Научная статья на тему 'Развитие интеллектуального потенциала учащихся: использование интеллект-карт'

Развитие интеллектуального потенциала учащихся: использование интеллект-карт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3315
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЪЕСБЕРЕЖЕНИЕ / РАДИАНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА / HEALTH SAVING / RADIANT THINKING / INTELLECTUAL MAP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перминова Елена Павловна

Рассматривается вопрос применения интеллект-карт как инструмента системы образования в развитии интеллектуального потенциала учащихся: дано понятие здоровьесбережения, изложены основные принципы радиантного мышления, показано применение интеллект-карт, обоснована их высокая результативность для развития интеллектуального потенциала обучающихся при условии сохранения их психического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS' INTELLECTUAL POTENTIAL DEVELOPMENT: USE OF INTELLECTUAL MAPS

The issue of using intellectual maps as a tool of educational system in students' intellectual potential development is considered. The notion of health saving is given, basic principles of radiant thinking are described, the use of intellectual maps is illustrated. Their considerable effectiveness for students' intellectual potential development on condition of saving their mental health is substantiated.

Текст научной работы на тему «Развитие интеллектуального потенциала учащихся: использование интеллект-карт»

УДК 37.03 ББК 4421.25

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ

Е.П. Перминова

Русско-Британский институт управления

STUDENTS’ INTELLECTUAL POTENTIAL DEVELOPMENT: USE OF INTELLECTUAL MAPS

E. Perminova Russian-British Institute of Management

Рассматривается вопрос применения интеллект-карт как инструмента системы образования в развитии интеллектуального потенциала учащихся: дано понятие здоровьесбережения, изложены основные принципы радиантно-го мышления, показано применение интеллект-карт, обоснована их высокая результативность для развития интеллектуального потенциала обучающихся при условии сохранения их психического здоровья.

Ключевые слова: здоровъесбережение, радиантное мышление, интеллект-карта.

The issue of using intellectual maps as a tool of educational system in students’ intellectual potential development is considered. The notion of health saving is given, basic principles of radiant thinking are described, the use of intellectual maps is illustrated. Their considerable effectiveness for students’ intellectual potential development on condition of saving their mental health is substantiated.

Keywords: health saving, radiant thinking, intellectual map.

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, направленные на удовлетворение образовательных потребностей и запросов обучающихся, ориентирована изначально на создание условий для самореализации личности и развитие ее творческого потенциала. Это в свою очередь требует от преподавателей поиска новых методов и инструментов, способствующих данному процессу, принимая во внимание ряд аспектов проблемы здоровьесбережения.

Здоровьесберегающая направленность образования обеспечивает специфику закономерностей, условий, форм и способов изучения организма человека. Понятие «здоровье-сбережение» в педагогической науке отражает специфику отношений к сохранению здоровья обучающихся через особенности организации учебно-воспитательного процесса в различные периоды. Исследования методологии проблемы здоровьесбережения в системе образования затрагивают ее социально-экономический,

культурологический и психологический аспекты [1].

Корректируя основную образовательную цель, которая теперь заключается не столько в знаниевой подготовке, сколько в решении задач адаптации личности к жизни в обществе, создании основ для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ, в первую очередь необходимо учитывать психологический аспект проблемы здоровьесбережения, осознание которого способствует выявлению профессионально значимых качеств личности, определению особенностей оздоровительной деятельности, изучению закономерностей формирования будущего специалиста как профессионала, в процессе здоровьесбережения в вузе [1].

Проведенные нами исследования с использованием метода наблюдения показывают, что в большинстве случаев преподаватель в первую очередь стремится обеспечить учащихся большим объемом знаний и профес-

сиональных умений, выдавая основной объем информации в виде лекции, которая в последующем материализуется в конспекте со всеми присущими ему атрибутами: текстом, списками, схемами, таблицей и т. д. Классический конспект отражает логическую и временную последовательность информации, представляя знания и навыки в хронологической последовательности.

