УДК 378.14.014.13
Д.Д. Климентьев, В.В. Климентьева
Курский государственный университет
ОПТИМИЗАЦИЯ АКАДЕМИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ
В статье рассматриваются возможности интеграции в учебный процесс российского вуза массовых открытых онлайн-курсов в целях расширения выбора преподаваемых учебных дисциплин и, как результат, повышения эффективности классического высшего образования. Анализируются соответствующие теоретические аспекты, а также практический опыт пробного обучения, заключавшегося в индивидуальном и групповом прохождении студентами университета дистанционных курсов на платформе Coursera.
Ключевые слова: высшее образование, Болонский процесс, массовые открытые онлайн-курсы, Coursera, современные информационные и образовательные технологии.
Стремительно развивающееся высокотехнологичное информационное общество выдвигает все более высокие требования к современным специалистам, в которых ценятся самостоятельность, инициативность, нестандартное мышление и постоянное самосовершенствование. В этой связи национальные системы образования призваны «взрастить новое поколение лидеров, способных к многостороннему мышлению и реагированию на потребности быстро меняющихся рынков труда» [1, с. 5]. Присоединившись в 2003 году к Болон-скому процессу, Россия приняла на себя обязательство воплотить в жизнь его основные принципы. Хотя в целом российская система высшего профессионального образования, традиционно выгодно отличавшаяся фундаментальным характером образовательных программ, готова к коренной смене образовательных парадигм в духе Болонского процесса, время показало, что для нас это сложный и болезненный путь, связанный со значительными организационными, методологическими и финансовыми вызовами.
Наряду с диверсификацией и интернационализацией образования, международной академической мобильностью, взаимным признанием дипломов и усилением научной составляющей (особенно на уровне магистратуры), одна из самых сложных практических задач, стоящих перед российскими вузами, заключается в необходимости обеспечить студентам бакалавриата и магистратуры широкий выбор качественных учебных дисциплин, на основе которых для каждого студента должен составляться индивидуальный динамический учебный план и расписание (сравните английское выра-
жение take a course (буквально - «взять курс», «записаться на курс») и привычное нам «изучить/пройти/прослушать курс»). За исключением лишь небольшого количества ведущих университетов страны, эта задача не представляется возможной, прежде всего в силу необходимых для ее решения колоссальных финансовых затрат.
На наш взгляд, в значительной степени реальным выходом может быть предоставление студентам возможности расширять основную академическую программу каждого отдельно взятого вуза за счет массовых открытых он-лайн-курсов (МООК / massive open online courses), предлагающих высококачественный образовательный контент, доступный широкому кругу желающих. По определению Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, MOOK - это «электронные курсы (учебно-методические комплексы), включающие в себя видеолекции с субтитрами, текстовые конспекты лекций, домашние задания, тесты и итоговые экзамены» [2], создаваемые преподавателями ведущих университетов мира, опирающиеся на активное участие и взаимодействие студентов с преподавателями и между собой, обеспечивающие наличие каждому студенту персональной учебной среды и предлагающие возможность получения по завершению курса официального сертификата. Существенной особенностью МООК является то, что количество студентов, зарегистрированных на один курс, варьируется от нескольких сотен до десятков и сотен тысяч [там же].
Даже поверхностный обзор сети Интернет позволяет выявить более двадцати платформ, реализующих массовые открытые онлайн-курсы, самыми популярными из которых являются Coursera, Udacity, EdX, Udemy и Academic Earth.
В самом названии МООК заключаются их основные принципы и преимущества:
- массовость: только в одном проекте Coursera за 3 года с его запуска в 2011 году количество записавшихся на курсы учащихся превысило 7,5 миллионов человек (при этом количество записавшихся на один курс достигает 240 тыс. студентов) [3];
- открытость: единственное условие для обучения на МООК - это наличие доступа к компьютеру и сети Интернет;
- обучение в режиме онлайн, означающее полную независимость учащихся от их физического нахождения и временных поясов;
- независимые и самодостаточные курсы: обучение разбито на самостоятельные курсы, которые, в отличие от традиционного образования, можно брать отдельно, в любой последовательности и на гибких условиях, рассчитанных на максимальную доступность, ограничивающуюся практически только интеллектуальными способностями учащихся и их уровнем образования.
На настоящий момент дистанционная образовательная платформа Coursera предлагает 1340 курсов (многие из которых абсолютно бесплатны для гражданина любой страны) по всем отраслям знаний от 127 ведущих университетов из 25 стран мира (включая 6 российских вузов: МИФИ, МФТИ, ВШЭ, Санкт-Петербургский, Новосибирский и Томский государственные университеты) на различных языках мира, но преимущественно на английском языке [4].
