обозначением, а также между чувственными признаками изучаемых объектов. Такой путь формирования знаний состоит в том, что существует особый тип обучения, связанный с косвенным имплицитным обучением [2; 3; 5; 8; 9; 10; 11; 14; 15; 16; 17].
Опираясь на всё изложенное выше, рассмотрим примеры имплицитного обучения в физике.
1. При решении задач.
Составление плана обобщённого характера по изучению межпредметных связей, технических объектов, изучения явлений, использования графиков при решении задач.
В работах А.В. Усовой, Н.Ф. Искандерова [1; 12] показано, что изучение физических явлений через решение экспериментальных физических задач позволяет через вовлечение учащихся в процесс решения проблемы выявить важные качества физических явлений такие как: отграничение существенных признаков изучаемого явления от несущественных, выделить условия протекания явления, обнаружить связь данного явления с другими, выяснить необходимость введения количественной характеристики явления. При изучении новой физической величины надо показать различие: прямых и косвенных способов её измерения, выделить основные связи изучаемой величины с другими. Экспериментальные задачи позволяют построить систему ответов, подтверждающих справедливость
Библиографический список
закона, отделить причину от следствия. Решение задач качественных, расчётных и экспериментальных позволяют через результат их решения выявить условие существования изучаемого явления.
2. Критерии интересности содержания учебного материала:
1. Новизна, неожиданность физических выводов.
2. Изучение известного материала «под новым углом».
3. Использование сведений из истории физики.
4. Практическая политехническая значимость изучаемого материала.
5. Приобщение учащихся к современным научным достижениям. 3. Методические особенности физики по формированию знаний:
1. Логическая стройность и красота физических теорий.
2. Возможность экспериментального обоснования научных положений.
3. Парадоксальность научных знаний.
4. Язык науки.
5. Возможность прогнозирования физических явлений.
4. Пути побуждения и развития познавательного интереса:
1. Занимательные ситуации.
2. Дидактические игры.
3. Использование детских игрушек.
4. Использование художественной литературы.
1. Искандеров Н.Ф. Экспериментальные задачи как средство формирования знаний о физическом явлении и развития логического мышления в курсе физики основной школы (VII- VIII классы). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 1993.
2. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. 2-е изд., доп. Москва: Знание, 1983. (Библиотека «Знание»).
3. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Москва: ЭКСМО. 2010.
4. Пономарева Е.А. Технология имплицитного обучения физике в общеобразовательной школе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2018.
5. Психолингвистические проблемы семантики. Отв. ред. А.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович. Москва: Наука, 1983.
6. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения; Пер. с англ. Под. ред. Н.Ф. Талызиной. Москва: Педагогика.1984.
7. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2009.
8. Альсино Сильва. Сложная паутина памяти. В мире науки. 2017; №08-09: 14 - 28.
9. Memory Integration: Neureal Mechanisms and Implications for Bihavior. Margaret I., Schlichting and Alison R. Preston in Current Opinion in Behavioral Science. Vol.1. Pages 1-8: February 2015.
10. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
11. Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
12. Усова А.В. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы: курс лекций. А.В. Усова. СПб: Медуза, 2002.
13. Анохин К.В. Представления об организации психики. Available at: http:/ /www. scorcher.ru/ thems_ review/7/ Konstantin Vladimirovich Anohin.htm
14. Анохин К.В. Необъяснимые феномены в нейробиологии памяти. Тенденции развития современной психологической науки. Ч. 2. Отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. Москва: Институт психологии РАН, 2007: 307 - 309.
15. Анохин П.К. Избранные труды. Кибернетика функциональных систем. Под общ. ред. К.В. Судакова; сост. В.А. Макаров. Москва: Медицина, 1998.
16. Вартанов А.В. Матвиенко Е.В. Механизм косвенного обучения при формировании понятий. Вопросы психологии. 2017; 36: 129 - 143.
17. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учебное пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Академия, 2000.
