Научная статья на тему 'Тест как инструмент управления качеством педагогических технологий в системе дистанционного обучения'

Тест как инструмент управления качеством педагогических технологий в системе дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1793
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТ / ТЕСТИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФОРМЫ КОНТРОЛЯ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киян Ирина Владимировна

В системе дистанционного обучения тестирование является основной формой контроля, и поэтому тест может рассматриваться как важный компонент процесса образования, от наполнения которого зависит уровень процесса обучения в целом и результат управления качеством педагогических технологий, в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тест как инструмент управления качеством педагогических технологий в системе дистанционного обучения»

ческих качеств, соответствующего среднему и высокому уровню.

Библиографический список

1. Безруких М.М. Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности. - М., 1994.

2. Безруких М.М. Школа и здоровье // Материалы Всероссийского форума «Образование и здоровье учащихся». - М.: Ключ, 2005. - Ч. 1. -С. 21-30.

3. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольника. Программа и программные требования. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 144 с.

4. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие

для педагогов дошк. учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2001. - С. 10-19.

5. Матвеев А.П. Физическая культура. Программа для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. -М.: Дрофа, 2003. - 112 с.

6. Родионов А. Физическое развитие и психическое здоровье: Программа развития личности ребенка средствами физической активности. -М.: ТЕИС, 2007. - 165 с.

7. Щербаков В.П. Физическая культура от трех до восемнадцати лет: Учебно-методическое пособие // Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования» / Отв. ред. Л.Е. Курнешова. - М.: Школьная книга, 2009. -272 с.

УДК 189.02

Киян Ирина Владимировна

кандидат философских наук Московский институт энергоэффективности и энергобезопасности

palmira57@inbox.ru

ТЕСТ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В системе дистанционного обучения тестирование является основной формой контроля, и поэтому тест может рассматриваться как важный компонент процесса образования, от наполнения которого зависит уровень процесса обучения в целом и результат управления качеством педагогических технологий, в частности.

Ключевые слова: тест, тестирование, управление качеством, педагогические технологии, дистанционное обучение, формы контроля, виртуальные задания, методологические подходы, уровень образования.

Т:стирование в образовании является одной из основных форм контроля и самоконтроля знаний, полученных обучаемыми в учебном процессе: посредством тестов определяется степень усвоения материала определенной дисциплины, курса. Помимо контрольных функций, тестирование имеет целью развитие у обучаемых профессионального творческого мышления, с его помощью происходит закрепление знаний, расширение понятийного аппарата.

Сферы использования тестирования в современном мире очень широки, однако нас интересуют непосредственно его функции в системе дистанционного образования. Основная задача данного исследования - показать роль тестовых заданий в СДО как инструмента управления качеством педагогических технологий.

При дистанционном обучении роль и значение тестирования особенно важны, поскольку ДО

в большей степени, чем традиционные формы, предполагает самостоятельное изучение курса -лекционного материала, дополнительной литературы - и обязательный итоговый и промежуточный контроль и самоконтроль знаний по изученной теме.

Виртуальные тестовые задания, предложенные обучаемым, являются не только эффективным инструментом оценки качества получаемых ими знаний, но и индикатором общего уровня учебного курса и применяемых педагогических технологий, особенно на этапе апробации. Результаты проведённых контрольных мероприятий используются непосредственно для их оптимизации. Сетевое электронное тестирование имеет множество преимуществ. Во-первых, оно освобождает преподавателя, от временных затрат на бумажную работу; во-вторых, значительно облегчает проверку полученных результатов; в-третьих, дает возможность создать единообразие и од-

нородность проверки знаний, а также обеспечивает объективный подход при тестировании разных групп обучаемых; в четвертых - не требует создания и установки дополнительного программного обеспечения каждый раз при внедрении в работу нового типа тестовых заданий и др.

