УДК 37.02 \
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ1
Долгая Оксана Игоревна,
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра педагогической компаративистики ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», e-mail: [email protected]
В СТАТЬЕ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ, КОТОРОЕ ПОЛУЧИЛО ШИРОКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ В ПОСЛЕДНИЕ 20 ЛЕТ С РАЗВИТИЕМ ИНТЕРНЕТА И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ВАЖНОЙ ЗАДАЧЕЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ МАССОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗНЫХ КАТЕГОРИЙ УЧАЩИХСЯ. ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ - РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭТОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НЕ ТОЛЬКО НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, НО И НА ВСЕ ЕГО УРОВНИ, В ТОМ ЧИСЛЕ И НАЧАЛЬНОЕ, И ПЕРЕХОД НА НАДНАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ.
• дистанционное обучение за рубежом • доступность образования • информационные технологии в образовании • онлайн обучение • чат-занятия • веб-занятия
Развитие дистанционного обучения, т.е. взаимодействия учащегося и учителя на расстоянии, имеет свою историю. Появившись ещё в конце XVIII в. в европейских странах под названием «корреспондентское обучение», когда пересылка учебных материалов и общение с учителями, а также сдача экзамена в виде научной работы стали возможны при помощи регулярного и доступного почтового сообщения, этот вид обучения получил более широкое распространение в начале XX в. благодаря бурному технологическому росту и развитию телеграфа и телефона.
Радио и телевидение внесли изменения и в дистанционные методы обучения, когда в сотни раз расширилась его аудитория. С 50-х годов широкое распространение получили теле- и радиопередачи с обучающими программами, однако у телевидения и радио был существенный недостаток: отсутствовала обратная связь между учащимися и учителями.
Открытие в Великобритании в 1969 г.перво-го в мире университета дистанционного образования, созданного по указу Её Величества королевы Великобритании, ознаменовало начало второго этапа развития данного
вида обучения. Название «Открытый университет Великобритании» отражало доступность обучения для широких масс за счёт невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия. Целью его создания стало предоставление возможности получать образование в удобном месте и в удобное время. В этом университете впервые использовался комплексный подход к обучению с использованием разнообразных средств, включая теле-и радиопередачи. Однако преимущество было за печатными обучающими материалами. В Открытом университете создано множество учебных материалов, специально разработанных для дистанционного обучения. Взаимодействие учителей и учеников осуществлялось через переписку, очные консультации и краткосрочные курсы по месту жительства. За годы существования Открытого университета Великобритании обучение в нём прошли более 2 млн человек. В настоящее время Открытый университет Великобритании является одним из мировых лидеров в области дистанционного обучения, обладая се- _
тью образователь- 1 публикация подготовлена в рам<
ных партнёров, держанного РФФИ научного
обеспечивающих «Трансформации в зарубежном
учебный процесс вании» № 19-013-00147-а за 20
ках под-проекта образо-
по программам дистанционного обучения в более чем 50 странах: около четверти миллиона человек в настоящее время учатся по программам университета дистанционно, более 16 000 из которых живут за пределами Великобритании. Более 50 000 работодателей спонсируют своих сотрудников для зачисления на курсы Открытого университета. Известность данного университета определяется высоким качеством исследований (50% исследований оцениваются как превосходные на международном уровне, а 14% являются мировыми лидерами); успешным обучением студентов в течение 50 лет; бизнес-школа, существующая в университете, входит в число лучших бизнес-школ в элитной группе и получила тройную аккредитацию от ведущих мировых ассоциаций по аккредитации менеджмента для программы MBA. Одним из главных партнёров университета является телекомпания BBC, которая обеспечивает ежегодно 275 млн просмотров его учебных программ. Миссией Открытого университета Великобритании, как заявлено в официальных документах, является стремление сделать высшее образование открытым для всех [1].
В конце 1980-х гг. доступность персональных компьютеров определила новую возможность развития дистанционного обучения: учебные программы появились на персональных компьютерах в виде обучающих игр.
Третий, современный этап развития дистанционного обучения, связан с появлением всемирного Интернета, с повсеместным использованием информационных и коммуникационных технологий, когда была предложена двусторонняя связь в самых различных формах (текст, графика, звук, анимация) как в синхронном (видео- или ау-диоконференции, популярные в североамериканских учебных заведениях), так и в асинхронном режиме (по электронной почте, через Интернет или телеконференции). Данные технологии либо применяются как дополнение к уже существующим формам дистанционного обучения, либо используются самостоятельно. В обоих случаях они облегчают взаимодействие между наставником и учеником, между учениками, а также между индивидом и разными типами учебных ресурсов.
