Филологические науки
УДК 82.085
РИТОРИЧЕСКИЕ ЭССЕ ДЛЯ ДАГЕСТАНСКИХ БАКАЛАВРОВ1
М. Д. Ваджибов, Дагестанский государственный университет (Махачкала,
Россия) e-mail: malikvad@yandex.ru
Аннотация. В статье определяется, что такое риторическое эссе и дается примерный перечень эссеистских мини-сочинений, которые являются востребованными в дагестанской поликультурной студенческой аудитории. При этом отмечается, что данная публикация является первой попыткой исследования рассматриваемого аспекта, а в тематику творческих работ-эссе могут быть включены любые актуальные вопросы в современном обществе.
Ключевые слова: риторическое эссе, дагестанский бакалавр, поликультурная аудитория, сочинение, тематика.
Вначале отметим, что рассматриваемый аспект в дагестанской филологии и педагогике является вообще не исследованным и наша статья, возможно, считается первой попыткой описания данного вопроса.
Сочетание «Риторическое эссе» в практике и теории ораторского искусства фактически не используется. Мы же данное словосочетание впервые обнаружили в выражении «Риторическое эссе как продукт риторической критики» [14]. Более удачным и частотно употребляемым, на наш взгляд, является сочетание «Эссе по риторике», в котором, возможно, конкретизировано, о чем необходимо писать и говорить.
Прежде чем дать студентам задание подготовить сочинение-эссе, следует подумать о том, что дагестанские бакалавры сначала должны понять сущность эссе. В специальной литературе пишут, что «Эссе -мировоззренческий жанр, который позволяет адресату и адресанту выступать в роли собеседников» [10, с. 143]. Живость и убедительность эссеистской речи придают различные виды риторических фигур и тропов и умение преподнести материал в форме диалога. Это важно в силу того, что эссеист всегда предполагает наличие адресата, для общения с которым адресант заранее тщательно готовится.
Слово «Эссе» проникло в русский язык из французского (франц. essai -попытка, опыт, набросок, проба, очерк) и исторически восходит к латинскому слову «exagium» (взвешивание) [8, с.628-829; 11, с. 786; 15, с. 293; 19 и другие источники].
«Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей»
1 Статья представлена Т. М. Хусяиновым (Нижний Новгород, Россия). Рецензент работы: доктор филологических наук Р.Ш. Халидова (Махачкала, Россия).
[19]. При этом обращаем внимание и на то, что можно подготовить и аудио- или видеозапись эссе и любые формы словесного выражения должны в первую очередь воспитывать молодого человека в духе уважительного отношения к себе и окружающим.
По В.В. Смолененковой, риторическая критика есть риторическое эссе [17], или критическое эссе, которое также называют риторико-критическим эссе [13]. Мы разделяем данную точку зрения, но для удобства используем понятие «Риторическое эссе», суть которого вкратце состоит в свободном изложении собственной точки зрения по поводу того или иного востребованного обществом вопроса, используя на письме минимальное количество средств.
Н.В. Акованцева считает, что эссе - это один из вопросов, «...отвечая на который учащийся должен написать небольшой рассказ (эссе)» [1, с. 17]. Интерес представляет и то творческое задание, которое дано в качестве примера к вопросу про эссе: «Согласны ли вы с утверждением, что русский язык сейчас переживает кризис? Обоснуйте свою точку зрения» [1, с. 17]. Далее читаем: «Вопрос «Эссе» можно использовать в тех случаях, когда есть необходимость получить развёрнутый ответ учащегося на вопрос или небольшой рассказ (сочинение), а также в тех случаях, когда нет возможности применить какой-либо вопрос специального типа.» [1, с. 17]. Действительно, эссе помогает подробному разъяснению рассматриваемого актуального вопроса.
