Научная статья на тему 'Подготовка преподавателей для работы в системе дистанционного обучения'

Подготовка преподавателей для работы в системе дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1189
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕДАГОГ-КОНСУЛЬТАНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / DISTANCE LEARNING / TEACHER TRAINING / REFRESHER COURSES / TEACHER-CONSULTANT / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / INFORMATION TOOLS / PROFESSIONAL COMPETENCE / A VIRTUAL LEARNING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киян И. В.

Институт подготовки преподавателей для системы дистанционного обучения в России находится на стадии своего становления, по этой причине до сих пор не существует единого понимания роли и функционального наполнения данной профессии. При этом потребность в педагогах, способных осуществлять дистанционное обучение и эффективно управлять качеством педагогических технологий в совокупности с новейшими IT, постоянно растет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training teachers for work in distant learning system

The training of teachers to work in the distant learning system in Russia is at the early stage of its development, as there is no common understanding of the role and the functional content of the profession. At the same time the need for teachers able to perform distant learning and to manage the quality of educational technologies effectively is constantly growing.

Текст научной работы на тему «Подготовка преподавателей для работы в системе дистанционного обучения»

УДК 378

ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДЛЯ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

И. В. Киян, к. филос. н., зав. кафедрой Тел.: (926) 819-19-47, e-mail:[email protected] Московский институт энергобезопасности и энергосбережения http://www.mieen.ru/content/news/index.php?news=2050

The training of teachers to work in the distant learning system in Russia is at the early stage of its development, as there is no common understanding of the role and the functional content of the profession. At the same time the need for teachers able to perform distant learning and to manage the quality of educational technologies effectively is constantly growing.

Институт подготовки преподавателей для системы дистанционного обучения в России находится на стадии своего становления, по этой причине до сих пор не существует единого понимания роли и функционального наполнения данной профессии. При этом потребность в педагогах, способных осуществлять дистанционное обучение и эффективно управлять качеством педагогических технологий в совокупности с новейшими IT, постоянно растет.

Ключевые слова: дистанционное обучение, подготовка преподавателей, курсы повышения квалификации, педагог-консультант, педагогические технологии, информационные средства обучения, профессиональные компетенции, виртуальная образовательная среда.

Keywords: distance learning, teacher training, refresher courses, teacher-consultant, educational technology, information tools, training, professional competence, a virtual learning environment.

Вопрос обеспечения всех учебных учреждений, работающих в сфере ДО, квалифицированным персоналом на сегодняшний день является одним из самых важных, поскольку нужны педагоги, умеющие быстро адаптироваться к новым условиям работы и тем технологиям - педагогическим и информационным, без которых в СДО обойтись невозможно.

От традиционного обучения дистанционное отличается целым комплексом параметров - методами, формами, средствами и подходами к самостоятельной работе обучаемого. Главное - СДО требует иного типа подачи знаний. Преподаватель в СДО должен отвечать тем требованиям, которые предъявляет данный формат обучения к профессиональным компетенциям специалиста: понимать специфику ДО, владеть навыками эффективного управления, современными педагогическими и компьютерными технологиями.

Следовательно, самые совершенные IT могут восприниматься только как вспомогательные средства для обучения. Ключевой фигурой в образовательном процессе остается преподаватель-консультант, действия которого формируют общую эффективность управления педагогическими технологиями посредством применения компьютерных средств обучения. Иными словами, компьютер не может научить в той степени, в которой может это сделать человек. И обучает, и обучается человек с его личностными особенностями, которые не могут игнорироваться при формировании и использовании педагогических технологий, информационных технологий и создании оптимального взаимодействия тех и других. Преподаватель должен уметь заинтересовать предметом, создать творческую обстановку, побуждающую обучаемых к проявлению инициативы и раскрытию их интеллектуального потенциала.