Образовательный процесс дистанционных курсов Coursera (средняя продолжительность которых составляет от 4 до 8 недель) включает в себя следующие составляющие:
- введение и детальный понедельный учебный план с подробными рекомендациями прохождения курса;
- набор видеолекций длительностью от 5 до 20 минут (зачастую многие лекции оснащены встроенными экспресс-тестами для мгновенной проверки понимания учебного материала);
- дидактические материалы, предлагающие как обязательную основную, так и дополнительную литературу;
- еженедельные тесты, проверяющие знание лекций и необходимого материала для самостоятельного ознакомления;
- письменные работы в форме эссе, которые проверяются другими студентами (peer review) с четко прописанными критериями оценки;
- регулярные вебинары и сетевые форумы в режимах реального (online) и отсроченного (offline) времени для общения и обмена мнениями как с ведущими преподавателями курса и тьюторами, так и с другими студентами;
- (опционально, особенно в случае получения так называемого «защищенного» сертификата) завершающая аттестационная работа и/или экзамен.
Важно отметить, что в описании к каждому курсу всегда подробно оговаривается средний объем учебной недельной нагрузки (от 2 до 8 часов), в котором учитывается не только суммарная продолжительность видеолекций, но и предполагаемое время на самостоятельную работу.
В случае успешного окончания курса (не менее 75 % выполнения программы курса) студент получает электронный сертификат. При необходимости можно подтвердить его официальным бумажным сертификатом, заплатив за это около 50$.
Начиная с 2013 года на факультете иностранных языков Курского государственного университета проводится пробное обучение, в ходе которого студентам предлагается проходить дистанционные курсы на платформе Coursera. За время пробного обучения более 35 студентов бакалавриата и магистратуры факультета иностранных языков КГУ успешно прошли такие
курсы, как (при этом некоторые студенты прошли по 2 и более курса): Foundations of Virtual Instruction, History and Future of (Mostly) Higher Education, Shaping the Way We Teach English: Paths to Success in ELT, Teaching Character and Creating Positive Classrooms, Learning How to Learn: Powerful mental tools to help you master tough subjects, The Bilingual Brain, Critical Thinking in Global Challenges, Philosophy and the Sciences, Moralities of everyday life, The American South: Its Stories, Music, and Art, Public Economics, How Things Work, The Horse Course: Introduction to Basic Care and Management, The Warhol и др.
В процессе работы над курсами студенты устраивают презентации своих курсов для однокурсников, пишут эссе, активно обсуждают как тематику курсов, так и технологию дистанционного обучения, способы освоения материала и контроля и т.д. Если сначала студенты преимущественно выбирали курсы по любой тематике, то постепенно отдельные преподаватели стали организовывать прохождение курсов в рамках учебных групп по тематикам, связанным с дисциплинами учебного плана. В частности, наиболее популярным (15 студентов) стал курс по методике преподавания иностранных языков Shaping the Way We Teach English 2: Paths to Success in ELT, разработанный преподавателями Университета штата Орегон (США).
В целом промежуточные результаты пробного обучения (оно пока находится в активной стадии) оставляют у преподавателей и студентов однозначно положительные впечатления и отзывы. Проводимое наблюдение и анкетирование позволило нам выявить следующие преимущества такой, пусть пока и неофициальной (т.е. не отражающейся в зачетной книжке студента), формы расширения основной академической программы университета:
- возможность бесплатно обучаться в ведущих университетах мира;
- большое разнообразие курсов, их практическая направленность;
- доступность неординарных и увлекательных курсов, обычно не встречающихся в университетских академических программах;
- небольшая продолжительность курсов;
- справедливая и непредвзятая оценка своей успеваемости;
- отсутствие необходимой предварительной специальной подготовки для обучения на большинстве курсов;
- удобный и гибкий режим работы;
- акцент на поддержание высоких этических требований в образовании;
- возможность повысить свой уровень владения иностранным языком в естественной ситуации профессионального устного и письменного общения;
- высокая культурная и социальная ценность совместной работы участников курсов (преподавателей и студентов), представляющих разные страны, менталитеты и образовательные системы;
- возможность использовать МООК для реализации своего самообразования и саморазвития в течение всей жизни.
Особо стоит отметить ценность такого вида учебной деятельности, как проверка письменных работ однокурсниками (peer review). С одной стороны, значительно снимается нагрузка на преподавателя. Но, и что гораздо важнее, при условии грамотной организации такого вида работы (подробные критерии оценивания, специальные занятия с преподавателем по технологии проверки, совместный со студентами разбор нескольких работ и т.д.) знакомство с различными мнениями по изучаемой проблеме расширяет кругозор, а процесс проверки чужих работ способствует более глубокому пониманию темы. Студенты приобретают чрезвычайно необходимые (особенно в педагогических специальностях, но не только) компетенции, умения рефлексии, самоконтроля и объективного оценивания, а также развивают в себе важные качества ответственности, внимательности и скрупулезности.