Специального теоретического материала про риторическое эссе мы студентам-бакалаврам не даем, т.к. определенные знания по эссе они получили на школьной скамье. Ведь выпускникам до поступления в вуз пришлось написать сочинения и по русской литературе, и по русскому языку, а также эссе по другим гуманитарным предметам на занятиях и во время проведения ЕГЭ по окончании школы. Но в новое тестирование нами включено элементарно простое задание с определением, что такое эссе: «Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и неполно [12, с. 913], - это а) ляссе, б) плиссе, в) хамсе, г) эссе» [6, с. 123]. По определению видно, что эссе - это маленькое произведение в прозе, у которого нет строгой структуры и суть которого раскрывается частично по усмотрению автора.
Естественно, любопытные студенты зададут вопрос о том, почему же в Интернете можно найти поэтические эссе, среди которых «Эссе о современном учителе», «Студенческая жизнь», «Поэтическое эссе по мотивам произведений А.П. Чехова» и др. Объясняем, что любое правило имеет исключения. При этом нас интересуют только риторические эссе, содержание и суть которых могут быть изложены по-разному. И мы не отказываемся от мысли о том, что риторическое эссе, как и любое другое эссеистское сочинение, может быть и стихотворным.
В настоящее время нами накоплен опыт и подобрана необходимая литература и электронные источники для написания доклада или реферата про риторическое эссе. При этом следует обращаться и к теоретическому материалу про разновидности эссе (философское, критическое, педагогическое, психологическое и др.).
Студенческую аудиторию следует заранее подготовить, чтобы она смогла воспринять своеобразие эссе. Для этого мы подбираем такие тексты, которые можно считать риторическими и которые должны быть востребованы в многонациональной аудитории.
В качестве риторических эссе на занятиях можно применять гамзатовские прозаические произведения, в которых актуализируются нравственные аспекты, характеризующие дагестанское поликультурное общество [9]. Среди так называемых эссе известного писателя особо хочется выделить следующие работы: «Назовем орла орлом» [9, с. 335348], «Высокие звезды» [9, с. 349-361], «Слово о дружбе людей» [9, с. 379386], «Быть требовательным» [9, с. 150-158], «Навстречу современности» [9, с. 158-165], «Творить для народа» [9, с. 174-179], «Уверенность» [9, с. 114-118] и др. Мы считаем, что извечные вопросы, освещенные автором, всегда современны и злободневны. Поэтому бакалаврам, естественно, можно предложить подготовить сочинение-эссе по ряду публицистических произведений Р.Г. Гамзатова, среди которых специально следует выделить «Конституцию горца» [9, с. 7-18]. При этом уместны и очень удачны для указанной выше цели и собрание высказываний мастера слова «Отец говорил», «Абуталиб сказал.», «Из записной книжки» и «Услышанное и придуманное» [9, с. 40-80].
При обучении бакалавров писать эссе или выступать в роли эссеистов мы часто опираемся на собственный опыт написания сочинений и пользуемся творческими работами бывших студентов, которые отражали в своих заданиях проблемы на злобу дня: «Вспомнил!», «Звонок из прошлого», «Ностальгия», «Три вопроса президенту», «Счастливы ли дагестанцы», «Что такое качественное образование?», «Что имеем - не храним, потерявши - плачем», «Цыплят по осени считают», «Дружба народов - дружба языков», «Дагестан в единой семье», «Поликультурное воспитание», «Дагестанцы толерантны?», «Скажи, кто твой друг.», «Что посеешь, то и пожнешь» и др. На наш взгляд, всякий студент-гуманитарий должен превратиться в эссеиста в зависимости от сложившейся ситуации, потому что из всех жанров художественной публицистики наибольшей воздействующей (риторической) способностью обладает именно эссеистика [10, с. 143]. Бакалавры благодаря умению применять такое оружие в коммуникации, как риторическое слово, должны стать эссеистами, которые готовы выступать экспромтом, ибо это им понадобится в любых условиях, в том числе и в форс-мажорных обстоятельствах. Речь же мы произносим постоянно, но такая речь не всегда риторична и действенна.
Хотя эссе является субъективным жанром, мы призываем студентов при описании или рассуждении приблизиться к реальности, объективности, справедливости, учитывать нравственные стороны обсуждаемого вопроса, возрастные особенности, социальное положение и психологическое восприятие присутствующих. Ведь есть вещи, которые по этическим соображениям ни в коем случае нельзя озвучить в любой аудитории. Поэтому темы для эссе должны быть актуальными и интересными для молодого поколения, получающего высшее образование, но в то же время при подборе тематики нельзя затрагивать вопросы, которые могут спровоцировать конфликтные ситуации.
