Филологические науки
№ 6-1. - 2016
УДК 808.5
О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИТОРИКЕ В ДАГЕСТАНСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ19
М.Д. Ваджибов, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия),
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлена авторская точка зрения о целесообразности тематического распределения творческих работ на занятиях по риторике в дагестанской студенческой аудитории. При этом отмечена результативность таких заданий.
Ключевые слова: целесообразность, тематическое распределение, риторика, дагестанская студенческая аудитория, творческая работа.
По опыту преподавания риторики в последние годы, когда на передний план выходит тестирование как основной вид оценивания знаний, мы пришли к выводу, что в
W V Ч/ /— V Р|
поликультурной студенческой аудитории, каковой является любой вуз Дагестана, творческие задания приводят к большей результативности. Поэтому студентов по ряду гуманитарных речеведческих дисциплин, куда мы, несомненно, включаем и красноречие, прежде всего следует оценивать на основании их творческих способностей, а не согласно модульно-рейтинговой системе. Те учащиеся, которые регулярно пишут сочинения, различные эссе, участвуют в словесных играх или в круглых столах, оформляют дневник ритора [3, с. 86-94], являются завсегдатаями на психологических тренингах и постоянно вовлекаются в риторические мероприятия, учатся хорошо и достигают успехов не только в учебе, но и в различных речевых ситуациях. Самое главное - это то, что склонные к составлению речей студенты в новой социальной профессиональной среде, куда они попадут сразу после окончания вуза, легко войдут в контакт с любыми по характеру людьми. И в этом мы уверены.
В электронном ресурсе читаем: «Риторика помогает не только преподнести предмет, но и сформировать познавательный интерес, а значит развить творческую мотивацию к учению» [10]. Как пишет Е.В. Клюев, риторика именно и трактуется как наука, связанная с творческим мышлением [8, с. 10]. Творчески мотивировать и мыслить следует в соответствии с темой и содержанием занятия. И при этом важным мы считаем умение студента реализовать риторические задачи каждого конкретного занятия на практике.
На наш взгляд, уместное применение творческого подхода важно при выполнении любого задания - будь это реферирование или выступление с сообщением, научная беседа или доклад, студенческая лекция или же политинформация, вопрос или ответ. И не случайно к каждому практическому занятию нами подобраны и опубликованы различные
19 Обновлённая и расширенная версия публикации: Ваджибов М.Д. О целесообразности тематического распределения творческих работ на занятиях по риторике в дагестанской студенческой аудитории // Диалог культур: лингвокультурологическая база гуманитарного образования. Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвящённой 45-летию международного образования в СГУ - ТНУ. - Симферополь: Издательство "Доля", 2013. - С. 135-137.
задания, которые обязательно должны улучшить качество аудиторной работы студента [4, с. 40-90]. Естественно, в настоящей статье не могут быть отражены все предлагаемые нами творческие задания. Они используются и на занятиях по русскому языку и культуре речи, а также на двух практикумах с магистрантами по направлению «психология» - по творческой речи и по профессионально ориентированной речи.
Любая риторическая работа должна быть не только творческой, но и увлекательной. Поэтому такие задания нами распределены по определенным темам, учитывая такой критерий, как интерес. Так, по теме «Сущность курса» студенты получают задание написать эссе «Что такое риторика для дагестанцев?», по теме «История риторики: Древняя Греция и Древний Рим» - эссе «Демосфен - учитель современности» или мини-сочинение «Поэтами рождаются, ораторами становятся. Согласны ли вы с мнением Цицерона?», по семинару «История русской риторики» - эссе «М.В. Ломоносов - пионер в русской риторике, ибо...», по теме «Судебное красноречие» - эссе «Можно ли назвать современный суд гуманным?» и пр.
Другой вид работы - риторические тренинги, которые мы также считаем творческими, проводим при изучении тем «Социально-политическое красноречие» (тренинг «Выборы лидера группы»), «Судебное красноречие» (тренинг «Суд»), «Диспозиция» (тренинг «Опоздал!») и др.
Ряд технологий по проведению творческих работ нами заимствованы из источников по риторике. Так, при изучении темы «Инвенция» мы используем тренинг «Найди свою тему» [2, с. 112-113], учитывая то, что само понятие «изобретение» указывает на творческий характер инвенции [9, с. 154]. На занятии по теме «Произнесение речи» прибегаем к тренингу «Диалог» [6, с. 524] и к риторическим задачам [7, с. 161-163] и пр. Кстати, и диалог, и риторические задачи можно дать и на занятии по социально-политическому красноречию.
В зависимости от полугодия можно давать разные творческие задания. Конечно, это известное всем положение о тематическом распределении, согласно которому, к примеру, сочинение «Мои первые впечатления от учебы в университете» можно рекомендовать только в первом семестре. А задание об осени следует давать в нечетные семестры, про «Новый год» надо сочинять в конце декабря, а про зиму можно предложить и в первом, и во втором семестрах.
