Научная статья на тему 'Основные направления и перспективы развития онлайн-обучения'

Основные направления и перспективы развития онлайн-обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2425
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОЕКТ "СОВРЕМЕННАЯ ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ / DIGITAL ECONOMY / PROJECT "MODERN DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION" / ONLINE LEARNING / MASS OPEN ONLINE COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекалина Татьяна Александровна, Тумандеева Тамара Владимировна, Максименко Наталья Васильевна

Введение. В статье рассмотрено нормативно-правовое обеспечение онлайн-обучения, действующее в настоящий момент. Выделены основные направления развития онлайн-обучения. Охарактеризовано ключевое понятие онлайн-обучения массовые открытые онлайн-курсы. Обозначены проблемы и перспективы внедрения массовых открытых онлайн-курсов в образовательный процесс. Методология. Исследование проводилось на основе анализа актуальных нормативно-прововых документов в области онлайн-обучения с использованием теоретико-эмпирических методов, а также с учетом принципа системного изучения деятельности педагогов образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования. Результаты. Онлайн-обучение является важным фактором развития цифровой экономики РФ. Созданная нормативно-правовая база способствует развитию онлайн-обучения в стране. Использование массовых открытых онлайн-курсов позволяет обновить содержание образования, сделать эффективным образовательный процесс. При этом необходимо учитывать факторы, препятствующие развитию онлайн-обучения. Заключение. Авторами отмечается необходимость расширения и обновления нормативноправовой базы в области онлайн-обучения. Определены трудности при использовании массовых открытых онлайн-курсов. Обозначены перспективы развития онлайн-обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чекалина Татьяна Александровна, Тумандеева Тамара Владимировна, Максименко Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS AND PROSPECTS OF ONLINE LEARNING

Introduction. The article deals with the legal and regulatory support of online learning, currently in force. The main directions of online learning development are highlighted. The key concept of online learning-mass open online courses is characterized. Problems and prospects of introduction of mass open online courses in educational process are designated. Materials and Methods. The research was carried out on the basis of the analysis of relevant normative-legal documents in the field of online learning, using theoretical and empirical methods, as well as taking into account the principle of systematic study of the activities of teachers of educational institutions of higher and secondary professional education. Results. Online learning is an important factor in the development of the digital economy of the Russian Federation. The established legal framework contributes to the development of online education in the country. The use of massive open online courses allows you to update the content of education, to make the educational process effective. At the same time, it is necessary to take into account the factors hindering the development of online learning. Conclusion. The authors note the need to expand and update the legal framework in the field of online learning. The difficulties in using mass open online courses are identified. Prospects of development of online training are designated.

Текст научной работы на тему «Основные направления и перспективы развития онлайн-обучения»

Для выявления взаимосвязи профессиональной технологической компетентности учителя начальных классов и достижения качественно новых образовательных результатов (УУД) его учеников в рамках нашего исследования была использована педагогическая диагностика, направленная на изучение профессиональной деятельности учителя начальных классов по постоянному изучению и применению в своей педагогической деятельности современных образовательных технологий и влияние этой деятельности на непрерывно развивающийся субъект: младшего школьника в части изменений в формировании у него УУД.

Основными методами для сбора диагностической информации в рамках нашего исследования стали тестирование, собеседование, анкетирование, посредством которых мы получили материал для изучения.

В ходе нашего исследования мы постоянно экстраполировали данные, полученные в результате сопоставлений и анализа, на ситуацию в будущем. Это позволяло подобрать оптимальный способ взаимодействия с учителем в процессе формирования его профессиональной компетентности.

Исследуемый процесс характеризуется нами как многогранный, поэтому результаты проведенных диагностических исследований становились предметом анализа и рефлексии учителей начальных классов, участвующих в нашем эксперименте, многие из которых намечали конкретные перспективы и программы личностного и профессионального роста, составляли индивидуальные образовательные маршруты с целью ориентировать каждый учебный предмет, каждую изученную образовательную технологию на поиск своего места в развитии личности младшего школьника, в том числе успешного формирования его универсальных учебных действий.

Литература

1. Алексеев Н. Г. Формирование осознанного решения учебной задачи // Педагогика и логика. М. : Касталь, 1993. 385 с.

2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. Т. 1. 693 с.

3. Мельникова Е. Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС. М. : ФГАОУ АПКиППРО, 2013. 138 с.

4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М. : Народное образование, 1998. 256 с.

References

1. Alekseev N. G. Formirovanie osoznannogo resheniya uchebnoj zadachi [The formation of a conscious solution to the educational problem]. Pedagogy and Logic. Moscow, Castal, 1993, 385 p. (In Russian).

2. Komenskiy Ya. A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works]. Moscow, 1982, Vol. 1, 693 p. (In Russian).

