Научная статья на тему 'О риторическом воспитании дагестанской студенческой поликультурной аудитории через художественную литературу'

О риторическом воспитании дагестанской студенческой поликультурной аудитории через художественную литературу Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
188
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДАГЕСТАНСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ АУДИТОРИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / RHETORICAL EDUCATION / DAGESTANI STUDENT AUDIENCE / MULTICULTURAL TEAM / FICTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ваджибов М. Д.

В настоящей статье отражен вопрос о риторическом воспитании дагестанской студенческой молодежи посредством художественной литературы. Данная аудитория является поликультурной, которая склонна считать, что не всякая опубликованная в печати речь, придуманная мастером слова и отражающая действительность в образах, является примером для подражания и привития среди молодых людей положительных навыков поведения в многоязыковом и многоконфессиональном обществе, каковым является Республика Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On rhetorical education of Dagestani student multicultural audience through fiction

This paper addresses the issue of rhetorical education of Dagestani students through literature. This is a multicultural audience, which tends to assume that not everything published in the press invented by word painters and reflecting the reality in the images is a role model for young people and a way of education of positive behavior skills in a multilingual and multicultural society, which is the Republic of Dagestan.

Текст научной работы на тему «О риторическом воспитании дагестанской студенческой поликультурной аудитории через художественную литературу»

№ 6-1. - 2016

Филологические науки

УДК 82.085:37

О РИТОРИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДАГЕСТАНСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ АУДИТОРИИ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ15

М.Д. Ваджибов, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия),

E-mail: [email protected]

Аннотация. В настоящей статье отражен вопрос о риторическом воспитании дагестанской студенческой молодежи посредством художественной литературы. Данная аудитория является поликультурной, которая склонна считать, что не всякая опубликованная в печати речь, придуманная мастером слова и отражающая действительность в образах, является примером для подражания и привития среди молодых людей положительных навыков поведения в многоязыковом и многоконфессиональном обществе, каковым является Республика Дагестан.

Ключевые слова: риторическое воспитание, дагестанская студенческая аудитория, поликультурный коллектив, художественная литература.

Вначале определим, что такое риторическое воспитание. По словам В.И. Аннушкина, «Речевое (риторическое) воспитание не есть воспитание "контактности" или "коммуникабельностионо предполагает прежде всего философичность и образованность, ответственность за сказанное или написанное слово, нравственно-этическую основу поступков» [2].

На наш взгляд, невозможно воспитывать человека риторически, если не учитывать то, что красноречие тесно связано с литературой. Поэтическое или прозаическое слово -это практический инструментарий для риторического воспитания. Еще В.В. Виноградов писал: «Риторика, как дисциплина, издавна, еще с эпохи античной культуры, была поставлена в связь и взаимодействие с поэтикой» [9, с. 98]. Это говорит о том, что риторическое воспитание (образование или культура) невозможно без художественного слова, потому что, по образному выражению, Ю.М. Рождественского, «Художественная литература стала пониматься как основной источник новой стилистики, как "властительница дум"» [12, с. 53]. Не случайно ортология при толковании того или иного нормативного понятия обычно опирается на примеры из классических художественных произведений. Поэтому «властительница дум» пользуется своим исключительным правом учить человека говорить.

Студенты должны знать о тесной связи риторики и художественной литературы и воспринимать аксиологическое значение образного выражения. С этой целью обучающиеся в первую очередь готовят реферат, в котором отражаются теоретические положения о связи риторики и художественной литературы. Источники к такому научному продукту заранее предлагаются студентам [7, с. 43]. Уместными в данной ситуации являются слова Ю.В. Рождественского: «Так достигается цель воспитания человека

15 Обновлённая и расширенная версия публикации: Ваджибов М.Д. О риторическом воспитании дагестанской студенческой поликультурной аудитории через художественную литературу // Науковi записки. Серiя "Фшолопчш науки" (Н1жинський державний ушверситет iменi Миколи Гоголя) / вщп. ред. проф. Г. В. Самойленко. - Н1жин: НДУ iм. М. Гоголя, 2013. - Кн. 1. - 319 с. - С. 37-44.

нового стиля для решения любых жизненных, в том числе риторических задач» [12, с. 53].