References
1. Iskanderov N.F. 'Eksperimental'nye zadachi kak sredstvo formirovaniya znanij o fizicheskom yavlenii i razvitiya logicheskogo myshleniya v kurse fiziki osnovnoj shkoly (VII - VIII klassy). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 1993.
2. Panov E.N. Znaki, simvoly, yazyki. 2-e izd., dop. Moskva: Znanie, 1983. (Biblioteka «Znanie»).
3. Petrenko V.F. Osnovy psihosemantiki. Moskva: 'EKSMO. 2010.
4. Ponomareva E.A. Tehnologiya implicitnogo obucheniya fizike v obscheobrazovatel'noj shkole. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2018.
5. Psiholingvisticheskie problemy semantiki. Otv. red. A.A. Leont'ev, A.M. Shahnarovich. Moskva: Nauka, 1983.
6. Stouns 'E. Psihopedagogika. Psihologicheskaya teoriya ipraktika obucheniya; Per. s angl. Pod. red. N.F. Talyzinoj. Moskva: Pedagogika.1984.
7. Rubinshtejn SL. Osnovy obschej psihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2009.
8. Al'sino Sil'va. Slozhnaya pautina pamyati. V mire nauki. 2017; №08-09: 14 - 28.
9. Memory Integration: Neureal Mechanisms and Implications for Bihavior. Margaret I., Schlichting and Alison R. Preston in Current Opinion in Behavioral Science. Vol.1. Pages 1-8: February 2015.
10. Salmina N.G. Znak i simvol v obuchenii. Moskva: Izd-vo Mosk. un-ta, 1988.
11. Salmina N.G. Vidy i funkcii materializacii v obuchenii. Moskva: Izd-vo Mosk. un-ta, 1981.
12. Usova A.V. Teoriya i metodika obucheniya fizike. Obschie voprosy: kurs lekcij. A.V. Usova. SPb: Meduza, 2002.
13. Anohin K.V. Predstavleniya ob organizaciipsihiki. Available at: http:/ /www. scorcher.ru/ thems_ review/7/ Konstantin Vladimirovich Anohin.htm
14. Anohin K.V. Neob'yasnimye fenomeny v nejrobiologii pamyati. Tendenciirazvitiya sovremennojpsihologicheskoj nauki. Ch. 2. Otv. red. A.L. Zhuravlev, V.A. Kol'cova. Moskva: Institut psihologii RAN, 2007: 307 - 309.
15. Anohin P.K. Izbrannye trudy. Kibernetika funkcional'nyh sistem. Pod obsch. red. K.V. Sudakova; sost. V.A. Makarov. Moskva: Medicina, 1998.
16. Vartanov A.V. Matvienko E.V. Mehanizm kosvennogo obucheniya pri formirovanii ponyatij. Voprosy psihologii. 2017; 36: 129 - 143.
17. Smirnov V.M. Nejrofiziologiya i vysshaya nervnaya deyatel'nost'detejipodrostkov: uchebnoe posobie dlya stud. defektol. fak. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Akademiya, 2000.
Статья поступила в редакцию 04.03.19
УДК 378
Kabanova O.A., MA student, Moscow City University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
CONTEMPORARY RUSSIAN AND FOREIGN EDUCATIONAL ONLINE-COURSES: COMPARATIVE ANALYSIS. Interest in the massive open online-course as a new resource for distance learning is due to the rapid development of information and communication technologies within the framework of education. This work observes the results of monitoring local and foreign providers of massive open online-courses in order to identify the extent of their spread in the world and courses' theme trends. A more detailed analysis of MOOCs dedicated to teaching foreign languages reveals their diversity and number on the leading online-courses platforms. The analysis of these courses in terms of their intercultural orientation allowed identifying the intercultural online-courses representation on local and English-speaking countries' education market. The article shows a promising way for designing a MoOc.
Key words: massive open online-course (MOOC), intercultural course, cross-cultural competence, cross-cultural communicative competence, foreign languages, cross-cultural approach to teaching foreign languages.
