Научная статья на тему 'Технология дистанционного обучения иностранному языку студентов технических направлений подготовки'

Технология дистанционного обучения иностранному языку студентов технических направлений подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2268
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / FOREIGN LANGUAGES / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE TEACHING / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ПРИЕМЫ / METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаев Е.А.

В статье рассматриваются особенности дистанционного обучения иностранным языкам студентов неязыковых вузов. Отмечается эффективность применения таких приемов работы, как обучающие компьютерные программы, использование социальных сетей, электронной почты, электронной доски объявлений, проведение видеоконференций, разработка и реализация курсов в различных системах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF DISTANCE TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES TO THE STUDENTS OF TECHNICAL TRAINING

The article covers the peculiarities of distance teaching of foreign languages to the students of non-linguistic institutions of higher education. The author shows the effectiveness of such methods as using teaching computer programs, social networks, e-mails, electron bulletin board, holding video-conferences, working out teaching courses in different systems.

Текст научной работы на тему «Технология дистанционного обучения иностранному языку студентов технических направлений подготовки»

УДК 372.881.1 ББК

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

канд. педагог. наук, доц. кафедры иностранных языков и методики их преподавания Исаев Е.А. Россия, г. Елец

e-mail: evg77237009@yandex.ru

Bunin Yelets State University

The department of foreign languages

and teaching methods

PhD, associate professor

Isaev E.A.

Russia, Yelets

e-mail: evg77237009@yandex.ru

Е.А. Исаев

ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

В статье рассматриваются особенности дистанционного обучения иностранным языкам студентов неязыковых вузов. Отмечается эффективность применения таких приемов работы, как обучающие компьютерные программы, использование социальных сетей, электронной почты, электронной доски объявлений, проведение видеоконференций, разработка и реализация курсов в различных системах.

Ключевые слова: иностранные языки, дистанционное обучение, технология, приемы.

The article covers the peculiarities of distance teaching of foreign languages to the students of non-linguistic institutions of higher education. The author shows the effectiveness of such methods as using teaching computer programs, social networks, e-mails, electron bulletin board, holding video-conferences, working out teaching courses in different systems.

Key words: foreign languages, distance teaching, technology, methods.

Сегодня становятся востребованными выпускники вуза нового уровня, способные к эффективной межкультурной коммуникации в профессиональной среде. В этой связи иностранный язык стал неотъемлемой частью подготовки любого специалиста. При этом практика работы со студентами-бакалаврами, обучающимися по техническим направлениям подготовки, свидетельствует о ряде противоречий. С одной стороны, престиж дисциплины «Иностранный язык» постоянно возрастает, а с другой - профессионально ориентированному обучению иностранным языкам в вузах мешает ряд серьезных проблем, с которыми постоянно сталкиваются кафедры иностранных языков, обслуживающие факультеты / институты нелингвистического профиля. Это недостаточное количество часов, отводимых на практические занятия, и их нерациональное распределение; различный уровень подготовки абитуриентов по иностранному языку; отсутствие специальных учебных пособий; неразработанность проблем обучения ино-

© Исаев Е.А., 2015

E.A. Isaev

TECHNOLOGY OF DISTANCE TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES TO THE STUDENTS OF TECHNICAL TRAINING

странному языку студентов неязыковых вузов в тесной связи с получаемой профессией вследствие отсутствия межпредметной координации между кафедрами иностранных языков и профилирующими кафедрами вузов; неспособность студентов использовать уже усвоенные знания, навыки и умения в иноязычном общении, а также способы, технологии деятельности для решения практических задач.

Технология дистанционного обучения, являющаяся требованием времени и вызывающая наибольший спрос в образовательной сфере в последнее время, в какой-то степени позволяет решить названные противоречия. Главной особенностью данной технологии является опосредованный характер телекоммуникационного общения «преподаватель - студент» [2; с. 78]. Организация обучения в таком формате предполагает обязательную компьютерную грамотность учащихся, а также реализует высокий уровень интерактивности, обеспечиваемой возможностями Интернета, и раскрывает мультимедийный потенциал новых информационных новинок [3; с. 34]. Такая форма работы позволяет максимально активизировать самостоятельную работу студентов, что в условиях перехода на новые образовательные стандарты особенно важно, поскольку новые ФГОСы отводят значительное число часов на самостоятельную работу. При этом проявляется еще одна особенность дистанционного обучения, заключающаяся в его психологическом аспекте, в первую очередь для слушателя, потому что эффективность обучения, состоящего в основном из самостоятельной работы, на 95% зависит от учащегося, его воли, внимания, усидчивости и самоконтроля.

