Научная статья на тему 'Современные тенденции в цифровом образовании и их применение в учебном процессе'

Современные тенденции в цифровом образовании и их применение в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2004
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронное образование / онлайн-образование / дистанционное образование / цифровые технологии / ИКТ / цифровизация образования / мобильные устройства. / e-education / online education / distance education / digital technology / ICT / digitalization of education / mobile devices.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О. Ю. Дигтяр

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме современных тенденций в цифровом образовании и их применения в учебном процессе. Одной из таковых тенденций является развитие и применение электронного образования. Понятие «электронное обучение» сегодня употребляется наряду с термином «дистанционное обучение». Это более широкое понятие, означающее разные формы и способы обучения на основе ИКТ. Использование всех плюсов дистанционного формата, таких как гибкость, модульность, параллельность, экономичность, охват, технологичность, новая роль преподавателя, применение цифровых технологий позволит повысить эффективность продвижения иностранного языка не только среди студентов, но и широкого круга населения, что и рассматривается в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN DIGITAL EDUCATION AND THEIR APPLICATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS.

The article studies a current problem of modern trends in digital education and their application in the educational process. One of these trends is the development and application of electronic education. The concept of “e-learning” is used today along with the term “distance learning”. This is a broader concept, meaning different forms and methods of training based on ICT. The use of all the advantages of the distance format, such as flexibility, modularity, parallelism, cost-effectiveness, coverage, manufacturability, the new role of the teacher, the use of digital technologies will improve the effectiveness of promoting a foreign language not only among students, but also among wide range of the population, which is considered in this article.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в цифровом образовании и их применение в учебном процессе»

УДК 378

Digtyar O.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: Digtyar@inbox.ru

MODERN TRENDS IN DIGITAL EDUCATION AND THEIR APPLICATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS. The article studies a current problem of modern trends in digital education and their application in the educational process. One of these trends is the development and application of electronic education. The concept of "e-learning" is used today along with the term "distance learning". This is a broader concept, meaning different forms and methods of training based on ICT. The use of all the advantages of the distance format, such as flexibility, modularity, parallelism, cost-effectiveness, coverage, manufacturability, the new role of the teacher, the use of digital technologies will improve the effectiveness of promoting a foreign language not only among students, but also among wide range of the population, which is considered in this article.

Key words: e-education, online education, distance education, digital technology, ICT, digitalization of education, mobile devices.

О.Ю. Дигтяр, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, г. Москва, Е-mail: Digtyar@inbox.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЦИФРОВОМ ОБРАЗОВАНИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме современных тенденций в цифровом образовании и их применения в учебном процессе. Одной из таковых тенденций является развитие и применение электронного образования. Понятие «электронное обучение» сегодня употребляется наряду с термином «дистанционное обучение». Это более широкое понятие, означающее разные формы и способы обучения на основе ИКТ. Использование всех плюсов дистанционного формата, таких как гибкость, модульность, параллельность, экономичность, охват, технологичность, новая роль преподавателя, применение цифровых технологий позволит повысить эффективность продвижения иностранного языка не только среди студентов, но и широкого круга населения, что и рассматривается в данной статье.

Ключевые слова: электронное образование, онлайн-образование, дистанционное образование, цифровые технологии, ИКТ, цифровизация образования, мобильные устройства.

