Научная статья на тему 'Методика преподавания риторики с помощью интеллект-карт'

Методика преподавания риторики с помощью интеллект-карт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
729
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир русского слова
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РИТОРИКА / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ / АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / УБЕЖДЕНИЕ / RHETORIC / ASSOCIATIVE THINKING PROCESS / INTELLECT MAP / CONVINCING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Злыгостева Марина Николаевна, Стешов Анатолий Валентинович

Статья посвящена вопросам методического сопровождения курса «Риторика», в частности, описывается такая инновационная технология, как интеллект-карты. Интеллект-карты - графическое выражение процесса радиантного, т. е. масштабного ассоциативного мышления (зрительное воплощение такого мышления - фейерверк). Теоретическая и практическая сущность интеллект-карт, поэтапное их построение продемонстрированы на примере проекта интерактивной лекции, в ходе которой обучающиеся формируют понятие риторической категории «убеждение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodology of rhetoric teaching with the help of intellect maps

The article is devoted to the methods of teaching rhetoric, namely to such an innovation as intellect maps. An intellect map is a picture of large scale associative thinking process (visual embodiment of such radiant thinking is fireworks). The authors of the article demonstrate theoretical and practical essence of intellect maps and their step-by-step formation by giving the outlines of an interactive lecture in the course of which students formulate the concept of «convincing» as a rhetorical category.

Текст научной работы на тему «Методика преподавания риторики с помощью интеллект-карт»

^^^ [методика преподавания русского языка] А. В. Стешов, М. Н. Злыгостева

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РИТОРИКИ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ

ANATOLY V. STESHOV, MARINA N. ZLIGOSTEVA THE METHODOLOGY OF RHETORIC TEACHING WITH THE HELP OF INTELLECT MAPS

yEg

Анатолий Валентинович Стешов

Кандидат военных наук, доцент, профессор кафедры организации и методики образовательного процесса Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского, профессор кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургской юридической академии, психолог, лидер Санкт-Петербургской школы риторики

Марина Николаевна Злыгостева

Аспирант кафедры книгоиздания и книжной торговли СевероЗападного института печати Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна ► [email protected]

Статья посвящена вопросам методического сопровождения курса «Риторика», в частности, описывается такая инновационная технология, как интеллект-карты. Интеллект-карты — графическое выражение процесса радиантного, т. е. масштабного ассоциативного мышления (зрительное воплощение такого мышления — фейерверк). Теоретическая и практическая сущность интеллект-карт, поэтапное их построение продемонстрированы на примере проекта интерактивной лекции, в ходе которой обучающиеся формируют понятие риторической категории «убеждение».

Ключевые слова: риторика, интеллект-карты, ассоциативное мышление, убеждение.

The article is devoted to the methods of teaching rhetoric, namely to such an innovation as intellect maps. An intellect map is a picture of large — scale associative thinking process (visual embodiment of such radiant thinking is fireworks). The authors of the article demonstrate theoretical and practical essence of intellect maps and their step-by-step formation by giving the outlines of an interactive lecture in the course of which students formulate the concept of «convincing» as a rhetorical category.

Keywords: rhetoric, intellect map, associative thinking process, convincing.

Рассмотрим методику интерактивной лекции с элементами презентации на основе интеллект-карт на примере проблемной лекции, читаемой будущим преподавателям и адъюнктам в Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского, а также аспирантам и студентам четвертого курса Санкт-Петербургской юридической академии. Цель лекции — осмысление риторической категории убеждение и построение модели метода риторики, необходимой для раскрытия темы: «Концепция риторического изобретения».

Для разработки методики преподавания академической риторики необходимо представление о научном методе риторики, т. к. методика — это пользование методом. К сожалению, у исследователей риторики нет достаточно ясного представления о методе. До нашего времени не дошли семь книг Аристотеля по методике преподавания риторики [1], возможно, поэтому методика в книгах по риторике не упоминается.

Почти три десятилетия назад Г. З. Апресян писал: «Нет ни одной специальной работы, посвященной этой проблеме. Существует мнение,

что так как ораторское искусство имеет прикладное значение и обслуживает все формы общественного создания, то вряд ли будет правильным говорить о каком-то особом методе красноречия» [2]. В третьем издании своей книги Апресян уточнил: «Метод красноречия — явление сложное. В этой связи нужно говорить о методике красноречия, действующей на базе и в пределах самого метода» [3]. Что же касается самого метода красноречия и методики, вопрос остается открытым до сих пор.