В настоящее время наращивается и становится ведущим интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей. В 2003 г. инициативная группа Advanced Distributed Learning разработала стандарт дистанционного интерактивного обучения SCORM, что способствовало углублению требований к формам дистанционного обучения и к программному обеспечению.
Благодаря развитию дистанционного обучения снижаются затраты на проведение обучения; появляется возможность самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий; увеличивается массовость и доступность обучения; повышается качество обучения за счёт применения современных средств, ресурсов электронных библиотек и т.д.; создаётся единая образовательная среда.
Дистанционные образовательные технологии с использованием Интернета применяются как для освоения отдельных курсов повышения квалификации пользователей, так и для получения разных видов образования, причём, если сначала дистанционное обучение развивалось в рамках высшего образования, то теперь оно всё больше распространяется на все уровни образования. Можно выделить следующие основные формы дистанционного обучения: в режиме онлайн и в режиме офлайн. Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий, которые проводятся одновременно для всех участников учебного процесса, имеющих доступ к чату. Многие дистанционные учебные заведения создают свою чат-школу, в рамках которой при помощи чат-кабинетов взаимодействуют наставники и ученики.
Другой формой дистанционного обучения являются веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и т.п., проводимые с использованием веб-технологий. Веб-занятия организуются через образовательные веб-форумы, на которых участники общаются по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой. В отличие от чат-занятий веб-форумы
СОЦМУЛЬТУРМ У ПШГОГМИЕ ШМСУУ ТШОЛОМУУ Ч
более продолжительны во времени и несинхронны.
Ещё одна популярная форма дистанционного обучения — телеконференция, которая проводится с использованием электронной почты. На учебных телеконференциях решаются определённые образовательные задачи. Сохраняются и такие формы дистанционного обучения, когда учебные материалы высылаются почтой по месту жительства учеников.
Дистанционное обучение — это демократичная форма обучения, позволяющая охватить различные категории учащихся всех возрастов и образовательных возможностей и потребностей, поэтому она всё больше завоёвывает популярность во всём мире. Дистанционное обучение способствует решению главной мировой цели, отражённой во многих международных документах последних лет. Это такие документы, как Глобальная программа действий по образованию в интересах устойчивого развития (Париж, ЮНЕСКО, 2013), где была поставлена цель переориентировать образование и обучение, с тем чтобы каждый человек был способен приобретать знания, навыки, ценности и подходы, расширяющие его права и возможности для внесения вклада в устойчивое развитие; Инчхонская декларация (Южная Корея, 2015), подтвердившая идею о всемирном движении за образование для всех [2].
Возможность дистанционного обучения предоставляется практически всеми европейскими государствами.
Европейская комиссия в 2018 г. приняла план действий в области цифрового образования. В нём утверждается, что цифровые технологии обогащают обучение и предлагают разные возможности обучения, которые должны быть доступны всем. Цифровые технологии, отмечается в документе, открывают доступ к огромному количеству информации и ресурсов. Этот план действий разработан в связи с тем, что в 2017 г. Европейский совет призвал страны-участницы к тому, чтобы системы образования и процессы обучения во всём мире «соответствовали цифровому веку». Принятый план действий в области цифрового образования включает 11 мероп-
риятий в поддержку использования технологий и развития цифровых компетенций в образовании. В нём содержатся три приоритета, где изложены меры, помогающие государствам-членам ЕС решать проблемы и готовить системы образования к цифровой эпохе. Эти меры включают: более эффективное использование цифровых технологий в процессе обучения; развитие цифровых компетенций и навыков; совершенствование образования за счёт лучшего анализа данных и предвидения. Стратегическое предвидение предоставляет форум для изучения динамики технологических изменений и, что наиболее важно, для размышлений о том, какие действия необходимы и как их следует осуществлять. Европейская комиссия приняла решение финансировать программы развития цифрового образования в отдельных странах ЕС [3].
Было принято решение о создании общеевропейской платформы для цифрового высшего образования и расширения сотрудничества. Новая платформа, поддерживаемая общеевропейским образовательным порталом Егавтив+, будет служить универсальным магазином и будет предлагать: он-лайн-обучение, смешанную мобильность, виртуальные кампусы и обмен передовым опытом между высшими учебными заведениями на всех уровнях (студенты, исследователи, преподаватели).
