Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2016. №1
Массовые открытые онлайн курсы и российская система образования
А. В. РыжЕнков, В. А. Длшковский, М. А. Винник (учебно-научный Музей землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова; ФГУП "Всероссийский институт авиационных материалов"; механико-математический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: [email protected])
В статье проведен анализ платформ массовых открытых онлайн курсов (МООК), выявлены недостатки и достоинства МООК. Предложен путь дальнейшего развития и совершенствования МООК. Рассмотрена роль учебного и научного кино в МООК. Предложена модель, схема организации системы онлайн образования с использованием массовых открытых онлайн курсов, при реализации которой можно устранить присущие массовым онлайн курсам недостатки: низкую социализацию и уровень личного контакта студентов и преподавателей, низкую мотивацию студентов и чрезмерную фрагментацию, раздробленность, несистемность обучения в рамках одной специальности. Обсуждена роль образовательных траекторий при построении программ дистанционного обучения и МООК в частности. Предложены способы построения образовательных траекторий с учетом индивидуальных особенностей и пожеланий обучающегося. Уделено внимание перспективным областям: геймификации и майнд-фитнесу. Сформулированы правила для построения онлайн образовательных систем с использованием МООК. Сформулированы основные правила по написанию учебного видео и предложена система отклика как для авторов курса, так и для слушателей с целью определения возможности улучшения видеокурса.
Ключевые слова: массовые открытые онлайн курсы, дистанционное образование, образовательная траектория, построение онлайн курса.
Введение
Существующие платформы МООК действуют в рамках англо-саксонской модели образования без учета моделей образования и образовательных традиций других стран . В статье будет предложена модель системы обучения с использованием МООК, устраняющая недостатки существующих систем МООК и более соответствующая Российской системе образования
Массовые открытые онлайн курсы (Massive open online courses) иногда могут называть мультимедиа онлайн (Multimedia online open courses) открытыми курсами, в большинстве случаев эти понятия эквивалентны и в данной работе между ними не делается различия . Для обозначения массовых онлайн открытых курсов применяют аббревиатуру МООК, или MOOC на английском языке . Массовые открытые онлайн курсы следует рассматривать как часть дистанционного образования
Одной из основных проблем в подобных курсах является низкая социализация и слабые контакты студентов и преподавателей между собой, в том числе и во время отклика на вопросы студентов . Здесь имеется ввиду прежде всего личное общение . Так же, при такой реализации не проработан алгоритм учета уровня базы знаний слушателей, что приводит к заинтересованности курсом только определенного сегмента слушателей, подходящих по ряду условий, отсутствие гибкости и последовательности учебного курса с максимальным использованием полученных знаний слушателей в очных школах
Появлению МООК способствовало развитие Интернета и технологий передачи данных Можно утверждать, что МООК начали появляться после того, когда скорость передачи данных в домашних и беспроводных сетях сделала возможным передачу потокового видео, общения в видеочатах, передачи видео в высоком разрешении . Видеолекции, учебное, научное и образовательное кино в настоящее время являются основным каналом передачи учебной информации в МООК и составляют ядро подобного учебного курса
В России самостоятельный проект по массовым онлайн открытым курсам реализует Московский государственный университет имени М . В . Ломоносова, однако его проект находится на самой начальной стадии развития и на этом этапе представляет собой "копирование" моделей МООК, используемых ведущими образовательными платформами в мире — Coursera и edX .
Некоторые российские университеты, например МФТИ, Высшая школа экономики, Санкт-Петербургский государственный университет участвуют в проекте Coursera Те, кто разрабатывает и создает подобные открытые курсы, в значительной степени принадлежат к различным направлениям англосаксонской образовательной культуры . Это может поставить под угрозу образовательные культуры других стран, других частей мира Это наиболее ярко проявится в сложившихся научных школах постсоветского пространства . Профессор Ф . Альтбах считает, что глобализация уже привела к увеличению влияние академических центров, расположенных в странах с более развитой экономикой Развитие МООК будет в еще большей степени усиливать этот процесс, расширять доступ к имеющимся базам знаний путем использования новейших технологий
Скорее всего, МООК не приведут к исчезновению университетов Университеты являются базисом для МООК . Именно на основании научных достижений, педагогических достижений университета создаются подобные учебные курсы Однако сам процесс образования и рынок образовательных услуг МООК способны изменить очень значительно МООК представляет собой полноценное бесплатное обучение в рамках одного единичного курса по конкретной специальности . Доступность
и привлекательность МООК среди студентов и слушателей по всему миру в значительной мере обусловлена тем, что большое базовое образование можно разбить на кирпичики и слушать только тот курс, который непосредственно интересует студента От прочих форм дистанционного образования МООК отличаются, пожалуй, достаточно сильной обратной связью, процедурами идентификации личности студента, а также пусть и весьма ограниченной возможностью контактировать между студентами и преподавателями при личном общении в реальной жизни
Создание собственной системы МООК является вопросом национальной безопасности России и стран Евразийского пространства . Совершенно необходимо для независимости и устранения внешнеполитического воздействия Как пример можно привести факт закрытия доступа в 2013 г . к платформе Coursera в Иране, Судане и на Кубе [1].
