РСН 10.24411/2076-1503-2020-10943 КОНДРАХИНА Наталья Геннадиевна,
кандидат филологических наук, доцент, профессор Департамента английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, е-mail: [email protected]
ЮЖАКОВА Нина Евгеньевна,
старший преподаватель Департамента английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации е-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИЙ СОВРЕМЕННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Аннотация. В рамках данной статьи рассматривается специфика технологий дистанционного обучения иностранным языкам. Обращается внимание на сущность дистанционного обучения как технологии, рассмотрены ее преимущества и недостатки. Так же обращается внимание на массовые онлайн курсы, как наиболее актуальную форму дистанционного обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, традиционное обучение, иностранные языки, интерактивное взаимодействие, массовые онлайн курсы.
KONDRAKHINA Natalia Gennadevna,
PhD in Philology, associate Professor, Professor of the Department of English and professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation
YUZHAKOVA Nina Evgenevna,
senior lecturer, Department of English and professional communication, Financial University under the Government of the Russian Federation
SPECIFICS OF MODERN DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES
FOR FOREIGN LANGUAGES
Annotation. This article discusses the specifics of distance learning technologies for foreign languages. Attention is drawn to the essence of distance learning as a technology, its advantages and disadvantages are considered. Attention is also drawn to mass online courses as the most relevant form of distance learning.
Key words: distance learning, traditional learning, foreign languages, interactive interaction, mass online courses.
Важнейшая особенность дистанционного обучения - принцип индивидуализированного подхода, что не совсем присуще традиционному образованию. В настоящее время при организации ДО иностранным языкам отмечается ряд проблем, которые мы затрагиваем дальше. Но, несмотря на все сложности, усовершенствование системы ДО остается одним из самых перспективных направлений модернизации образования. В свою очередь, они базируются
на использовании средств синхронной и асинхронной коммуникации, которые позволяют преподавателю рационально совмещать качественные электронные учебные материалы, а также оптимально организовывать учебную деятельность студентов, уделяя особое внимание самостоятельной работе по поиску информации и решению путей её представления [1].
Результативность обучения напрямую зависит от преподавателя, от того, насколько он
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
сумеет оптимально выстроить процесс обучения, как взаимодействие обучающегося с эффективными ресурсами, и систему формирования конкретных компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.
Удобство образовательной площадки состоит в том, что единовременная регистрация слушателей курсов открывает доступ ко всем представленным курсам без дополнительных усилий. Более того, предложения различных вузов собраны в одном месте и удобно структурированы. Так называемое «университетское обучение» начинается в определённый день и имеет конкретный результат. Для каждого студента разрабатывается персональная обучающая линия, включающая в себя видеолекции, задания, обсуждения, которые должны быть выполнены в срок. В конечном итоге студенты получают сертификат. При этом обучение бесплатно и открыто абсолютно для всех.
В пользу различных форм дистанционного обучения выступают следующие преимущества, обусловленные дидактическими свойствами этого средства информационных технологий, установленные нами в процессе анализа литературных источников:
• максимальное интерактивное взаимодействие между обучающимся и преподавателем;
оперативность обратной связи; мгновенная передача и изменение информации любого вида;
разнообразие методических материалов и способов их подачи;
независимость от территориального расположения;
самоорганизация, детальное планирование и определение деятельности обучающегося; постоянное поддержание мотивации обучающегося;
частота обучения и выполнения поставленных задач;
применение в обучении новейших технологий и портативных устройств; значительное снижение расходов, экономия; сочетание обучения со смешанной активностью (учеба, работа и т.д.); появление разработок нового учебного контента;
организации электронных конференций, в т.ч. в режиме реального времени, компьютерных аудиоконференций и видеоконференций;
• возможность группового обучения. Интерактивное взаимодействие обусловливается использованием доступных средств и методов коммуникации двум или нескольким
субъектам. Во время дистанционного обучения задействуются субъекты интерактивного взаимодействия - преподаватель (тьютор) и студенты; средства взаимодействия - телекоммуникационная среда (электронная почта, видеоконференции, чаты, диалоги в режиме реального времени
и др.) [1].
С другой стороны, с дистанционным обучением связан целый ряд проблем. Мы группируем их по следующим категориям:
A) технические (необходимость регулярного обновления программного обеспечения, повышение уровня компьютерной грамотности и др.)
