Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ: ПОДХОДЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ: ПОДХОДЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
760
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
онлайн-обучение / вебинар / компьютерные технологии / аудиторный семинар / видеоконференции / мотивация / гибкость / online training / webinar / computer technology / classroom seminar / video conferencing / motivation / flexibility

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Мария Валерьевна

Неотъемлемой частью подготовки студентов является формирование профессионально ориентированной коммуникативной иноязычной компетенции. При определенных условиях на первый план выходят новые формы обучения, к которым относится дистанционное преподавание иностранного языка онлайн. В данной статье рассматриваются различные подходы и средства дистанционного обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING AND FOREIGN LANGUAGE TEACHING: APPROACHES AND PROBLEMS

An integral part of student training is the formation of a professionally oriented communicative foreign language competence. Under certain conditions, new forms of learning come to the fore, including distance teaching of a foreign language online. This article discusses various approaches and means of distance learning of a foreign language

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ: ПОДХОДЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10939 НИКОЛАЕВА Мария Валерьевна,

преподаватель Департамента английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

e-mail: nikvi@inbox.ru

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ: ПОДХОДЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация. Неотъемлемой частью подготовки студентов является формирование профессионально ориентированной коммуникативной иноязычной компетенции. При определенных условиях на первый план выходят новые формы обучения, к которым относится дистанционное преподавание иностранного языка онлайн. В данной статье рассматриваются различные подходы и средства дистанционного обучения иностранному языку.

Ключевые слова: онлайн-обучение, вебинар, компьютерные технологии, аудиторный семинар, видеоконференции, мотивация, гибкость/

NIKOLAEVA Maria Valerevna,

Lecturer at the Department of English and Professional Communication at the Financial University under the Government of the Russian Federation

DISTANCE LEARNING AND FOREIGN LANGUAGE TEACHING: APPROACHES AND PROBLEMS

Annotation. An integral part of student training is the formation of a professionally oriented communicative foreign language competence. Under certain conditions, new forms of learning come to the fore, including distance teaching of a foreign language online. This article discusses various approaches and means of distance learning of a foreign language.

Key words: online training, webinar, computer technology, classroom seminar, video conferencing, motivation, flexibility.

Понимание возможностей компьютерного обучения предлагает новые пути использования различных приложений. Мультимедиа, Интернет и другие средства дистанционного обучения сегодня широко используются как изучающими язык, так и преподавателями для повышения эффективности изучения языка.

В последние годы наиболее сложной проблемой развития образования в нашей стране является проблема инволюции знаний, которые устаревают каждые 3-5 лет, при этом технологические знания становятся неактуальными еще быстрее - каждые 2-3 года. Объем знаний студентов вузов удваивается каждые 3-4 года. Поэтому очевиден вывод о том, что, если не менять образовательных технологий, качество подготовки специалистов будет значительно отставать от потребностей рынка труда.

Информационные и коммуникационные технологии позволяют современному учащемуся в среднем на 50% быстрее и эффективнее осваивать материал. Практически все российские вузы на сегодняшний день располагают учебно-мето-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

дической базой и информационными технологиями, позволяющими проходить обучение в различных форматах - дневной,вечерней,заочной и дистанционной формах обучения.

Гаррисон считает, что двусторонняя коммуникация между учителем и учеником является императивной. Двусторонняя коммуникация является ключевым фактором в укреплении связей между преподаванием и обучением. Коммуникативные процессы, опосредованные цифровыми технологиями, основанные главным образом на новых информационно-коммуникационных технологиях, играют важную роль в содействие развитию диалоговых отношений между участниками.

Новые реалии диктуют свои законы. То, с чем столкнулось человечество в начале второго десятилетия XXI в., еще долго будет темой многочисленных дискуссий, поскольку каждый, кто так или иначе столкнулся с пандемией, был вынужден принять вызов и приспособиться к новым условиям. Спрос на онлайн-обучение возрос в связи с современной мировой ситуацией.

