Научная статья на тему 'Современные технологии обучения риторике дагестанской студенческой аудитории'

Современные технологии обучения риторике дагестанской студенческой аудитории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / MODERN LEARNING TECHNOLOGY / ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SOCIAL TECHNOLOGY / РИТОРИКА / RHETORIC / ДАГЕСТАНСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ АУДИТОРИЯ / DAGESTAN STUDENT AUDIENCE TRAINING / ТРЕНИНГ / HUMANITIES TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваджибов М.Д.

В статье рассматриваются те современные технологии обучения риторике, которые применимы в дагестанской студенческой поликультурной аудитории. Приводятся различные технологии, но при этом акцент делается на таких востребованных, очевидно, в сегодняшних условиях технологиях, как интеллект-карта, различные интернет-технологии, кейс-стади, модульная технология, технология профессионального обучения, лекция, рефлексия, анализ публичного выступления, ТРИЗ, дневник ритора, деловая игра и др. При этом обращаем внимание на то, что не все современные технологии результативны в гуманитарном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern technologies of rhetoric teaching of Dagestani student audience

This article discusses those modern technologies of training to rhetoric which are applicable in the Dagestani student multicultural audience. The various technologies are presented, but the emphasis is evidently on such modern high-demand technologies as intelligence-map, various Internet technologies, case studies, modular technology, technology of professional training, lectures, reflection, analysis of public speaking, TIPS, diary of rhetorician, a business game and others. At the same time the author pays attention to the fact that not all modern technology are productive in humanities education.

Текст научной работы на тему «Современные технологии обучения риторике дагестанской студенческой аудитории»

УДК 80

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ РИТОРИКЕ ДАГЕСТАНСКОЙ

СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ

М.Д. Ваджибов, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия).

Аннотация. В статье рассматриваются те современные технологии обучения риторике, которые применимы в дагестанской студенческой поликультурной аудитории. Приводятся различные технологии, но при этом акцент делается на таких востребованных, очевидно, в сегодняшних условиях технологиях, как интеллект-карта, различные интернет-технологии, кейс-стади, модульная технология, технология профессионального обучения, лекция, рефлексия, анализ публичного выступления, ТРИЗ, дневник ритора, деловая игра и др. При этом обращаем внимание на то, что не все современные технологии результативны в гуманитарном образовании.

Ключевые слова: современные технологии обучения, гуманитарные технологии, социальные технологии, риторика, дагестанская студенческая аудитория, тренинг.

Всем известно, что понятие «технология» образовано от греческих слов techne (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). Данное значение также повторяется в ином названии предмета риторика - rhetorike techne, что означает «мастерство (искусство) ораторской речи» [6, с. 18]. В настоящей же статье нами затрагиваются те вопросы, которые связаны с внедрением новых технологий в учебный процесс при изучении риторики в дагестанской студенческой аудитории. Отметим, что мы делаем только первые шаги.

В работе, которая должна стать одной из наших публикаций по рассматриваемой теме, мы в основном остановимся только на перечислении ряда технологий, которыми мы пользуемся (или должны и надеемся пользоваться со временем) на занятиях.

В тех документах, подготовленных ЮНЕСКО, технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия. Это определение технологии, как и множество подобных ему, не может претендовать на полноту и точность, несмотря на то, что непрерывно появляются новые технологии [8].

В современной научной литературе выделяют технические, экономические и гуманитарные технологии. Последние подразделяются на человековедческие, педагогические и психологические.

К гуманитарным также относят футурологические, ситуативные и повседневные технологии.

Футурологические гуманитарные технологии воспроизводят синоптическую карту, представляющую экономический, социальный, культурный, морально-психологический и демографический «прогноз» возможных вариантов будущего. С помощью этих технологий прогнозируется конкретная модель состояния общества, региона, трудового коллектива, что очень важно для руководителей, заинтересованных быть готовыми к решению новых проблем в своей деятельности. Наши риторические действия, возможно, в скрытой форме нацелены на использование данных технологий, потому что студент в действительности свои реальные способности сможет реализовать только после окончания вуза. Кроме того, наши шаги с целью воспитания личности также скорее всего связаны с футурологическими технологиями.

Ситуативные гуманитарные технологии разрабатываются и применяются по причине каких-то обстоятельств. К примеру, это необходимо при управлении поведением людей в экстремальных ситуациях. По этим технологиям проводятся специальные тренинги, которые чаще всего осуществляются в виде разбора «ситуация - конфликт» или деловой игры [8]. Данными технологиями, которые иначе следует называть кейс-стади, мы регулярно пользуемся - в современных условиях в таком поликультурном социуме, как Республика Дагестан, на это следует обращать пристальное внимание.

