Научная статья на тему 'Варианты контроля знаний в системе дистанционного обучения'

Варианты контроля знаний в системе дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7542
454
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / КУРСОВЫЕ ПРОЕКТЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / САМОКОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киян Ирина Владимировна

Для дистанционного обучения организация контроля учебной деятельности чрезвычайно важна. От степени достоверности полученных результатов промежуточного и итогового контроля зависит не только эффективность процесса обучения, системность образования, но и стратегия управления качеством педагогических технологий в будущем, их успешная интеграция с новейшими информационными технологиями, на которых строится весь процесс дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Варианты контроля знаний в системе дистанционного обучения»

РАЗДЕЛ II ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 378.1.0

Киян Ирина Владимировна

Кандидат философских наук, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Московского Института Энергоэффективности и Энергобезопасности, palmira57@inbox.ru, Москва

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Kijan Irina Vladimirovna

The candidate of philosophical sciences, the Moscow Institute of Power efficiency and the Power safety, managing chair, palmira57@inbox.ru, Moscow

OPTIONS FOR THE CONTROL OF KNOWLEDGE IN THE SYSTEM OF DISTANCE LEARNING

Многие педагогические коллективы, задействованные в СДО, находятся в постоянном поиске новых эффективных форм и методов контроля, наиболее полно соответствующих тем критериям, которые данное учебное учреждение предъявляет к качеству образования в целом в соответствии с его положением на рынке образовательных услуг.

Поскольку данная форма обучения интенсивно развивается, конкурентная среда заставляет руководство учреждений постоянно искать и находить оптимальные варианты тех компонентов, которые и позволяют учреждению осуществлять образовательную деятельность, эффективность которой подтверждается именно контролем знаний обучаемых. Контроль знаний в конечном итоге и его результаты показывают, насколько эффективны все звенья цепи, задействованной в обучении:

- преподавательские кадры, соответствующие критериям и специализации учебного заведения;

- цели и задачи, которые на определённом этапе являются приоритетными для осуществления процесса ДО;

- передовые педагогические технологии, способные максимально реализовать поставленные задачи;

- профессиональные сообщества, в рамках которых можно оптимизировать имеющиеся возможности;

- формы и средства обучения и контроля, позволяющие добиться необходимых образовательных результатов и др.

Из вышесказанного понятно, насколько важна роль контрольных мероприятий в системе образования. Следовательно, необходимо обучать преподавателя способам осуществления регулярного текущего или тематическо-

го контроля со стороны обучающего, самоконтроля со стороны обучаемого, рубежного и итогового контроля со стороны обучающего или консультанта (тьютора) [1].

На практическом примере рассмотрим, как контроль качества усвоения материалов курса проводится в Негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Московском институте Энергобезопасности и энергосбережения (НОУ ВПО МИЭЭ).

Следует отметить, что в процессе образовательной деятельности в МИЭЭ предпочтение отдается тем инновациям в сфере педагогических технологий, которые наиболее полно отвечают задачам и целям образования в целом и общей направленности вуза. Наиболее приближёнными педагогическими технологиями к реализации основных образовательных задач видятся следующие: индивидуальный подход к обучению, проектный метод и обучение в сотрудничестве. Применение данных педагогических технологий позволяет преподавателям использовать эффективные на текущий момент способы управления их качеством, контроль при этом осуществляется комплексный, поскольку специализация вуза на стратегической для страны отрасли - энергетической - требует от специалиста глубоких профессиональных знаний и понимания ответственного подхода к каждому этапу работы уже в процессе обучения. С этой позиции осуществляются и контрольные мероприятия и побираются формы, средства и способы их проведения.

Немаловажным является вопрос о том, кто именно будет оценивать качество полученных и приобретённых обучаемыми знаний и умений. В интерактивной компьютерной среде существует опыт оценки знаний как силами преподавателя/тьютора, так и посредством специально разработанных компьютерных программ.

