Филологические науки
УДК 82.085
«ДНЕВНИК РИТОРА» ДЛЯ ДАГЕСТАНСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ (ИЗ ОПЫТА
РАБОТЫ В ДАГЕСТАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ)1
М.Д. Ваджибов, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия),
E-mail: [email protected]
Аннотация. В настоящей статье дана информация о том, как делать дневниковые записи на занятиях по риторике в студенческой аудитории Дагестанского государственного университета. Этот вид работы нацелен на самостоятельность, носит рекомендательный характер и является, на наш взгляд, интересным и востребованным, что важно в современных условиях развития общества. Дневник ритора для нас - это первый опыт применения такого вида в преподавании риторики в многоязычном вузе. Он способствует развитию креативного мышления у студентов в поликультурной среде.
Ключевые слова: дневник ритора, риторика, дагестанская студенческая аудитория.
Как известно, дневник - это регулярные записи о делах, а также специальная ученическая тетрадь, где указываются задания, ставятся отметки и учитывается поведение учащегося. В Интернете мы обнаружили следующее определение: «Дневник - записи по дням, по датам; бывают служебные, научные, личные (деловые или интимные). Последние - это размышления, разговор с самим собой (см. дневники Л.Н. Толстого, К.И. Чуковского и др.)» [1]. Объектом нашего исследования является личный дневник, который заполняется индивидуально каждым студентом. Такой дневник обычно фрагментарен, пишется только для себя, в учебном процессе - это та часть работы, которая проводится самостоятельно и должна иметь рекомендательный характер.
Кто такой ритор, В.И. Аннушкин объясняет следующим образом: «Ритором называют всякого участника речи, стремящегося убедить кого-либо в чем-либо. Слово ритор распространяется и на говорящего, и на пишущего, при этом создателя устной публичной речи обыкновенно называют оратором, а создателя письменной речи -автором. Итак, ритор - это речедеятель (человек, действующий в речи), или человек «общающийся»[5, с. 112]. Соглашаясь с данным определением, мы отмечает, что в нашем понимании «ритор» звучит как слово из высокого стиля, а для кого-то это понятие, возможно, уже устаревшее, которое возвращается к жизни благодаря ученым.
Само сочетание «Дневник ритора» для дагестанской высшей школы является новым, и такая конструкция нами в статье по ораторскому искусству употребляется впервые. При этом мы не претендуем на авторство данного сочетания, т.к., возможно, такое выражение уже использовали в методической или научной литературе - в Интернете даются различные сочетания со словом дневник. Так, «Дневник оратора» мы обнаружили у С.Г. Никитиной в тематике занятий: «Дневник оратора: как и зачем проводить самоанализ выступления» [2]. А следующий текст нам подсказывает, какой должен быть
1 Обновлённая и расширенная версия публикации: Ваджибов М.Д. «Дневник ритора» для дагестанской студенческой аудитории (из опыта работы в Дагестанском государственном университете) // Современная риторика в общественно-речевой и педагогической практике: материалы XVII Международной научной конференции (30 января - 1 февраля 2013 г.). - М.: Институт русского языка, 2013. - С. 86-94.
дневник по риторике: «Заведите себе дневник, возьмите для этого не маленький блокнотик, а красивую большую тетрадь, назовите его «Дневник успешного оратора». Разделите страницу в этом дневнике вертикальной чертой пополам. И наполнив свое сердце дружественностью и искренностью к себе, будущему великому оратору, в первой колонке отметьте как можно больше пунктов, что понравилось вам в вашем выступлении. А во второй колонке, что необходимо добавить. Здесь ограничьтесь 2-3 пунктами. Заполняйте его после каждого своего выступления, будь то доклад на совещании или тост на вечеринке. Поверьте, это повысит эффективность вашего обучения ораторскому искусству в разы!» [3].