О.А. Кабанова, магистрант Московского городского педагогического университета, г. Москва, Е-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Интерес к массовому открытому онлайн-курсу как новому ресурсу дистанционного обучения обусловлен стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий в области образования. Данная работа освещает результаты мониторинга отечественных и зарубежных провайдеров массовых открытых онлайн-курсов с целью выявления степени их распространения в мире и трендов тематического направления курсов. Более детальный анализ МООК, посвященных обучению иностранным языкам, позволяет выявить разнообразие и количество предложений, представленных на ведущих платформах онлайн-курсов. Анализ данных курсов на предмет их межкультурной направленности позволил выявить уровень представленности межкультурных онлайн-курсов как на отечественном, так и на англоязычном рынке. В статье показано перспективное направление для разработки МООК.
Ключевые слова: массовый открытый онлайн-курс (МООК), межкультурный курс, межкультурная компетенция, межкультурная коммуникативная компетенция, иностранные языки, межкультурный подход к обучению ИЯ.
Сегодня на фоне стремительного развития информационно-коммуникационных технологий помимо традиционного высшего образования широкое распространение получил новый дистанционный формат обучения - массовый открытый онлайн-курс (МООК). Данной тематике посвящено довольно обширное количество работ, в которых, например, авторы дают собственные трактовки такого феномена как массовый открытый онлайн-курс [1 (Азимов), 2 (Лебедева)] или рассматривают потенциал использования МоОк в сфере преподавания иностранных языков [3 (Атрохин), 4 (Борщева, Кашпарова, Синицын].
Попытки создания онлайн-ресурса (сайта) в Интернет пространстве для обучения своих студентов предпринимались преподавателями, профессорами в разных странах еще с конца прошлого века. Наиболее успешной образовательной технологией 21 века можно считать МООК, получивший всеобщую известность с 2011 года благодаря ряду ученых, занимающихся вопросами открытого образования, а именно: Себастьяну Труну (основатель Udacity), Дафне Коллер и Эндрю Эндж (основатели Coursera), профессорам Гарварда и Массачусетского технологического института (запустили edX), Открытому университету (владелец FutureLearn). Перечисленные провайдеры онлайн-курсов считаются одними из первых платформ МООК с мировой известностью.
Согласно данным Class central более 700 высших учебных заведений в различных частях мира занимались разработкой массовых открытых он-лайн-курсов в последние годы на существующих платформах МООК. А к концу 2016 года количество студентов, записавшихся как минимум на один МООК, составило около 58 миллионов. Такие страны, как Индия, Китай, Япония, Великобритания, Италия, Испания, Германия, Франция, Россия и др. стали создавать собственные платформы для размещения массовых открытых онлайн-курсов. В своей статье 2017 года Дхаваль Шах (Dhawal Shah) сделал обзор на 33 платформы с массовыми открытыми онлайн-курсами из разных стран, что говорит о довольно широкой распространенности такого формата образования на сегодняшний день [5].
Стоит отметить, что основные подходы к использованию МООК в обучении и способы интеграции онлайн-курсов в образовательный процесс меняются со временем. Ранее многие массовые открытые онлайн-курсы были более удобны для использования в учебном процессе в рамках смешанной модели обучения (blended learning) за счёт такой схемы функционирования как "self-paced", которая подразумевает доступ к материалам курса без привязки к конкретным датам и срокам выполнения заданий. Наглядным примером относительно небольшого количества онлайн-курсов по схеме "self-paced" может послужить следующая
статистика: Coursera - не доступны; edX - 756 курсов (57%); FutureLearn - не доступны; Canvas Network - 81 курс (20%); Independent - 71 курс (32%). То есть среди курсов, представленных пятью крупными МООК провайдерами лишь 19% относятся к "self-paced" и соответственно удобны для интеграции в учебный процесс [4].