Все мини-сочинения студентов, написанные в форме риторических эссе, читаются в аудитории и обсуждаются. Так даем бакалаврам возможность критически относиться к произносимой, но заранее подготовленной речи, и к комментариям по поводу прозвучавшего эссе.
В каждом эссе проявляются морально-нравственные качества, индиви-дуальные черты и своеобразный талант молодого автора. К примеру, одно из практических заданий звучит следующим образом: «Напишите эссе "«Что такое риторика для дагестанца?"» [7, с.42]. Данное сочинение бакалавры должны подготовить к первому практическому или семинарскому занятию - после получения информации о сущности риторики на вводной лекции и ознакомления с материалами про эссе через рекомендованные источники и Интернет. Дагестанские студенты, с которыми мы работаем, легко справляются с таким заданием - сразу на первый план выходят ценностные ориентиры многонационального народа нашей республики, отражение которых в работе четко показывает, каковы установки воспитания подрастающего поколения и в каком направлении оно движется в настоящее время.
Риторическое эссе «Ломоносов - пионер в русской риторике, ибо...» [7, с. 49] бакалавры презентуют на истории русской риторики. При этом молодыми людьми акцент делается на научных риторических знаниях об отечественном красноречии XVIII века, приобретенных в течение короткого времени обучения азам указанной выше дисциплины.
На семинарском занятии по теме «Судебное красноречие» бакалавры демонстрируют свои творческие способности, риторические умения и навыки в критическом эссе «Можно ли назвать современный суд гуманным?» [7, с. 54]. Данное задание у студентов часто вызывает отрицательные эмоции, желание высказаться, потому что учащиеся юноши и девушки регулярно сталкиваются с нарушениями людьми своих гражданских прав и обязанностей. При этом обычно наказываются те, кто не совершал преступлений. Такое занятие часто превращается в резонансное мероприятие местного значения, потому что периодически проходят судебные процессы, где служители Фемиды не всегда ведут себя правильно и справедливо. Таких свежих примеров предостаточно. Не случайно на занятии часто возникают споры о том, применимо ли понятие
«гуманность» в отношении современного суда, и не удивительно, что выражение «В спорах рождается истина» не всегда звучит как правильное высказывание.
В дагестанской аудитории обычно принято писать эссе на психологическую, социальную, философскую и прочие темы. Мы же предлагаем риторические эссе как новизну в обучении, в которой наличествуют специфические черты философии и логики, культурологии и этики, психологии и педагогики, аргументации и языковой нормы, права и менталитета и пр. Поэтому во время работы над эссе и при его анализе бакалавры реализуют свои потенциальные возможности и приобретают знания по филологии, праву, политике, истории, религии, философии, социологии, педагогике, психологии, экономике и по другим отраслям общественной деятельности и направлениям науки. При этом на первом месте стоит словесность, ибо эссе и есть небольшое литературное произведение, которое используется как в художественной литературе, так и в литературной критике и публицистике [15, с. 293].
Считают, что объем эссе - от трех до семи страниц напечатанного текста [19]. Мы же полагаем, что можно написать эссе небольшого объема - до двух страниц. Даже материал в полстраницы или из одной страницы может стать объемом интересного и актуального в молодежной аудитории эссе. Так, бакалаврам мы даем подготовить творческое задание: «Напишите маленькое эссе (минимум 50 слов) «Демосфен - учитель современности» [7, с. 45]. Рекомендуем учащимся также реализовать свои творческие способности в мини-сочинениях «Дагестан в условиях глобализации» и «Поэтами рождаются, ораторами становятся. Согласны ли вы с мнением Цицерона?» (до 100 слов). Правда, таких маленьких заданий-эссе в нашем списке пока только несколько.