Обзор литературы
Ниже приведен список существующих платформ МООК с краткими пояснениями
Крупнейшей платформой для мультимедиа онлайн открытых курсов является Coursera, основанная в апреле 2012 г. Сейчас у нее более 13 млн студентов, финансируется она венчурными фондами Наиболее популярна среди стран юго-восточной Азии: Сингапур, Тайвань, Гонконг . Очень популярна также среди англоязычных стран: США, Канада, Ирландия, Австралия [2]
edX — некоммерческая платформа, основана в MIT в мае 2012 г . совместно с университетом Беркли, Гарвардским университетом . В марте 2014 г. насчитывала больше двух млн студентов . Средний возраст студентов 26 лет [3].
Udasity — проект, специализирующийся на IT-тематике . Является частным [4]
Iversity — немецкий проект, стартовавший в 2013 г. , реализуется для Германии и стран Евросоюза [5].
Европейские образовательные платформы:
• Futurelearn стартовал в декабре 2012 г . в Великобритании [6].
• OpenupEd — платформа, разрабатываемая 11 странами Евросоюза [7].
Профессор Ф . Альтбах считает, что глобализация уже привела к увеличению влияния академических центров, расположенных в странах с более развитой экономикой . Развитие МООК будет в еще большей степени усиливать этот процесс, расширит доступ к имеющимся базам знаний путем использования новейших технологий . (Ф . Альтбах — директор центра по изучению международного высшего образования Бостонского колледжа, его статья называется "Массовые открытые онлайн курсы как проявление неоколониализма: кто контролирует
знания" [8, 9]). Подробный и тщательный анализ МООК по состоянию на середину 2014 г . дан в статье "Неленинский университет миллионов" в журнале "Эксперт" [10].
Обсуждение
Платформы МООК не предоставляют возможность получить целостное образование в рамках одной специальности . Имеющиеся модели включают в себя набор разрозненных курсов, несвязанных в единую систему . Человеку без значительного опыта в получении образования чрезвычайно сложно связать разрозненные курсы в полноценную программу получения конкретной специальности Недостатком МООК стоит отметить ложность построения программы обучения, образовательной траектории для тех студентов, которые только начинают обучение или не имеют достаточного академического опыта
Обучение по МООК отличается низкой социализацией и степенью личного общения студентов и преподавателей
Преимущества МООК заключаются в чрезвычайной гибкости обучения, независимости обучения от времени и местоположения для слушателей и преподавателей . Теоретическое число слушателей для МООК ничем не ограничено МООК может охватить все регионы и все население Земли . Образование в этом случае становится общедоступным .
К недостаткам также можно отнести низкую мотивацию и как следствие прохождение курса студентами только по формальным критериям
Известной проблемой в преподавании является проблема поддержания нижней планки Курс строится в соответствии с потребностями самых слабых слушателей . Так на мехмате МГУ растут слабые студенты, а сильным становится не интересно . Индивидуальное построение курса при помощи ссылок-тегов позволит решить эту проблему . Вопрос, связанный со ссылками тегами будет обсуждаться отдельно
МООК и обучающее видео
Чрезвычайно высокая информационная насыщенность обучающего видео заключается в передаче за очень короткий промежуток времени объема информации, недоступного при использовании других средств обучения [11] Как было сказано во введении, обучающее видео занимает центральное место в большинстве МООК и служит основным каналом передачи необходимой для обучения информации МООК предъявляют новые требования к научному и учебному кино и значительно повышают востребованность как подобного жанра кино, так и связанных с ним специалистов в будущем. Структура видеокурсов является открытой темой для дискуссий . Обучающее видео должно следовать за программой курса, а не само по себе формировать программу курса Видео лекции являются ведомой частью по отношению
к программе курса — ведущей части . Видео должно быть законченным и целостным в рамках одного пункта учебной программы курса . Продолжительность видео должна отвечать особенностям психики человека, возможностям восприятия информации и удержания внимания . Продолжительность фрагментов учебных видеолекций не должна быть слишком короткой или слишком большой .