3. Melnikova E. L. Problemno-dialogicheskoe obuchenie kak sredstvo realizacii FGOS [Problem-dialogical training as a means of implementing GEF]. Moscow, FGAOU APK&PPRO, 2013, 138 p. (In Russian).

4. Selevko G. K. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii [Modern educational technologies]. Moscow, National education, 1998, 256 p. (In Russian).

УДК/UDC 004 Т. А. Чекалина, Т. В. Тумандеева, Н. В. Максименко

T. Chekalina, T. Tumandeeva, N. Maksimenko

основные направления и перспективы развития ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИя

THE MAIN DIRECTIONS AND PROSPECTS OF ONLINE LEARNING

Введение. В статье рассмотрено нормативно-правовое обеспечение онлайн-обучения, действующее в настоящий момент. Выделены основные направления развития онлайн-обучения. Охарактеризовано ключевое понятие онлайн-обучения — массовые открытые онлайн-курсы. Обозначены проблемы и перспективы внедрения массовых открытых онлайн-курсов в образовательный процесс.

Методология. Исследование проводилось на основе анализа актуальных нормативно-про-вовых документов в области онлайн-обучения с использованием теоретико-эмпирических мето-

дов, а также с учетом принципа системного изучения деятельности педагогов образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования.

Результаты. Онлайн-обучение является важным фактором развития цифровой экономики РФ. Созданная нормативно-правовая база способствует развитию онлайн-обучения в стране. Использование массовых открытых онлайн-курсов позволяет обновить содержание образования, сделать эффективным образовательный процесс. При этом необходимо учитывать факторы, препятствующие развитию онлайн-обучения.

Заключение. Авторами отмечается необходимость расширения и обновления нормативно-правовой базы в области онлайн-обучения. Определены трудности при использовании массовых открытых онлайн-курсов. Обозначены перспективы развития онлайн-обучения.

Introduction. The article deals with the legal and regulatory support of online learning, currently in force. The main directions of online learning development are highlighted. The key concept of online learning-mass open online courses — is characterized. Problems and prospects of introduction of mass open online courses in educational process are designated.

Materials and Methods. The research was carried out on the basis of the analysis of relevant normative-legal documents in the field of online learning, using theoretical and empirical methods, as well as taking into account the principle of systematic study of the activities of teachers of educational institutions of higher and secondary professional education.

Results. Online learning is an important factor in the development of the digital economy of the Russian Federation. The established legal framework contributes to the development of online education in the country. The use of massive open online courses allows you to update the content of education, to make the educational process effective. At the same time, it is necessary to take into account the factors hindering the development of online learning.

Conclusion. The authors note the need to expand and update the legal framework in the field of online learning. The difficulties in using mass open online courses are identified. Prospects of development of online training are designated.

Ключевые слова: цифровая экономика, проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», онлайн-обучение, массовые открытые онлайн-курсы.

Keywords: digital economy, the project "Modern digital educational environment in the Russian Federation", online learning, mass open online courses.

В настоящее время реализуется ряд инициатив, направленных на создание необходимых условий для развития в России цифровой экономики, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет. С этой целью разработаны Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. и программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

Для цифровой экономики нужны компетентные кадры, а для их подготовки необходимо должным образом модернизировать систему образования, в том числе и профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соответствие с потребностями изменившегося общества, широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан в любое время и любом месте по индивидуальной образовательной траектории в течение всей жизни.

Именно на решение части этих проблем и направлен приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», паспорт которого был утвержден на заседании Президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 25 октября 2016 г. Срок реализации данного проекта — с ноября 2016 по 2025 г. Инициатором этого проекта стало Министерство образования и науки РФ [7].

Этот проект важен в целом для России и системы образования: студентов, преподавателей, просто граждан нашей страны.

Выделим ключевые обстоятельства, которые явились катализатором этого процесса.

1. Современный мир становится цифровым, и часто не реальность определяет цифровую копию, а цифровая копия определяет, как будут выглядеть современные производство, самолеты, города, мир, в котором мы живем. Если нет цифрового аналога, то этого, скорее всего, если не сей-

час, то в будущем, не будет существовать. Следовательно, процесс образования должен быть цифровым, должен соответствовать реалиям современного и будущего мира. Студент воспринимает не то что учит, а то, как учат, и то, как их учат, часто является даже более важным для того, чтобы мы имели реальные практические результаты обучения, то есть контент, учебники, преподаватели — все, что окружает студента, должно быть в цифровой форме.

2. Без интереса, мотивации, желания невозможно получить знания и стать успешным, а чтобы это было, человек должен принимать решения, строить себя, свою образовательную программу. В условиях жесткого образовательного процесса сделать это довольно сложно, а цифровой мир позволяет выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию, что и является тем, что человек берет на себя ответственность за свое образование, обучается тем или иным компетенциям, знаниям, которые ему пригодятся в современном мире. И без всех возможностей цифровых ресурсов этого сделать, скорее всего, нельзя.

