Научная статья на тему 'О применении «Риторики молчания» в современной дагестанской студенческой аудитории'

О применении «Риторики молчания» в современной дагестанской студенческой аудитории Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
435
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИМЕНЕНИЕ РИТОРИКИ МОЛЧАНИЯ / USE OF RHETORIC OF SILENCE / ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ МОЛЧАНИЯ / VALUE AND FUNCTIONS OF SILENCE / ДАГЕСТАНСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ АУДИТОРИЯ / DAGESTAN STUDENT AUDIENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ваджибов М. Д.

В настоящей статье освещен вопрос о целесообразности применения риторики молчания в современной дагестанской студенческой аудитории. В работе использованы наиболее удачные в монологической и диалогической речах разновидности и функции молчания. Кроме того, приведены многочисленные разнообразные примеры из специальной литературы, из Интернета и из произведений мастеров слова, в которых отражено значение концепта «молчание».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On application of "rhetoric of silence" in modern Dagestan student audience

In this article the question of the use of the rhetoric of silence in modern Dagestan student audience is considered. The authors used the most successful in the monologue and dialogue speech varieties and functions of silence. In addition, the many various examples from the literature, the Internet and the works of masters of the word, which reflects the value of the concept of "silence", are given.

Текст научной работы на тему «О применении «Риторики молчания» в современной дагестанской студенческой аудитории»

Филологические науки

УДК 82.085

О ПРИМЕНЕНИИ «РИТОРИКИ МОЛЧАНИЯ» В СОВРЕМЕННОЙ ДАГЕСТАНСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ

М. Д. Ваджибов Дагестанский государственный университет (Россия, Махачкала), e-mail: [email protected]

Резюме. В настоящей статье освещен вопрос о целесообразности применения риторики молчания в современной дагестанской студенческой аудитории. В работе использованы наиболее удачные в монологической и диалогической речах разновидности и функции молчания. Кроме того, приведены многочисленные разнообразные примеры из специальной литературы, из Интернета и из произведений мастеров слова, в которых отражено значение концепта «молчание».

Ключевые слова: применение риторики молчания, значение и функции молчания, дагестанская студенческая аудитория.

Умение молчаливо слушать - это умение красноречиво молчать, это особенность, которая характерна для реактивных культур Востока. «Представители этих культур... предпочитают молча и спокойно слушать собеседника, осторожно реагируя на предложения другой стороны» [4: 158]. Поэтому перебивать слова собеседника или взрослого по возрасту - это недостойное поведение юноши, который согласно обычаям выглядит «дико» в социальной среде подрастающего поколения Дагестана, находящегося как бы на стыке двух культур - западной и восточной. И современная коммуникация, которая в условиях глобализации регулярно и быстро подвергается изменениям, спровоцирует воспитанного на горской морали молодого человека к нарушению традиционных нравственных установок, что не приветствуется дагестанским социумом. Поэтому умение вовремя молчать - один из способов поддерживать или приостанавливать самую напряженную речь, самые горячие головы.

Мы, разумеется, считаем, что для нас с профессиональной точки зрения важным в речевом воспитании является научение студентов-дагестанцев риторике молчания. Данный аспект мы освещали и на Международной научной конференции «Риторика в контексте образования и культуры» [2: 173-178].

Риторика молчания в первую очередь должна быть нацелена на речевое образование личности. Поэтому целесообразно использовать все позитивное о молчании, которое призвано научить студента строить речь правильно, логически верно, выделяя интонационные отрезки. Правда, специально, целенаправленно учить юношу или девушку риторическому молчанию невозможно. В эпоху глобализации и компьютеризации все меньше времени остается для того, чтобы студенту можно было дополнительно привить какие -то навыки молчания. Да и, по нашим данным, не существует такого ораторского курса, который можно было усваивать самостоятельно, хотя знания, умения и навыки необходимы для студентов дагестанской поликультурной аудитории. Обучением молчанию следует заниматься регулярно или по возможности. Особенно такая работа полезна для нетерпеливых, для тех, кто

не усидчив, «болтлив», кто, излагая вслух все свои мысли, перебивает собеседника и не дает ему договаривать. Такая работа полезна и для тех студентов, кто очень быстро говорит, - таким юношам и девушкам следует давать совет не торопиться, делать паузы в речи. Ведь «Пауза - это молчание. Но и молчание может быть выразительным и значимым» [5: 377]. Очевидно, назрела необходимость выработать тренинг риторического молчания для самостоятельных занятий, поскольку аудиторные часы постоянно сокращают, считая, что бакалавр или магистрант слишком загружен и что следует оптимизировать учебный процесс.

