучения;
- по степени интеллектуализации;
- по способу реализации.
Последняя, в свою очередь, выделяет технологии прямого программирования и технологии, созданные с помощью авторских инструментальных систем и оболочек. При этом лучший результат является следствием комбинации авторских систем и прямого программирования.
В настоящее время наиболее востребованными педагогическими продуктами являются электронные издания учебного назначения и распределённый информационный образовательный ресурс локальных и глобальных сетей, в которых учебный материал представлен в виде аудио- и видеоряда и реализован с помощью технологий мультимедиа, гипертекста, гипермедиа [5]. Появление новых средств ИКТ, расширение функциональных возможностей уже существующих и улучшение технических характеристик современных компьютеров позволяют говорить об эффективности их использования на всех стадиях педагогического процесса [6]. Кроме того, на возросшие возможности ИКТ и эффективность их использования в процессе обучения иностранным языкам в вузах исследователи и практики обращают внимание в контексте их использования на лекциях, семинарах и других формах занятий. Мультимедиа-технологии позволяют включать элементы инте-
рактивности, которые положительно влияют на усвоение студентами учебного материала.
Анализ эффективности использования мульти-медиатехнологий в обучении студентов иностранному языку в неязыковом вузе показывает, что такое обучение даёт наибольший эффект, поскольку «студенты вовлекаются в активную когнитивную деятельность по осмыслению и закреплению учебного материала, применению знаний в ходе решения проблемных ситуаций».
Другим примером успешного применения муль-тимедиатехнологий в обучении иностранным языкам являются разработанные в России и за рубежом учебные материалы, выпускаемые на CD, DVD и т.п. Словари издательств «Лонгман», «Макмиллан» содержат средства интерактивного доступа, богатый иллюстративный материал. Специальные приложения, содержащиеся в этих изданиях, позволяют отрабатывать навыки произношения и восприятия речи, совершенствовать знания в области лексики и грамматики. Из отечественных мультимедийных изданий можно отметить выпуск компанией «Новый диск» электронной версии Британской энциклопедии (Encyclopaedia Britannica 2006), в которую включены статьи и видеосюжеты, интерактивные карты с подробными статьями о странах, их экономической, культурной и общественной жизни. К преимуществам указанных изданий следует отнести наличие их интернет-версий.
Если мультимедиапрезентации преимущественно применяются в очной форме обучения, то основная цель пособий и курсов - самообразование.
В связи с этим необходимо отметить программы компании Adobe. В частности, для создания мультимедийных презентаций перспективным представляется такой продукт компании, как программа «Adobe Presenter», использующая флэш-технологии. Пакеты программ, специально предназначенные для образовательных целей (Adobe Creative Suite), содержат целый набор инновационных разработок, которые могут существенно повысить качество образовательного процесса. Программа «Adobe Connect Pro», входящая в указанный пакет программ, является эффективным инструментом для организации дистанционного обучения. Выбор данной программы обосновывается её широкими возможностями, относительно невысокой стоимостью, доступностью аппаратных средств и др. Все эти качества позволяют нормализовать учебный процесс при дистанционном обучении, уйдя от «вахтового» метода преподавания к понедельной фиксированной сетке расписания и реализовать возможность коммуникации между студентом и преподавателем [7].
Развитие глобальных компьютерных сетей в совокупности с разработкой и внедрением новых технологий служит мощным импульсом развития новых форм обучения, к которым относится дистанционное обучение. Степень участия средств ИКТ в образовательном процессе возрастает по
мере перехода от очной (очно-заочной) формы к новым формам обучения. Процесс интеграции новых ИКТ в образовательный процесс можно условно разделить на три этапа: на первом этапе при очной форме обучения средства ИКТ выполняют в основном вспомогательную роль; на втором этапе при дистанционной форме обучения новые ИКТ частично заменяют преподавателя, помогают осуществлять контроль усвоения учебного материала и выполняют другие функции; с переходом на электронную форму обучения роль средств ИКТ становится доминирующей (третий этап).
В соответствии с этим меняются задачи и требования к средствам ИКТ. Дистанционное обучение, являясь неким переходным этапом от очной формы обучения к электронному обучению (образованию), требует тщательной разработки всех его элементов, но в центре внимания должны быть вопросы содержания обучения, обусловленные целевым уровнем образования (высшее, профессиональная подготовка, дополнительное образование, повышение квалификации).
Выбранный целевой уровень образования определяет схему обучения, которая зависит от существующих форм обучения. По способу коммуникации здесь выделяют два вида обучения: электронный (неконтактный) вид, при котором весь процесс обучения полностью проходит в сети Интернет, и смешанный, при котором очные (контактные) формы дополняются неконтактными. Последний получил наибольшее распространение. В зависимости от вида обучения определяется выбор или разработка программно-аппаратного обеспечения.