Постоянный рост образовательных учреждений разного уровня, предоставляющий образовательные услуги в дистанционной форме, свидетельствует об актуальности данной формы образования, доступной многим, независимо от возраста, места проживания, интеллектуальной подготовки и т. п. Основные требования при поступлении на обучение для желающих повысить свой образовательный уровень - среднее образование (для ДО в вузе), наличие желания обучаться, необходимые финансовые средства, компьютер и его возможности по установлению

необходимого для занятий программного обеспечения. С ростом компьютеризации страны постоянно увеличивается число желающих учиться дистанционно, растет число учебных заведений всех категорий, готовых обучать по СДО. При этом главной проблемой остается кадровый вопрос - в больших количествах нужны педагоги, готовые обеспечивать качество обучения в дистанционной форме.

В связи с государственными задачами по информатизации сферы образования увеличилась потребность в создании в масштабах страны института по подготовке педагогических кадров для СДО. Такая организация требует разработки серьезных государственных программ в сфере ДО, подбора специалистов различных профилей, финансирования и т. п. Проблема обеспечения образовательных учреждений ДО высококвалифицированными педагогическими и техническими кадрами отражена в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года [1]. Наряду с задачами по решению различных вопросов в сфере образования здесь поставлена задача по повышению профессионализма педагогических кадров, что на государственном уровне предусматривает:

• разработку и экспериментальную апробацию моделей реформирования системы подготовки педагогических кадров - ее организации, структуры, содержания, принципов взаимосвязи с образовательной практикой и инновационными процессами в образовании; увеличение объема и повышение качества подготовки педагогических кадров для системы начального и среднего профессионального образования;

• реорганизацию системы учреждений повышения квалификации работников образования, перевод их финансирования на конкурсную основу и введение персонифицированного финансирования повышения квалификации педагога на основе его собственного выбора места дополнительного профессионального образования;

• оплачиваемое государством повышение квалификации или переподготовку в установленных государством объемах не реже чем один раз в пять лет;

• организацию и проведение всеобуча по информационным технологиям для управленческих и педагогических кадров;

• реорганизацию методической службы органов управления образованием; построение ее деятельности на принципах сетевой организации и маркетинга;

• создание эффективной системы подготовки, повышения квалификации и аттестации руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений, введение единого порядка замещения ими руководящих должностей.

Предусмотренные в Концепции шаги по решению проблемы по обеспечению сферы образования высококвалифицированными педагогическими и техническими кадрами требуют практической реализации, которая пока осуществляется отдельными учреждениями образования или различными образовательными сообществами, наиболее известные из которых находятся в крупных региональных учебных заведениях страны. Обучение педагогических кадров для СДО в отечественном образовании особенно актуально, поскольку дистанционное образование на сегодняшний день не имеет такого солидного опыта становления и функционирования, как традиционное. За рубежом институт подготовки педагогических кадров для ДО имеет более длительную историю и опыт реализации, там компьютерное сетевое образование становится более востребованным, чем очное. Виртуальное образовательное пространство постоянно расширяется.

Основатель компании Microsoft Билл Гейтс на конференции Techonomy заявил, что в ближайшие пять лет лучшие курсы лекций по любой специальности будут представлены в Интернете и такое образование будет лучше университетского. Гейтс отметил, что традиционное современное образование имеет ряд недостатков, прежде всего оно слишком дорогое. Высокая плата за обучение нередко делает его недоступным для талантливой молодежи, а различные стипендии и фонды не решают полностью эту проблему. Кроме того, слишком объемные учебники перегружены избыточной информацией и, по мнению Билла Гейтса, отпугивают студентов.