Ряд научных статей можно рассматривать как риторические эссе в связи с тем, что они посвящены ораторскому искусству и в них поднимаются актуальные проблемы современности. Так, на первом практическом занятии студенты получают информацию о статье «Кое-что о студенческой риторике по-дагестански» [5, с. 23-26; 7, с. 42], само название которой дает подсказку бакалаврам, что они должны услышать новую и креативную информацию.
Известен случай рассмотрения публикации автора настоящей статьи как научное эссе: «Ученый из Дагестана М. Ваджибов в своем научном эссе осветил такую актуальную тему, как Болонский процесс. По его мнению, основные требования Болонского процесса не всегда однозначно воспринимаются студентами и вузовскими педагогами. Это объясняется тем, что тестирование не способствует компетентностному подходу и лишено непосредственного общения между педагогом и студентом. Именно этого опыта не хватает будущим дагестанским молодым специалистам, большинство из которых являются билингвами» [18, с. 2]. Для любого эссе характерна эссеистская, свободная форма построения
речи, чего нет в научной статье, которая подчиняется строгим правилам. Очевидно, автор газетной статьи нашел в самом названии и содержании нашей работы элементы публицистики, наличие которых мы, естественно, не отрицаем.
Данный газетный источник натолкнул нас к мысли о расширении тематики риторических эссе в форме вопросительных предложений: «Какова речь билингва?», «Болонский процесс - это необходимость?», «Помогает ли бакалаврам тестирование?», «ЕГЭ - это благо?» и др. Кстати, само название той статьи было нами частично оформлено в виде риторического вопроса: «Болонский процесс: получат ли знания студенты-билингвы Дагестанского государственного университета в результате внедрения «европейских» методов в изучение русского языка и культуры речи?» [3, с. 111]. Такие формулировки актуализируют дагестанскую студенческую аудиторию, что приводит к активизации учебного процесса и его результативности.
Те дневниковые записи риторов, которые обычно делают бакалавры на практических занятиях по риторике, мы также рассматриваем как риторическое эссе [4, с. 86-94]. Не случайно к разновидностям эссе относят два основных типа речи: «...описание (зарисовку) и размышления в различных жанрово-стилистических формах: эссе-рецензию (мнение заинтересованного читателя, не претендующего на обоснованную оценку), эссе - художественную зарисовку (лирическую миниатюру), эссе-заметки («узелки на память», «осколки», «дребезги» и другие варианты названий, придуманные писателями), эссе - дневниковую запись, эссе-письмо (во всех функциональных разновидностях)» [16].
В учебной литературе читаем: «Эссе относится к жанрам с нестрого заданными жанровыми характеристиками» [11, с. 786]. Поэтому сочинение «Мои первые впечатления от учебы в университете», которое первокурсники обычно пишут в конце сентября, можно считать первым опытом подготовки эссе, т.к. мы не требуем, чтобы бакалавры соблюдали определенные правила оформления. Образцы сочинений-эссе бывших студентов мы озвучиваем с целью подготовить теперешних студентов-первокурсников к самостоятельному написанию творческой работы по заданной теме.
При подготовке критического эссе молодой человек должен уметь пользоваться риторическим инвентарем, куда обязательно следует включать дефиниции по предмету, умение подбирать необходимые средства речевой выразительности, излагать мысли четко и логично, правильно и лаконично. При этом применение элементов убеждающего дискурса, который имел место в действительности, украсит любое риторическое занятие.
Итогом обучения риторическому эссе может стать конкурс на лучшее публицистическое сочинение, для которого мы бы подобрали тему под названием «Мой дагестанский риторический идеал». Завершить курс
риторики мы также советуем или сочинением «Что мне дала риторика?», или эссе «Спасибо, Риторика! Ты - царица всех наук!», или анализом-беседой по предмету через эссе под названием «Рыцарь-оратор на пять минут», или эссеистской творческой работой «Актуален ли в дагестанском обществе "Манифест ритора" В.И. Аннушкина?» [2, с. 8-11]. При этом в перечень предлагаемой тематики риторических эссе для дагестанских бакалавров могут быть включены любые актуальные вопросы в современном поликультурном обществе.
