Научная статья на тему 'Перспективы развития дистанционного обучения в современной России'

Перспективы развития дистанционного обучения в современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1043
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-КУРСЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ONLINE COURSES / DISTANCE LEARNING / OPEN EDUCATION / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арутюнова А.Е., Лазаренко Л.А., Лаврентьева А.В.

В связи с динамичным развитием современного общества возникает потребность в инновационных подходах в сфере образования. В статье по ряду критериев проанализированы виртуальные платформы, существующие в России, а также представлен зарубежный опыт в сфере онлайн образования. С целью определения, насколько дистанционное образование востребовано среди непосредственных участников образовательного процесса сегодня, нами был проведен опрос в МО город Краснодар. Данные представлены в виде сравнительного анализа по трем категориям граждан. Был проведен SWOT-анализ, с целью выявления перспектив развития дистанционной формы обучения. Как показал проведенный нами опрос и SWOT-анализ массовые открытые онлайн курсы (МООК) могут служить дополнением к получению традиционного основного образования, но рано говорить о том, что онлайн-курсы в данный момент готовы прийти на смену привычной форме обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the development of distance learning in modern Russia

In connection with the dynamic development of modern society, a need arises for innovative approaches in the field of education. Based on a number of criteria, the article analyzes the virtual platforms that exist in Russia, and also presents foreign experience in the field of online education. In order to determine how far distance education is in demand among the direct participants in the educational process today, we conducted a survey in the city of Krasnodar. The data are presented in the form of a comparative analysis of three categories of citizens. A SWOT analysis was carried out in order to identify prospects for the development of distance learning. As our survey and SWOT analysis showed, mass open online courses (MOOCs) can complement traditional traditional education, but it’s too early to say that online courses are currently ready to replace the usual form of education.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития дистанционного обучения в современной России»

24. Misakov V.S., Herter I.K. Criteria and indicators of sustainable development of territories // Collected: Systemic crisis in the North Caucasus and the state strategy for the development of the macroregion materials of the All-Russian Scientific Conference. Executive Editor G.G. Matishov. - 2011 .-- S. 190-193.

25. Misakov V.S., Kovaleva I.N., Misakov A.V. Modeling the system of sustainable development of regional economic clusters. - Nalchik, 2014.

26. Misakov V.S., Rasumov V.Sh. The Formation of Priority Directions for Increasing Industrial Competitiveness of Processing Enterprises of the AIC // TerraEconomicus. - 2013. - T. 11. - No. 2-3. - S. 45-48.

27. Misakov V.S., Cherkesov S.Kh. Socio-economic consequences of the corruption of these relations in the regional economy // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2013. - No. 6-2 (56). - S. 176-181.

28. Forecast of scientific and technological development of Russia for the period until 2030 (approved by the Government of the Russian Federation 03.01.2014) // Garant.ru

29. Temrokova A.Kh., Misakov V.S. The current state and analysis of the organization of food industry enterprises in the agro-industrial complex of the Kabardino-Balkarian republic // Issues of Economics and Law. - 2012. - No. 44. - S. 56-60.

30. Navschlidt J. Innovations manadgement. - Munchen: Vahlen Verlag, 2010. - 357 p.

А.Е. Арутюнова - доцент кафедры государственного и муниципального управления, к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», aru-asya@yandex.ru,

A.E. Arutyunovа - associate professor Department of State and Municipal Management, Kuban State Technological University;

Л.А. Лазаренко - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», larisa_bulanova@mail.ru,

L.A. Lazarenko - candidate of psychological sciences, associate professor of the department of pedagogy and psychology, faculty of pedagogy, psychology and communication, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Kuban State University";

А.В. Лаврентьева - студентка Краснодарский кооперативный институт (филиал) «Российского университета кооперации», alek.lavr@mail.ru,

A. V. Lavrenteva - student, Krasnodar cooperative Institute (branch) of Russian University of cooperation.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF DISTANCE LEARNING IN MODERN RUSSIA

Аннотация. В связи с динамичным развитием современного общества возникает потребность в инновационных подходах в сфере образования. В статье по ряду критериев проанализированы виртуальные платформы, существующие в России, а также представлен зарубежный опыт в сфере онлайн образования.