Данный способ обработки информации ориентирован на работу левого, «логического» полушария головного мозга, которое помогает нам освоить такие точные науки, как математика, философия, логика, частично физика и химия. Однако знания, полученные в результате механического заучивания, являются догматическими, слабоприменимыми на практике. Действия, реализуемые по образцу, направлены на формирование конкретно-образного мышления и идут вразрез с аналитическим действием (H.A. Мельчинская, В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова, И.Н. Саткин). Таким образом, простой линейный конспект нельзя считать одним из лучших средств для запоминания и обработки информации.

Диалогические отношения преподавателя и обучающегося, определяя основные формы организации образовательного процесса, должны быть направлены на развитие мышления (логического, аналитического, творческого) и интеллектуального потенциала личности (внимание, память, воображение, работоспособность, самоконтроль). С позиции психологического аспекта проблемы здоровье-сбережения преподаватель должен найти такой инструмент для реализации своей деятельности, результатом использования которого станет активная познавательная деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.

В начале XX века для обозначения мыслительных процессов появился термин «гештальт». «Гештальт» (нем. Gestalt - форма, образ, структура) означает целостность протекающих в мозгу психических процессов, таких как восприятие мира, память и т. п. Это понятие в психологию ввёл Эренфельс, считающийся одним из основателей гештальтпси-хологии в Германии. Этот термин означает, что все протекающие в сознании процессы, во-первых, целостны, то есть затрагивают все участки мозга, оба его полушария; во-вторых, трехмерны, то есть информация распространяется по участкам мозга самым непредсказуемым путем. Следовательно, запоминая ка-

кую-нибудь информацию, мы идем не путем классического конспекта, наполненного иерархической структурой, схемами, диаграммами и т. п. Мы изучаем предмет с разных сторон, при запоминании у нас возникают наводящие мысли, которые изложить в одномерном пространстве конспекта сложно. Это, в первую очередь, связано с особенностью устройства головного мозга человека [2].

На основании термина «гештальт» раскрывается принцип радиантного мышления. Возбуждая разные участки мозга, мы задействуем его «трехмерную» структуру, что позволяет нам создавать ассоциативный ряд из понятий отчасти не сочетаемых друг с другом. Данная трехмерная структура выходит за рамки представления информации в виде классического конспекта, так как ассоциации к обозначенной проблеме могут возникнуть самые разные, напрямую не связанные с изучаемым предметом. Например, в одной плоскости к слову «фотография», возникают ассоциации не только со словами «фотограф», «качество», «аппаратура» и так далее, но и могут возникнуть такие ассоциации как «семья» (фотоальбом, содержащий семейные фотографии), «праздник» (любимые фотографии) и многое другое. При запоминании ассоциаций с изучаемым предметом от центрального понятия расходятся в разные стороны отдельные сущности, делимые на производные от этих дочерних сущностей сущности и так далее. Чем больше ассоциаций, которые позволяют больше узнать о понятии и лучше удержать его в памяти, тем прочнее запоминается информация о нем. Эти ассоциации невозможно записать в классическом конспекте, не нарушив его логики, и затруднительно представить в двумерной схеме (таблица, график, диаграмма).

Классический или иерархический конспект не способен сам по себе генерировать новые мысли, непригоден для «мозгового штурма». Необходимость в поиске нового способа записи информации, избавленного от недостатков конспекта, основанного на принципе радиантного мышления, и при этом простого в работе и обучении, привела американского ученого Тони Бьюзена к введению такого понятия, как Mind Мар. Перевод на русский язык mind тар встречается различный: «Ментальная карта», «Мыслительная карта», «Карта ума», наиболее широкое распространение получил перевод «Интеллект-карта».

Интеллект-карта - способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем, предоставляющих удобную технику альтернативной записи линейной информации. В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления», относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект, на основе которого формируется бесконечное разнообразие возможных ассоциаций. Подобный способ записи информации позволяет интеллект-карте неограниченно расти и дополняться [3].