3. Качество и доступность образования. Россия — огромная страна с разными регионами, и чтобы образование везде соответствовало требованиям современного общества, было доступным, необходимо всем студентам, преподавателям предоставить доступ к самому современному имеющемуся образовательному контенту.

Современная цифровая образовательная среда ориентирована на граждан разного возраста и социального положения, на самые высшие стандарты качества образования, поэтому в этот проект допускаются только те платформы, ресурсы которых соответствуют не только современным образовательным стандартам, но и новому современному уровню технологий. Появился новый тип образования: электронное, цифровое образование (URL: https://ria.ru/abitura_ rus/20/l7/l22/l/1511431723.html).

Целью проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» является создание условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства. Для достижения этой цели выбран путь широкого внедрения онлайн-обучения, в том числе массовые открытые онлайн-курсы — курсы с интерактивным участием и открытым доступом в сети Интернет; научный потенциал ведущих университетов России, опыт работы уже существующих онлайн-платформ и бизнес-проектов. Проектом предусмотрено, что в 20/7 г онлайн-обучение пройдут не менее /40 тыс. обучающихся, а к концу 2025 г. — более 11 млн [7].

Реализация приоритетного проекта в области образования «Современная цифровая образовательная среда в РФ» предусматривает ряд ключевых направлений, разработка которых идет параллельно:

1. Обеспечение нормативно-правовой базы, направленной на развитие онлайн-обучения, в частности, документы, фиксирующие статус онлайн-курсов как равноправных частей образовательных программ.

2. Создание информационного ресурса, открывающего доступ к онлайн-курсам по принципу одного окна и объединяющего целый ряд уже существующих платформ онлайн-обучения благодаря единой системе аутентификации пользователей.

3. Разработка к 2025 г. 3,5 тыс. онлайн-курсов по программам среднего общего, высшего и дополнительного образования с привлечением ведущих специалистов как из государственных структур, так и бизнес-сообщества.

4. Формирование системы экспертной и пользовательской оценки содержания онлайн-курсов. Ключевым элементом образовательного ресурса одного окна, создаваемого в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ», является модель многоступенчатой оценки качества содержания онлайн-курсов, которые должны соответствовать как техническим требованиям и законодательству нашей страны, так и отвечать определенным стандартам к содержанию. Речь идет о качестве и актуальности информации, а также эффективности образовательного процесса [7].

Такая оценка онлайн-курса позволяет увидеть ресурс со всех сторон. Это служит повышению конкуренции между платформами и разработчиками, стимулирует авторов к улучшению качества онлайн-курсов, обеспечивает доступ к достоверной информации об онлайн-курсах образовательным организациям и студентам, то есть обеспечивает виртуальную академическую мобильность, повышает доверие со стороны пользователей и образовательных организаций к онлайн-обучению в целом. Должны быть учтены и интересы людей с ограниченными возможностями здоровья.

5. Создание десяти региональных центров компетенций в области онлайн-обучения (РЦКОО). Работа РЦКОО ведется по следующим направлениям:

— мониторинг потребностей сотрудников образовательных организаций региона в повышении квалификации, профессиональной переподготовке, получении дополнительного образования в области производства, внедрения и сопровождения онлайн-курсов;

— разработка, апробация и внедрение технологий онлайн-обучения в образовательный процесс, обновление моделей, методов и приемов обучения;

— разработка уникальных онлайн-курсов непрерывного обучения всех участников образовательного процесса, а также поддержание высокой квалификации кадрового состава системы образования региона;

— обучение педагогических работников по программам повышения квалификации в области онлайн-обучения;

— повышение квалификации педагогических работников, ответственных за профессиональную ориентацию и работу с талантливыми детьми, с использованием онлайн-курсов;

— консультирование сотрудников образовательных организаций по созданию условий для реализации виртуальной академической мобильности, перезачета результатов онлайн-курсов в рамках основных образовательных программ;

— руководство разработкой онлайн-курсов с участием сотрудников, прошедших обучение по программам повышения квалификации;

— повышение информационной культуры всех участников образовательного процесса, общественное обсуждение и распространение практик успешного применения онлайн-курсов.

В результате конкурсного отбора, проведенного Министерством образования и науки РФ в 2017 г., исполнителями проекта стали команды десяти ведущих вузов страны.

6. Подготовка и обучение не менее 10 тыс. преподавателей и экспертов в области онлайн-обу-чения.

Конкурс Министерства образования и науки РФ по созданию онлайн-курсов повышения квалификации выиграли Московский физико-технический институт (МФТИ), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте (РАНХиГС) и Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ).

