Научная статья на тему 'Совершенствование общекультурной компетентности студентов вузов с помощью массовых открытых онлайн курсов'

Совершенствование общекультурной компетентности студентов вузов с помощью массовых открытых онлайн курсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
721
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН КУРСЫ / МООК / САМООБРАЗОВАНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЛАТФОРМЫ МООК / УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ / MASS OPEN ONLINE COURSES / MOOCS / DIY EDUCATION / MASTERING / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / MOOC PLATFORMS / LEARNING SKILLS / LINGUISTIC SKILLS / EXTRACURRICULAR UNIVERSITY STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ревич Изабелла Борисовна

В статье рассматриваются массовые открытые онлайн курсы, получившие распространение за последние годы. Созданные ведущими мировыми университетами и университетскими сообществами, МООК предоставляют широкие возможности для самообразования и совершенствования общекультурной компетентности студентов. Приведены примеры платформ, на которых созданы МООК; перечислены учебные и лингвистические навыки, необходимые для внеаудиторного изучения МООК в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mastering General Cultural Competence of University students with the help of MOOCs

The article examines massive open online courses which have recently become widespread. Developed by the leading world universities and university partnerships, MOOCs provide exciting opportunities for DIY education and mastering general cultural competence of students. Examples of MOOC platforms are offered; learning skills and linguistic skills necessary for studying MOOCs in the extracurricular university studies are listed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование общекультурной компетентности студентов вузов с помощью массовых открытых онлайн курсов»

УДК 81'243:81'33:81'372.881

И.Б.Ревич

Совершенствование общекультурной компетентности студентов вузов с помощью массовых открытых онлайн курсов

В статье рассматриваются массовые открытые онлайн курсы, получившие распространение за последние годы. Созданные ведущими мировыми университетами и университетскими сообществами, МООК предоставляют широкие возможности для самообразования и совершенствования общекультурной компетентности студентов. Приведены примеры платформ, на которых созданы МООК; перечислены учебные и лингвистические навыки, необходимые для внеаудиторного изучения МООК в вузе.

Ключевые слова: массовые открытые онлайн курсы, МООК, самообразование, совершенствование, общекультурная компетентность, платформы МООК, учебные навыки, лингвистические навыки, внеаудиторная работа в вузе

Isabella B. Revitch

Mastering General Cultural Competence of University students with the help of MOOCs

The article examines massive open online courses which have recently become widespread. Developed by the leading world universities and university partnerships, MOOCs provide exciting opportunities for DIY education and mastering general cultural competence of students. Examples of MOOC platforms are offered; learning skills and linguistic skills necessary for studying MOOCs in the extracurricular university studies are listed.

Keywords: mass open online courses, MOOCs, DIY education, mastering, general cultural competence, MOOC platforms, learning skills, linguistic skills, extracurricular university studies

Массовые открытые онлайн курсы (MOOC) возникли как продолжение отдельных открытых образовательных ресурсов, которые c начала 2000-х гг. размещают в сети Интернет ведущие университеты и бизнес-школы. Так, в 2002 г. Массачусет-ский технологический институт в рамках проекта MIT OpenCourseware разместил в свободном доступе материалы всех курсов университета, на которые подписались миллионы студентов по всему миру. В 2008 г. Дэвид Кормьер, специалист по веб-коммуникациям и инновационным технологиям университета Острова Принца Эдуарда (UPEI) в Шарлоттауне, Канада, ввел в оборот термин МООК (MOOC) и определил МООК как «открытое, коллективное, распределенное, непрерывное сетевое обучение» [5].

МООК имеют ряд отличительных характеристик: они включают видеолекции со встроенными презентациями и интерактивными заданиями, имеющими проектный и исследовательский характер, совместные проекты обучающихся, взаимное оценивание работ участниками курса (peer assessment), интерактивное взаимодей-

ствие студентов и преподавателей и студентов между собой через форумы и иные формы общения [8].