Ведущими европейскими странами в области развития и совершенствования дистанционного обучения являются: Германия, Испания, Италия, Финляндия, Швеция, Франция, Чехия, Великобритания.
К преимуществам дистанционных образовательных программ ведущих европейских государств можно отнести: многолетний опыт в области дистанционного образования; солидная информационная база, поддерживаемая многими национальными порталами; наличие сети образовательных центров в разных странах; признание дипломов во всём мире; применение новейших мультимедийных технологий в образовании, включая компьютерные сети и спутниковое телевидение; налаженная система рассылки файлов, установления обратной связи и аттестации студентов; высококвалифицированные педагоги;
высокое и признанное качество учебных программ.
В европейских странах дистанционное обучение ведётся на различных языках, чаще всего это — национальный язык и английский.
Среди огромного множества вузов особо стоит выделить Институт дистанционного образования в г. Хаген (Германия) с богатейшей информационной базой и 25-летним опытом работы в сфере дистанционного обучения.
Другим популярным европейским учебным заведением с дистанционными формами обучения является Испанский национальный университет дистанционного образования с 20-летним опытом работы. Этот университет предоставляет учебные программы по многим специальностям гуманитарного и технического профилей, отличается высоким уровнем обратной связи независимо от местонахождения студента.
Франция занимает третье место в Европе по интенсивности развития дистанционного обучения, в стране уделяется большое внимание информационному обеспечению абитуриентов. Обучение происходит, в основном, с применением интерактивных телекоммуникационных технологий. Кроме того, в ходе обучения студентам рассылаются различные презентации, видеокассеты, видеоролики.
Одно из ведущих мест среди передовых европейских государств в области развития и совершенствования системы дистанционного обучения занимает Финляндия, вузы которой предлагают широкий спектр специальностей, высокое качество трансляции видео- и аудиоматериалов, применение новейших методик разработки учебных программ, аттестации учащихся, передачи информации, например посредством проведения видеоконференций. Кроме того, в Финляндии с помощью дистанционного обучения может быть получено общее среднее образование. Дистанционное обучение предлагается в более чем 100 общеобразовательных школах и во всех общеобразовательных школах для взрослых; осуществляется в соответствии с Национальной основной учебной программой
и распределением времени в старших классах средней школы для взрослых. Учащиеся зачисляются в учебное заведение, обеспечивающее общее дистанционное среднее образование, и вместе с его директором, школьным консультантом и предметными консультантами составляют свои личные учебные планы. Большинство занятий проводится в форме дистанционного обучения под наблюдением учителей. При необходимости учащиеся могут также участвовать в контактных и консультационных уроках в своей школе [4].
В Швеции во всех муниципалитетах доступны бесплатное муниципальное образование для взрослых, образование для взрослых с нарушениями интеллекта, шведское обучение для иммигрантов и обучение на рынке труда. Программы профессионального образования предлагаются по всей стране. Дистанционное обучение используется для облегчения возможностей обучения взрослых в малонаселённых районах. Фактически, дистанционное обучение продвигается как опция для всех желающих получить образование, независимо от их места жительства. Доля взрослых, обучающихся дистанционно, постоянно увеличивается. Большинство учеников, выбирающих дистанционную форму обучения, учатся в старших классах средней школы; только 5% из тех, кто учится на базовом уровне, выбрали дистанционное обучение в 2013 г. В настоящее время примерно 36 000 человек принимают участие в муниципальном образовании для взрослых посредством дистанционного обучения [5].
Существуют и активно действуют международные курсы, имеющие форму дистанционного обучения. Например, массовый открытый онлайн-курс (МООК; англ. Massive open online courses — MOOC) — обучающий курс с массовым интерактивным участием c применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет. В качестве дополнений к традиционным материалам учебного курса — видео, учебные материалы для чтения и домашние задания — массовые открытые онлайн-курсы дают возможность использовать интерактивные форумы, помогающие создавать и поддерживать сообщества студентов и преподавателей.