Во-первых, следует научить преподавателей самостоятельно создавать онлайн-курсы и симу-ляторы. Этот процесс достаточно сложен и предусматривает знания в части методического и технического проектирования, дизайна, видеопроизводства, умение работать с цифровым контентом. Созданием онлайн-курсов повышения квалификации в этой части занят МФТИ. Согласно условиям гранта, в ближайшее время должны быть созданы не менее пяти онлайн-курсов и подготовлены 500 сертифицированных педагогов-разработчиков.

Во-вторых, нужно уметь правильно и эффективно использовать онлайн-курсы в процессе обучения. 1 декабря 2017 г. УрФУ запустил первые восемь онлайн-курсов для специалистов в области онлайн-обучения. Они направлены на повышение уровня компетенций широкого круга профессионалов: от разработчиков и технических специалистов до профессорско-преподавательского состава и руководителей образовательных учреждений. Онлайн-курсы размещены на платформе OpenProfession. До конца 2018 г. будет разработано тридцать подобных онлайн-курсов, а общее число прошедших обучение составит не менее 1500 преподавателей и специалистов.

В-третьих, необходимо формировать экспертное сообщество, которое станет ключевым в проекте создания и функционирования ресурса одного окна, будет оценивать содержание онлайн-курса по единой методике, а также работать с инструментами ресурса (данными обезличенной статистики, учебной и психометрической аналитики), что является неотъемлемыми навыками эксперта в области онлайн-обучения. Объективная экспертная оценка служит повышению конкуренции между платформами и онлайн-курсами, стимулирует авторов к улучшению качества контента, обеспечивает доверие со стороны пользователей и образовательных организаций к онлайн-обра-зованию в целом. Созданием программы онлайн-курсов повышения квалификации в этом направлении заняты разработчики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте (РАНХиГС). Всего планируется создать 17 онлайн-курсов (из них 4 симулятора), и подготовить за 2017-2018 гг. не менее 650 специалистов.

В приоритетном проекте ключевыми понятиями являются «онлайн-обучение», «онлайн-курсы», «массовые открытые онлан-курсы» (МООК).

Общее название MOOC состоит из четырех отдельных терминов:

— massive (массовый): для проведения курсов требуется большое число участников;

— open (открытый): курс бесплатный, любой человек может присоединиться к нему; как правило, на этих курсах используются открытое программное обеспечение и бесплатные социальные сервисы Web 2.0;

— online (онлайн — электронный/дистанционный): материалы курсы и результаты совместной работы находятся в Интернете в открытом для всех участников доступе;

— course (курс): подразумевается, что он имеет соответствующую структуру, правила работы и общие цели, которые впоследствии для каждого участника могут трансформироваться [6].

Основная цель массовых открытых онлайн-курсов — обеспечение прямого доступа студентов к учебным материалам без необходимости поступления в образовательное учреждение, а также предоставление необходимых ресурсов в распоряжение педагогов для использования их в своих собственных профессиональных интересах [3].

Термин "МООС" появился в 2008 г в США, однако старт МООС дал созданный в 2011 г в Стэнфорде проект Coursera, который первоначально объединил открытые ресурсы трех крупнейших университетов США и менее чем за год стал лучшим образовательным сайтом 2012 г по версии журнала Time [4].

Основатели Coursera Эндрю Ын и Дафна Коллер построили свой проект на идеологии массового онлайн-обучения (с миру по курсу), позволив всем желающим прослушать онлайн-курсы лекций ведущих университетов мира бесплатно. Только за первые полгода работы на проект было зачислено около 1 млн слушателей, а в марте 2015 г. на Coursera зарегистрировано уже почти 12 млн пользователей (15 марта 2015 г. — 11 937 678 человек), которые имеют возможность обучаться на 984 курсах от 116 партнеров Coursera [9].

Уже в 2013 г. МООК стал системным вызовом для большинства стран с развитыми системами высшего образования. Мода на МООК приобрела широкую географию. Бесспорно, лидером являются США, имеющие более 15 МООК-площадок (Coursera, EdX, Udacity и др.) и миллионы обучающихся на них слушателей. Собственные МООК-платформы запустили в Германии (Iversity), Испании (Crypt4you). Великобритания ответила на вызов созданием альянса Futurelearn из 12 британских вузов, Евросоюз — созданием Open up Ed (11 университетов). В технологическую гонку включилась и Россия, запустив в 2013-2014 гг. академические образовательные проекты «Лекториум», «Универсариум» и др. Одновременно с этим несколько российских вузов, включая МФТИ, ВШЭ и СПбГУ, вышли на платформу Coursera, на которой до этого были представлены лишь курсы зарубежных университетов. Анализ российского рынка МООК размещен на сайте JSON.TV [6]. Широкое распространение МООК неизбежно ведет к формированию новой образовательной парадигмы с максимальным использованием дистанционных технологий и созданию единой транснациональной информационно-образовательной среды. Уже сегодня неоспоримо, что с момента запуска проекта Coursera невероятно выросла популярность электронного обучения. При этом растет и качество онлайн-курсов, непрерывно совершенствуются технологии, предлагая различные приложения и платформы, которые способствуют созданию универсальной виртуальной среды, удобной и для пользования, и для восприятия материала.