Можно сформулировать набор требований для учебного видео:
1) контроль потока информации, недопущение информационных перегрузок;
2) речь лектора или диктора должна быть содержательной, по возможности лаконичной, доступной и выразительной речь должна иметь паузы, помогающие восприятию видеоряда или необходимые для лучшего понимания;
3) в видеоряд лекции могут быть добавлены вопросы и задания, помогающие в изучении темы . такие вопросы могут быть паузой с предложением пройти простой тест непосредственно во время паузы обучающего видео и с продолжением трансляции после его прохождения;
4) видео должны быть разделены на короткие сюжеты или подтемы в рамках одной темы;
5) использованием различных способов и приемов съемки можно добиться поддержания интереса, мотивации на постоянном уровне;
6) композиция кадра должна быть построена так, чтобы четко выделять главное;
7) создание системы мониторинга и сбора статистики по курсу .
Раскроем более подробно пункт 7 . Под системой мониторинга и сбора статистики мы подразумеваем простое представление основных показателей по курсу. Статистика прохождения тестов, время прослушивания, повторное прослушивание, точки в видео на которых чаще всего приостанавливали курс, регулярность посещения . Такие показатели могут являться расширенной обратной связью для автора курса . Они смогут подсказать, где находятся тяжелые темы, на какой минуте прекращают слушать курс, сегментировать аудиторию по возрасту и областям интересов В очных университетах лектор чувствует отклик публики и может в реальном времени изменить направление и вектор подачи материала, что сложно реализовать в модели МООК . Условно систему откликов можно разделить на активную и пассивную . Активная система откликов предполагает учет и обработку отзывов и мнений слушателей об учебном курсе или его фрагментах, пассивная система отклика — сбор статистической информации о просмотре видео, о продолжительности и частоте его просмотра как всеми слушателями так и каждым в отдельности, о качестве выполнения заданий и попытках, затраченных на выполнение заданий, о паузах и перерывах в просмотре лекций, чтении учебных материалов, выполнении заданий
МООК и образование в области естественных, технических и медицинских наук
Очень существенной трудностью в реализации МООК в сфере естественнонаучного, технического и медицинского образования является неразрывность такого образования с практическими занятиями, что в МООК реализовать полноценно не удастся . В данных сферах МООК способна заменить лишь теоретическую составляющую образования, без замены практических занятий Но даже в этом случае можно добиться сокращения времени на обучение для студентов, времени на подготовку к лекционным и семинарским занятиям для студентов и преподавателей
Майнд-фитнес
Майнд-фитнес — отдельное направление в образовании, тем не менее оно безусловно будет очень тесно связано с МООК и дистанционным образованием Майнд-фитнес направлен на тренировку скорости усвоения информации, а также на достижение продуктивных состояний сознания, в которых обучение проходит легко и очень результативно, успешно . Примерами майнд-фитнесса являются обучение техникам быстрого чтения, техника запоминания и тренировки памяти, техника тренировки внимания, сюда же можно отнести и геймификацию с ее крайне позитивным и продуктивным "состоянием потока" Впрочем, геймификация заслуживает отдельного рассмотрения Примером связанного с майнд-фитнесом проекта может быть Lumosity [12]. Можно привести в пример как аналогичный российский проект wikium . ги [13].
Геймификация
Геймификацией называют применение приемов, подходов, характерных для компьютерных игр, прикладного гейм-дизайна для областей и процессов, не связанных с компьютерными играми с целью привлечения потребителей и пользователей для решения прикладных задач, а также повышения их уровня мотивации и вовлеченности в процесс деятельности, в которой применяется геймификация [14-16]. Сфера образования — одна из самых перспективных областей для применения геймификации [17, 18].