Области знания, представляемые онлайн-курсами на настоящий момент достаточно разнообразны, прослеживаются определенные тематические тенденции и количество предложений. Существует ряд специализированных поисковых систем-агрегаторов МООК (Class central, MOOC List, coursetalk, Mooctivity, CouseBuffet), посредством которых поиск интересующих курсов становится гораздо проще, так как в системах приводятся тематически классифицированные списки онлайн-курсов, собранные с различных МООК платформ (например, в 2017 году система-агрегатор Class central предоставлял сведения о курсах 39 крупных провайдеров). Лидирующие позиции занимают онлайн-курсы, имеющие отношение к бизнесу, общественным и компьютерным наукам (информатика). Сфера гуманитарных наук, в которую входит обучение иностранным языкам и культуре, также представлена обширным количеством МООК и среди 13 рассматриваемых тематических направлений занимает 4 место.
Так как первыми провайдерами онлайн-курсов стали именно англоязычные МООК, становится очевидным превалирующее количество англоязычных курсов на крупнейших платформах массовых открытых онлайн-курсов. Многие вузы разных стран стремятся готовить курсы именно на языке международного общения (английский) для привлечения более широкой аудитории слушателей и представленности вуза в мировом образовательном и научном сообществе.
Если говорить о курсах, направленных непосредственно на обучение иностранным языкам, то по данным Class central наиболее популярными иностранными языками являются следующие: английский (118 курсов), испанский (20), китайский (19), французский (11), итальянский (8), арабский (8), русский (8), японский (2), португальский (1), голландский (1). Приведенную статистику не представляется целесообразным считать абсолютно достоверной и единственно верной, так как указанный выше сервис не охватывает всех МООК, которые представлены сегодня на рынке образования. Количество языков, которые можно изучить гораздо больше десяти рассмотренных выше и курсы, с целью обучения другим языкам, тоже представлены на отечественных и зарубежных платформах с массовыми открытыми онлайн-курсами. Тем не менее, исходя из данных Class central можно сделать вывод об основном количестве предложений по изучению языков и неоспоримо превалирующей популярности английского среди прочих иностранных языков.
Для более детального ознакомления с курсами по иностранному (в особенности английскому) языку, для рассмотрения их представленности на платформах МООК и выявления наличия межкультурного компонента в них, выбраны крупнейшие зарубежные и отечественные провайдеры массовых открытых онлайн-курсов на образовательном рынке: Coursera (США), Udacity (США), edX (США), FutureLearn (Великобритания), Универсариум (Россия), Открытое образование (Россия).
На Coursera, установив параметр языка английский, можно увидеть 104 курса. Однако некоторые из данных курсов посвящены обучению другим иностранным языкам, но на английском языке (АЯ). Среди курсов, направленных на изучение английского языка как иностранного, представлены разноплановые МООК, в задачи которых входят: совершенствование умения говорения у обучающихся, улучшение их грамматических навыков; изучение языка для продвижения по карьерной лестнице; обучение АЯ в сфере бизнеса и предпринимательской деятельности; написание электронных писем в контексте осуществления профессиональной коммуникации; подготовка к международным экзаменам по английскому языку (например, TESOL); введение в лингвистику и обучение переводческой деятельности; АЯ для технических специальностей, журналистики; методика преподавания английского языка; разработка презентаций, профессионального портфолио и другие.
Среди курсов Udacity не представляется возможным выделить МООК по изучению иностранных языков, так как тематика данной платформы в основном фокусируется на вопросах программирования, искусственного интеллекта, теории и методах анализа данных.