С нашей точки зрения, технология дистанционного обучения иностранным языкам, включающая разнообразные приемы работы, - это не только новая форма обучения, но и «новая форма образования, обеспечивающая возможности оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема и вида; интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации» [2; с. 78]; реализации принципов культуросообразности, коммуникативной подачи материала.

Опишем некоторые приемы технологии дистанционного обучения, активно применяемые нами в ходе работы со студентами бакалавриата, обучающимися по техническим направлениям подготовки (210400.62 - Радиотехника; 100100.62 - Сервис) в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина.

Так, в практике широкое использование нашли обучающие компьютерные программы, основными элементами которых, как правило, являются:

а) терминологический словарь;

б) тематический словарь;

в) тематический текст;

г) блок заданий для усвоения материала;

д) информационный дополнительный материал по теме с контрольными заданиями;

е) упражнения для самостоятельной работы в межсессионный период;

ж) процентный показатель усвоения материала [1; с. 130].

Хорошо себя зарекомендовал электронный продукт English Discoveries, являющийся совместной разработкой компаний Edusoft и Berlitz International. Этот обширный, занимающий 12 компакт-дисков мультимедиакурс предназначен исключительно для учебных заведений; состоит из пяти уровней: начального, основного, среднего, высшего и практического. Курс охватывает все грамматические конструкции английского языка и свыше 3500 лексических единиц. В главном меню представлены разделы: чтение, речь, письменные упражнения, аудирование, грамматика, приложения, приключенческая игра, тесты. В число приложений входит электронный словарь, механизм записи и воспроизведения речи, а также автоматический журнал успеваемости и служебные модули, облегчающие управление программой.

Социальные сети продолжают набирать популярность и уже стали объектом внимания таких исследователей, как Дж. Барнс, Р. Соломонофф, П. Эрдос и др. Социальные сети могут классифицироваться по типу открытости информации, по открытости доступа, по типам общения, по специализации и по географическому признаку. К одному из видов социальных сетей относятся языковые социальные сети, которые позволяют изучать иностранный язык самостоятельно. В свою очередь, языковые социальные сети можно классифицировать по специализации, доступности информации и географическому признаку [4]. Опыт работы показывает положительную динамику использования в профессиональном лингвообразовании таких языковых социальных сетей, как Lang-8, Interpals, Sharedtalk, Livemocha, Omegle, Mylanguageexchange, Italki, Busuu, и интерактивных интернет-сервисов, как LinguaLeo, Словоуч, каналы YouTube для тех, кто учит английский и др. В начале учебного года преподаватель с группой выбирает одну (или даже несколько сразу) социальную сеть, регистрируется и дистанционно общается. О результатах своего опыта общения студенты сообщают на практических занятиях (в том числе и в дистанционной форме), развивая тем самым устную речь. Использование данных ресурсов в образовательном процессе позволяет, с одной стороны, организовать практику общения с носителем языка (пусть даже и дистанционно), войдя в интернациональное сообщество и обретя собеседника по интересам, а с другой стороны, совершенствовать языковую компетенцию, письменную речь студентов, повышая мотивацию к изучению иностранных языков.

Электронная почта как прием технологии дистанционного обучения также хорош и прост в использовании. Каждый пользователь электронной почты имеет свой адрес и так называемый почтовый ящик в виде области памяти, выделяемой ему в памяти главной машины. На этот почтовый ящик поступают сообщения, адресованные данному пользователю, с которыми он может ознакомиться в любое удобное для него время. Такие сообщения могут быть не только текстовыми и графическими (рисунки, фотографии), но даже аудио- и видеофрагментами. Удобство электронной почты прежде всего в том, что она не требует одновременного нахождения за компьютерами корреспондента и адресата. Такой режим обмена сообщениями называется асинхронным. При дистанционном формате обучения иностранному языку преподаватель пересылает студенту различные учебные материалы, индивидуальные задания, инструкции технических приборов для перевода, отвечает на вопросы студента, задает их. Таким образом, электронная почта предоставляет преподавателю возможность дистанционно осу-

ществлять индивидуальное обучение, обеспечивая студента каналом обратной связи, без которого процесс обучения не может быть полноценным [2; с. 78].