Возникает резонное обращение в форме риторического вопроса к следующей мысли - если бы художественная литература не способствовала риторическому воспитанию поликультурного студенческого коллектива, то ученые и практики апеллировали бы к авторским переносным высказываниям и цитатам, а также к, речам персонажей известных мастеров слова?

Следует отметить, что риторическое образование через художественную литературу мы получали независимо от того, находилась ли риторика под запретом или нет. Даже в период кризиса ораторского искусства, да и в советские времена, нас обучали через средства речевой выразительности, которые в риторике называются цветами красноречия, и помогали нам делать речь красочной, выразительной, неординарной, метафорической. Это и есть один из способов риторического воспитания через художественную литературу.

В нашей республике давно назрела необходимость выработки специальной методики преподавания риторики в многоязыковой и многоконфессиональной студенческой среде через художественное слово, в которой учитывались бы ментальность дагестанцев и воспитание в них умения быть толерантными и красноречивыми в условиях глобализации. Кроме того, без внимания не должно оставаться и то новое, которое или ассимилирует традиционное в красноречии, или же само адаптируется к условиям существования и распространения ораторского искусства среди студентов-горцев.

Воспитание грамотного специалиста невозможно без привития элементарных этических, коммуникативных и нормативных правил. В общении главным мы считаем умение правильно и уместно, выразительно и красиво, умело и точно излагать мысли как в приватной беседе, так и при публичной реализации определенных намерений. Для этого важным является и умение вербально выражать эмоциональное состояние или скрывать чувства, если они смогут нанести ущерб общению. От невербальных средств зависит ход коммуникативного процесса. Этого также можно добиться с помощью прекрасных произведений мастеров слова.

Студента в первую очередь необходимо учить работать с человеком в трудную минуту через убедительную речь, потому что риторическая компетентность воздействует на собеседника положительно. Именно поэтому знания этических правил побуждают людей к совершению речевых поступков, способных изменить ситуацию. Уместное общение, в котором, возможно, наличествуют очевидные требования или пожелания одного из собеседников или аудитории, могут улучшить атмосферу в среде общения. Агрессивное поведение благодаря соблюдению речевого этикета может превратиться в позитивное общение. При этом продуктивно знание местного колорита - обычаев и адатов носителей автохтонных культур. Для этого желательно чтение художественной литературы национальных писателей. Преподаватель-оратор должен быть вооружен психологическим багажом знаний и примерами их произведений известных писателей родного края. Их прежде всего можно черпать из хрестоматийной литературы. Лектор обязан предвидеть ход речевого события и использовать такие афористические слова, которые помогут зрителю или слушателю ориентироваться в правильном, необходимом для него направлении. Так, с нашей точки зрения, психологически и риторически оправданными при воспитании всесторонне развитой личности являются следующие слова Р.Г. Гамзатова: «Я

всегда считал, что человек не должен быть тенью времени, он должен быть факелом времени» [10, с. 346].

Какими способами следует подготовить риторически грамотного специалиста, используя художественное слово в качестве иллюстрации? Изложение теоретического материала на лекциях и самостоятельное изучение ряда тем студентами, реферирование и подготовка докладов, использование усвоенной теории на практическом или лабораторном занятии - вот то главное, которое мы применяем традиционно в своей преподавательской деятельности. Это дает студентам возможность рассказывать выученное, читать написанное и выполнять письменные задания, обращаясь к художественному слову. К этому добавилось и принудительное тестирование, которое не способствует развитию риторических способностей, умений и навыков. А возможности для практического усвоения студентами риторического инструментария через художественные примеры у нас, к сожалению, минимизированы в силу перехода образования на европейские стандарты согласно Болонскому процессу. Новым, креативным является творческий подход к разработке методов выполнения заданий. Для этого важны конкретные риторические установки, которые активизируют учебный процесс. Можно использовать метод кейс-стади, обсудить поступки любимого героя, провести круглый стол, организовать пресс-конференцию, подготовить мини-сочинение экспромтом, придумать ролевую игру-сценку, подобрать эпитет к характеру однокурсника, демонстрировать интерактивную доску для передачи лейтмотива произведения, участвовать в презентации авторской книги в Республиканской библиотеке и пр., опираясь на сюжетные линии известных художественных произведений. Так, студенты после предварительной подготовки через несколько описаний художественных ситуаций в аудитории могут написать сочинение на злободневную тему или подготовить доклад, в котором отражены особенности общения в поликультурной аудитории. Интерес у студентов вызывают риторические или психологические тренинги, которые способствуют раскрытию творческих начал, преодолению определенных трудностей в общении и волнений в коммуникативном процессе. Отметим также, что риторическая игра в форме тренинга может превращать человека в неординарную личность, которая найдет выход из любой экстремальной ситуации. При этом в памяти надолго сохраняются такие примеры, как использование пословицы, афоризма, частушки, стихотворения собственного сочинения, рассказа об авторитетном дагестанце, исторического факта, интересного случая из жизни и др. Кстати, как используют студенты эпитеты из книги Р. Гамзатова «Мой Дагестан», опубликовано в специальной статье [6, с. 157-165].