С целью определения, насколько дистанционное образование востребовано среди непосредственных участников образовательного процесса сегодня, нами был проведен опрос в МО город Краснодар. Данные представлены в виде сравнительного анализа по трем категориям граждан. Был проведен SWOT-анализ, с целью выявления перспектив развития дистанционной формы обучения. Как показал проведенный нами опрос и SWOT-анализ массовые открытые онлайн курсы (МООК) могут служить дополнением к получению традиционного основного образования, но рано говорить о том, что онлайн-курсы в данный момент готовы прийти на смену привычной форме обучения.

Annotation. In connection with the dynamic development of modern society, a need arises for innovative approaches in the field of education. Based on a number of criteria, the article analyzes the virtual platforms that exist in Russia, and also presents foreign experience in the field of online education.

In order to determine how far distance education is in demand among the direct participants in the educational process today, we conducted a survey in the city of Krasnodar. The data are presented in the form of a comparative analysis of three categories of citizens. A SWOT analysis was carried out in order to identify prospects for the development of distance learning. As our survey and SWOT analysis showed, mass open online courses (MOOCs) can complement traditional traditional education, but it's too early to say that online courses are currently ready to replace the usual form of education.

Ключевые слова: онлайн-курсы, дистанционное обучение, открытое образование, развитие.

Keywords: online courses, distance learning, open education, development.

Современному обществу присуще динамичное развитие. В постоянно изменяющемся мире существует потребность в людях с творческим нестандартным мышлением, которые способны приспособиться к происходящим переменам. В связи с этим возникает потребность в инновационных подходах в сфере образования. Информатизация образования, главная задача которой заключается в создании единой информационно-образовательной среды, в условиях модернизации современной системы образования является приоритетом в достижении качества образования.

Одним из пунктов информационно-образовательной среды, в соответствии с требованиями ФГОС, является обеспечение дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогических работников, органов управления в сфере образования, в том числе, в рамках

дистанционного образования. Основная задача информационной образовательной среды заключается в создании виртуального образовательного пространства, то есть в «виртуализации» образования.

Под «виртуализацией» образования понимается не только дистантное телекоммуникационое обучение, но и сам процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов образования. Виртуализация образования выступает как процесс создания виртуального поля, виртуального образовательного пространства, обуславливающего взаимодействие субъектов, переносчиком которого являются коммуникации разного рода [2].

Для лучшего понимания принципа функционирования системы виртуального образования мы проанализировали одну из форм дистанционного обучения в России - массовые открытые онлайн курсы (МООК).

На данный момент в нашей стране существуют следующие виртуальные образовательные платформы: Лекториум, Универсариум, Национальная платформа открытого образования.

Анализ производился по принципу классификации на основе следующих критериев: принцип построения, взаимодействие обучающихся, цель обучения, тип доступа к материалам и численность контингента (таблица 1) [3].

Таблица 1 - Анализ критериев виртуальных образовательных платформ

Критерий, категория Образовательные платформы

Принцип построения

Традиционные курсы (основное значение имеет перенос курса практически без изменения формы: лекция заменяется на видео-лекцию, конспект - на текстовый документ, аудиторная контрольная - на онлайн-тест) Национальная платформа открытого образования

Курсы на основе новых педагогических подходов (они созданы для использования в формате онлайн-курсов и построены на использовании технологий сетевого обучения, электронных и интерактивных технологий, что делает невозможным создание офлайн-аналога курса) Лекториум, Универсариум

Взаимодействие обучающихся

Курсы без организованного взаимодействия обучающихся друг с другом (они не исключают общение обучающихся и обеспечивают его возможность на форуме курса, но взаимодействие обучающихся не является обязательным и не запланировано как элемент освоения курса) Национальная платформа открытого образования, Лекториум

