Научная статья на тему 'О риторическом портфолио дагестанского студента'

О риторическом портфолио дагестанского студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТОРИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО / RHETORICAL PORTFOLIO / ДАГЕСТАНСКИЙ СТУДЕНТ / DAGESTAN STUDENT / ПАПКА / ДОКУМЕНТ / ОФОРМЛЕНИЕ / ИНТЕРЕСЫ / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / РЕКОМЕНДАЦИЯ / RECOMMENDATION / ДНЕВНИК / DIARY / FOLDERS / DOCUMENTS / REGISTRATION OF INTERESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваджибов М.Д.

В статье впервые дается перечень заданий, который должен быть включен в риторическое портфолио дагестанского студента. При этом следует оформлять папку документов с целью развития и обогащения речи, учитывая специфику и интересы поликультурной вузовской аудитории Дагестана. Портфолио, носящее рекомендательный характер, должно стать креативным руководством для реализации речевой интенции молодежи и фактическим языковым паспортом-дневником, которым можно пользоваться на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On rhetorical portfolio of Dagestan student

For the first time the author provides a list of tasks that must be included in the rhetorical portfolio of the Dagestan student. It is recommended to draw up a folder of documents with the aim of speech development and enrichment, taking into account the specificity and the interests of the multicultural university audience of Dagestan. Portfolio, when introduced in the educational process, should be a creative guide for the implementation of students’ speech intention as well as a language diary that can be used in practice.

Текст научной работы на тему «О риторическом портфолио дагестанского студента»

УДК 80

О РИТОРИЧЕСКОМ ПОРТФОЛИО ДАГЕСТАНСКОГО СТУДЕНТА

М.Д. Ваджибов, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия).

Аннотация. В статье впервые дается перечень заданий, который должен быть включен в риторическое портфолио дагестанского студента. При этом следует оформлять папку документов с целью развития и обогащения речи, учитывая специфику и интересы поликультурной вузовской аудитории Дагестана. Портфолио, носящее рекомендательный характер, должно стать креативным руководством для реализации речевой интенции молодежи и фактическим языковым паспортом-дневником, которым можно пользоваться на практике.

Ключевые слова: риторическое портфолио, дагестанский студент, папка, документ, оформление, интересы, креативность, рекомендация, дневник.

Общеизвестно, что модное в современном лексиконе слово «портфолио» означает портфель, папку для документов. Само слово употребляют в мужском или в среднем роде. Мы же в своей статье «портфолио» специально даем в среднем роде согласно традиции и правилам - иноязычные заимствованные неодушевленные существительные (от англ. portfolio) обычно употребляют в среднем роде.

Портфолио, которое берет свое начало в XV-XVI вв. в Западной Европе [6], стало популярным и в России: в нашей стране началось распространение применения такой папки для документов в начале XXI в. Указанная разновидность портфеля применяли в различных сферах, а в образовании такой вид начали впервые использовать американцы в 1980 г.

В настоящее время делаются попытки употребления портфолио на законодательном уровне, ибо оно практически применяется во всех сферах человеческой деятельности. Поэтому выделяют различные портфолио: тематическое, методическое, ученическое, студенческое, преподавательское и другие. Кстати, сравнительно недавно даже был объявлен конкурс на лучшее портфолио для поступающих в аспирантуру Высшей школы экономики [3], а в дагестанских сельских и городских школах начали пользоваться ученическим (или школьным) портфолио. Мнение специалистов о таком внедрении и результаты его применения станут известны в ближайшем будущем. При этом обратимся к литературе, в которой отмечено, что «...портфолио можно по праву считать официальным документом, который, подобно диплому о высшем образовании, может повлиять на все дальнейшую судьбу студента. Однако так уж случилось, что многие учащиеся поверхностно относятся к данному вопросу, а при составлении данного документа допускают грубые ошибки и неточности» [7]. Мы не вправе оценивать данное высказывание, но соответствует ли оно истине, также узнаем через некоторое время.

Уже начали разрабатывать электронное портфолио преподавателя вуза. В качестве примера мы обращаемся к публикации И.В. Колобродовой, которая портфолио по происхождению рассматривает как итальянское слово и которая дает две дефиниции касательно рассматриваемого понятия: «1. Портфолио - это форма аутентичного оценивания личностных достижений и образовательных результатов в различных видах образовательной деятельности за определенный период времени. 2. Портфолио - это целенаправленная коллекция работ, которая демонстрирует усилия, прогресс, достижения в одной или более областях» [8]. Очевидно, для нас ценными и интересными являются обе дефиниции.

Имеются и другие определения. Так, «Портфолио может представлять собой визитную карточку, т.е. совокупность сведений о человеке, организации или досье - собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах» [6].

Речевое или языковое портфолио, которое нас интересует с профессиональной точки зрения, также уже подготовлено - во всяком случае в электронной печати даны методические рекомендации [5, 9 и др.]. Мы же делаем попытку использовать слово «портфолио» в риторике - в ораторском искусстве для дагестанской студенческой аудитории. Языком риторического портфолио в таком поликультурном социуме, как Республика Дагестан, должен стать русский литературный.