Мы живем в мире, где технология вездесуща. Из-за повсеместного присутствия технологий методика преподавания также претерпела определенные изменения. Фраза «электронное обучение», или «технология в образовании» стала звуковым словом в каждой образовательной среде. Вливание технологий в образование действительно важно, поскольку оно удовлетворяет потребности современных студентов. Сегодня классная среда полностью отличается от традиционной аудитории. Традиционные методы, основанные главным образом на лекциях и обучении, сводят курс обучения английскому языку к механическому запоминанию и терпят неудачу при разработке английского языка как навыка среди учащихся. Новые технологии, такие как Интернет, YouTube, Skype, твитер, блоги, мобильные телефоны, интерактивные доски и многое другое добавили не только стимул, но и участие студентов и настоящую интерактивность в аудитории. Преподаватели могут привлекать студентов к обучению английскому языку с использованием инновационных методов ELT, таких как английские песни, мувиклипинг драматургия, реклама, спортивные комментарии и многое другое. Таким образом, можно отметить, что в настоящее время система образования в России стремительно совершенствуется и развивается. Одной из современных тенденций, которая является основой почти всех аспектов жизни человека в 21 веке, включая образование, является цифровизация и ее проникновение во все сферы человеческой жизнедеятельности, и, как следствие, в образовании это повлекло внедрение электронного обучения. В исследованиях электронное обучение чаще всего рассматривается как эффективное средство, которое помогает оптимизировать процесс обучения персонала, особенно в период экономического спада [1, с. 45]. Анализ нормативных документов по реализации процесса электронного обучения в школах и высших учебных заведениях России показывает, что учебно-воспитательная и научно-исследовательская работа проводится в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), что указывает на важную роль информатизации образовательного процесса в целом и его использование в технологиях дистанционного обучения в частности [2, с. 80]. Тем не менее, на практике содержание и внедрение цифрового образования в школе и педагогическая подготовка к нему в образовательной системе в целом недостаточно развита [3, с. 276]. Задача исследования определяется необходимостью совершенствования цифрового образования и применения современных подходов к нему в высшей школе России. Изложенные проблемы определили цель исследования, а именно теоретически обосновать механизмы использования педагогического потенциала цифрового образования при обучении студентов в высших учебных заведениях через анализ работ зарубежных и отечественных исследователей и фрагментарно показать применение цифровых технологий в аудитории. Мы считаем, что теоретическое понимание внедрения цифрового образования в высших учебных заведениях способствовало определению особенностей цифрового образования в школах и университетах [4, с. 10].

Зарубежные исследователи накопили огромный опыт внедрения и развития электронного обучения в различных аспектах образовательного процесса. И. Левин [5] предложил концептуальную модель новой системы образования, определяемую тремя уровнями, влияющими на образование, такими как социальные сети как новый способ формирования общественного сознания, личностная онлайн-идентичность как новый способ формирования личности, наука с интенсивным использованием данных как новая методологическая парадигма.

Считается, что эти три явления очень важны и развиваются из трех соответствующих областей. Разнообразный контент социальных сетей, который стимулирует развитие личности учащихся в Интернете, представляет новый вид образования, который меняет все его компоненты, а именно: содержание, учебный план, образовательную среду Д. Бауден и Л. Робинсон кратко рассматривают предстоящие изменения в информационной среде, где анализируются особенности новых тенденций, новые модели информационного поведения и компетентности, их влияние на образование и профессиональную подготовку, а также соотношение теории и практики. Учитывая эти условия, мы считаем, что у информационной системы образования большие перспективы. Л. Тейхерт [6, c. 65] отмечает, что многие дети в обучении иностранному языку используют цифровые устройства, такие как мобильные телефоны и планшеты. Так как речь идет о цифровом обучении, то, соответственно, мобильные устройства, а также различные цифровые медиа просто необходимы. Мобильное обучение становится все более и более актуальным, широк диапазон его применения в области обучения иностранного языка. Новой тенденцией становится цифровое повествование, которое само по себе, а именно повествование как один из видов работ на занятии английского языка не ново. С помощью мобильных устройств повествование становится цифровым и предоставляет новые возможности для творчества и обучения, так как студенты ощущают полную свободу, выражая себя посредством комбинаций цифровых медиа, используя мобильные устройства [7, c. 132].

В широком плане интеллектуальное обогащение происходит каждый раз, когда человечество получает новые познавательные инструменты, такие как письмо или наряду с инструментами другие возможности, которые стали доступными благодаря цифровым технологиям [8]. Применение цифровых технологий влечет за собой новые тенденции в развитии определенного набора компетенций обучающихся. Д. Белшоу [9, с. 56], являющийся одним из представителей зарубежной науки, выделяет следующие восемь компонентов для развития цифровой компетенции: культурный, когнитивный, структурный, коммуникативный, уверенный, творческий, критический и кооперативный. В соответствии с новыми стандартами развития образования в России и постепенным переходом образовательных программ от университета 3.0 к образовательным программам 4.0 меняются некоторые постулаты самой образовательной системы в целом, где нетрудно определить те самые компоненты, которые выдвинуты ученым для успешного развития и применения цифровых технологий в обучении. В университете четвертого поколения особенность деятельности когнитивной эпохи связана с тем, что основную роль в создании чего бы то ни было начинают играть новые знания, а производителем знаний становится коллективный и гибридный (человеко-машинный) интеллект. Соответственно, приоритетным объектом усилий по технологизации становится коллективное мышление, что и отмечается новым медиацентром Horizon, который подготовил отчет (Высшее образование - 2017), где анализируется влияние новых методов и технологий на систему высшего образования в ближайшие пять лет.

