УДК 371.134
^^ V V
Формирование коммуникативнои иноязычном компетенции у студентов-энергетиков средствами информационных и коммуникационных технологии
В. А. Дурманов,
Московский институт энергобезопасности и энергосбережения, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
В статье рассматриваются вопросы использования средств информационных и коммуникационных технологий, используемых в иноязычном обучении студентов нелингвистических специальностей вузов на основе информационно-коммуникационной системы дистанционного обучения Moodle.
Ключевые слова: дистанционное обучение, иностранный язык, средства информационных коммуникаций и технологий.
Переход на новую образовательную модель изменяет подходы к преподаванию вузовских дисциплин, в том числе иностранного языка. Целью обучения иностранному языку в неязыковых вузах является приобретение студентами коммуникативной компетенции, уровень которой на отдельных этапах языковой подготовки позволяет использовать иностранный язык практически как в профессиональной (производственной и научной) деятельности, так и для целей самообразования. Это объясняет преобладание в преподавании иностранных языков технологий и методов, ориентированных на коммуникативный и компетентностный подходы.
Вместе с тем, ряд исследователей (например, С. А. Бешенков, С. Г. Григорьев и др.) обоснованно указывают на необходимость рационального сочетания традиционных методов и современных технологий и средств ИКТ. Возможность такого сочетания в дистанционном обучении (ДО) является одной из причин его активного внедрения в образовательный процесс. Расширение сферы применения ДО в преподавании иностранных языков служит основанием для новых исследований возможностей средств ИКТ.
Появившиеся за последнее время исследования представили новые модели обучения, теоретические обоснования использования средств ИКТ, создав предпосылки для дальнейших исследований. Однако в данных моделях обучение с применением средств ИКТ рассматривается как дополнительное, рассчитанное на решение определенного круга задач. Объяснение такого подхода обосновывается проблематичностью полного перехода на дистанционное обучение «ввиду сложности обеспечения очной демонстрации навыков в ряде предметных областей» [1].
В отличие от указанных моделей использование информационно-обучающих систем на основе программных оболочек МооШе, Бака1, Сошре1епШш и др. для иноязычного обучения представляется более продуктивным, поскольку набор инструментальных средств позволяет комплексно решать задачи формирования иноязычной компетенции с использова-
нием традиционных и инновационных подходов к обучению.
Принцип вариативности [2], т. е. возможности изменять порядок изучения материала в зависимости от индивидуальных особенностей и предпочтений учащихся, включая место, время и способ доставки учебного материала, предполагает использование синхронных и асинхронных средств коммуникации. В дистанционном обучении асинхронные средства используются преимущественно при выполнении тестов и практических заданий, т. е. в письменных видах деятельности. Эффективность такого способа взаимодействия заключается в гибкости, ситуативности и отсутствии пространственных ограничений [3].
Вместе с тем, указанные преимущества в дистанционном обучении иностранным языкам нивелируются отсутствием подобных средств, позволяющих сформировать необходимые навыки устной речи: аудирование и говорение. В связи с этим проведённые теоретические и эмпирические исследования в области применения средств ИКТ определили методические подходы, позволившие создать структуру модели иноязычного обучения студентов нелингвистических специальностей.
Разработка данных подходов обусловлена группой факторов, основными из которых являются:
- технологический - программа МооШе в своём базовом варианте не способна полностью реализовать специфику иноязычного обучения, а именно направленность на формирование коммуникативных компетенций в таких видах речевой деятельности, как говорение и аудирование;
- психолого-педагогический - подача учебного материала в аудиовизуальном формате, наряду с эмоциональной составляющей (интерес к новому), имеет особое значение в связи с тем, что для большинства студентов зрительный канал восприятия является доминантным. Кроме того, студенты технических специальностей, в силу специфики большинства изучаемых ими предметов, используют
абстрактное и вербально-логическое мышление при обработке текстовой информации, что ведёт к умственной перегрузке и утомляемости;
- лингвистический, дидактический и методический - изменения в коммуникативной среде, вызванные интенсивным развитием ИКТ, обусловливают необходимость качественного изменения учебно-дидактического материала; развитие интернет-технологий, обеспечивающих доступ к многочисленным аутентичным источникам иноязычной информации, в том числе профессиональной направленности, делают возможным (после отбора и методической обработки) использование сетевых ресурсов в качестве учебного материала.
Кроме того, необходимо сочетание коммуникативного и компетентностного подходов, обусловленное требованиями ФГОСов третьего поколения и основных принципов Болонского процесса; при этом коммуникативный подход является педагогической и методической составляющей, а компе-тентностный подход - психолого-педагогической компонентой.
Рассматриваемая в качестве основы проектирования модели иноязычного обучения в системе ДО коммуникативная методика обладает целым рядом специфических черт, без учёта которых невозможно создать полнофункциональную систему обучения. Таким образом, основными условиями реализации методических подходов являются перечисленные технологические, психолого-педагогические, лингвистические, дидактические и методические факторы; принципы компетентностного и коммуникативного подходов.