Важным является организация тренинга для выработки устойчивых и положительных правил поведения, опираясь на художественные произведения. При этом тренировочные упражнения можно рекомендовать проводить в любых аудиториях, но особенно такой вид работы продуктивен в группах, в которых максимум 10-15 студентов. К этому выводу мы пришли на основании того, что постоянно сравнивали данные об успеваемости после обучения риторике посредством речи, отражающей действительность в образах. В академических группах, в которых до 30 человек, эффективность восприятия намного ниже, чем в группах из 15 студентов. Возможно, это связано с тем, что в малокомплектной группе у преподавателя больше времени для индивидуальной работы со студентами во время учебного процесса.

Умению выступать публично может способствовать фольклор, для чего предлагаем заучивать наизусть ряд пословиц, поговорок, скороговорок, афоризмов, частушек и пр., в которых говорится о терпении, о взаимопомощи, о любви к человеку, об уважении к инакомыслию. Кроме того, считаем целесообразным использование на одном из занятий пересказа текста. С этой целью мы студентам обычно предлагаем рассказ «Я поздно понял» Е. Ауэрбаха, поступки героя которого могут быть образцами для подражания или наоборот [1, с. 138-141]. При этом студентов-дагестанцев знакомим не только с менталитетом представителя другой нации, но и воспитываем в них уважительного отношения к матери, семье, окружающим, вырабатываем в молодых людях чувство ответственности и пр. Помимо этого, определяем, каким образом поступил бы дагестанец в аналогичных ситуациях. По этому тексту также можно провести тренинг, обмениваясь впечатлениями от восприятия эмоционального содержания рассказа и акцентируя внимание на том, что герой произведения был молод и студенческая аудитория также молода, что герой находился и студенты оказываются в социальной среде, которая, разумеется, может положительно или отрицательно повлиять на формирование личности.

На наш взгляд, удачными являются некоторые тексты, данные в многочисленных учебниках, учебных и учебно-методических пособиях по риторике. Среди них особо хочется выделить прозаические произведения А.П. Чехова. Это такие рассказы, как «Оратор», «Донесение», «Толстый и тонкий», «Ушла», «Скучная история», «Человек в футляре» [4, с. 76], заметка «Хорошая новость» и др. По опыту работы знаем, что в нашем учебном процессе особое место в риторическом воспитании студенческой молодежи занимает творчество А.П. Чехова, что связано с тем, что в произведениях писателя освещаются актуальные проблемы человеческого общения на все времена. Помимо этого, чеховские произведения маленькие по объему, что дает возможность прочитать и сделать риторический анализ во время практического занятия. Кроме того, к новеллам писателя часто апеллировали и апеллируют многие теоретики и практики ораторского искусства. Мы также решили не нарушать традиций, что отражено в различных сборниках конференций и в Интернете. В качестве образца для знакомства, каково риторическое значение произведения писателя, мы предлагаем статью, опубликованную в «Вестнике» ДГУ [8, с. 86-91]. А это важно, учитывая ту ситуацию, когда подрастающее поколение перестало изучать литературу вообще, а в частности и художественную. К сожалению, уместным считаем подчеркивать, что учащиеся не читают даже хрестоматийных текстов. Поэтому на занятиях студентов специально знакомим с классическими произведениями по античной и зарубежной литературе, а также с творчеством Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, М.М. Зощенко и других писателей и поэтов. А для качественного применения художественной речи в риторическом воспитании студентам предлагаем прочитать ряд работ, среди которых научные труды и произведения Аристотеля, Плутарха, А.Ф. Кони, П. Сергеича, А.С. Макаренко, А.А. Леонтьева, Д.С. Лихачева и др.