Открытый характер курсов, их доступность для любых пользователей, имеющих доступ в сеть Интернет, отсутствие формальных требований к поступающим, большой диапазон предлагаемых дисциплин и тем, разнообразие источников и методов индивидуальной и коллективной работы, бесплатность (во многих случаях -возможность получения платного сертификата), привлекают к массовым открытым онлайн курсам большое количество участников по всему миру.

Один из самых крупных проектов массовых открытых онлайн курсов - Coursera (https: // www. coursera. org / #courses) - создали профессора Стэнфордского университета Эндрю Нг (Andrew Ng) и Дафни Коллер (Daphne Koller). Как указывается авторами ресурса, в настоящее время в программе участвуют представители тридцати пяти университетов, в том числе Принстонского, Стэнфордского, Эдинбургского, Йельского, а также университета Дьюка и других. Студентам предлагается около двухсот различных курсов. Проект был запущен в начале 2012 г., в августе был зарегистрирован первый миллион пользователей из 196 стран. Как указывает С. Л. Тимкин, 42 % слушателей составляют женщины, 57 % - мужчины. После США, наибольшее количество участников из Бразилии, Индии, Великобритании, Китая и Канады. Россия представлена 2,42 % от общего количества (7 место в рейтинге) [3].

Специалисты из крупнейшего университета дистанционного обучения Великобритании - Открытого университета (Open University) - разработали в 2012 г. платформу МООК FutureLearn (www. futurelearn. com), насчитывавшую в 2013 г. двадцать шесть университетов-партнеров, в числе которых Королевский колледж Лондона, университет Глазго, Ланкастерский университет, а также Британский музей, Британский Совет и Британская библиотека . Платформа МООК Iversity (www. iversity. org)была создана в октябре 2013 г. в Берлинском университете им. Гумбольдта и предлагает двадцать четыре курса (более ста тысяч пользователей). Платформа EdX (http: // www. edx. org) была создана учеными Гарвардского университета и Массачусетского технологического института, а в настоящее время является совместным проектом двадцати девяти вузов с общим числом студентов МООК 1,6 млн. (2013 г.). Платформа Udacity (https: // www. udacity. com) также создана в Стэн-фордском университете и предлагает курсы по компьютерным технологиям и программированию. В настоящее время созданы и функционируют свыше десяти платформ, предлагающих массовые открытые онлайн курсы различного уровня по разнообразным дисциплинам и специальностям. Основной язык обучения - английский. Например, на Coursera из 593 предлагаемых в настоящее время курсов 520 на английском языке, 44 - на китайском, 21 - на французском, по 13 - на русском и испанском языках, 2 - на немецком, по одному на итальянском и японском языках.

В России МООК разработаны НИУ «Высшая школа экономики»(12 курсов) (https: // www. coursera. org / hse) Московским физико-техническим институтом (2

Kypca)(https: // www. coursera. org / mipt) и Санкт-Петербургским государственным университетом («Введение в биоинформатику: информатика в биологии и медици-He»)(https: // www. coursera. org / spbu). Некоторые курсы предлагаются студентам на английском языке - например, курсы НИУ ВШЭ «Understanding Russians: Contexts of Intercultural Communication» («Понимание русских в контексте межкультурного общения», начнется в апреле 2014 г.) (https: // www. coursera. org / course / russians), «Introduction to Neuroeconomics: how the brain makes decisions» («Введение в нейроэкономику: как мозг принимает решения»), запланирован на июнь 2014 г. (https: // www. coursera. org / course / neuroec).

В настоящее время опыт участия в МООК студентов российских вузов изучен недостаточно, поэтому сложно судить о том, смогут ли эти дистанционные курсы конкурировать с традиционными курсами университетов, отвечающими требованиям государственных стандартов. Но мы предполагаем, что их можно использовать для совершенствования общекультурной компетентности студентов в рамках образовательного процесса вуза.