Таким образом, взаимосвязь применения информационно-коммуникационных технологий с процессом обучения иностранному языку очевидна. Так как основной целью изучения иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции, а на выходе - это умение, прежде всего, говорить, то и подход, который используется в достижении этой цели, подразумевает обучение межкультурной коммуникации. Приобщая студентов к Интернет-сети, препода-

ватель создает ситуации реального речевого общения, где студенты обучаются спонтанно и адекватно реагировать на поток информации, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не использование языковых шаблонов. Помимо широкого общения на просторах Интернета, студентам предоставляется возможность использовать творческий потенциал мобильных устройств в разработке ролевой игры с применением инструментов и ресурсов Интернета, создании книги при помощи функции мобильного устройства, использовать технологии ИКТ в применении подкастинга, анимации и зеленого скрининга в проектах, а также популярного сегодня цифрового повествования - практики использования цифровых инструментов для создания видеопроектов [10, с. 125]. Во всем многообразии применения информационно-коммуникационных технологий особое значение уделяется пониманию, передаче содержания речи, то есть внимание студентов концентрируется на использовании форм слова, а обучение грамматике осуществляется не прямо, а косвенно, без акцента на грамматических структурах.

Так как развитие образования, как и всех других отраслей, связано, прежде всего, с развитием и внедрением в учебный процесс цифровых технологий, то для наиболее успешного ориентирования в информационном пространстве необходимо овладение учащимися информационной культурой. На занятиях преподаватель широко может применять, если оно вписываются в текущую тему или учебный контроль, такое многообразие ресурсов Интернета, как

- электронную почту;

- телеконференции;

- видеоконференции и вебинары;

- возможность публикации собственной информации и создание собственной домашней страницы и ее размещение;

- справочные каталоги;

- поисковые системы;

- разговор в сети;

- создание собственных видеоблогов [10, с. 125].

Мобильное обучение позволяет студентам проводить исследования, записывать и смотреть видео, а также обмениваться контентом. Как мобильные устройства могут быть использованы для улучшения или изменения реальности таким образом, чтобы это могло привести к еще более увлекательному и эффективному обучению? На сегодняшний день в зарубежной методике предоставляется возможным отметить некоторые тенденции в области методики преподавания иностранных языков, что является новым, а именно применение на занятиях иностранного языка дополненной и виртуальной реальности.

Дополненная реальность позволяет пользователям взаимодействовать с виртуальным контентом (например, видео, музыкой, текстом или изображениями), размещенным поверх реальной среды, с помощью приложения на мобильном устройстве. В общих чертах, дополненная реальность - это наложение цифровой информации на среду реального пользователя. Цифровой контент и информацию можно добавлять к чему угодно, от печатных материалов до таких мест, как туристические сайты, магазины или рестораны. Дополненная реальность смешивает реальное и цифровое, создавая гибридную реальность. Это означает, что цифровая информация может быть привязана к конкретному объекту или физической среде. В дополненной реальности пользователи просматривают свои устройства в реальном мире, создавая эффект «волшебного окна», когда информация накладывается на реальность.

Виртуальная реальность (или виртуальные реальности) отличается от дополненной реальности тем, что включает погружение в совершенно другой мир. Виртуальная реальность - это компьютерная технология, которая создает среду, вымышленную или отражающую реальный мир, куда пользователи могут войти и взаимодействовать, как если бы она была реальной. Виртуальная реальность также может создавать сенсорные ощущения, включающие осязание, слух, зрение и обоняние. Это позволяет студентам взаимодействовать в жизненной среде, которую они не могли бы испытать в противном случае и без затрат времени и средств на их посещение. Студенты могут учиться непосредственно с помощью смоделированного опыта и мгновенно получать отзывы о своей успеваемости. Виртуальная реальность помещает пользователей в полностью виртуальный мир и позволяет им взаимодействовать в нем, используя мобильное устройство и гарнитуру. Эти технологии могут трансформировать наши уже традиционно применяемые методы обучения, создавая творческую иммерсивную среду для совместной работы, которая одновременно поддерживает мультимодальный

Библиографический список

ввод и ставит учащихся в центр обучения. Статические изображения могут быть сделаны, чтобы ожить, и студенты смогут делать все, от создания интерактивных заметок и постеров до экскурсии по Лондону на 360° или покупок в виртуальном супермаркете. Данные технологии можно успешно применять на занятиях, что вызвало бы у студентов неподдельный интерес.