Интерактивные онлайн-курсы (предполагают самостоятельное обучение с акцентом на социальное взаимодействие, обеспечивающее поддержку обучения в рамках вспомогательного учебного сообщества, где слушатели активно общаются, сотрудничают, оказывают помощь и оценивают учебные достижения друг друга) Универсариум

Цель обучения

Образовательные курсы (академические курсы по дисциплинам образовательных программ школ, колледжей или вузов, разрабатываются с учетом ФГОС) Национальная платформа открытого образования

Курсы дополнительного образования (предназначены для повышения квалификации, освоения доп-х профессиональных компетенций или переподготовки специалистов в различных областях) Лекториум, Универсариум

Просветительские курсы (не требующие базовой подготовки и не входящие в какую-либо образовательную программу) Лекториум, Универсариум

Тип доступа к материалам курса

Курсы с открытым доступом (материалы доступны для слушателей без каких-либо ограничений) Национальная платформа открытого образования

Частично открытые курсы (ограничивающие временной доступ к содержанию курса) Лекториум, Универсариум

Курсы с ограниченным доступом (коммерческие курсы, прохождение которых возможно только на платной основе) Лекториум, Универсариум

Численность контингента

Установлена нижняя отметка количества слушателей Универсариум

Неопределенное количество мест Национальная платформа открытого образования, Универсариум, Лекториум

На одном из критериев - тип доступа к материалам, остановимся подробнее. Курсами с открытым доступом к материалам в нашем анализе выступают те курсы, материал по которым доступен и после его окончания. Проведем сравнение. Записавшись на один из курсов на Национальной платформе открытого образования доступ ко всем материалам курса является открытым, не имеющим ограничения по времени. Образовательная платформа Лекториум предоставляет дополнительно доступ в течение месяца после окончания курса, затем следует его перезапуск, тем самым для того, чтобы просмотреть материалы снова, необходима повторная запись на курс, доступ к которому откроется после того, как наберется необходимое количество слушателей.

Рассмотрим зарубежный опыт реализации данной формы образования. Наиболее популярными платформами являются Coursera, edX, Udacity (все США), FutureLearn (Великобритания), XuetangX (Китай).

Coursera является мировым лидером по числу курсов и численности зарегистрированных пользователей, старт платформы был дан в 2012 году. До 2016 года пользователи имели бесплатный доступ ко всем материалы на платформе, оплачивался только сертификат. В настоящее время платными стали несколько курсов. В 2015 году на платформе Coursera открылись две магистерские программы, в течение последующих лет добавилось еще две.

Следующая рассматриваемая платформа edX также основа в 2012 году. Большинство учебных материалов бесплатны, есть возможность оплаты обучения в кредит. Программы MicroMasters (длительность 1012 месяцев) разработаны с ведущими университетами и позволяют учащимся в дальнейшем продолжить обучение на магистерских программах университета-разработчика.

Образовательная платформа FutureLearn созданная в 2013 году насчитывает порядка восьми магистерских программ. Имеется бесплатный доступ к учебным материалам, но есть некоторые ограничения : материалы курса доступны до срока его окончания и плюс 14 дней, курс не предусматривает получение сертификата. За отдельную плату можно получить неограниченный доступ ко всем курсам, существующим на платформе и гарантировать получение сертификата, печатного или электронного.

Udacity является частной образовательной организацией, на ее платформе доступ к учебным материалам всех курсов предоставляется бесплатно. Основное отличие данной платформы от ранее рассматриваемых в том, что сертификат не является официальным документов, соответственно становится невозможным перезачесть программу в ВУЗе, а также использовать как свидетельство о повышении квалификации или переподготовки.