Важнейшими и универсальными в образовании являются повседневные гуманитарные технологии - такие, как технология профессионального обучения, технология поиска одарённых людей и др. Используемые в учебном процессе компетенции в первую очередь объясняются желанием выработать в студенте специальные навыки. Такая мотивация требует применения технологии профессионального обучения.

Естественно, не всякое гуманитарное знание технологично, ибо, во-первых, оно характеризуется познавательной направленностью, во-вторых, ему свойственны абстрактность и возможность произвольного толкования, а в-третьих, ему присущи богатство художественного языка, символическое разнообразие и подтекст [8]. Очевидно, попытки придать гуманитарной информации знаковые обозначения пока мало эффективны, а полученные результаты весьма условны. Всё это подтверждает, что гуманитарная информация трудоёмка для технологической обработки как по содержанию, так и по форме.

Овладение гуманитарными технологиями доступно людям, обладающим личностными и деловыми качествами, имеющим жизненный опыт и прошедшим специальную подготовку. Обращение к этим технологиям правомерно только для тех, кто испытывает потребность в общении с людьми, обладает развитой интуицией, коммуникабельностью и эмпа-тией. Именно такие личности проявляют свои способности в профессиональной деятельности.

Технология обучения является основной частью дидактической или методической системы. Так, например, если методическая система направлена на решение трех задач (1. Чему учить? 2. Зачем учить? 3. Как учить?), то технология обучения прежде всего отвечает на третий вопрос с одним существенным дополнением: как учить результативно? При этом надо учитывать, что не всякое гуманитарное знание технологично [8].

Выделяют личностно ориентированные и предметно ориентированные технологии. К предметно ориентированным технологиям относятся технологии постановки цели, полного усвоения, педагогического процесса и концентрированного обучения. К личностно ориентированным технологиям относят педагогические мастерские, технология обучения как учебного исследования, технология коллективной мыследеятельности и технология эвристического обучения. Весь вышеизложенный материал можно найти в Интернете [8].

Для нас важной является технология интенсивного обучения академической риторике с применением интеллект-карт [7, с. 80-92]: в профессионально ориентированной риторике данная технология, с нашей точки зрения, является наиболее эффективной.

На наш взгляд, при изучении риторики в дагестанской студенческой аудитории целесообразно, учитывая сложившуюся ситуацию и прогнозируя результаты, использовать следующие современные технологии обучения, которые легко доступны в электронных средствах: лекция-презентация, перекрестная дискуссия, подготовка докладов и рефератов по теме, анализ процесса защиты реферата, анализ проблемных ситуаций, проблемное обучение, рефлексия, саморефлексия, «технология рефлексивного письма», процеду-

ры социально-психологического тренинга, подготовка письменного ответа, обсуждение проведенного занятия, анализ публичного выступления, анализ поведения оппонентов и др. Естественно, большинство технологий можно использовать, применяя прежде всего компьютерные возможности, что связано как с объективными, так и с субъективными обстоятельствами. Констатируем, что в современных условиях глобализации невозможно преподавание речеведческих дисциплин студентам-гуманитариям без использования интернет-технологий, будь это лекция, беседа, практическое занятие, семинар, учебная пресс-конференция и т.д.

Молодежи импонирует работа с электронными информационными средствами. Поэтому востребованы в аудитории и интерактивная доска, и аудиовизуальные и мультимедийные материалы, и др. Очень удобным и своевременным является уже широко используемый в школе электронный учебник, к которому пока прибегают только продвинутые студенты-дагестанцы.

На занятиях по риторике мы используем и модульную технологию, разработанную Т.И. Магомедовой [5, с. 125-163]. При этом мы вносим определенные изменения в методику проведения модульного контроля. Так, к примеру, мы определяем, за какое время студент правильно отвечает на все задания. По нашим данным, на все 50 тестовых вопросов типа «выберите правильный ответ из четырех вариантов» некоторые студенты дают ответы, тратя от 7 до 9 минут. Такую работу мы продолжаем и надеемся на выработку специальной технологии. Результаты указанного исследования как части педагогической технологии по внедрению в учебный процесс модульной системы нами будут обнародованы в других публикациях.

Многие разновидности заданий, которые мы рассматриваем как современные технологии, нами отражены в учебном пособии [2]. При этом подчеркиваем, что на занятиях по риторике можно использовать метод кейс-стади, КСО, ТРИЗ, вебинар, обсудить поступки любимого героя, провести круглый стол, организовать пресс-конференцию в режиме онлайн, подготовить мини-сочинение экспромтом, придумать ролевую игру-сценку, подобрать эпитет к характеру однокурсника, демонстрировать интерактивную доску для передачи лейтмотива произведения, участвовать в презентации авторской книги в Республиканской библиотеке, опираясь на сюжетные линии известных художественных произведений, дать мастер-класс и др. Все современные активные методы обучения, на наш взгляд, можно превратить в специальные технологии обучения.

