Полит.ру [Электронный ресурс]. URL:
http://polit.ru/article/2009/03/19/communication (09 нояб. 2013).
7. Лурия А.Р. Язык и сознание / под ред. Е.Д. Хомской. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1998. 336 с.
8. Рогозная Н.Н. Билингвизм. Интерязык. Интерференция: монография. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2012. 240 с.
9. Супрун А.Е. Лекции по теории речевой деятельности. Минск: Белоруский фонд Сороса, 1996. 287 с.
10. Цилма Р. Что значит билингвальный? Формы и модели двуязычного обучения // Иностранный язык в школе.1995. № 6. С. 68.
11. Щерба Л.В. О понятии смешения языков // Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. С. 60-74.
12. Яковенко И.Г. Русский вопрос и русская цивилизация // Вестник гражданского общества [Электронный ресурс]. URL: http://vestnikcivitas.ru/authors/2024 (11 нояб. 2013).
13. Ясин Е.Г., Снеговая М.В. Тектонические сдвиги в мировой экономике: что скажет фактор культуры. М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2009. 96 с.
14. Marian V., Shook A. The Cognitive benefits of being bilingual [Электронный ресурс]. URL:
http://dana.org/Cerebrum/Default.aspx?id=39483 (09 нояб. 2013).
15. Psycholinguistics: A Survey of theory and Research problems / ed. by C.E. Jsgood, T.A. Sebeok. Bloomington; London; Indiana Univ. Press, 1965. Р. 139-143.
УДК 378.02:372.8
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ (В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА)
л о
© И.Б. Горбунова1, А.А. Панкова2
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Набережная реки Мойки, 48.
Анализируются процессы информатизации, преобразующие среду профессиональной деятельности педагога -музыканта; подчеркивается необходимость изменений в подготовке педагога-музыканта и содержании музыкального образования в связи с использованием цифровых образовательных ресурсов и музыкально-компьютерных технологий. В качестве эффективного средства формирования информационной компетентности педагога -музыканта рассматриваются творческие проекты, имеющие уровнево-модульную структуру и основанные на использовании современных музыкально-компьютерных технологий, а также комплекс учебных дисциплин, позволяющий создать непрерывный процесс обучения информатике будущих педагогов-музыкантов в условиях педагогического вуза. Ил. 1. Табл. 3. Библиогр. 8 назв.
Ключевые слова: информационные технологии в образовании; творческий проект, информационная компетентность; музыкальное образование; музыкально-компьютерные технологии; компьютерное музыкальное творчество; компьютерная музыка; информатика.
CREATIVE PROJECT IN TEACHING COMPUTER SCIENCE TO MUSIC STUDENTS (IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY) I.B. Gorbunova, A.A. Pankova
Russian State Herzen Pedagogical University, 48 Moika Embankment, St.Petersburg, 191186, Russia.
Having analyzed the informatization processes that transform the professional environment of a music teacher the authors emphasize the need for introducing some changes in the training of music teachers and in the content of music education due to the use of digital educational resources and music and computer technologies (MCT). Level-modular structured creative projects based on the use of modern MCT and a package of educational subjects enabling continuous teaching Computer Science to future music teachers in a Pedagogical University are considered to be effective tools to form information competence of a contemporary music teacher. 1 figure. 3 tables. 8 sources.
Key words: information technologies in education; creative project; information competence; music education; music and computer technologies (MCT); computer music creativity; computer music; computer science.
