Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / DISTANCE TEACHING / TEACHING FOREIGN LANGUAGES / INNOVATIVE TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буробина Светлана Валентиновна

Показаны растущие роль и масштабы дистанционного образования. Рассмотрены особенности и положительные аспекты дистанционного изучения иностранных языков в нелингвистическом вузе. Освещены нерешенные проблемы и трудности в этой сфере. Отмечена необходимость дальнейшего изучения теоретических и практических аспектов обучения иностранным языкам дистанционно и разработки дистанционных курсов иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DISTANCE FOREIGN LANGUAGES TEACHING IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

The growing role and scale of distance education are shown. The features and positive aspects of distance learning of foreign languages in a non-linguistic University are considered. Unsolved problems and difficulties in this area are highlighted. The need for further study of theoretical and practical aspects of distance teaching of foreign languages and the development of remote foreign language courses is noted.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

DOI: 10.25586/RNU.HET.20.12.P.08 УДК 371.39

С.В. Буробина,

Академия права и управления ФСИН

Особенности дистанционного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе

Последнее десятилетие отмечено стремительным внедрением глобальных информационных технологий и Интернета во все сферы жизни современного общества, включая образование.

Исследование проблем дистанционного обучения языкам в настоящее время признано важным направлением научной работы в высших учебных заведениях. Определились его тематика и прикладные задачи. Получены и вполне осязаемые практические результаты. Многие исследователи информационных технологий и языкового образования считают, что эти технологии позволяют решать широкий круг задач, выходящих

© Буробина С.В., 2020 8

Академия права и управления ФСИН

за рамки традиционного учебного процесса.

В современных условиях большинство ученых и преподавателей-практиков склоняются к такой парадигме обучения иностранному языку, когда на первый план выдвигается общение. В рамках этой парадигмы на место изучения грамматических правил, отдельных слов и выражений ставится межкультурная и профессиональная коммуникация, формируется языковая образовательная среда. В решении этих задач заметную роль может сыграть дистанционное обучение (см.: [1, с. 8; 3, с. 43].

Результаты сравнения дистанционного обучения с традиционными формами проведения аудиторных

учебных занятий свидетельствуют о значительных преимуществах использования информационных технологий. Назовем некоторые из них:

• гибкость, когда студенты, которые получают образование дистанционно, не посещают регулярных занятий, а учатся в удобное для них время и в удобном месте;

• индивидуализированный подход к процессу обучения, то есть возможность изучать на соответствующем уровне сложности те дисциплины, знаниями по которым студент желает овладеть;

• модульность, когда каждый отдельный курс организуется по модульному принципу, а из набора относительно независимых курсов-модулей формируется учебная программа;

• параллельность, открывающая возможность приобретать знания одновременно с профессиональной деятельностью или с обучением по другой специальности;

• интернациональность, так как дистанционно можно получать образование в учебных заведениях любой страны мира и оказывать образовательные услуги гражданам, проживающим за рубежом. Дистанционная организация учебного процесса позволяет поддерживать связи с представителями различных культур, а также с центрами изучения иностранного языка в других государствах;

• технологичность, предполагающая обеспечение учебного процесса новыми достижениями информационных технологий, а на их

СВЕТЛАНА ВАЛЕНТИНОВНА БУРОБИНА

Российская Федерация, г. Рязань

в преподаватель кафедры иностранных языков Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России. Сфера научных интересов: использование интерактивных методов обучения на занятиях по иностранному языку. Автор ю опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]

SVETLANA V. BUROBINA Ryazan, Russian Federation

Lecturer of the Foreign Languages Department of the Academy of Law and Management of the Federal Penal Service of Russia. Sphere of scientific interests: use of interactive teaching methods at English lessons.

Показаны растущие роль и масштабы дистанционного образования. Рассмотрены особенности и положительные аспекты дистанционного изучения иностранных языков в нелингвистическом вузе. Освещены нерешенные проблемы и трудности в этой сфере. Отмечена необходимость дальнейшего изучения теоретических и практических аспектов обучения иностранным языкам дистанционно и разработки дистанционных курсов иностранных языков.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, дистанционное обучение, обучение иностранным языкам, инновационные методы обучения.

The growing role and scale of distance education are shown. The features and positive aspects of distance learning of foreign languages in a non-linguistic University are considered. Unsolved problems and difficulties in this area are highlighted. The need for further study of theoretical and practical aspects of distance teaching of foreign languages and the development of remote foreign language courses is noted

Key words: distance educational technologies, distance teaching, teaching foreign languages, innovative teaching methods.