• доступ к Интернету не всегда бывает возможным или обеспеченным достаточным скоростным режимом;
Б) финансовые:
• требуются финансовые затраты на приобю ретение компьютера / ноутбука или иного портативного девайса;
• некоторые онлайн курсы требуют оплаты курса и предоставленных материалов;
• оплата сертификата о прохождении курса.
B) морально-этические:
• безопасность личной информации и риск потери прогресса при прохождении онлайн курса;
• оценка результатов обучения (степень осведомленности о действительности выполненных заданий именно зарегистрированным слушателем курса, подмена ответов, недобросовестное выполнение);
• безопасность учебного контента (возможны попытки хакерского взлома, изменения информации, потери данных в связи с переносом или перегрузкой сервера и другие причины);
• недоработки педагогической теории (дистанционное обучение сравнительно ново, поэтому развитие его направлено в теоретическом и практическом аспектах);
• смешение частной жизни и работы/обучения (наличие отвлекающих факторов, рассеянности внимания и отсутствие сосредоточенности ввиду бытовых дел и пр.). Вопрос организации и проведения оценки
знаний в дистанционном формате обучения значительно облегчается, поскольку многие ресурсы имеют встроенную систему контроля. Однако трудность представляет оценивание живого общения. Для решения этой проблемы необходимо создание правовой базы оценки знаний обучающихся.
Затрагивая проблемы педагогической и технической сторон дистанционного обучения, отметим, что такая форма обучения в некоторых образовательных ситуациях является доминирую-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
щей, но также может выступать как дополнительное средство обучения.
Прогресс всегда давался через преодоление трудностей. Главное - грамотно и своевременно решать те, что связаны с дальнейшим развитием образования в стране, ибо именно образование и квалификация - основные ценности для человека в эру информатики [2]. Современный образовательный процесс всё чаще использует технологии ДО, поэтому всё более актуальной становится компьютерная грамотность (умение использовать компьютер в определенной сфере деятельности, знание его устройства и принципов функционирования) [3].
Вопрос о применении новых информационных технологий при обучении английскому языку становится все более актуальным. Совершенно очевидно, что использование компьютера и мультимедийных средств для интенсификации процесса обучения помогает не только осуществить личностно-ориентированный подход в обучении, но и обеспечить индивидуализацию и дифференциацию с учетом уровня знаний учащихся [4]. Цель использования информационных технологий дистанционного обучения - научить студентов ставить и решать проблемы, а для этого находить, использовать и анализировать информацию, ориентироваться в информационном пространстве.
На сегодняшний день можно разделить всю массу информационных технологий на пять категорий согласно классификации А.В. Сарафанова [5]:
• неинтерактивные (печатные, аудио-, видеоматериалы, CD-курсы);
• видеоконференции (средства телекоммуникации по аудио-, видеоканалам и компьютерным сетям);
• видеолекции (в онлайн и оффлайн режимах)
- видеоролики, YouTube, социальные сети и др.;
- skype-обучение;
- блоги (сетевой журнал или дневник), подкасты, вебинары.
• массовые открытые онлайн-курсы (МООК) (Coursera, EdX, Udacity);
• мобильные приложения (Lingua Leo, Duo Lingo, Busuu и др.).
Вышеприведённые формы создают постоянную основу для системы дистанционного обучения.
В дистанционном обучении представляются различные типы информационных технологий, но, тем не менее, необходимо учитывать один критерий использования онлайн обучения: как бы мощны и совершенны ни были технологические
разработки, они должны быть полезными педагогическим целям, а не стоять в приоритете. Однако недооценка роли новых информационных технологий может привести к упущению возможности качественной реализации образовательного процесса [6].
Для внедрения технологий в дистанционное обучение, в первую очередь, необходимо создать условия для рационального педагогического и методического применения технологий. Использование Интернета в преподавании иностранных языков в настоящее время весьма актуально [7]. Таким образом, сочетание традиционных и новых методов обучения языку обеспечит более высокий уровень обучения.
Проведённый нами анализ контента онлайн курсов показал, что они достаточно востребованы и набирают обороты популярности среди масс населения в различных странах мира.