С учётом перечисленных условий средства ИКТ применяются на всех стадиях учебного процесса, в том числе:
- модуль Nanogong, наряду с циклом занятий, созданных на основе программы Adobe Captivate, используется во вводно-коррективном курсе, где текстовый материал дополнен рисунками и аудиозаписью фонем, образцами произношения отдельных звукосочетаний, видов интонаций, а данный модуль служит для проверки усвоения материала;
- аналогичное сочетание программы и модуля используется в экспериментальном цикле занятий. Применение технологий мультимедиа здесь осуществляется как на вводном этапе (инструкция, план занятия), так и на этапах освоения, закрепления и контроля учебного материала: предтексто-вые задания содержат поясняющие иллюстративные материалы; активный словарь урока озвучен диктором и может повторяться на любой стадии урока, что позволяет повысить эффективность его усвоения. Наряду с указанным модулем применяется встроенный в браузер микрофон, позволяющий учащимся записывать необходимую информацию, сохранять их для последующей обработки и пересылать преподавателю в виде небольших по объему аудиофайлов для проверки;
- с целью развития слухопроизноситель-ных навыков в план содержания всего курса обуче-
ния включено большое количество текстов диалогового характера, которые наряду с условно-речевыми и другими упражнениями также озвучены диктором;
- модули FlashVideo и FLV player используются в послетекстовых заданиях. Они воспроизводят учебные мини-клипы, созданные с помощью программ, входящих в комплект Adobe Creative Suite.
Наиболее трудными вопросами, касающимися реализации особенностей коммуникативной методики, являются создание ситуаций в виртуальной среде и использование невербальных средств общения. В связи с этим применение анимационных программ (Crazy Talk Animator) является адекватным ответом на поставленные задачи. Кроме того, функциональные возможности программ Adobe Connect Pro и WizIQ позволяют проводить обучение в виртуальных классах.
Отличительной особеностью созданного курса английского языка для студентов энергетического профиля является применение в учебном процессе многократно используемых учебных объектов (Reusable learning objects) наряду с другими синхронными и асинхронными средствами ИКТ, позволяющими реализовать задачу выработки необходимых коммуникативных речевых навыков и в конечном итоге - формирования коммуникативной иноязычной компетенции. Кроме того, в содержательной части курса используются в основном аутентичные материалы, находящиеся в открытом доступе в сети Internet, предназначенные для изучения в зарубежных учебных заведениях аналогичных направлений подготовки (электроэнергетика, теплоэнергетика). Основным преимуществом использования такого учебно-дидактического материала является возможность ознакомиться не только с методами обучения, но и способами подачи материала. Снабжённые необходимым количеством интерактивных заданий, учебных видеоклипов и другой учебной информацией, основанной на применении современных средств ИКТ, подобные учебные материалы усиливают мотивацию к обучению, позволяют индивидуализировать учебный процесс и в конечном итоге повысить качество обучения.
Педагогический эксперимент по определению эффективности применения разработанных методических подходов, позволяющих повысить уровни сформированности коммуникативных знаний, умений и навыков студентов, показал, что результаты обучения в экспериментальной группе выше показателей контрольной группы. Это служит доказательством положительных изменений в уровнях сформированности соответствующих компетенций студентов экспериментальной группы.
Табл. 1 и 2 содержат сравнительные данные уровней сформированности элементов иноязычной коммуникативной компетенции студентов экспериментальной и контрольной групп на момент начала проведения эксперимента (1 семестр) и его окончания (4 семестр) в процентах.
№2 (50) 2013, март-апрель
Таблица 1
Уровни сформированности элементов языковой и компенсаторной компетенций
Номер семестра Тип группы Распределение студентов по уровням сформированности элементов языковой и компенсаторной компетенций (в %)
I II III IV
1 ЭГ 13,2 47,2 26,4 13,2
КГ 47,5 35,6 8,5 8,5
4 ЭГ 0 5,7 56,6 37,7
КГ 5,1 42,4 28,8 23,7
Таблица 2
Уровни сформированности элементов речевой, социокультурной и учебно-познавательной компетенций
Номер семестра Тип группы Распределение студентов по уровням сформированности элементов речевой, социокультурной и учебно-познавательной компетенций (в %)
I II III IV
1 ЭГ 16,9 45,3 15,1 22,6
КГ 55,9 30,5 8,5 5,1
4 ЭГ 0 1,8 39,6 58,5
КГ 0 20,3 4,4 35,6
Таким образом, анализ результатов проведённого эксперимента свидетельствует о достижении основной цели - подтверждение эффективности методических подходов к использованию средств ИКТ в
иноязычном обучении студентов нелингвистичсеких специальностей на основе разработанной модели обучения, позволяющей осуществить полный переход на дистанционное обучение.
Литература
1. Педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. В. С. Кукушина. - Ростов н/Д.: ИЦ «МарТ»; Феникс, 2010.
2. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
3. Meyer K. A. (2003). Face-to-face versus threaded discussions: The role of time and higher-order thinking. Journal of Asynchronous Learning Networks, 7(3).
The formation of language communicative competencies by means of ICT use in the English language learning of students of technical colleges
V. A. Durmanov,
Moscow Institute of energy-safety and energy-economy, Senior lecturer
This article deals with some issues of information and communication technologies use in an English language learning of students of power engineering colleges.
Keywords: foreign language, distance education, information and communication technologies.