№ 6-1. - 2016
Филологические науки
УДК 82.085
РИТОРИЧЕСКИЙ КОНКУРС КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ДАГЕСТАНСКОГО ПОЛИЯЗЫЧИЯ22
М.Д. Ваджибов, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия),
E-mail: malikvad@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о риторическом конкурсе как о форме обучения бакалавров русскому языку в условиях дагестанского полиязычия. При этом автор обращается к специальной литературе, в которой отражен данный аспект, подвергает анализу взгляды ряда отечественных исследователей и делает определенные выводы. Кроме того, в работе даются рекомендации, как следует проводить риторический конкурс, чтобы он был эффективным в дагестанской многоязычной студенческой аудитории, имел успех и достиг поставленной цели. Результативность таких мероприятий во многом зависит от умелого использования риторических приемов и методов обучения русскому языку.
Ключевые слова: учебный конкурс, риторическое образование, дагестанский бакалавр.
Само понятие «конкурс» (от лат. «concursus») используют во всех сферах человеческой деятельности, где имеет место соревновательность, состязательность, которая в форме ролевой игры, бесспорно, является эффективной технологией воспитания и качественного образования студентов. В настоящей же статье мы освещаем вопрос о риторическом конкурсе как форме обучения дагестанских бакалавров-нефилологов русскому языку. При этом мы не претендуем на первенство в изложении данного аспекта, но считаем важным обратить внимание на него в условиях дагестанского полиязычия.
В Республике Дагестан (РД) высшее образование в основном получают на русском языке, который является официальным государственным языком на всей территории РФ. Специально же русский язык на нефилологических факультетах РД изучают в вузах на занятиях по курсу «Русский язык и культура речи». Кроме того, мы обучаем бакалавров грамотности по указанному выше языку и при изучении риторики на отдельных факультетах, что в основном отражено в настоящей статье.
А.П. Чехов писал, что «... в деле образования и воспитания - обучение красноречию следовало бы считать неизбежным» [12, с. 267], т.е. для получения качественного образования бакалавр постоянно должен обращаться к элементам риторики. С точки зрения дидактики, это оправдано. Мы же средствами ораторского искусства попытаемся пользоваться при проведении конкурса для повышения грамотности бакалавров.
Творческий конкурс, конкурс-игра, конкурсное задание-соревнование, урок-конкурс, конкурсная научная статья, публицистическое эссе на конкурс и пр. - все это знакомо дагестанским билингвальным и полилингвальным бакалаврам, потому что они регулярно принимают участие в различных учебных, воспитательных и развлекательных
22 Обновлённая и расширенная версия публикации: Ваджибов М.Д. Риторический конкурс как форма обучения бакалавров русскому языку в условиях дагестанского полиязычия // Культурологические аспекты лингводидактики иностранных языков - КиИшЫо^ске aspekty lingvodidaktiky cudzích jazykov. Medzinarodny zborník vedeckych ргас. -Братислава, 2015. - С. 136-144.
мероприятиях, проводимых в местных вузах. Относительно новым, естественно, является риторический конкурс.
Красивая речь и логически правильно построенное выступление всегда актуальны, ибо от этих факторов зависят успех выступления, польза и необходимая результативность речи. При этом конкурсы должны быть жизненно важными и интересными для молодежи. Они должны воспитывать юношей и девушек в духе патриотизма и толерантного отношения к окружающим. Это особенно злободневно в поликультурной дагестанской аудитории.
Подчеркиваем, что все те задания по русскому языку, к которым мы относим и различные конкурсы, нацелены на риторическое и языковедческое образование дагестанских бакалавров.
Не всегда обязательно следует рассматриваемое учебное задание называть риторическим конкурсом. Так, во время проведения риторического тренинга «Выборы лидера» («Выборы старосты») по теме «Социально-политическое красноречие» мы пользуемся элементами конкурса, не называя его риторическим. При этом сравниваем, чья программа лучше, и поддерживаем лучшую программу.
Цель любого речевого конкурса можно озвучить как формирование риторической компетенции - «способности и готовности осуществлять эффективное общение» [1, с. 196]. А эффективное общение должно быть оформлено на чистом литературном языке, т.е. грамотно как грамматически, так и риторически.