Сам термин «массовый открытый дистанционный курс» (МООК) или Mass Open Online Course (MOOC platform) предложили американские исследователи из Стэнфордского университета Брайан Александр и Дэйв Кормье в результате работы над своим курсом, который в 2008 г. проводили Джордж Сименс и Стивен Доунс [8].
Согласно определению Еврокомиссии, «МООК - это открытый для любого слушателя, бесплатный, фиксированный во времени онлайн курс, формирующийся в логике учебной дисциплины, предполагающий интерактивное взаимодействие между студентами и преподавателями, а также студентами между собой, стимулирующий последних к созданию обучающих сообществ» [9].
Термин «массовый» относится, прежде всего, к числу обучающихся. Например, курс, в котором обучается 200 человек, им не является. Для того чтобы курс считался массовым, требуется количество от пятисот до ста тысяч и более зарегистрированных обучающихся.
Помимо этого, эта технология позволяет обучать такое большое количество обучающихся на одном курсе одновременно.
МООК и бесплатны и доступны в режиме онлайн в любой точке мира и в любом часовом поясе при наличии Интернет-соединения. Наикрупнейшие университеты мира перестроились на дистанционное обучение с использованием такой платформы, как МООК. Более того, становится все больше различных объединений и организаций, создающих свои собственные курсы, не зависящие от места закрепления к какому-то определенному источнику или базе.
По своей форме MOOK - это электронный курс (учебно-методический комплекс), включаю-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
щий в себя видеолекции с субтитрами или без, текстовые конспекты лекций, домашние задания, тесты и итоговые экзамены. Авторами курсов являются преподаватели ведущих мировых университетов. Фундаментом данной формы дистанционного обучения являются активное участие обучающегося и интерактивное взаимодействие слушателей курса с тьюторами и между собой.
К 2012 г. МООК набрал достаточно популярности. Ведущие университеты мира размещают свои курсы в открытом доступе на онлайн платформах, таких как: Coursera, EdX, Udacity, Open2Study. Открытость МООК, означающая возможность регистрации на любой онлайн курс без сдачи вступительных экзаменов без наличия определенных знаний по курсу и без оплаты обучения, позволила исследователям рассматривать МООК в качестве средства обеспечения равенства в получении знаний [10].
Как дидактическое новшество, МООКи занимают отдельную ячейку в становлении университетского образования и не только. МООК -своего рода распространитель информации и в связи с этим имеет право расширять доступ к образовательным ресурсам. В сфере высшего образования МООК также является частью программы ООР - Открытых образовательных ресурсов (образовательные материалы, находящиеся в свободном доступе, которые могут быть использованы в процессе обучения любым пользователем). ООР являются интеллектуальной собственностью, авторские права на них принадлежат их создателям, однако право на бесплатное использование предоставлено всем желающим [11].
Мы предположили, что МООКи могут быть использованы в процессе самостоятельного изучения английского языка в целях развития навыков общения в сфере профессиональной коммуникации. Опираясь на данные свободной энциклопедии «Википедия», рассмотрим некоторые МООКи, выделим самые популярные онлайн-плат-формы дистанционного обучения и классифицируем их по востребованности, широте использования и доступности в международно-лингвистическом аспекте [12].
Первым в списке лидеров безоговорочно является Coursera. По данным «Википедия», с ресурсом работают 115 учебных заведений по всему миру [13]. Проект от 2012 г., созданный профессорами Стэнфордского университета, сотрудничает с университетами, которые публикуют и ведут в системе курсы по различным отраслям знаний. Курсы включают в себя видеолекции, задания, еженедельные упражнения и
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
иногда заключительный проект или экзамен. Так же сравнительно недавно разработано официальное мобильное приложение для M-learning. Важная особенность этих курсов - рабочим языком является английский язык. Имеются субтитры на многие популярные языки, в т.ч. и на русский, что значительно облегчает процесс обучения.
• Следующий МООК - EdX. Это быстрораз-вивающийся двойник Coursera на базе Гарвардского и Массачусетского университетов. Платформа сохраняет все пройденные курсы, поощряет развитие образовательных платформ, предлагает использовать свое программное обеспечение в свободном доступе. На этой платформе представлено множество направлений куров, включая также по изучению английского языка, академическому чтению и письму на английском языке. Достоинством контента этих курсов является наличие субтитров на русском языке.