Процессы информатизации преобразуют среду профессиональной деятельности современного педагога-музыканта, вызывают формирование новых образовательных потребностей студентов музыкально-педагогических специальностей, обусловливают необходимость существенных изменений в деятельности
педагога-музыканта, связанных с созданием и использованием цифровых образовательных ресурсов, широким внедрением приемов и методов сетевого взаимодействия. В условиях функционирования высокотехнологичной информационной образовательной творческой среды становится все более актуальной
1 Горбунова Ирина Борисовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры информатизации образования, главный научный сотрудник УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии», тел.: 89219568525, e-mail: gorbunova@herzen.spb.ru Gorbunova Irina, Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Informatization of Education, Chief Researcher of the Educational and Methodological Laboratory "Music Computer Technologies", tel.: 89219568525, e-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
2Панкова Анастасия Анатольевна, аспирант, тел.: 89102420354, e-mail: pankovaaa@gmail.com Pankova Anastasiya, Postgraduate, tel.: 89102420354, e-mail: pankovaaa@gmail.com
необходимость совершенствования подготовки выпускников музыкально-педагогических специальностей в области информатики и применения компьютерных технологий в их будущей профессиональной деятельности [5]. Целью данного исследования является поиск наиболее эффективных путей обучения информатике студентов-музыкантов в условиях педагогического вуза с опорой на метод проектов и с использованием музыкально-компьютерных технологий (МКТ), которые позволяют эффективно объединить опыт традиционного обучения музыке и новые возможности современного музыкального компьютера.
Авторами проанализированы методические проблемы обучения информатике и информационным технологиям (ИТ) студентов музыкально-педагогических специальностей в вузе. Выявлено, что эффективность обучения достигается тогда, когда новые знания добываются в процессе творческой деятельности, когда учебная деятельность максимально приближается к содержанию музыкально-педагогического образования и новые дисциплины изучаются в контексте с деятельностью музыканта. Учитывая это, целесообразно выстраивать процесс обучения информатике и прикладным ее аспектам для студентов - будущих учителей музыки - на основе контекстного подхода. Данный подход позволяет максимально приблизить содержание информационного образования к творческой профессиональной деятельности музыканта, создает условия для лучшего понимания и эффективного усвоения программного материала по информатике, способствует формированию умения самостоятельно использовать полученные знания в музыкально-творческой и преподавательской деятельности.
Понимая под обучением информатике в системе современного музыкально-педагогического образования совокупность разнообразных процессов, а именно: обучение базовой общеобразовательной информатике и информационным технологиям (например, дисциплины «Информационные технологии» (для бакалавриата) и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (для магистратуры) по направлению 050100 «Педагогическое образование»), которые изучаются будущими профессионалами на младших курсах; обучение прикладным информационным и компьютерным технологиям, которые изучаются, как правило, будущими педагогами-музыкантами на старших курсах; обучение информатике на различных уровнях (будущих бакалавров, магистров, специалистов, аспирантов), - авторы разработали методику обучения информатике будущих учителей музыки, основанную на внедрении комплекса образовательных дисциплин, позволяющего создать непрерывный и взаимообусловленный процесс обучения студентов ИТ [7]. Комплекс был апробирован в процессе преподавания дисциплин «Информационные технологии», «Компьютерная музыка», «Информационные технологии в музыке», «Компьютерные технологии в музыкальном образовании» при реализации основных образовательных программ подготовки на факультете искусств и художественного образования Воронежского государственного педагогического университета и
на факультете музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Наиболее эффективным методом обучения в процессе реализации программ разработанного комплекса явился метод проектов. Проектная деятельность студентов позволила раскрыть таланты и творческий потенциал обучаемых, сделать каждую задачу лич-ностно значимой для них, повысить их самостоятельность и активность. Творческий проект имеет ярко выраженную практическую направленность, возможности сочетать индивидуальные и коллективные виды работ, применять различные способы деятельности и средства достижения необходимого результата. Использование проектного метода, реализующего лич-ностно-деятельностный подход в обучении будущих учителей, предполагает учет индивидуальных способностей и потребностей, мотивов и ценностной ориентации личности в процессе подготовки к успешной профессиональной деятельности в условиях динамично изменяющейся высокотехнологичной информационной образовательной среды, открытость и доступность для студентов содержания обучения, используемых форм контроля и самоконтроля результатов их деятельности. Особое значение и актуальность личностно-деятельностный подход приобретает при обучении специалистов творческих профессий и прежде всего музыкантов, для которых крайне важно признание уникальной сущности каждого студента и возможность реализации его индивидуальной траектории в процессе учебной деятельности.