базе - доступом студентов к мировым информационным источникам;

• экономичность, заключающаяся в широких возможностях снижения затрат на подготовку специалистов на основе эффективного использования учебных площадей и технических средств;

• большая, практически неограниченная учебная аудитория, связанная с доступностью мультимедийных источников учебной информации представителей различных социальных групп населения, в частности студентов, которые хотят параллельно получить второе образование или не имеют возможности учиться стационарно, а также людей, которые вынуждены совмещать учебу с работой, стремятся повысить свою квалификацию или сменить профессию; лиц, имеющих проблемы со здоровьем, граждан других стран;

• новая роль преподавателей, обусловленная снижением аудиторной нагрузки, так как учебные материалы размещаются в электронной

форме, и увеличением объема индивидуальной работы со студентами;

• изменение подхода к обеспечению качества образования и его оценке. Концентрация сил и внимания на повышении уровня учебно-методической и мультимедийной базы дистанционных занятий и дистанционном компьютерном контроле успеваемости [4, с. 32-33].

Кардинальную роль в процессе дистанционного обучения играет умение студентов самостоятельно приобретать знания и работать с информацией. Эффективность самостоятельных занятий, без сомнения, зависит от добросовестного и старательного подхода к организации собственной учебно-познавательной деятельности со стороны обучающихся. Поэтому иногда недостатком дистанционного образования считают тот факт, что, как правило, невозможно точно определить уровень самостоятельности студентов в выполнении заданий, степень усвоения ими материала и соответственно их общий обра-

зовательный уровень. Вместе с тем многие исследователи считают, что при условии эффективного самоконтроля учебно-познавательной деятельности со стороны обучающихся, а также благодаря преимуществам дистанционного образования вполне возможно обеспечить его высокое качество [3, с. 44].

Дистанционное обучение, как и традиционное, осуществляется с учетом различных дидактических и других требований, на основе которых определяются содержание, методы и особенности организации процесса передачи и усвоения знаний. Предпринимаются попытки разработки на основе этих требований характерных для дистанционного образования принципов. В их числе выделяют принципы научности, системности, гуманизации образования, определяющие общие требования к учебному процессу; принципы комплексности, целостности, соответствия целей и содержания обучения государственным образовательным стандартам, обуславливающие цели и содержание обучения, особенности организации учебно-познавательной деятельности студентов [5, с. 161].

Известный американский ученый М. Мор утверждает, что в дистанционном обучении реализуются три типа взаимодействий: «студент - содержание образования», «студент - инструктор (преподаватель)» и «студент - студент» [7, с. 17]. Рассмотрим каждый из них.

Тип 1. Взаимодействие «студент - содержание». Главные задачи педагога в дистанционном образовании заключаются в предоставлении учебного контента и развитии взаимодействия между этим контентом и обучающимся, что должно побудить студента «построить знания через процесс личного размещения информации в ранее сложившиеся когнитивные структуры» [7, с. 28]. Такого рода взаимодействие должно мотивировать студента к приобретению новых знаний и навыков и совершенствованию имеющихся. В дополнение к

Дистанционное занятие по английскому языку по скайпу

текстовым материалам, которые используются для изучения учебных дисциплин с помощью дистанционного обучения, существует широкий спектр дополнительных источников информации, таких как аудио- и видеозаписи, компьютерные программы, радио- и телепередачи.

Тип 2. Взаимодействие «студент - преподаватель (инструктор)». Большинство студентов считают преподавателя-инструктора основным помощником во взаимодействии в дистанционной учебной среде. Роль преподавателя заключается в предоставлении учебного материала для проработки, поддержке мотивации и интереса обучающихся, оказании им помощи в проработке материалов курса. Ответы инструктора на вопросы и обращения студентов считаются особенно ценными, поскольку они обеспечивают конструктивную обратную связь в ходе продвижения обучающихся к стоящим перед ними учебным целям.

Тип 3. Взаимодействие «студент - студент». Имеется в виду взаимодействие между отдельным студентом и другими студентами, которое реализуется локально или в учебных группах, в присутствии или без реального присутствия инструктора. Различные типы такого взаимодействия должны быть тщательно спланированы и ориенти-

рованы на решение учебных задач. Например, дискуссия между студентами может способствовать осмыслению содержания образования, а выполнение различных видов совместных проектов - создавать условия для формирования конкретных компетенций [7, с. 35].