Исходя из определения, принятого ЮНЕСКО, педагогическая технология представляет собой системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, главная задача которого - оптимизация форм образования. Следует отметить, что регулярное тестирование и самотестирование входит в число ключевых элементов, ведущих к достижению этой цели, своевременно показывая уровень знаний обучаемых, эффективность работы преподавателя / тьютора, корректность проводимого учебного курса и выявляя его актуальность.

Не менее важную роль тестирование играет и при подготовке педагогического персонала, помогая преподавателям в короткие сроки усваивать новые компьютерные программы, учебные и методические материалы, быстро адаптироваться к изменениям форм работы, обусловленным инновациями в области 1Т.

Несомненными преимуществами тестирования являются:

- экономия времени на проведение итогового и промежуточного контроля знаний обучаемых;

- возможность использования его как в группе, так и при индивидуальном подходе;

- лёгкая адаптация тестового задания к уровню подготовки аудитории (изъятие или замена тестов по необходимости);

- получение достоверного результата, благодаря подбору широкого ряда вопросов;

- создание равных условий для обучаемых при выполнении тестовых заданий.

Контроль обучения несёт две основные функции: контроль в процессе обучения с целью его коррекции и контроль результатов обучения для оценки его эффективности [1].

История применения тестов в педагогике началась за рубежом в позапрошлом веке и с переменной активностью развивалась в России. В последние десятилетия интерес к исследованию роли тестирования в области образования обусловлен интенсивным развитием СДО. Однако, несмотря на значительное увеличение публикаций по дан-

ной теме, остается еще много нерешенных вопросов, в частности, подходы к процессу тестирования и к самому тесту как к инструментам управления качеством педагогических технологий в научно-исследовательской литературе не изучались. Поэтому процесс исследования методологических подходов к проблеме тестирования с этой точки зрения остается актуальным на сегодняшний день.

Из современных научных публикаций наиболее значимые исследования, посвященные роли тестирования в педагогике или науке тестологии (термин В.С. Аванесова), принадлежат В.С. Аванесову, Е.С Полат, Н.Ф. Талызиной и другим авторам. При этом многие из них обращают внимание на ДО, поскольку именно здесь роль тестирования по сравнению с традиционными формами обучения значительно возросла. Теоретическим вопросам тестологии уделено внимание в работах А. Анастази, М.В. Кларина, В.С. Аванесова, ГК. Селевко, В.И. Звонникова и других. Однако в российской педагогической науке до сих пор не сложилась единая теория тестов и нет единых методологических подходов к решению как теоретических, так и практических вопросов тестирования, в том числе и в сфере ДО.

В научной литературе принято выделять объективные и субъективные методы контроля. Тестовый контроль относится к объективному методу и применяется очень широко во многих сферах деятельности, в том числе и в образовании. Причем в сфере дистанционного обучения тестовый контроль включает в себя организационную и воспитательную составляющие, поскольку на выполнении тестовых заданий строится существенная часть ДО, а при отсутствии дисциплины и ответственного подхода к данной работе теряется смысл обучения посредством дистанционной формы.

Образовательный тест имеет свою специфику. В отличие от других контрольных заданий (работ, экзаменов, зачетов, опросов в устной и письменной форме), к тестовому заданию прилагаются нормализованные правила оценки получаемых результатов. Фактически образовательный или педагогический тест - это некий стандарт измерения уровня и объёма знаний по определённой учебной дисциплине, курсу.

Существующие определения понятия «тест» выделяют ряд обязательных для него характеристик. Классическое определение педагогического

теста рассматривает его как систему заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющую качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень знаний, умений, навыков и представлений по учебной дисциплине.

Причем автор термина «тестология», обозначающего науку о тестах и тестировании, В.С. Аванесов [2], настаивает на разделении смыслового наполнения понятия «тест», считая, что в дистанционном образовании тест используется исключительно на этапе итогового контроля знаний. В текущем контроле и в самообразовании применяются не тесты, а задания, которые предлагается квалифицировать как задания в тестовой форме. По мнению исследователя, различаются эти понятия не только по названию, но и по существу. С помощью тестов проверяется уровень итоговой подготовленности, посредством же применения заданий в тестовой форме этот уровень создаётся.