Значимость и надежность проектам МООК придает участие в них ведущих мировых университетов — Массачусетского технологического, Стенфорда, Гарварда и др. Стремительное появление проектов МООК вызвало достаточно противоречивые оценки — от резкого неприятия до восторженных приветствий МООК как нового образовательного формата, который заменит современные университеты [3; 8]. Однако, несмотря на неоднозначность суждений о МООК, три года активного распространения МООК показали сенсационные результаты по сбору аудитории в несколько десятков и даже тысяч человек. Реальностью стало обучение на открытых и доступных в силу своей бесплатности курсах ведущих мировых университетов, обеспечив развитие непрерывного обучения для миллионов людей на высоком профессиональном уровне, а также возможность за невысокую плату получить сертификат, сдав экзамен или выполнив итоговые задания.

В России активная реализация МООК началась в конце 2013 г., но особую роль сыграл 2014 г., совершился прорыв в обучающих курсах, стали функционировать десятки различных курсов на русском языке. Правда большинство из них не предназначено для реального выполнения. Дело в том, что такие курсы составлены разработчиками для анализа данных, соотношения про-

блем и рисков обучения, благодаря таким курсам разработчики повышают собственную конкурентоспособность в сфере онлайн-образования [4].

Стремительный рост популярности MOOK в последнее время обусловлен рядом причин. Во-первых, осознанием людьми ценности информации. Во-вторых, широкими возможностями доступа в Интернет. В-третьих, участие в MOOK позволяет получать знания, проверять их, а также консультироваться с преподавателем без потери времени. Нет необходимости уезжать в другой город или другую страну, для доступа к знаниям необходимо лишь желание учиться и устройство с доступом в Интернет.

Примерами самых известных платформ MOOK могут служить Coursera, EdX, Udacity. С 2012 г. они доминируют среди провайдеров онлайн-курсов. Проекты Udacity и Coursera были основаны с целью демократизации образования на базе курсов Стенфорда, проект EdX — на базе Массачусетского технологического института (МИТ) и Гарварда.

Особенности МООК связаны с принципами непрерывности и индивидуализации образования, с задачей популяризации современных научных идей, упакованных в доступную для понимания форму:

1 ) массовость — особенность заключается в неограниченности числа слушателей курса и ориентации на широкую аудиторию, для которой нужно «просто рассказать о сложном»;

2) открытость — дает возможность каждому желающему получить знания бесплатно, дистанционно, в удобное время и в удобном для слушателя месте;

3) цельность курсов — включает не просто фрагменты учебного материала, но и практические задания, коммуникативную составляющую, проверочные материалы;

4) возможность получить сертификат в случае успешного освоения курса [5].

Курсы в формате МООК предназначены для проведения интерактивного удаленного образовательного процесса, включающего тематически связанные лекции, проверочные задания и тесты, постоянное общение преподавателя и студентов на специализированой интернет-площадке, проведение финального экзамена для определения лучших студентов и дальнейшего взаимодействия с ними.

Много внимания в МООК уделяется сотрудничеству слушателей: через форумы, сообщества для общения онлайн, совместный просмотр лекций и т. д. Обязательным при обучении на открытых онлайн-курсах является график учебного курса.

Важно отметить, что в процессе обучения по МООК во всех проектах проводится большая исследовательская работа по анализу образовательного процесса. Это позволяет оценивать качество обучения и эффективность применяемых технологий, добиваться высокой результативности в основных целях МООК-проектов:

1) включение в систему глобального образования и работу со студентами всего мира;

2) повышение узнаваемости бренда вуза и его рейтинга;

3) использование МООС как эффективного маркетингового инструмента для привлечения талантливой и одаренной молодежи для обучения в университете;

4) повышение качества образовательных программ за счет получения обратной связи от широкой аудитории из разных регионов мира;

5) обеспечение доступности образования для граждан с ограниченными возможностями.

Что необходимо для реализации МООК? Во-первых, понимание сложности проектов МООК,

которые включают несколько этапов: разработку, режиссуру, видеопроизводство, публикацию, рекламную кампанию, техническое и методическое сопровождение курсов. Во-вторых, кадровое обеспечение. Для разработки и реализации МООК создаются команды из преподавателей, практиков, специалистов, мастеров интернет-продвижения, работников специализированных МООК-площадок и т. д. В-третьих, техническое и технологическое обеспечение проектов МООК — современная телевизионная студия или студия самозаписи, высокоскоростной Интернет, программное обеспечение. Наконец, финансовые ресурсы.