Наряду с рассмотренными достоинствами и особенностями дистанционного образования ему присущи и определенные недостатки.

В их числе следует в первую очередь назвать недостаточность социального взаимодействия между обучающимися, которая является прямым следствием виртуального формата обучения. Качественным учебным занятиям нередко мешают технологические проблемы, которые чаще всего обусловлены отсутствием необходимого программного обеспечения и трудностями с доступом в Интернет. Не всех студентов удовлетворяет электронный формат учебных материалов.

В более широком плане развитие дистанционного образования сдерживают:

• высокие начальные инвестиции, без которых невозможны разработка и внедрение дистанционного обучения;

• нерешенные технологические вопросы, связанные с разработкой и освоением технических средств и

программного обеспечения, адекватных потребностям дистанционного обучения;

• недостаток качественных учебных материалов, удовлетворяющих требованиям дистанционного обучения;

• неприятие дистанционного образования частью общества, особенно представителями старших поколений, которые считают, что слом традиционного обучения создает риски для сохранения и передачи новым поколениям культурных и моральных ценностей.

Как очевидно, большинство недостатков и узких мест дистанционного образования обусловлены трудностями отправного периода развития. Преодоление этих трудностей не является неразрешимой проблемой, а требует организационных усилий, времени, финансирования, изучения и накопления опыта и переподготовки преподавательских кадров [2, с. 26]. По нашему мнению, преимущества дистанционного образования весомее его недостатков, а, следовательно, потребность в нем является насущной и касается всех дисциплин без исключения, в том числе и иностранного языка.

На сегодня в России дистанционное обучение иностранным языкам находится на этапе становления. Его развитие предполагает прежде всего разработку основательной теоретической базы и практических учебных курсов, поэтапного и продуманного внедрения дистанционных занятий в учебный процесс каждого заинтересованного нелингвистического вуза.

Исходный пункт этой работы видится в реализации комбинированного использования традиционных и дистанционных занятий. Такой формат представляется взвешенным и логичным, так как он обеспечивает постепенную адаптацию к особенностям дистанционного обучения как преподавателей, так и студентов. Кроме того, отдельные элементы дистанционного образования можно использовать для компенсации характерного для послед-

него периода сокращения объема аудиторных занятий по иностранным языкам.

Комбинированное использование традиционных и дистанционных занятий предоставляет преподавателям время для разработки онлайн-курсов, что способствует повышению их качества и помогает избежать многих технических проблем. А первым шагом по пути внедрения элементов дистанционного обучения может являться консультирование студентов с помощью электронной почты или через скайп вместо или в дополнение к традиционной очной консультации в стенах высшего учебного заведения. При этом наиболее эффективными являются консультации по электронной почте, поскольку студенты могут писать преподавателю в любое удобное для них время и достаточно оперативно получать ответ без ожидания очной консультации на кафедре [1, с. 10].

Целесообразной является организация самостоятельной работы студентов с использованием элементов дистанционного обучения. Выполненные задания обучающиеся могут опять-таки присылать преподавателям по электронной почте, что очень удобно и позволяет избежать излишних расходов [2, с. 27].

На сегодняшний день существует большое количество разнообразных специальных компьютерных программ, которые ориентированы на изучение иностранных язы-

ков в процессе дистанционного обучения. Среди них выделяют три основные группы.

1. Программы для изучения разделов системы языка. Их основная цель - введение и активизация речевых форм и структур.

2. Программы, направленные на изучение видов речевой деятельности.

3. Контролирующие программы, с помощью которых осуществляется контроль уровня сформирован-ности речевых навыков.

Для разработки курса дистанционного обучения используют специальное программное обеспечение в виде так называемых оболочек, например LMS (Learning Management System), Blackboard, Moodle, Canvas и др. [5, с. 162].

Содержание и дизайн - две взаимосвязанные составляющие дистанционного курса. Педагогический дизайн курса определяется авторским структурированием текстов, формированием системы ссылок и взаимосвязей между понятиями, разделами, выбором инструментария для реализации учебного процесса, внешним оформлением.

Дистанционный курс является своего рода платформой для взаимодействия участников образовательного процесса. Это образовательный веб-сайт, который состоит из нескольких страниц - разделов изучаемой дисциплины и других компонентов дистанционной образовательной среды. Дистанци-

онный курс можно рассматривать как систему, обеспечивающую дидактический цикл и состоящую из ряда элементов, таких как учебно-методический комплекс, программная среда веб-сайта или LMS, где он размещается, набор сервисов Интернета Web 2.0, которые используются при необходимости в образовательном процессе [6, с. 79].