Педагогический словарь определяет общекультурную компетентность как «уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции» [2], выделяя ее ценностно-ориентационный компонент. Федеральный государственный образовательный стандартов высшего профессионального образования предъявляет определенные требования к результатам освоения основных образовательных программ. Так, выпускник бакалавриата должен обладать определенными общекультурными компетенциями (ОК), в числе которых способность совершенствовать и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; воспринимать и анализировать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения, использовать для решения творческих задач современные технические средства и информационные технологии; способность к постоянному саморазвитию, личностной и предметной рефлексии, к критическому мышлению; способность осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, в том числе, на иностранном языке [4].

Как решить поставленные задачи в ходе освоения МООК? Какие общеучебные и лингвистические навыки необходимы для этого?

Для самостоятельной работы с МООК студентам нужно владеть английским языком / языком обучения на рабочем уровне (по требованиям ряда курсов - это уровень не ниже Intermediate), иметь навыки чтения с извлечением информации, аннотирования текстов, аудирования иноязычных аудио и видеоматериалов, навыки академического письма (так как в ходе курса студентам необходимо писать эссе). Сетевой характер обучения предполагает умение писать комментарии в форумах и блогах, совместно с другими участниками работать над проектами по изучаемым вопросам, выполнять онлайн-тестирование и оценивание работ других

участников, знать и соблюдать правила сетевого этикета. Также необходимо владеть компьютерными технологиями для создания своих проектов (в ходе некоторых курсов - аудиозаписей и видеоклипов), а для успешного выполнения подобных заданий важно знание и соблюдение законов об авторских правах.

Список МООК, которые можно использовать для совершенствования общекультурной компетентности, неуклонно растет. Интересно отметить, что на веб-платформах, на которых размещены данные курсы, их названия и аннотации приведены на русском языке для привлечения студентов из России. Какие курсы можно предложить для самостоятельной работы студентам вузов?

- Introduction to Global Sociology (Введение в глобальную социологию (https: // www. edx. org / course / wellesleyx / wellesleyx-soc108x-introduction-

global-830)

- Understanding Modern Business and Organisations (Понимание современного бизнеса и организаций

(https: // www. futurelearn. com / courses / understanding-modern-business-and-organisations)

- Фэнтези и научная фантастика: человеческий разум, современный мир (https: // www. coursera. org / course / fantasysf)

- Learn about the European Union (Понимание Европейского Союза) (https: // www. coursera. org / course / europe)

- Understanding Russians: contexts of intercultural communication (Понимание русских в контексте межкультурного общения)

(https: // www. coursera. org / course / russians)

- Введение в ораторское искусство

(https: // www. coursera. org / course / publicspeak)

- Философия и науки (https: // www. coursera. org / course / philsci)

- Комиксы и графические романы

(https: // www. coursera. org / course / comics)

- Искусство и деятельность: интерактивные стратегии для занятий искусством (https: // www. coursera. org / course / activelearningart)

По данным одного из крупнейших центров дистанционного образования - Открытого университета Великобритании (Open University) - только 7 % участников, записавшихся на МООК, успешно их заканчивают [7]. Но при наличии сильной мотивации, хорошо развитых учебных навыков,уверенного знания компьютерных технологий, правильного распределения времени, а также знания языка обучения на уровне, достаточном для решения учебных и практических задач, студент может выстроить личный образовательный маршрут и достичь поставленных целей.

Изучая курсы, предлагаемые платформами МООК, обучающиеся используют иностранный язык как инструмент для развития интегративных навыков, которые,

в свою очередь, необходимы для совершенствования общекультурной компетентности.

Например, в процессе изучения курса «История и будущее высшего образования», проводимого университетом Дьюка (США) на платформе Coursera, участники работают с мини-видеолекциями (с возможностью подключения титров на английском языке), выполняют тесты по их содержанию, пишут и оценивают по заданным критериям эссе других участников курса, принимают участие в обсуждениях на форумах.

Участники непосредственно формируют контент курса в форме вики - вебсайтов, содержание и структуру которых могут менять все пользователи: например, одно из заданий, рассчитанное на коллективное участие, предполагает создание вики об основных этапах развития высшего образования в различных странах. Также пользователям доступны инструменты онлайн-аннотирования статей, комментирования блогов с использованием Твиттера - сервиса для обмена короткими (до 140 знаков) сообщениями.