Первый полноценный учебный курс по геймификации создал профессор Кевин Вербах из университета Пенсильвании [19] Однако применять геймификацию к образованию, образовательным процессам следует с большим вниманием к "внутренней мотивации" обучающихся, к их настоящим целям обучения, получения образования . При применении геймификации очень легко перейти всецело к "внешней мотивации", заключающейся в предельном виде в получении максимально высокого формального результата обучения за минимальный промежуток
времени . Образование с такой целью и по такой схеме не может быть полностью продуктивным, по своему качеству в этом случае оно будет уступать образованию, полученному по традиционной системе .
Применение интеллект-карт (mind map) в МООК и онлайн образовании Интеллект-карта, иначе называемая диаграмма связей, ассоциативная карта или карта мыслей — способ упорядочения, структуризации идей и концепций с использованием графических диаграмм [20, 21]. Построение интеллект-карт (необходимо детальное раскрытие и применение) может быть очень полезно при конструировании образовательной траектории для индивидуального обучения с использованием МООК, в частности для более полного и ясного осознания обучающимся целей обучения и получения образования
Энциклопедические проекты в интернете и МООК Интернет-энциклопедии могут быть составной частью МООК, играя существенную роль в обучении . Заслуживающим внимания проектом наряду с традиционными и известными энциклопедиями на движках вики является проект wikihow, предназначенный для передачи практических, прикладных знаний путем изображений, текста, инфографиче-ских инструкций [22]. Важной особенностью, присущей интернет энциклопедиям является наличие сложной системы перекрестных ссылок Применение такой системы к онлайн образованию, особенно к видео материалам, способно поднять существующие массовые открытые онлайн курсы на новый уровень
Возможный путь построения системы онлайн-образования Курс лекций представляет собой набор видеолекций, текстового методического материала, тестов, плановых встреч и экзаменационных работ Курс может содержать в себе набор лекций, связанных общей тематикой с упорядоченным расположением В курсе присутствует основная линия (базовый курс) и побочные линии, содержащие факультативный материал (определения, не включенные в основной курс, доказательства промежуточных утверждений, используемых в основном курсе, сторонние примеры и произвольный материал, полезный при изучении курса) В курс лекций могут быть включены плановые мероприятия, направленные на социализацию и взаимодействие слушателей . Плановые мероприятия стоит разделить на мероприятия обязательного в рамках курса и свободного прохождения Обязательные мероприятия организуются владельцем курса и являются неотъемлемой частью основного курса Мероприятия свободного прохождения можно расценивать как факультативные встречи, организатором которых может являться как владелец курса, так и произвольный слушатель курса
Обязательной составляющей основного курса является создание перекрестных ссылок в материале как видеолекций (внутри и вне курса) на части или целые лекции, так и обсуждение данной темы на имеющихся форумах и разделах библиотеки . Данное требование является обязательным и направлено на улучшение навигации и "кликабельно-сти" курса Данное требование является обязательным условием для построения индивидуального, динамического плана для слушателя, с дальнейшим переходом на автоматизированный интеллектуальный алгоритм построения индивидуального набора курсов . Еще одна возможность сделать курс более удобным для прослушивания — теги . Реализация при помощи тегов должна быть следующей На всем протяжении лекции создатель курса должен иметь возможность создавать ссылку на произвольный фрагмент видео как своего, так и произвольного на портале Список ссылок-тегов должен динамически меняться, в соответствии и информацией, подающейся в видео . При выборе в момент прослушивания курса тега, должно открыться еще одно окно, с приостановкой текущей лекции, в котором может находиться пояснение к используемому материалу или дополнительная информация Ранжирование тегов возможно с использованием различных цветов шрифта Так, красный может обозначать обязательное определение, введенное в курсе, синий — повторение материала из предыдущей лекции, зеленый — факультативную или познавательную информацию Такой подход позволит развить модель, реализованную в википедии, которая хорошо себя зарекомендовала
При реализации ссылок-тегов необходимо произвести ранжирование по уровню сложности, т е не стоит беспорядочно смешивать все определения . Ссылки-теги должны находиться в порядке изучаемого материала . Пример: если в лекции используется понятие сумма ряда, неопределённый интеграл и определённый интеграл, то ссылки-теги должны находиться в следующем порядке: 1 — сумма ряда, 2 — неопределенный интеграл и 3 — определенный интеграл . Конечно стоит понимать, что такое ранжирование весьма условно
Подход с использованием ссылок-тегов позволит формировать курсы произвольной сложности Т е для слушателя с большим запасом знаний в рамках курса не придётся тратить время на повторение изученного материала, в то же время для слушателей, слабо знакомых с материалом, такой подход позволит слушать курс без предварительной подготовки и с динамическим построением индивидуального плана .