Было установлено, что работа над творческим проектом, имеющим межпредметный характер, когда обучаемым приходится осуществлять поиск необходимой информации, проводить анализ и систематизацию полученных знаний, самостоятельно приходить к определенным выводам и обобщениям, способствует совершенствованию знаний по информатике студентов музыкально-педагогических специальностей, расширяет навыки применения современных ИТ, формирует и развивает информационную компетентность (ИК) будущих учителей музыки, основанную на активном использовании МКТ [8].
Определим основные этапы проектной деятельности:
1. Проблемно-целевой. Выбирается тема, изучаются подобные проекты и определяется, как должен выглядеть результат. На данном этапе происходит знакомство с технологией создания выбранного проекта, обсуждение, формулировка конкретных задач, определение источников информации.
2. Разработка структуры проекта. Определяется структура проекта, деление учащихся на группы (если проект предполагает групповое исполнение). Также на этом этапе проводятся консультации с преподавателями смежных дисциплин, уточняется план деятельности и последовательности реализации проекта, утверждаются сроки выполнения проекта.
3. Воплощение проекта. Происходит практическая работа над творческим проектом, воплощение задуманного. Как правило, такой этап делится на те-
матические блоки, состоящие из творческих заданий, последовательное выполнение которых ведет к результату - творческому проекту.
4. Предварительное обсуждение результатов. Анализируется выполненная работа, достигнутые цели и результаты. Производится предварительный показ проекта. Планируется устранение недостатков, «работа над ошибками».
5. Защита проекта. Защита проходит в форме публичного доклада, в процессе которого представляются результаты проектной деятельности и освещаются перспективы дальнейшего совершенствования данной работы и возможности использования ее результатов в дальнейшей профессиональной и учебной деятельности. Защита творческого проекта позволяет оценить полноту и системность знаний, умений и навыков студентов в использовании ИТ в работе с музыкальным материалом, со звуком и мультимедиа, специальным профессиональным программным обеспечением. Критерии оценки каждого проекта могут быть различными, но общими являются следующие: объем, полнота, законченность разработки; умение аргументировать свое мнение; эстетика представления результатов выполненной работы; уровень творческого самовыражения, художественно-эстетическая новизна и оригинальность раскрытия темы. Также защита проекта может проходить в рамках конкурсов, академических концертов, конференций, в том числе с использованием коммуникационных технологий путем размещения реализованного проекта на сайтах и последующего его обсуждения на тематических форумах.
В процессе обучения по дисциплинам рассматриваемого комплекса студенты создавали творческие проекты различного уровня; «микропроекты» (работа над созданием которых проходила в рамках пройденной темы, 1-2 занятия) и «макропроекты» (работа над созданием которых проходила в течение всего учебного года или семестра).
Приведем примеры творческих проектов, созданных в процессе обучения информатике студентами -будущими учителями музыки - при освоении дисциплин разработанного авторами комплекса.
Дисциплина «Информационные технологии» является обязательной дисциплиной математического и естественнонаучного цикла ФГОС ВПО 3-го поколения по направлению 050100 «Педагогическое образование». Внедрение и широкое использование возможностей МКТ при изучении данной дисциплины позволяет студентам музыкально-педагогических специальностей лучше понять и изучить информатику, освоить больше методических средств для формирования индивидуальной образовательной траектории и реализации педагогических технологий с использованием МКТ в будущей профессиональной деятельности учителя музыки [4].
В процессе практического освоения различных тем, включенных в дисциплину, соответствующие учебные задания выполняются студентами в форме творческого проекта и предполагают применение МКТ. Так, например, при изучении средств отображения
информации и проекционных технологий, а также интерактивных технологий и систем трехмерной визуализации студенты выполняют проект по анализу музыкальной информации с использованием различных вариантов ее двух- и трехмерного графического отображения в программе Sonic Visualiser. При выполнении задания по теме «Использование коммуникационных технологий и их сервисов в образовании» студенты используют музыкальный онлайн-секвенсер Soundation, с помощью которого ими создаются собственные творческие музыкальные проекты.