• Следует упомянуть British Council (Британский Совет) как разработчика высококачественных курсов. Посольство Великобритании в связи с развитием отношений в сфере культуры и образования разработало бесплатные онлайн-курсы на платформе FutureLearn, основанные на обучающих материалах British Council и лучших британских вузов. Предлагаемые курсы помогают учить английский язык, развивают навыки его преподавания, рассказывают о культуре и искусстве Великобритании и дают возможность общаться со слушателями всего мира. Платформа содержит учебные аудио и видеоматериалы, интерактивные упражнения по грамматике, практические материалы для подготовки к экзамену IELTS. Имеется возможность обсуждать процесс обучения на форумах, скачивать учебные материалы курса. Курсы FutureLearn доступны для мобильных устройств и ПК. При желании имеется возможность получить сертификат об окончании курса за отдельную плату.
• • Польская платформа Edu-Station предоставляет возможность онлайн-доступа к текстовым, фото- и видеоматериалам, разбитым на группы в соответствии с темами и уровнями сложности. Теория и практика тесно связаны на протяжении всего курса. Вам будут представлены разнообразные аудиоматериалы на множество тем, которые будут озвучены с правильно расставленным ударением и паузами, что является неотъ-
емлемой особенностью в изучении английского языка.
• Одна из самых успешных платформ по изучению иностранных языков. Duolingo (сайт, мобильное приложение) даёт возможность русскоязычным пользователям изучать английский язык. Методика сервиса строится на овладении определенными наборами лексики и переводе тематических материалов. Имеется возможность совершенствовать фонетическую сторону речи.
• Платформа Busuu. Формат приложения схож с Duolingo: комплекс упражнений по тренировке грамматики, произношения и лексики можно проходить на компьютере или на смартфоне. Данный МООК предлагает специальные уроки оттачивания навыков, но вполне можно ограничиться и базовой версией.
• Канадская компания Inconvo предлагает инновационный подход к изучению иностранных языков. Занятия проводятся в режиме реального времени с носителями языка, специализирующимися в области педагогики и преподавания. Отличительная черта - постоянный режим живого общения. Так же посредством уникальной программной платформы осуществляется видео- и аудио связь, вводятся задания на современную грамматику английского, применяются тестовые испытания, создается полный эффект присутствия. Задействована методика полного погружения в языковую среду. Слушатели могут самостоятельно формировать график обучения, осуществлять общение с носителями английского языка онлайн и получать необходимые методические материалы. Достоинством данного ресурса является предоставление качественного перевода курсов на русский язык.
• Preply — крупнейшая МООК платформа в СНГ, которая является посредником между обучающимся и тьютором. Имеется очень удобная функция «Уроки по Skype», где предлагается большое количество преподавателей, из которых можно выбирать в соответствии со своим уровнем английского языка.
• Puzzle English. Эта платформа впечатляет количеством предоставленных материалов и способов работы с ним: просмотр видео на английском языке с субтитрами, повторение его по кадрам, без перевода; задания на расстановку слов и практика в грамматике языка, объяснение с помощью
видеолекций и уроков. Индивидуальная программа составляется согласно уровню владения иностранным языком после прохождения теста.
Проанализировав направления зарубежных МООКов, перейдем к отечественным разработкам. К наиболее известным российским онлайн-платформам можно отнести ЕШКО, Универса-риум, Лекториум OpenEdX, Uniweb.
Отличным примером платформы МООК является Skyeng, который, в отличие от других, имеет одну цель - изучение английского языка. Представлен хороший выбор онлайн репетиторов с помощью видеосвязи, аудиозаписей, словарей и пр. Однако следует отметить, что часть контента - платная.
В свою очередь, Универсариум представляет собой более специализированную платформу, на которой размещаются курсы разной направленности (не только научной). В системе представлены бесплатные образовательные курсы преподавателей ряда университетов страны (МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, РЭУ им. Плеханова и др.), а также российских научных центров.
Однако Лекториум отличается наибольшей популярностью и возможностью создания учебных материалов в формате открытых онлайн- курсов, а также съёмкой и размещением видеолекций. На 2016 г. на площадке размещено 36 массовых онлайн-курсов [14].