Все вышеописанные платформы объединяет единый вид обучения. Это видео-лекции, домашние задания, контрольные тесты, форум для общения с преподавателями и студентами, интерактивный процесс обучения. Но стоит упомянуть о еще одной платформе - TED Talks. Главная мысль звучит так: «Идеи, достойные распространения». Миссия TED, как уже было сказано, заключается в распространении идей, с 1984 года проводятся конференции для которых отбираются интересные темы и инновационные идеи. Все видеоматериалы доступны для просмотра несмотря на то, что выступления происходят только на английском языке, в связи с расширением аудитории, стали доступны субтитры более чем на 40 языках. В 2012 году TED открыл новое направление - проект под названием Ted-Ed. Это образовательный ресурс, содержащий короткие фильмы, в которых на простом языке объясняются интересные факты. Видеоуроки для удобства сгруппированы по темам и группам. Каждое видео сопровождают: план урока, проверочные тесты, открытые вопросы; данный ресурс будет полезен для учителей в качестве дополнительного обучения. Учителя могут использовать и настраивать любой видеоурок или же создать с нуля свой собственный на основе видео с канала Ted-Ed.

Автономно от организации TED, но придерживаясь их миссии, существует еще один проект - TEDx, идея которого реализуется и в России с 2009 года - организация конференций, тематика выступлений спикеров разнообразна.

На данный момент в нашей стране TED и его формат не столь популярен, как за рубежом, однако мог бы служить одним из видом дополнительного дистанционного образования. На платформе TED каждый сможет найти себе новое, интересное, вдохновляющее, от детей дошкольного возраста до взрослого человека.

С целью определения, насколько дистанционное образование востребовано среди непосредственных участников образовательного процесса сегодня, нами был проведен опрос в МО город Краснодар. В анкетировании приняли участие 209 респондентов, среди которых, 119 человек учащиеся школ (8-11 класс), 53 человека студенты ВУЗов и 37 человек взрослого населения (от 25 до 65 лет) МО г. Краснодар.

Респондентам было предложено ответить на вопросы касающиеся их осведомленности в отношении онлайн образования, а также выявить достоинства и недостатки данной формы обучения.

Отношение к дистанционному обучению у рассматриваемых категорий граждан представлено в таблице

2.

По результатам опроса можно сказать, что больше половины опрошенных школьников и студентов были бы не против получать образование дистанционно, старшее поколение также готово полностью, либо частично обучаться онлайн, лишь 19% из всего числа респондентов поддерживают традиционную форму обучения.

Одной из главных причин является недостаточная информированность, можно отметить, что категория «студент» доверяет дистанционному образованию, и лишь 5 человек из числа опрошенных проявили недоверие к рассматриваемой форме обучения.

Некоторое число респондентов из категории «учащиеся школ», одной из причин того, что они не собираются записываться на онлайн-курсы, указали на достаточный объем материала, который дается в школе, по их мнению, отсутствует необходимость в получении данной формы образования. Также учащиеся 9 классов заявили о нехватке времени на получение дополнительного образования или же углубление имеющихся знаний.

Таблица 2 - Осведомленность МООК и опыт участия в данной фо зме обучения

Вопрос Варианты ответов Возрастная категория

Учащиеся школ Студенты Взрослое население

Количество респондентов, чел. 119 53 37

Знаете ли Вы об образовательных платформах с онлайн-курсами (Национальная платформа открытого образования, Универсариум и др.)? Да 42% 30% 35%

Нет 58% 70% 65%

Как Вы относитесь к онлайн-образованию? Одобряю идею получения образования дистанционно 69% 64% 38%

Против перемещения образования в интернет-пространство 8% 11% 19%

Традиционное обучение с элементами on-line 23% 25% 43%

Проходили ли Вы когда-нибудь онлайн-курсы? Да, закончил (а) 9% 34% 14%

Да, но не закончил (а) 18% 11% 8%

Нет, но хотел (а) бы 49% 42% 51%

Нет, и не собираюсь 24% 13% 27%

Рисунок 1 демонстрирует по каким причинам группы респондентов не пользуются онлайн-курсами.

41

§

4 11

-

- -1

5

21 щ

15

8 - =

Учащиеся школ

Взрослое население Студенты

= Недоверие к онлайн-системе обучения ш Непринятие работодателем/ВУЗом сертификата об обучении = Недостаточная информированность об онлайн-курсах

9

*вопрос предполагал выбор нескольких вариантов ответов Рисунок 1 - Причины, по которым респонденты не проходили онлайн-курсы

Цель прохождения онлайн-курсов участниками опроса представлена на рисунке 2.