По завершении курса может быть предусмотрен итоговый экзамен или проект, в зависимости от направленности курса Итоговый экзамен может проходить как в тестовой форме, так и интерактивной с использованием веб-камеры или личной встречи Так же возможна сертификация на основе промежуточных тестов С учетом ссылок-тегов
необходимо проработать минимальную линию, обязательную для прослушивания, на основе которой будет проходить аттестация .
Формирование "глобальной траектории" программы
Можно выделить два подхода в построении образовательной траектории программы: указание общих целей и указание конкретных целей . По мере заполнения контента будут возникать завершенные наборы программ, которые будут изменяться при участии экспертов по образовательным траекториям . Слушатель имеет возможность выбрать из нескольких вариантов учебных программ по одному курсу или одному предмету от нескольких образовательных организаций или экспертов В рамках одного учебного курса слушатель может обучаться по лекциям, лекционным курсам и фрагментам лекционных курсов нескольких организаций или экспертов . Законченная образовательная программа может быть представлена в виде графа . Ребром графа являются лекционные курсы, вершина — свидетельство завершения курса (см . рис . 1) . Курсы могут быть прослушаны в произвольное время, но свидетельство завершения программы может быть засчитано только при завершении промежуточных курсов . Схематическая структура образовательной программы приведена на рис . 2 . В данной диаграмме, круг с жирной границей представляет свидетельство прохождения курса, круг без границы — конкретные курсы, предоставленные различными авторами, но считающиеся равноценными в рамках данной программы Конечной целью слушателя является получение подтверждения по кружкам с жирной границей, с возможностью выбора кружков без границы .
Рис. 1. Упрощенное схематичное изображение процесса обучения в предлагаемой онлайн-образовательной системе
Рис. 2. Схематичная структура образовательной программы с учетом выбора из множества образовательных траекторий
Заключение
Предложенный на основе критического анализа и обзора существующих платформ МООК путь развития данной области образования способен решить основные проблемы МООК и помочь студентам в осуществлении учебной деятельности и ясном осознании и понимании целей обучения Предложена модель онлайн образования, учитывающая особенности российской системы образования
Правила и рекомендации для построения образовательной траектории и обучения по системам онлайн образования (в том числе и системам с сильной обратной связью и социализацией)
1 . Цель обучения меняется во время обучения по мере приобретения слушателем знаний и опыта
2 . Знания и опыт слушателей не эквивалентны друг другу как до начала обучения, как во время обучения, так и после его окончания
3 . Каждый слушатель имеет свою скорость восприятия информации, основанную на уровне его знаний и опыта
4. Мотивация слушателей снижается во время обучения . Без живого общения мотивация снижается быстрее
5 . Мотивацию можно изменять, используя методы мотивационной психологии и геймификацию
6 . Невозможно построить совершенный симулякр реальной практической деятельности и обучения . Не следует заменять практическую
составляющую обучения онлайн образованием Процесс обучения не должен становиться симулякром деятельности, работы человека по созданию новых знаний и изменению мира
7 . Используя мультимедиа-технологии, продуктивные состояния сознания, техники развития психических функций (майнд-фитнесс) можно изменять скорость усвоения информации слушателем и общее время, затраченное на обучение
Благодарность
Благодарим за помощь в подготовке статьи заместителя декана факультета педагогического образования МГУ имени М . В . Ломоносова Алексея Владиславовича Боровских .
Список литературы
1 . Collins K. US government forces Coursera to block course access in Iran, Cuba, Sudan (Wired UK). (URL: Wired co . uk 19. 04. 2014)
2. Coursera — проект в сфере массового онлайн-образования, основанный профессорами информатики Стэнфордского университета . (URL: http:// www. coursera, org 20. 08. 2015)
3 . EDx — платформа онлайн обучения с открытым исходным кодом, созданная Гарвардским университетом и Массачусетским технологическим институтом (МТИ). (URL: http://www.edx. org 20. 08.2015)
4. Udacity — частная образовательная организация, основанная Себастьяном Труном, Дэвидом Ставенсом (David Stavens) и Майклом Сокольски (Mike Sokolsky), с целью демократизации образования . (URL: http://www. udacity. com 20. 08.2015)
5 Iversity — независимый специализированный сайт — агрегаторы MOOC . (URL: http://iversity. org 20. 08. 2015)
6. FutureLearn — онлайн-платформа, предлагающая бесплатное обучение по курсам лидирующих мировых университетов и институтов культуры (URL: http://www. futurelearn . com 20.08. 2015)
7 . OpenupEd — первый общеевропейский проект в сфере онлайн-курсов МООС. (URL: http://www. openuped. ru 20. 08. 2015)
8. Altbach Ph.G. MOOCs as Neocolonialism: Who Controls Knowledge? // International Higher Education, № 75, Spring 2014, P. 5-7.