Соцмультурм У ПШГОГМИЕ ШМСТУ ТШШОМУУ Ч
Массовые открытые онлайн-курсы появились в сфере дистанционного обучения в 2008 г., но своей популярности достигли к 2012 г., когда такие проекты как Coursera, Udacity и Udemy привлекли первые финансовые инвестиции. Первые сайты МООК (например, Udacity) пропагандировали концепцию открытого и бесплатного доступа. Позже доступ к контенту стал платным, оставив возможность полного или частичного бесплатного обучения [6]. Видеозаписи лекций различных учебных заведений стали появляться в сети Интернет ещё в конце 1990-х гг., однако только массовые открытые онлайн-курсы, появившиеся впервые в начале 2010-х гг., дали возможность интерактивного общения студентов и преподавателей, а также сдачи экзаменов в режиме онлайн. Подобные сайты рассчитаны на слушателей различных уровней подготовки: как на новичков, так и на опытных специалистов. Самые популярные массовые онлайн-курсы собирают сотни тысяч студентов. Региональные МООК ведут преподавание на национальных языках и сфокусированы на решении проблем отдельной страны или региона. Часто финансирование таких ресурсов осуществляется государственными органами, например Министерство образования Мексики финансирует платформу México X, Министерство национального образования Франции поддерживает платформу FUN (France Université Numérique), а Министерство развития человеческих ресурсов Индии финансирует проект NPTEL (National Programme on Technology Enhanced Learning) [6].
Ещё один известный и очень популярный проект Coursera в сфере массового дистанционного образования основан профессорами информатики Стэнфордского университета Эндрю Ыном и Дафной Коллер. В его рамках существует проект по публикации образовательных материалов в Интернете в виде набора онлайн-курсов. Проект сотрудничает с университетами, публикующими и ведущими курсы по различным отраслям знаний. Слушатели проходят курсы, общаются с сокурсниками, сдают тесты и экзамены непосредственно на сайте Coursera, есть и официальное мобильное приложение для iPhone и Android, содержащее учебные программы Coursera. На февраль 2017 г. в Coursera зарегистрировано 24 млн пользователей и более
2000 курсов, 160 специализаций от 149 образовательных учреждений [7]. В проекте представлены курсы по физике, инженерным дисциплинам, гуманитарным наукам и искусству, медицине, биологии, математике, информатике, экономике и бизнесу. Продолжительность курсов — примерно от 6 до 10 недель. В отличие от таких проектов как Academic Earth, в Coursera предлагаются не отдельные лекции, а полноценные курсы, включающие видеолекции с субтитрами, текстовые конспекты, домашние задания, тесты и итоговые экзамены. Доступ к курсам ограничен по времени. Каждое домашнее задание или тест должны быть выполнены только в определённый период времени. По окончании курса, при условии успешной сдачи промежуточных заданий и заключительного экзамена, слушателю выдаётся сертификат о прохождении курса [7].
С 2014 г. основная часть курсов представлена на английском языке, но есть курсы на китайском, испанском, французском, русском, португальском и других языках. При этом активно добавляются субтитры на многих языках мира, которые создаются слушателями на добровольных началах. Для создания субтитров на русском языке запущен проект «Переведём Coursera», в котором на начало 2015 г. зарегистрировано 15 тысяч участников и переведено 30 курсов [8].
Одной из ведущих стран в мире, предоставляющих возможности дистанционного обучения, является Австралия. В 1993 г. была создана Австралийская территориальная информационная сеть AADES — высшая профессиональная организация в Австралии, представляющая дистанционное образование на уровне школы. Она насчитывает 1200 членов по всем штатам Австралии и Новой Зеландии [9].
Австралия — страна с огромной территориальной протяжённостью — имеет свою историю развития дистанционного обучения. Например, история существования и развития Тасманской дистанционной школы насчитывает более 90 лет, когда в штате было создано дистанционное обучение, позволяющее учащимся, которые не имели возможности посещать обычные учебные заведения, получить школьное
образование. В настоящее время Tasmanian eSchool предоставляет онлайн образовательную программу K-10 с возможностями индивидуального обучения, с большим разнообразием учебных программ. Школьные приоритеты — грамотность, массовость и реализация личных и социальных способностей. У школы есть кампус на севере (Rocherlea) и на юге (парк Derwent) острова. Учителя разрабатывают и проводят онлайн-курсы австралийской учебной программы в дополнение к коротким курсам на основе интересов. Многие ученики обучаются по индивидуальным программам, в основе которых лежит австралийский учебный план. В дополнение к образовательным программам Тасманская школа предоставляет две программы для поддержки сообщества Тасмании. К ним относятся: программа медицинских школ в Хобарте и Лонсестоне и программа STARS, которая развивает социальные навыки учащихся с диагнозом «высокофункциональный аутизм».
Ученики могут быть зачислены в Тасманс-кую дистанционную школу, параллельно обучаясь в обычной базовой школе, и выполнять только часть программ заочно. Обучаться таким образом могут все дети Тасмании школьного возраста [10].