§ Взрослое население Студенты Учащиеся школ

И = Углубить имеющиеся знания

^ Расширить кругозор = Получить дополнительное образование

*вопрос предполагал выбор нескольких вариантов ответов Рисунок 2 - Цели, преследуемые обучающимися

Далее рассмотрим какие преимущества и недостатки, по мнению респондентов, имеются у онлайн-обучения (рис.3).

Большинство респондентов сошлись во мнении, что одним из основных преимуществ является свобода выбора обучения, а также возможность получения дополнительного образования. Не нашли положительных сторон, из общего числа опрошенных, 20 участников анкетирования.

Нет преимуществ

Возможность перезачета дисциплины университетом Возможность углубить имеющиеся знания или получить дополнительное образование

Формат обучения

Имеется неограниченный доступ к учебным материалам Онлайн-курсы помогают лучше разобраться с материалом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Свобода выбора времени обучения

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

■ Учащиеся школ ■ Студенты ■ Взрослое население

*вопрос предполагал выбор нескольких вариантов ответов Рисунок 3 - Распределение ответов опрошенных относительно преимуществ онлайн-обучения

На рисунке 4 представлено распределение ответов по вопросу - какими недостатками обладает онлайн-обучение.

Минусов нет

Отсутствие поддержки со стороны преподавателя в процессе обучения

Недостаток внутренней мотивации

Неспособность сосредоточиться на выполнении онлайн-заданий Более сложная коммуникация с преподавателем

10

20

30

40

50

60

0

■ Учащиеся школ ■ Студенты ■ Взрослое население

*вопрос предполагал выбор нескольких вариантов ответов Рисунок 4 - Недостатки онлайн-обучения

Главными недостатками опрошенные назвали: отсутствие поддержки со стороны преподавателя (17%; 23%; 48%) и недостаток внутренней мотивации (23%; 28%; 32%). Студентам и учащимся школ оказалось трудным сосредоточиться на выполнении онлайн-заданий, в то время как взрослая категория респондентов наоборот в этом плане оказалась более сосредоточенной.

Также, нами было предложено ответить на вопрос, касающийся оплаты обучения на онлайн-платформах - рисунок 5.

38%

40%

Студенты

39%

Взрослое население

■ Нет, не готов (а)

■ Да, если цена не будет превышать 2000 т.р. за курс

■ Да, но, если цена не будет превышать 5000 т.р. за курс

■ Да, вне зависимости от цены курса

Учащиеся школ

Рисунок 5 - Готовность респондентов к оплате онлайн-обучения

Большинство респондентов старшей категории выразила неготовность платить за онлайн-образование (38%), такого же мнения придерживаются и учащиеся школ (39%), 40% из числа опрошенных студентов готовы заплатить, но, если цена не будет превышать 2 т. р. за курс обучения.

Подводя итог, можно сказать, что студенты и школьники больше готовы к получению образования дистанционно. Однако присутствует нехватка внутренней мотивации, что можно связать с отсутствием поддержки со стороны преподавателя и более сложной коммуникацией, указанными одними из основных недостатков онлайн-обучения. Респонденты из числа взрослого населения выступают за смешанную форму обучения, более половины опрошенных готовы обучаться онлайн, но только в том случае, если дистанционное образование не будет являться основным. Касаемо осведомленности о МООК на российских платформах, отметим, что респонденты недостаточно информированы о наличии существующих онлайн-платформ, больше половины из трех категорий участников опроса не слышали о российских МООК.

Обобщим все преимущества и недостатки дистанционного обучения, проведя SWOT-анализ, с целью выявления возможностей и угроз для определения в дальнейшем стратегии развития исследуемой формы обучения.

Проведенный SWOT-анализ показал, что, несмотря на поддержку со стороны государства развития дистанционной формы обучения, существует недостаточно четкое нормативное правовое регулирование образовательной деятельности с использованием электронного обучения. Регулирование осуществляется в следующих областях законодательства: в области информационных технологий и в области сферы образования. Необходимо пояснение относительно некоторых аспектов, отраженных в ФЗ «Об образовании в РФ». Так, например, регулирование процедуры перезачета дисциплины университетом регулируется локальными нормативными правовыми актами, то есть самой образовательной организацией, что не дает гарантий признания результатов обучения, полученных с помощью дистанционных технологий.