Таблица 1
Тематическая статистика онлайн-курсов на начало 2019 года на основе данных поисковой системы агрегатора "Class central"
№ Тематика курсов Количество курсов
1 Business (бизнес) 1848
2 Social sciences (общественные науки) 1282
3 Computer science (компьютерные науки, информатика) 1097
4 Humanities (гуманитарные науки) 1044
5 Science (наука) 1031
6 Education & Teaching (образование и преподавание) 952
7 Programming (программирование) 889
8 Health & Medicine (основы безопасности жизнедеятельности и медицина) 837
9 Engineering (техника) 782
10 Art & Design (искусство и графический дизайн) 603
11 Data science (теория и методы анализа данных) 463
12 Mathematics (математика) 349
13 Personal development (личностный рост) 311
EdX предоставляет доступ к 42 курсам по иностранным языкам, что не кажется впечатляющим по сравнению с Coursera. Не смотря на относительно небольшое количество курсов, их тематика довольно разнообразна: актуальные вопросы глобализации, современной жизни, технологий, бизнеса; развитие навыков проведения/прохождения собеседования; подготовка к международным экзаменам и прочие.
Следует подчеркнуть, что edX располагает курсами по испанскому и итальянскому языкам, направленными на соизучение языка и культуры, что свойственно межкультурному подходу к обучению иностранным языкам. В свою очередь, межкультурные курсы по английскому языку в основном сконцентрированы не столько на обучении языку как таковому, сколько ведению эффективного бизнеса в Aзии.
В описании курса "English for Doing Business in Asia - Speaking", подчеркивается злободневная (в условиях глобализации) потребность в умении продуктивно вести бизнес на международной арене. Aвторы курса (Sean McMinn, Delian Gaskell) обосновывают ведение бизнеса в странах Aзии как перспективное направление для предпринимателей и упоминают такой концепт, как lingua franca, который подразумевает общение между представителями разных культур посредством одного и того же языка-посредника, известного обоим участникам коммуникации.
Среди целей курса, авторы отмечают две основные: 1) развить у не носителей английского языка умение говорения для ведения бизнеса в Aзии; 2) показать, как процессы глобализации и взаимодействие между представителями разных культур влияют на осуществление коммуникации посредством английского языка. Среди того, чему слушатели курса научатся, авторы также отмечают развитие понимания проблем межкультурного характера в рамках основного направления курса - бизнес. Сходными характерными чертами обладает и другой курс от этих авторов - "English for Doing Business in Asia - Writing", основным отличием которого можно назвать вид речевой деятельности, на котором он сфокусирован.
MOOК провайдер FutureLearn предлагает только 27 курсов по изучению иностранного языка, что трудно назвать высоким количественным показателем среди англоязычных платформ. Тем не менее, на данной платформе онлайн-кур-сов сосредоточено наибольшее количество курсов по изучению языков с межкультурной направленностью, по сравнению с прочими анализируемыми MOOК провайдерами. К такому выводу можно прийти не только исходя из непосредственного рассмотрения представленных курсов на FutureLearn, но и отметив, что сам тематический раздел с курсами по английскому и другим языкам называется "Languages and Cultures Courses". Aнализ массовых открытых онлайн-кур-сов из вышеуказанного раздела показал следующие результаты: 1Э из 27 курсов посвящены английскому языку как иностранному (или AЯ является единственным рабочим языком курса); 5 из 27 курсов посвящены вопросам межкультурной коммуникации и направлены на развитие межкультурной компетенции у обучающихся; б из 27 курсов направлены на соизучение иностранного языка (Китайский, Ирландский - 2, Aнглийский, Корейский - 2) и культуры.
На такой платформе как Универсариум (Россия) не выделяются специальные разделы под курсы обучения иностранным языкам и самих курсов данной тематики здесь в целом не представлено. Исходя из основных критериев анализа MOOК провайдеров (курсы по иностранным языкам, межкультурный компонент в курсах) можно отметить наличие здесь курсов по изучению русского языка как иностранного, а также курсов, направленных на изучение различных аспектов русской культуры. Oднако данные направления не отражают сути межкультурного подхода к обучению иностранным языкам и, следовательно, не нуждаются в детальном рассмотрении в рамках данной статьи.