Таким образом, МООК реализует традиционный «поведенческий» (бихевиористический) подход в педагогике, или метод программированного обучения, основой которого выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков обучающимися за счет пошагового усвоения материла. Метод опирается, главным образом, на передачу информации, выполнение заданий и оценивание. МООК добавили к традиционным материалам возможность интерактивного общения студентов и преподавателей, поддержку сообществом ассистентов преподавателей, а также прием экзаменов в режиме онлайн.

К недостаткам массовых открытых онлайн-курсов можно отнести:

1) многочисленность участников курсов. Чтобы обеспечивать качественное образование всех студентов, пропорциональность студентов и преподавателей в учебных заведениях должна быть равной. При традиционном образовании преподаватель может выявить более слабых и/или сильных студентов, чтобы сосредоточиться и акцентировать свое внимание на первых или вторых. Однако система МООК это исключает, так как на онлайн-курсах участвует огромное число студентов, поработать с каждым эффективно не под силу ни одному педагогу, вследствие чего студенты учатся самостоятельно, сами по себе, то есть отсутствует индивидуальный подход преподавателя к студенту;

2) нет мотивации к обучению. Отсутствуют какие-либо санкции за неоконченное образование. Многие студенты начинают и бросают курсы из-за отсутствия мотивации. Если при традиционном обучении есть перспектива на получение трудоустройства, а также по окончании учебы выдается государственный диплом, то при дистанционном обучении нет трудоустройства, ты сам ищешь себе работу, и при окончании выдается только сертификат [l];

3) любопытство. 90 % всех зарегистрированных пользователей не заканчивают курсы, так как им всего лишь интересно узнать, что это за курсы, а в дальнейшем пропадает интерес, и они их бросают;

4) исключается возможность проведения практических и лабораторных работ, которые так необходимы для закрепления теоретического материала;

5) отсутствует контроль знаний у студентов. При опросах, тестах или на контрольных работах студент может воспользоваться любыми дополнительными материалами массового доступа, например Интернетом. К тому же сдать экзамен можно и не самостоятельно, если привлечь более знающего человека в этой отрасли;

6) сертификат окончания МООК не признается в российских образовательных учреждениях. В иностранных университетах хорошо знакомы с массовыми онлайн-курсами, но российским вузам такой способ обучения еще только предстоит узнать;

7) высокая стоимость создания МООК. Чтобы организовать курсы, необходимо привлечь лучших преподавателей, закупить оборудование для записи видеолекций, создать сайты и программное обеспечение для доступа студентов. Поэтому многие образовательные организации не смогут себе это позволить, понадобится государственная поддержка для реализации такой инициативы;

8) обучение на иностранном языке. Большинство курсов созданы на английском языке, однако небольшое число студентов в России владеют нужным уровнем знания языка. Все недостатки МООК вытекают один из другого и между собой связаны. Сегодня МООК является основной темой дискуссии на предмет дальнейшего развития образования России и мира в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2018 г. Министерство образования и науки Российской Федерации предложило возможные модели использования курсов МООК в российском образовании. Сформулируем на их основе принципы внедрения МООК в основные профессиональные образовательные программы.

Первая модель: использование в качестве дополнительного контента курсов в формате МООК, доступных на образовательных платформах. Курсы носят рекомендательный характер, могут быть предложены для самостоятельного изучения без требований к контролю результатов.

Вторая модель: использование открытых онлайн-курсов наряду с основными учебными программами (смешанное образование). Дополнение образовательных программ по основным учебным дисциплинам (модулям) курсами, доступными по проекту Министерства образования и науки РФ «Российская национальная платформа открытого образования», и собственными онлайн-курсами при их наличии. Эта модель уже предполагает коррекцию образовательных программ: включение в рабочие программы дисциплин (модулей) МООК для обязательного теоретического и практического изучения, а также учет результатов онлайн-обучения при промежуточной аттестации по дисциплинам.

Третья модель предполагает создание нормативной базы учреждения для перезачета результатов обучения, полученных при освоении онлайн-курсов вне образовательных программ (выбранных студентами самостоятельно).

Открытые онлайн-курсы при условии предъявления высоких требований к их качеству и процедурам оценки результатов обучения могут в будущем обеспечивать освоение части образовательных программ, при этом право выбора онлайн-курса или традиционного курса в вузе будет гарантировано студентам. Однако главным ограничителем на пути развития МООК становится сложившийся рынок труда, для которого сертификаты об окончании курсов в лучшем случае могут рассматриваться как дополнительный аргумент при выборе соискателя на рабочее место.

Работодателям нужен документ о получении формального образования, что делает перспективным использование МООК в дополнительном образовании взрослых. Такой подход в настоящее время апробирует Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ), с 2014 г. ведущий разработку МООК [8].