Важными считаем творческие беседы, которые чаще всего являются студенческой импровизацией по заданной теме. Их готовят экспромтом на несколько минут, соблюдая регламент. Вот что пишут в специальной литературе о работах такого вида: «В творческих беседах особенно ценятся неординарность мышления, оригинальность выражения мысли, умение найти убедительные аргументы и отстоять свою позицию, создание банка идей, полет фантазии собеседников» [5, с. 91]. Все это проявляется при создании дискурсивного текста, который специально не организуют, но вынуждены регламентировать. К примеру, студенты готовят выступление «Если бы я был старостой, то...» в форме диалога на 15-20 минут, а игру «Отказ» на 20-25 минут полностью строят на общении между двумя студентами. Выполнение подобных заданий должно стать конечной целью любого речеведческого курса.
Актуальным является и такой вид работы, как анализ произведений и научных статей, который может быть проведен на любом занятии. При этом мы учитываем рекомендации, изложенные в литературе [8, с. 229-230]. По данным советам мы разбираем несколько
рассказов А.П. Чехова, «Манифест ритора» В.И. Аннушкина, ряд публикаций, произведения Р.Г. Гамзатова и др.
Имеются и такие задания, которые можно давать на любом занятии. Так, например, сочинение на свободную тему, естественно, вдохновляет того, в арсенале общения которого всегда найдется что сказать, где сказать и как сказать. Та или иная тема может быть уместной в связи с тем, что она интересна всей аудитории и является злободневной в конкретной обстановке. Правда, в такой ситуации не всегда занятие проходит удачно, потому что это может привести к неожиданным результатам, заставляющих человека задуматься, пересмотреть определенные взгляды, согласиться с мнением оппонента при наличии сильных доводов. И не случайно к некоторым темам мы задаем несколько сочинений на выбор. Это дает право студентам реализовать свои способности, учитывая возможности, - если молодой человек не в состоянии придумать связный текст по одной теме, то вторая тема, вероятно, ему ближе по какой-то мотивации.
Завершить курс риторики следует или сочинением «Что мне дала риторика?», или эссе «Спасибо, Риторика! Ты - царица всех наук!», или анализом-беседой предмета под названием «Рыцарь-оратор на пять минут». Помимо этого, студенты могут оставить в дневнике ритора пожелания для преподавателя, что также носит творческий характер и поможет обновлению материала.
В творческих работах для дагестанской студенческой аудитории должна быть отражена и ментальность горцев в соответствии с содержанием занятия, что является способом учитывать региональный компонент в риторическом образовании. С этой целью мы предлагаем студентам перечень мини-сочинений, ср.: «В дагестанском суде»; «В Дагестане машина не средство движения, а роскошь»; «Поликультурное общество в Дагестане»; «Дагестан - гора языков, гора культур», «Толерантность по-дагестански»; «Речевой портрет современного молодого дагестанца» и др. Презентация таких работ всегда проходит торжественно. И к ним студенты готовятся тщательным образом.
В конце статьи, как итог, отметим следующее: подбор творческих заданий в дагестанской поликультурной студенческой аудитории целесообразно осуществлять согласно тематике учебной программы. При этом подчеркнем, что задания указанного типа развивают в молодом человеке самостоятельность мышления, что считают важным в современной системе образования. Правда, Д.Н. Александров пишет: «Творческий аспект в работе оратора, отход от буквального пересказа текста не являются на следующий день после того, как человек начал свое восхождение к вершинам красноречия» [1, с. 24]. Научиться писать творчески, придумывать креативно, нестандартно - это длительный процесс, к которому студент готовится еще будучи учащимся в школе.
Литература
1.Александров Д.Н. Риторика: учебное пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Флинта; Наука,
2002.
2. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - 2-е изд., стереотип. - М.: Цитадель, 2001.
3. Ваджибов М.Д. «Дневник ритора» для дагестанской студенческой аудитории (из опыта работы в Дагестанском государственном университете) // Материалы XVII
Международной научной конференции «Современная риторика в общественно-речевой и педагогической практике» (30 января - 1 февраля 2013 г.). - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2013.
4. Ваджибов М.Д. Риторика: Учебное пособие для студентов-бакалавров гуманитарных специальностей. - Махачкала: Издательство ДГУ, 2012.
5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2004.
6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. -2-е издание. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.
7. Ипполитова Н.А. Общая риторика: учебное пособие / Н.А. Ипполитова, Е.Л. Ерохина и др. - М.: Издательство «Экзамен», 2012.
8. Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учебное пособие для вузов. - М.: Приор, 2001.
9. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: уч. пособие для студентов гуманитарных ф-тов вузов. - М.: Academia, 2002.
10. Педагогическая риторика. Специфика педагогического общения / Электронный ресурс // http://sapunova58.narod.ru/lk-pr sppo.htm.
^ Vadzhibov M.D. О celesoobraznosti tematicheskogo raspredelenija tvorcheskih
rabot na zanjatijah po ritorike v dagestanskoj studencheskoj auditorii II Nauka. Mysl'. -2016. - №6-1.
© М.Д. Ваджибов, 2016.
© «Наука. Мысль», 2016.
— • —
Abstract. The article presents the author's view on the reasonability of the thematic distribution of creative works in the classroom on the rhetoric in Dagestani student audience. At the same time the author marks the effectiveness of such tasks.
Keywords: reasonability, thematic distribution, rhetoric, Dagestani student audience, creative work.
— • — Сведения об авторе
Малик Джамалутдинович Ваджибов, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия).
— • —
Подписано в печать 01.05.2016.
© Наука. Мысль, 2016.