Научная статья на тему 'Роль дистанционного обучения в современном образовании'

Роль дистанционного обучения в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1740
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / обучение / образование / образовательный процесс / информационные технологии / удаленное обучение / Интернет / виртуальное общение / distance learning / training / education / educational process / information technology / distance learning / Internet / virtual communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В статье исследуются современные теоретические аспекты применения дистанционного обучения в образовательном процессе. Дистанционное обучение должно быть интерактивным, то есть обучающиеся должны иметь возможность общаться как с преподавателем, так и между собой посредством не только электронной почты или различных мессенджеров, а напрямую, путем так называемых «виртуальных классов», в режиме реального времени. Сделан вывод о том, что дистанционное обучение – это современная самостоятельная форма обучения, реализуемая специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Дистанционное обучение имеет свои положительные и отрицательные психологические аспекты. В современных условиях 2020 года при дистанционном обучении важно соблюдать спокойствие и использовать рекомендации, направленные на повышение эффективности образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DISTANCE LEARNING IN MODERN EDUCATION

The article explores the modern theoretical aspects of the use of distance learning in the educational process. Distance learning should be interactive, i.e. students should be able to communicate with both the teacher and each other through not only e-mail or various messengers, but directly, through so-called “virtual classes” in real time. It is concluded that distance learning is a modern independent form of learning, implemented by specific means of Internet technologies or other means of providing interactivity. Distance learning has its positive and negative psychological aspects. In modern conditions of 2020, with distance learning, it is important to remain calm and use recommendations aimed at improving the effectiveness of the educational process.

Текст научной работы на тему «Роль дистанционного обучения в современном образовании»

ции, на развитие которых у выпускников бакалавриата нацелен рассматриваемый модуль, могут быть представлены в форме таблицы.

Таблица 2

Метакомпетенции бакалавра, развиваемые в ходе изучения модуля «Ведение переговоров на экономическом форуме»

Категория Компетенции

Коммуникативные компетенции Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межкультурного взаимодействия (ОК-5)

Регулятивные компетенции Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7)

Когнитивные компетенции Навыки критического, аналитического и творческого мышления

Общепрофессиональные компетенции Способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности (ОПК-3)

При изучении интересующего нас учебного модуля работа с текстовым материалом на иностранном языке предполагает использование следующих форм работы:

Библиографический список

• проблематизация;

• поиск по ключевым словам, понятиям;

• задания на сравнение;

• выдвижение и доказательство гипотез;

• обобщение.

Модульное структурирование учебного процесса на сегодняшний день представляет собой наиболее эффективную и перспективную технологию, обеспечивающую будущим специалистам возможность самостоятельно выстраивать образовательную траекторию. В дальнейшем это позволяет надеяться на рост их конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках труда. При этом изучение отечественных и зарубежных исследований, так или иначе затрагивающих проблемы метапредметного подхода, наглядно демонстрирует нерешённость ряда вопросов его теоретической и практической разработки. Не существует, например, единого понимания такого важного термина, как «мета-компетенция». При этом мы можем с определённой долей уверенности утверждать, что формирование «надпрофессиональных» компетенций во многом способствует эффективной подготовке будущих специалистов. По этой причине в настоящее время в российских ОО, осуществляющих деятельность в рамках программ ВПО, активно применяется метакомпетентный подход к освоению студентами различных учебных предметов, в том числе иностранных языков в неязыковых вузах. Кроме того, благодаря общегуманитарной направленности обучение в них языкам предоставляет достаточно широкие возможности для изучения специальной информации, необходимой будущему выпускнику в дальнейшей профессиональной самореализации.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования: бакалавриат. Available at: http:// www.edu.ru/db/ mo/Data/d_14/m940.pdf 3

2. Гришенкова Е.Г Метапрофессиональные личностные качества как условие формирования универсальности специалиста-лингвиста. Современные проблемы науки и образования. 2012; № 1. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5391

3. Орбодоева Л.М. Уровни профессиональной метакомпетенции (иноязычное образование). Мир науки, культуры, образования. 2015: № 3 (52): 72 - 76.

4. Гатулин РР Проблемы формирования надпрофессиональных компетенций у студентов вуза. Инноватика-2016: сборник материалов XII Международной школы-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск: STT, 2016:432 - 435.