В ходе выполнения творческих проектов студенты знакомятся с аппаратным и программным обеспечением на примере музыкального компьютера, овладевают основными функциональными возможностями и пользовательским интерфейсом следующих групп прикладных программ для компьютерного музыкального творчества:
_ нотно-издательские программы (Encore, Sibelius);
_ программы-конструкторы (Dance Machine, Dance eJay, Hip-Hop eJay);
_ программы-автоаранжировщики (EasyKeys, Music Station);
_ программы-секвенсеры (Soundation, Cakewalk Sonar);
_ библиотеки звуков, сэмплеры, виртуальные синтезаторы (Edirol Super Quartet, Edirol HQ Orchestral и др.);
_ аудиоредакторы (Sony Sound Forge, WaveLab); _ программы анализа и отображения содержимого аудиофайла (Sonic Visualiser и др.).
Дисциплина «Информационные технологии в музыке» ориентирована на продолжение формирования у студентов знаний в области информатики с помощью МОТ, которые в дальнейшем помогут не только успешно освоить следующие дисциплины, связанные с этим направлением, но и повысить уровень информационной и профессиональной компетенции будущих учителей музыки [1-3].
В ходе выполнения лабораторных работ по данной дисциплине студенты музыкально-педагогических специальностей получают базовые навыки работы с программными и аппаратными средствами современных ИТ с использованием МОТ. Студенты осваивают и практикуются в использовании основных элементов интерфейса и возможностей следующих программ: _ нотно-издательские программы (Sibelius, Final и
др.);
_ программы-конструкторы (GrooveMaker, FruityLoops и др.);
_ программы-секвенсоры (REAPER, Cakewalk Sonar);
_ программы-автоаранжировщики (Music Station, Band-in-a-Box и др.);
_ аудиоредакторы (Sony Sound Forge, Samplitude Studio);
_ виртуальные синтезаторы и семплеры (Edirol HQ Orchestral, Korg Wavestation и др.);
_ программные модули для обработки звука (L3
MultiMaximizer, TrueVerb и др.);
- видеоредакторы TMPGEnc XPress, Sony Movies Studio Platinum;
- программы видеозахвата изображения с экрана (Hyper Cam, Rylstim Screen Recorder, CamStudio);
- создание CD, DVD, Blu-ray и др. встроенными средствами OS Windows.
На завершающем этапе изучения дисциплины полученные навыки закрепляются в ходе выполнения творческих проектов в системах дистанционного музыкального образования (например, образовательного ресурса Coursera (www.coursera.org)). Использование технологии дистанционного обучения особенно актуально для будущих учителей музыки, поскольку на практике позволяет убедиться в ее эффективности, а следовательно, и глубже осознать необходимость организации учебного процесса с применением современных технологий обучения, к которым на сегодняшний день относятся компьютерные, дистанционные, открытые и опережающие технологии обучения.
В процессе работы над творческими проектами используются разнообразные программные и аппа-
ратные средства МКТ [4]. Приведем пример творческого учебного проекта «"Картинки с выставки" М.П. Мусоргского» (табл. 1), в рамках которого студенты осваивают навыки работы в аудио-, видео- и графических редакторах (Sony Sound Forge, Sony Movies Studio Platinum, Adobe Photoshop) на основе музыкального материала. Результаты творческой работы оформляются в виде мультимедийной презентации (ProShow Producer).
Проекты в рамках дисциплины «Компьютерные технологии в музыкальном образовании» представляют собой разработку мультимедийного учебного пособия для проведения уроков в рамках различных музыкальных дисциплин (сольфеджио, гармонии, полифонии, музыкальной литературы и т.д.). Например, в рамках реализации творческого макропроекта по созданию мультимедийного учебника «Практический курс по сольфеджио» каждым студентом выполняется микропроект по разработке одного из его разделов («Интервалы», «Лады народной музыки», «Тритоны» и т.д.) (табл. 2).