На занятиях нами даются не только прозаические тексты. Из поэтических в первую очередь акцент делается на стихотворениях, которые студенты изучали в средней школе. Это хрестоматийные произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, А.А. Блока и др. Их мы в основном используем на занятии по теме «Средства речевой выразительности». Это также воспитывает подрастающее поколение в русле риторических традиций, востребованных в современном обществе.

При изучении темы «Роды и виды красноречия» нами ценится умение рассказывать анекдот, в котором актуализируются особенности дагестанских народов или содержание которого так или иначе связано с Дагестаном. Такая тема воспринимается студентами сразу и адекватно. В ней отражается ментальность горцев, что активизирует аудиторию. С этических соображений тематика анекдотов на занятии ограничена и в основном она бывает связана с художественным текстом. К примеру, мы часто прибегаем к «художественным» анекдотам о Молле Насреддине. Кстати, мы давно перестали рассматривать анекдот как неопубликованное произведение.

Важным считаем и умение красиво произносить тост, т.к. многие дагестанцы часто принимают участие в торжествах: свадьбах, юбилеях, праздниках и т.д. Тост по содержанию непременно должен быть связан с реалиями современного многонационального Дагестана. Придумать или найти такой тост в настоящее время несложно - материал можно поискать и в библиотеке, и в Интернете, и в многочисленных периодических и развлекательных изданиях, и наблюдая за речью опытного тамады во время какого-нибудь торжества, который часто при произнесении тоста прибегает к притче. Для этого целесообразнее применение тоста и притчи из художественной речи. Мы же предлагаем проштудировать притчи из книги «Мой Дагестан» Р. Гамзатова и тосты из одноименного сборника И. Шамова, где дан богатейший иллюстративный материал для торжественного выступления.

Удачным является и умение студента подготовить связный вторичный текст, для чего в аудитории при рассмотрении темы «Этапы работы над речью» составляем образец плана к мини-сочинению, обращаясь к художественному произведению. После этого студенты получают творческие задания, среди которых выделяем такие темы, как: Что мне дала риторика; Почему волнуетесь перед выступлением?; Наши адаты; Комплимент; Счастливый случай; Уместная речь - это удачная речь?; Конфликт, который нельзя забыть; Толерантность по-дагестански; Дагестан - поликультурная среда; Мой Дагестан - гора языков; Наркотики - это зло!; Под снегом только грязь; «Что имеем - не храним, потерявши...»; «В чужой монастырь со своим уставом не ходят»; «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты» и др. [4, с. 77].

Художественные тексты должны быть тесно связаны с изучаемыми специальностями. К примеру, при работе со студентами-психологами акцент делаем на произведениях Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и других классиков. При этом предметом обсуждения у нас становятся студенческие сочинения, посвященные художественным персонажам и актуальным молодежным проблемам, и публикации, в которых даются сведения об общении, о речевом этикете, о беседах на социально-психологические темы, об универсальной личности в поликультурной среде и пр. Предваряем такую работу двумя статьями, опубликованными автором настоящей работы: «Использование текста как одного из способов устранения инвективы из русской речи дагестанской молодежи» [3, с. 45-50] и «Некоторые особенности в национальной психологии дагестанцев при общении на русском языке» [5, с. 82-87]. В них также затрагиваются проблемы общения личности в поликультурной среде и отражается вопрос о воспитании через художественную речь. При этом молодые люди не знают, чьи мысли они читают и обсуждают. Кто является автором данных публикаций, они узнают только после анализа содержания статей, т.к. работы должны быть оценены объективно. А если студенты, у которых занятие по указанной теме еще не состоялось и которым предстоит обсуждать эти

№ 6-1. - 2016

статьи, каким-то образом узнают, кто написал рассмотренные работы, то таких студентов обеспечиваем текстами других авторов. На всякий случай на каждое занятие мы дополнительно подбираем труды ряда ораторов, потому что «Всегда важно, выступая, иметь резервные знания - материала у Вас должно быть минимум на треть больше того, который, по Вашим расчетам, необходим для выступления» [14, с. 97].