Понятие «риторическое портфолио» (в дальнейшем РП - курсив мой - М.В.) фактически редко употребляют. Очень мало написано о портфолио и в риторической науке. Несмотря на это, возможно, за риторическим портфолио будущее отечественного образования - в перспективе способам и приемам убеждения работодателя или оппонента, вероятно, уделят пристальное внимание.

В статье впервые дается перечень заданий, который должен быть включен в РП дагестанского студента. При этом следует оформлять папку документов с целью развития и обогащения речи, учитывая специфику и интересы поликультурной вузовской аудитории Дагестана. Портфолио, носящее рекомендательный характер, должно стать креативным руководством для реализации речевой интенции молодежи и фактическим языковым паспортом -дневником, которым можно пользоваться на практике и из которого можно черпать теоретические знания.

Каким же образом следует подавать перечень заданий (документов) в студенческом

РП?

Мы считаем, что подачу материалов желательно оформлять двумя способами - в алфавитном порядке или же в зависимости от ценности, значимости информации. Удобнее всего излагать информацию в алфавитном порядке, указывая аксиологическую значимость того или иного документа, которая прежде всего выражается через полученные баллы, изложенные или написанные положительные отзывы о той или иной вербальной или невербальной деятельности дагестанского студента.

В композиционном плане можно дать возможность самому студенту заполнять РП так, как ему хочется. Стандарт молодого человека сковывает. Клише особенно не нравится творческим натурам. Конечно, бакалавра или магистранта следует ознакомить образцами или разработками рекомендательного характера, как оформлять записи в РП или как пополнять имеющиеся в РП данные.

Поскольку все познается в сравнении, в РП советуем дать всю информацию, которая способствует формированию профессиональных коммуникативных компетенций. Важным является и динамика профессионального роста будущего молодого специалиста, которая также должна быть представлена в РП. Поэтому в нем следует отражать и краткую речевую характеристику всех студентов группы или курса. Такие данные очень помогут юноше или девушке в продвижении по карьерной лестнице. При этом подчеркиваем, что в РП дагестанского студента должны быть отражены только работы по языковедческим и литературоведческим дисциплинам, а также воспитательные материалы к предметам гуманитарного направления.

Что же конкретно должно быть включено в РП дагестанского студента?

Опыт работы привел нас к мысли о том, что дневник ритора, который мы апробируем не первый год на занятиях по риторике со студентами-гуманитариями, должен стать составной частью РП дагестанского студента [1, с. 86-94]. Содержание риторического дневника обогащает и развивает речь будущего специалиста.

В РП предлагаем давать весь список сочинений и эссе, указанный в учебном пособии «Риторика» [2]. Наиболее удачно подготовленные творческие работы и задания к ним должны стать обязательной частью РП как образцы пошагового выполнения заданий. Кстати, данными со временем могут пользоваться и близкие родственники - учащиеся дети и племянники молодого человека, которые не всегда соглашаются со старшими. При этом альтернативность мышления и рассуждения будет носить, естественно, соревновательный, состязательный характер, что очень важно в обучении подрастающего поколения.

Поскольку точно не определено, что должно быть включено в РП для дагестанского студента, мы советуем в такую папку документов заносить следующее: учебно-методический комплекс (программу, лекционный курс и семинарские занятия, образцы тестов, контрольных и творческих работ, вопросы к экзамену или зачету и пр.). Кроме того, на наш взгляд, обязательны резюме, политическое эссе на злобу дня, участие в риторических конкурсах, олимпиадах и в кружке «Любители риторики», заявки и реализация студенческих речеведче-ских проектов, поощрения и достижения (премии, грамоты, дипломы, медали, сертификаты, благодарности и пр.), образцы риторических тренингов, различные источники (познавательная литература, тексты известных ораторов, афоризмы всемирно известных мыслителей, притчи и пр.), аудио- и видеоматериалы, презентация занятий, результаты контрольных, текущих, промежуточных и итоговых опросов и пр. Возможно и использование в РП таблиц, рисунков, фотографий и ряда документов, которые, вероятно, будут иметь юридическую силу.

Отдельно должна быть выделена диагностика риторических умений, знаний и навыков, учитывая основную цель учебного процесса - образовательную. При этом ценностными для определения ориентира образовательных достижений по изучаемому предмету в первую очередь являются личные успехи, выраженные в баллах, и собственные креативные творения (мини-сочинения, эссе, стихи и др.), подготовленные согласно учебной программе.

Важным является и то, что тексты для РП обязаны воспитывать молодого человека и носить патриотический и интернациональный характер, так как любовь к Родине и уважительное отношение к иным культурам являются теми критериями, которые способствуют формированию у студента нравственно устойчивых положительных качеств. При этом обязательна социальная направленность текстов. В них должно быть отражено своеобразие дагестанского менталитета и учтен местный поликультурный колорит.

В РП желательно выделить место и для тех поощрительных рекомендаций, грамот и т.д., которые получил студент, будучи учащимся в школе. В папку можно включить и те результативные речевые задания, которые студент еще в школе или гимназии выполнял по риторике, русскому языку или литературе, родному языку и дагестанской литературе, иностранным языкам.