Говоря о технологиях онлайн-обучения, то необходимо отметить следующее: несмотря на их стремительное распространение, они по-прежнему доступны не всем. Основная проблема во всем мире, включая Россию, состоит в том, что не все группы населения имеют равный доступ к Интернету и могут быть ограничены в своих возможностях развития. В онлайн-обучении индивидуализация образования является неотъемлемой частью процесса. Персональная оценка результатов обучения дает возможность получить четкое представление о потребностях студентов в приобретении некоторых навыков и компетенций. Следует отметить, что навыки, которые будут востребованы в будущем, включают как профессиональные, технические, творческие, так и навыки критического мышления, которые должны иметь первостепенное значение для университетов. Научить студентов и школьников жить в век быстроразвивающихся цифровых технологий, а также понять собственную стратегию поведения в цифровом мире - одна из самых сложных задач для преподавателей в век цифровых технологий [10, с. 163].

Онлайн-образование является величайшим открытием в области высшего образования [10]. В то время как университеты конкурируют за каждого студента, образовательные платформы получают миллионы молодых людей. Ключевым фактором успеха университета является наличие таких ведущих технологий, как онлайн-обучение, смешанное и мобильное образование, при этом эффективность онлайн, а также мобильного и смешанного обучения не вызывает сомнений. Основная идея дистанционного обучения - это предоставлять возможность студентам изучать предметы на расстоянии. При этом возникает проблема корректности организации самого процесса дистанционного обучения. Это относительно новый метод в системе образования нашей страны. Очевидно, что возникают новые проблемы адаптации такого рода обучения в уже сложившиеся методы обучения. Сложности возникают, поскольку нужно не только корректно подать материал по иностранным языкам, но и убедиться, что feedback (обратная связь) у студентов непременно существует [10, с. 137]. Если у университета нет эффективной стратегии интеграции этих подходов, то можно сказать, что у такого университета нет будущего. В то же время необходимо следить за влиянием образовательных технологий на результаты обучения. Это может указывать на их эффективность в конкретной ситуации.

Практические навыки по внедрению цифровых образовательных технологий имеют большое значение в процессе цифрового образования. При внедрении онлайн-образования наблюдаются опосредованные связи, а это означает, что диапазон взаимодействия постоянно увеличивается. Таким образом, он-лайн-взаимодействие - это система отношений, которая представляет для профессионального сообщества и общества в целом инновационные модели образовательного контента, экономики образования, управления системой цифрового образования и образовательной политики, разработки и тестирования. Высокий уровень мотивации студентов в области применения цифровых технологий на занятиях иностранного языка подтверждается с точки зрения содержания и методов цифрового образования, отвечающего современным потребностям высшего профессионального образования, в соответствии с новыми ФГОС 4.0.

В заключение хотелось бы отметить, что грамотное развитие дидактической и технической сторон дистанционного обучения иностранным языкам в университетах, регулярная и профессиональная поддержка студентов, их высокая мотивация, наличие необходимых учебных пособий и электронных образовательных ресурсов, широкое применение цифровых технологий в обучении иностранному языку на занятиях могут помочь сделать дистанционное обучение, а также обучение в аудитории иностранным языкам конкурентоспособным и эффективным, что является неотъемлемой частью цифрового обучения в целом. Благодаря дистанционной форме преподаватели имеют все возможности для обучения студентов всем видам речевой деятельности и формирования коммуникативной компетенции, что является основной целью обучения иностранным языкам в высшей школе. Нет сомнений утверждать, что использование современных информационных технологий на занятиях делает возможным подготовить должным образом будущих выпускников к их профессиональной деятельности, что отвечало бы ожиданиям работодателей.

1. Власова Е.З. Электронное обучение в современном университете: проблемы, перспективы и опыт использования. Universum: Вестник Герценского университета. 2014; 1: 43 - 49.

2. Марчук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного образования. Педагогическое образование в России. 2013; 4: 78 - 85.

3. Sorochinsky M.A. Psychological and pedagogical features of the e-learning use. Scientific-Methodical Electronic Journal «Concept». 2017; № 6: 274 - 278.

4. Барахсанов В.П., Барахсанова Е.А., Олесов Н.П., Прокопьев М.С. Применение системы электронного обучения для подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Теория и практика физической культуры. 2018; 7: 10 - 11.