Свои тексты студенты иногда подготавливают и на лекциях, отвечая на вопросы преподавателя. Мы сознательно отходим от традиционного ведения лекций и задаем студентам вопросы. Так, до разбора статьи «Использование текста как одного из способов устранения инвективы из русской речи дагестанской молодежи» студенты в течение 5 минут письменно отвечают на вопрос: «Можно ли устранить из русской речи дагестанской молодежи инвективу с помощью художественного текста? Ответ обоснуйте». Так мы начинаем эксперимент по определению роли художественной литературы в риторическом воспитании студента-дагестанца, который реализует свои вербальные способности и интенцию в поликультурном социуме.

При ответах обычно прослеживаем следующую тенденцию: из года в год студенты стараются писать поменьше - если два года назад в основном студенты отвечали на вопрос тремя-пятью предложениями, то в последний год они пользовались одним-двумя короткими высказываниями или несколькими словами. Это, по нашему мнению, объясняется желанием молодежи сэкономить время и средства и падением интереса к письменным записям. Ведь почти все контрольные и практические задания студенты обычно выполняют на компьютерах, что является велением современности. Несмотря на это, мысли студентов фактически совпадали: около 10-15 процентов юношей и девушек отвечали на вопрос утвердительно, объясняя, почему они считают так, а не иначе. Остальные давали в основном отрицательные ответы, что настораживало нас, т.к. мы с самого начала были уверены в том, что прежде всего текст классического произведения должен быть образцом для подражания, а не наоборот. Мы, естественно, понимаем, что у современной молодежи другие ценностные ориентиры в отличие от тех, кто получил воспитание и прожил почти всю жизнь в Советском Союзе, чьи детство и молодость совпали с периодом перестройки и распада Великого государства. Именно отрицательные ответы являлись основанием для углубленной работы по подбору убедительных иллюстративных художественных материалов, т.к. текст должен способствовать тому, чтобы человек говорил, во-первых, и уместно, и вежливо, и правильно, т.е. культурно, а во-вторых, убедительно, что очень важно в неориторике. И мы обязаны подготовить цивилизованного, воспитанного специалиста, для речи которого характерны указанные качества. Естественно, данная задача - нелегкая, т.к. у большинства из молодого поколения, к сожалению, нет конкретных целей в жизни, что, может быть, связано с длительной эпохой нестабильности в нашей огромной стране и с отсутствием примерных героев, на которых следовало бы равняться.

В эксперименте приняли и принимают участие студенты Дагестанского государственного университета - бакалавры и будущие специалисты по социальной работе, психологии, философии, истории, экономике, филологии, востоковедению, правоведению, актерскому мастерству и т.д. В настоящее время в нашем эксперименте уже приняли участие свыше 2000 студентов. По мере возможности мы будем привлекать и студентов других дагестанских вузов. Это поможет нам регулярно получать интересные и заслуживающие внимания результаты.

В последние два года в нашу работу вовлеклись и магистранты, которых в количественном отношении намного меньше. В эксперименте пока принимают участие до 40 магистрантов по двум направлениям - по психологии и философии. Но их ответы более прагматичны - в них не наблюдаем никаких альтернативных ответов. Четко вырисовывается картина отношения взрослых студентов к вопросу о риторическом воспитании с помощью художественных текстов. В основном получаем такой ответ -художественное произведение может риторически воспитывать студента, если в данной работе не нарушены этические и коммуникативные нормы речевого поведения. При этом на нормативные правила литературного языка, если речь идет о воспитании, магистры обращают внимание в последнюю очередь.

Кстати, если в начале эксперимента студентов опрашивали, можно ли устранить словесную агрессию посредством образного слова, то в последние два года мы в анкету внесли и вопрос: «Способствует ли художественная литература риторическому воспитанию?». Если же на первый вопрос студенты фактически отвечают без подготовки, то на второй вопрос они отвечают подготовившись и осознанно.