Интересен материал статьи Е.Н. Абрашиной «От конкурса ораторов - к Празднику русского языка: опыт проведения», в которой даются рекомендации, как следует проводить риторический конкурс. При этом акцент делается и на произносительной культуре оратора [2, с. 161-162].
До проведения риторического конкурса следует тщательно подготовить бакалавров к восприятию мероприятий такого вида, иначе не будет результата. Уместно подобрать такую тематику, которая актуальна в дагестанском обществе и которая интересна поликультурной студенческой аудитории.
«На конкурсные выступления ораторов отводится по 5 - 7 минут; в целом, конкурс, как правило, проводится в течение 1,5-2 часов. Как показывает практика, это оптимальное время для полноценного восприятия ораторских речей, включающее в себя и этап реализации публичных выступлений, и самоанализ ораторов» [1, с. 198].
Целесообразно знать, каковы этапы подготовки к риторическому конкурсу для усвоения того или иного материала по русскому языку. Поэтому мы предлагаем бакалаврам изучать специальную риторическую литературу, где описаны все шаги проведения конкурса. Так, о трех этапах прохождения конкурса мы находим в статье Г.В. Александровой и О.А. Сальниковой «Конкурс ораторов в контексте современного риторического образования» [3, с. 168]. Разделяя данную точку зрения, мы отмечаем, что в литературе, которая была издана ранее, при проведении конкретного конкурса также выделены три этапа организации и проведения соревнования в Воронеже [5, с. 61-63], где накоплен богатейший опыт проведения риторических конкурсов благодаря стараниям И.А. Стернина. Именно в указанном выше городе обращают особое внимание на грамотность студентов, школьников и др. - на знания людей по русскому языку. Поэтому читаем: «Материалы ежегодных конкурсов анализируются филологами и обобщаются, на их основании готовятся пособия по орфографии и культуре речи для школьников и
студентов» [7, с. 204], что очень важно для повышения общей грамотности и культуры речи. Это и есть риторическая работа.
По каким же темам мы обычно прибегаем к риторическим конкурсам?
В тематике риторических конкурсов нами представлены следующие названия учебных мероприятий: «Судебный оратор», «Политический оратор», «Академический оратор», «Конкурс на лучшего чтеца», «Лучший рассказчик анекдота», «Лучший дагестанский анекдот», «Лучший дагестанский тост», «Лучший тамада для дагестанской свадьбы», «Лучший пересказчик», «Конкурс на лучшее сочинение-эссе», различные тренинги в форме конкурсов и др.
На занятии по теме «Социально-бытовое красноречие» рекомендуем проводить один или несколько конкурсов. Все зависит от того, насколько хорошо подготовлена аудитория, насколько правильно распределено время, насколько уместна тема при присутствующей публике и т.д.
Конкурс на лучшего чтеца стихотворения Р.Г. Гамзатова «Тост» [6, с. 173-174] проводится в течение 20 минут. При чтении тоста мы обращаем внимание даже на то, как студенты синхронно читают стихотворение на русском языке.
Конкурс «Лучший рассказчик анекдота» более активизирует аудиторию, нежели чтение стихотворения. Такой конкурс часто легко можно превратить в тренинг, в котором принимает участие вся группа. При этом ряд тем мы сознательно опускаем, потому что считает неэтичным обсуждать или рассказывать, пересказывать некоторые анекдоты и анекдотичные случаи.
Тренинг «Выборы старосты», как отмечено выше, также является для нас риторическим конкурсом, потому что лидер, руководитель группы должен уметь говорить грамотно, красиво, лаконично, убедительно. Тренинг как конкурс начинается с прослушивания речей претендентов на лидера (старосту) группы по теме «Если бы я был старостой...». Преподаватель заранее определяет имена бакалавров, которые хотят стать лидерами. Их должно быть минимум двое. Претенденты за неделю до занятия получают задание подготовить программы выступлений, по одному доверенному лицу и необходимый материал к игре (образец оформления выступления, бюллетени для голосования, какой-нибудь иллюстративный материал и пр.). В игре принимает участие вся группа, которая бурно обсуждает все кандидатуры. Хорошо известное выражение «В спорах рождается истина» способствует определить лидера, главного, победителя. Но при этом голосование проходит тайно. Цель такого тренинга, на который по возможности отводится целый академический час, - определение реального лидера группы.
