Филологические науки
№ 6-1. - 2016
УДК 82.085
О РИТОРИЧЕСКИХ ТРЕНИНГАХ ДЛЯ ДАГЕСТАНСКИХ БАКАЛАВРОВ14
М.Д. Ваджибов, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия),
E-mail: [email protected]
Аннотация. В настоящей статье освещается вопрос о первых шагах методики проведения
риторических тренингов для дагестанских бакалавров и даются рекомендации к нескольким тренингам.
При этом автор публикации обращается к некоторым разработкам по рассматриваемой теме ряда
исследователей ораторского искусства.
Ключевые слова: риторика, тренинг, методика, разработки, дагестанский бакалавр.
Английское слово «тренинг» (англ. training), означающее прежде всего упражнение, стало популярным в современном поликультурном обществе. Им пользуются не только в рекламе, управлении бизнесом, в политической деятельности, но и в учебном процессе высшей школы.
Тренинг, как известно, должен находиться в компетенции психологов, которые при организации психологического тренинга в основном применяют словесные средства. На самом деле речевым тренингом, который мы условно называем риторическим, в первую очередь должны заниматься филологи.
«Важной особенностью этой формы (тренинга - вставка моя - В.М.) является то, что обучение проходит в интерактивном режиме, при котором усвоение знаний и закрепление умений и навыков происходит намного быстрее, чем при любой другой форме обучения» [9, с. 134]. Цитируем: «Тренинг как жанр, несомненно, является такой инновационной знаковой формой обучения, самим своим названием он утверждает приоритет новых форм над старыми «консервативными» формами, которыми могли бы быть названы просто семинар, или «двухдневная учеба». Тренинг говорит о «спортивности» учения: интенсивности, революционности, современности, энергичности, приверженности к новым формам жизни, которые сменяют старое, педагогически отжившее...» [2]. Мы разделяем данную точку зрения, но при этом считаем, что в современный риторический тренинг можно включить и то полезное, что выработало советское традиционное образование, которое было эффективным в ту эпоху, но, очевидно, в настоящее время не является инновационным.
Риторический тренинг для дагестанской высшей школы - относительно новый вид упражнений над устной речью, как и сама дисциплина «Риторика», хотя, как пишет В.И. Аннушкин, практика речевого обучения накопила огромный опыт организации тренингов речевых выступлений, которые актуальны для всех участников занятия [3, с. 164]. Естественно, речь идет об использовании понятия «тренинг» в последние несколько десятилетий.
14 Обновлённая и расширенная версия публикации: Ваджибов М.Д. О риторических тренингах для дагестанских бакалавров // VII Международный лингвистический конгресс «Язык и мир»: Международный конгресс (Ялта, 5 -8 октября 2015): Сборник научных докладов / Отв. ред. А. Н. Рудяков, Ю. В. Дорофеев; Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования. - Симферополь, 2015. - С. 51-54.
Тренинги применяются как на лекциях, так и на семинарских и практических занятиях. Кроме того, любая запланированная или случайная встреча преподавателя и студента-бакалавра следует превратить в речевой тренинг-диалог, что дает возможность бакалавру регулярно работать над усовершенствованием риторического навыка.
Нам думается, что тренировочные упражнения можно проводить как на занятиях, так и во внеурочное время, как по риторике или русскому языку и культуре речи, так и на занятиях по другим гуманитарным дисциплинам. В принципе все те воспитательные мероприятия, в которых акцент делается на выработке умений и навыков публичного выступления, можно считать риторическими упражнениями. К примеру, репетиции в период подготовки к конкурсу «Студенческая весна», когда руководитель-организатор работает над умением или потенциальными способностями юноши или девушки выступать в роли ведущего (ведущей), мы рассматриваем не только как воспитание молодого человека, но и как работу над техникой речи, как тренировку голосовых данных бакалавра, ибо «Хорошо поставленный голос дает возможность передать в звучащем слове мельчайшие смысловые оттенки, создает определенный эмоциональный настрой, облегчающий восприятие» [8, с. 158].