Попытаемся создать графическую модель метода, чтобы в дальнейшем «говорить о методике красноречия, действующей на базе и в пределах самого метода» (Г. З. Апресян). Как строится представление о методе риторики для монологической речи на интерактивной лекции авторов? Ответ на этот вопрос дает изложенная далее методика преподавания риторики на примере конкретной темы лекции «Представление о методе убеждения в монологе».

Убеждение — ключевая категория риторики, поэтому с её анализа начинается проблемная лекция. Слушателям раздаются листы с рис. 1, а на экран высвечивается эта схема в незавершенном виде — без определений понятий: убеждение, убедить, убедительное, внутреннее убеждение, убедительность и убежденность. Преподаватель озвучивает проблему / суждение А. А. Ивина и предлагает слушателям принять участие в формировании определений двух понятий.

Далее каждое выделенное слово выступает в роли стимула для появления ассоциаций, объяснений и толкований. Первым обсуждается слово убеждение. Слушатели предлагают ассоциации, затем определение из авторитетного источника (психологического словаря) высвечивается на экране, и оценивается степень совпадения/несовпадения с ним определений, данных слушателями. И определение из словаря заносится на схему (рис. 2) «в пределы самого метода».

В определении понятия убеждение выделяется ключевое слово метод, и слушателям предлагается дать определение этому слову. После этого на экран высвечивается текст определения из словаря иностранных слов. На основании ассо-

циации слова метод со словом путь поясняется изображение рисунка. Два слова — метод воздействия — из определения наносятся посередине полосы. Одна полоса обозначает иррациональное в убеждении, и на схеме записывается генерация чувств. Другая полоса обозначает рациональное в убеждении, и на схеме записывается управление разумом. Слово цель из другого определения метода записывается в круг, который ассоциируется с мишенью для мысли. Из содержания двух понятий формируется матрица, и появляется исходный образ, или первичная матрица метода убеждения, позволяющая осмыслить связи между всеми понятиями и в дальнейшем получить окончательную матрицу, то есть модель метода убеждения (рис. 7).

Далее в аналогичном интерактивном режиме вырабатываются определения для других понятий, и слушатели записывают их на своих схемах. В итоге рождается целостное представление о матрице метода убеждения (см. рис. 2).

Эта матрица позволяет объяснить логические связи содержаний пяти понятий, но этот результат представляет собой еще не окончательное решение вынесенной на обсуждение проблемы. Оставшееся без определения понятие убедительность разрабатывается по методике на основе интеллект-карты.

По опыту занятий немногие из слушателей способны самостоятельно сформулировать определение понятия убедительность. Поэтому оно разрабатывается в основное время лекции.

Известная во многих странах теория интеллект-карт (авторы Тони и Барри Бьюзен [4]) захватывает творческий ум при первом знакомстве.

Теория интеллект-карт построена на научных представлениях о радиантном мышлении, свойственном человеческому мозгу. Термин «ра-диантное мышление» (от «радианта» — точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например метеоритов одного потока) относится к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой положения которых является центральный объект. Шар рас-

Рис. 1. Первичная матрица метода убеждения.

исполь-

УБЕЖДЕНИЕ -

зуемый в коммуникации метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению

Психология, словарь 1990

ПРОБЛЕМА

Убеждение - одна из цетральных категорий человеческой жизни и деятельности...это одна из сложных, противоречивых, с трудом поддающихся анализу категорий А.А, Ивин

УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ - интегративная характеристика речевого воздействия, включающая значимость мысли, искренность говорящего, магию влияния, достоверность аргументов и целесообразность средств

А.В. Стешов

УБЕДИТЬ — зто значит довести до понимания таким образом, чтобы человек не сомневайся в ее истинности или разумности, принял и руководствовался ею в своем поведении А,В. Стешов

МЕТОД - совокупность способов познания, исследования... или образ действия.

Словарь иностр. слов. М, 1988 МЕТОД путь исследования, способ достижения какой-либо цели

Сов. энцмкл. словарь. М, 1980

VBa4 V

ЦЕЛЬ

\

УБЕДИТЕЛЬНОЕ - значит правдоподобное или кажущееся правдоподобным

Аристотель

ВНУТРЕННЕЕ УБЕЖДЕНИЕ - собственное критическое суждение на основе глубокой уверенности в истинности знания или ясного понимания чего-либо A.B. Стешов

\

УБЕЖДЕННОСТЬ — особое качество личности, определяющее общую направленность всей ее деятельности и ценностных ориентаций и выступающее регулятором ее сознания и поведения

I Тсихологня, словарь IWI

Рис. 2. Целостное представление о матрице метода убеждения.