Здесь, как правило, в подготовке и реализации оригинального курса ДО задействована целая группа сотрудников института, в которой каждый отвечает за свой фронт работ. Сюда входят: автор/ы-разработчик/и курса; специалисты, обеспечивающие информационное наполнение (обычно в этой роли выступают сами преподаватели-разработчики); сотрудники, осуществляющие техническое исполнение; руководитель^ проекта; ответственный\е исполнителен; администратор системы; программисты, которые помимо программного обеспечения учебного курса и анимации, обеспечивают техническую поддержку и предоставляют все необходимые видеоматериалы; рецензент; технический исполнитель и ответственный исполнитель.

Всем перечисленным специалистам, прямо или косвенно приходится в процессе своей деятельности осуществлять контроль обучения и участвовать непосредственно в реализации тех педагогических технологий, которые являются приоритетными для данного учебного учреждения. То есть, все участники образовательного процесса - как педагогический персонал, так и технические специалисты, несут ответственность за обеспечение качества ДО и конечный результат обучения.

В функции ответственного исполнителя входит вся сложная методическая работа в СДО, в том числе и подготовка методических указаний по

изучению дисциплины, которые являются обязательной и очень важной частью, расположенной на сайте перед началом каждого курса, раздела, а иногда - и сложной темы по изучаемой дисциплине.

ПРИМЕР. Рассмотрим, как в МИЭЭ представлен дистанционный курс «Метрология, стандартизация и сертификация» для демонстрации того, какие ресурсы в своё распоряжение получает каждый обучаемый, помимо широкого ряда форм занятий, применяемых непосредственно в процессе обучения. Получив доступ к учебным материалам, обучаемый видит на странице сайта следующую информацию:

Карта курса

Программа курса. Метрология, стандартизация и сертификация. Часть 1. Метрология.

Рекомендуемый график изучения дисциплины.

Методические рекомендации прохождения курса.

Глоссарий

Библиография

Новостной форум.

Общение с преподавателем.

Справочные таблицы

Цель изучения дисциплины. Целью изучения первого раздела дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» является формирование у студентов знаний, умений и навыков в области метрологии для обеспечения эффективной профессиональной деятельности и успешного освоения разделов других учебных дисциплин, связанных с проведением измерений в ходе лабораторного практикума.

Основные задачи изучения дисциплины, сообщить теоретические основы метрологии, методы и алгоритмы обработки результатов измерений, принципы построения средств измерения и их метрологические характеристики, основные требования по обеспечению единства измерений в соответствии с требованиями Закона РФ «Об обеспечении единства измерений».

Практические умения и навыки. В результате изучения раздела 1 «Метрология» студент должен знать: теоретические основы метрологии, методы и алгоритмы обработки результатов измерений, принципы построения средств измерения и их метрологические характеристики, нормативно-правовые основы метрологии.

Уметь: выбирать средства измерений для решения измерительных задач по требуемой точности измерений и достоверности результатов контроля; использовать алгоритмы обработки результатов измерений, оценки качества измерений; рассчитывать погрешности результатов измерений; учитывать нормативно-правовые требования в метрологической деятельности.

Форма итогового и текущего контроля знаний студентов.

Для контроля усвоения данной дисциплины предусмотрены тестовые вопросы по контролю обрабатываемых теоретических вопросов, решения

задач на практических и лабораторных занятиях. В конце изучения дисциплины предусмотрен итоговый тест. Итоговая оценка по дисциплине складывается из оценок за теоретический материал, решения задач практических и лабораторных занятий и оценки за итоговый тест.

Методические рекомендации по изучению дисциплины.

Каждая тема курса, содержит лекционные занятия, контрольные вопросы, примеры, и может содержать практические задания.

Начинать изучение темы следует с материала лекции. Лекция состоит из нескольких учебных вопросов, большинство из них содержат контрольный вопрос по изученному материалу. Перейти к следующей странице можно только после правильного ответа на контрольный вопрос. При повторном изучении можно произвольно выбрать вопрос для изучения.

При изучении каждой темы рекомендуется вести конспект по наиболее сложным для запоминания вопросам. После изучения лекции следует проверить усвоение материала, ответив на тест по пройденному материалу.

Если изучаемая тема содержит практические упражнения или лабораторные занятия, то после прохождения теста по теоретическому материалу следует выполнить практические упражнения и лабораторные работы» [2].