На занятиях в образовательных и воспитательных целях мы используем различные учебные тренинги, которые носят рекомендательный характер. Даем список некоторых тренингов, а в скобках указываем темы: выборы старосты или лидера группы (политика, социальный аспект), суд (законодательство, нравственность), обсуждение сочинений (плюсы и минусы, речевая грамотность), устный анализ статей (речевая тренировка), разбор дневниковых записей (произнесение речи, элементы рефлексии), «Назови одним словом!» (характеристика однокурсника), «Опоздал!» (о поведении, дисциплине), круглый стол «Что имеем - не храним, потерявши - плачем» (о вечных ценностях, политике, религии), «Какой он...» (похвала или порицание), «Кто больше и быстрее?» (оперативность, всестороннее развитие), «Случай из жизни» (кейс-стади), «Дагестан -страна языков» (о языковой ситуации, поликультурная среда), «Жесты и диалог» (об использовании жестов в различных культурах), «Отказ» (о дагестанском речевом общении), подготовка мини-лекции или тренировочная лекция студента-бакалавра (публичное выступление бакалавра в течение нескольких минут с дальнейшим обсуждением), «Счастливы ли дагестанцы?» (о настроениях и о возможностях дагестанцев), различные конкурсы (лучший рассказчик анекдота, лучший чтец притчи, лучший импровизатор и др.) и др.
В своей работе мы обращаемся и к тем источникам, в которых даны образцы тренингов. К примеру, мы пользуемся упражнениями из книги Д.Х. Вагаповой «Риторика в интеллектуальных играх и тренингах»: во время разбора «Инвенции» акцент делаем на игре «Найди свою тему» [4, с. 112-113], при изучении темы «Эпитет» мы прибегаем к заданию «Подбери эпитет» [4, с. 339], а на занятии «Взаимодействие оратора и аудитории» уместным считаем применение «Экзамена» [4, с. 101-102] и пр. В этих тренингах четко указаны темы, определены цели и описаны все необходимые шаги.
п у ^
В специальной литературе читаем, что «... мы в состоянии предложить новый вид тренинга (в Риторическом центре он называется экспресс-курсом).». Часто в своей практической работе мы апеллируем к упражнениям и заданиям, данным в указанном тренинговом экспресс-курсе, который издан как учебное пособие. Так, при проведении
риторического тренинга «Диалог» по теме «Акция» (Произнесение) [7, с. 324] мы прибегаем к «Манифесту ритора» из экспресс-курса [1, с. 8-11] как к иллюстративному материалу.
Все виды устных учебных творческих работ, в которых используется коммуникативный критерий и применяется вербалика, мы также рассматриваем как риторические тренинги. При этом эффективными считаем творческие беседы-тренинги, которые чаще всего являются студенческой импровизацией на любую тему. Их готовят экспромтом на определенный период, соблюдая регламент. Вот что пишут о творческих беседах, что важно и для риторических тренингов в образовательном процессе: «В творческих беседах особенно ценятся неординарность мышления, оригинальность выражения мысли, умение найти убедительные аргументы и отстоять свою позицию, создание банка идей, полет фантазии собеседников» [6, с. 91].
Актуальным является выступление бакалавра с докладом или с сообщением под названием «Тренинг в риторике», литературу к которой выступающий получает заранее [5, с. 87]. Желательно, чтобы такой доклад предварял проведение первого риторического тренинга на курсе или в группе.
Вкратце укажем, на что мы обращаем внимание при проведении некоторых риторических тренингов для дагестанских бакалавров. Все тренинги состоят из вступлений (оргмоментов), основных частей и заключений. Но при этом многие приемы, элементы, средства бакалаврами используются без подготовки.
Тренинг «Конфликт, который нельзя забыть» можно проводить в течение 30-35 минут, вовлекая в нее по очереди всю группу или большинство студентов группы. Сам тренинг мы включаем в итоговую тему «Рефлексия». Методика проведения игры-тренинга такова: сначала один бакалавр в течение двух минут рассказывает какую-нибудь реальную историю, в которой он принимал участие или свидетелем которой он был. После этого два студента задают рассказчику по два вопроса, проверяя правдивость истории и тем самым провоцируя однокурсника на конфликт. Естественно, для этого вопросы должны быть «каверзными». Вопросы и ответы «толкают» студентов на «преступление» - нарушаются литературные нормы, что является сигналом для участия в «словесной драке» следующей пары бакалавров, которая должна выступать на стороне рассказчика. В роли третейских судей выступают специально назначенные преподавателем председатель и его заместитель из числа успевающих студентов, которые действуют согласно инструкции и пресекают любые словесные нарушения, противоречащие речевым правилам. По решению третейских судей в баталии начинают принимать участие следующие два бакалавра-студента как противники рассказчика. Постепенно в игру вступает вся группа, которая уже разделена на два лагеря. Сценарий может написать сам преподаватель. Работа бывает результативной, если игру самостоятельно сочинили два наиболее подготовленных студента. Интереснее проходит игра, если участники (кроме председателя и заместителя) вообще не осведомлены о теме и содержании задания. Правда, будущий рассказчик может знать только то, что он будет рассказывать. Содержание рассказа также известно третейским судьям. В продолжение игры преподаватель вмешивается в работу студентов только в исключительных случаях - при коммуникативных неудачах участников, при срыве игры и при прочих форс-мажорных обстоятельствах. Не замеченные бакалаврами логические, коммуникативные, этические и нормативные ошибки он излагает в конце занятия. При необходимости преподаватель в корректной форме исправляет студентов, в речи которых изобилуют сленговые слова и выражения. Итогом словесной
игры должна стать выработка терпеливого отношения к собеседнику и умение публично спорить, что и является целью тренинга. При этом отметим, что такой вид работы можно проводить только в заранее подготовленной аудитории, т.к. бакалавры участвуют в коммуникативном акте согласно регламенту, который при желании присутствующих можно нарушать во внеурочное время.