Задания в тестовой форме ранее определялись перечислением ряда их существенных свойств (признаков). Задания в тестовой форме должны обладать рядом характерных признаков, среди

которых: краткость, технологичность, правильность формы; корректность содержания; логическая форма высказывания; одинаковость правил оценки ответов; наличие определенного места для ответов; правильность расположения элементов задания; унифицированное руководство по его выполнению для всех испытуемых; адекватность инструкции форме и содержанию задания. При этом по мнению В.С. Аванесова [2], новыми в приведённом определении являются требования корректности содержания и технологичности заданий. Первое из них является условием предметной правильности сформулированного содержания заданий. Достижение этого условия зависит от компетентности разработчика заданий и от экспертов, проверяющих содержательную правильность суждений, положенных в основу задания.

Образовательный тест рассматривается и как инструмент для измерения ряда качеств обучаемых (знаний предмета, умений, способности оперировать полученной информацией и др.), содержащий набор тестовых заданий, которые состоят из предъявляемой части и тестологических

Рис. 1. Типы тестовых заданий

характеристик, в совокупности с оптимизированной процедурой проведения тестирования и научно обоснованной технологией обработки, анализа и интерпретации результатов.

Тестовые задания составляют структурную и информационную основу теста.

На рисунке показана существующая в настоящее время сводная классификация тестов, используемых в образовании вообще и в СДО, в частности. При этом назвать ее исчерпывающей нельзя, поскольку инновационные процессы в сфере компьютерных и педагогических технологий постоянно пополняют имеющийся арсенал типов тестовых заданий.

Итак, по процедуре тесты делятся на: стандартизованные, нестандартизованные, ненормированные (по результатам); по применению технических средств: бланковые, компьютерную обработку результатов, компьютерные; по форме тестирования: для группового тестирования, для индивидуального тестирования; по степени однородности задач: гомогенные, гетерогенные; по назначению: общедиагностические, для определения профпригодности, для выявления специальных способностей, достижений; по форме организации тестовых заданий: закрытая форма, открытая форма, на соответствие, на установление правильной последовательности (тематические); по виду контроля: тесты исходного контроля, тесты текущего или промежуточного контроля, тесты рубежного или итогового контроля (экзаменационные); тесты заключительного контроля; по ведущей ориентации: тесты скорости (кольца Ландольта, Бурдона, «шифровки» из набора Векслера), тесты мощности или результативности, смешанные тесты; по статусу внедрения: общенациональные, отраслевые или министерские, вузовские, кафедральные, личные или неформальные; по характеру действий: вербальные, невербальные; по соотношению с нормами или критериями: тесты, ориентированные на норму, тесты, ориентированные на критерии; по форме ответа: устные, письменные.

Дифференциация тестов по соотношению с нормами или критериями базируется на различном понимании понятия «норма». Нормативно-ориентированный подход характеризуется сопоставлением индивидуальных тестовых баллов со статистической нормой, показывающей наиболее распространённый уровень выполнения теста. Что касается критериально-ориентированно-

го подхода, то он основан на сопоставлении индивидуальных баллов с установленными стандартами качества усвоения дисциплины.

Нормативно- и критериально-ориентированные тесты применяются с разными целями. Первые используются при необходимости сравнения учебных показателей отдельных обучаемых или групп; вторые - для педагогической диагностики посредством сравнения выявленных показателей усвоения материала обучаемыми с существующими стандартами.