Творческий проект «"Картинки с выставки" М.П. Мусоргского» в рамках дисциплины «Информационные технологии в музыке»
Таблица 1
Раздел творческого учебного проекта Содержание раздела творческого учебного проекта
Подготовка теоретического материала Подготовка теоретического материала, который будет включать: - биографию М.П. Мусоргского, В. Гартмана; - историю создания цикла пьес «Картинки с выставки»; интересные факты и события; - наглядно иллюстрирующие аудио-, видео- и нотные примеры (фрагменты рукописи) пьес, а также примеры оркестровых и неоркестровых обработок, цитирование отдельных пьес, театральные постановки, мультфильмы и фильмы с использованием цикла пьес «Картинки с выставки»
Запись собственного исполнения произведения выбранного композитора Запись и последующая обработка собственного исполнения одной из пьес цикла «Картинки с выставки» c использованием аудиоредактора (Sound Forge)
Создание презентации Обработка собранного материала для включения его в презентацию (ProShow Producer)
Таблица 2
Творческий микропроект «Лады народной музыки» в рамках дисциплины _«Компьютерные технологии в музыкальном образовании»_
Раздел творческого микропроекта Содержание раздела творческого микропроекта
Подготовка теоретического материала Изучение истории возникновения ладов народной музыки, характерных особенностей их построения. Подготовка иллюстрирующего мультимедийного материала (рисунков, анимации, нотных и аудиопримеров ладов, обучающего видеоматериала и т.д.)
Формирование раздела мультимедийного учебника Наполнение одного из разделов («Лады народной музыки») мультимедийного учебника («Практический курс по сольфеджио») собранными видео-, аудио- и графическими материалами. Разработка дизайна и пользовательского интерфейса (с использованием программ пакета SunRav ВоокОШое)
Разработка контрольного теста Включение в разработанный учебник интерактивного теста (с использованием программ пакета SunRav TestOfficePro), содержащего: - теоретические вопросы (история зарождения ладов, правила и особенности их построения); - задания на слух (определить лады по представленному музыкальному примеру); - музыкальный диктант в любом из указанных ладов
В результате подготовленные тематические разделы объединяются в единое мультимедийное учебное пособие, которое может использоваться будущими учителями музыки в профессиональной деятельности.
Учитывая, что разработанный авторами комплекс дисциплин имеет уровнево-модульную структуру, выполняемые проекты также поддерживают данный принцип построения образовательного процесса. Такой подход позволяет гибко выстраивать проекты из тематических блоков, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать наиболее подходящие из них для определенной аудитории обучающихся, которые, в свою очередь, получают возможность самостоятельно работать с предложенным им проектом в удобном для них темпе. Организация выполнения практических заданий с использованием проектного метода и построение проектов по уровнево-модульному принципу наилучшим образом отвечает требованиям современных направлений в развитии образования и решает ряд актуальных задач:
- дифференцировать содержание обучения путем группировки модулей, обеспечивающих изучение курса в полном, сокращенном и расширенном вариантах, что помогает решить проблему уровневой и профильной дифференциации и использовать один курс для подготовки учащихся разных специальностей;
- дифференцировать содержание обучения путем выбора уровня сложности каждого конкретного тематического блока, от базового до углубленного, с учетом индивидуального уровня подготовки студента;
- производить самостоятельный выбор учащимися индивидуальной образовательной траектории и обеспечить им возможность реализации проекта в наиболее эффективном темпе;
- обеспечить высокую мотивацию развития умений самостоятельной работы с разными источниками информации (самостоятельного освоения материала);
- повысить качество подготовки студентов за счет структурированности учебного материала и законченности изучения разделов.