Все это говорит о том, что данное сочетание давно употребляется в риторике. Мы же вместо исконно латинского слова «оратор» даем греческое «ритор», потому что считаем важным использовать в названии статьи лексему, которая родственна самой науке о красивой и эффективной речи - риторике.
«Дневник ритора» имеет право на существование так же, как сочетания манифест ритора [5, с. 248-249], чаша ритора [8, с. 3], «лицо» ритора [4, с. 73], личность ритора [5, с. 112], образ ритора [5, с. 112; 7, с. 7], воспитание ритора [7, с. 3], качества ритора [5, с. 127] и пр. Все эти выражения уже фактически укоренились в новой русской риторике. Надеемся на аналогичное отношение и к исследуемой конструкции.
Вместо «Дневника ритора» можно использовать и другие сочетания, ср.: дневник по риторике, рабочая тетрадь по риторике, анализ риторического занятия, записи оратора, дневник оратора, студенческая тетрадь по риторике и др. Первоначально сама идея о необходимости завести такой дневник у нас возникла на почве написания творческой работы «Плюсы и минусы риторического занятия».
Дневник ритора иначе - это рабочая тетрадь по риторике. Последнее название дало бы нам возможность устранить все недочеты, связанные с тем, что дневник используется на практике, а рабочей тетрадью можно пользоваться во время проведения любого вида учебного процесса, и она по содержанию и названию больше подошла бы к самому аудиторному занятию. Помимо этого, у вчерашних школьников дневник не всегда ассоциируется с чем-то позитивным. Поэтому оговоримся, что наше название «Дневник ритора» является условным.
Такой вид работы, как нами отмечено выше, предполагает фрагментарность отражения мысли, но мы студентов настраиваем на необходимость изложения всего накопившегося материала в письменной форме, потому что любое действие должно иметь логическое завершение.
Рассматриваемый дневник следует использовать после изучения курса «Русский язык и культура речи», после того, как студент уже усвоил азы ораторского искусства и научился, как следует работать над творческими заданиями и над ошибками.
Любая разновидность в учебном процессе должна иметь определенный образец. Но мы сознательно не даем какого-то стандарта, т.к. оставляем возможность самим студентам придумывать что-то креативное, анализируя занятие. При этом считаем, что сам дневник, как любое классическое сочинение, должен состоять из трех частей.
В первую часть входят словарь новых риторических терминов, интересные, по мнению студентов, высказывания и афоризмы, некоторые конспекты произведений известных специалистов по риторике, а также образцы тех заданий и тренингов, которые студенты считают увлекательными, необходимыми и которые будут востребованы со
временем в профессиональной деятельности. Кроме того, в первой части можно давать предварительные записи самих студентов, в которых как бы излагается концепция оформления дневника, своеобразная программа действий.
Самой основной в «Дневнике ритора» является вторая часть, благодаря мыслям о которой и зародилась идея разработки данной рабочей тетради. В ней обязательно указываем дату проведения занятия, вид занятия, название темы, поставленные цели и задачи, а также анализ положительного и отрицательного, что полезно и для преподавателя, и для присутствующих, потому что записи в таких дневниках могут способствовать повышению речевого мастерства. После каждой записи желательно оставить место для того, чтобы преподаватель или любой из тех студентов, кому адресована речь или о ком говорится в речи, мог отвечать своей записью, в которой отражается согласие или несогласие с подготовленным анализом и с указанными замечаниями.
Существенным является и то, на что обращают внимание любознательные студенты. Сама дисциплина для них является новой. Поэтому данный курс способствует рождению своеобразных высказываний, которые на первый взгляд кажутся банальными. Дадим некоторые предложения из дневников студентов:
Я с удовольствием слушала лекцию. Она подготовлена логически верно - каждое высказывание аргументировано...;
Примеры для лекционного материала взяты из нашей жизни.;
Сегодняшние выступления однокурсников мне понравились потому, что в них дано все, чтобы занятие прошло успешно.;
Студентка Л. стихотворение Расула Гамзатова «Тост» читала, словно опытная эстрадная артистка; Мне очень понравились советы, которые подсказывала Фазу Алиева и др.