С 2015 года на российском рынке образовательных услуг появляется и развивается национальная платформа «Oткрытое образование», на которой отечественные вузы публикуют разработанные курсы. Сама тематика иностранных языков является частью данного провайдера MOOК и представленный ассортимент языков здесь хоть и не обширен, но довольно разнообразен: китайский - 2 курса, персидский -1 курс, арабский - 2 курса, латинский - 1 курс. Если говорить об английском языке, то выбор курсов на Oткрытом образовании очерчен следующим образом: 1 курс по английскому языку, но в контексте подготовки к кандидатскому экзамену; 1 курс с межкультурным компонентом, который называется «Язык, культура и межкультурная коммуникация» (основной язык курса - русский, но также рабочим языком здесь является и английский). Последний из названных курсов способствует развитию межкультурной компетенции обучающихся, однако развитие межкультурной коммуникативной компетенции не является целью курса.
Библиографический список
Таблица 2
Обзор курсов для изучения английского языка с межкультурной направленностью на отечественных и зарубежных платформах МООК
Название платформы Курсы
Aнглийский язык Межкультурный
Coursera 8б О
Udacity О О
edX Э4 2
FutureLearn 1Э 11
Универсариум О О
Oткрытое образование 1 1
Обобщая анализ курсов различных МООК провайдеров, можно прийти к следующему выводу: сегодня одни из самых известных на международной арене платформ с массовыми открытыми онлайн-курсами располагают довольно большим количеством онлайн-курсов связанных непосредственно с изучением иностранных языков, среди которых английский занимает лидирующие позиции. Однако отмечая полученные данные, можно увидеть, что на четырех крупнейших англоязычных провайдерах МООК (FutureLearn, Coursera, Udacity, edX) вместе взятых межкультурный компонент присутствует лишь в 13 курсах, что составляет лишь 10 процентов от курсов на АЯ. На национальной платформе «Открытое образование» в России представлен всего лишь 1 межкультурный курс.
Из вышесказанного следует, что курс по обучению английскому языку с межкультурной направленностью как в России, так и за рубежом - это практически свободный сегмент на рынке высшего образования. А сегодняшние процессы глобализации, помещающие профессионалов разных сфер деятельности в поликультурный мир, обязывают современного человека 21 века обладать универсальными навыками для осуществления эффективной межкультурной коммуникации, что подтверждает актуальность разработки межкультурного курса по английскому языку
Для разработки онлайн-курса представляется целесообразным выявить особенности построения и функционирования МООК в России и англоязычных странах. Для выделения сходных черт с точки зрения структуры и содержания онлайн-курсов были проанализированы курсы следующих платформ: Coursera, edX, FutureLearn, Универсариум, Открытое образование. Сходными характеристиками отечественных, американских и британских курсов являются следующие:
- Передача содержания курса посредством видео-материалов или текста;
- Задания тестового формата в разных частях лекции/курса и тесты с разными типами вопросов;
- Рекомендованная литература и ресурсы для наиболее эффективного прохождения курса;
- Письменные работы (эссе, ответы на вопросы), подразумевающие взаимопроверку (peer assessment) как часть выполнения задания;
- Форумы и дискуссии, выполняющие разные функции (общение слушателей курса друг с другом, выполнение совместных работ или обсуждение определенных тем, решение вопросов относительно технической исправности курса).
В целом сопоставительный анализ современных отечественных и зарубежных платформ массовых открытых онлайн-курсов показал, что несмотря на ряд отличных черт, можно выделить и общие характеристики относительно содержания и структуры онлайн-курса. Более того, рассматриваемое направление дистанционного образования (массовые открытые онлайн-курсы) не только стремительно развивается, но и предоставляет новые возможности для заинтересованных в самосовершенствовании людей во всем мире, предоставляя им открытый доступ к образованию высокого уровня. Среди широкого ассортимента курсов на крупнейших платформах МООК определенную нишу занимают он-лайн-курсы по обучению иностранному языку, однако одни из наиболее актуальных курсов (межкультурные) на сегодняшний день не относятся к числу наиболее распространенных (количество предложений не отвечает запросу современного поликультурного мира). Следовательно, разработка курса, направленного на развитие межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся, является перспективной целью на сегодняшний день.