Тренинг «Опоздал!», посвященный теме «Диспозиция», который можно проводить в течение 10-15 минут, нацелен на выработку адекватного вербального поведения у бакалавра. В начале занятия мы создаем такую ситуацию, в которой обычно юноша мог себя вести агрессивно. Мы, конечно, понимаем, что молодой человек не будет пользоваться обсценными словами и выражениями, т. к. обстановка не позволяет - в присутствии преподавателя и девушек он мог специально выражаться только эвфемизмами. Поводом для проведения игры, обращаясь к студенту Н., могут служить и его отсутствие на прошлом занятии, и его опоздание, и его неуспеваемость, и т.д. Допустим, что в данной речевой ситуации бакалавр опоздал на занятие по уважительной причине. Делаем бакалавру замечание, которое словесно может быть оформлено по-разному: как назидание, как пожелание или совет, как намек, как устный выговор и пр. Молодой человек, которого спровоцировали на «словесный конфликт», естественно, не должен был знать и догадываться, что мы его подвергаем испытаниям. Только через определенное время извещаем студента об опыте, наблюдая за его дальнейшей словесной реакцией, и делаем анализ искусственно созданной ситуации и высказываний юноши. При этом бакалавры, сравнивая себя с однокурсником, говорили (говорят) о том, как вели бы себя в таком случае, вспоминали (вспоминают) аналогичные истории из жизни, когда употреблялись в речи грубые слова и выражения в качестве защиты или нападения. Данный вид работы мы проводили неоднократно и в течение нескольких лет, чтобы точно определить объективность результатов наблюдений. Кстати, это очень помогло и помогает нам при разработке заданий для работы над устной русской речью студентов, при выявлении наличия в речи ошибок и при их устранении.
Полезны в современной высшей школе риторические тренинги, в которых должны быть актуализированы насущные проблемы молодежи в дагестанском социуме. Будущему специалисту, дагестанцу, помогут те риторические упражнения, в которых говорится о подвигах наших предков, о миропонимании, миропорядке и идеологии поликультурного общества. Так, важным является проведение игры-тренинга «Назови одним словом!». Одного слова-эпитета достаточно, чтобы повлиять на человека - это слово может поднять или испортить настроение молодому человеку, ибо элементы риторики прежде всего влияют на эффект и действенность речи. Иногда достаточно использование риторического намека, чтобы человек понял, о чем идет речь. Для влияния на слушателя прежде всего следует пользоваться таким инструментом, как слово, значение которого очень важно для взаимопонимания. Это же слово является основным орудием в красноречии. Риторический тренинг, в котором налицо вербальное общение, как рефлексия, положительно влияет на формирование коммуникативной личности. При этом существенным для дагестанского бакалавра является мнение о нем однокурсника, ровесника, любого молодого незнакомца и т.д.
Проведение тренинга «Суд» организуется на дополнительном занятии по судебному красноречию, поскольку по опыту работы знаем, что по регламенту бакалавры часто не укладываются во времени, которое выделяется для аудиторного занятия по расписанию. В
данном тренинге должны принимать участие председатель и секретарь суда, прокурор, адвокат, истец, обвиняемый, по три свидетеля с каждой стороны. При желании можно привлекать и присяжных и полицейских. Целью такого тренинга является установление истины для принятия справедливого решения. Студенты-бакалавры заранее готовят материалы, в том числе и так называемые электронные «вещдоки» (переписку в Интернете, видео, телефонные разговоры и пр.). По ходу самого тренинга часто возникают непредвиденные обстоятельства, которые вносят определенные изменения в игру. На тренинге бакалавры обычно обсуждают злободневные для Дагестана проблемы, связанные с нарушениями законов.