При обращении к художественной литературе результативными прежде всего становятся задания по социально-политическому, социально-бытовому, академическому и судебному красноречиям. При этом эффективность усвоения материала зависит от таких разновидностей, как удачно подобранные притча, тост, анекдот, маленький рассказ, легенда, отрывок из поэмы, лирические стихи и пр. Все это нацелено на выработку активной жизненной позиции, в которой немаловажную роль должно сыграть чувство патриотизма, любви к Отечеству. Для этого в дагестанской поликультурной студенческой среде востребованы и тексты местных мастеров слова, в которых отражены своеобразие республиканских этносов и их отношение к малой Родине. Если к практическим или лекционным занятиям тексты-рассуждения в первую очередь можно черпать из региональных СМИ, то, естественно, в качестве текстов-повествований и текстов-описаний можно взять отрывки из произведений дагестанских поэтов и писателей. Мы составили список таких текстов, среди которых «Мой Дагестан», «Журавли», «Родной язык», «Три горских тоста» и «Тост» Р. Гамзатова, стихи С. Стальского и Е. Эмина, проза Ф. Алиевой, повести и рассказы А. Абу-Бакара. поэмы М. Митарова и др. Кстати, в Интернете дан перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению [11]. Похвально, что в перечень вошла книга Р. Гамзатова «Мой Дагестан», чтение которой является одним из способов воспитания современного человека, адаптированного к условиям глобализации.

Очень поучительны восточные сказки и фольклор. Следует также выделить рубаи Омара Хайяма, рассказы Шехерезады из «Тысячи и одной ночи», художественные религиозные и другие восточные притчи, т.к. менталитет народов мусульманских стран очень похож на дагестанский. При этом, по нашему мнению, универсальны детские рассказы, которые воспитывают молодежь и у героев которых необходимо учиться, т. к. они (герои) обычно всегда добрые, наднациональные, не обозленные на негативные высказывания и отрицательные действия окружающих. С точки зрения нравственности, даже дикие звери-герои во многих рассказах разговаривают корректно, уважительно, что важно в преподавании риторики в поликультурном вузе.

Не только художественные произведения способствуют воспитанию студенческой поликультурной аудитории. Черпать тексты для занятий можно и из книг, посвященных ритуалам, традициям, обычаям, адатам, истории народов Дагестана. Мы в свою очередь предлагаем молодежи читать дагестанскую русскоязычную литературу и местную периодику и региональные Интернет-издания, в которых подробно описано, как вели себя и высказывались герои произведений в тех или иных речевых ситуациях.

Разумеется, не все художественные произведения способствуют риторическому воспитанию поликультурного студенческого коллектива. Поэтому существенным является вопрос о том, всякий ли художественный текст подходит в качестве иллюстративного материала. Конечно, вопрос не риторический, ибо письменная или устная речь экстремистского толка, которая призывает к насильственному свержению существующего общественного строя, пропагандирует национализм, демонстрирует пошлый, аморальный образ жизни, описывает насилие над личностью и природой и не в состоянии воспитывать молодого человека в духе толерантного отношения к окружающим, не может быть призвана для выполнения риторической задачи. При этом мы не должны забывать о том, что в современном обществе в действительности перестали писать яркие, самобытные произведения, которые могут быть востребованы в социуме. Большинство новых изданных работ не выдерживают никакой критики, т.к. в таких речах нарушены элементарные этические и коммуникативные правила общения. Для обоснования этого высказывания достаточно заглянуть в Интернет, который пестрит многочисленными низкосортными текстами. В Интернете же дан список из 100 книг, рекомендованных школьникам для чтения [13]. На наш взгляд, этот список можно было пересмотреть, чтобы избегать возможного выбора, в котором, очевидно, будут превалировать какие-то безнравственные принципы человеческого общежития и фактически начнут воспевать деструктивные действия отрицательных героев, которые своими проступками не способны риторически воспитывать подрастающее поколение будущих студентов.