5. Локтюшина Е.А. Интегрированная профессиональная иноязычная компетентность как цель языкового образования. Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. 2012; № 6. Available at: http://wwwemissia.org/offline/2012/1818.html

6. Попова Н.В. Модульное проектирование интегративной основы обучения иностранному языку в вузе: междисциплинарный подход: монография. Под редакцией проф. М.А. Акоповой. Санкт-Петербург: Издательство политехнического университета, 2012.

7. Языкова Н.В. Формирование профессионально-методической деятельности студентов педагогических факультетов иностранных языков. Улан-Удэ, 1994.

8. Тарева Е.Г Развитие лингвообразовательных практик: оптимистичная проекция. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2015; № 2 (18): 75 - 85.

9. Тарева Е.Г Обучение языку и культуре: инструмент «мягкой силы»? Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2016; № 3 (23): 94 - 101.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya. Uroven' vysshego obrazovaniya: bakalavriat. Available at: http:// www.edu.ru/db/mo/Data/d_14/ m940.pdf 3

2. Grishenkova E.G. Metaprofessional'nye lichnostnye kachestva kak uslovie formirovaniya universal'nosti specialista-lingvista. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012; № 1. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5391

3. Orbodoeva L.M. Urovni professional'noj metakompetencii (inoyazychnoe obrazovanie). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015: № 3 (52): 72 - 76.

4. Gatulin R.R. Problemy formirovaniya nadprofessional'nyh kompetencij u studentov vuza. Innovatika-2016: sbornik materialov XII Mezhdunarodnoj shkoly-konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh. Tomsk: STT, 2016:432 - 435.

5. Loktyushina E.A. Integrirovannaya professional'naya inoyazychnaya kompetentnost' kak cel' yazykovogo obrazovaniya. Pis'ma v 'Emissiya. Offlajn: 'elektronnyjnauchnyjzhurnal. 2012; № 6. Available at: http://www.emissia.org/offline/2012/1818.html

6. Popova N.V. Modul'noe proektirovanie integrativnoj osnovy obucheniya inostrannomu yazyku v vuze: mezhdisciplinarnyjpodhod: monografiya. Pod redakciej prof. M.A. Akopovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo politehnicheskogo universiteta, 2012.

7. Yazykova N.V. Formirovanie professional'no-metodicheskoj deyatel'nosti studentov pedagogicheskih fakul'tetov inostrannyh yazykov. Ulan-Ud'e, 1994.

8. Tareva E.G. Razvitie lingvoobrazovatel'nyh praktik: optimistichnaya proekciya. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Filologiya. Teoriya yazyka. Yazykovoe obrazovanie. 2015; № 2 (18): 75 - 85.

9. Tareva E.G. Obuchenie yazyku i kul'ture: instrument "myagkoj sily"? Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Filologiya. Teoriya yazyka. Yazykovoe obrazovanie. 2016; № 3 (23): 94 - 101.

Статья поступила в редакцию 18.05.20

УДК 378

Guzueva E.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Business Informatics, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: guzueva@mail.ru

Ziyaudinova S.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Information and Communication Technologies, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: Slana_z@list.ru

Zhamborov A.A., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of Fire Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies, Branch of Krasnodar

University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Nalchik, Russia)

THE ROLE OF DISTANCE LEARNING IN MODERN EDUCATION. The article explores the modern theoretical aspects of the use of distance learning in the educational process. Distance learning should be interactive, i.e. students should be able to communicate with both the teacher and each other through not only e-mail or various messengers, but directly, through so-called "virtual classes" in real time. It is concluded that distance learning is a modern independent form of learning, implemented by specific means of Internet technologies or other means of providing interactivity. Distance learning has its positive and negative psychological aspects. In modern conditions of 2020, with distance learning, it is important to remain calm and use recommendations aimed at improving the effectiveness of the educational process.

Key words: distance learning, training, education, educational process, information technology, distance learning, Internet, virtual communication.

Э.Р. Гузуева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Е-mail: guzueva@mail.ru С.М. Зияудинова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: Slana_z@list.ru

А.А. Жамборов, канд. юрид. наук, доц., Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, полковник полиции, г. Нальчик

РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье исследуются современные теоретические аспекты применения дистанционного обучения в образовательном процессе. Дистанционное обучение должно быть интерактивным, то есть обучающиеся должны иметь возможность общаться как с преподавателем, так и между собой посредством не только электронной почты или различных мессенджеров, а напрямую, путем так называемых «виртуальных классов», в режиме реального времени. Сделан вывод о том, что дистанционное обучение - это современная самостоятельная форма обучения, реализуемая специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Дистанционное обучение имеет свои положительные и отрицательные психологические аспекты. В современных условиях 2020 года при дистанционном обучении важно соблюдать спокойствие и использовать рекомендации, направленные на повышение эффективности образовательного процесса.