Для продвижения курсов ТГУ заключил соглашение с европейской МООС-платформой Iversity (www.iversity.org) и с российским проектом «Лекториум». В начале 2015 г завершилось обучение по первому онлайн-курсу «Зарисовки о Сибири. Город Томск», разработанному филологами ТГУ и направленному на изучение русского языка как иностранного на материале текстов о Томске и Томской области. География слушателей курса оказалась обширной: Великобритания, Германия, Нидерланды, Венгрия, Сербия, Польша, Китай, Болгария, Чешская Республика, Вьетнам, Индия, Тайвань, Казахстан, Монголия, Узбекистан, Украина, Россия. Анализ целевой аудитории показал, что большинство участников курса имеют образование и профессию. Это преимущественно молодые люди от 17 до 35 лет (55 %), имеющие (75 %) или получающие (18 %) высшее образование. Доля участников курса от 35 до 45 лет составила 25 %; от 45 до 55 лет — 12 % и старше 55 лет — 6 %. Все, кто по итогам курса набрал в сумме более 70 баллов из 100 возможных, получили сертификаты. 13 % записавшихся на курс слушателей успешно прошли обучение, а около 5 % окончили его с отличием (в США завершают обучение по МООК от 2 до 14 % слушателей [4]). Такая картина показала достаточно высокую мотивацию слушателей российских МООК (по данным проекта «Универсариум», число завершающих обучение составляет около 13 % от всех записавшихся на курс [4]) и возможность включать МООК в программы дополнительного профессионального образования (ДПО). Формат МООК можно интегрировать в дополнительную профессиональную программу, если после успешного обучения на МООК слушатель выбирает изучение дополнительных материалов очно или в системе дистанционного обучения (например, Moodle) и итоговую аттестацию, по результатам которой он имеет возможность получить удостоверение о повышении квалификации. После успешной сдачи итогового экзамена слушатель получает сертификат с логотипами и краткими текстами о платформе МООК, на которой проходило обучение, об университете, разработавшем МООК, а также с оценкой, полученной на экзамене, с подписью преподавателя, заверенный официальными печатями, удостоверяющими факт проверки личности и безопасные профессиональные условия проведения и обстоятельства сдачи экзамена. Объем и параметры МООК определяются образовательной программой (ДПО либо дополнительного образования детей и/или взрослых).

Рекомендованная длительность курса составляет 2-3 недели для программ дополнительного образования и 6-9 недель для программ ДПО при режиме занятий 8-12 академических часов в неделю в зависимости от сложности МООК. Количество модулей в курсе варьируется от 3 до 10. Длительность модуля составляет одну неделю. Последний модуль является итоговым для проведения экзамена или зачета и подведения итогов обучения.

Объем эффективного курса может составлять от 16 до 108 академических часов: лекции (2-18 часов), практические задания (2-18 часов), тесты (2-6 часов), консультации (2-12 часов), самостоятельная работа (8-54 часа).

Большие перспективы от использования МООК просматриваются в педагогическом образовании. Все больше и больше требований предъявляется к профессии педагога. Недавно был разработан профессиональный стандарт педагога, который начал действовать с 2015 г., то есть за короткое время необходимо подготовить большое число педагогов страны к реализации новых профессиональных стандартов. Конечно, во всех регионах страны действуют институты повышения квалификации педагогических работников, но везде ли найдутся компетентные специалисты, способные на высоком уровне организовать обучение педагогов по новым требованиям? Использование МООК позволило бы решить эту проблему. Такие курсы повышения квалификации, проведенные лучшими специалистами в области педагогики, психологии и методики обучения, безусловно, были бы востребованы. Однако многие педагоги не знакомы с дистанционными образовательными технологиями, могут испытывать сложности при обучении в МООК. Следовательно, велика вероятность того, что они не смогут пройти онлайн-курс до конца. Выходом из этой ситуации может служить следующая модель обучения: курсы проходят очно на базе регионального центра повышения квалификации, но преподаватель курса использует материалы МООК, обсуждает их и помогает слушателям организовать работу в онлайн-курсе, то есть по сути выполняет роль тьютора курса.

Массовые открытые онлайн-курсы — это новая и малоизученная форма обучения, она возникла в результате развития дистанционного обучения, совершенствования информационно-

коммуникационных технологий и движения к открытию образовательных ресурсов. Массовые открытые онлайн-курсы при участии ведущих университетов мира динамично развиваются в глобальном масштабе, расширяют доступ к образованию и обучению в течение всей жизни для людей со всего мира и оказывают существенное влияние на современную систему образования.

Сегодня использование открытых онлайн-курсов, в том числе на Национальной платформе открытого образования, сдерживается рядом факторов и обстоятельств. Одни из них — это недостаточная мотивация и информированность студентов вследствие:

— слабого знания того, что такое открытые онлайн-курсы, каковы условия обучения на них и что получают слушатели в результате. В частности, студентам неоткуда узнать, как засчитывают или не засчитывают МООК в своем и других вузах и колледжах города;

— отсутствия системы рекомендаций МООК со стороны преподавателей и других студентов своего или близкого вуза;

— отсутствия связи между освоенными МООК и электронными портфолио студентов в образовательной организации и т. п.