1. Азимов Э.Г. Использование МООК (массовых открытых онлайн-курсов) в обучении русскому языку как иностранному (достижения и перспективы). Вестник РУДН. 2014; 4: 124 - 129.
2. Лебедева М.Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования. Человек и Образование. 2015; 1 (42): 105 - 108.
3. Атрохин А.М. Открытые онлайн-курсы в преподавании языков. Потенциал и возможности. Инновационные технологии в современном образовании. 2015; 22 - 25.
4. Борщева В.В., Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. Использование массовых открытых онлайн-курсов в обучении английскому языку студентов нелингвистических направлений подготовки. Педагогика и психология образования. 2017; 1: 45 - 54.
5. Shas D. Massive list of MOOC providers around the world, 2017. Available at: https://www.class-central.com/report/mooc-providers-list/
References
1. Azimov 'E.G. Ispol'zovanie MOOK (massovyh otkrytyh onlajn-kursov) v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu (dostizheniya i perspektivy). Vestnik RUDN. 2014; 4: 124 - 129.
2. Lebedeva M.B. Massovye otkrytye onlajn-kursy kak tendenciya razvitiya obrazovaniya. Chelovek i Obrazovanie. 2015; 1 (42): 105 - 108.
3. Atrohin A.M. Otkrytye onlajn-kursy v prepodavanii yazykov. Potencial i vozmozhnosti. Innovacionnye tehnologii v sovremennom obrazovanii. 2015; 22 - 25.
4. Borscheva V.V., Kashparova V.S., Sinicyn V.Yu. Ispol'zovanie massovyh otkrytyh onlajn-kursov v obuchenii anglijskomu yazyku studentov nelingvisticheskih napravlenij podgotovki. Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya. 2017; 1: 45 - 54.
5. Shas D. Massive list of MOOC providers around the world, 2017. Available at: https://www.class-central.com/report/mooc-providers-list/
Статья поступила в редакцию 26.02.19
УДК 378
Karepova Yu.G, postgraduate, North-Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]
Kokaeva I.Yu., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Elementary and Preschool Education; Professor, Department of Theory and Technology of Social Work, Chechen State University (Grovny, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF HEALTH CULTURE OF BACHELORS, WHO ARE FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS. Teachers of physical education and sports have a great responsibility for the development of the culture of health care in their students, and they themselves must show what to live a healthy and safe lifestyle is. However, observations show that bachelors (future teachers) do not have a sufficiently developed health culture. In the study, the authors explore conditions for the effective formation of a health culture in future teachers of physical education and sports. Among the main conditions there is use of active learning methods (role playing, group discussions, collaborate on projects) that contribute to the successful forming of the culture of health and motivate future teachers to quality mastering disciplines and living a healthy lifestyle.
Key words: bachelors - future teachers of physical education and sports, health culture, personal competence, professional competence.
Ю.Г. Карепова, аспирант 3 года обучения, ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ, E-mail: [email protected]
И.Ю. Кокаева, д-р пед. наук, проф. каф. начального и дошкольного образования, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ; проф. каф. теории и технологии социальной работы, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ БАКАЛАВРОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Учителя физической культуры и спорта несут большую ответственность за формирование культуры здоровья своих обучающихся и сами должны быть эталоном здорового и безопасного образа жизни. Однако наблюдения показывают, что бакалавры - будущие учителя не имеют достаточно сформированную для этого культуру здоровья. В своей работе авторы исследуют условия эффективного формирования культуры здоровья бакалавров - будущих учителей физической культуры и спорта. Среди важных условий - применение методов активного обучения (ролевые игры, групповые дискуссии, совместная работа над проектами), которые способствуют успешному формированию культуры здоровья, мотивируют бакалавров - будущих учителей физической культуры и спорта на качественное усвоение дисциплин и ведение здорового образа жизни.
Ключевые слова: бакалавры - будущие учителя физической культуры и спорта, культура здоровья, личностная компетенция, профессиональная компетенция.