сыпающихся огней фейерверка даёт полную картину сущности радиантного мышления.

Интеллект-карта — это графическое выражение процесса радиантного мышления и поэтому является естественным продуктом структурирования кодов информации человеческим мозгом.

Интеллект-карты являются современными хранителями информации, альтернативными линейным конспектам, однако возможности конспектов слишком ограниченны в кодировании информации.

Для понимания сущности интеллект-карты нами разработана теоретическая модель (рис. 3), с помощью которой будущие преподаватели и аспиранты овладевают методикой работы с информацией, ее кодированием и восстановлением на специальных занятиях.

На ней изображены законы и средства, применяемые для создания интеллект-карты, позволяющей расширять область своих знаний до любых пределов.

Интеллект-карта всегда строится вокруг центрального объекта (собирательного образа). Каждое слово и графическое изображение могут быть центром очередной ассоциации, а весь процесс структурирования представляет собой потенциально бесконечную цепь ответвляющихся ассоциаций, исходящих из общего центра или сходящихся к нему.

Хотя интеллект-карта строится на плоскости, например на листе бумаги, она представляет собой трехмерную реальность — в пространстве, времени и цвете.

Интеллект-карта имеет пять существенных отличий от «структурных сетей», «семантических полей», «дерева науки», «структурно-логических схем», «сетевых графиков» и других графических приспособлений для накопления, исследования и передачи учебной информации в образовательном процессе:

1) она соответствует информационным процессам, протекающим в мозге человека, поэтому сразу воспринимается с интересом обучающимися;

2) объект главного внимания и изучения изображается в центре как символический собирательный образ (эмфаза);

3) основные темы (интеллект-карта всей дисциплины), вопросы (отдельная лекция) или категории, связанные с эмфазой, расходятся от центрального образа в виде ветвей (некое уподобление структуре нервной клетки-нейрона);

4) ветви обозначаются и поясняются ключевыми словами или другими ассоциациями. Вторичные идеи изображаются в виде отходящих от главных ветвей, то же самое — для третичных ветвей и т. д.;

5) вся структура представляет узловую информационную систему ассоциаций и средств языка, удобную для обозрения и усовершенствования.

Интеллект-карта строится не на логических связях между элементами предложений, суждений и носителей информации, а на ассоциациях. В этом её принципиальное отличие от всех известных дидактических схем, построенных на логических операциях: деление понятий, классификация по основанию, алгоритм, управленческие процедуры и т. д.

Качество интеллект-карт можно бесконечно улучшать по мере глубокого овладения предметом с помощью цветов, рисунков, закодированных выражений, аббревиатур, кодов, знаков. Главное, чтобы она увлекала, стимулировала творческий поиск, улучшала запоминаемость содержащейся в ней информации.

Каждый педагог знает, что один вербальный канал передачи информации малоэффективен. А читаемый научный текст с листа без риторической обработки многим недоступен. Если же слушателям предложить макет интеллект-карты, то начнет работать активное ассоциативное мышление для его заполнения.

Исследования показали, что в ходе предъявления учебного материала у обучающихся прочно отражается:

- информация, воспринимаемая в начале занятия («эффект первичного восприятия»);

- любая информация, соединённая с помощью ассоциаций со знаниями, уже закреплёнными в долговременной памяти;

- любая информация целостного восприятия (гештальт);

- любая информация, генерирующая обострённую реакцию органов чувств;

- информация, представляющая интерес для обучающихся;

- информация, поданная с эффектом новизны, уникальности;

- информация, следующая синхронно с действием обучающегося.

Совместная деятельность преподавателя и обучающихся по изобретению или восстановлению интеллект-карты на интерактивной лекции позволяет использовать больше возможностей психики человека при работе с информацией.

Несколько слов об ассоциациях. Ассоциация — связь между психическими явлениями, при которой восприятие, представление одного из них влечёт за собой появление другого. Возникновение в сознании образа без обычно вызывающего его внешнего раздражения. Ассоциация — это инструмент сопряжения наших текущих восприятий с предыдущим опытом, закреплённым в памяти.