Записи во второй части становятся более яркими, если на занятии затрагиваются проблемы, связанные с местным колоритом, национальной ментальностью. Так, занятие по духовному красноречию не только автоматически превращается в дискуссию, но и подвергается тщательному анализу в дневниках риторов. Записи на нескольких листах студенты делают, если проходят социально-бытовое красноречие. Чем интереснее, на взгляд молодых людей, занятие, тем больше откликов можно заметить в дневниках студентов, хотя все занятия должны быть занимательными. Но при этом студенты всегда приветствуют использование тех заданий, которые так или иначе связаны с Дагестаном. И в такой ситуации приходится иметь дело с «серьезными» третейскими судьями, в роли которых выступают студенты и которые обнаруживают все недостатки занятия. Чем больше людей в аудитории, тем больше, естественно, недочетов, тем больше качественной работы для усовершенствования учебного процесса.
Отрицательным на конкретном занятии на основании дневниковых записей является то, что преподаватель не успел опросить всех или не все студенты сегодня были внимательны; студент Н. пришел не подготовившись..; В выступлении студентки Х. были неточные формулировки и пр. Правда, обычно первокурсники редко обращают внимание на недостатки, хотя с самого начала даем им установку находить как положительное, так и отрицательное. В поисках минусов на занятиях отличаются психологи и магистранты-философы первого года обучения, которые более склонны находить ошибки в выступлениях как однокурсников, так и самого преподавателя, причем
это не самоцель для студентов, а объективная реальность. При этом они руководствуются принципом, согласно которому не ошибается тот, кто ничего не делает.
При анализе занятия студенты часто пишут, как они сами проводили бы его, тем самым помогают преподавателю улучшить качество работы. Кстати, не случайно Л.А. Введенская и Л.А. Павлова в «Деловой риторике» отмечают: «Повышению риторического мастерства способствует и критический анализ выступлений» [6, с. 454]. Это одна из целей заведения дневника ритора, потому что следует «...четко сформулировать для себя, что нравится в выступлении того или иного оратора, что вызывает отрицательную реакцию, какие действия, приемы, слова, речевые обороты способствовали успеху выступающего, а какие, наоборот, принесли ему неудачу» [6, с. 455].
Часто благодаря студентам преподаватель замечает те положительные и отрицательные моменты, на которые он не всегда обращает внимание. В литературе читаем: «Необходимо выявить свои сильные и слабые стороны и на основе этого анализа вырабатывать и совершенствовать стиль выступления, позволяющий в максимальной степени использовать собственные возможности» [6, с. 455]. Этому способствуют подсказки студентов, которые в свою очередь учатся у педагога исключительно правильно излагать мысли. Поэтому дневник ритора должен быть предназначен как для самого преподавателя, так и для студента. Это важно, потому что Болонские стандарты рекомендуют студентам больше самостоятельности, а преподавателю - постоянно обновлять и усовершенствовать виды работ! Любое новаторство должно быть поощрено!
Настоящий «Дневник ритора» мы уже апробировали и продолжаем использовать в качестве самостоятельной работы на занятиях по риторике со студентами ряда гуманитарных факультетов Дагестанского государственного университета. Студентам очень импонирует сама возможность оценивания преподавателя, хотя и без этого в последнее время часто с целью определения качества работы преподавателя проводят анонимное анкетирование, привлекая для этого учившихся у преподавателя студентов. Перед нами относительно объективная оценка деятельности преподавателя, с одной стороны, и творческой работы студенческого коллектива, с другой. Поэтому особенно важен такой дневник для начинающих ораторов-теоретиков, каковыми должны являться по идее все бакалавры-гуманитарии, которые в национальной школе в действительности не проходили риторику в соответствии с Госстандартами РФ по ряду объективных и субъективных причин, за исключением учащихся некоторых классов или школ.