Область применения интеллект-карт достаточно широка. Они могут быть использованы для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение «мозговых штурмов», самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение и развитие, и многих других. В образовании интеллект-карты могут быть использованы для создания ясных и понятных конспектов лекций, получения максимальной отдачи от прочтения книг и учебников, написания рефератов, курсовых проектов и дипломных проектов.

По отношению к рассматриваемой нами проблеме развития интеллектуального потенциала учащихся, мы предлагаем использовать интеллект-карты. Интеллектуальный потенциал индивида отражает совокупность его умственных способностей, а развитие интеллектуального потенциала подразумевает под собой увеличение количества имеющихся знаний и скорости приобретения новых знаний, способность адаптироваться к новым ситуациям и оперировать понятиями, отношениями и абстрактными символами (Ч.Э. Спирмен, А. Бине, Д. Векслер). В этом случае интеллект-карты могут быть использованы как инструмент, направленный на эффективное информационное взаимодействие между источником информации и ее получателем.

Использование интеллект-карт в процессе развития интеллектуального потенциала обусловлено спецификой функционирования памяти человека, которую обосновал Эренфельс и которую учитывал в своем исследовании Тони Бьюзен. Способы и методы запоминания (конспекты, презентации, радио-записи и т. д.) возникли относительно давно, но упор в них делается на запоминание логической и временной структуры информации. А эти спосо-

бы являются полностью противоположными процессам, происходящим в нашем мозгу при запоминании информации.

Интеллект-карты - это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. В основе интеллект-карт лежит предположение, что для человеческого мозга естественно и направлено на структурирование, понимание, обработку и запоминание информации [4]:

- ассоциативное мышление;

- иерархическое мышление;

- визуальное мышление.

Данная система статистических норм восприятия, эмоционального реагирования и мышления в сочетании с психологическим аспектом' процессов здоровьесбережения обеспечивают оптимальный уровень функционирования головного мозга.

Интеллект-карты в процессе работы с информацией чаще всего используются на этапе между сбором и анализом информации, активно воздействуя на них. Интеллект-карта представляет собой промежуточный продукт, являющийся результатом обработки мозгом поступающей информации об объекте интереса. На следующих этапах эта информация анализируется и оформляется в виде лекции, доклада, курсовой работы, пояснительной записки и т. п.

Использование в аудитории такого инструмента, как интеллект-карта потребовало от нас сосредоточения в одном месте и времени комплекса следующих факторов, предварительно сформированных, а затем актуализированных в своем единстве:

-привлечение и фиксация внимания на определенном фрагменте реальности (объект интереса);

-создание проблемной ситуации, то есть постановка субъекта в ситуацию такой неопределенности по отношению к объекту интереса, в которой обучающийся вынужден искать не один способ решения проблемы;

- предъявление соответствующего типа познавательной задачи в такой форме, которая способна не только поддержать «интеллектуальное возбуждение» (первичный интерес), но и развить его;

- обеспечение структуры взаимодействия преподавателя и обучающегося, которое отвечало бы требованиям, направленным на поддержку и развитие первичного интереса в ус-

тойчивую форму интеллектуальной деятельности. Это зависит от психологических особенностей личности (уровня развития его творческих способностей, интеллектуального потенциала).

На основе сформулированных положений процесс внедрения интеллект-карт как инструмента развития интеллектуального потенциала обучающихся был разбит на четыре взаимосвязанных этапа, для каждого из которых была определена целевая направленность и задачи в рамках учебной дисциплины (см. таблицу).

Практическое применение интеллект-карт в системе образования было реализовано в группе студентов первого курса по специальности «Дизайн», дисциплина «Информатика» (1 семестр).