В марте 2020 г. более 100 стран мира перешли на дистанционное обучение с целью остано-

вить распространение нового вируса. Согласно приведенным оценкам, такие меры повлияли почти на 800 млн учащихся. Министерство просвещения РФ усилило меры контроля и рекомендовало учебным заведениям разработать положение о дистанционном обучении во время карантина, переходе на онлайн занятия. Главная цель - максимальное ограничение контактов.

Именно поэтому на данном этапе становится крайне необходимым соотнести технологические достижения, реализуемые в образовательных учреждениях, с педагогическими основами, чтобы извлечь из них пользу.

Языковые профессионалы долго сопротивлялись преподаванию онлайн в основном потому, что были уверены в абсурдности обучения говорению таким способом.

Истоки дистанционного образования, по-видимому, восходят ещё к XVIII в. Так, в 1728 г. в одной из бостонских газет было опубликовано объявление, в котором говорилось о самоучителе для студентов с возможностью переписки с репетитором. Существуют версии, согласно которым данный способ обучения может быть прослежен до библейских времен, якобы он упоминался в посланиях апостолов.

На самом деле дистанционное образование, таким каким мы знаем его сегодня, начало развиваться лишь в 80-х годах прошлого столетия. Поэтому дистанционное обучение действительно начало расширяться и развиваться только в начале 2000-х годов, с появлением и широким использованием компьютеров.

Само понятие «дистанционное обучение» (distance education) не до конца сформировано и закреплено и в русской, и в англоязычной научной литературе. Встречаются такие варианты, как «дистантное образование» (distant education)1, «дистантное обучение» (distant learning)2. Некоторые зарубежные исследователи определяют его даже как телеобучение (teletraining)3. Так же в русскоязычных изданиях можно встретить такое понятие, как «электронное обучение», под ним понимается организация образовательной деятельности с применением информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной

1 Theoretical Principles of Distance Education Desmond Keegan, International Handbook of Distance Education; Terry Evans, Margaret Haughey, David Murphy.

2 Online and Distance Learning: Concepts, Methodologies, Tools, and Applications Tomei, Lawrence A.

3 Telecommunications: Learning from teletraining Alan G. Chute,Lee B. Balthazar &Carol O. Poston; Audio

Teletraining for Unit Clerks: A Cost-effectiveness Analysis

Robert A. Wisher.

информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников4.

Прежде чем мы перейдем к рассмотрению различных подходов и возможных проблем заявленной темы, считаем необходимым пояснить различия и совпадения в определении дистанционного и онлайн обучения.

Почему существует разделение на дистанционное и онлайн обучение? В чем их принципиальная разница и есть ли она?

Дистанционное обучение - форма получения образования, при которой преподаватель и студент взаимодействуют на расстоянии с помощью информационных технологий. Студент занимается самостоятельно по разработанной программе, изучает записи вебинаров, делает задания, консультируется с преподавателем в онлайн-чате и отсылает на проверку свои работы.

С появлением Интернета можно получить полноценное дистанционное обучение в престижных университетах, коммерческих и некоммерческих учебных заведениях разных стран, находясь в любой точке земного шара.

Дистанционное обучение - это технология обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Это средство обучения использует кейс-, ТВ- и сетевые технологии обучения.

В российских вузах дистанционное обучение представлено в виде технологий дистанционного обучения, и это закреплено законодательной базой5.

В ст. 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что к компетенции образовательного учреждения относятся: «использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в т.ч. дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника».

Дистанционное обучение - это интерактивное взаимодействие между преподавателем и обучающимися, а также между ними и интерактивным источником информационного ресурса. Общение осуществляется посредством функцио-

4 Л.П. Владимирова.

5 См.: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

нальных сервисов системы учебного назначения, электронной почты, видеоконференций, путем поиска и представления информации во всемирной мультимедийной среде. Взаимодействие происходит с использованием сетевых инструментов для выдачи персональных учебных заданий, поиска информации, электронной почты.

Под технологиями дистанционного обучения понимают:

кейс-технологии - учебные материалы, предоставляемые обучающимся на печатных и мультимедийных носителях. Они применяются в сочетании с очными формами занятий: обзорными лекциями, семинарами, тренингами, консультациями и контрольными работами;

сетевые технологии - использование компьютерных обучающих программ и электронных учебников, которые размещаются на интернет-серверах. Через Интернет можно связаться с преподавателем, пройти промежуточные и итоговые тесты, контрольные работы. Можно проводить занятия в режиме реального времени;

телевизионно-спутниковые технологии схожи с сетевой, но контакт осуществляется по спутниковым каналам связи.