Ключевые слова: дистанционное обучение, обучение, образование, образовательный процесс, информационные технологии, удаленное обучение, Интернет, виртуальное общение.

Информационные технологии и их развитие пронизывают все сферы жизни современного человека, в том числе образование. Эффективная организация образовательного процесса не представляется возможной без технологических средств получения необходимой информации. Приобщение системы образования к последним разработкам в сфере технологий является естественным процессом.

До недавнего времени такое понятие, как дистанционное образование, фактически не разделялись. Однако в текущем периоде дистанционное образование подтвердило свою значимость и необходимость. Было показано, что в педагогическом сообществе дистанционное обучение предоставляет хорошие возможности для обучения на основе компьютерных технологий. Однако остается реальная проблема: является ли дистанционное обучение новшеством или конкретной формой обучения? Этот вопрос очень серьезный, поскольку подготовка педагогов к работе в системе дистанционного обучения зависит от понимания этой проблемы.

В глобальной практике существует тенденция перейти от обучения в аудитории к обучению в небольших группах по 2 или по 3 - 4 человека и индивидуальной работе обучающихся. Они используют упражнения с различным фокусом и различными базами данных, методы для представления проблемной ситуации и мозговой атаки; кроме того, они пишут исследования, применяют новые методы в качестве деятельности по проекту.

Зарождение получения знаний и даже высшего образования на расстоянии произошло в Лондонском университете (University of London) Объединенного Королевства. Экзамены, которые проводились в университете, стали открытыми для кандидатов со всего света, независимо от того, где ранее было получено образование. Далее возникли колледжи, предлагающие пройти курсы обучения в соответствии с программой с помощью почты.

В 1970-х годах в США были предприняты шаги по созданию дистанционного обучения. Анной ЭлиотТикнор была создана система обучения Общество Тик-нор, при помощи которой женщины могли обучаться по почте [1].

Достаточно быстро ДО появилось и в Австралии. В l9l1 году стартовали курсы вузовского уровня в университете Квинсленд (University onueensland) в Брисбене. В 1914 году было сформировано обучение по программе начальной школы детей, живущих отдаленно от обычных школ, опять же с помощью почты.

В настоящее время глобальные информационные вызовы толкают образование на пусть скорейшей реформации от традиционного к цифровому образованию. Система образования, отвечающая требованиям цифровой эпохи, должна обеспечивать подготовку специалистов новых отраслей и специальностей, владеющих компьютерными технологиями. Цифровые технологии изменили образовательную систему, а также расширили формы образовательного процесса.

Современная действительность характеризуется огромным ростом потребления информации, что, безусловно, требует развития информационной инфраструктуры. Тенденция перехода от материальной плоскости в электронную усиливается. Развитие информационных технологий оказывает существенное влияние на все сферы жизни, в том числе образовательный процесс в высших учебных заведениях, что послужило причиной возникновения дистанционного обучения.

Дистанционное обучение - модель современной образовательной деятельности обучающегося и учителя в организации процесса проектирования и профессионального обучения с обеспечением абсолютной уверенности в комфортной обстановке для участников образовательного процесса.

Дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения, отражающая все присущие учебному процессу компоненты. На наш взгляд, дистанци-

онное обучение - это учебный процесс, где взаимодействие учащегося и преподавателя осуществляется через электронные каналы передачи и получения информации (Интернет, электронная почта), т.е. без непосредственного контакта между ними. Как любой учебный процесс, дистанционное обучение имеет целью вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность, направленную на достижение каждым учащимся определенных учебных целей - овладения определенной системой знаний и умений [2].

Внедрение таких технологий осуществляется путем создания индивидуальных модульных учебных планов, т.е. программ, которые по мере необходимости могут быть разделены на различные части (фрагменты) различной сложности, учета возможностей Интернета для внедрения гибких технологий дистанционного обучения и производства электронных учебников.

В книге «Дистанционное обучение» под редакцией Е.С. Полата рассматриваются несколько основных причин использования дистанционного образования:

1. Предоставление практических средств обучения и общения (то есть использование современных средств связи и поиск информации, такой как Skype, Gmail, Интернет).