Классификация тестовых заданий по форме организации на открытые и закрытые, на соответствие и выстраивание правильной последовательности подразумевает следующую трактовку. При закрытой форме в основной части предлагаемого задания содержится вопрос или утверждение, а также варианты ответов, из которых обучаемый должен выбрать правильный. Обычно предлагаются задания двух видов: 1) даётся утверждение и два ответа на выбор, а обучаемый должен определить, правильно оно или же нет; 2) из нескольких предложенных вариантов ответа требуется выбрать верный. При этом текст закрытой формы должен отвечать ряду требований: не иметь противоречий между компонентами - текстом, заданием и ответами; ясный текст и однозначность терминов; краткость (не более 5-6 слов); простую стилистическую организацию; отсутствие лишних слов и повторов; одну стандартную инструкцию по выделению ответа (например - «отметить галочкой», «обвести кружком»); от 4 до 6 вариантов ответов; обязательное присутствие верного ответа среди предлагаемых вариантов.

При открытой форме ответ формулирует сам обучаемый. При этом задания могут быть представлены или с учетом свободной формы ответа или же с обозначенными ограничениями. Свободная форма ответа позволяет преподавателю более достоверно определить степень подготовки обучаемого и выявить его способности к аналитическому и творческому мышлению, а также к синтезу полученных знаний. Однако при компьютерном тестировании в СДО задания такого типа сложны для компьютерной обработки и требуют участия преподавателя (тьютора). Поэтому предпочтение при предоставлении тестовых заданий в открытой форме чаще всего отдается тестам с фиксированной формулировкой ответа, состоящей из ограниченного количества вариантов (например, «Введите...», «Дополните...»).

Тестовое задание на соответствие представляет собой два ряда разнообразных элементов (слов, цифр, графиков и т.п.), которые нужно логически связать друг с другом. Причем во втором ряду или группе должно быть больше элементов, чем в первом (-ой).

Тестовое задание на установление правильной последовательности или группирования подразумевает установление обучаемым правильного порядка элементов - графических, словесных, в виде формул и умозаключений и т.п. Наиболее часто из всех перечисленных типов тестовых заданий преподаватели применяют закрытую и открытую формы тестирования, а также задания на соответствие.

Педагогический тест направлен на определение качества знаний у обучаемых, поэтому при его разработке, независимо от формы заданий, преподаватель реализует задачу максимально оптимизировать возможности этого инструмента контроля знаний, особенно в СДО. Полученные результаты используются как исходные данные для совершенствования системы управления качеством педагогических технологий и образовательным процессом в целом. Ввиду сказанного, тестирование при ДО занимает центральное место в учебном процессе и требует высокой квалификации разработчика - не только в сфере педагогики и конкретной учебной дисциплины, но и в сфере 1Т.

Следует отметить, что вышеприведенная классификация тестов служит основой и для составления тестового задания в ДО. Однако необходимо учитывать, что в границах педагогической те-стологии данная классификация ориентирована прежде всего на контрольные тесты, используемые с целью определения уровня знания учебного материала. В СДО в большей степени практикуются обучающие тесты, в которых допустимы свободные формулировки заданий и инструкций, соответствующих методике обучения и приоритетным целям дистанционного обучения. Контрольное тестирование в системе ДО преимущественно нацелено не на оценку общего уровня знаний обучаемого, а на степень усвоения темы конкретного раздела (курса) изучаемой дисциплины. При этом соответствующие типы тестов желательно создавать в соответствии с методикой предоставления материала учебного курса и тех рекомендаций по их оптимизации, которые можно гибко адаптировать к целям, задачам

и концепциям учебной дисциплины (курса, раздела и т.п.). Кроме того, тестирование в СДО должно всегда находиться в тесной взаимосвязи с другими базовыми составляющими и инструментами, которые позволяют мобильно управлять качеством педагогических технологий.

Выбор того или иного типа тестового задания со стороны преподавателя (тьютора), кроме общих задач и конкретных целей, во многом обусловлен спецификой изучаемого предмета. Существует множество вариантов использования тестовых заданий в СДО для выявления уровня знаний по изучаемой теме отдельной учебной дисциплины. Многие схемы могут быть адаптированы для тестирования обучаемых и по другим предметам. При этом гуманитарные и технические тесты, несомненно, имеют свою специфику и различия, связанные с особенностями графического выражения, содержания, необходимых временных затрат на выполнение тестового задания и т.п.