Также регулярная организация сотрудниками нашей кафедры видеоконференций по проблемам, связанным с иностранными языками и обучением им, отражает новый формат интерактивного дистанционного общения, который большинству участников приходится по душе. Данные конференции проводятся для пользователей, желающих совместно обсудить интересующую их проблему. В интересах дистанционного обучения электронные конференции - прекрасная возможность для проведения групповых занятий в творческой атмосфере, групповых консультаций, ответов на наиболее часто задаваемые преподавателю вопросы. Кроме того, данный вид деятельности - удачное средство развития навыков коммуникативной деятельности и научно-исследовательских качеств языковой личности студента.

Электронная доска объявлений также прием технологии дистанционного обучения иностранным языкам, позволяющий каждому пользователю поместить на нее свое объявление и прочитать объявления других. Электронная доска часто создается в рамках электронной конференции и служит для решения организационных задач. При дистанционном обучении электронная доска объявлений используется, например, для организации учебных групп по интересам и уровню способностей [2; с. 80].

Отдельно отметим, что в нашем университете действует центр дистанционного обучения. Преподаватели создают в системе MOODLE обучающие курсы в дистанционном формате. Мы также активно участвуем в разработке и реализации курсов на базе данного центра. Так, последними разработками являются курсы: «Деловой английский язык», цель которого познакомить студентов с основами ведения деловой коммуникации на английском языке в соответствии с международными стандартами; «Основы перевода научно-технических текстов», адресованный студентам института математики, естествознания и техники (инженерно-физическое отделение). Данный курс ставит перед собой цель ознакомить обучающихся с основными проблемами перевода технических текстов, сообщить некоторые теоретические знания, развить практические навыки перевода, включая элементы реферирования и аннотирования.

Указанной цели подчинена структура курса, методика работы с ним. Теоретическая информация излагается лаконично. Предполагается, что обучающиеся имеют общее представление о структуре английского языка и в целом знакомы с его лексико-грамматическими явлениями, тем не менее разъяснения даются с учетом и уровня элементарного. Подобное изложение обусловлено системным подходом к обучению и той ситуацией, с которой часто приходится сталкиваться преподавателю на практике - с разным уровнем владения языком. Упражнения направлены на последовательное рассмотрение грамматических явлений и лексических особенностей перевода, встречающихся в англоязычном тексте, предпринимается попытка осветить особенности при работе по переводу с текстами в различных формах. Все упражнения предваряет теоретическая информация о рассматриваемом явлении и возможные варианты перевода. Структура курса позволяет использовать упражнения выборочно, руководствуясь задачами этапа обучения, отдельного занятия и уровня владения языком.

В итоге отметим, что дистанционное обучение - это новая форма активной деятельности студента по освоению того или иного предмета. Наличие огромного количества современных приемов обучения иностранным языкам в дистанционном формате позволяет сделать учебный процесс не только интересным, но и продуктивным. Среди наиболее распространенных приемов можно назвать следующие: обучающие компьютерные программы, использование социальных сетей, электронной почты, электронной доски объявлений, проведение видеоконференций, разработка и реализация курсов в различных системах.

Библиографический список

1. Белянина М.В. Применение информационно-коммуникационных технологий для заочного обучения иностранному языку в вузе // Гуманитарное образование: история, традиции, перспективы: сборник научных трудов. Выпуск 2. Елец, 2013. С. 129132.

2. Белянина М.В. Дистанционное обучение иностранному языку в неязыковом вузе // Гуманитарное образование: история, традиции, перспективы: сборник научных трудов. Выпуск 3. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014. С. 77-80.

3. Данилов О.Е., Поздеева О.Г. Особенности дистанционного обучения // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. Пермь, 2014. С. 34-37.

4. Шарифулина А.А. Языковые социальные сети в обучении английскому языку. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1411295694

References

1. Belyanina M.B. The use of information and communication technologies for the correspondence teaching of foreign languages in the institutions of higher education // Liberal education: history, traditions, prospects. Edition 2. Yelets, 2013. P. 129-132.

2. Belyanina M.B. Distance teaching of foreign languages in the non-linguistic institutions of higher education // Liberal education: history, traditions, prospects. Edition 3. Yelets, 2014. P. 77-80.

3. Danilov O.E., Pozdeeva O.G. The peculiarities of distance teaching // Problems and prospects of the development of education: the materials of V international scientific conference. Perm', 2014. P. 34-37.

4. Sharifulina A.A. Language social networks in the teaching of foreign languages. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1411295694

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.