В конце статьи отметим, что мы рассмотрели собственное видение решения вопроса и охватили только некоторые аспекты риторического образования студентов через художественную литературу. Результатом такого воспитания учащейся молодой поликультурной аудитории через произведения мастеров слова должны стать «... стабильное общественное настроение, упрочение духа, богатство мыслей и разнообразие чувств в жизни людей. Грамотное речевое воспитание гарантирует развитие личности, расцвет внутреннего и внешнего в каждом человеке» [2]. А это в совокупности является правилом уважительного отношения к личности. Ведь «Человеколюбие - главная сущность литературы» [10, с. 327].

Литература

1. Алликметс К.П., Метса А.А. Поговорим. Поспорим. - Л.: Просвещение, 1991.

2. Аннушкин В.И. Русские классические учения о речи: история и современность / Электронный ресурс // http://www.pereplet.ru/text/annushkin 7.html.

3. Ваджибов М.Д. Использование текста как одного из способов устранения инвективы из русской речи дагестанской молодежи (К постановке проблемы) // Опыт и проблемы современной практической психологии: Дагестан - Россия: Материалы Всероссийской

научно-практической конференции. Махачкала, 18-19 мая 2007 г. / Под ред. Л.Б. Шнейдер. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2007.

4. Ваджибов М.Д. К вопросу об использовании текстов при изучении риторики студентами-психологами // Вестник Дагестанского государственного университета. Гуманитарные науки. Вып. 3. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2008.

5. Ваджибов М.Д. Некоторые особенности национальной психологии дагестанцев при общении на русском языке // Этнопсихологические парадигмы в социокультурном пространстве Северного Кавказа: проблемы, опыт, перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции 21-23 апреля 2005 года. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005.

6. Ваджибов М.Д. Об использовании дагестанскими студентами эпитетов из книги Расула Гамзатова «Мой Дагестан» // Сучасн проблеми еппетологл: збiрник наукових праць / [ред. кол.: О. Лещак (голова, наук. ред.), О. Волковинський [вщп. ред.] та к]. - Кам'янець-Подтьський: Кам'янець-Подтьський нацюнальний уыверситет iменi iвана Опенка, 2011. -Вип. 1.

7. Ваджибов М.Д. Риторика: Учебное пособие для студентов-бакалавров гуманитарных специальностей. - Махачкала: Издательство ДГУ, 2012.

8. Ваджибов М.Д. Риторический анализ заметки А.П. Чехова «Хорошая новость» (К 150-летию со дня рождения писателя) // Вестник Дагестанского государственного университета. Филологические науки. Вып. 3. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2010.

9. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. Избранные труды. - М.: Наука,

1980.

10. Гамзатов Р.Г. Суд идет.: Стихотворения. Сказания. Поэмы. - / Пер. с авар. -Махачкала: Издательство «Юпитер», 2003.

11. Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению / Электронный ресурс // http://vk.com/doc12086328 150378555?hash=d872013c67290c13ff&dl=c3c0f65070078746c9.

12. Рождественский Ю.В. Теория риторики: учебное пособие / под ред. В.И. Аннушкина. - 3-е изд. - М.: Флинта; Наука, 2004.

13. «Список 100 книг» В.В. Путина, рекомендованных для школьников / Электронный ресурс // http://www.pedagogsobr.ru/newsshow/503.

14. Стернин И.А. Практическая риторика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2003.

^ Vadzhibov M.D. О ritoricheskom vospitanii dagestanskoj studencheskoj

polikurturnoj auditorii cherez hudozhestvennuju literaturu II Nauka. Mysl'. - 2016. - №6-1.

© М.Д. Ваджибов, 2016.

© «Наука. Мысль», 2016.

— • —

Abstract. This paper addresses the issue of rhetorical education of Dagestani students through literature. This is a multicultural audience, which tends to assume that not everything

published in the press invented by word painters and reflecting the reality in the images is a role model for young people and a way of education of positive behavior skills in a multilingual and multicultural society, which is the Republic of Dagestan.

Keywords: rhetorical education, Dagestani student audience, multicultural team, fiction.

— • —

Сведения об авторе

Малик Джамалутдинович Ваджибов, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия).

— • —

Подписано в печать 01.05.2016.

© Наука. Мысль, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.