В настоящее время, когда существует огромное количество вузов, в тех или иных объёмах и формах работающих по системе ДО, растёт количество самых разнообразных форм тестовых заданий. Их разработчиками на российском образовательном поле нередко являются сами преподаватели вузов, техникумов, школ, курсов, учебных центров и других учреждений, однако широко используются и тесты, включенные в известные международные высокотехнологичные проекты, разработанные специально для СДО.

Например, автором данной статьи разработаны и успешно применяются в СДО Московского института энергоэффективности и энергобезопасности (МИЭЭ) комплексы тестовых заданий по дисциплинам «Основы электробезопасности» и «Экологическая безопасность» [3].

Представленные тесты предназначены как для промежуточного контроля знаний, так и для итогового. Полученные результаты ложатся в основу управления качеством педагогических технологий в целом, поскольку позволяют преподавателю / разработчику быстро сориентироваться в том, насколько эффективно на данном этапе реализуется учебный план и проходит усвоение обучаемыми пройденного материала, а также при необходимости внести коррективы и в структуру, и в содержание занятий.

После изучения определенного раздела, содержащегося в тематическом модуле для ДО, обу-

чаемый, прежде чем отправить преподавателю / тьютору выполненное тестовое задание для получения промежуточной или итоговой оценки, может неоднократно протестировать себя самостоятельно, чтобы понять, насколько его уровень знаний на данном этапе соответствует требованиям, обозначенным в тестовом задании. К ним, в частности, относятся: ограничения по времени; автоматически учитывается время начало тестирования (день, месяц, год, час, минута - при самоконтроле обучаемый может по своему усмотрению самостоятельно регулировать эти параметры посредством опций «включить / отключить»). Ограничение по времени, отведённому на выполнение задания, показывает обучаемому, в какой степени на данном этапе он подготовлен к выполнению предложенного в тесте задания. Допускается несколько попыток для решения контрольного задания, при этом фиксируются такие параметры, как время начала / окончания выполнения работы и задержка по времени между первой и второй попытками; задержка по времени между следующими попытками. Предусмотрены штрафы за просроченное время и предупреждение о том, что после отправки окончательного варианта ответа закрывается возможность вносить правки.

Отображение вопросов в одном блоке может быть как последовательным, так и произвольным / случайным, а ответы на поставленные вопросы могут охватывать широкий диапазон пройденных ранее тем.

Например, нижеприведенный ряд ответов на поставленный вопрос предоставляет обучаемому в процессе выбора правильного ответа закрепить знания по пройденной ранее теме в целом -в данном случае по теме ограждения токоведущих частей электроустановки.

Пример.

Question 4

Баллов: --/1

Что можно применять для временного ограждения токоведущих частей электроустановки, оставшихся под напряжением?

Выберите один ответ.

- Объемные конструкции оборудования.

- Изолирующие канаты.

- Щиты, ширмы, экраны и т.п., изготовленные из изоляционных материалов.

- Деревянные лестницы.

- Металлические щиты, ширмы, экраны.

Обучаемый может менять настройки, индивидуально составляя разнообразный порядок ответов, отслеживая при этом время, затраченное на ответы по разным комбинациям вопросов. В обучающем режиме фиксируется количество попыток ответить на предлагаемый ряд вопросов, при этом каждая попытка основывается на предыдущей.