В педагогическом общении на лекции с применением интеллект-карт выделяют два вида ассоциаций:

Управляемая ассоциация — экспериментальный приём, заключающийся в том, что обучающимся предлагают слово — стимул, на которое они должны реагировать словом, состоящим в смысловой (семантической) связи со стимулом. Например, педагог говорит: определим значение слова метод. Обучающиеся ассоциируют: способ, путь, приём, методика. Преподаватель продолжает: С чем ассоциируется слово путь? Слушатели отвечают: Дорога, трасса, тропинка. Преподаватель заключает: Вот почему на схеме изображен двухполосный образ метода, а цель ассоциируется с кругом мишени (см. рис. 2).

Свободная ассоциация — это интервьюирование обучающихся, при котором человек поощряется к свободному воображению на предлагаемые педагогом стимулы (не только отдельные слова). Например, педагог спрашивает: Что Вы можете сказать о слове убедительное? Ответ — доказанное. А Ваше мнение? Ответ — реальное. Кто ещё? Ответ — правдоподобное. Преподаватель

(с восторгом): Вы, как великий Аристотель, определили правильно «правдоподобное или кажущееся правдоподобным». Запишем это определение на нашу схему.

По типу образования различают:

- ассоциации по сходству некоторых признаков событий, вещей, явлений;

- ассоциации по контрасту противоположных признаков;

- ассоциации по смежности в пространстве или во времени, которые в прошлом переживались одновременно или друг за другом;

- причинно-следственные ассоциации.

Способность слушателей быстро отвечать

на стимулы, интенсивно работать на занятии зависит:

- от способности индивида находить языковой аналог;

- от силы и новизны впечатлений (например, от макета интеллект-карты или слова — стимула);

- от жизненного опыта людей;

- от накопленных знаний, развитого интеллекта и др.

На втором этапе лекции слушателям раздается еще один лист с макетом интеллект-карты для разработки сложного понятия убедительность (рис. 4).

Затем начинается коллективное познание интегративных характеристик метода речевого воздействия. Слушателям предлагается высказывать мнения, суждения, ассоциации, выражающие существенные свойства убеждающей речи. Одни угадывают, другие придумывают, третьи объясняют свои предположения, при этом никакое суждение не отвергается и не критикуется. Поддерживается полная свобода высказываний. Преподаватель может намекать, приводить мудрые изречения, направлять осмысление данного понятия к выявлению пяти основных качеств, или пяти признаков убедительности, которые в конце обмена мнениями записываются над главными ветвями макета.

Так рождаются интегративные характеристики — ветви интеллект-карты, составляющие определение понятия убедительность (рис. 5). Все слушатели причастны к «изобретению» зна-

Рис. 4. Макет интеллект-карты убедительности.

Рис. 5. Интегративные характеристики понятия убедительности.

Рис. 6. Полное представление о категории убедительность.

Риторика - это способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета Аристотель Метод - путь исследования,

совокупность способов достижения какой-либо цели.

Основу метода убеждения составляет аргументация или упорядочение доводов.

ЦЕЛЬ

Рис. 7. Модель (матрица) метода убеждения в монологической речи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния в той или иной степени. Каждый оценивает свой успех в познании. Вот вам и открытие и решение проблемы.

Далее осуществляется подбор следующего круга ассоциаций, формирующих содержание каждого признака убедительности речи. Периодически на экране демонстрируются небольшие тексты, в которых имеется нужная информация. При затруднении преподаватель раздает фрагменты из речей великих ораторов и риторических работ. Когда весь макет заполнится (рис. 6), группа возвращается к рис. 2 и записывает определение убедительность на свою схему.

Работа с интеллект-картой позволяет сосредоточить внимание обучающихся на предмете изучения. Некоторые раскрашивают интеллект-карту разными цветами, добавляют ответвления для элементов, которые ассоциировали сами. Здесь нет скуки, здесь активное мышление, здесь творческое решение проблемы.

Далее зачитывается определение риторики, данное Аристотелем: «Риторика — это способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». После этого на экран высвечивается модель метода убеждения в монологической речи (см. рис. 7). Каждому слушателю выдается третий раздаточный лист с этой моделью, на которой

поясняются способы убеждения, упоминаемые в определении Аристотеля, и комментируются приемы и средства. Лекция заканчивается выводом: по данной модели метода убеждения возможно составлять публичные убеждающие речи, не хуже, чем это делали великие ораторы. Однако следует овладеть необходимым понятийным аппаратом методики риторического изобретения речи, который будет изучаться на следующем занятии. Данную модель слушатели получают как раздаточный материал.

Для глубокого овладения основами убеждения с ориентацией на эту модель указывается литература: «Основы теории аргументации» (новая риторика) [5], «Аргументативная риторика» [6] и «Риторика для лидера» [7].