Приведённый пример показывает, что помимо предусмотренных контрольных мероприятии со стороны преподавателя, программное обеспечение занятий при самостоятельном изучении темы/раздела/курса и самоконтроле предусматривает вышеупомянутую опцию - перейти к следующей странице можно только после правильного ответа на контрольный вопрос (при этом преподаватель может легко отследить количество попыток ответить на вопросы тестового задания со стороны обучаемого и, соответственно, сделать вывод, в какой степени на данный момент времени изучаемый материал усвоен обучаемым. При большом количестве ошибочных ответов, преподаватель/тьютор при индивидуальной работе с обучаемым или в группе (скайп, электронная почта, вебинар) может скорректировать ситуацию, прояснив неусвоенные моменты в учебном материале.

Одной из эффективных форм контроля - как в традиционном обучении^ так и в СДО, является выполнение курсовых работ. В технических вузах, каким является МИЭЭ, работа над курсовым проектом требует математических расчетов и чертежей, поэтому комментарии преподавателя должны максимально точно подводить обучаемого к построению таких графических конструкций, которые, при условии их материального воплощения могут быть использованы в условиях реального производства.

ПРИМЕР. Во втором семестре на 3 курсе Электроэнергетического факультета института в рамках курса Техническая механика обучаемым предлагается выполнение курсового проекта по теме: «Расчёт редуктора транспортёра .энергоузла» .

Перед началом работы, обучаемый получает нижеизложенную инструкцию по подготовке и осуществлению проекта. В частности, в ней сказано:

И. В. Киян

«Здесь вы найдете методическое пособие по проектированию одноступенчатого цилиндрического редуктора. Скачайте его, изучите, свяжитесь с вашим преподавателем и узнайте свой вариант исходных данных.

Затем, используя выделенные в пособии в качестве образца «синие страницы», проведите расчёт своего варианта.

Готовую расчётную-пояснительную записку и чертежи (всего до 5 файлов) заархивируйте и вышлите преподавателю. Для этого используйте возможности данного ресурса.

После этого вы получите замечания и вопросы по вашей работе.

Дополнительную литературу можно найти на следующих сайтах:

1) Курсовое проектирование деталей машин. Учебное пособие. Издание второе, переработанное и дополненное. Автор: А. Е. Шейнблит.

2) http://www.twirpx.com/file/8439/

3) http://www.twirpx.com/files/machinery/mchparts/

Исходные данные...» [3] (здесь прилагается чертёж редуктора для расчёта требуемых характеристик, индивидуальных для каждого обучаемого).

Как видно из приведённого примера пошагового руководства к действию, комментарии к выполнению курсового проекта включают в себя ссылки на учебные материалы, расположенные в сети Интернет. Они не относятся к ресурсам данного учебного заведения, но при этом гармонично дополняют лекционный материал по изучаемому в рамках курса предмету. Сегодня это достаточно распространённая практика в системе образования - на страницах сайта учебного заведения дополнительно к авторским лекциям даётся список рекомендованных программ с электронными адресами в Интернете, которые обучаемый должен освоить самостоятельно. Там лее, как правило, находятся и задания для самоконтроля. Преподаватель при разработке своих методов и форм контроля учитывает и содержание материалов, расположенных в сети Интернет, и степень их самостоятельного усвоения обучаемым. Кроме того, при формировании контрольных мероприятий преподаватель/консультант отталкивается от приоритетов в области применяемых педагогических технологий, с целью максимально добиться оптимизации управления их качеством, как в процессе проведения занятий, так и в ходе осуществления контроля знаний в любых формах.

Итоговое оценивание уровня знаний обучаемого в МИЭЭ происходит на основе совокупных данных полученных посредством автоматизированного контроля при помощи учебной среды МооМе (Модулярной Объектно-Ориентированной Динамической Обучающей Среды) и тех сводных данных, которые преподаватель получал в течение учебного семестра (года) при индивидуальном контакте с обучаемым (в ходе проведения вебинаров, консультирования по скайпу, анкетирования, проверки письменных отчетов и рефератов, телеконференций и т. п.).