Хотим также отметить такой вид работы, как индивидуальное заполнение студентом дневника ритора. Этот дневник в ближайшее время, возможно, превратится в электронный дневник и, на наш взгляд, может рассматриваться как новая технология. Как оформлять дневник, нами отражено в публикации [1, с. 86-94]. При этом обратим внимание на следующее: в обсуждении содержания дневниковых записей после проведенного занятия могут участвовать все желающие студенты определенной группы, что похоже на технологию анализа проведенного занятия.

Обучение оформлению или заполнению дневника ритора является для нас той технологией, которая студентам понадобится в профессиональной деятельности: благодаря дневниковым записям студенты учатся грамотно излагать мысли в письменной или устной форме. Дневник ритора, возможно, соответствует технологии рефлексивного письма [8].

Важным в применении технологий обучения риторике дагестанских студентов является использованная риторическая литература. С этой целью мы на занятиях применяем

разработки Т.М. Ладыженской [4, с. 263-266]. Интересный материал нам предлагает и Н.Л. Горобец [3, с. 116-118]. Кроме этого, удачными и вполне приемлемыми являются современные риторизированные технологии, которые даны в Интернете [9].

В конце статьи отметим, что в перспективе некоторые технологии, разработанные применительно к гуманитарным наукам, мы будем использовать на риторических занятиях только после определенной апробации, потому что считаем, что, возможно, ряд технологий не подойдет к обучению дагестанской студенческой поликультурной аудитории. Речь прежде всего идет о социальных и психологических технологиях.

Литература:

1. Ваджибов М.Д. «Дневник ритора» для дагестанской студенческой аудитории (из опыта работы в Дагестанском государственном университете) // Материалы XVII Международной научной конференции «Современная риторика в общественно-речевой и педагогической практике» (30 января - 1 февраля 2013 г.). М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2013. С. 86-94.

2. Ваджибов М.Д. Риторика: учебное пособие для студентов-бакалавров гуманитарных специальностей. Махачкала: Издательство ДГУ, 2012. 194 с.

3. Горобец Л.Н. Использование интернет-технологий на занятиях по риторике // Риторика как предмет и средство обучения: Метериалы XV Международной научной конференции (1-3 февраля 2011 г.). М.: МПГУ, 2011. С. 116-118.

4. Ладыженская Т.М. Некоторые вопросы создания информационно-образовательной среды для обучения общению при применении интернет-технологий // Материалы XVII Международной научной конференции «Современная риторика в общественно-речевой и педагогической практике» (30 января - 1 февраля 2013 г.). М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2013. С. 263-266.

5. Магомедова Т.И. Русскоязычная профессиональная коммуникативная компетенция студентов юридического профиля: модель и технология формирования в условиях поли-язычия. Deutschland: LAP LAMBERT, 2011. С. 125-163.

6. Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2-е изд., с измен. М.: Дрофа, 2001. - С. 18.

7. Стешов А.В. Технология интенсивного обучения академической риторике с применением интеллект - карт // Интенсивные методы и технологии в обучении и профессиональном развитии личности: возможности, перспективы, проблемы риска. Вестник Балтийской педагогической академии. С.-Пб., 2006. Вып. 72. С. 80-92.

8. http://karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/1720-sovrobraztech.html.

9. http://xreferat.ru/71/2356-1-istoriya-pedagogicheskoiy-ritoriki.html.

Р

Vadzhibov M.D. Sovremennye tehnologii obuchenija ritorike dagestanskoj studencheskoj auditorii // Nauka. Mysl'. - № 11. - 2015.

© М.Д. Ваджибов, 2015. © «Наука. Мысль», 2015.

— • —

Abstract. This article discusses those modern technologies of training to rhetoric which are applicable in the Dagestani student multicultural audience. The various technologies are presented, but the emphasis is evidently on such modern high-demand technologies as intelligence-map, various Internet technologies, case studies, modular technology, technology of professional training, lectures, reflection, analysis of public speaking, TIPS, diary of rhetorician, a business game and others. At the same time the author pays attention to the fact that not all modern technology are productive in humanities education.

Keywords: modern learning technology, humanities technology, social technology, rhetoric, Dagestan student audience training.

— • —

Сведения об авторе

Малик Джамалутдинович Ваджибов, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия).

— • —

Подписано в печать 13.12.2015.

© Наука. Мысль, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.