Итогом данной самостоятельной работы под названием «Дневник ритора» может стать сочинение по теме «Что мне дала риторика», которая является третьей частью рабочей тетради. Наиболее подготовленные студенты, которые успешно проанализировали все занятия, смогут выполнить как итог задание, которое дает В.И. Аннушкин: «Попробуйте составить собственные «Советы преподавателю» и «Советы студенту», касающиеся их речи и способов педагогического общения» [5, с. 286].
В третьей части в произвольной форме могут быть даны и пожелания преподавателю и советы автору дневника, сочинителем которых может быть и сам хозяин «рабочей тетради» или тот, кто выступит в роли рецензента дневника. Это те появившиеся мысли, которые должны «находиться» в резерве и понадобятся при первой же необходимости.
Кстати, такой дневник может быть похож на анкету, которую обычно в основном заполняют ученицы средних школ.
Важным является и вопрос о том, когда заполнять дневник - во время занятия или после него. Мы считаем, что наиболее полезным является работа с дневником по окончании занятий, т.к. одновременно писать, слушать, смотреть и говорить не всегда получается. Лучше делать записи в дневнике в тот же день по свежим следам после завершения учебного процесса. Опыт, как оформлять дневники, гуманитарии набирают предостаточно с первых же дней учебы, т.к. большинство из студентов уже имеют представление о практике или же ее сдали (ознакомительную, учебную, производственную и пр.), заполнив дневники согласно инструкции. Так, будущие социальные работники до начала занятий по риторике проходят учебную практику в течение месяца.
Если занятие записывается с помощью электронного средства, то сам вопрос, когда заполнять дневник, автоматически снимается - естественно, студенты дневниковые записи сделают после занятий. Отметим, что уже в моду входит использование электронных учебников, в том числе применение планшета (iPad). Поэтому письменная форма дневника может быть с легкостью заменена электронной, что сэкономит студенческое время. Конечно, для стенограммы занятия желательно создавать необходимые условия. Правда, не все аудитории оборудованы для проведения соответствующих мероприятий. Возможно, наши идеи в перспективе будут воплощены в реальность. Тенденция такова, что, очевидно, со временем мы придем к электронному образованию.
Иногда студенты стараются оформлять дневники красочно. Это прежде всего характерно для девушек. Подбор красивых картинок и миниатюрных портретов личностей, оформление полей, выделение самого главного красным цветом, удачное использование даже смайликов и т.д. делают дневник более интересным, привлекательным.
Чтобы студент имел определенное представление, как делать записи в таком дневнике, желательно подготовить методическое руководство или же провести ознакомительную работу перед началом заполнения. Студенты могут прочитать и образцы дневниковых записей тех учащихся, кто уже изучил риторику. Мы же студентам предлагаем образец, разработанный Д.Н. Александровым, где налицо оценка ораторского выступления на лекции [4, с. 177-179]. Наши студенты могут анализировать и лекционные занятия, и семинарские, и внеаудиторную работу, в том числе и тренинги, которые проводятся после занятий по желанию самих студентов.
Каков объем (в страницах) дневника ритора? Это зависит от того, каково количество аудиторных занятий и сколько внеаудиторных мероприятий проводит сам преподаватель. Для некоторых групп достаточно и ученической тетради, а многим мало и общей тетради. Это мы замечаем и во время лекций и практических или семинарских занятий. Многое зависти от такого фактора - гуманитарии склонны писать в большом количестве, а естественники всегда стараются писать поменьше. Помимо этого, у ряда студентов бывают пространные речи, в то время как некоторым присуща краткость.
В «Дневнике ритора» должно быть отражено фактически все: от одежды оратора и его манеры ведения учебного процесса до любых недостатков занятия... Даже чихание или кашель любого присутствующего, свет в аудитории, наличие пособий и пр. - все должно быть зафиксировано в дневнике. Это только украсит студенческую работу и сделает ее нестандартной, творческой, креативной. И это один из способов сделать учебный процесс эффективным. Так мы внедряем сам вид работы в учебный процесс,
включив туда все занятия, которые необходимо проводить согласно Госстандарту РФ и Шахтинской программе, внедренной в университете. Студенты же углубляют и расширяют свои знания. Поэтому такая работа, естественно, должна быть востребованной.
