Научная статья на тему 'Метод интеллект-карт в обучении будущих педагогов'

Метод интеллект-карт в обучении будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1854
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ / MIND MAPPING / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА ПОНЯТИЯ / MIND MAPPING CONCEPT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светоносова Любовь Геннадьевна

В статье рассматривается понятие «интеллект-карта», алгоритм составления и критерии их оценивания, а также приёмы работы с ними, приведен пример интеллект-карты понятия «Педагогика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method mind maps in teaching future teachers

The article discusses the concept of "Mind Mapping" algorithm compilation and the criteria for their evaluation as well as the methods of working with them, is an example of the concept of mind mapping "Pedagogy".

Текст научной работы на тему «Метод интеллект-карт в обучении будущих педагогов»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА

УДК 378

Л.Г. Светоносова, г. Шадринск

Метод интеллект-карт в обучении будущих педагогов

В статье рассматривается понятие «интеллект-карта», алгоритм составления и критерии их оценивания, а также приёмы работы с ними, приведен пример интеллект-карты понятия «Педагогика».

Интеллект-карты, интеллект-карта понятия.

L. G. Svetonosova, Shadrinsk

Method mind maps in teaching future teachers

The article discusses the concept of "Mind Mapping" algorithm compilation and the criteria for their evaluation as well as the methods of working with them, is an example of the concept of mind mapping "Pedagogy".

Keywords: Mind Mapping, Mind Mapping concept.

Интеллект-карты впервые как средство обучения были предложены Тони Бьюзеном. Он рассматривал их как метод представления информации, предназначенный для структурирования процесса мышления [2].

Н.В. Казанцева интеллект-карты определяет следующим образом - это краткое наглядное схематичное (отсюда название «карта») представление сути проблемы и возможностей ее решения, то есть представление процесса интеллектуального труда по решению, например, бизнес-задачи в терминах «информация на входе - информация на выходе»; описание различных ситуаций с указанием причин, их вызывающих, и с указанием возможных последствий для бизнеса [4].

По нашему мнению, интеллект-карта понятия представляет собой структурированное словесное представление понятия со всеми его характерными особенностями, функциями, взаимосвязью с другими научными понятиями, раскрывающее его сущность. Для интеллект-карты характерны: краткость, логичность, структурированность. Интеллект-карты могут включать и графические изображения.

Согласно С. Шипунову, область применения интеллект-карт довольно обширна:

• обучение,

• конспектирование лекций,

• конспектирование книг,

• подготовка материала по определенной теме,

• решение творческих задач,

• мозговой штурм,

• презентации,

• планирование и разработка проектов разной сложности,

• составление списков дел,

• общение,

• проведение тренингов,

• развитие интеллектуальных способностей, решение личных проблем[5].

Интеллект-карта как метод обучения развивает умения анализировать, сравнивать,

обобщать, синтезировать, отделять главное от второстепенного; креативные способности; позволяет осмысливать научную информацию и овладевать научными понятиями.

Студент - будущий педагог в процессе составления интеллект-карты выявляет существенные признаки понятия, сравнивает его с другими научными понятиями, улавливает тесную взаимосвязь педагогических понятий, развивает абстрактно-логическое и критическое мышление, пробует формулировать свое авторское определение научного понятия.

В основе составления и разработки интеллект-карт лежит ассоциация, т.е. будущий педагог строит свой ассоциативный ряд к определенному научному понятию. Выполняя задание, он показывает свое личностное отношение к изучаемой дисциплине и ее понятиям, свою познавательную заинтересованность или ее отсутствие.

Интеллект-карты могут применяться как индивидуально, так и в группе

студентов. Каждый студент индивидуально составляет карту, например, научного понятия, затем интеллект-карты сравниваются группой студентов. Другой вариант -студенты коллективно создают одну интеллект-карту. На листе бумаги записываются все идеи, которые ассоциируются с научным понятием. Каждая идея выражается одним словом или фразой в отдельной строке.

Важным звеном в процессе составления интеллект-карты является алгоритм выполнения задания. Он сводится к следующим шагам:

1. Демонстрация образца интеллект-карты.

2. Формулировка задания.

3. Разработка интеллект-карты.

4. Рефлексия (самоанализ).

Немаловажное значение имеют и критерии оценивания интеллект-карты преподавателем:

1. Соответствие алгоритму.