Студенты должны иметь представление, что такое концепт «молчание», каково его значение, какие разновидности молчания выделяются в культуре речи и риторике. Это рефлексивное и нерефлексивное молчания в культуре речи, функции молчания в общении, степень допустимости молчания в речевом воздействии, невербальные средства общения, использование молчания в современных информационных технологиях, применение молчания как способа коммуникации в многонациональном, многоконфессиональном социуме и пр., которые применимы и к риторической науке, и к учебному предмету по красноречию - ораторскому искусству - риторике. Такие теоретические знания помогут студентам-дагестанцам выступать удачно и соблюдать правила речевого этикета, стратегию и тактику построения публичной речи, в которой немаловажное значение имеют и паузы как элементы молчания.

Большое влияние на молодежь в настоящее время оказывает Интернет - глобальная сеть - Всемирная паутина. Поэтому можно рекомендовать дагестанским студентам обратить внимание на высказывания о молчании в электронных средствах - на сайтах часто прибегают к словам о молчании, которые на странице того или иного лица красуются в качестве статуса. Социальные сети изобилуют такими материалами. Так, недавно мы прочитали на сайте «ВКонтакте»: «Иногда в молчании больше чувств, чем в словах», «Иногда надо замолчать, чтобы тебя выслушали», «Молчание и улыбка - это два мощных оружия. Улыбка является способом решения многих проблем, молчание же помогает их избежать», а на сайте одноклассников нашли: «Спокойствие - сильнее эмоций, молчание -громче крика, равнодушие - страшнее войны!», «Молчанье - щит от многих бед, а болтовня всегда во вред, язык у человека мал, а сколько жизней он сломал» и др. В качестве статуса часто пользуются высказываниями о молчании известных личностей, ср.: «Ничто в мире не сравнится с учением без слов и с пользой от недеяния» (Лао-цзы), «Молчание не всегда доказывает присутствие ума, но доказывает отсутствие глупости» (П. Бу-аст), «Научился говорить - значит вырос, научился молчать - значит поумнел» (Б. Шоу), «Лучше ничего не сказать, чем сказать ничего» (А.Ф. Кони), «Если один раз пожалеешь, что не сказал, то сто раз пожалеешь о том, что не промолчал» (Л.Н. Толстой), «Умением говорить выделяются люди из мира животных; умением молчать выделяется человек из мира людей» (Г.А. Ландау) и др. Такие афористические, емкие высказывания, которые можно использовать в монологической и диалогической речах, студенты-дагестанцы должны воспринимать и воспринимают как норму повседневного речевого поведения.

На лекционных и семинарских занятиях и в научных и воспитательных беседах советуем применять те высказывания, на которых акцентируют наше внимание исследователи риторической науки и авторы учебных пособий по красноречию. Так, многозначащим, возможно, является высказывание Д. Карнеги «Пусть большую часть времени говорит ваш

собеседник» [8: 117], если, конечно, он умеет говорить. Данное предложение уместно дополнить словами великого писателя Л.Н. Толстого: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать» [7: 308] и др.

Можно дать студентам задание собрать материал о молчании в учебной и научной риторике и в виртуальном пространстве. На воспитательном мероприятии по речевому общению небесполезны выступления с докладом о найденной информации, с сообщением о применении молчания в художественной литературе, с рассказом притчи о поступке молчания в религии, с анализом высказываний, афоризмов, пословиц, поговорок о молчании. Кроме того, рекомендуем проводить деловую игру «Соблюдение режима тишины», используя диалог. Кстати, В.П. Москвин отмечает: «Молчание становится красноречивым в диалоге...» [9: 581]. И это подчеркивает толерантное отношение собеседников друг к другу.