Что можно включить в РП дагестанского студента из того, что уже дано в электронных средствах информации? Это в первую очередь электронные источники (дневник (или тетрадь), газета, журнал, программа, книга и пр.), Веб-страница или личная виртуальная страница, важная электронная переписка, ссылки на полезные и познавательные материалы на форумах, интерактивное общение, названия ряда образовательных и полезных с точки зре-

ния воспитания сайтов, участие в онлайн-конференциях и вебинарах и пр. Отметим, что понятие «портфолио» и его разновидности в России в основном представлены именно в электронном виде, ибо в советское время такой папкой документов в образовательных целях никто не пользовался.

Хотим также отметить, что в РП мы предлагаем включать и неудачи, но они должны быть доступны только близкому кругу читателей или слушателей, поскольку, на наш взгляд, РП - это прежде всего индивидуальный дневник. Несмотря на вышеизложенную мысль, можно в РП давать недостатки близких людей с их разрешения, так как на ошибках друзей и родственников мы часто учимся.

Риторическое портфолио должно быть не стандартным, его содержание - креативным, а оформление - красочным, хотя все это нами подается как материал, носящий рекомендательный характер. Повторяем, что РП должно стать риторическим руководством и языковым портретом-дневником. Возможно, РП превратится в педагогическую технологию или в специальную науку, связанную с методикой оформления папки документов и предназначенную для той или иной поликультурной и поликонфессиональной аудитории.

Таким образом, мы решили продемонстрировать в форме советов все то важное, необходимое с целью оформления РП, которое понадобится будущему специалисту -гуманитарию на практике. Регулярная, непрерывная работа над такой индивидуальной разработкой дисциплинирует молодого человека, делает его более ответственным. Кстати, психолог Евгений Могилевкин считает, что формировать свое портфолио нужно как можно раньше - уже на первых курсах обучения в вузе [4]. Это мы так же считаем существенным пожеланием для тех, кто с первого же дня учебы в вузе хочет заполнять РП независимо от того, проходит студент риторику или нет. РП смогут подготовить не только бакалавры и магистранты, изучающие ораторское искусство, но и любой студент-гуманитарий, который получает профессию педагога или специальность которого тесно связана с общением с людьми. При этом работу над РП не следует останавливать или прекращать и после завершения курса риторики или учебы, так как в современную эпоху глобализации постоянно мы являемся свидетелями появления, рождения новой, полезной и познавательной информации. Поэтому рекомендуем превратить РП в учебно-воспитательный ежедневник или в образовательную биографию.

Литература:

1. Ваджибов М.Д. «Дневник ритора» для дагестанской студенческой аудитории (из опыта работы в Дагестанском государственном университете) // Современная риторика в общественно-речевой и педагогической практике: материалы XVII Международной научной конференции (30 января - 1 февраля 2013 г.). - М.: Институт русского языка, 2013.

2. Ваджибов М.Д. Риторика: Учебное пособие для студентов-бакалавров гуманитарных специальностей. - Махачкала: Издательство ДГУ, 2012.

3. Конкурс портфолио для поступающих в аспирантуру Высшей школы экономики // http://www.rsci.ru/grants/grant_news/3839/238024.php.

4. Могилевкин Е.А. Карьерное портфолио студента вуза // http://kagms.ru/students/placement/Karernoe_portfolio_studenta_vuza.pdf.

5. Портфолио - альтернативный способ оценки учебных достижений учащихся // http://portfolioteka.ru/publications/1

6. Портфолио // http://til-lit.narod.ru/Portfolio_8.htm.

7. Что такое портфолио студента? // http://œBeTC^eHTy^/obshhestvennaya-zhizn/chto-takoe-portfolio-studenta/

8. Электронное портфолио преподавателя вуза в первом приближении, от Колобро-довой И.В. // http://xn—btb1 bbcge2a.xn--p1ai/_ld/0/15__.pdf.

9. Языковой портфолио как стратегия изучения иностранного языка в течение всей жизни // http://www.moluch.ru/archive/52/6837/.

^ Vadzhibov M.D. О ritoricheskom portfolio dagestanskogo studenta II Nauka. Mysl'. - № 11. - 2015.

© М.Д. Ваджибов, 2015.

© «Наука. Мысль», 2015.

— • —

Abstract. For the first time the author provides a list of tasks that must be included in the rhetorical portfolio of the Dagestan student. It is recommended to draw up a folder of documents with the aim of speech development and enrichment, taking into account the specificity and the interests of the multicultural university audience of Dagestan. Portfolio, when introduced in the educational process, should be a creative guide for the implementation of students' speech inte n-tion as well as a language diary that can be used in practice.

Keywords: rhetorical portfolio, Dagestan student, folders, documents, registration of interests, creativity, recommendation, diary.

.— • — Сведения об авторе

Малик Джамалутдинович Ваджибов, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия).

— • —

Подписано в печать 13.12.2015.

© Наука. Мысль, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.