С опорой на зарубежный опыт в сфере организации подготовки педагогических и технических кадров для работы в СДО, насчитывающий не одно десятилетия, в России лишь недавно стали создаваться сетевые профильные образовательные сообщества. При этом, несомненно, перед организаторами и разработчиками учебных программ и курсов ДО стоит задача адаптации любого зарубежного опыта к российским условиям - как в плане технического обеспечения региональных образовательных учреждений и самих обучаемых, так и в плане подготовки кадрового состава для преподавания в СДО. Во многих российских вузах созданы и успешно функционируют центры повышения квалификации для преподавателей ДО, аккумулирующие профессиональный педагогический опыт, накопленный отечественным образованием. Например, постоянные курсы повышения квалификации преподавателей и специалистов технических

профессий существуют в учебном центре Московского института энергобезопасности и энергосбережения (АНО УЦ МИЭЭ). Здесь наработан многолетний опыт успешного осуществления дистанционного обучения по ряду востребованных специальностей, что свидетельствует об эффективности подготовки педагогического персонала вуза [2].

Сложность специализации педагога в СДО и процесса его подготовки состоит в полифункциональности данной профессии. Перед организациями, взявшими на себя задачу подготовки педагогических кадров для ДО, стоит достаточно сложная задача. Им следует обучить специалиста, уже имеющего знания в узкой профессиональной области, навыкам и умениям, позволяющим выступать в роли наставника, психолога, креативного организатора, личности, способной осуществлять управление качеством педагогических технологий; реализовать комплекс дидактических задач; к тому же - владеть в необходимом объеме знанием компьютера и нужного программного обеспечения, быть мобильным при освоении новых ^ и т. п.

Системное решение данного вопроса в масштабах страны возможно только на государственном уровне, при этом в данной работе должен быть задействован широкий круг специалистов-практиков из разных областей знаний: педагогики, психологии, экономики, образовательного менеджмента, технических специальностей (для специализированных вузов); деятелей науки и искусства и др.

Разработчики программ для курсов повышения квалификации преподавателей, в частности, предлагают выделять ряд типологиизирующих признаков, значимых для организации эффективной системы повышения квалификации педагогических кадров разных уровней [3]. Такие учебные курсы подразделяются по следующим показателям:

1. По характеру управления учебным процессом: для самостоятельного индивидуального обучения; для работы под руководством преподавателя; смешанные.

2. По дидактической цели: базовый уровень; продвинутый уровень; углубленный уровень; профессионально-профилированный уровень.

3. По охвату темы: целевые тематические; интегрированные.

4. По структуре: модульные; однородные.

5. По уровню интерактивности: интерактивные; неинтерактивные.

6. По технологической основе преимущественного использования: только электронной почты; электронной почты, телеконференций и информационных интернет-ресурсов (справочников, словарей, образовательных сайтов учебных заведений разного уровня); электронной почты, телеконференций, вебинаров, коммуникационной сети Scype, информационных ресурсов Интернете, различных аудио- и видеоносителей учебной информации; гипермедийных систем Интернета (обучающие фильмы и мультимедиапрограммы); комплексное использование различных

Курсы повышения квалификации для преподавателей-консультантов разрабатываются с учетом особенностей специализации и тех целей и задач, которые стоят перед отдельным учебным учреждением, в котором работает преподаватель/консультант/тьютор. Разработчики таких курсов, как правило, сами являются действующими преподавателями-консультантами СДО и владеют статистикой базовых потребностей и специализаций различных категорий педагогических кадров.

Наиболее распространенными и базовыми для всех педагогов, собирающихся работать или уже работающих в СДО преподавателями-консультантами, независимо от уровня образовательного учреждения (школа, техникум, вуз, учебный центр) являются как очные, так и дистанционные курсы для начального и продвинутого обучения по применению новых педагогических технологий и средств ^. Без этого работа в области преподавания в СДО неэффективна. Впервые такие курсы для учителей средних школ в нашей стране были организованы и проведены в 1996 году в лаборатории дистанционного обучения ИОСО РАО. Для реализации данной цели в сети Интернет был создан специализированный сайт с электронным учебником, различными материалами по курсу, библиотекой, базой данных справочных материалов, образцами анкет, тематических тестов, планов работ и учебных занятий и другой документации, необходимой для преподавателей, осуществляющих дистанционное обучение.