Сегодня все чаще используется смешанная модель, сочетающая очные и дистанционные формы.

Под гибридной моделью понимается сочетание сетевой технологии с кейс-технологией и очными занятиями.

Организация дистанционного обучения предусматривает проявление интерактивности на трех уровнях:

- между преподавателем и обучающимися;

- между самими обучающимися;

- между обучающимися и средствами обучения, которые, в свою очередь, предполагают интерактивность.

Характерными чертами дистанционного обучения являются модульность, разделенность субъектов учебного процесса расстоянием, виртуальная кооперативность обучения, преобладание самоконтроля над контролем со стороны преподавателя, использование современных специализированных технологий и средств обучения. Дистанционное обучение коренным образом отличается от традиционного обучения тем, что создает новую образовательную информационную среду, в которую приходит ученик или студент, точно понимающий, какие именно знания и навыки ему нужны. Так же отличительной особенностью является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами.

Самый главный и основной момент в образовательных технологиях дистанционного образо-

вания - визуализация мысли, информации и познания.

Онлайн-обучение есть своего рода продолжение дистанционного обучения. Это получение знаний при помощи компьютера или любого другого девайса, подключенного к Интернету в режиме «здесь и сейчас». Онлайн-обучение также часто называют e-learning1 или «электронным обучением». Слово «онлайн» указывает на способ получения знаний и связи преподавателя со студентом. Обучающийся смотрит лекции в записи или прямой трансляции, проходит интерактивные тесты, обменивается файлами с преподавателем, общается с одногруппниками и преподавателями в чатах.

Главное сходство онлайн и дистанционного обучений - это формат получения новых знаний вне аудитории и прямого контакта с преподавателем.

Понятие «дистанционное обучение»2 указывает на то, что между студентом и преподавателем существует расстояние (distance). А «онлайн-обучение»3 означает, что этот процесс обучения происходит при помощи Интернета и электронных устройств.

Во всем остальном эти два понятия фактически идентичны.

Активные формы обучения предполагают использование методов, направленных на самостоятельное овладение знаниями, они нацелены на выработку у обучающегося сознательного отношения к учебе, стремления самостоятельно мыслить, получать знания. Активные методы чаще всего строятся на диалоге и предполагают свободный обмен мнениями.

К активным методам можно отнести: тренинги, проектную деятельность, модульное обучение, коллоквиумы, кейс-технологии, проектирование.

Интерактивные методы также являются современной формой активных методов. К ним относят деловые и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, кейсов, методы мозгового штурма, методы проектов, портфолио, проблемные лекции, лекции с заранее запланированными ошибками, самостоятель-

1 Электронное обучение (англ. E-learning, сокращение от англ. Electronic Learning) - это система обучения при помощи информационных и электронных технологий.

2 Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

3 Метод получения новых знаний с помощью Интернета в режиме реального времени.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

ная работа с литературой, семинары, дискуссии, работа с интерактивным учебным материалом, индивидуальные или групповые консультации, общение по электронной почте, в чате, различные виды интерактивного контроля знаний (телеконференции, онлайн-тесты, групповые проекты, индивидуальные файлы с заданиями), предоставление обратной связи в процессе обучения, возможности повторного обращения к учебным материалам.

Так же можно упомянуть деловые и ролевые игры, дискуссии, диспуты, анализ конкретных ситуаций, беседы, лекции с элементами дискуссий, проблемным изложением материала, исследования, практикумы. Немаловажное значение имеет работа в малых группах, лабораторно-ис-следовательские работы, проекты, эвристическое обучение, проблемно-поисковое обучение.

Интерактивное обучение в сравнении с другими формами обучения наиболее точно отвечает потребностям современного мира в подготовке квалифицированных кадров, способных адаптироваться под постоянно изменяющиеся условия. В интерактивном обучении приоритет отдается двум ключевым задачам: первая - «научить учиться»; вторая - «научить применять на практике новые знания».