Оценки выполнения предложенных заданий выставляются по разработанному и представленному на странице методу оценивания - при большом количестве попыток ответить правильно начисляются штрафы. Обучающиеся имеют возможность просматривать оценку своих ответов непосредственно после каждой попытки, отслеживая в процессе прохождения тестов правильность ответов, и прочитывать комментарий. В конце такой самопроверки даётся общий комментарий к тестам и начисляются баллы. Такой самоконтроль доступен, пока тест открыт. При защите тестового задания, возможность многократных попыток закрывается программой, и преподаватель может видеть окончательный вариант ответов, который и подлежит итоговому оцениванию и позволяет сделать выводы о степени усвоения изучаемого материала учебной аудиторией. При групповом тестировании преподаватель / тьютор может регулировать открытие / закрытие тех или иных тестовых заданий для обучаемых и проводить контрольное оценивание по истечении срока, выделенного на выполнение данного задания. По окончании проведенной работы обучаемые получают итоговые оценки и комментарий к тесту, а преподаватель - общую картину по усвоению группой пройденной темы / раздела / курса, которая становится точкой отсчёта для дальнейшей работы. Полученные результаты берутся за основу при оценке и корректировке управления качеством педагогических технологий, использованных при разработке и реализации данной дисциплины.

Тесты, предназначенные для текущего и промежуточного контроля, позволяют выявить уровень знаний обучаемых, а также оптимизировать систему контроля их успеваемости. Как показывает практика, не менее эффективны они и при использовании для самоконтроля и выполнения самостоятельных проверочных работ. Посредством данного тестирования у обучаемых происходит закрепление пройденного материала, совершенствуются знания, вырабатываются на-

выки коммуникации, а также улучшается письменная и устная профессиональная речь. При разработке тестовых материалов и способах применения тестов учитываются государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.

Комплекс может состоять, например, из трёх типов тестовых заданий, которые подразумевают:

1) выбор ответов - следует выбрать правильный ответ из числа предлагаемых (например, 1а; 2с; 3Ь и т.д.);

2) определение правильной нумерации - требуется проанализировать материал и сформулировать ответ в виде числа (например, 1, 3, 7 и т.д.);

3) конструирование ответа - в зависимости от задания нужно дополнить предложение нужным понятием, термином, словосочетанием и т.п. из ряда предложенных вариантов.

Сложные темы могут быть снабжены обобщающими тестами, что позволяет охватить предварительно изученный материал и составить представление о степени усвоения обучаемыми пройденных тем.

Ответ, как правило, оценивается в баллах -каждый отдельно. В конце теста указываются максимальный и минимальный положительные баллы. В двух первых типах заданий каждый ответ оценивается в 1 балл, а каждый конструируемый ответ - в 2 балла.

Все предлагаемые тесты обычно имеют ключи для самопроверки.

Как и при традиционной форме обучения, где от студента требуется уложиться с ответом в строго отчерченный промежуток времени, в СДО -даже при самоконтроле - обучаемый должен ориентироваться на достижение правильного результата в отведённое время, что развивает в нём ответственность, быстроту принятия решения и воспитывает такие качества, как честность, последовательность, дисциплинированность.

Дистанционное тестирование входит в содержание учебной среды Moodle - масштабного проекта, который используется в учебных заведениях многих стран мира, в том числе и в ведущих российских вузах. Поскольку одним из главных преимуществ компьютерного тестирования является охват широкой аудитории в коротких промежуток времени, составление графиков тестирования и регулярное его проведение становятся нормой для систематического промежуточного и итогового контроля. Одной из функций

такого систематического контроля является дис-циплинирование обучаемых, которые, точно зная дату тестовых испытаний, стремятся своевременно подготовиться к ним и регулярно обращаться к заданиям для самоконтроля в ходе учебного года.

Учебная среда Moodle позволяет преподавателю / тьютору при необходимости в минимально короткий срок сформировать блок тестовых заданий по любой теме с помощью банка данных, состоящего из широкого спектра вопросов. Их можно динамически изменять, комбинировать в нужном диапазоне и использовать в любой момент, сохранив тестовые задания в базе данных учебной среды. Программа дистанционного тестирования в среде Moodle характеризуется рядом существенных преимуществ. Прежде всего, наряду с ручной загрузкой учебных тестов здесь можно воспользоваться пакетной загрузкой (и выгрузкой) тестовых заданий. Кроме того, открытость среды позволяет вносить нужные изменения, при необходимости дополнять блоки тестовых заданий и менять их в зависимости от учебных и управленческих задач на данном этапе.