Следующим образом выглядят условия проведения конкурса «Пословица - душа народа» [6, с. 66], который мы обычно организуем по теме «Средства речевой выразительности» и на который тратим до 30 мин. При подготовке к конкурсу (до проведения конкурса) бакалавры аккуратно выписывают на карточки, а затем заучивают наизусть русские и дагестанские пословицы, в которых говорится о слове, речи, языке. Во время конкурса следует публично прочитать без шпаргалки подготовленные заранее пословицы, после чего раскрыть их содержание. В конкурсе принимает участие вся группа. Студенты получают оценки за выразительное чтение, за содержание выписанных и за количество заученных наизусть пословиц. Итог конкурса зависит от того, какое мини-сочинение в форме риторического эссе подготовят бакалавры, раскрывая содержание той или иной пословицы. Паремические выражения многозначны, и их восприятие, на наш
взгляд, во многом определяется тем, каковы намерения автора и каково мировоззрение бакалавров.
Увлекателен конкурс на лучшее сочинение по темам:
1. Портрет современного молодого дагестанца.
2. Мой антигерой.
3. Язык мой - враг мой.
Такую работу бакалавры выполняют по выбору к занятию по эпитетам. За первое место студент-бакалавр получает до 100 баллов, за второе - до 70, за третье - до 55, что гарантирует участникам положительную оценку за указанное задание.
Игра «Кто больше и быстрее» также проходит при изучении эпитетов. Данный конкурс выявляет тех, кто хорошо владеет разнообразием эпитетов как словарным богатством языка. Такое лексическое богатство стимулирует результативное ораторское выступление. На данное задание нами выделяется до 15 мин.
На занятиях по риторике мы часто обращаемся и к тем учебным конкурсным разработкам или названиям, которые даны в литературе. Так, действенной в качестве конкурса является игра-тезаурус «Ваш идеал», предложенная В.И. Аннушкиным [4, с. 80]. Не менее интересен и ораторский конкурс «Прошу слова!» вышеназванного автора [4, с. 170-174]. У И.А. Стернина находим очень занимательную для дагестанских бакалавров мысль, в которой излагается «...речь о важности занятий спортом (на конкурсе ораторов)...» [10, с. 8], поскольку спорт - это одно из увлечений студентов нашего, дагестанского региона Российской Федерации.
Заслуживают внимания те риторические конкурсы публицистического характера, которые связаны с общественно-политической ситуацией в населенном пункте, регионе, стране, мире, а также с наступающими государственными праздниками. Кстати, в литературе читаем: «Наиболее сложен, конечно, конкурс публицистических речей, который может называться по-разному: «Прошу слова!» или «Не могу молчать!» (название одной из статей Л.Н. Толстого)» [4, с. 171]. Наши студенты с такими заданиями легко справляются, примером чему служит «Круглый стол "Что имеем - не храним, потерявши - плачем (Козьма Прутков)"», который мы проводим по теме «Социально-политическое красноречие» [6, с. 57].
Существенными являются те награды, которыми должны поощрять победителей конкурсов. Мы пользуемся только тем, на что мы имеем право - это выставление дополнительных баллов. При этом возможным руководством к действию должны стать идеи организаторов конкурсов в Воронеже. Так, помимо множества различных поощрений победителям конкурса «Самый грамотный», учреждена и ироническая номинация «За новаторство в сфере орфографии» для тех, кто в диктанте допустил большое количество ошибок [11, с. 439]. В то же время подчеркивается: «Участники, не допустившие ни одной ошибки или сделавшие минимальное количество ошибок, отмечаются серьезными и юмористическими грамотами (например, «за креативный подход и новаторство в русской орфографии») и подарками, что служит безусловным стимулом к дальнейшему совершенствованию речевых навыков и повышению интереса к русскому языку» [7, с. 204].
Интересным и новым для дагестанской аудитории считаем такой риторический конкурс, как сторителлинг [9, с. 192]. Это «.современная система эффективного распространения интеллектуальных знаний и эмоционального опыта, основанная на искусстве создания и презентации историй с использованием различных аудио- и
видеосредств» [9, с. 193]. В перспективе мы попытаемся использовать такой вид работы. Правда, мы на занятиях используем метод кейс-стади и разбираем сочинения «Случай из жизни», «Вспомнил», «Мои дневниковые записи», «Конфликт, который невозможно забыть», «Моя история» и другие. Учитывая то, что такое сторителлинг, все эти элементы истории следует превратить в риторические конкурсные элементы. Думаем, что настала пора проводить риторический конкурс «Лучшая, интересная, запоминающаяся история».