Организация интерактивного обучения повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем за счет возможности индивидуального подхода к решению поставленных задач.

Формируется способность мыслить творчески, вырабатывается техника обоснования решения задач, развивается умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам.

Сомнение в эффективности овладения языком в условиях дистанционного обучения основано на том, что онлайн-обучение является радикально противоположным и по этой причине уступающим обучению в условиях очных занятий.

Главным камнем преткновения между двумя учебными пространствами является характер коммуникации - асинхронный в вебинаре и синхронный в очном обучении. Иными словами, основным критерием успешности усвоения учебного материала выступает коммуникация. Такой подход предполагает обучение при условии осмысленного и целенаправленного взаимодействия на изучаемом языке. Усвоение материала происходит лишь при коммуникации с другим пользователем языка.

Цели обучения связаны с разговорными функциями, а не с грамматическими заданиями. Так, например, студенты вместо выполнения упражнений на правильное использования кон-

струкций прямой и косвенной речи сосредоточиваются на интерактивных аудиторных мероприятиях: ролевых играх, диалогах, опросах, дискуссиях и интервью. Иными словами, учащиеся должны уметь пользоваться языком в реальных ситуациях. Такая направленность, безусловно, контрастирует с ориентацией дистанционного обучения.

Еще одна проблема дистанционного обучения - контроль или тестирование. Студенты в прямом смысле этого слова находятся по другую сторону экрана. Преподаватель имеет возможность записать на видео ответ студента, но это не исключает наличие у тестируемого шпаргалок в местах, которые веб-камера не видит. Они также могут иметь другой компьютер или любое другое устройство, на котором можно искать подсказки.

И всё же, можно ли изучать иностранный язык онлайн? Достижения в области технологий показывают, что это вполне возможно.

Сегодня студенты могут легко получить доступ к компьютерным технологиям, где бы они ни находились. Равно также преподаватель может вести занятие из любого места, где возможен выход в виртуальную сеть. Да, вы не должны физически идти в класс, чтобы преподавать, но это не отменяет составление планов семинаров для ежедневных занятий, оценки представленных студентами заданий. Вы также продолжаете слушать, оценивать и взаимодействовать, а при необходимости записывать и печатать свои отзывы, чтобы информировать студентов о том, насколько эффективно проходит процесс обучения, какие есть ошибки и недочеты, на что следует обратить внимание. Такого рода обратная связь помогает студенту преодолеть ощущение изолированности, когда он остается наедине с собой и своими вопросами.

Вы можете и должны предложить студентам практиковаться в устной речи путем чтения и обсуждения, построения вопросов, выполнения заданий на проверку степени фонетической и лексической компетенций. Контроль и формирование навыков письменной речи в условиях дистанционного обучения осуществляется посредством выполнения заданий на время. Так, студентам первого и второго года обучения на факультете менеджмента Финансового университета предлагалось в течение 30-минутного интервала составить письмо-запрос или письмо-претензию, а также написать аннотацию на английском языке. Студенты представляют свои варианты на обсуждение и совместно ищут недочеты, а также варианты, которые, на их взгляд, наиболее соответствуют поставленной задаче.

Самым главным критерием правильного подхода к составлению плана онлайн семинара, несомненно, является гибкость. Ровно также как и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

на семинарах в аудитории в виртуальном классе могут заниматься студенты с различным уровнем знаний. В этой связи, можно предложить следующий подход: предложите студентам разные по степени сложности тексты и вопросы, современные технологии позволяют вести индивидуальный опрос не в ущерб всему учебному процессу. К тому же изначально некоторые студенты предпочитают учиться самостоятельно в своем собственном темпе.

Это может показаться парадоксальным, но в аудитории у преподавателя едва ли есть возможность поговорить с конкретным студентом в течение хотя бы 20 минут. А во время сеанса реального времени вебинара преподаватель может говорить только с двумя студентами одновременно, это дает возможность более тесно взаимодействовать со студентами по сравнению с аудиторией, где часто может находиться до 2. студентов.