Сиднейская школа дистанционного обучения — государственная школа, которая «стремится к совершенству и справедливости в дистанционном образовании». Она является крупнейшим школьным поставщиком программ гибкого смешанного обучения в штате Новый Южный Уэльс (Австралия). В эту школу поступают учащиеся, которые соответствуют определённым требованиям и не могут посещать другую школу на постоянной основе. Здесь есть курсы дневной и заочной форм обучения, по которым обучаются дети с различными заболеваниями и те, кто нуждается в дополнительной поддержке, а также ученики, изучающие отдельные курсы, к которым они не имеют доступа в местных учебных заведениях. Школа предлагает 11 курсов для 7-х и 8-х классов, 28 курсов для 9-х и 10-х классов и более 40 курсов для 11-х и 12-х классов. Программа средней школы для 7-10-х классов предусматривает ещё 20 курсов для учащихся, которым нужна дополнительная поддержка в обучении гра-
мотности и математике. В школе есть возможности качественного индивидуального обучения. Ученики могут учиться разными способами, используя письменные материалы и онлайн-технологии: по телефону, по электронной почте и через Интернет с помощью уроков, разработанных с использованием онлайн-систем управления обучением [9].
Применение творческих, сложных и смешанных возможностей обучения дополняется инклюзивными программами благополучия учащихся и партнёрскими связями школы с общинами, семьями и другими школами. Большое внимание в сиднейской школе уделяется обеспечению устойчивости и социальной справедливости.
Школа дистанционного обучения Южного Креста в штате Новый Южный Уэльс предоставляет широкий спектр учебных программ среднего образования в дистанционной форме обучения, 65 курсов на 7 языках в более чем 20 учебных центрах по всему региону. Учащиеся могут получить поддержку по окончании обучения [11].
Центр дистанционного обучения Queanbeyan (Австралия) предоставляет качественное начальное образование всем категориям учащихся с помощью индивидуальных программ, разработанных для удовлетворения потребностей в обучении каждого ученика. Программы охватывают ключевые области в рамках учебной программы Совета по образованию Нового Южного Уэльса, планируется внедрение австралийской учебной программы. Неотъемлемой частью обучения в этом центре является социальное и эмоциональное развитие учащихся, поощряется тесное взаимодействие между педагогами, учащимися и руководителями, что ведёт к успешной реализации программ [11].
NSW School of Languages — специализированная языковая школа дистанционного обучения (Новый Южный Уэльс) — является частью сети школ Департамента образования, которая обеспечивает образование для учащихся основных и средних школ штата Новый Южный Уэльс посредством дистанционного обучения. Учащиеся могут записаться на языковой курс, которого нет в школе, где они учатся. Обучение
СОШМУЛШРМ У ПШГОГМИЕ ШМСТУ ТШОЛОМУУ Ч
происходит посредством разнообразных учебных материалов, телефонных уроков, видеоконференций, онлайн-мероприятий, форумов и электронной почты. В языковой школе штата Новый Южный Уэльс проводятся учебные дни, на которых ученики могут встретиться с другими учениками и педагогами [12].
В Новой Зеландии, как и в Австралии, развита дистанционная форма обучения. Например, в школе Те Кига N2 проводится онлайн-обучение для детей младшего возраста, для учащихся в системе начального и среднего образования.
Изучение современного состояния дистанционного обучения за рубежом выявило стремительное распространение этой формы обучения по всему миру и переход на наднациональный уровень (создание международных курсов дистанционного обучения). В качестве особенности можно отметить, что в европейских странах эта форма обучения развивается, прежде всего, в сфере высшего образования и как форма повышения квалификации, а в странах, обладающих большими территориями и относительно небольшой плотностью населения (Австралия, Новая Зеландия), дистанционное обучение охватывает все уровни образования. Важной тенденцией в настоящее время является и то, что активно появляются курсы и программы дистанционного образования для людей, имеющих проблемы со здоровьем или социализацией. Становится очевидным, что распространение дистанционного обучения помогает решать мировую цель в сфере образования — обеспечение равенства для всех в получении качественного образования. □
Литература
1. Открытый университет Великобритании. [Электронный доступ: http://www. openuniversity.edu/why-the-ou/reputation] (дата обращения: 16.03.2019).
2. Инчхонская декларация. [Электронный доступ: https://unesdoc.unesco.org/ агк:/48223/рЮ000233137_^] (дата обращения: 16.03.2019).