Изложенная методика, с нашей точки зрения, включается в современную дидактическую парадигму. Она формирует интерес к риторике, так как перед глазами обучающихся появляется образ убеждения. Содержание интеллект-карты убедительности представляет программу целого раздела дисциплины, в том числе и самостоятельных занятий слушателей по заданию преподавателя.

Интеллект-карты позволяют сделать преподавание интерактивным и, соответственно, учебную лекцию не только более интересным и прият-

ным занятием, но и повысить интенсивность процесса личного осмысления учебного материала.

Подготовить интеллект-карту легче, чем написать «линейный» текст. Степень детализации интеллект-карты устанавливает сам преподаватель. По карте легко отобрать нужный материал для различных учебных групп, особенно на курсах повышения квалификации. Нет необходимости писать новый «линейный» текст лекции. Ее мнемонические качества позволяют в короткое время обозреть тему, восстановить в памяти все содержание. На ней очень удобно фиксировать моменты затруднений слушателей в понимании и отмечать направления интереса и детализаций.

Интеллект-карта в качестве содержательно-структурной основы лекции позволяет преподавателю обеспечить идеальный баланс между импровизированной речью, с одной стороны, и ясной, хорошо структурированной презентацией — с другой.

На основе интеллект-карты достаточно квалифицированный лектор способен говорить сколь угодно долго. Любая из главных ветвей могла бы сама по себе стать основой для отдельной лекции или выступления слушателя на семинаре. Обозревая интеллект-карту, обучающийся осознает, что он знает, чего не знает и что может спросить у него преподаватель при контроле усвоения учебного материала.

Интеллект-карта может быть составлена для целого раздела программы, курса и даже не-

скольких взаимосвязанных дисциплин. Можно составить гиперинтеллект-карту для отдельной отрасли науки, позволяющей обозревать сферу определенных научных интересов, проблем, направлений исследовательской работы.

В заключение отметим: при проведении интерактивной лекции на основе современных технологий, в том числе с применением интеллект-карт, слушатели должны иметь возможность строить в своем сознании представление о естественных событиях (ситуациях) в форме глубинных смысловых структур, развивать познавательную самостоятельность и теоретическое мышление. Нам кажется, предлагаемая методика позволит приблизить вузовскую лекцию к празднику для ума. Во всяком случае, авторы в этом убеждены на собственном многолетнем опыте, а слушатели в дальнейшем овладевают этой методикой для преподавания технических и гуманитарных дисциплин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Античные риторики. М., МГУ, 1978.

2. Апресян Г. З. Ораторское искусство. М., 1972.

3. Апресян Г. З. Ораторское искусство. М., 1978.

4. Бьюзен Т. и Б. Супер-мышление. Минск, 2003.

5. Ивин А. А. Основы теории аргументации (новая риторика). М., 1997.

6. Москвин В. П. Аргументативная риторика. Ростов-на-Дону, 2008.

7. Стешов А. В. Риторика для лидера. СПб., 2003, 2006, 2007.

[приглашаем принять участие] МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

(Москва, 24-26 июня 2010 года)

В 2010 году исполняется 80 лет со дня образования МАДИ и 50 лет подготовительному факультету для иностранных граждан. Конференция включена в план работы РОПРЯЛ.

Научные направления конференции

Организация обучения иностранных учащихся. Учебно-программное и учебно-методическое обеспечение. Проблемы адаптации к обучению в российских вузах и колледжах; Русский язык как иностранный на этапе довузовской подготовки; Русский язык как иностранный на основных факультетах российских вузов; Вопросы преподавания русского языка как иностранного в системе среднего профессионального образования; Преподавания общетеоретических дисциплин на русском языке как иностранном; Преподавание дисциплин гуманитарного цикла на русском языке как иностранном.

Для участия в работе конференции необходимо выслать до 20 марта 2010 года в адрес оргкомитета заявку на участие и текст статьи по проблематике конференции.

Требования к оформлению доклада: Текстовый редактор — MS Word, поля — 20 мм, со всех сторон, межстрочный интервал — 1.3, шрифт «Arial», размер шрифта — 14, выравнивание текста — по ширине.

Адрес Оргкомитета: Россия, 125319, Москва, Ленинградский проспект 64, комн. 385, Деканат подготовительного факультета для иностранных граждан.

Email: [email protected]

Телефоны: (499)155-03-94, (499)155-04-78, (499)155-07-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.