В качестве цели внедрения интеллект-карт в образовательный процесс была определена следующая: научить студента эффективно обучаться, достигая наибольшей результативности в процессе поиска, структурирования, понимания, обработки и запоминания информации в рамках некоторого информационного пространства, поскольку через эти процессы активизируются способности человека к поиску, восприятию, анализу, систематизации и эффективному использованию информации для достижения поставленной цели, оказывающие непосредственное влияние на развитие интеллектуального потенциала индивида (И.Г. Виноградов).

Для достижения обозначенной цели в рам-

ках учебной дисциплины «Информатика» были выделены следующие задачи:

1. Познакомить студентов с технологией создания интеллект-карт.

2. Создать со студентами и апробировать в действии интеллект-карты в процессе конспектирования материала, написания рефератов, подготовки к тестам по темам дисциплины «Информатика».

3. Обосновать причины внедрения интел-лект-карт в систему образования.

Аудиторные занятия по дисциплине были выстроены по следующему принципу соот-

ношения практики и теории изучения интеллект-карт: 15 % - теория (преподаватель формулирует основные принципы построения и применения интеллект-карт); 85 % - практика (студенты отрабатывают навыки работы с интеллект-картами в рамках обозначенных проблем, выступая перед всей группой).

Тематический план по дисциплине «Информатика» соблюдался согласно государственному образовательному стандарту ВПО. В процессе выдачи учебного материала был изменен только инструмент (классический конспект - интеллект-карта), изложение на аудиторию основных принципов составления интеллект-карт не требует выделения дополнительных часов по дисциплине.

Подготовка студентов к работе с интеллект-картами заключается в перечислении основных рекомендаций по их составлению, результат работы в этом случае будет на порядок эффективнее, так как применение интеллект-

Этапы внедрения интеллект-карт в систему обучения

Этап Задачи Цель

I. Диагностический - приобретение базовых знаний; -знакомство с принципами обработки и структурирования информации Определить реальный уровень интеллектуального потенциала студентов путем оценок и самооценок

II. Инструментальный - актуализировать интеллект-карты в рамках будущей профессиональной деятельности; - обозначить интеллект-карты в системе образования Определить интеллект-карты, как инструмент работы с информацией

III. Деятельностный - систематизировать знания; - сформировать основные навыки построения интеллект-карты Использовать интеллект-кар-ты в процессе изучения учебного материала

IV. Результативный -расширить область использования ин-теллект-карт; - совершенствовать умения и навыки применения интеллект-карт Определить роль интеллект-карт в развитии интеллектуального потенциала путем анализа

карты не должно превратиться в самоцель. В результате мы хотим увидеть студента, заинтересованного в обучении, свободно владеющего информацией по дисциплине, интеллектуала.

Наибольшее внимание следует уделить контролю и корректировке промежуточных итогов применения интеллект-карт, которые осуществляются не одномоментно, а регулярно. Использование интеллект-карт должно носить систематический характер, например, преподаватель на занятиях в процессе подачи учебного материала регулярно использует интеллект-карты.

В ходе проведенного исследования, в рамках лекционных занятий часть тем по дисциплине была выдана студентам в виде:

- конспекта;

- электронного конспекта (выданного преподавателем в электронном виде);

- интеллект-карты преподавателя (дополненной студентом информацией из других источников: СМИ, литература, ранее изученный материал и т. д.);

- интеллект-карты студента (выданной преподавателем на самостоятельное изучение студентам с последующим обсуждением в аудитории).

Было осуществлено тестирование достигнутого (измененного) состояния интеллектуального развития обучающихся, критериями послужили уровень усвоенных знаний по темам дисциплины «Информатика» (выбранные темы

составляли одинаковый уровень сложности), запоминание и восстановление учебного материла в памяти. Расчет средней оценки за тесты позволил сделать вывод: наилучшим инструментом для запоминания и восстановления в памяти учебного материала с более чем 80 %-ной эффективностью является интел-лект-карта (см. рисунок). При этом с позиции здоровьесбережения процесс составления интеллект-карт является хорошей «зарядкой для мозга», отвлекающий студента от конспектирования лекции или работы с компьютером, улучшающий его психоэмоциональное состояние.