Преподавателям-гуманитариям мы предлагаем познакомить студентов с содержанием некоторых критических статей о молчании, дать задания по рассматриваемым работам, проводить специальный коллоквиум с целью определения, насколько студенты внимательны и молчаливы. Так, например, полезно подготовить реферат по теме «Риторика молчания в книге В.И. Аннушкина «Риторика. Экспресс-курс» [1: 161-162, 212-217], так как в данном пособии указанный аспект отражен достаточно объемно и содержательно. Кстати, с помощью информации о молчании в настоящей работе мы сумели активизировать студентов, которые не знали о предмете нашего специального исследования, но «не понаслышке» были знакомы с концептом «молчание» и с его значением в речи. В детстве и отрочестве родители, родственники, педагоги учили будущих студентов терпеливо относиться к собеседнику, внимательно слушать его, не перебивать.

Эффективными при обучении риторике молчания, очевидно, являются изучение таких фигур, как эллипсис и умолчание, которыми мы пользуемся на занятиях [3: 162, 163]. Поэтому следует прибегать к хрестоматийным примерам из художественных произведений и специальной литературы, где даны образцы указанных фигур. Очевидно, в монологической речи важным является умолчание, а в диалогической - эллипсис. Сделав паузу во время лекции, оратор может дать возможность слушающему сделать определенные выводы, потому что иногда молчание красноречивее самых красивых слов. Возможно, существенным в данной ситуации является голос молчания, когда, как выражаются молодые, ты поймал тишину, которая поможет определиться с мыслями и адекватными действиями, понимать говорящего с полуслова. И нет необходимости в такой коммуникации обращаться к эвфемизации речи.

Отметим, что личные молчаливые поступки, которые можно привести в качестве примеров, способствуют выработке определенных правил речевого поведения у студентов. Использованный И.А. Стерниным совет Д. Карнеги мы рассматриваем как речевой поступок молчания: «Прекращайте говорить тогда, когда слушатели еще хотят вас слушать» [12: 142]. При этом подчеркиваем, что своевременное молчание важно в полемике, ибо «молчание есть золото». Особенно полезно и востребовано молчание при невозможности нахождения консенсуса в коммуникации, когда у каждого из участников имеется своя правда, отличная от мнения оппонента. Уместно молчание и при конфликте между начальником и подчиненным: прав бывает тот, кто вовремя остановит спор любыми способами -

на практике в большинстве случаев ради соблюдения субординации как бы сдается младший по занимаемой должности.

Желательно использовать и тот материал, который придумали местные мастера слова. Так, у Р. Гамзатова можно прочитать: «Целыми часами они сидели молча, предоставляя возможность говорить только морю. Пусть море говорит, а ты молчи, Не изливай ни радости, ни горя. Великий Данте замолкал в ночи, Когда у ног его плескалось море. Людьми заполнен берег или пуст, Дай морю петь, волнам его не вторя, И Пушкин - величайший златоуст Молчал всегда, покамест пело море» [6: 252].

Возможно, море - это та сила, которая скажет что-то существенное, главное. И она не будет лукавить в отличие от тех людей, для которых использование лицемерия, притворства в общении стало обязательным элементом речевого поведения. Поэтому, на наш взгляд, полезнее слушать море, чем речи некоторых демагогов, да и море невозможно перекричать. И море, по нашему мнению, - мощнейшее оружие технологии применения риторики молчания в дагестанской студенческой аудитории. И такая технология предполагает специальное изучение невербальных средств, которые призваны прежде всего заменить неудачные в общении слова. И это не только наведет студента на размышления, но и научит его внимательно слушать и изучать окружающих и их речи.

Важным является и рубаи Омара Хайяма, красноречивее которого, вероятно, никто не высказывался:

«Если знанья вино сможешь в разум впитать, То молчи - тайн великих не смей продавать! И ушей не ищи ты для слов драгоценных -Станешь морем бескрайним, коль будешь молчать!» [10: 205]. Как видим, в этом рубаи поэт дал совет молчать. И он не случайно считал, что молчание превратит человека в море бескрайнее, т.е. в сильного. А сильный, если он поступает по справедливости, всегда должен реализовать правильную речевую интенцию, должен положительно повлиять на любую вербальную ситуацию и должен справиться с любой коммуникативной или риторической задачей.