Кроме того, существует больше заданий для устной речи, чем на традиционных аудиторных семинарах, что, безусловно, полезно для студентов, которые хотят улучшить свои навыки говорения.

Наряду с преимуществами, есть и проблемы.

Помимо общетеоретических проблем существуют и чисто утилитарные, практические вопросы, без решения которых осуществление онлайн образовательного процесса становится попросту невозможным.

Как уже говорилось выше, весной 2020 г. в связи с событиями в нашей стране и мире, связанных с пандемией, образовательные организации были переведены на режим дистанционного обучения.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 г. № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Эти санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:

- размещению образовательной организации;

- территории образовательной организации;

- зданию образовательной организации;

- оборудованию помещений образовательной организации;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

- воздушно-тепловому режиму образовательной организации;

- естественному и искусственному освещению;

- водоснабжению и канализации;

- помещениям и оборудованию образовательных организаций, размещенных в приспособленных зданиях;

- режиму образовательной деятельности;

- организации медицинского обслуживания обучающихся;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- санитарному состоянию и содержанию образовательной организации;

- соблюдению санитарных правил.

Иными словами, образовательная организация не может осуществлять дистанционное, онлайн обучение, если не обладает всеми необходимыми ресурсами для осуществления такого рода деятельности.

С эргономической точки зрения средства обучения должны быть пригодными для использования в современных информационно-коммуникационных технологиях и формах обучения и успешно сочетаться с другими учебными методами. Лишь обеспечение определенных гигиенических и эргономических требований при организации дистанционного обучения может гарантировать комфортные и безопасные для здоровья учащихся условия обучения и будут способствовать повышению их работоспособности и производительности обучения.

К сожалению, строгое соблюдение нормативов СанПиН на сегодняшний день возможно не повсеместно, что является проблемой, которую нужно решать как можно более оперативно, с учетом современных тенденций.

Остановимся на общетеоретических аспектах. На наш взгляд, основная проблема заключается в том, что онлайн изучение языка и необходимые для этой цели учебные материалы могут стать тяжелым бременем для специалистов, которые не имеют надлежащей подготовки по техническим вопросам. Это означает, что могут потребоваться дополнительные временные и материальные ресурсы для переподготовки данной группы преподавателей.

Бендер и его коллеги сравнили один очный курс, в котором приняли участие 111 студентов и 38 ассистентов преподавателя, с онлайн-версией, в которой приняли участие 18 студентов и пять ассистентов преподавателя. Онлайн-версия являлась для них новой, и студенты, и ассистенты преподавателей, связанные с этой версией, были новичками в онлайн-среде. Согласно полученным результатам, время обучения было примерно равноценным, но время, необходимое для оценки и общения по электронной почте для онлайн-курса, было значительно больше, чем для очной версии.

Одна из существенных проблем заключается в том, что дистанционное обучение предполагает наличие у студентов определенной самодисциплины, хороших навыков тайм-менеджмента и самостоятельной подготовки. Если это не все студенты готовы к такому формату работы, неизбежно будут возникать накладки в режиме реального времени, а это, в свою очередь, вредит студентам, которые, возможно, полностью подготовлены.

Обозначим основные проблемы, которые возникают в процессе онлайн обучения инострант ному языку:

• поддержание темпа;

• быстрая реакция на обращение и просьбу дать ответ;

• изучение нового словаря, правил грамматики или произношения;

• особые трудности при изучении и запоминании звуков или фонем, имеющих мало сходства с родным языком;

• понимание разговорного языка, особенно в быстром темпе;

• понимание указаний;

• орфографические ошибки в письменных заданиях;

• чтение и написание многосложных слов;

• понимание языковой концепции и правильное ее применение в тестировании. Сегодня в арсенале преподавателя и студента присутствуют широкие возможности синхронной связи посредством видеоконференций (Skype, Appear.in, Discord, Google Hangouts, Linphone, Skype и др.), игровых инструментов (Flippity, Kahoots, Mentimeter, Plickers, Quizizz, Sli. do и др.), презентационные навыки можно успешно тренировать с помощью Voicethread.