Дистанционные занятия дополняются возможностью в течение заранее установленного времени связаться с ведущим профессором через форумы на вебсайте курса и виртуально присутствовать на «живых» семинарах. Так как темой курса является история и будущее высшего образования, проектная работа направлена на разработку концепции университетов будущего на основе одной из трех предлагаемых моделей.

Следует отметить, что на данном курсе, проходящем в настоящее время, обучаются, в основном, люди, уже имеющие академическую степень - 22 % бакалавры, 43 % - магистры, и только 4 % участников - в стадии обучения в колледже. Более того, согласно данным об участниках курса, 48 % имеют значительный опыт в области высшего образования. Данный курс не является характерным для студентов бакалавриата, но он имеет черты, присущие массовым открытым онлайн курсам в целом, а именно: большое количество участников; наибольшая активность участников курса происходит за пределами основного сайта, например, в личных блогах, социальных сетях; после окончания курса информация остается в сети и продолжает распространяться и дополняться его участниками; роль преподавателя меняется, он выступает как коллега или посредник и, в основном, выполняет функции ориентации слушателей в выборе информации; существует несколько видов участия в курсе - активный участник дискуссий и наблюдатель (читатель); для работы в таких курсах слушателю нужно иметь высокий уровень мотивации и самоконтроля [1].

Перед запуском своего авторского курса «История и будущее высшего образования» в январе 2014 г. профессор университета Дьюка Кэти Дэвидсон заявила: «Это не МООК, это - движение!» [6]. Самостоятельная работа студентов с массовы-

ми открытыми онлайн курсами позволит на практике проверить, насколько эффективно можно их использовать в образовательном процессе вуза.

Литература

1. Бугайчук, К. Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы / К. Л. Бугайчук // Высшее образование в России. - 2013. - № 2. - С. 150-151.

2. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. - Москва: Академия, 2003. - 173 с.

3. Тимкин С. Л. Coursera - лидер движения массовых открытых онлайн-курсов (МООС) / С. Л. Тимкин // Омский государственный университет: [сайт]. - Электрон. дан. - [Омск, 2013]. -Режим доступа: http: // omsu. ru / page. php?id=4132 (Дата обращения: 18. 01. 2014). - Загл. с экрана.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям бакалавриата. Культура и искусство [Электронный ресурс] / М-во образования и науки Рос. Федерации // Координац. совет учебно-метод. объединений и научно-метод. советов высшей школы: [портал ФГОС ВПО]. -Электрон. дан. [Б. м.]. - Режим доступа: http: // fgosvo. ru / fgosvpo / 7 / 6 / 1 / 7 (Дата обращения: 17. 01. 2014). Загл. с экрана.

5. Cormier, D. What is a MOOC? [Videorecording] / D. Cormier // YouTube: [site]. - Electronic data. - [S. l., 2010]. - Mode of access: http://www.youtube.com/watch?v=eW3gMGqcZQc. - Title from screen.

6. Davidson, C. It's not a MOOC, it's a Movement / Davidson C. // INSIDE HIGHER ED: [site]. -Electronic data. - [S. l., 2013-2014]. - Mode of access: http: // www. insidehighered. com / blogs / higher-ed-beta / its-not-mooc-its-movement . Title from screen.

7. Parr, C. Mooc completion rates «below 7 %» / C. Parr // Times Higher Education (THE): [site]. -Electronic data. - [S. l., 2013]. - Mode of access: http: // www. timeshighereducation. co. uk / news / mooc-completion-rates-below-7 Title from screen.

8. Platonov, V. MOOK - массовые открытые онлайн курсы: принять нельзя игнорировать / Valeriy Platonov // Academia. edu: [site]. - Electronic data. - Moscow, 2014. - Mode of access: https: // www. academia. edu / 4611978 / MOOK (Дата обращения: 17. 01. 2014). Title from screen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.