Проведенная работа позволила организовать эффективный учебно-познавательный портал для педагогов в рамках информационно-телекоммуникационной среды. В настоящее время учебные интернет-аудитории, оснащенные веб-страницами с иллюстрациями к учебным материалам, звуковым сопровождением, обучающими фильмами, виртуальными библиотеками, широким набором инструментов, заложенных в программном обеспечении, и многими др. воз-

можностями компьютерных технологий получили широкое распространение. Они успешно применяются для обучения как в сети Интернет, так и в корпоративных учебных сетевых системах отдельных вузов и образовательных сообществ. Как правило, преподаватели, повышающие свою профессиональную компетентность, имеют личный пароль, или код, для входа в подобные порталы и могут пользоваться всеми находящимися в них учебными ресурсами. Руководителем таких дистанционных проектов по повышению квалификации педагогов является преподаватель-куратор, находящийся или в головном учреждении, на базе которого была создана учебная сеть, или в одном из его региональных филиалов, где может располагаться лабораторная база для обучения или штат разработчиков основных программ.

Для педагогического персонала целесообразна общегосударственная разработка единых оценочно-контрольных мероприятий по выявлению качества получаемого образования в системе повышения квалификации. На сегодняшний день отдельные учебные учреждения или сетевые образовательные сообщества используют самостоятельно выработанные критерии и способы оценки качества получаемых знаний. Оценка эффективности обучения педагогических кадров может проводиться в первую очередь с опорой на анализ уровня мотивации педагога к повышению своей профессиональной подготовки; следующим показателем может быть уровень общего овладения новыми компьютерными и теми педагогическими технологиями, которые изучались в процессе прохождения квалификационных курсов. Для определения уровня мотивации педагогов на сегодняшний день разработан пакет специализированных профессиональных тестовых заданий, применяется анкетирование, контрольные работы, зачетные мероприятия и рефераты. Кроме того, эффективным средством оценки уровня знаний оказывается система отчетности по пройденным темам, а также комплексные задания, показывающие степень активности педагогов в ходе проведения групповых занятий, дискуссий, вебинаров, телеконференций и т. п.

Решение общих педагогических и управленческих задач в процессе групповых занятий выявляет как общую заинтересованность преподавателя-консультанта в более глубоком постижении преподаваемой им дисциплины, так и его творческую инициативу, способность увлечь аудиторию, стимулировать ее к поиску новых решений в нестандартных ситуациях, возникающих в процессе профессиональной деятельности. Все эти мероприятия под руководством куратора-методиста, проводящего курс повышения квалификации для преподавателей-консультантов СДО, позволяют выявить степень усвоения педагогической аудиторией полученных знаний и способность их применить.

Как и в общем педагогическом процессе, в проведении курсов повышения квалификации для преподавателей-консультантов СДО должен быть соблюден принцип системности, гармонично сочетающийся с общей образовательной концепцией дистанционного обучения, направленной на повышения уровня образовательного процесса и управления качеством педагогических технологий в единстве с новыми информационными технологиями.

В связи с тем, что преподавателю-разработчику учебного курса нередко приходится самому осуществлять процесс ДО, дополнительно к своей базовой специальности (например, если он имеет многолетний опыт работы в сфере традиционного образования), он должен приобрести именно те вышеозначенные навыки и умения, без которых невозможно осуществление дистанционного обучения. Нередки случаи, когда разработчиком курса является один человек (или группа людей), а реализацией его на практике занимается другой (другие): в такой ситуации принято говорить о деятельности преподавателя-консультанта/тьютора. В любом случае педагог, проводящий занятия в дистанционной форме, выступает в этом качестве. То есть в его функции включается полное сопровождение процесса обучения и всего содержания курса; роль советника-консультанта, технолога, координатора, эксперта, исследователя, проектировщика, менеджера, администратора

ПРАКТИКА. При проведении курса по подготовке преподавателей для работы в системе дистанционного обучения должны быть рассмотрены все многочисленные функции, обязательные для преподавателя ДО.