2. Глубина / поверхностность изучения понятия.

3. Наличие рефлексии (выражение своего отношения к заданию, самоанализ).

4. Креативность.

5. Аккуратность.

Для студентов - будущих педагогов большое значение на первом курсе обучения имеет формирование научных понятий. В процессе изучения разделов «Введение в педагогическую профессию» и «Общие основы педагогики» дисциплины «Педагогика» важное место занимают понятия «педагогика», «образование», «обучение», «воспитание». Рассмотрим интеллект-карту понятия «Педагогика».

Связь с

другими

науками

Философия,

социология, Искус-

психология,

информатика, ство

физиология, (К.Д.

медицина, Ушинс-

валеология, кий)

антропология

1

Педагогика

Т

Греч. «детовождение» - логически выстроенная интегративная система знаний и способов деятельности, на основе которой строится вся система образования детей и взрослых (В.И. Загвязинский)

Отрасли педагогики

История педагогики и образования,

сравнительная педагогика, возрастная педагогика, специальная педагогика, теория обучения, теория воспитания, управление образовательными системами

Рассмотрим приёмы работы с интеллект-картами.

1. Составить интеллект-карту с данными ключевым вопросом и списком понятий к нему. Например, к понятию «образование» вопрос «Что представляет собой «образование»? и следующий перечень: образовательные институты, формы получения образования, ступени образования, система образовательных учреждений, стратегия образования. В ходе выполнения задания студенту необходимо раскрыть понятие образования, охарактеризовать и структурировать предложенные понятия, показать взаимосвязь между ними и с основным понятием.

2. Составить интеллект-карту с пропущенными звеньями, когда задается часть карты: ее начало или конец. Студенту необходимо заполнить в ней пропуски.

3. Составить интеллект-карту про великого педагога по следующему алгоритму:

• портрет педагога;

• значимые факты биографии, относящиеся в большей степени к его педагогической деятельности;

• главные педагогические идеи;

• педагогические труды с указанием названия и года издания;

• рефлексия («Благодаря данному заданию, я осознал(а) что,...»).

4. Составить интеллект-карту понятия и дать его авторское определение.

Для этого будущему учителю необходимо проанализировать понятия, данные несколькими авторами, выявить в них общее и различное, сущностную характеристику и сформулировать свое определение понятия.

По предмету изучения интеллект-карты можно разделить на:

1. Интеллект-карты научного понятия;

2. Интеллект-карты про научного деятеля;

3. Интеллект-карты педагогической теории;

4. Интеллект-карты педагогической технологии. Функциональное назначение метода интеллект-карт состоит в следующем:

1. Усвоение будущими педагогами педагогических знаний и научных понятий;

2. Систематизация знаний студентов - будущих педагогов;

3. Визуализация системы научных понятий при условии использования иллюстраций и рисунков в процессе составления интеллект-карты;

4. Развитие логического и критического мышления будущих педагогов;

5. Развитие коммуникативной компетентности при групповой форме составления карт-понятий;

6. Развитие творческих способностей будущих педагогов;

7. Развитие познавательного интереса и научно-исследовательской компетенции будущих педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бершадский, М.Е. Использование методов интеллект-карт и карт понятий для внешнего мониторинга образовательного процесса [Текст] / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - 2010. - № 1. - С. 1650.

2. Бьюзен, Т. Суперпамять [Текст] / Т. Бьюзен. - Минск : Попурри, 2007. - 212 с.

3. Загвязинский, В.И. Педагогика [Текст] : учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М. : Академия, 2012. - 352 с.

4. Казанцева, Н.В. Интеллект-карты как метод активизации обучения [Текст] / Н.В. Казанцева // Использование инновационных технологий в образовании : сб. докл. регион. учеб.-метод. конф. профес.-преподават. состава аграр. вузов Сибир. федер. округа (г. Кемерово, 8-10 июня 2010 г.) / Н.В. Казанцева. -Кемерово : ИИО Кемеровского ГСХИ, 2010.

5. Шипунов, С. Как рисовать карты [Электронный ресурс] / С. Шипунов // Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления : web-сайт. - Режим доступа: http://www.mind-map.ru/?s=22&d_id=67.

УДК 378

У. Ю. Тараканова, г. Шадринск

Исследовательские умения младших школьников как педагогическая проблема

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.