Для организации и контроля самостоятельной работы по дисциплине студентам был выдан список тем рефератов, работа над которыми осуществлялась по следующим направлениям: планирование работы над рефератом (интеллект-карта «План»); подготовка раздаточного материала (интеллект-карта «Тема»); создание презентации на основе интеллект-карты.

В конце семестра среди обучающихся был проведен опрос в письменной форме, где в произвольном виде студенты сформулировали преимущества и недостатки применения интеллект-карт в образовательном процессе. Недостатки применения интеллект-карт студенты указать затруднялись, а основные преимущества выделили в следующие пункты (некоторые работы были представлены в виде интеллект-карт):

-‘•Г.-у*

-’-і «ї і» 1 V- і -і

шш

Материал для подготовки к тесту

I Конспект

I Электронный конспект

I Интеллект-карта преподавателя

I Интеллект-карта студента

Результат тестирования по темам дисциплины «Информатика»

1. Экономия времени на конспектирование информации, так как не требуется выстраивания четкой логической структуры конспекта и соблюдение некоторой последовательности фактов.

2. Акцентирование внимания на основных моментах развития проблемы. Выделение эмфразы, некоторого (графического) образа, совокупности логических выводов и эмоций, концентрированных вокруг центральной проблемы. Эмфаза помогает визуальному восприятию интеллект-карты, заставляя принимать в обработке информации сразу два полушария головного мозга.

3. Формирование четких визуальных ассоциаций с различными понятиями, категориями, сущностями. На основании этих ассоциаций представляется общая структура проблемы, позволяющая сделать общие выводы, используя дедуктивный или индуктивный методы.

4. Улучшение запоминания и воспроизведения информации за счет построения четкой структуры рассматриваемой проблемы, использование пространственного и ассоциативного восприятия материала.

5. Стимулирование интеллектуального потенциала человека за счет активизации обоих полушарий головного мозга. Как гласит народная мудрость «Одна голова - хорошо, а две - лучше». Интеллект-карты в большей степени раскрывают интеллектуальный, творческий потенциал при «мозговом штурме», при анализе сложной вербальной информации, при планировании работ, при составлении бизнес-плана и т. п.

Однако следует отметить, что интеллект-карты в большей степени призваны в помощь левому полушарию головному мозгу, когда в процесс обработки логической информации включается правое полушарие, а не наоборот.

Отличительной особенностью интеллект-карт является то, что она является продуктом штучным, индивидуальным, предназначенным в первую очередь для индивидуального использования. Поэтому умение составлять и читать интеллект-карты требует развития определенных навыков, также как навыков владения компьютером, навыков письма деловых бумаг и других.

Применение преподавателем в системе образования такого инструмента, как интеллект-карта, составляет сердцевину здоровьесберегающего направления образовательного процесса, снижая в нем психическое напряжение обучающихся. Качественной характеристикой предложенного инструментария является совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбе-режения и интеллектуального развития обучающихся. Учет аспектов здоровьесбереже-ния в системе образования не только решают задачи сохранения и укрепления здоровья обучающихся, но и повышает качество решения задач их интеллектуального развития.

Литература

1. Викторов, Д.В. Методология педагогики здоровъесбережения студентов вуза / Д.В. Викторов // Мир науки, культуры, образования. - 2008. - Ns 5(12). - С. 257-260.

2. Келер, В. Гештальт-психология /В. Келер, К. Коффка. -М.: АСТ-ЛМД, 1998. - 704 с.

3. Бъюзен, Т. Научи себя думать / Т. Бью-зен. - Минск: Попурри, 2008. - 192 с.

4. Шипунов, С.А. Харизматичный оратор. Руководство к курсу «Словесная импровизация» / С.А. Шипунов. — М.: Творческая мастерская, 2009. - 288 с.

Поступила в редакцию 4 ноября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.