Остановимся на примере практической реализации занятий по повышению квалификации преподавателей. Следует отметить, что с этой целью используются различные формы проведения обучения, среди наиболее мобильных и эффективных на сегодняшний день, на наш взгляд, находится система вебинаров. Относительно недавно вошедшая в обиход активных средств обучения система вебинаров позволяет проводить занятие в дистанционной форме в активном режиме посредством современных информационных технологий. Получая код подключения к

общему интерфейсу, участник (слушатель) получает возможность активно участвовать в занятии - как с помощью голосового подключения, так и посредством чата - он может задавать вопросы, участвовать в дискуссии, видеть список всех участников и их сообщения в чате и слышать преподавателя/консультанта/тьютора. Обучение в интерактивном режиме позволяет реализовать многие способы подачи учебного материала, поскольку участники вебинара могут видеть на экране иллюстративные материалы в виде таблиц, графиков, диаграмм, списков и т. п., своевременно задавать все возникающие в ходе обучения вопросы и немедленно получать на них ответы. Кроме того, те слушатели, которые не могли участвовать в интерактивной работе, получают все материалы в записи в электронном виде и могут ими воспользоваться в любое удобное для себя время.

Практический опыт подобных вебинаров показывает, что оптимальный срок обучения преподавателей работе консультанта/тьютора для СДО - курс из 20-24 часов, реализуемый в течение 6-8 недель Затягивание подготовки, как правило, вызывает снижение интереса со стороны слушателей, появляется элемент уставания. Поэтому при проектировании и подготовке такого курса следует тщательно разработать программу с учетом всех ключевых моментов и согласовать учебный план проведения курсов для преподавателей с интересами индивидуальной деятельности участников, чтобы в ходе работы можно было акцентировать внимание на наиболее важных для них компонентах.

Рассмотрим вариант проведения такого курса, посвященного подготовке преподавателей для работы в СДО. При этом каждому слушателю следует учитывать ту программную платформу, на основе которой строится обучение в образовательном учреждении, где он работает, поскольку разные программные продукты - базовые учебные среды - имеют свои особенности.

Например, рассмотрим дистанционный курс для преподавателей, программа которого рассчитана на шесть недель. В течение этого срока учебные занятия будут посвящены:

• освоению общения посредством электронной почты и других средств коммуникации;

• методам планирования и рейтинговой оценки деятельности обучаемых;

• подготовке инструкций и информационных материалов к дистанционному курсу

• способам организации и проведения занятий в дискуссионной форме;

• особенностям организации работы малых групп обучаемых;

• тематическому чату и его назначению.

Первая неделя обучения очень важна: от того, какой будет заданная активность слушателей на начальном этапе, зависит весь дальнейший учебный процесс. В этот период в основном осваивается практическая часть обучения, где обучаемый преподаватель получает возможность показать себя и учится работать с такими средствами, как электронная почта, список рассылки, коммуникативная система Scype, форум, чат и др. Обучающий преподаватель, в свою очередь, знакомится с особенностями группы. Завершает первую неделю обучения подведение итогов и ответы на возникшие вопросы.

При подготовке к презентации курса преподаватель должен пересмотреть свои учебные материалы, внести коррективы в содержание, адаптировать презентацию к пожеланиям набранной учебной группы и разместить материалы в соответствующей среде обучения.

В программу недели входит:

• обучение работе с презентацией курса/дисциплины/темы;

• постановка цели, предоставление общих сведений и понятия о курсе/дисциплине/теме;

• приобретение понятия о слушателях и их деятельности;

• сведения об организации, представляющей курс;

• представление авторов курса;

• сроки представления курса;

• экспертиза и оценка курса;

• дополнительная информация к презентации курса (могут быть ссылки на интернет-сайты, сетевые образовательные ресурсы).