Система МооИе производит балльное и рейтинговое оценивание: важным компонентом здесь выступает система тестирования, которая требует

от преподавателя существенных временных затрат на этапе создания, но снижает их в ходе обучения, предоставляя при этом обширный статистический материал. Кроме тестирования, имеющего ряд ограничение и не способного обеспечить проверку многих характеристик, (таких, как умение обучаемого конкретизировать ответ примерами, способность к логическому мышлению, творческому самовыражению и т. п.), важным элементом учебного процесса выступают письменные и устные формы контроля. В этом случае автоматически формируется сводный журнал оценок из поставленных баллов. В системе МоосПе оптимально реализованы возможности балльного и рейтингового оценивания с автоматическим формированием журнала оценок курса/группы/отдельного обучаемого.

В последние годы критериальное оценивание настойчиво заявляет о необходимости перехода к компетентностному обучению, ориентированному на результат. При этом результат деятельности обучаемого оценивается на основании критериев или рубрик (несколько критериев, объединённых одной шкалой). Здесь важную роль играют технологии автоматизации сбора сведений по всем критериям, формированию отчетов и другим показателям. Семинар, который реализован в последних версиях МоосПе как деятельнос-тный элемент, позволяет получить перекрестное многопозиционное многокритериальное оценивание работ обучаемых: как преподавателем/тьютором, так и самими участниками учебной группы [4].

При личном общении и групповых занятиях, например, в формате ве-бинара, телеконференции или экуре-конференции, а также общения по электронной почте преподаватель может оценивать знания и общий интеллектуальный и психологический коэффициент обучаемого по таким критериям как: количество выступлений - активность в ходе занятия; способность к аргументации при ответах на вопросы, формулированию вопросов; умение выбирать ключевые моменты в изучаемом учебном материале; глубина постижения информации, полученной в ходе лекций и при самостоятельном изучении рекомендованной информации из сети Интернет; знание первоисточников, владение профессиональной терминологией и т. п.

Таким образом, анализ и синтез сведений, полученных путём применения различных форм и методов контроля знаний в СДО позволяет преподавателю/тьютору получить материал, на основе которого в дальнейшем можно оптимально конструировать шаги по повышению эффективности как при индивидуальном обучении, так и во время групповых занятий. Методики контроля и повышения эффективности обучения в данном случае базируются на усилении внимания при работе с каждым отдельным обучаемым именно на тех способностях и психологических особенностях каждого обучаемого, которые помогут ему определиться со специализацией на этапе заключительного периода обучения в институте.

Полученные данные ложатся в основу дальнейшей оптимизации управления качеством педагогических технологий, интеграции различных форм

С. А. Курносое а

контроля знаний и организации оценивания всего процесса обучения с учётом инноваций в сфере информационных технологий и их адаптации к системе дистанционного обучения.

Библиографический список

1. Заславская, О. Ю. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. [Текст] / О. Ю. Заславская, М. А. Сергеева. - ЦГЛ. М., 2006.

2. http://edu.mieen.ru/moodle/mod/resource/view.php?id=68722. [сайт]: URL: (дата обращения 20.07.2010).

3. http://edu.mieen.ru/moodle/mod/assignment/view.php?id=610 [сайт]: URL: (дата обращения 20.07.2010).

4. [сайт]: URL: http://edu.mieen.ru/moodle/mod/lesson/view.php7id--1259 (дата обращения 29.06.2010).

УДК 378.147

Курносова Светлана Александровна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики Челябинского государственного университета, ksaQ308@mail.ru, Челябинск

РАЗВИТИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА: ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Kurnosova Svetlana Aleksandrovna

Candidate of Pedagogics, senior Lecturer, the doctorate of pedagogical chair and subject methods of Chelyabinsk state pedagogical university, ksa0308@mail.ru, Chelyabinsk

DEVELOPMENT OF PROBLEMS OF HIGHER SCHOOL STUDENTS' PREPARATION TO PEDAGOGICAL DESIGN PROJECTING: FROM ONTOGENETICAL AND HISTORICAL

THE ASPECT

Исследуя проблему подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна в историческом аспекте, рассмотрим основные стадии ее развития, определяя сложившиеся на каждой из них социально-исторические предпосылки - объективно существовавшие (или существующие) обстоятельства, отражающие эволюцию научных представлений о проектировании педагогических объектов, составляющих информационно-образовательное пространство, их связей с наукой, культурой, производством и социальными институтами в историческом контексте. Онтологически проблема подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна непосредственно связана с рядом социальных феноменов, достаточно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.