На занятиях по риторике и по другим речеведческим дисциплинам рекомендуем использовать творческие и научные конкурсы, которые также способствуют повышению грамотности бакалавров. Важна и научная работа по теме риторического конкурса, в которой студенты показывают, научились ли они логически правильно мыслить по-русски.
Можно проводить конкурс на лучшее знание теоретического материала в виде олимпиады. То тестирование, которое мы обычно организуем при промежуточных и итоговом контролях, нацелено на выявление сильнейшего студента. При этом сама работа нами проводится в виде конкурса. Кто быстрее напишет тест, тот получает бонусные баллы. И такая работа эффективна.
При проведении конкурса по терминологическому минимуму студенты работают над орфографией и пунктуацией, развивают риторические умения и навыки и приобретают знания об ораторском искусстве. Все это воспитывает всесторонне развитую речевую личность в дагестанской многоязычной аудитории.
Важной является и систематизация риторических конкурсов и материалов к ним, их уместное распределение по рассматриваемым темам.
Тематику риторических конкурсов мы обычно сами подбираем. Но бакалаврам даем возможность выразить желание придумать оригинальные названия конкурсов. Поэтому при выполнении двух заданий к теме «Диспозиция» «Составление совместного плана к мероприятию «Выборы руководителя секции "Любители риторики"» и «Письменные предложения студентов для улучшения плана работы секции "Любители риторики"» [6, с. 64] молодые люди сами предлагают проведение различных конкурсов как способ активизации работы риторического кружка с целью выработки специальных способов повышения грамотности. Очень результативен при этом риторический диктант, в котором проверяется знание бакалаврами орфографии при написании терминологии.
Вопросы о конкурсах нами включены и в анкетирование студентов-бакалавров, среди которых особо следует выделить два вопроса:
1) Как Вы относитесь к проведению риторических конкурсов на занятиях по красноречию с целью обучения русскому языку?
2) Какие конкурсы Вы предлагаете проводить на семинарах и во внеурочное время? Учитывая пожелания бакалавров, мы подбираем тематику к каждому занятию.
В специальной литературе читаем: «При подготовке к конкурсу на практических занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи» курсанты отрабатывают на конкретном речевом материале практические риторические навыки. В частности, они выполняют упражнения, направленные на совершенствование техники речи: артикуляции дикции, моделирования голоса, тона, ритма, темпа, громкости (например, скороговорки, буриме.» [8, с. 141]. Скороговорки мы часто используем при необходимости работы над звуками и сами придумываем по возможности. Так возникла скороговорка «Ваши баллы вышибли вышибалы», которая направлена на работу над произношением мягких и твердых согласных русского языка и на устранение интерферентного явления смешения
переднеязычных шипящих звуков разносистемных языков. Кстати, в нашем арсенале имеется и такой конкурс «Лучший чтец скороговорок». Он интересен для повышения орфоэпической грамотности, для выработки навыков владения произносительными и интонационными нормами. В данном конкурсе принимают участие те студенты, которые знают наизусть более 25 скороговорок. Оцениваются дикция, скорость чтения и подбор необычных скороговорок.
В перспективе можно предложить бакалаврам в условиях дагестанского полиязычия организовать конкурс на сочинение буриме. При этом отмечаем, что молодые люди сочиняют стихотворные произведения, но не с целью участия в риторическом конкурсе, а для получения определенного количества баллов.
Актуален риторический конкурс в гуманитарной студенческой аудитории, которая именно речью и через речь оказывает воздействие на адресата с целью обучения его русскому языку. В дагестанском же учебном коллективе налицо повышение грамотности через указанный выше вид работы. Благодаря такому заданию мы сможем устранить из вербалики бакалавров как речевые ошибки, так и грамматические погрешности. Многолетний преподавательский опыт дает нам право сделать такой вывод.