При изучении темы «Оценка деятельности обучаемых» рассматривается вопрос о том, как оценивается деятельность обучаемых в дистанционном курсе. Если, например, слабый обучаемый в процессе работы получает дополнительные баллы, это повышает его мотивацию к занятиям. Оценка работы обучаемых может проводиться по следующим примерным показателям:

• короткий ответ (да/нет, отметить правильный ответ значком и т. п.) - 1 балл;

• ответ с комментариями в тексте - 2 балла (если даны ссылки на сайты - балл выше);

• ответ с самостоятельными обобщениями - 3 балла;

• создание нового письма с обобщениями, результатами поиска с URL - 5 баллов.

Следует понимать, что добавлять баллы - это важно в рейтинговой оценке, однако при этом нельзя штрафовать (если обучаемый выполнил задание вовремя - баллы добавляются, ес-

ли не выполнил - снижаются). Как показывает опыт, лучше поставить меньше баллов при продлении срока выполнения задания, чем штрафовать, что может снизить желание продолжать обучение. Можно менять количество баллов в разные недели за выполнение одного и того же задания.

Ориентировочно оценка может выводиться, например, по следующей схеме:

• за индивидуальные задания дается 20% от всего объема баллов;

• за самоконтроль - 20%;

• за участие в дискуссии в форуме - 20%;

• за групповую работу - 10%;

• за общение (в скайпе, на форуме, на конференциях) - 10%;

• за итоговое тестирование - 20%.

При этом к обязательной деятельности относятся индивидуальные задания, самоконтроль и итоговое тестирование, остальное - выполняется (или не выполняется) по усмотрению обучаемого. Здесь дана примерная схема, каждый преподаватель волен сам установить правила распределения баллов. В совокупности должно получиться определенное количество баллов, показывающее средний уровень работы аудитории.

В первую неделю задается алгоритм работы преподавателя/консультанта/тьютора, формируется последовательность его действий, которую желательно поддерживать, чтобы ничего не забыть. Идет подготовка к обучению, проверяются все организационные компоненты, необходимые для включения обучаемого в учебные списки, выявляется наличие входной анкеты и готовится задание на первую неделю.

На этом этапе важно познакомить всю группу, научить ее решать мелкие технические проблемы - как изменить пароль, работать с почтой и т. п.

Первая неделя показывает, нужны ли какие-либо дополнительные мероприятия.

На этапе рейтинговой оценки выявляется степень самостоятельной деятельности обучаемого. Преподаватель при этом должен стремиться разнообразить проведение самостоятельной работы обучаемых, чтобы рутинные действия не составляли большой процент от общего числа баллов.

В первую неделю обучаемый преподаватель изучает основные инструменты и базовые приемы работы преподавателя/тьютора/консультанта в СДО. Он должен усвоить, как и что необходимо делать на начальном этапе обучения:

• организовать чат;

• проводить анализ текущей активности слушателей;

• исправлять ошибки в тестах и тестовых заданиях;

• размещать материалы обучаемых;

• обратить внимание обучаемых на глоссарий курса;

• работать с картой курса;

• своевременно подводить итоги за первую неделю обучения;

• составлять итоговую таблицу результатов, важную для обучаемых и являющуюся действенным инструментом мотивации.

Конечно, после первой недели обучения возникает много вопросов, например, выясняется, что нужно иметь какие-то дополнительные учебные маршруты или что в разных учебных средах разделы могут находиться в разных местах. Например, в учебной среде Moodle карта курса не предусмотрена в среде, она совпадает с первой страницей или должна составляться преподавателем отдельно.

По окончании каждой недели обучения подводятся итоги обучения и анализ проведенной работы по такой, например, схеме:

• сбор полезных материалов и их качество (необходимо провести анализ результатов данной работы);

• итоговое анкетирование и ознакомление обучаемых с его результатами;

• закрытие обучаемым доступа к материалам курса (при условии, что такова политика вуза). В течение второй недели обучения слушатели учатся:

• как создавать и настраивать списки электронной рассылки, кому рассылать или не рассылать решает сам преподаватель.