Построение индивидуальной траектории обучения информатике в рамках модульного подхода для студентов музыкально-педагогических специальностей наиболее эффективно, поскольку позволяет учесть специфику учебного процесса, гибко строить содержание из блоков, интегрировать различные виды и формы обучения с целью реализации наиболее эффективных образовательных траекторий студентов.
Так, учебная программа «Компьютерные технологии в музыкальном образовании» состоит из тематических блоков, каждый из которых предполагает изучение теоретического раздела и практическое выполнение проекта с использованием необходимых средств ИТ и МКТ. Такое построение учебного процесса, на взгляд авторов, позволит не только подготовить студентов к работе с изучаемыми программными продуктами, но и сформировать у них целостное представление о современных ИТ и возможностях их применения в профессиональной деятельности, что особенно важно в условиях информатизации современного образования.
В процессе обучения студенты получают некото-
рые задания в виде комплекта (кейса) учебно-методических материалов для самостоятельного изучения и выполнения соответствующего проекта. Данная технология (кейс-технология) позволяет воспитать самостоятельность в решении будущих профессиональных задач, в том числе задач, с которыми они ранее не сталкивались, что особенно важно в условиях динамично развивающихся информационных технологий и средств их реализации. Также кейс-технологии позволяют более эффективно использовать аудиторное время за счет эффективной организации самостоятельной работы студентов.
Дисциплина «Компьютерная музыка» предусматривает повышение ИК студентов-музыкантов в процессе создания собственных музыкально-творческих проектов, а также получение профессиональных навыков владения современными ИТ в области звуко-режиссуры и компьютерного музыкального творчества.
В процессе освоения тем данной программы студентами выполняются соответствующие учебные творческие проекты, формирующие практические навыки работы в различных музыкально-направленных сферах. Работа учащихся над проектом включает в себя создание с использованием средств современных МКТ музыкального сопровождения для озвучивания фильмов, мультфильмов, спектаклей, компьютерных игр, веб-сайтов и т.д.
Следует отметить, что для успешного выполнения такого творческого проекта необходимо владеть не только основными навыками работы в сфере ИТ и МКТ, но, также свободно использовать полученные знания и умения музыкальной направленности (в области сольфеджио, гармонии, полифонии, инструмен-товедения и т.д.).
Практическая работа над творческим проектом дисциплины «Компьютерная музыка» делится на ряд тематических блоков, каждый из которых может быть выполнен на базовом или углубленном уровне сложности (табл. 3).
Схема, изображенная на рисунке, иллюстрирует многовариантность формирования индивидуальной образовательной траектории. Стрелками указаны варианты выполнения проекта, описанные в табл. 3, пунктиром отмечены возможные альтернативные пути реализации проекта студентами.
Более подробно и широко различные примеры творческих проектов, а также пути их реализации представлены в учебном пособии авторов [6].
Особо подчеркнем, что этапы работы над проектом затрагивают не только темы профессиональной музыкальной сферы, но и области ИТ, раскрывая их оптимально-удобным образом для студентов в соответствии со спецификой их профессиональной деятельности. Таким образом, решаются задачи, связанные с объемом и уровнем знаний будущего педагога-музыканта в соответствии с требованиями современного образовательного стандарта в области ИТ, а главное, с тем, каким образом эти знания он будет применять в дальнейшей профессиональной деятельности.