Наряду с явными достоинствами работы с МООК, участники пробного обучения также отметили ряд трудностей, а именно:
- опора в большой степени на внутреннюю мотивацию в обучении, самодисциплину;
- трудности в планировании своей работы (особенно в условиях проведения онлайн-вебинаров в различных временных поясах);
- иногда недостаточный объем лекционного материала и практических занятий для овладения необходимыми знаниями и умениями;
- необходимость достаточно объемных обязательных текстов для самостоятельного чтения, что традиционно вызывает трудности у российских студентов;
- дополнительное время, требуемое на освоение сложных иноязычных терминов;
- для студентов, плохо владеющих английским языком, - относительно невысокий процент русскоязычных курсов (даже с учетом перевода волонтерам иноязычных лекций на русский язык).
Несмотря на указанные трудности, проведенный опрос студентов однозначно указывает на обоснованность и целесообразность обучения в рамках массовых открытых онлайн-курсов как нового способа расширения и углубления общего и профессионального высшего образования. Практически все преподаватели и студенты факультета иностранных языков КГУ, успешно прошедшие МООК на платформе Coursera, высказывали пожелание рассмотреть возможность руководством своего университета официального призна-
ния полученных сертификатов. Безусловно, это непростой вопрос, но его стоит решать. Возможно, в структуре университетов могут создаваться комиссии по своеобразной аккредитации курсов МООК на предмет их соответствия требованиям как национальных, так и международных образовательных стандартов. Но, по-видимому, в этом и заключается дорога к взаимному признанию дипломов, учитывая постоянно возрастающий вес дистанционного образования. Мы уверены, что МООК не только представляют собой перспективную площадку дополнительного самообразования и повышения квалификации, но и несут в себе реальный потенциал повышения эффективности классического высшего образования и повышения его статуса в современном мире.
В заключение хотелось бы напомнить слова современного голландского педагога-инноватора и предпринимателя Мориса Де Хонда о том, что «ребенка, приходящего сегодня в школу, необходимо готовить к жизни в 2030 году и далее, когда мир станет еще более цифровым. Но большинство школ готовят своих учащихся к вчерашнему миру», технологиями вчерашнего дня [цит. по: 5, с. 134]. Будут ли наши выпускники школы и вуза успешными и востребованными на рынке труда современного информационного общества, зависит от того, пойдем ли мы по более простому (но чрезвычайно дорогому и при этом тупиковому) пути механического комбинирования старых образовательных моделей и новых информационных технологий или же сможем уже сейчас реально изменить подход к образованию, грамотно используя современные достижения информационного общества.
Список литературы
1. Лиссабонская декларация «Университеты Европы после 2010 года: многообразие при единстве целей» [Электронный ресурс]. - URL: http://docplayer.ru/305617-Lissabonskaya-deklaraciya-universitety-evropy-posle-2010-goda-mnogoobrazie-pri-edinstve-celey.html (дата обращения: 19.09.2015).
2. Массовые открытые онлайн-курсы [Электронный ресурс] // Информационный портал Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. - URL: http://ru.iite.unesco.org/oer_and_digital_pedagogy/oer/ online_courses/ (дата обращения: 19.09.2015).
3. Bates T. What is a MOOC? // Online Learning and Distance Education Resourses, 2014. - URL: http://www.tonybates.ca/2014/10/12/what-is-a-mooc/ (дата обращения: 20.09.2015).
4. Интернет-портал международного проекта массовых открытых онлайн курсов Coursera [Электронный ресурс]. - URL: https://www.coursera.org (дата обращения: 20.09.2015).
5. Lowery A., Hayes W. The Heart and Mind in Teaching: Pedagogical Styles through the Ages. - Rowman & Littlefield Publishers, 2014.
Получено 23.11.2015
D.D. Klimentyev, V.V. Klimentyeva
OPTIMIZATION OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION ACADEMIC PROGRAMS BY MEANS OF MASSIVE OPEN ONLINE COURSES
The paper discusses opportunities of massive open online courses integration into the academic process of Russian universities in order to expand the choice of academic disciplines and, consequently, raise the efficiency of traditional higher education. The authors analyze relevant theoretical aspects as well as experimental teaching involving university students' individual and group work in Coursera.
Key words: higher education, Bologna Process, massive open online courses, Coursera, modern information and education technologies.