Программа Moodle содержит в себе разнообразные типы вопросов для тестирования, например: множественный выбор (закрытая форма); короткие ответы (утверждение / отрицание -да / нет; верно / неверно) - открытая форма; числовой тест, в котором даётся заданный интервал возможной погрешности между правильным и неправильным значениями; тесты на соответствие; вложенные ответы (сочетание в одном тестовом задании ответов в открытой и закрытой формах) и др.

Модульная структура позволяет легко варьировать задания в зависимости от уровня знаний аудитории, курса, темы, целей и задач на определенном этапе реализации учебного плана. Таким способом легко решается вопрос управления качеством педагогических технологий на этапе контроля со стороны преподавателя / тьютора и самоконтроля - со стороны обучаемого, поскольку данные о достигнутом уровне знаний по изучаемой дисциплине легко доступны как для преподавателя, так и для обучаемого, который может корректировать степень своей подготовки, опираясь на автоматически полученные результаты тестирования.

Сегодня многие учебные заведения, работающие в системе СДО, занимаются или планируют заняться в будущем созданием сетевой (внут-

ривузовской или межвузовской) системы тестирования. Ведущие учебные заведения России давно пользуются такими системами, однако большинство вузов (техникумов, школ и т.д.) находится лишь на стадии осмысления или подготовки к этому шагу.

На данный момент формируются требования к компьютерной системе тестирования, которая может быть использована для различных предметных областей в системе СДО и способствовать оптимизации управления качеством педагогических технологий [4]:

1. Поддержка работы в сети. Единая база хранения и обработки заданий и результатов.

2. Возможность одновременного тестирования по различным темам.

3. Возможность одновременной работы в системе неограниченного количества пользователей независимо от роли пользователя.

4. Простота подготовки заданий и обработки полученных результатов.

5. Простота утверждения теста в системе и открытие доступа для прохождения тестов обучаемым.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При создании конструктора тестов необходимо реализовать следующие возможности:

- вводить в базу данных вопросы и все варианты ответов с указанием верного / верных;

- три основных типа вопросов - выбор одного верного, выбор нескольких верных, ввод с клавиатуры;

- включать в тексты вопросов рисунки, формулы и таблицы, интерактивные элементы;

- указывать вес для каждого вопроса;

- просматривать, проверять и корректировать введенную информацию;

- указывать количество вопросов, выводимых обучаемому при тестировании;

- отображать статистику типов вопросов, используемых в тесте.

В качестве дополнительных параметров целесообразно установить вывод статистики по вопросам тестов и самих тестов.

Таким образом, процесс тестирования, тесты и тестовые задания, посредством которых в СДО осуществляются контрольные и организационные мероприятия в процессе образования, для выполнения своей роли в качестве эффективного инструмента управления педагогическими технологиями как системного метода создания, применения и определения комплексных характери-

стик процесса преподавания и усвоения знаний для оптимизация форм ДО, должны прежде всего соответствовать тем целям и задачам, которые легли в основу применяемых педагогических технологий. Кроме того, тестовый комплекс следует создавать с учетом ряда базовых требований к форме и содержанию каждого компонента, который должен:

1) иметь направленность на реализацию главных образовательных целей;

2) поддерживать и формировать условия для реализации базовых компонентов процесса обучения;

3) содержать в себе логично завершенную, научно обоснованную информацию, находящуюся в соответствии с целью учебного модуля;

4) включать в себя три базовых элемента -деятельность, условия, стандарт усвоения;

5) вмещать чёткие инструкции по руководству действиями обучаемого, посредством глаголов повелительного наклонения: выберите, обобщите, перегруппируйте, исключите и т.п. (Например: «Выберите правильный ответ»; «Отметьте номера предложений, содержащих правильную последовательность действий по нарастающей»; и т.п.)