Конкурсы помогают одновременно работать и над содержанием речи, и над ее формой, учитывая то, что иногда форс-мажорные обстоятельства заставляют нас вмешиваться в сценарий. Это говорит о том, что мы синхронно через риторический конкурс в аудитории можем работать и над лексическими, и над грамматическими, и над орфоэпическими нормами русского языка. При этом считаем уместным отметить, что конкурсы надо проводить не ради того, чтобы отчитаться, не ради конкурсов, а для того, чтобы студенты научились выступать перед аудиторией и убеждать людей, для того, чтобы бакалавры стали грамотнее, а организаторы достигли поставленных целей.
Литература
1. Абрашина Е.Н. Конкурс ораторов в школе и вузе // Риторика в новом образовательном пространстве: Материалы XVI Международной научной конференции (Санкт-Петербургский государственный горный институт, 1-3 февраля 2012 г.). - СПб., 2012. - С. 196-199.
2. Абрашина Е.Н. От конкурса ораторов - к Празднику русского языка: опыт проведения // Риторика в контексте образования и культуры: материалы XIX Международной научной конференции, 29-31 января 2015 года / отв. ред. И.Ю. Нефедова: Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина. - Рязань, 2015. - С. 161-164.
3. Александрова Г.В., Сальникова О.А. Конкурс ораторов в контексте современного риторического образования // Риторика в контексте образования и культуры: материалы XIX Международной научной конференции, 29-31 января 2015 года / отв. ред. И.Ю. Нефедова: Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина. - Рязань, 2015. - С. 167-169.
4. Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс: учебное пособие. - 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2012.
5. Атланова Е.О., МудроваЛ.Д. Организация и проведение конкурса «Кольцо дебатов - 2012» // Современная риторика в общественно-речевой и педагогической практике:
материалы XVII Международной научной конференции (30 января - 1 февраля 2013 г.). - М.: Институт русского языка, 2013.
6. Ваджибов М.Д. Риторика: учебное пособие для студентов-бакалавров гуманитарных специальностей. - Махачкала: Издательство ДГУ, 2012.
7. Дюжакова С.Г. Конкурс «Самый грамотный» как средство повышения грамотности населения // Риторика в новом образовательном пространстве: Материалы XVI Международной научной конференции (Санкт-Петербургский государственный горный институт, 1-3 февраля 2012 г.). - СПб., 2012.
8. Ершова С.Е. Конкурс ораторов как форма развития риторических навыков курсантов Ивановского института государственной противопожарной службы МЧС России // Риторика как предмет и средство обучения: Материалы XV Международной научной конференции (1-3 февраля 2011 г.). - М.: МПГУ, 2011.
9. Рейзвих (Максименкова) М.В. Эффективные формы проведения риторических конкурсов. Опыт реализации двух коммуникативных молодежных проектов в МГГУ им. М.А. Шолохова // Риторика в контексте образования и культуры: материалы XIX Международной научной конференции, 29-31 января 2015 года / отв. ред. И.Ю. Нефедова: Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина. - Рязань, 2015.
10. Стернин И.А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить. - Изд. 6, испр. - Воронеж: «Истоки», 2011.
11. Тимошина Т.В. Конкурс «Самый грамотный» в Воронеже: опыт проведения, динамика ошибок // Современная риторика в общественно-речевой и педагогической практике: материалы XVII Международной научной конференции (30 января - 1 февраля 2013 г.). - М.: Институт русского языка, 2013.
12. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 16. - М.: Наука, 1987.
ri Vadzhibov M.D. Ritoricheskij konkurs kak forma obuchenija bakalavrov russkomu
jazyku v uslovijah dagestanskogo polijazychija II Nauka. Mysl'. - 2016. - №6-1.
© М.Д. Ваджибов, 2016.
© «Наука. Мысль», 2016.
— • —
Abstract. The article examines a rhetorical contest as a form of Russian language training of bachelors in the conditions of Dagestani polylinguism. The author refers to the literature, which reflects this aspect, analyzes the views of a number of domestic researchers and makes certain conclusions. In addition, the recommendations are made, how to conduct the rhetorical contest that it would be effective in Dagestani multilingual student audience, have a success and achieve its purpose.The effectiveness of such contests depends on the skillful use of rhetorical techniques and methods of the Russian language teaching.
Keywords: training contest, rhetorical education, Dagestani bachelor.
— • —
Сведения об авторе
Малик Джамалутдинович Ваджибов, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия).
— • —
Подписано в печать 01.05.2016.
© Наука. Мысль, 2016.