Среди популярных отечественных онлайн открытых массовых курсов следует также назвать курсы ЕШКО. Именно курсы английского языка пользуются значительной популярностью среди пользователей, согласно данным по анализу отзывов на официальном сайте. Методика работы с контентом включает в себя упражнения на говорение, чтение, восприятие речи на слух. Комплект материалов для обучения включает журналы, сборники упражнений.
Хочется обратить особое внимание на разработки Томского государственного университета. Относительно молодой и свежий проект на базе Лекториума, реализуемый Институтом дистанционного образования ТГУ, предоставляет разнообразные курсы, такие как: программирование, биология, история, география, философия, психология и русский язык. Для изучения русского языка как иностранного представлен курс «Зарисовки о Сибири. Город Томск», который разработан филологами ТГУ. Пообщавшись с руководителем коллектива, канд. фил. наук Н. Нестеровой, мы выяснили, что тематика курса предполагает развитие лингвистической, лингвострано-ведческой и культурологической компетенций.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
Все лекции сопровождаются вопросами, лек-сико- грамматическими заданиями, видеоматериалами и ссылками на дополнительные ресурсы к теме [15].
Достаточное количество фактов, приведенных выше, показывают необходимость расширения дистанционного обучения в России и её регионах, как неотъемлемый фактор развития интеллектуального общества. В данной статье мы рассмотрели систему дистанционного обучения с педагогической, психологической и с технической точек зрения и убедились в важности решения данной проблемы для повышения качества иноязычного образования.
Выделив основные понятия дистанционного обучения, данные лингвистами и филологами, мы остановились и выбрали одно, которое соответствует тематике работы и полностью отражает свою функциональность на педагогическом и методическом уровнях.
Рассмотрев систему дистанционного обучения, мы классифицировали особенности, преимущества и выявили проблемы, связанные с применением данной формы обучения.
Установили такую важную особенность обучения в дистанционной форме, как то, что в системе дистанционного обучения слушатель курса должен обладать важными качествами -самоорганизацией и мотивированностью. Именно поэтому можно назвать его не обучаемый, а обучающийся, т.е. способный брать ответственность за принятые решения, искать новые пути и возможности к поиску альтернативных источников информации для достижения своей цели в дистанционном обучении.
Опыт использования средств дистанционного обучения показал, что технологии постоянно развиваются, становятся все более удобными и доступными, в связи с чем, появляются возможности внедрения их в практику. Развитие и совершенствование средств дистанционного обучения происходит в тесной интеграции разработчиков программ с тьюторами. В результате такого взаимодействия повышается компьютерная грамотность не только самих преподавателей, но и обучающихся. В свою очередь, совершенствование технологий дистанционного обучения способствует развитию технологий и рынка телекоммуникационных услуг.
В нашем современном обществе все стремительно меняется и подвергается внесением новшеств с развитием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Имеются некоторые разногласия среди поколений прошлого и настоящего, последнее из которых можно назвать как «цифровое поколение». На протяжении десятилетий в процесс обучения непрерывно
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
вводятся все новые методики, средства и инструменты преподавания, что непосредственно совершенствует систему образовательных услуг. Онлайн курсы становятся неотъемлемой частью традиционного образования, хотя и носят вспомогательный характер. К примеру, университеты США и Европы активно внедряют технологию онлайн курсов в процесс преподавания лекций. Происходит интеграция лекций других университетов в свои лекции, что, несомненно, сказывается на эффективности обучения.
Список литературы:
[1] Полат Е.С. Организация дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций: учеб. пособие для вузов.
- М.: Академия, 2004. - 412 с.
[2] Пасхин Е.Н. Информатизация образования как стратегии устойчивого развития: Филос.-методол. анализ. - М., 1999. - 218 с.
[3] Рулиене Л.Н. Современные инструменты дистанционного обучения в преподавании педагогических дисциплин // ГОУ ВПО Бурятский гос. ун-т. - 2013. - С. 1-9.
[4] Калабухова Г.Н. Способы реализации интерактивных технологий в условиях ускоренного обучения студентов иностранному языку. -Казань: Университет управления «ТИСБИ», 2011.
- С. 1-7.
[5] Сарафанов А.В. Интерактивные технологии в дистанционном обучении: эл. учеб.-метод. пособие. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. -132 с.