Распространяемые программные продукты ориентированы на второй вид обучения, лучше отвечающий запросам потребителей. Общие черты этих продуктов:
- наличие удобного, интуитивно понятного пользовательского интерфейса;
- модульная структура построения;
- способность адаптироваться к новым программным разработкам;
- возможность осуществлять оперативную обратную связь.
Несмотря на указанные преимущества, такие программные продукты не в состоянии учесть особенности конкретного вуза, специфики отдельных предметов, в том числе иностранного языка. Это приводит к созданию некоторыми вузами собственного программного обеспечения. Такие разработки учитывают пожелания и рекомендации педагогов и характеристики, соответствующие требованиям данного вуза. Однако создание подобных программ требует значительных материальных затрат, времени и наличия высококвалифицированных специалистов.
Как показывает практика, эффективность той или иной программы зависит от способности адаптироваться к новым требованиям и возможности интеграции с другим программно-аппаратным обеспечением. Игнорирование этих требований приводит к тому, что разработки, которые к момен-
ту их ввода использовали последние достижения науки и техники, исчерпав свои возможности, через относительно небольшой промежуток времени становятся в лучшем случае малоэффективными.
Выход в данной ситуации видится в объединении усилий научно-педагогического сообщества и специалистов в технических областях с целью выработки новых образовательных программ, учитывающих применение новых технологий, стандартов в области разработки и применения этих технологий. Необходим целый комплекс мер, который поможет избежать ненужного дублирования в подобных разработках. Эти меры будут способствовать расширению возможностей образовательных учреждений разных уровней; формированию единого информационного пространства регионального и общероссийского образования на единых принципах; вхождению России в мировое образовательное пространство.
Такая перспектива вполне реальна с учетом того факта, что мировые лидеры в области разработки информационных технологий выдвигают новые проекты. Примером может служить проект компании Cisco, который содержит инновационный подход к образованию с использованием технологий «Edutainment» и концепции построения глобального учебного пространства (Learning Society). С этим направлением, являющимся в Европе одним из наиболее актуальных и перспективных в образовании, авторы связывают большие надежды на возрождение интереса к образованию в целом, а особенно в сложных областях человеческой деятельности (технике, информационных технологиях и др.).
В этой связи дальнейшее развитие системы дистанционного обучения можно рассматривать как промежуточный этап на пути интеграции российской образовательной системы в общемировую систему. Дистанционное обучение, учитывая социально-экономические изменения в нашей стране, развивается довольно быстро и, по прогнозам аналитиков, эта тенденция сохранится.
Развитие системы дистанционного обучения (СДО), как и развитие всей системы образования, определяется многими факторами, среди которых применительно к обучению иностранным языкам методологический, технологический и методический являются определяющими. Специфика этого предмета, независимо от формы обучения, предполагает широкое применение аудиовизуальных средств обучения. Научно-технический уровень современных средств ИКТ позволяет их успешно использовать.
В этих условиях становится очевидным, что отсутствие научно обоснованных разработок по применению средств ИКТ для реализации целей обучения иностранным языкам с учётом специфики вузов является одним из основных факторов, сдерживающих развитие дистанционного обучения. Информационные технологии развиваются гораздо интенсивнее педагогических технологий, и
для эффективного обучения это несоответствие главная особенность современного состояния должно быть устранено [8]. В этом заключается интернет-образования.
Литература
1. Козлов О. А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений: Монография. - М.: МО РФ, 2002.
2. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Под ред. М. В. Булановой-Топорковой. -Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
3. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. -М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ИЦ «Академия», 2003.
5. Чегед Е. Н. Современные проблемы и история использования информационных технологий в образовании / III Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых: Сб. трудов III Межвузовской научной конференции. - Москва-Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010.
6. Педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. В. С. Кукушина. - Ростов н/Д.: ИЦ «МарТ»; Феникс, 2010.
7. Новые образовательные технологии в вузе: Сборник материалов VII международной научно-методической конференции. Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина», 2010.
8. Андреев А. А. Введение в интернет-образование. - М.: Логос, 2003. - 76 с.
Problems and future trends of ICT use in the English language learning of students of technical colleges
V. A. Durmanov,
Moscow Institute of energy-safety and energy-economy, Senior lecturer
This article deals with some issues and future trends of information and communication technology use in an English language learning of students of technical colleges.
Keywords: foreign language, distance education, information and communication technologies.