Таким образом, чтобы МООК внедрились полностью в систему образования, необходимо преодолеть языковой барьер, то есть студенты должны владеть одним общим языком. Также должны быть созданы такие курсы, которые бы удовлетворили интересы всемирной аудитории. Однако встает еще один не менее важный вопрос, связанный с качеством онлайн-обучения.

При всех перечисленных преимуществах и недостатках МООК такой способ получения образования должен совершенствоваться и пройти проверку временем.

Литература

1. Артеменко В. Б. Перспективы использования курсов в формате МООК в высшем образовании в России [Электронный ресурс] // Экономические науки. 2014. № 6 [37]. С. 66-67. URL: https://neseanch-jounnai.org/wp-content/ uploads/2015/07/6-3-37.pdf#page=66.

2. Волченко К. А., Шек Е. Е. MOOC [МООК] курсы как форма дистанционного обучения: преимущества и недостатки [Электронный ресурс]. URL: http://www.sciencefonum.nu/20l8/pdf/7.pdf.

3. Курсы МООК Томского государственного университета [Электронный ресурс]. URL: http://www.iektonium.tv/mooc.

4. Можаева Г. В. Массовые онлайн-курсы: новый вектор в развитии непрерывного образования // Открытое и дистанционное образование. 2015. № 2 [58]. С. 56-66.

5. Можаева Г. В. МООК - новые возможности для развития дополнительного профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2015. № 1 [15]. С. 5-9.

6. Рынок онлайн-образования в России и мире: сегмент массовых онлайн-курсов [Электронный ресурс]. URL: https://www. cnn.nu/news/detaii.php?ID=116005.

7. Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://neonusedu. nu/about.

8. Bai V., Mozhaeva G. Modenn tendencies in education development: expenience of National Reseanch Tomsk State Univensity in MOOC cneation // XII International Confenence «The Tnipie Helix and InnovationBased Economic Gnowth: New Fnontiens and Solutions», [Tomsk, Russia, Septemben 11-13, 2014]. Tomsk, 2014. P. 241-244.

9. Counsena [Электронный ресурс]. URL: https://www.counsena.ong/.

References

1. Antemenko V. B. Penspektivy ispoi'zovaniya kunsov v fonmate MOOK v vysshem obnazovanii v Rossii [Pnospects fon the use of counses in the fonmat of the IAC in highen education in Russia]. Economics, 2014, no. 6 [37], pp. 66-67. Available at: https:// neseanch-jounnai.ong/wp-content/upioads/2015/07/6-3-37.pdf#page=66. [In Russian].

2. Voichenko K. A., Shek E. Ye. MOOC [MOOK] kunsy kak fonma distancionnogo obucheniya: pneimushchestva i nedostatki [MOOC [MOOK] counses as a fonm of distance ieanning: advantages and disadvantages]. Available at: http://www.sciencefonum. nu/2018/pdf/7.pdf. [In Russian].

3. Kunsy MOOK Tomskogo gosudanstvennogo univensiteta [Counses of the Tomsk State Univensity]. Available at: http://www. iektonium.tv/mooc. [In Russian].

4. Mozhaeva G. V. Massovye oniajn-kunsy: novyj vekton v nazvitii nepnenyvnogo obnazovaniya [Mass online counses: a new vecton in the development of continuous education]. Open and Distance Education, 2015, no. 2 [58], pp. 56-66. [In Russian].

5. Mozhaeva G. V. MOOK - novye vozmozhnosti diya nazvitiya dopoinitei'nogo pnofessionai'nogo obnazovaniya [MOOK - new opportunities fon the development of additional pnofessionai education]. Suppiementany pnofessionai education in the countny and the wonid, 2015, no. 1 [15], pp. 5-9. [In Russian].

6. Rynok oniajn-obnazovaniya v Rossii i mine: segment massovyh oniajn-kunsov [The manket of online education in Russia and the wonid: a segment of mass online counses]. Available at: https://www.cnn.nu/news/detaii.php?ID=116005. [In Russian].

7. Sovnemennaya cifnovaya obnazovatei'naya sneda v Rossijskoj Fedenacii [Modenn digital educational envinonment in the Russian Fedenation]. Available at: http://neonusedu.nu/about. [In Russian].

8. Bai V., Mozhaeva G. Modenn tendencies in education development: expenience of National Reseanch Tomsk State Univensity in MOOC cneation // XII International Confenence "The Tnipie Helix and InnovationBased Economic Gnowth: New Fnontiens and Solutions", [Tomsk, Russia, Septemben 11-13, 2014]. Tomsk, 2014, pp. 241-244.

9. Counsena. Available at: https://www.counsena.ong/. [In Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.