Тренинг «Выборы лидера группы» начинается с прослушивания речей претендентов на лидера (старосту) группы по теме «Если бы я был старостой...». Преподаватель заранее определяет имена бакалавров, которые хотят стать лидерами. Их должно быть минимум двое. Претенденты за неделю до занятия получают задание подготовить программы выступлений, по одному доверенному лицу и необходимый материал к игре (образец оформления выступления, бюллетени для голосования, какой-нибудь иллюстративный материал и пр.). В игре принимает участие вся группа, и голосование проходит тайно. Цель такого тренинга - определение реального лидера группы.
Отметим, что риторические тренинги, естественно, активизируют мыслительную и творческую деятельность бакалавра и, на наш взгляд, должны стать составной практической частью любого речеведческого курса в дагестанской студенческой поликультурной аудитории. Кроме того, «Они позволяют осуществить рефлексию -подвергнуть самоанализу свою собственную речевую деятельность, осознать процессы порождения и восприятия речи, осознать и подвергнуть коррекции свое и чужое речевое поведение» [11, с. 226], что помогает воспитывать молодого человека в условиях глобализации и способствует тому, чтобы бакалавр получил качественное образование.
Таким образом, в настоящей статье мы пришли к выводу о необходимости разработки новых правил, принципов, методов, советов, средств и пр. для организации риторических тренингов для полилингвальной национальной студенческой аудитории, к которой следует относить дагестанских бакалавров, для которых характерна специфическая ментальность. Мы же делаем первые шаги с целью реализации указанного выше, и это дает нам право в качестве призыва прибегнуть к следующему предложению из стихотворного текста «Три круга»: «Кто ж тренингом пренебрегал, тот в мастерстве своем отстал!» [10, с.79].
Литература
1. Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс: учебное пособие. - 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2012.
2. Аннушкин В.И. Спорные вопросы риторико-филологического образования и риторический тренинг как жанр обучения // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rhetor■ru/sites/default/files/1.doc.(20■07■2015)■
3. Аннушкин В.И. Язык и жизнь. Книга о русском языке - речи - слове. - М.: Русская школа, 2010.
4. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - 2-е изд., стереотип. - М.: Цитадель, 2001.
5. Ваджибов М.Д. Риторика: учебное пособие для студентов-бакалавров гуманитарных специальностей. - Махачкала: Издательство ДГУ, 2012.
6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. -М.:ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д:Издательский центр «МарТ», 2004.
7. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. -Ростов н/Д: Феникс, 1998.
8. Здорикова Ю.Н. Речевой тренинг студентов как одна из форм совершенствования культуры речи // Риторика как предмет и средство обучения: Материалы XV Международной научной конференции (1-3 февраля 2011 г.) / Под ред. Ю.В. Щербининой, М.Р. Савовой. - М.: МПГУ, 2011.
9. Меньшенина С.В. Тренинг как эффективная форма повышения риторической грамотности // Риторика и культура речи: наука, образование, практика: материалы XIV Международной научной конференции (1-3 февраля 2010 г.) / под ред. Г.Г. Глинина. -Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010.
10. Михайличенко Н.А. Риторика: учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. - М.: Новая школа, 1994.
11. Якушина Л.С. Коммуникативные и риторические тренинги как средство активизации творческой деятельности студентов // Риторика в контексте образования и культуры: материалы XIX Международной научной конференции, 29-31 января 2015 года / отв. ред. И.Ю. Нефедова: Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина. -Рязань, 2015.
rf Vadzhibov M.D. О ritoricheskih treningah dlja dagestanskih bakalavrov II Nauka.
V Mysl'.-2016.-№6-1.
© М.Д. Ваджибов, 2016.
© «Наука. Мысль», 2016.
— • —
Abstract. This article highlights the issue of the first steps of the method of rhetorical training for Dagestani bachelors and the recommendations to several trainings are given. The author refers to the publication of certain developments on the topic of a number of researchers of oratory.
Keywords: rhetoric, training, method, development, Dagestani bachelor.
— • —
Сведения об авторе
Малик Джамалутдинович Ваджибов, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия).
— • —
Подписано в печать 01.05.2016.
© Наука. Мысль, 2016.