На наш взгляд, применение риторики молчания удачно при попытках использовать черную риторику. Игнорирование в форме умолчания, возможно, приведет к эффекту разорвавшейся бомбы, потому что молчание не есть знак согласия и сможет заинтересовать молодых людей в чем-нибудь, сможет подсказать им, кто прав и кто виноват в конкретном речевом общении или споре.

Применение «риторики молчания» в современной дагестанской студенческой аудитории актуально и в связи с тем, что в последние годы интерес к религии возрастает - молодежь стремится к истокам традиционной культуры, которая опирается на вероисповедание и в которой важным считается умение пользоваться риторикой молчания, хотя данное понятие (дефиницию) многие специально не изучали. Отметим, что и в Исламе, и в Право-

славии особо подчеркивается значимая ценность такого человеческого качества, как молчание.

У молчания с риторической точки зрения несколько функций. Прежде всего, это та пауза, которая нужна для перехода к очередной, новой мысли. Кроме того, молчание точно выступает в роли собирателя слов для связной речи. А время кратковременной тишины только прибавляет бонусы прежде всего оппоненту независимо от того, прав он или нет.

Возможно, молчание связано и с растерянностью после полученной информации, которая важна для оратора и которая ошеломила выступающего: он не знает ответа на заданный вопрос и не готов давать ответы экспромтом. Если человек не знает, что и как надо отвечать в зависимости от ситуации, то этим он сам себя дискредитирует - терять дар речи ни в коем случае нельзя! Поэтому студентов надо готовить не только умению молчать, но и уместному умению молчать и говорить, если говорение обязательно.

В литературе пишут, что Ф. Ларошфуко подчеркивал: «... Но если сказать слово кстати - большое искусство, то кстати промолчать - искусство еще большее. Красноречивым молчанием можно порою выразить и согласие, и неодобрение; бывает молчание насмешливое, бывает и почтительное» [11: 74]. Значит, молчание может выполнять и такие функции, как согласие, несогласие, развлечение, давление или воздействие, уважение и пр.

Завершим статью словами В.П. Москвина: «Риторика молчания является ярким и показательным примером концепции, построенной на сугубо деривационном основании, то есть на сведении в один классификационный разряд всех возможных аффиксальных и семантических дериватов глагола молчать. И с функциональной, и с технической точек зрения широкое понимание «риторики молчания» представляется слишком эклектичным, чтобы претендовать на теоретическую стройность» [9:584].

Литература:

1. Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс: учебное пособие / В.И. Аннушкин. - 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2012.

2. Ваджибов М.Д. О риторике молчания для дагестанской студенческой аудитории // Риторика в контексте образования и культуры: материалы XIX Международной научной конференции, 29-31 января 2015 года / отв.ред. И.Ю. Нефедова: Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина. - Рязань, 2015.

3. Ваджибов М.Д. Риторика: Учебное пособие для студентов-бакалавров гуманитарных специальностей. - Махачкала: Издательство ДГУ, 2012.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2004.

5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

6. Гамзатов Р.Г. Мой Дагестан. Конституция горца. - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2002.

7. Далецкий Ч.Б. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2004.

8. Крюков Р.В. Риторика: конспект лекций. - М.: «А-Приор», 2006.

9. Москвин В.П. Аргументативная риторика: теоретический курс для филологов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

10. Омар Хайям. Рубаи. - М.: ООО Издательский дом «Летопись-М», 2000.

11. Риторика. Методология и практика. Сборник программ. - М., 2003.

12. Стернин И.А. Практическая риторика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2003.

— • —

Vadzhibov M. D. O primenenii «ritoriki molchanija» v sovremennoj dagestanskoj studenche-skoj auditorii / M. D. Vadzhibov // Nauka. Mysl'. - № 3. - 2015.

© М. Д. Ваджибов, 2015. © «Наука. Мысль», 2015.

— • —

Abstract. In this article the question of the use of the rhetoric of silence in modern Dagestan student audience is considered. The authors used the most successful in the monologue and dialogue speech varieties and functions of silence. In addition, the many various examples from the literature, the Internet and the works of masters of the word, which reflects the value of the concept of "silence", are given.

Keywords: use of rhetoric of silence, value and functions of silence, Dagestan student audience.

— • — Сведения об авторе

Малик Джамалутдинович Ваджибов, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия).

— • —

Подписано в печать 02.12.2015.

© Наука. Мысль, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.