3. Коммуникация от Комиссии в Европейский парламент, Совет, Европейский
экономический и социальный комитет и комитет регионов. О плане действий в области цифрового образования. [Электронный доступ: https://eur-lex. europa.eu/legal-сontent/EN/ TXT/?uri=COM:2018:22:FIN] (дата обращения: 16.03.2019).
4. Дистанционное обучение в Финляндии. [Электронный доступ: https://eacea.ec. europa.eu/national-policies/eurydice/home_ en] (дата обращения: 16.02.2019).
5. Дистанционное обучение в Швеции. [Электронный доступ: https://eacea.ec. europa.eu/national-policies/eurydice/ content/main-types-provision-77_en] (дата обращения: 23.02.2019).
6. Онлайн-курсы МООК. [Электронный доступ: https://www.informationweek.com/ software/udacity-hedges-on-open-licensing-for-moocs/d/d-id/1111226] (дата обращения: 3.03.2019).
7. Онлайн-курсы Coursera. [Электронный доступ: https://about.coursera.org$] (дата обращения: 3.03.2019).
8. Онлайн-курсы Coursera. [Электронный доступ: https://www.informationweek.com/ software/udacity-hedges-on-open-licensing-for-moocs/d/d-id/1111226] (дата обращения: 3.03.2019).
9. Австралийская территориальная информационная сеть AADES. [Электронный доступ: https://www.aades.edu.au/ nsw] (дата обращения: 3.03.2019).
10. Тасманская дистанционная школа. [Электронный доступ: tasmanianeschool. education.tas.edu.au/Pages/Home.aspx] (дата обращения: 3.03.2019).
11. Queanbeyan Distance Education Centre. [Электронный доступ: https://www.aades. edu.au/nsw] (дата обращения: 3.03.2019).
12. NSW School of Languages. [Электронный доступ: https://www.aades.edu.au/ nsw] (дата обращения: 3.03.2019).
Literatura
1. Otkrytyj universitet Velikobritanii. [Elektronnyj dostup: http://www.openuniversity.edu/why-the-ou/reputation] (data obrashcheniya: 16.03.2019).
2. Inchkhonskaya deklaraciya. [Elektronnyj dostup: ttps://unesdoc. un es co.org/ ark:/48223/pf0000233137_rus] (data obrashcheniya: 16.03.2019).
3. Kommunikaciya ot Komissii v Evropejskij parlament, Sovet, Evropejskij ekonomi-cheskij i social'nyj komitet i komitet regi-onov. O plane dejstvij v oblasti cifrovogo obrazovaniya. [Elektronnyj dostup: https:// eur-lex.europa.eu/legal-sontent/EN/ TXT/?uri = COM:201 8:22: FIN] (data obrashcheniya: 16.03.2019).
4. Distancionnoe obuchenie v Finlyandii. [Elektronnyj dostup: https://eacea.ec. europa.eu/national-policies/eurydice/ home_en] (data obrashcheniya: 16.02.2019).
5. Distancionnoe obuchenie v SHvecii. [Elektronnyj dostup: https://eacea.ec. europa.eu/national-policies/eurydice/ content/main-types-provision-77_en] (data obrashcheniya: 23.02.2019).
6. Onlajn-kursy MOOK. [Elektronnyj dostup: https://www.informationweek.com/software/ udacity-hedges-on-openlicensingfor-moocs/d/d-id/1 1 1 1 226] (data obrashcheniya: 3.03.2019).
7. Onlajn-kursy Coursera. [Elektronnyj dostup: https://about.coursera.org$] (data obrashcheniya: 3.03.2019).
8. Onlajn-kursy Coursera. [Elektronnyj dostup: https://www.informationweek.com/ software/udacity-hedges-on-openlicensingfor-moocs/d/d-id/1 111226] (data obrashcheniya: 3.03.2019).
9. Avstralijskaya territorial'naya informacion-naya set' AADES. [Elektronnyj dostup: https://www.aades.edu.au/nsw] (data obrashcheniya: 3.03.2019).
10. Tasmanskaya distancionnaya shkola. [Elektronnyj dostup: tasmanianeschool. education.tas.edu.au/Pages/Home.aspx] (data obrashcheniya: 3.03.2019).
11. Queanbeyan Distance Education Centre. [Elektronnyj dostup: https://www.aades. edu.au/nsw] (data obrashcheniya: 3.03.2019).
12. NSW School of Languages. [Elektronnyj dostup: https://www.aades.edu.au/nsw] (data obrashcheniya: 3.03.2019).