Современная миссия образования ориентирована, прежде всего, на формирование личности с высокой культурой. Культура здоровья человека формируется с детства и является главной общечеловеческой ценностью, качественной характеристикой развития общества. Выделение культуры здоровья как особого феномена в начальном школьном образовании, обусловлено возрастными особенностями детей младшего школьного возраста и требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования [1].
Заботу о здоровье обучающихся можно отнести к профессиональной компетенции учителя физической культуры и спорта, поскольку он с первого класса несёт ответственность за культуру здоровья своих обучающихся [2]. Однако статистика свидетельствует, что только 20% студентов - будущих учителей начальной школы имеют сформированную культуру здоровья [3].
Анализ исследований по вышеуказанной проблеме свидетельствует, что забота о здоровье детей и стремление к воспитанию у детей и молодёжи здорового образа жизни всегда была в центре педагогов-классиков (К.Д. Ушинско-го, П.Ф. Лесгафта, П.П. Блонского, В.П. Кащенко, А.С. Сухомлинского и многих других).
Однако в погоне за предметными знаниями, педагоги уделяют недостаточное внимание формированию культуры здоровья бакалавров - будущих учителей как важной профессиональной и личностной компетенций [4]. Большой потенциал в формировании культуры здоровья студентов направления подготовки 44.03.01 Профиль «Учитель физической культуры и спорта», по нашему глубокому убеждению, имеют такие дисциплины, как «Возрастная анатомия и физиология», «Адаптивная физическая культура».
Цель исследования - определить условия формирования культуры здоровья бакалавров - будущих учителей физической культуры и спорта и проверить их эффективность.
Культура здоровья бакалавров - будущих учителей физической культуры и спорта - это необходимые личностная и профессиональная компетенции, которые должны быть сформированы в процессе профессиональной подготовки. Важными показателем культуры здоровья являются знания о здоровье и здоровом образе жизни (когнитивный критерий), на основе которых будущий учитель
строит индивидуальный алгоритм укрепления и охраны своего собственного здоровья и здоровья обучающихся (поведенческий критерий).
На констатирующем этапе исследования была зафиксирована недостаточная гигиеническая грамотность первокурсников. На вопрос «Что такое гигиена?», «Что такое здоровье?» правильно ответили только 13% опрошенных студентов. У 1/3 студентов, поступивших на 1 курс, зафиксирован низкий уровень культуры здоровья, Большая половина - 58% имеет средний уровень культуры здоровья. А высокий уровень культуры здоровья имеют только 15%. С целью формирования культуры здоровья были продуманы организационно-педагогические условия проведения учебных дисциплин, педагогической практики, внеклассных мероприятий («Дни здоровья», флешмоб «Если хочешь быть здоров!» и др. На всех занятиях использовали игровые методы, физминутки или психоэмоциональные расслабляющие паузы.
Учитывая многокомпонентность категории «здоровье», социальную и личностную значимость здорового образа жизни обучающихся, вопросы, связанные с охраной и укреплением физического, социального, духовного, нравственного, психоэмоционального здоровья, необходимо включать с первого курса в содержание различных дисциплин основной образовательной программы.
В содержание курсов «Возрастная анатомия и физиология», «Адаптивная физическая культура», «Здоровьесберегающий технологии в образовании», «Патофизиология» были включены вопросы, которые позволяют студентам не только усвоить основные медико-физиологические и гигиенические знания, умения и навыки по укреплению и развитию здоровья, но и развивать культуру здоровья за счёт формирования эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и здоровью обучающихся [5]. Создание и закрепление целостного позитивного психомоторного состояния при выполнении различных видов заданий, оздоровительные игры способствовали психоэмоциональному оздоровлению, снижению утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Активные формы обучения позволяют студентам «прожить» тот опыт, который они впоследствии могут использовать в жизни; сформировать готовность самостоятельно создавать в учебно-воспитательном процессе безопасные для себя и окружающих условия.