Также, следует упомянуть, что университетам, работающим по договору сетевого взаимодействия и обучающим за счет средств федерального бюджета, не будет выгодным использование в своей системе обучения онлайн-курсов, как предметов, заменяющих традиционную форму обучения, поскольку законом не регламентируется возмещение затрат на использование электронного обучения.

С целью повышения конкурентоспособности страны, разработаны и реализуется ряд проектов, один из которых «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», утвержденный Правительством Российской Федерации 25 октября 2016 года в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Идея данного проекта заключается в том, чтобы обеспечить возможность получения гражданами непрерывного образования - в течение всей жизни. И МООК могут служить дополнением к получению традиционного основного образования, но рано говорить о том, что онлайн-курсы в данный момент готовы прийти на смену привычной форме обучения.

Таблица 3 - SWOT-анализ потенциала развития дистанционного обучения

Сильные стороны Слабые стороны

1. Получение дополнительного образование без отрыва от основной профессиональной деятельности. 2. Гибкость в получении образования дистанционно. 3. Получение неограниченного доступа к учебным материалам. 4. Индивидуализация учебного процесса. 5. Доступность преподавателю индивидуальной аналитики в отношении обучающихся. 1. Отсутствие очного общения между преподавателем и студентами. 2. Недостаточная внутренняя мотивированность обучающихся. 3. Несоблюдение студентами графика обучения. 4. Снижение нагрузки преподавателей в случае заключения договора о сетевом взаимодействии. 5. Некомпетентность профессорско-преподавательского состава в области информационных технологий. 6. Неготовность ВУЗа к изменениям организационного характера. 7. Признание результатов обучения регламентируется локальными нормативными актами образовательного учреждения. 8. Отсутствие системы контроля обучающихся. 9. Недостаточная информированность о дистанционных курсах. 10. Неготовность обучающихся платить за онлайн-курсы. 11. Отсутствие или недостаточное развитие в некоторых субъектах РФ информационных технологий.

Возможности Угрозы

1. Возможность получения образования дистанционно в престижных ВУЗах. 2. Возможность коммуницирования образовательных учреждений в научных целях и в целях обмена опытом. 3. Выбор метода обучения в связи с появлением альтернативы. 4. Возможное повышение уровня образованности населения. 1. Отсутствие системы признания электронного обучения. 2. Отсутствие в нормативно правовых актах четкой регламентации применения электронного обучения. 3. Отсутствие источников финансирования для разработки онлайн-курсов. 4. Отсутствие критериев качества МООК.

Как показал проведенный нами опрос, существует недостаток самоорганизованности и самодисциплины у обучающихся, а виртуальное взаимодействие участников образовательного процесса, в виде электронной переписки, еще не в силах заменить привычную роль преподавателя как наставника.

Источники:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Алиева Н. З., Ивушкина Е. Б., Лантратов О. И. «Становление информационного общества и философия образования». Москва: Академия Естествознания, 2008.

3. Гречушкина Н.В. «Онлайн-курс: определение и классификация» // Высшее образование в России. 2018.

4. Рощина Я.М., Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. «Спрос на массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) опыт российского образования» // Вопросы образования. 2018.

Sources:

1. Federal Act of December 29, 2012. N 273-ФЗ "On Education in the Russian Federation" [Electronic resource] // ATP Consultant Plus: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Alieva N. Z., Ivushkina Ye. B., Lantratov O. I. "The formation of the information society and the philosophy of education." Moscow: Academy of Natural Sciences, 2008.

3. Grechushkina N.V. "Online Course: Definition and Classification" // Higher Education in Russia. 2018.

4. Roshchina Y.M., Roshchin S.Yu., Rudakov V.N. "The demand for mass open online courses (MOOC) is the experience of Russian education" // Issues of Education. 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.