[6] Гальцова Н.П. Использование электронных информационных и образовательных ресурсов для поддержки научных исследований молодых ученых // Вестн. Томского. пед. ун-та. Сер.: Педагогика, 2006. - С. 13-18.
[7] Усков В.Л. Информационные технологии в образовании // Информационные технологии. -1999. - С. 31-37.
[8] Downes, S. Connectivism and Connective Knowledge. - 2011. - 130 с.
[9] Отчет Комитета аккредитации высшего образования США, 1998 год.
[10] Аксенова С.П. Модульная система дистанционного обучения иностранным языкам / Н.А. Неудахина // Ползуновский вестник. - 2006. - № 3.
- С. 237-241.
[11] Торговкина Т.А. // Междунар. семинар-практикум «Иностранные языки в школе и вузе» в рамках XI Междунар. науч.-практ. конф. «Осовские педагогические чтения», 26 ноября 2015 г.: сб. науч. тр. по материалам конф.; ред-кол.: Л.Е. Бабушкина (отв. ред.), Н.И. Еремкина, О.Е. Тукаева; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2016. - С. 121-127.
[12] Massive open online course Wikipedia,
2012. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Massive_ open_online_course
[13] Coursera. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Coursera
[14] Лекториум. URL: https://www.lektorium.tv/
[15] Институт ДО ТГУ. URL: http://mooc.tsu.ru/
ru/
Spisok literatury:
[1] Polat E.S. Organizaciya distancionnogo obucheniya inostrannomu yazyku na baze komp'yuternyh telekommunikacij: ucheb. posobie dlya vuzov. - M.: Akademiya, 2004. - 412 s.
[2] Paskhin E.N. Informatizaciya obrazovaniya kak strategii ustojchivogo razvitiya: Filos.-metodol. analiz. - M., 1999. - 218 s.
[3] Ruliene L.N. Sovremennye instrumenty distancionnogo obucheniya v prepodavanii pedagogich-eskih disciplin // GOU VPO Buryatskij gos. un-t. -
2013. - S. 1-9.
[4] Kalabuhova G.N. Sposoby realizacii interak-tivnyh tekhnologij v usloviyah uskorennogo obu-cheniya studentov inostrannomu yazyku. - Kazan': Universitet upravleniya «TISBI», 2011. - S. 1-7.
[5] Sarafanov A.V. Interaktivnye tekhnologii v distancionnom obuchenii: el. ucheb.-metod. posobie. - Krasnoyarsk: IPC KGTU, 2006. - 132 s.
[6] Gal'cova N.P. Ispol'zovanie elektronnyh informacionnyh i obrazovatel'nyh resursov dlya pod-
derzhki nauchnyh issledovanij molodyh uchenyh // Vestn. Tomskogo. ped. un-ta. Ser.: Pedagogika, 2006. - S. 13-18.
[7] Uskov V.L. Informacionnye tekhnologii v obrazovanii // Informacionnye tekhnologii. - 1999. -S. 31-37.
[8] Downes, S. Connectivism and Connective Knowledge. - 2011. - 130 s.
[9] Otchet Komiteta akkreditacii vysshego obrazovaniya SShA, 1998 god.
[10] Aksenova S.P. Modul'naya sistema distancionnogo obucheniya inostrannym yazykam / N.A. Neudahina // Polzunovskij vestnik. - 2006. - № 3. - S. 237-241.
[11] Torgovkina T.A. // Mezhdunar. seminar-praktikum «Inostrannye yazyki v shkole i vuze» v ramkah XI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Osovskie pedagogicheskie chteniya», 26 noyabrya 2015 g.: sb. nauch. tr. po materialam konf.; redkol.: L.E. Babushkina (otv. red.), N.I. Eremkina, O.E. Tukaeva; Mordov. gos. ped. in-t. - Saransk, 2016. -S. 121-127.
[12] Massive open online course Wikipedia, 2012. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Massive_ open_online_course
[13] Coursera. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Coursera
[14] Lektorium. URL: https://www.lektorium.tv/
[15] Institut DO TGU. URL: http://mooc.tsu.ru/
ru/
ЮРКОМПАНИ
www. law-books, ru
к
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-1лЬгагу.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020