• как разрабатывать план учебной деятельности обучаемого;

• как составлять базовую рейтинговую таблицу оценивания результатов работы обучаемого;

• как организовывать новые тематические чаты.

Заканчивается неделя обучения, как всегда, подведением итогов работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третья неделя подготовки преподавателей/консультантов/тьюторов для СДО посвящена вопросам информационной поддержки процесса обучения. Техническая поддержка очень важна. Обсуждаются и рассматриваются нюансы работы с почтой, чатом, страницей, форумом и т. п. При этом целесообразно подходить к ДО как к новой возможности обмена знаниями, по-

этому среда общения должна быть интересной. Обучаемый должен почувствовать, что все тревоги и неуверенность в собственных силах можно снимать с помощью электронной почты, обратившись за консультацией к преподавателю/тьютору.

На этом этапе подготовки преподаватели для СДО должны освоить сами, чтобы потом научить свою аудиторию, правила разработки и предоставления инструкции к дистанционному курсу. От обучаемого требуется, чтобы он отразил:

• собственный взгляд на тему и сделать итоговые выводы;

• предоставить графики и диаграммы, показывающие связи идей и тем в изучаемом курсе;

• четко определять учебные цели - самые важные моменты в процессе обучения - и уметь донести их до обучаемых, при этом требуя от них умения самостоятельно определять эти цели;

• научить аудиторию составлять аннотированную библиографию - это объясняется тем обстоятельством, что обучаемый, получив большой список литературы для изучения, нередко теряется в потоке учебных материалов, затрудняясь выделить приоритетные; преподаватель/консультант должен дать рекомендации, как ориентироваться и выбирать наиболее важные источники и разделы для изучения;

• ознакомить обучаемых с альтернативными материалами, необходимыми при изучении дисциплин: например, целесообразно давать и показывать примеры ответов, словари профессиональных терминов, обращать внимание обучаемых на эти ресурсы.

Четвертая неделя может быть посвящена теме организации различных дискуссий. При этом целесообразно составить и проанализировать классификацию существующих методов общения, применяемых в СДО. Сюда могут быть отнесены:

• чтение и ответы на вопросы;

• дебаты (группа «за» - группа «против», аргументы и обсуждение);

• конференции (которые представляют собой более развернутые дебаты);

• групповое обсуждение идей;

• открытый форум и т. д.

В этот период обучаемый получает рекомендации по организации сетевого общения, касающиеся методических вопросов, социальных, управленческих и т. п.

В дискуссии важно обращать внимание на два приоритетных момента: аргументированность высказываний во избежание лишних слов и повторов и подведение итогов (если дискуссия длительная - должно быть промежуточное и окончательное подведение итогов).

Обучаемым может быть предложено самим организовать и провести такую дискуссию, где они предлагают тему (из пройденных) для обсуждения, а остальные участники оценивают уровень и формы ее проведения. Результаты зависят от активности аудитории.

Пятую неделю целесообразно посвятить работе малых групп (в ДО под малой группой понимается группа из 2-3 человек, иногда до 8, это зависит от сложности курса и общего уровня обучаемых), при этом происходит:

• групповое обсуждение теоретического материала;

• выполнение заданий по самоконтролю;

• совместный поиск дополнительной информации по темам курса;

• обсуждение разных стратегий решения профессиональных практических задач;

• выявление основных направлений взаимной групповой рефлексии;

• обмен опытом с другими группами или индивидуумами;

• организованное выполнение проектов и т. п.

Виды работ в малых группах могут варьироваться в зависимости от темы курса, состава участников, времени проведения и т. д.

Шестая неделя обучения, как правило, посвящена итоговому повторению изученного материала и ответам на возникшие в ходе обучения вопросы. Здесь могут быть рассмотрены темы временных затрат преподавателя ДО на работу с одним обучаемым - в день, неделю, за весь период обучения; вопросы оптимизации проведения виртуальных занятий разных форм; организационные моменты, связанные с разработкой чата; мероприятий по контролю и оценке самостоятельной работы и многие другие.