5. Левин И. Академическое образование в эпоху цифровой культуры. Труды социальных медиа в академических кругах: Международная научно-педагогическая (SMART) конференция, 6 - 8 июня, Бакэу (Румыния), 2013.

6. Teichert L. To Digital or not to Digital: How Mothers are Navigating the Digital World with their Young Children. Language and Literacy. 2017: 19 (1): 63 - 76.

7. Дигтяр О.Ю. Использование мобильных устройств в проектном обучении на примере применения цифрового повествования. Самоуправление. В помощь руководителям муниципалитетов. Москва. 2019; № 2(115).

8. Digtyar О. Modern technologies in teaching foreign languages to students of the digital generation: 11th International Conference on Education and New learning Technologies, 1st - 3rd July, Palma, Mallorka (Spain), 2019.

9. Belshaw D. What is 'digital literacy'? A Pragmatic investigation. Education in the Russian Federation. Durham University. 2012; № 273-FZ: 55 - 57.

10. Дигтяр О.Ю. Современные образовательные технологии преподавания иностранных языков студентам неязыковых вузов в условиях реализации стандартов нового поколения и информатизации образования. Мир педагогики и психологии. Нижний Новгород: Научно-издательский центр «Открытое знание». 2019; № 1 (30).

11. Digtyar O.Y. The problems of distance learning education while teaching foreign languages at the non-linguistic higher school: 11th International Conference on Education and New learning Technologies 1st - 3rd July, Palma, Mallorka, (Spain), 2019.

12. Дигтяр О.Ю. Проблемы дистанционного обучения иностранным языкам в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74).

References

1. Vlasova E.Z. Elektronnoe obuchenie v sovremennom universitete: problemy, perspektivy i opyt ispol'zovaniya. Universum: Vestnik Gercenskogo universiteta. 2014; 1: 43 - 49.

2. Marchuk N.Yu. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti distancionnogo obrazovaniya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013; 4: 78 - 85.

3. Sorochinsky M.A. Psychological and pedagogical features of the e-learning use. Scientific-Methodical Electronic Journal «Concept». 2017; № 6: 274 - 278.

4. Barahsanov V.P., Barahsanova E.A., Olesov N.P., Prokop'ev M.S. Primenenie sistemy 'elektronnogo obucheniya dlya podgotovki specialistov v oblasti fizicheskoj kul'tury i sporta. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2018; 7: 10 - 11.

5. Levin I. Akademicheskoe obrazovanie v 'epohu cifrovoj kul'tury. Trudy social'nyh media v akademicheskih krugah: Mezhdunarodnaya nauchno-pedagogicheskaya (SMART) konferenciya, 6 - 8 iyunya, Bak'eu (Rumyniya), 2013.

6. Teichert L. To Digital or not to Digital: How Mothers are Navigating the Digital World with their Young Children. Language and Literacy. 2017: 19 (1): 63 - 76.

7. Digtyar O.Yu. Ispol'zovanie mobil'nyh ustrojstv v proektnom obuchenii na primere primeneniya cifrovogo povestvovaniya. Samoupravlenie. V pomosch' rukovoditelyam municipalitetov. Moskva. 2019; № 2(115).

8. Digtyar O. Modern technologies in teaching foreign languages to students of the digital generation: 11th International Conference on Education and New learning Technologies, 1st - 3rd July, Palma, Mallorka (Spain), 2019.

9. Belshaw D. What is 'digital literacy'? A Pragmatic investigation. Education in the Russian Federation. Durham University. 2012; № 273-FZ: 55 - 57.

10. Digtyar O.Yu. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii prepodavaniya inostrannyh yazykov studentam neyazykovyh vuzov v usloviyah realizacii standartov novogo pokoleniya i informatizacii obrazovaniya. Mirpedagogiki i psihologii. Nizhnij Novgorod: Nauchno-izdatel'skij centr «Otkrytoe znanie». 2019; № 1 (30).

11. Digtyar O.Y. The problems of distance learning education while teaching foreign languages at the non-linguistic higher school: 11th International Conference on Education and New learning Technologies 1st - 3rd July, Palma, Mallorka, (Spain), 2019.

12. Digtyar O.Yu. Problemy distancionnogo obucheniya inostrannym yazykam v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74).