Но в любом случае успех во многом зависит от опыта преподавателя и его представлений о технологии и изучении языка, а также от мотивации студентов изучать язык онлайн.

Успех онлайн обучения не столь сильно связан с выбранной технологией, как с тем, как преподаватели и студенты взаимодействуют с ней.

Собственные предположения педагога о том, как усваиваются языки, его сравнения интерактивного разговора с разговором в аудитории, представления и порой предубеждения об учащихся, способность к мотивации, умение адаптировать современные технологии к своим целям -всё это влияет на то, как мы подходим к планированию и реализации дистанционных семинаров. Повторим, что мотивация студентов и предположения о роли взаимодействия и активного обучения для достижения успеха имеют первостепенное значение.

В основе современных стандартов образования лежат такие понятия, как «личностно-ори-

ентированное обучение», «индивидуализация и дифференциация учебного процесса», «мотивация и саморазвитие учащихся». Эти идеи успешно реализуются в современной информационно-образовательной среде при помощи очных и дистанционных информационно-коммуникационных технологий.

Терри Андерсон настаивает на том, что учащиеся должны быть мотивированы учиться. Не имеет значения, насколько эффективны онлайн-материалы, если учащиеся не мотивированы, они ничему не научатся. Вопрос лишь в том, следует ли использовать внутреннюю мотивацию или внешнюю мотивацию (побуждение преподавателем).

Обучение иностранным языкам есть неотъемлемая часть современного образования, при этом неуклонно возрастает его роль, поскольку иностранный язык является основным средством межкультурной коммуникации.

Компьютерные технологии, Интернет, циф-ровизация, дистанционное обучение - прочно вошедшие в жизнь современной системы образования понятия, в особенности в условиях текущего социально-экономического и политического развития России.

Подводя итоги вышесказанному, позволим себе отметить основные неоспоримые преимущества дистанционного преподавания иностранного языка онлайн.

Прежде всего - это доступ к экспертным знаниям. Онлайн-обучение даёт студентам возможность обратиться к специализированным источникам, недоступным в учебном заведении. Онлайн-семинары позволяют обмениваться опытом, контролировать учебную среду, что в конечном счете способствует развитию более глубокое понимание изучаемого курса.

Следующими преимуществами являются гибкость и более низкая себестоимость, поскольку нет затрат на поездку на учебу как для студента, так и для преподавателя.

Еще один, пожалуй, основной фактор - увеличенное время общения преподавателя и студента. Онлайн дискуссии и личное время для бесед со своими преподавателями являются отличительной чертой онлайн-классов. Это повышает шансы студента на хорошую успеваемость и решает проблемы общения.

Отличительная черта онлайн занятий - возможность сохранения всей необходимой вам информация в онлайн-базе данных. Это дискуссионные документы, учебные материалы и электронные письма. Таким образом, если есть что-то, что необходимо повторить или прояснить, студент сможет быстро получить доступ к этим документам, экономя время.

Многие ученые считают, что будущее, вне всякого сомнения, за онлайн обучением. Так,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

Митио Каку1 полагает, что «университетские онлайн-курсы уже существуют, это действительно блестящая идея. Правда, процент бросивших учебу на таких программах пока очень высок. Это связано с тем, что люди еще не перестроились, не научились работать без наставника по принципу "только ты и монитор компьютера", у них нет высокой мотивации. С другой стороны, онлайн-система только зарождается, ее нужно корректировать. Но развивается и совершенствуется она довольно быстро, и, безусловно, именно за ней образование предстоящих 50 лет».

Список литературы:

[1] Андерсон Т. (ред.). Теория и практика онлайн-обучения. - Издательство Университета Атабаски, 2008.

[2] Бакс С. Конец CLT: контекстный подход к обучению языку // ELT journal. - 2003. - № 57/3.

[3] Бендер М.Д., Вуд Ж.Б., Вредевугд Д. Дж. (2004). Время обучения: дистанционное обучение в сравнении с аудиторным обучением // Американский журнал дистанционного образования, 18(2).

[4] Чут А.Г., Бальтазар Л.Б., Постон К.О. Телекоммуникации: обучение с помощью дистанционного обучения // Американский журнал дистанционного образования.