Поскольку оформление дневника носит необязательный, рекомендательный характер, его готовят только желающие. Наличие у студента дневника предполагает вовлеченность последнего в дополнительную учебную работу, что дает ему возможность зарабатывать минимум 40 баллов за каждое занятие из 100 возможных. При этом приходится отказываться от других заданий (у студента есть возможность выбирать альтернативные задания, каковым, к примеру, является оформление дневника ритора). Некоторые студенты дневник оформляют для того, чтобы зарабатывать дополнительные баллы не только по самостоятельной работе, но и по письменным заданиям. Высокие баллы получают в зависимости от творческого воображения. В связи с этим можно проводить на одном из последних занятий или по окончании очередного модуля такой вид работы, как анализ самого дневника ритора: следует рассказывать, как группа работает самостоятельно на основании данных записей в дневниках, и объявлять результаты (баллы) за такую деятельность. Таким образом преподаватель сможет выставить поощрительные баллы студенту и определить индивидуальный почерк того или иного студента, тенденцию развития письма и его специфическую особенность в дагестанской студенческой аудитории, прекрасно понимая, что писать грамотно и подробно большинство из молодого поколения не хотят. А это особенно важно, если студент является будущим психологом. Кстати, первые шаги по данному виду работы мы делали именно на занятиях с психологами - работа с дневником ритора была результативной!
В конце статьи отметим, что критерии анализа и оценивания конкретных занятий в «Дневнике ритора» нами будут обнародованы в дальнейших публикациях, если такой вид работы будет одобрен специалистами по ораторскому искусству. При этом не исключаем, что, возможно, наша инициатива вызовет немало откликов. При любых отзывах такой дневник в перспективе должен стать настольной книгой для начинающего ритора, одним из помощников при подготовке выступления, руководством к ораторскому действию, подсказчиком в профессиональной деятельности.
Литература
1. Словарь риторических терминов. Академия риторики. Электронный ресурс -http://buglakova.ru/glossary.
2.Основы ораторского мастерства: подготовка и проведение публичного выступления. Электронный ресурс - http://www.orator66.ru/services/249/44.html.
З.Обучение ораторскому искусству. Электронный ресурс -http://oratorprofi.ru/obuchenie-oratorskomu-iskusstvu.html.
4. Александров Д.Н. Самоучитель красноречия. - М.: ФАИС-ПРЕСС, 2002.
5. Аннушкин В.И. Риторика. Вводный курс: учебное пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Флинта; Наука, 2007.
6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2004.
7. Волков А.А. Основы риторики: учебное пособие для вузов. - 2-е изд. - М.: Академический проект, 2005.
8. Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., с измен. - М.: Дрофа, 2001.
^ Vadzhibov M.D. «Dnevnik ritora» dlja dagestanskoj studencheskoj auditorii (iz opyta raboty v Dagestanskom gosudarstvennom universitete) II Nauka. Mysl'. - 2016. - №6-1.
© М.Д. Ваджибов, 2016.
© «Наука. Мысль», 2016.
— • —
Abstract. This article provides the information on how to make diary entries in classes on rhetoric in the student audience of the Dagestan State University. This type of work is aimed at self-sufficiency, and, in our opinion, it is an interesting and popular one, which is important in modern conditions of development of society. The diary of a rhetorician for us is the first experience of this kind of rhetoric in teaching in a multilingual university. It promotes the development of creative thinking in students in a poly-cultural environment.
Keywords: diary of rhetorician, rhetoric, Dagestan student audience.
— • —
Сведения об авторе
Малик Джамалутдинович Ваджибов, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия).
— • —
Подписано в печать 01.05.2016.
© Наука. Мысль, 2016.