2. Широкий охват групповой работы (т. е. возможность создания он-лайн-групп).

3. Более широкая связь с учителем (т.е. возможность общения в нерабочее время).

4. Сокращение времени для ответа преподавателя.

5. Свободный доступ к базам данных, библиотечным каталогам, иным источникам информации.

6. Способность быстро получать и отправлять домашние задания.

7. Возможность проходить тесты в режиме реального времени [3].

Следует помнить о важнейших особенностях современного дистанционного обучения:

1. Обучающиеся не привязаны к определенному месту, классу или аудитории, поэтому можно подчеркнуть гибкость этого обучения.

2. Способность контролировать учебный процесс, который отвечает индивидуальным или групповым потребностям.

3. Расстояние между учеником и учителем не является проблемой, которая препятствует эффективности образовательного процесса.

4. Обучающийся и преподаватель имеют возможность организовать свою работу в подходящее время и в разумных темпах.

5. Имеют неограниченный доступ к Интернет-ресурсам.

6. Этот вид обучения дешевле, потому что не нужно арендовать большие площади и их расположение.

7. Новая роль педагога заключается в том, чтобы координировать когнитивный процесс, адаптировать преподаваемый курс, проводить консультации, создавать образовательные проекты и т.д.

8. Измененная роль студента, характеризующаяся высокой мотивацией и высокой степенью предварительного знания.

9. Использование современных технологий, таких как ПК, Интернет, системы видеоконференций и т.д.

Среди многих трудностей в дистанционном обучении была выбрана педагогическая основа для развития и использования дидактического обеспечения. Это связано с тем, что дистанционное обучение требует повышения качества дидактической поддержки. Однако, как показывает опыт, финансовая безопасность не всегда оправдана, а связано это с отсутствием психологического и педагогического содержания.

Если рассматривать обучение только на дистанционной основе, обнаруживается ряд проблем:

1. Несмотря на технический прогресс, не все имеют компьютер и выход в Интернет, а если есть, то связь может быть недостаточно качественной. Особенно это актуально для небольших и удаленных мест жительства.

2. У обучаемого должен быть высокий уровень мотивации и дисциплинированности, так как весь учебный материал он изучает практически самостоятельно.

3. Возможен недостаток предоставленного лекционного информационного материала, и, соответственно, для более углубленного изучения придется самому искать дополнительную информацию.

4. Выявляется проблематичность идентификации обучаемого при проверке полученных знаний, особенно если это не видеосвязь online.

5. При получении профессионального образования не каждую профессию можно освоить дистанционно.

6. Очень важными в процессе обучения являются эмоциональная и коммуникационная составляющие. Для некоторых обучающихся это может иметь большое значение, а при дистанционном обучении такое не всегда возможно [4].

Стоит напомнить два основных признака дистанционного обучения:

- дистанционная форма обучения гарантирует образование всем желающим. С этой целью она и была разработана в связи с большой территориальной разбросанностью обучающихся и их различными медицинскими показаниями, что, нередко, затрудняет посещение общеобразовательных учреждений;

- дистанционное обучение может учитывать личные интересы учащихся и разработать курс, адаптированный к способностям ученика.

В центре образовательного качества - организованный образовательный процесс. Как и каждый процесс, он подвержен воздействию ряда внутренних и внешних факторов. Поэтому следует упомянуть факторы, которые влияют на качество образования:

- выбор концепции обучения, ее приверженности целям;

- организация и структурирование образовательного контента (с учетом особенностей дистанционной формы);

- методы и формы обучения, которые учитывают индивидуальные навыки и интересы обучаемых, характеристики взаимодействия в виртуальном образовательном пространстве;

- интерактивность информационной и образовательной среды учебного процесса;

Библиографический список

- эффективность информационных ресурсов в образовательных целях с учетом характеристик восприятия и усвоения информации в сетевом пространстве;

- техническое и технологическое оборудование дистанционного обучения, соответствие информационных технологий дидактическим задачам;

- профессионализм учителя не только в своей области знаний и частично в смежных областях, но и наличие образовательных, психологических знаний, владение особенностями концепции обучения, а также информационными технологиями, спецификой организации учебного процесса на расстоянии.