Под руководством автора был разработан объемный раздел сайта по дистанционному обучению [4] на базе общего сайта Московского института энергобезопасности и энергосбережения (НОУ ВПО МИЭЭ), который на протяжении ряда лет успешно работает и выполняет все необходимые задачи по получению образования в дистанционной форме. При подготовке преподавателей для работы в СДО института были использованы предложенные выше подходы и методы, эффективность которых подтверждается растущей востребованностью обучения в дистанционной форме и открытием новых факультетов института, которые предоставляют ДО.

Таким образом, в данной статье показана актуальность подготовки преподавателей для работы в СДО и рассмотрены некоторые варианты осуществления данного процесса. Ведущие российские вузы и учебные центры разрабатывают собственные методики по подготовке спе-

циалистов для работы в сфере дистанционного обучения. При этом проблема растущего спроса на специалистов этого направления в сфере образования остается. В масштабах страны она может быть решена только при разработке и реализации государственной программы по подготовке педагогических кадров для СДО. При этом необходимо учитывать, что система дистанционного обучения обретает целостность благодаря своей главной составляющей - присутствию «человеческого фактора», или фигур преподавателя и обучаемого, которые и обуславливают единую структуру и взаимосвязи образовательных компонентов СДО. При этом ведущим является преподаватель, а ведомым - обучаемый. Соответственно, преподавателю отводится главная роль в выработке стратегии обучения и ее реализации. Соблюдение целостности и осуществление на практике системного подхода к обучению и, соответственно, высокое качество обучения может обеспечить только высококвалифицированный педагогический персонал, владеющий необходимыми знаниями, методиками, навыками дистанционного преподавания и нацеленный на перспективу интеграции в единое мировое информационно-образовательное пространство.

Литература

1. Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html (дата обращения 12.10.2010).

2. Система дистанционного обучения МИЭЭ [Электронный ресурс]. - URL: http://edu.mieen.ru/moodle/login/index.php (дата обращения 12.10.2010).

3. Полат Е. С., Моисеева М. В., Петров А. Е. и др. Дистанционное обучение. - М.: ВЛАДОС, 1998.

4. Система дистанционного обучения МИЭЭ [Электронный ресурс]. - URL: http://edu.mieen.ru/moodle (дата обращения 5.11.2010).

УДК 378.16:004.032.6

ББК 74.582.02

ВАК 05.13.01

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АЛГОРИТМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АДАПТИВНЫХ ОБУЧАЮЩИХ МОДУЛЕЙ В НОТАЦИИ UML

Я. В. Курзыбова, старший преподаватель Тел.: (395) 52-11-22, e-mail: [email protected] Иркутский государственный университет Международный институт экономики и лингвистики http://www.id.isu.ru

The present article includes description of the algorithm of adaptation to learning situations. This algorithm is based on the principles of iterative learning with the application of UML language. The article contains conceptual characteristics of the principles of formation of the adaptive learning module. The static model of algorithm and the model of their interaction is also considered.

В статье приводится описание алгоритма адаптации к учебной ситуации, основанного на закономерностях итеративного обучения с использованием языка UML. Описывается концептуальная характеристика принципов формирования адаптивного обучающего модуля. Рассматривается статическая модель алгоритма и модель взаимодействия.

Ключевые слова: UML, адаптивный обучающий модуль, итеративное обучение.

Keywords: UML, adaptive learning module, iterative learning.

Введение

Известно, что любая программа представляет собой набор алгоритмов (компонентов), которые, взаимодействуя между собой, решают поставленную задачу. При этом программа будет являться программной системой [1], если она представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет вполне определенные функции. В общем случае любая обучающая программа может считаться программной системой [1], так как в ней обязательно присутствует компонента интерфейса пользователя, и компонента, реализующая предлагаемую методику обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.