Литература:
1. Акованцева Н.В. Тестирование в процессе обучения студентов-нефилологов русскому языку и культуре речи // Современная риторика в общественно-речевой и педагогической практике: материалы XVII Международной научной конференции (30 января - 1 февраля 2013 г.). -М.: Институт русского языка, 2013.
2. Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс: учебное пособие. - 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2012.
3. Ваджибов М.Д. Болонский процесс: получат ли знания студенты-билингвы Дагестанского государственного университета в результате внедрения «европейских» методов в изучение русского языка и культуры речи? // Теоретические и методические проблемы национально-русского двуязычия: Материалы Международной научно-практической конференции. 27-28 мая 2009 г. - Махачкала: ДНЦ РАН, 2009. - С. 111-113.
4. Ваджибов М.Д. «Дневник ритора» для дагестанской студенческой аудитории (из опыта работы в Дагестанском государственном университете) // Современная риторика в общественно-речевой и педагогической практике: материалы XVII Международной научной конференции (30 января - 1 февраля 2013 г.). - М.: Институт русского языка, 2013. - С. 86-94.
5. Ваджибов М.Д. Кое-что о студенческой риторике по-дагестански // Риторика и культура речи: наука, образование, практика: материалы XIV Международной научной конференции (1-3 февраля 2010 г.) / под ред. Г.Г. Глинина. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. - С. 23-26.
6. Ваджибов М.Д. Риторика: учебное пособие для бакалавров гуманитарных специальностей. - 2-е изд., перераб. и доп. - Махачкала, 2014.
7. Ваджибов М.Д. Риторика: учебное пособие для студентов-бакалавров гуманитарных специальностей. - Махачкала: Издательство ДГУ, 2012.
8. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
9. Гамзатов Р.Г. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 7. Публицистика, статьи, эссе. Пер. с авар. - М.: Советский писатель, 2003. - 432 с.
10. Крейтер К.М. «Я» - концепция в эссеистике // Риторика в новом образовательном пространстве: Материалы XVI Международной научной конференции (Санкт-Петербургский государственный горный институт, 1-3 февраля 2012 г.). - СПб., 2012.
11. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева. - М.: Флинта; Наука, 2003.
12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. -М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.
13. Программа курса «Риторическая критика» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/990055/ritoricheskaya-kritika (дата обращения - 19.08.2015).
14. Риторическая критика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.philol.msu.ru/data/programs/ritkrit.pdf (дата обращения -20.08.2015).
15. Русова Н.Ю. От аллегории до ямба: терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. - М.: Флинта; Наука, 2004.
16. Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. Учебное пособие / Отв.ред. З.С. Смелкова. - М.: Наука, Флинта, 2003 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text3/84.htm (дата обращения 29.08.2015).
17. Смолененкова В.В. Понятие риторической критики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/philology/37416.php (дата обращения 20.08.2015).
18. Тажудинова А. Двуязычие - историческая данность. Газета «Дагестанская правда» от 28.05.2009 г. - № 159-160. - С. 2. - 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dagpravda.ru/rubriki/obshchestvo/6642/ (дата обращения - 10.08.2015).
19. Эссе - что такое, как писать, сочинение эссе, примеры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/7url=ya-
serp%o3A%o2F%o2Fwww.bgpu.ru%o2Falumnus%o2Fessay.pdf&name=essay.pdf&c =55f51d742c92 (дата обращения - 29.08.2015).
Vadzhibov M.D. Ritoricheskie jesse dlja dagestanskih bakalavrov / M.D. Vadzhibov // Nauka. Mysl'. - № 3. - 2015.
© М. Д. Ваджибов, 2015. © «Наука. Мысль», 2015.
— • —
Abstract. In the article the author defines what rhetorical essay is and provides an indicative list of essay mini-compositions, which are required among Dagestanian multicultural student audience. It is noted that this publication is the first attempt to study such issue, and the essay subject may include any topical issues of contemporary society.
Keywords: rhetorical essays, Bachelor of Dagestan, multicultural audience, essay topics.
— • —
Сведения об авторе
Малик Джамалутдинович Ваджибов, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы,
Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия).
— • —
Подписано в печать 30.10.2015.
© Наука. Мысль, 2015.
— • —