[5] Гаррисон Р. (2000). Теоретические проблемы дистанционного образования в 21 веке: переход от структурных к транзакционным вопросам: междунар. обзор исследований в области открытого и дистанционного обучения.

[6] Киган Д. (ред.). Теоретические основы дистанционного обучения - Рутледж, 2005.

[7] Лю М. и др. Взгляд на исследование использования компьютерных технологий при изучении второго языка: обзор литературы за 19902000 гг. // Журнал исследований технологий в образовании. - 2002. - Т. 34. - №. 3.

[8] Томей Л.А. (ред.). Онлайн и дистанционное обучение: концепции, методологии, инструменты и приложения: концепции, методологии, инструменты и приложения. - IGI Global, 2007.

[9] Уишер Р.А. Аудио телетренинг для служащих подразделения: анализ экономической эффективности. - Исследовательский институт поведенческих и социальных наук армии США, 1997.

[10] Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. Ростов н/Д.: «Мысль», 1999.

[11] Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного образова-

1 Американский физик-теоретик японского происхождения, наиболее известен как активный популяризатор науки, автор научно-популярных книг

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

ния. учеб. пособие / под ред. Е.С. Полат. - М.: Изд. центр «Академия», 2004.

[12] URL: https://finacademy.net/materials/ article/chem-otlichaetsya-onlajn-obuchenie-ot-distantsionnogo-obucheniya

[13] URL: https://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=26554

[14] URL: https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.

html

Spisok literatury:

[1] Anderson T. (red.). Teoriya i praktika onla-jn-obucheniya. - Izdatel'stvo Universiteta Atabaski, 2008.

[2] Baks S. Konec CLT: kontekstnyj podhod k obucheniyu yazyku // ELT journal. - 2003. - № 57/3.

[3] Bender M.D., Vud Zh.B., Vredevugd D. Dzh. (2004). Vremya obucheniya: distancionnoe obu-chenie v sravnenii s auditornym obucheniem // Amer-ikanskij zhurnal distancionnogo obrazovaniya, 18(2).

[4] Chut A.G., Bal'tazar L.B., Poston K.O. Tele-kommunikacii: obuchenie s pomoshch'yu distancionnogo obucheniya // Amerikanskij zhurnal distancionnogo obrazovaniya.

[5] Garrison R. (2000). Teoreticheskie problemy distancionnogo obrazovaniya v 21 veke: perekhod ot strukturnyh k tranzakcionnym voprosam: mezhdunar. obzor issledovanij v oblasti otkrytogo i distancionnogo obucheniya.

[6] Kigan D. (red.). Teoreticheskie osnovy distancionnogo obucheniya - Rutledzh, 2005.

[7] Lyu M. i dr. Vzglyad na issledovanie ispol'zovaniya komp'yuternyh tekhnologij pri izuche-nii vtorogo yazyka: obzor literatury za 1990-2000 gg. // Zhurnal issledovanij tekhnologij v obrazovanii. -2002. - T. 34. - №. 3.

[8] Tomej L.A. (red.). Onlajn i distancionnoe obuchenie: koncepcii, metodologii, instrumenty i prilozheniya: koncepcii, metodologii, instrumenty i prilozheniya. - IGI Global, 2007.

[9] Uisher R.A. Audio teletrening dlya sluzhash-chih podrazdeleniya: analiz ekonomicheskoj effek-tivnosti. - Issledovatel'skij institut povedencheskih i social'nyh nauk armii SShA, 1997.

[10] Gozman L.Ya., Shestopal E.B. Distancionnoe obuchenie na poroge XXI veka. Rostov n/D.: «Mysl'», 1999.

[11] Polat E.S., Buharkina M.Yu., Moiseeva M.V. Teoriya i praktika distancionnogo obrazovaniya. ucheb. posobie / pod red. E.S. Polat. - M.: Izd. centr «Akademiya», 2004.

[12] URL: https://finacademy.net/materials/arti-cle/chem-otlichaetsya-onlajn-obuchenie-ot-distant-sionnogo-obucheniya

[13] URL: https://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=26554

[14] URL: https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.

html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.