Таблица 3
Творческий проект в рамках дисциплины «Компьютерная музыка»_
Этап воплощения проекта Базовый уровень (БУ) Углубленный уровень (УУ)
Эскиз Создание эскиза. Замысел музыкального произведения. Выбор видеосюжета. Музыкальные наброски основного контура (мелодии, сопровождения, примерная инструментовка, структура произведения, особенности фактуры, тонального плана и т.д.). Нотный текст может создаваться в нотных редакторах (Finale или Sibelius) или сразу в секвенсоре (Cakewalk Sonar, Steinberg Cubase и др.). Используется заимствованный материал, подобранный на слух или переписанный с готовых партий Создание эскиза. Замысел музыкального произведения. Выбор видеосюжета. Музыкальные наброски основного контура (мелодии, сопровождения, примерная инструментовка, структура произведения, особенности фактуры, тонального плана и т.д.). Нотный текст может создаваться в нотных редакторах (Finale или Sibelius) или сразу в секвенсоре (Cakewalk Sonar, Steinberg Cubase и др.). Используются собственные композиции, созданные на основе заданных параметров или полностью самостоятельных
Работа с эскизом в музыкальном секвенсоре 1. Написание задуманных партий, добавление других голосов, сопровождения. Весь творческий процесс проходит в музыкальном секвенсоре (Cakewalk Sonar). 2. Назначение различных инструментов для партий (используя банк звуков самого секвенсора или дополнительных плагинов (Edirol HQ Orchestral и Super Quartet, Korg Wavestation и др.). 3. Расстановка динамических оттенков основных партий в окне Piano Roll музыкального секвенсора (Cakewalk Sonar) 1. Написание задуманных партий, добавление других голосов, сопровождения. Весь творческий процесс проходит в музыкальном секвенсоре (Cakewalk Sonar). 2. Назначение различных инструментов для партий (используя библиотеки звуков Tascam GigaStudio, Native Instruments Kontakt, ReFX Nexus и др.). 3. Расстановка динамических оттенков и других нюансов исполнения всех партий в окне Piano Roll музыкального секвенсора (Cakewalk Sonar)
Сведение и мастеринг Сведение и мастеринг в музыкальном секвенсоре. 1. Расстановка баланса, панорамы в программе-секвенсоре (Cakewalk Sonar). 2. Работа со звуком в музыкальном секвенсоре (Cakewalk Sonar) с помощью дополнительных плагинов для мастеринга (L3 MultiMaximizer, TrueVerb) Сведение и мастеринг в программах для обработки звука. 1. Конвертация из секвенсера (Cakewalk Sonar) отдельно каждой дорожки в аудиофайлы для дальнейшей работы в аудиоредакторе (Adobe Audition). 2. Загрузка предварительно сконвертированных в секвенсоре файлов в аудиоредактор Adobe Audition. 3. Удаление шумов и других лишних элементов. 4. Расстановка треков по своим местам согласно задумке произведения. 5. Расстановка уровней громкости каждой партии отдельно. 6. Настройка панорамы звучания инструментов. 7. Обработка звука каждого трека отдельно. 8. Создание изменений параметров эффектов (высота, темп) с течением времени на отдельных дорожках или на управляющей дорожке. 9. Удаление звуковых искажений. 1Q. Конвертация материала в удобный формат для дальнейшей работы в программах для мастеринга (T-RackS24, IZotope Ozone и др.). Работа над звуком с готовым аудиофайлом в программе для мастеринга (T-RackS24, IZotope Ozone)
Сохранение готового материала Экспортирование готового материала из музыкального секвенсера. Экспортирование в аудиофайл различных форматов (wav, mp3, ogg и др.) Сохранение готового материала в итоговый аудиофайл. Сохранение результата в различные общедоступные аудиоформаты (wav, ^фЗ, ogg и др.)
Работа в аудиоредакторе Заключительная работа над звуком в аудиоре-дакторе. Нормализация звука в аудиоредакторе (Sound Forge) Заключительная работа над звуком в аудиоре-дакторе. Нормализация звука в аудиоредакторе (Adobe Audition)
Работа в видеоредакторе Совмещение звука и видеосюжета. Наложение аудиофайла на (заимствованный) видеосюжет с использованием видеоредактора (TMPGEnc XPress, Sony Movies Studio Platinum) Совмещение звука и видеосюжета. Наложение аудиофайла на видеосюжет (заимствованный или самостоятельно созданный) с последующим использованием эффектов как на аудио-, так и на видеофайл средствами видеоредактора (Sony Vegas, Adobe Premiere Pro, Pinnacle Studio и др.)