Заключая, подчеркнем, что дистанционное образование уже прочно вошло в нашу жизнь. Во время пандемии коронавируса именно дистанционное обучение позволило преподавателям и студентам оставаться на связи и участвовать в учебном процессе в условиях самоизоляции.

В нашем исследовании, основные результаты которого содержатся в настоящей статье, нашли отражение общие проблемы дистанционного образования и особенности дистанционного обучения иностранным языкам студентов неязыковых вузов. Задачи и перспективы дальнейших исследований в этой обширной области состоят в изучении теоретических и практических аспектов обучения иностранным языкам дистанционно и в разработке дистанционных курсов обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Необходимо провести дополнительные исследования, направленные на выявление и удовлетворение потребностей студентов, изучающих язык дистанционно, а также для отслеживания их языкового развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова В.В. Дистанционное обучение иностранному языку в неязыковых вузах как педагогическая инновация // Фундаментальные и прикладные проблемы эффективности научных исследований и пути их решения: сб. статей по итогам Междунар. науч.-практ. конф. 2020. С. 8-10.

2. ДондикЛ.Ю. Повышение эффективности обучения иностранному языку в вузе на примере неязыковых профилей // Актуальные проблемы преподавания филологических дисциплин в школе и вузе: материалы региональной науч.-практ. конф. 2020. С. 26-29.

3. Килина О.А. К вопросу о применении дистанционных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе // CoUoquium-journal.. 2019. № 20-3 (44). С. 43-45.

4. Ковалева М.И. Особенности дистанционных образовательных технологий при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Актуальные вопросы образования. 2019. Т. 1, № 6. С. 32-35.

5. Луковцева В.Н., Кривошеева Е.Н. Образование в высшей школе сегодня и завтра: дистанционное и онлайн-обучение // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 160-163.

6. Федорченко А.Г., Кравцова Е.А., Кондрашова В.И. Использование системы Moodle в изучении иностранных языков // Гуманитарный вестник. 2019. № 7 (2). С. 79-87.

7. Moore M., Kearsley G. Distance Education. A Systems View Belmont, CA: Wadsworth, 1996. 129 p.

REFERENCES

1. Volkova V.V. (2020) Distancionnoe obuchenie inostrannomu yazy'ku v neyazy'kovy'x vuzax kak pedagogicheskaya innovaciya [Distance learning of a foreign language in non-linguistic universities as a pedagogical innovation]. Fundamental and applied problems of scientific research effectiveness and ways to solve them. Pp. 8-10. (In Russian).

2. Dondik L.Yu. (2020) Povy'shenie e'ffektivnosti obucheniya inostrannomu yazy'ku v vuze na primere neyazy'kovy'x profilej [Improving the effectiveness of teaching a foreign language in higher education on the example of non-linguistic profiles]. Actual problems of teaching philological disciplines at school and University. Pp. 26-29. (In Russian).

3. Kilina O.A. (2019) K voprosu o primenenii distancionny'x obrazovatel'ny'x texnologij v processe obucheniya inostrannomu yazy'ku v neyazy'kovom vuze [On the application of distance learning technologies in the process of teaching a foreign language in a non-linguistic University]. Colloquium-journal. No. 20-3 (44). Pp. 43-45. (In Russian).

4. Kovaleva M.I. (2019) Osobennosti distancionny'x obrazovatel'ny'x texnologij pri obuchenii inostranny'm yazy'kam v neyazy'kovom vuze [Features of distance educational technologies in teaching foreign languages in a non-linguistic University]. Actual issues of education. Vol. 1. No. 6. Pp. 32-35. (In Russian).

5. Lukovceva V.N., Krivosheeva E.N. (2018) Obrazovanie v vy'sshej shkole segodnya i zavtra: distancionnoe i onlajn obuchenie [Education in higher education today and tomorrow: distance and online learning]. Problems of modern pedagogical education. No. 61-1. Pp. 160-163. (In Russian).

6. Fedorchenko A.G., Kravczova E.A., Kondrashova V.I. (2019) Ispol'zovanie sistemy' moodle v izuchenii inostranny'x yazy'kov [Using the distance learning system in the study of foreign languages]. Humanitarian Bulletin. No. 7 (2). Pp. 79-87. (In Russian).

7. Moore M., Kearsley G. (1996) Distance Education. A Systems View Belmont, CA: Wadsworth. 129 p.

Современная Рязань

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.