6) формировать условия для оптимизации самообучения;

7) быть направленным на расширение профессионального понятийного аппарата обучаемого;

8) иметь учебные задания, сформулированные выразительным, чётким, конкретным литературным языком;

9) создавать условия для активизации мыслительной деятельности, творческого мышления, возможности вариативности в ответах и т.п.;

10) быть активно включённым в общий процесс управления качеством педагогических технологий, для чего активно обеспечивать все основные механизмы образовательного процесса: целевой, мотивационный, содержательный, операционный, оценочно-результативный, контрольный, регулировочный.

Библиографический список

1. Заславская О.Ю., СергееваМ.А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. - М., 2006.

2. Аванесов В. С. Основы педагогической теории измерений // Педагогические измерения. -

Т. 1. - .№1. - 2004 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://testolog7narod.ru (дата обращения 18.06.2010).

3. Система дистанционного обучения МИЭЭ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://edu.mieen.ru/moodle/login/index.php (дата обращения 30.05.2010).

4. Заинеев Ф.Х. // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2009. - №7. - С. 27.

УДК 74.100.44

Ларина Елена Анатольевна

кандидат педагогических наук Дальневосточный государственный гуманитарный университет (г. Хабаровск)

ella_rina@ mail.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практически востребованы разработки технологии исследования интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста. В статье представлено теоретическое обоснование диагностики, основные направления исследования интонационной выразительности речи в устной и письменной речевой деятельности.

Ключевые слова: интонационная сторона речи, функционально значимые просодико-интонационные ошибки, специфические, типологические ошибки чтения и письма, несформированность интонационной стороны речи, младшие школьники.

Интонационная сторона речи является естественной формой существования языка, одним из основных фонетических средств оформления речевого высказывания, совокупностью просодических компонентов, участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения (Л.В. Бондаренко, Л.Р. Зин-дер, Н.Д. Светозарова, И.Г Торсуева) [3]. Посредством интонационной стороны речи осуществляется связь между фонетикой и семантикой, между слуховыми и речедвигательными функциями, между устной и письменной речью. Интонация -сложное многокомпонентное явление, она включает в себя мелодику, интенсивность, темп и ритм, логическое ударение, паузирование и тембр. Эти подсистемы интонации выполняют разнообразные функции: 1) фонетическую - интонация оформляет синтагму, фразу, придавая им смысловую и фонетическую цельность и одновременно разделяя речевой поток на ритмико-смысловые единства - синтагмы и фразы; 2) эмоционально-экспрессивную - интонация выражает эмоционально-экспрессивные оттенки высказывания, волеизъявления коммуникантов; 3) синтаксическую - интонация выражает синтаксические значения (комбинации признаков зависимости, независимости, законченности, незаконченнос-

ти), служит одним из средств синтаксической связи; 4) смыслоразличительную - интонация различает смысл фраз с одним и тем же лексикограмматическим составом при помощи движения тона; 5) стилистическую - интонация участвует в образовании стиля текста (ГН. Иванова-Лукьянова).

В глубинах интонации зарождаются элементарные структуры смысла, это отправной механизм внутренней речи и ее завершающее оценочное звено в процессе формирования словесных значений. Интонация позволяет уточнить в целом представление о структуре текста и его композиции, глубже проникнуть в смысл, «приращивать» его (Н.В. Черемисина). Она, по утверждению Н.И. Жинкина, увеличивает объем сообщения, приходящегося на один лексический элемент, так как «при этом сообщается не только то, что в тексте, но и в подтексте» [1].

Интонация несет на себе эмоциональную нагрузку, она кодирует эмоции, передает эмоциональные состояния говорящих людей и является одним из выразительных средств вербально-невербальной коммуникации (С.Н. Цейтлин) [4]. Эмоции - это сложный психический процесс, который включает в себя физиологический компонент: представляет изменения физиологических систем, возникающие при эмоциях, психологический ком-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.