Запись на внешние накопители информации различных типов Создание CD, DVD, Blu-ray и др. встроенными средствами OS Windows Создание CD, DVD, Blu-ray с помощью специализированного ПО (Nero Express) или средствами мультитрекового аудиоредактора (Adobe Audition)
Эскиз (БУ/УУ)
-
J J J Работа с эскизом е музыкальном секвенсоре (БУ/УУ)
Возможности формирования индивидуальной образовательной траектории на этапе воплощения творческого проекта
Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в условиях современной высокоинформационной образовательной среды становится все более актуальным. При помощи проектного метода можно эффективно реализовать ряд значимых воспитательных, образовательных и развивающих задач, позволяющих плодотворно формировать информационную и профессиональную компетентность
студентов музыкально-педагогических специальностей.
Применение в рамках предлагаемого комплекса информационных дисциплин метода проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.
Статья поступила 15.01.2014 г.
Библиографический список
1. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке: учеб. пособие. В 4 т. Т. 1. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. 175 с.
2. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке: учеб. пособие. В 4 т. Т. 2. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. 205 с.
3. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке: учеб. пособие. В 4 т. Т. 3. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. 399 с.
4. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004. № 4 (9). С. 123-138.
5. Горбунова И.Б., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: вопросы подготовки специалистов // Искусство и
образование. 2010. № 5 (67), 10. С. 104-111.
6. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка: учеб. пособие. Т. 1. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. 215 с.
7. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерное музыкальное творчество как средство формирования информационной компетентности современного музыканта-педагога // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 9. С. 256-261.
8. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю., Родионов П.Д. Музыкально-компьютерные технологии в формировании информационной компетентности современного музыканта // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 1 (167). С. 39-48.
УДК 930.26
ОЦЕНКА СОВЕТСКИМ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИМ РУКОВОДСТВОМ ОПЫТА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ АРТИЛЛЕРИИ В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ И ВОЙНАХ 1929-1940 гг.
© В.В. Дятлов1
Михайловская военная артиллерийская академия 195009, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Комсомола, 22.
Подвергается анализу готовность артиллерии Рабоче-крестьянской Красной армии к боевому применению и основные недостатки, выявленные в ходе боевых действий в 1929-1940 гг. Вскрываются причины недооценки военно-политическим руководством страны значения боевого опыта, полученного в вооруженных конфликтах и войнах межвоенного периода. В научный оборот вводится ряд новых документов. Библиогр. 11 назв.
Ключевые слова: боевой опыт; вооруженный конфликт; артиллерийские части; управление войсками; советско-финская война; перевооружение армии.
SOVIET MILITARY-POLITICAL LEADERS' EVALUATION OF ARTILLERY COMBAT EXPERIENCE IN ARMED CONFLICTS AND WARS OF 1929-1940s V.V. Dyatlov
Mikhailovskaya Military Artillery Academy, 22 Komsomol St., St. Petersburg, 195009, Russia.
The article analyzes the readiness of the Workers' and Peasants' Red Army artillery to combat employment and discus ses its main shortcomings exposed in the course of hostilities in 1929-1940s. It reveals the causes why the military-political leadership of the country underestimated the significance of the combat experience obtained in the armed conflicts and wars of the interwar period. A number of new documents is introduced in the scientific use. 11 sources.
Key words: combat experience; armed conflict; artillery units; troop command and control; Soviet-Finnish war; army rearmament.
Завершение Красной армией вооруженных конфликтов и локальных войн в период 1929-1940 гг. сочеталось, как правило, с высокими потерями советских войск. Вскрывавшиеся в ходе боевых действий
недостатки свидетельствовали о существенных проблемах в Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА).
Боевой опыт, приобретенный советской артиллерией в каждом вооруженном конфликте, оказался до-
1Дятлов Владимир Васильевич, кандидат исторических наук, тел.: (812) 5421571, e-mail: v.milbach@yandex.ru Dyatlov Vladimir, Candidate of History, tel.: (812) 5421571, e-mail: v.milbach@yandex.ru