Дистанционное обучение основывается на таких компонентах педагогического процесса, как обучение и самообучение, воспитание и самовоспитание, развитие и саморазвитие, направляемое и самостоятельное творчество, обучение передаче опыта и собственно передача опыта. В настоящее время дистанционное образование выходит на первый план и начинает занимать особое место в педагогической деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современное состояние общества полагает, что дистанционное обучение должно быть интерактивным, то есть обучающиеся должны иметь возможность общаться как с преподавателем, так и между собой посредством не только электронной почты или различных мессенджеров, а напрямую, путем так называемых «виртуальных классов», в режиме реального времени. Обучение только тогда становится полноценным и качественным, когда происходит личный контакт, а при дистанционном обучении недостаток личного контакта можно компенсировать за счет виртуального общения. Поэтому должны быть соответствующие технические возможности как информационной, так и коммуникационной инфраструктуры, которые в данный период не всегда соответствуют требованиям времени [5].

Таким образом, дистанционное обучение - это современная самостоятельная форма обучения, реализуемая специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Дистанционное обучение имеет свои положительные и отрицательные психологические аспекты. В современных условиях 2020 года при дистанционном обучении важно соблюдать спокойствие и использовать рекомендации, направленные на повышение эффективности образовательного процесса.

1. Галаган А.И. Ведущие университеты США и некоторых других стран Запада. Социально-гуманитарные знания. 2013; № 95: 185 - 190.

2. Дудковская И.А. О некоторых формах дистанционного обучения. Конструктивные педагогические заметки. 2020; № 8-2: 88 - 98.

3. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва, 2014. Available at: https://chesu.antiplagiat.ru/report/byLink/apiCorp/366706?v=1SuserId=4SvalidationHash=DEA01BA23C05216F9CDD975EB7EB37B9B9021A75Sp age=15

4. Умаров Б. Преимущества внедрения технологий дистанционного обучения. Экономика и социум. 2020; № 2: 424 - 426.

5. Бурнашева Л.Ю. Дистанционное обучение и его роль в современном мире. COLLOQUIUM-JOURNAL. 2020; №10-5: 32 - 34.

6. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2020.

7. Сорокопуд Ю.В., Борисевич М.М. Специфика профессиональной подготовки в условиях онлайн-образования. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 225 - 226.

References

1. Galagan A.I. Veduschie universitety SShA i nekotoryh drugih stran Zapada. Social'no-gumanitamyeznaniya. 2013; № 95: 185 - 190.

2. Dudkovskaya I.A. O nekotoryh formah distancionnogo obucheniya. Konstruktivnyepedagogicheskiezametki. 2020; № 8-2: 88 - 98.

3. Polat E.S. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2014. Available at: https://chesu.antiplagiat.ru/report/byLink/apiCorp/366706?v=1&userId=4&validationHash=DEA01BA23C05216F9CDD975EB7EB37B9B9021A75&page=15

4. Umarov B. Preimuschestva vnedreniya tehnologij distancionnogo obucheniya. 'Ekonomika i socium. 2020; № 2: 424 - 426.

5. Burnasheva L.Yu. Distancionnoe obuchenie i ego rol' v sovremennom mire. COLLOQUIUM-JOURNAL. 2020; №10-5: 32 - 34.

6. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya isovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2020.

7. Sorokopud Yu.V., Borisevich M.M. Specifika professional'noj podgotovki v usloviyah onlajn-obrazovaniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 225 - 226.

Статья поступила в редакцию 27.05.20

УДК 378

Guseva N.V., senior teacher, Department of Romanic Languages, Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: englevel-1@mail.ru

CORPUS OF COMPUTER TEST ASSIGNMENTS AS A MEANS OF PEDAGOGICAL ASSESSMENT. Pedagogical assessment implies more than a traditional test of knowledge. It does not only show the results, but it also explains the origin of them. Pedagogical assessment reveals trends and dynamics of the learning process, connects the results with ways of achieving them. The author of the article considers the corpus of computer test assignments as a means of pedagogical assessment. This could be applied evaluating foreign language training of students of military universities. Test types and computer test variants are given. The important features and principles of them are considered. The main requirements for working them out are given. The article concludes that unlike traditional means of pedagogical diagnostics, the bank of test tasks allows you to manage the knowledge of cadets, solve complex educational problems, design educational complexes, create electronic training aids, etc.

Key words: corpus of computer test assignments, types of assignments, pedagogical assessment, military university.

Н.В. Гусева, ст. преп., Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования

«Военный университет», г. Москва, E-mail: englevel-1@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.