Статья поступила в редакцию 03.10.19

УДК 374

Belokurova V.V., postgraduate, St-Petersburg Academy of In-Service Pedagogical Education (St. Petersburg, Russia), E-mail: verulyabelokurova@yandex.ru

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE CULTURE OF SENIOR PUPILS: KEY CONCEPTS. The article deals with concepts of "culture", "communicative culture", "communicative culture of high school students", "multi-age education". Within the framework of the integrative approach, the concept of culture is concretized to the concept of "culture of personality". The concept of communicative culture of personality is based on the ideas of self-communication and dialogic relationship of personality with the world. The work reveals the specificity and importance of the development of communicative culture of modern high school students in the harmonization of interaction with society in the process of growing up and self-determination in the future. The concept of multi-age education is specified. The study refers to the joint learning activities of multi-generational students, aimed at solving both common and private, depending on age, educational and educational tasks. The author concludes that multi-age high school students, united by common goals of learning, interacting, determine interpersonal relationships that determine the involvement of the majority in what is happening.

Key words: culture, communicative culture, communicative culture of senior pupils, mixed-age education.

В.В. Белокурова, аспирант, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург,

E-mail: verulyabelokurova@yandex.ru

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ: КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

В статье рассматриваются понятия «культура», «коммуникативная культура», «коммуникативная культура старшеклассников», «разновозрастное обучение». В рамках интегративного подхода понятие культуры конкретизируется до понятия «культура личности». Понятие коммуникативной культуры личности базируется на идеях самокоммуникации и диалогичности взаимоотношений личности с миром. Выявлена специфика и значимость развития коммуникативной культуры современных старшеклассников в гармонизации взаимодействия с социумом в процессе их взросления и самоопределения в будущем. Уточнено понятие разновозрастного обучения. В исследовании под разновозрастным обучением понимается совместная учебная деятельность обучающихся разных поколений, направленная на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач. Автор делает вывод о том, что разновозрастные старшеклассники, объединённые общими целями обучения, взаимодействуя, определяют межличностные отношения, обусловливающие причастность большинства к происходящему.

Ключевые слова: культура, коммуникативная культура, коммуникативная культура старшеклассников, разновозрастное обучение.

Любое педагогическое исследование начинается с самоопределения автора в терминологии. Этот шаг чрезвычайно важен был всегда. Теперь значимость его еще более возросла на этапе постнеклассической науки, когда получаемый научный результат зависит не только от специфики средств и операций научной деятельности, но ценностно-целевых установок познающего субъекта.

Коммуникативная культура тесно связана с деятельностью человека, тем самым являясь неотъемлемой частью жизни человечества на протяжении всей его истории. Являясь в своём роде отражением духа эпохи, она передает динамику жизни общества, отвечая его социокультурным потребностям и тенденциям в развитии. Именно в связи с этим вопрос осмысления современного понимания понятия «коммуникативная культура» остается актуальным всегда [1 - 15].

Рассмотрим ключевые понятия исследования: культура, коммуникативная культура, коммуникативная культура старшеклассников, разновозрастное обучение.

Среди различных подходов к толкованию культуры (предметный - В.К. Бе-лолипецкий, В.Е. Давидович и др.; процессуальный - Э.А. Баннер, Н.С. Злобин и др.; семиотический - А. Кребер, К. Клакхон, Ч. Моррис); структурно-функци-

ональный (Э.С. Маркарян); деятельностный (Семенов В.С.); интегративный (А.И. Арнольдов, Н.С. Злобин, М.С. Каган, В.М. Межуев, Э.В. Соколов, П.А. Сорокин, и др.)) для нашего исследования наиболее адекватен интегратив-ный подход. Мы разделяем идею М.С. Кагана, которая основана на системном анализе и определяет сущность культуры через понятие бытия, выявляя ее как одну из форм бытия - специфическую форму бытия [6]. Культура как форма бытия предусматривает сначала присвоение, адаптацию, трансляцию и, наконец, развитие человеком определенной системы значений, норм, ценностей, без которых невозможна гармония его взаимодействия с природой и обществом в целом. Принципиальным для нас является и положение о интракультурологическом аспекте культуры как культуры всего человечества, социальных групп, личности. Мы акцентируем внимание, прежде всего, при определении понятия культура на личностном ее аспекте и процессе ее развития, но - и это определяет специфику нашего исследования - в условиях социальных групп. В качестве социальных групп рассматриваются группы обучающихся старшей школы.

В контексте принятого в данном исследовании понятия культуры среди разнообразных моделей наибольший интерес представляет модель коммуникации,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.