[А. В. Стешов, М. Н. Злыгостева]
ным занятием, но и повысить интенсивность процесса личного осмысления учебного материала.
Подготовить интеллект-карту легче, чем написать «линейный» текст. Степень детализации интеллект-карты устанавливает сам преподаватель. По карте легко отобрать нужный материал для различных учебных групп, особенно на курсах повышения квалификации. Нет необходимости писать новый «линейный» текст лекции. Ее мнемонические качества позволяют в короткое время обозреть тему, восстановить в памяти все содержание. На ней очень удобно фиксировать моменты затруднений слушателей в понимании и отмечать направления интереса и детализаций.
Интеллект-карта в качестве содержательно-структурной основы лекции позволяет преподавателю обеспечить идеальный баланс между импровизированной речью, с одной стороны, и ясной, хорошо структурированной презентацией — с другой.
На основе интеллект-карты достаточно квалифицированный лектор способен говорить сколь угодно долго. Любая из главных ветвей могла бы сама по себе стать основой для отдельной лекции или выступления слушателя на семинаре. Обозревая интеллект-карту, обучающийся осознает, что он знает, чего не знает и что может спросить у него преподаватель при контроле усвоения учебного материала.
Интеллект-карта может быть составлена для целого раздела программы, курса и даже не-
скольких взаимосвязанных дисциплин. Можно составить гиперинтеллект-карту для отдельной отрасли науки, позволяющей обозревать сферу определенных научных интересов, проблем, направлений исследовательской работы.
В заключение отметим: при проведении интерактивной лекции на основе современных технологий, в том числе с применением интеллект-карт, слушатели должны иметь возможность строить в своем сознании представление о естественных событиях (ситуациях) в форме глубинных смысловых структур, развивать познавательную самостоятельность и теоретическое мышление. Нам кажется, предлагаемая методика позволит приблизить вузовскую лекцию к празднику для ума. Во всяком случае, авторы в этом убеждены на собственном многолетнем опыте, а слушатели в дальнейшем овладевают этой методикой для преподавания технических и гуманитарных дисциплин.
ЛИТЕРАТУРА
1. Античные риторики. М., МГУ, 1978.
2. Апресян Г. З. Ораторское искусство. М., 1972.
3. Апресян Г. З. Ораторское искусство. М., 1978.
4. Бьюзен Т. и Б. Супер-мышление. Минск, 2003.
5. Ивин А. А. Основы теории аргументации (новая риторика). М., 1997.
6. Москвин В. П. Аргументативная риторика. Ростов-на-Дону, 2008.
7. Стешов А. В. Риторика для лидера. СПб., 2003, 2006, 2007.
[приглашаем принять участие] МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
(Москва, 24-26 июня 2010 года)
В 2010 году исполняется 80 лет со дня образования МАДИ и 50 лет подготовительному факультету для иностранных граждан. Конференция включена в план работы РОПРЯЛ.
Научные направления конференции
Организация обучения иностранных учащихся. Учебно-программное и учебно-методическое обеспечение. Проблемы адаптации к обучению в российских вузах и колледжах; Русский язык как иностранный на этапе довузовской подготовки; Русский язык как иностранный на основных факультетах российских вузов; Вопросы преподавания русского языка как иностранного в системе среднего профессионального образования; Преподавания общетеоретических дисциплин на русском языке как иностранном; Преподавание дисциплин гуманитарного цикла на русском языке как иностранном.
Для участия в работе конференции необходимо выслать до 20 марта 2010 года в адрес оргкомитета заявку на участие и текст статьи по проблематике конференции.
Требования к оформлению доклада: Текстовый редактор — MS Word, поля — 20 мм, со всех сторон, межстрочный интервал — 1.3, шрифт «Arial», размер шрифта — 14, выравнивание текста — по ширине.
Адрес Оргкомитета: Россия, 125319, Москва, Ленинградский проспект 64, комн. 385, Деканат подготовительного факультета для иностранных граждан.
Email: [email protected]
Телефоны: (499)155-03-94, (499)155-04-78, (499)155-07-85.
[мир русского слова № 1 / 2010]
85