9 . Альтбах Ф. Дж. Массовые открытые онлайн-курсы как проявление неоколониализма: кто контролирует знания . // Международное высшее образование, No75, 2014, Международные темы, С 10-12
10 . Сараев В. Неленинский университет миллионов (URL: http://expert . ru/expert/2014/28/neleninskij-universitet-millionov/ 21.08. 2015)
11 . Гордиевских В. М., Петухов Д. В. Технические средства обучения: Учеб. пособие . Шадринск: ШГПИ, 2006. 152 с. , стр . 86-90.
12. Lumosity. com — проект по развитию способностей мозга с помощью специальных игр . (URL: http://www. lumosity. com 20. 08. 2015).
13 . Wikium — проект, который представляет из себя интерактивную веб-платформу с элементами социальной сети и игрового сайта . (URL: http:// wikium.ru/ 20. 08. 2015)
14. Popkin H. FarmVille invades the real world, MSNBC (June 1, 2010).
15. Stuart K. 3D games enter a new generation, London: The Observer (19 September 2010).
16 . MangalindanJP. Today in Tech: News around the Web, Fortune (October 1, 2010)
17 . Knewton The Gamification of Education . (URL: http://www. knewton . com/gamification-education/ 20. 08. 2015)
18 . Simone de Sousa Borges, Vinicius H . S. Durelli, Helena Macedo Reis, and Seiji Isotani (2014). A systematic mapping on gamification applied to education . Proceedings of the 29th Annual ACM Symposium on Applied Computing (SAC '14). pp. 216-222.
19 . "Gamification by Kevin Werbach" . University of Pennsylvania / Coursera . Retrieved March 26, 2013. (URL: https://www. coursera. org/course/gamification 20. 08. 2015)
20. Jörg Rech; Björn Decker; Eric Ras. State of the art in "Classic" PKM approaches and their problems // Emerging Technologies for Semantic Work Environments: Techniques, Methods, and Applications . Publisher: IGI Global, 2008 372 p
21 . Tony Buzan . Mind Maps at Work: How to Be the Best at Your Job and Still Have Time to Play Paperback, Thorsons, 2004 256 P
22. Часть wiki-сообщества (URL: http://ru. wikihow. com 20. 08. 2015)
Massive open online courses and Russian education system
A. V. Ryzhenkov, V. A. Dashkovsky, M. A. Vinnik
The analysis platforms massive public online courses (MOOC), identified the advantages and disadvantages MOOC. We propose a way of further development and improvement of MOOC. The role of educational and scientific films in MOOC. A model scheme of the system on-line education with the use of mass open online courses, the implementation of which it is possible to eliminate the inherent disadvantages of massive online courses: a low level of socialization and personal contact students and faculty, low student motivation and excessive fragmentation, fragmented, unsystematic nature of learning within one specialty. The role of educational trajectories in the construction of distance education programs and MOOC in particular. The methods of construction of educational trajectories based on individual characteristics and wishes of the student have been proposed. Attention is
given to promising areas: mind-fitness and gamefication. Formulate rules for building online educational systems with MOOC. The basic rules for writing an instructional video and the system as a response to the authors of the course, and for students to be able to improve the video course have been formulated.
Key words: massive open online courses, distance education, educational trajectory, build online courses.
Сведения об авторах
Рыженков Антон Владимирович — научный сотрудник, ФГУП "Всероссийский институт авиационных материалов". Тел. +7 910 267-36-81. E-mail: [email protected]
Дашковский Владимир Анатольевич — аспирант механико-математического факультета МГУ, аналитик ДАР ВТБ 24. Тел. +7 926 315-99-95. E-mail: [email protected]
Винник Михаил Анатольевич — ведущий научный сотрудник учебно-научного Музея землеведения МГУ, доктор педагогических наук. E-mail: [email protected]